Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Имена христианские. Янина Свице

Первые фамилии у русских появились в XIII веке, но большинство оставалось «беспрозвищными» ещё 600 лет. Хватало имени, отчества и профессии.

Мода на фамилии пришла на Русь из Великого княжества Литовского. Ещё в XII веке у Великого Новгорода были налажены тесные контакты с этим государством. Знатных новгородцев можно считать первыми официальными обладателями фамилий на Руси.

Самый ранний из известных списков погибших с фамилиями: «Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, НамЂстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника…» (Первая новгородская летопись старшего извода, 1240 год). Фамилии помогали в дипломатии и при учете войска. Так проще было отличить одного Ивана от другого.

Боярские и княжеские фамилии

В XIV-XV веках фамилии стали брать русские князья и бояре. Фамилии часто образовавались от названий земель.Так, владельцы вотчины на реке Шуя стали Шуйскими, на Вязьме - Вяземскими, на Мещере - Мещерскими, та же история с Тверскими, Оболенскими, Воротынскими и прочими -скими.

Нужно сказать, что -ск- - это общеславянский суффикс, его можно встретить и в чешских фамилиях (Коменский), и в польских (Запотоцкий), и в украинских (Артемовский).

Бояре также часто получали свои фамилии по крестильному имени родоначальника или его прозвищу: такие фамилии буквально отвечали на вопрос «чей?» (подразумевалось «чей сын?», «какого рода?») и имели в своём составе притяжательные суффиксы.

Суффикс -ов- присоединялся к мирским именам, оканчивающимся на твёрдые согласные: Смирной - Смирнов, Игнат - Игнатов, Петр- Петров.

Суффикс -Ев- присоединялся к именам и прозвищам, имеющим на конце мягкий знак, -ий, -ей или ч: Медведь - Медведев, Юрий - Юрьев, Бегич - Бегичев.

Суффикс -ин- получили фамилии, образованные от имён на гласные «а» и «я»: Апухта -Апухтин, Гаврила - Гаврилин, Илья -Ильин.

Почему Романовы - Романовы?

Самая известная фамилия в истории России - Романовы. У их предка Андрея Кобылы (боярин времен Ивана Калиты) было три сына: Семён Жеребец, Александр Елка Кобылин и Фёдор Кошка. От них произошли соответственно Жеребцовы, Кобылины и Кошкины.

Через нексолько поколений потомки решили, что фамилия от прозвища — это не знатно. Тогда они сначала стали Яковлевыми (по имени правнука Фёдора Кошки) и Захарьиными-Юрьевыми (по именам его же внука и другого правнука), а в истории остались как Романовы (по имени праправнука Фёдора Кошки).

Аристократические фамилии

Русская аристократия изначально имела дворянские корни, а среди дворян было много людей, приехавших на русскую службу из-за границы. Началось всё с фамилий греческого и польско-литовского происхождения в конце XV века, а в XVII веке к ним присоединились Фонвизины (нем. фон Визен), Лермонтовы (шотл. Лермонт) и другие фамилии, имеющие западные корни.

Также иноязычные основы у фамилий, которые давались незаконнорожденным детям знатных людей: Шеров (франц. cher «дорогой»), Амантов (франц. amant «любимый»), Оксов (нем. Ochs «бык»), Герцен (нем. Herz «сердце»).

Побочные дети вообще много «страдали» от фантазии родителей. Некоторые из них не утруждали себя придумыванием новой фамилии, а попросту сокращали старую: так из Репнина родился Пнин, из Трубецкого - Бецкой, из Елагина - Агин, а из Голицына и Тенишева и вовсе вышли «корейцы» Го и Те. Оставили значительный след в русских фамилиях и татары. Именно так появились Юсуповы (потомки мурзы Юсупа), Ахматовы (хан Ахмат), Карамзины (татар. кара «чёрный», мурза «господин, князь»), Кудиновы (искаж. каз.-татар. Кудай «Бог, Аллах») и другие.

Фамилии служивых

Вслед за дворянством фамилии стали получать и просто служилые люди. Их, как и князей, тоже часто называли по месту проживания, только с суффиксами «попроще»: семьи, проживающие в Тамбове, стали Тамбовцевыми, в Вологде - Вологжаниновыми, в Москве - Москвичёвыми и Москвитиновыми. Некоторых устроил «нефамильный» суффикс, обозначающий жителя данной территории в общем: Беломорец, Костромич, Черноморец, а кто-то получил прозвание безо всяких изменений - отсюда Татьяна Дунай, Александр Галич, Ольга Полтава и другие.

Фамилии священнослужителей

Фамилии священников складывались из названий церквей и христианских праздников (Рождественский, Успенский), а также искусственно образовывались от церковно-славянских, латинских и греческих слов. Самыми занятными из них стали те, что были переведены с русского на латинский и получили «княжеский» суффикс -ск-. Так, Бобров стал Касторским (лат. castor «бобёр»), Скворцов - Стурницким (лат. sturnus «скворец»), а Орлов - Аквилевым (лат. aquila «орёл»).

Крестьянские фамилии

Фамилии у крестьян до конца XIX века встречались редко. Исключениями стали некрепостные крестьяне на севере России и в Новгородской губернии - отсюда Михайло Ломоносов и Арина Родионовна Яковлева.

После отмены крепостного права в 1861 году положение начало исправляться, а к моменту всеобщей паспортизации в 1930-х фамилию имел каждый житель СССР.

Образовывались они по уже проверенным моделям: к именам, прозвищам, местам обитания, профессиям добавлялись суффиксы -ов-, -ев-, -ин-.

Почему и когда меняли фамилии?

Когда крестьяне стали обзаводиться фамилиями, то по суеверным соображениям, от сглаза, давали детям фамилии не самые приятные: Нелюб, Ненаш, Нехороший, Болван, Кручина. После революции в паспортные столы стали образовываться очереди из тех, кто захотел поменять фамилию на более благозвучную.

Имена христианские

…Если бы, конечно, к нам не пришло христианство.

Русь приняла крещение довольно поздно, к тому времени у церкви уже устоялись обряды, утвердились обычаи и был готов собственный «христианский» список имен. Как же он появился?

Прежде всего скажем, что самые первые христиане никаких особенных «христианских» имен не носили, а пользовались обычными, еще языческими, оттого и прославились они тем или иным способом (главным образом, приняв мученическую кончину) под именами, значение которых порой упоминало прежних богов: Аполлодор («дар Аполлона»), Афиноген («рожденный Афиной»), Зинаида («дочь Зевса»)…

Кое-кто из первых мучеников был рабом или вольноотпущенником. Мы уже рассматривали ранее курьезные римские «рабские» имена.

Иногда рабы сохраняли то имя, какое носили, когда еще жили как свободные люди.

Очень часто римские рабы имели имена греческого происхождения: Александр, Антигон, Гиппократ, Диадумен, Музей, Фелодеспот, Филокал, Филоник, Эрот и др. Греческие имена иногда давали рабам-варварам.

Имя раба могло указывать на его происхождение или место рождения: Дакус - дакиец, Коринфус - коринфянин; встречаются в надписях рабы с именем Перегринус - иноземец.

Вместо имени раб мог иметь прозвище Первый, Второй, Третий, то есть уже знакомые нам Прим, Секунд, Терций, и так до десяти.

Известно, что рабская доля в Риме была очень тяжелой, однако это никак не отразилось на именах рабов. Напротив, у рабов встречались имена Феликс и Фаустус («счастливый»). Очевидно, эти прозвища, становившиеся именами, получали только те рабы, жизнь которых сложилась сравнительно удачно. Дочери одного раба из дома Цезарей звались Фортуната («удачливая») и Фелица («счастливая»). Впрочем, не менее вероятно и то, что родители надеялись: имя прибавит счастья.

Неоднократно у рабов встречается имя Ингенус - если он был рожден свободным, а в рабство попал потом.

У рабов, родившихся в рабстве, бывали имена Виталио или Виталис («живучий»).

Раб, отпущенный на волю, получал имя своего господина, который становился его патроном, а свое прежнее имя сохранял в виде личного имени. Например, раб по имени Апелла, отпущенный на свободу Марком Маннеем Примом, стал называться Марк Манней Апелла. Рабыня Басса, отпущенная Луцием Гостилием Памфилом, получила имя Гостилия Басса. Луций Корнелий Сулла отпустил на волю десять тысяч рабов, принадлежавших лицам, погибшим во время проскрипций; все они стали Луциями Корнелиями.

В римских надписях часто встречаются имена императорских вольноотпущенников: пекарь Гай Юлий Эрот, портной театральных костюмов Тиберий Клавдий Диптер, ведающий триумфальной белой одеждой императора Марк Кокцей Амбросий, ведающий охотничьей одеждой императора Марк Ульпий Эвфросин, ведающий приемом друзей императора Марк Аврелий Сукцесс и др.

Первые христиане могли иметь какие угодно имена - греческие, римские, галльские, германские, любого другого происхождения, в том числе иранские Варадат («доходы») и Вахтисий («счастье») и др.

Иногда первые христиане придумывали своему ребенку имя, основываясь уже на христианских понятиях. В ход пошли имена Агн, Агния, Агнесса, что переводится как «ягненок», но имеет смысл скорее «агнец божий», Ангелина, Анжелика - «ангельские», Христиан - «христианин», Пасхалий - «рожденный в праздник Пасхи» и др.

Некоторое количество имен дали христианам Ветхий и Новый завет.

Уже потом кому-то пришло в голову, что новорожденному можно дать имя в честь мученика, погибшего за веру. Такой обычай понятен и нам: мы можем дать имя в честь отца или деда, в честь героя фильма или книги, в честь известного исторического деятеля. Смысл такого наречения в том, что мы желаем ребенку стать таким, как человек, в честь которого его назвали.

Подобная же традиция зародилась и в ранней христианской церкви.

Со временем соединились вместе два обряда: ребенку не только давали имя, но и принимали его в лоно христианской веры. Да и взрослый теперь, если проходил обряд крещения, менял свое старое имя на новое из списка святых и мучеников за веру. Считалось, что святой, в честь которого назвали человека, будет помогать ему и оберегать, то есть станет его добрым ангелом. Такие списки стали называть святцами. Для большего удобства впоследствии составили рекомендации, в какой день кого из святых поминать, имена распределились по календарю, и их стали называть календарными именами. День, когда чтили память святого, в честь которого назвали человека, назывался именинами, или днем ангела.

Русских людей, понятное дело, в святцах не было. Туда попали, правда, святые из числа западных и южных славян, например чешская княгиня Людмила, но Русь к составлению святцев опоздала. Князь Владимир, крестивший Русь, в историю церкви вошел под именем Василий. Так и записали в календари, когда он был признан святым. Правда, князя Василия никто не знал, и в конце концов церковь пошла на компромисс, имена стали записывать примерно так: «Владимир, во святом крещении Василий», «Ольга, во святом крещении Елена».

ПРИМЕЧАНИЕ

Как ни странно, но дети князя Владимира, Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид, упоминались в православии, как правило, под своими языческими именами!

Рождались дети, их несли в церковь, крестили… Однако имена в церкви давали чужестранные, непонятные, не имеющие для русских никакого смысла. Поэтому возник обычай помимо календарного имени давать еще и обычное русское, или мирское, как его называли. Получалось, что у человека имелось два имени. Впрочем, кое-кто из ученых полагает, что славяне практиковали двойное имянаречение и ранее: у человека имелось тайное имя и повседневное.

ПРИМЕЧАНИЕ

Свидетельством того, что календарные и мирские имена употреблялись наравне, можно считать имя былинного богатыря Добрыни Никитича: витязь носил имя мирское, а его отец - календарное.

Так или иначе, календарные имена начали распространяться среди русичей, постепенно отвоевывая себе место. В письменных документах того времени нередки записи наподобие такой: «Андрей, а мирски Малюта» или «Третьяк, а в святом крещении Иван».

Зато позже мы вдруг начинаем обнаруживать записи другого типа: «в святом крещении Иван, а мирски Михаил» или «Федор, а в святом крещении Никифор»…

Как же так?

А так, что русский народ со временем свыкся с календарными именами и по крайней мере некоторые из них начал считать вполне обычными, обыденными. Люди начали привыкать к тому, что у имени не обязательно должна быть понятная основа. Языческие имена начали постепенно уходить из русского быта. Такое привыкание длилось довольно долго, языческие имена сосуществовали рядом с христианскими вплоть до XVI–XVII вв., пока церковники не стали относиться к языческим именам совсем нетерпимо. Мирские имена вовсе исчезли из документов. Началось безраздельное правление календарных имен, не имеющих для русских никакого смысла.

Люди начали привыкать к тому, что у имени не должно быть понятной основы.

Из книги Разоблаченная Изида. Том II автора Блаватская Елена Петровна

Из книги Мистическое христианство автора Аткинсон Вильям Волкер

Христианские Символы Веры Христианская церковь признает три символа веры: символ веры апостолов, Никейский и Афанасия. Из них оба первых общеизвестны, а третий мало распространен.Апостольский символ веры употребляется чаще всего; считают, что его настоящий текст менее

Из книги Срочная помощь для тех, кто попал в беду. Заговоры от несчастья и болезней автора Стефания Сестра

ТРИ МОЛИТВЫ, КОТОРЫЕ ДУШИ ХРИСТИАНСКИЕ ОТ СИЛЫ БЕСОВСКОЙ ЗАЩИЩАЮТ 1. Тебе, Богу и Творцу моему, в Троице Святей славимому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякаго мирскаго, диавольскаго и

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Ранние христианские цензоры Двадцатый век оказался исключительно богат на находки потерянных манускриптов, важнейшими из которых стали находка “свитков Мертвого моря” в пещерах пустыни Кумран в двадцати милях к востоку от Иерусалима, и обширная коллекция так

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Боги языческие и христианские Отождествление Иисуса Христа с Вакхом–Дионисом кажется шокирующим только на первый взгляд. Более внимательное рассмотрение обнаруживает поражающие черты сходства римско–греческого пантеона с христианским. В сущности это сходство

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

14. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ СТУПЕНИ 1. Гай Флавий Валерий Аурелий Клавдий Константин (около 274–337 гг.) был сыном Флавия Валерия Константина Хлора и Елены, британской принцессы, дочери Кайлия. Константин родился в английском городе Йорке. Он наследовал пост своего отца,

Из книги Дети Матрицы автора Айк Дэвид

ГЛАВА 16 «СПИРИТУАЛЬНЫЙ» САТАНИЗМ И «ХРИСТИАНСКИЕ» МОШЕННИКИ «Нет ничего проще в манипулировании, чем истинность незнающего» Дэвид Айк Христианство заявляет о своем противостоянии силе, известной как «Сатана», хотя существует много тем сатанистского ритуала среди его

Из книги Грани нового мира автора Голомолзин Евгений

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

Христианские талисманы Крест. Это символ веры. Изначально считался языческим символом. Крест символизирует победу Христа над смертью и хранит от всего плохого.Рыба. Она стала христианским символом в МП вв. н. э. Слово «рыба» по-гречески христиане использовали как акроним

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Христианские мистики и церковь 20.12.34 Разве Вы хотите записаться в узкие сектанты? Если кто-то хочет рассматривать Учение Жизни с христианской точки зрения, он волен это делать, ибо, истинно, в Учении есть многое, что может быть объяснено, именно на основании переживаний

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

II. Предполагаемые христианские элементы Я уже кое-что об этом говорил, когда мы затрагивали эту тему, и ссылался на те конкретные интересы, обстоятельства и религиозные устремления, благодаря чему Зогар облекся во французскую оболочку8. Это событие смогло произойти

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Кто такие христианские великомученики Итак, мы выяснили, что означает символ ОМ, и мы также знаем, что означает Мо и Му - «Мощь» и «Не-ум» соответственно; МО - это МУ, и наоборот. А как наши предки могли называть тех, кто, попав в Золотое царство, овладел Мудростью?Как наши

Из книги Славянские магические узлы и заговоры автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Чётки - христианские узелки В этой теме мы рассмотрим чётки - христианские узелки. Итак, что же такое чётки? Название «чётки» произошло от др. русского «чьт?» - считать, читать, почитать. Представляют они собой шнур или же ленту. На этот шнур или ленту завязаны узелки или

Из книги Таро. Черный гримуар «Некромикон» автора Невский Дмитрий

Христианские пороки и добродетели Пороки и добродетели – главные движущие мотивационные силы, которые побуждают человека совершать или не совершать то или иное действие. Это некие внутренние основы личных познаний о добре и зле, которые позволяют человеку оценивать

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

100. Еврейско-христианские споры. Рамбан (раби Моше бен Нахман) и дебаты в Барселоне (Испания, 1263) Евреи издавна обладают репутацией говорливых и любящих поспорить людей. Крупный идишский писатель Ицхак Лейбуш Перец характеризовал их как «народ, который не может спать и не

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Христианские обереги В этой главе рассказывается о христианских оберегах, которые принято называть святынями. Так их называют еще и потому, что они помогают людям правильно молиться и блюсти духовную чистоту. Причем эти святыни доступны любому человеку. Их можно

Историки с каждым годом расширяют список именных прозвищ славянского происхождения. Многим было бы интересно узнать свое происхождение. Но порой определить это по самому звучанию невозможно, так как к производному слову годами добавлялись разные суффиксы, префиксы и приставки, искажающие его первоначальное значение.

Русские имена и фамилии

Чтобы определить происхождение рода человека используют его паспортные данные. Ключевыми моментами выступает корень слова, который формирует русские имена и фамилии. Они отличаются по распространенности. По звучанию можно определить именитость рода или принадлежность предков к разным социальным группам и кастам общества: крестьяне, бояре, духовенство. Этимология некоторых включает в себя архаизмы и странные основы, для определения таких самостоятельно можно воспользоваться справочником.

Происхождение­

Производные и корни могут брать начало от кличек предков, смешных прозвищ, имен, направления деятельности. Происхождение русских фамилий, в большинстве случаев, разгадано в своей этимологии. Поинтересоваться этой разгадкой следует, ведь через нее можно узнать про выдающегося предка или именитость рода. Для тех, кто хочет определить истоки своего родового прозвища есть сборники по алфавиту, которые ежегодно пополняются и обновляются, на их страницах почти каждый может узнать историю своего имени.

Самые популярные производные:

  • От имени предка (чей? чьих будешь?) – Иванов, Сидоров, Кузьмин, Петров.
  • От географических названий – Вяземский, Строганов, Смоленский.
  • От прозвищ представителей духовенства – Рождественский, Преображенский, Успенский.
  • От названий растений и животных – Соколова, Орлова, Заяц, Лебедева, Голубева.
  • От графских и боярских титулов – Минин, Тихомиров, Тихонравов, Годунов.

Значение

Этимология и формирование наименования собственного рода интересует все большее количество людей. Значение русских фамилий выясняется при определении корневой части слова, она указывает на смысл. Значение фамильных наименований вроде Бондарев, Ковалев, Шевцов – указывают на ремесло, которым занимался кто-то из семьи. Морда, Стоян, Храбр – на внешние или внутренние характеристики отдельного человека. По прозвищу главы семейства именовали всех его членов и это передавалось из поколения в поколение.

Когда появились фамилии в России

Присвоение родового прозвища для идентификации каждого рода начало формироваться с 15 века. Когда появились фамилии в России, изначально они относились к представителям высших слоев общества: бояр и аристократов, позже, в 18 веке, к церковным служителям. До 19 века свои прозвища получили крестьяне и ремесленники. Их названия родов были произведены от прозвищ одного из членов семейства или рода деятельности. В исторических свитках и записях найдены перечисления, объясняющие это явление: «Василий, сын Кузнецов… Иван, сын Хлебников»

Сколько фамилий в России

Исследование этих данных до сих пор находится под вопросом. Не выведено абсолютно правильного числового значения, которое могло бы ответить точно на вопрос, сколько фамилий в России существует на сегодняшний день. За такую сложную задачу исследователи брались всего несколько раз, официально в сборник внесено около 250 тыс. значений, и эти списки постоянно пополняются новыми формами когда-то данных прозвищ.

Склонение фамилий в русском языке

Правила российского языка строго определяют написание и произношение паспортных данных. Склонение фамилий в русском языке происходит по таким основным правилам: стандартные – склоняются как прилагательные, а иностранного происхождения – как существительные. Не склоняются при нулевом окончании, или оканчивающиеся на согласный звук (Бондар, Ницевич, Пономарь), с окончанием на -о (Петренко, Шевченко, Коваленко), иностранные на -а, -я (Варнава, Окиджава, Золя).

Самая распространенная фамилия в России

Борис Убенгаун первым начал составлять справочник, который перечисляет фамилии России. Там собраны различные вариации, обусловленные процессом трансформации народных прозвищ. Каждая позиция имеет объяснение (выделенные части словообразования, которые растолковывают суть того или иного слова). Есть позиции, которые чаще можно встретить, есть те, которые очень редки. Данные брались на основе переписи населения города Санкт-Петербург.

Распространенные фамилии в России:

  • Владимиров;
  • Сергеев;
  • Петров;
  • Иванов.

Красивые русские фамилии

Есть люди, родовые прозвища которых очаровывают своим звучанием. К ним относятся произошедшие от географических названий или длинные, данные церковным служителям прозвища. Такая этимология встречается редко, звучит аристократически мелодично. Многие меняют родовые данные в паспорте, чтобы заполучить красивое и выделяющееся из толпы имя. Везунчиками в народе считаются те, кому оно перешло по наследству.

Самые красивые фамилии в России:

  • Преображенский;
  • Цезарев;
  • Рождественский;
  • Вяземский;
  • Успенский.

Славянские

Есть наименования рода, которые произошли еще от древних славян. Прозвища эти очень редки и потому ценны для историков. Их небольшое количество обусловлено тем, что производные берут начало с названий языческих богов или старославянских имен. С приходом христианства такие прозвища запретили категорически, людей массово крестили и переименовывали, потому те, у кого они сохранились по сей день – являются находкой, ярким примером языческой культуры.

Старославянские фамилии, примеры:

  • Ярило;
  • Довбуш;
  • Путята;
  • Лада;
  • Святоша;
  • Добрынин;
  • Миролюб.

Популярные­

По данным переписи населения, проведенного в 80-х годах прошлого века, при бывшем СССР, около 50% сельского и 35% городского населения носят родовые прозвища, сформированные по принципу отчества с добавлением суффиксов. Это исследование признано самым качественным и детальным вплоть до наших времен. Популярные русские фамилии: Сидоров, Смирнов, Кузьмин, Васильев. Второе место по частотности занимают прозвища, которые указывают на род деятельности: Кузнецов, Бондарев, Резников, Хлебников и т. д.

Редкие русские фамилии

Тяжело составить достоверный список, включающий все позиции. Но основные из них выбраны. Нечасто можно встретить людей, которые носят фамильное прозвище, которое совпадает полностью с географическим названием или образовывается от сочетания двух слов. Немного и тех, кому посчастливилось стать тезкой известных исторических деятелей и героев литературных романов.

Редкие фамилии в России:

  • Астрахань;
  • Камчатка;
  • Ейбогин;
  • Крутиперец;
  • Крузо;
  • Каренин.

Смешные

Порой среди знакомых встречаются фамильные прозвища, которые невольно вызывают улыбку своей комичностью. Они удивляют своим произношением сограждан, а особенно иностранцев, состоят из сложения основ каких-либо существительных или глаголов, могут обозначать смешное или странное действие, называть предметы, наименование которых странно звучит в человеческом имени. Человека, которому приходится их носить сложно назвать везунчиком.

Смешные русские фамилии:

  • Костогрызов;
  • Мозгоедов;
  • Попкин;
  • Ржач;
  • Логин;
  • Хачапури;
  • Говнодедов;
  • Сопля.

Русские дворянские фамилии

Их обладатели могут не сомневаться в высоком титуле кого-то из своего рода, они присваивались исключительно дворянам, боярам, высокопоставленным чиновникам. Людям, приближенным к высоким должностям и правящей власти. Также они могут быть купеческими. Наличие таких титульных прозвищ среди крестьянства, рабочего из простого населения или ремесленников исключено, одно их наличие говорило о высоком социальном статусе своего обладателя.

Русские дворянские фамилии:

  • Строганов;
  • Годунов;
  • Тихомиров;
  • Минин;
  • Новгородцев;
  • Тихонравов;
  • Венценосцев.

Древнерусские

Таким термином обозначаются не только старославянские прозвища времен язычества, но и те, которые по своей этимологии обозначают устаревшие понятия и слова древнего обихода, искорененные из нынешней речи. Интересны для рассмотрения родовые прозвища, называющие старые денежные единицы, бытовые предметы, ремесла, не встречающиеся в современном мире. Все эти признаки указывают на давность рода и корни, уходящие далеко.

Древнерусские фамилии:

  • Кунин;
  • Алтынов;
  • Калита;
  • Златников;
  • Прялкин;
  • Кожемяка;
  • Бандуров.

Рейтинг фамилий в России

Составлен топ-100 наименований, которые часто можно встретить в паспортах сограждан. Все они были подобраны исходя из справочника и упорядочены во время переписи населения в течение года. Информация эта будет особенно интересной для девушек, ведь каждая мечтает встретить своего мужчину и выйти замуж. Статистика говорит, что 89% случаев женщины переходят на мужское родовое прозвище при заключении брака. Такой топ отчетливо покажет самые вероятные варианты, с которыми может столкнуться каждая. Раздел включает 10 первых позиций.

  • Иванов;
  • Смирнов;
  • Кузнецов;
  • Попов;
  • Соколов;
  • Васильев;
  • Федоров;
  • Новиков;
  • Егоров;
  • Козлов.

Известные русские фамилии

Их перечень составлен на основе частоты использования среди населения. Самая популярная фамилия в России – Иванов. Об этом знают даже иностранцы, ассоциируя с ней все имена русских соотечественников. Она вошла в историю и стала классикой. Для примера в немецком языке таким прозвищем стало – Мюллер, в Америке и Британии – Смитт, Польше – Новак или Ковальский, Грузии – Мамедов.

ПОКРОВСКИЙ

История фамилии Покровский начинается в XVII веке в центральных областях России и неразрывно связана с Русской Православной Церковью.

Эта фамилия историками определяется как "искусственная фамилия". Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Духовенство было единственной социальной группой в России, систематически вводившей в употребление искусственные фамилии. Эта практика началась в самом конце XVII века и продолжалась свыше двух веков. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.

Поначалу искусственные фамилии служили просто для фиксации личности безымянных детей, но в дальнейшем создание таких фамилий стало повсеместной практикой. Они могли меняться запросто по одному только решению руководства духовного училища, семинарии или высшей духовной академии.

Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Такие фамилии образовывались: от названия местности, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений. Также пользовались популярностью фамилии, которые, давались с целью выделить поведение и моральные качества их носителей. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в середине XVIII века в царствование византийского императора Льва, в память чудесного явления Богоматери, распростершей над Царьградом свой покров - как небесную защиту города от осадивших его сарацин, принял у новообращенных христиан - славян своеобразную окраску. Из целого ряда вызванных этим праздником в представлении славян преданий особенно популярно было следующее.

В стародавние годы Богородица странствовала по земле, случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег - нигде ее не пустили. Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья-пророк - не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.

Поэтому на Руси издревле праздник "Святого Покрова" отмечался с особой торжественностью и пышностью, а в семинариях ученикам, которые выделялись своими успехами в науках и богословии и подавали большие надежды, нередко присваивалась фамилия, образованная от названия этого светлого праздника. Кроме того, фамилию Покровский обычно получал священник, служивший в церкви Покрова Святой Богородицы.

Дети священников, как правило, имели возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди российских государственных деятелей представители этой фамилии встречаются часто.

Если не определить, то хотя бы предположить сословную принадлежность своих предков можно только в том случае если они передали своим потомкам духовные фамилии. Большинство других русских фамилий, в общем-то, всесословны, в том числе и «громкие» дворянские. Например, Гагарины ‒ это и представители древнего княжеского рода, и смоленские крестьяне. Именно их потомком был Юрий Алексеевич Гагарин.

Или другой пример: замечательный писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Осоргин (1878‒1942) писал под литературным псевдонимом. Настоящая его фамилия была Ильин, а уфимские дворяне Ильины являлись потомками Рюрика. Так что «простую» фамилию Ильин могли носить рюриковичи, а также купцы, мещане и крестьяне.

А вот среди православного духовенства Ильиных было немного. Объясняется это тем, что в конце XVIII ‒ первой трети XIX века в духовном сословии происходил уникальный «фамилииобразующий» процесс: повсеместно при поступлении ученика в Духовное училище или в Духовную семинарию ему присваивалась новая звучная или оригинальная фамилия.

Интересное описание этой эпохи оставил в своих воспоминаниях, опубликованных в 1882 году в журнале «Русская старина», профессор Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Иванович Ростиславов (1809-1877)

«В то время, которое я описываю, и даже еще долго, фамильные названия у большинства духовных лиц были мало употребительны… Батюшка мой, несмотря на свою благочинническую должность, подписывался на всех рапортах консистории и к архиерею Иваном Мартыновым. Потом родные братья, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях, часто имели различные фамилии, например из дедушкиных детей батюшка мой прозывался Тумским, дядюшка Иван – Весельчаковым, а дядюшка Василий – Крыловым.

…На основании этого обычая, духовные лица, отдавая детей своих в училище, давали им такие фамилии или прозвища, которые почему-либо им нравились. Люди простые, не изобретательные, не ученые, брали в этом случае во внимание или:

1) название села: так, например, из четырнадцати сел Касимовского уезда, принадлежащих к Мещоре, только Черкасово и Фрол, сколько я помню, не дали прозвища детям своего духовенства, а из прочих вышли мне известные Тумские и Тумины, Биреневы, Лесковы, Палинские, Пещуровы, Куршины, Верикодворские, Гусевы, Пармины, Палищины и Прудины;

2) храмовые праздники: отсюда множество Вознесенских, Успенских, Ильинских;

3) звание отца: отсюда Протопоповы, Поповы, Дьячковы, Дьяковы, Пономаревы; замечательно, что слова «священник» и «причетник» не пользовались популярностью; я не помню ни одного семинариста с фамилиею Священников или Причетников;

…Обучавшиеся же в семинариях и вообще обнаруживавшие притязание на ученость или остроумие, давали фамилии своим детям, сообразуюсь или с теми качествами, которые в них замечались, или с теми надеждами, которые на них рассчитывали. Отсюда множество Смирновых, Кротковых, Славских, Славинских, Поспеловых, Чистяковых, Надеждиных, Надежиных, Разумовых, Разумовских, Добрыниных, Добровых, Твердовых и проч. Тут, впрочем, очень любили фамилии, составленные из двух слов, особенно те, в которые входили слова Бог, добро и благо. Отсюда бесчисленное множество Тихомировых, Остроумовых, Миролюбовых, Миротворских, Миловидовых, Боголюбовых, Благосветловых, Благонравовых, Благосердовых, Благонадеждиных, Чистосердовых, Добромысловых, Добролюбовых, Добронадеждиных, Доброхотовых, Добротворских и проч.

…Но русский язык казался для многих недостаточным, или, может быть, надобно было блеснуть знанием латинского или греческого языков; отсюда Сперанские, Амфитеатровы, Палимсестовы, Урбанские, Антизитровы, Витулины, Мещеровы.

Само начальство не хотело тоже не заявить своего участия в этом деле; иные потому что отцы им самим предоставляли дать прозвание сыновьям, а другие даже отнимали у отцов право на это. В этом отношении замечателен был смотритель Скопинского училища Илья Россов. Для фамилий учеников он пользовался всеми науками, особенно естественными и историей: у него были Орловы, Соловьевы, Волковы, Лисицыны, Алмазовы, Изумрудовы, Румянцевы, Суворовы и проч. и проч. Однажды он вздумал отличиться перед правлением семинарии и обратить его внимание на свою изобретательность. Он прислал списки, в которых ученики внесены были, так сказать отдельными группами, по свойству своих фамилий, т.е. писались к ряду Румянцевы, Суворовы, Кутузовы, потом Орловы, Соловьевы, Птицыны, далее Волковы, Лисицыны, Куницыны. Но правление семинарии возвратило списки со строгим выговором и приказало составить их по успехам учеников, а не по значению фамилий их.

…Многие отцы-ректоры, академисты, магистры любили остроумничать по части фамилий. Если им почему-либо нравился какой-либо ученик, то они переменяли его фамилию и давали другую, которая им казалась лучше. Этой затейливостью отличался ректор рязанской семинарии Илиодор… Моего товарища Дмитрова перекрестил в Мелиоранского, ученика богословия Кобыльского в Богословского и проч.

Когда я уже был в академии, Синод как-то догадался, что надобно положить конец этой безурядице, которая была причиною многих недоразумений при делах по наследствам. Он издал указ, которым предписывалось, чтобы все священно- и церковнослужители проименовывались и подписывались по имени и фамилии, чтобы дети их имели фамилии своих отцов. В это время мой батюшка решился поступить довольно оригинально. У него уже было четверо детей: я при должности, а прочие еще обучались, но имели все мою фамилию. Он подал прошение архиерею, что бы ему самому дозволено было именоваться Ростиславовым. Точно так же поступил мой дядя Иван Мартыновыч: он из Весельчакова стал Добровольским, потому что так прозывался его старший сын, обучавшийся тогда еще, кажется в семинарии. Я очень жалел, что не знал о намерении батюшки переменить свою фамилию. Не знаю, почему он захотел назвать меня Ростиславовым, но я не любил этой фамилии, мне приятнее было бы быть Тумским».

Известны некоторые духовные или семинарские фамилии-«кальки». Когда Петухов превращался в Алекторова (от греческого «алектор» ‒ петух), Соловьев ‒ в Аедоницкого, Белов ‒ в Альбанова, Надеждин ‒ в Сперанского и так далее.

Были случаи, когда фамилию выбирали в честь известного или уважаемого человека. В 1920-х годах были опубликованы воспоминания церковного историка Евгения Евсигнеевича Голубинского (1834 – 1912), родившегося в Костромской губернии в семье сельского священника Е.Ф. Пескова. «Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию… он хотел дать мне фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, и он начнет перебирать: Голубинский, Делицын (который был известен как цензор духовных книг), Терновский (разумел отец знаменитого в свое время законоучителя Московского университета, доктора богословия, единственного после митрополита Филарета), Павский, Сахаров (разумел отец нашего костромича и своего сверстника Евгения Сахарова, бывшего ректором Московской духовной академии и скончавшегося в сане епископа Cимбирского), заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: "Какая фамилия тебе более нравится?" После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии Голубинский».

Можно привести еще один забавный эпизод из воспоминаний, напечатанных в 1879 году в журнале «Русская старина» (имя их автора, сельского священника, не было названо). В 1835 г. отец привез его в Саратовское духовное училище.

«Несколько сот учеников толпилось на дворе… Некоторые из новичков, прижавшись к стенке, с клочком бумажки в руках, заучивали свою фамилию. У нас, духовных, как известно уже всем, фамилии есть забавные. Откуда они взялись? Это было так: привозит какой-нибудь отец своего мальца в училище, ставит на квартиру, непременно в артель. В артельной квартире непременно уже господствует какой-нибудь великан-синтаксист, лет 10 трудящийся над латинскими и греческими спряжениями. Иногда таких господ собиралось и по несколько на одной квартире. Отец обращается к какому-нибудь и спрашивает: какую бы, милостивый государь, дать фамилию моему парнишке? Тот в это время долбил: типто, типтис, типти… Какую фамилию дать?!.. Типтов! Другой, такой же атлет, сидит в это время, где-нибудь верхом на коньке сеновала или погребицы и долбит: diligenter – прилежно, male – худо… Слышит, о чем спрашивают и орет: "Нет, нет! Дай своему сыну прозвание Дилигентеров, слышишь: Дилигентеров! " Третий, такой же скотина, сидит верхом на заборе и орет урок из географии: Амстердам, Гарлем, Сардам, Гага… "Нет, нет, ‒ перебивает, ‒ Дай прозвище сыну Амстердамов!" Сбегаются все, делается совет, т.е. крик, ругань и иногда с зуботрещинами, и чья возьмет, того фамилия и останется. Дикий малец не может и выговорить-то, как его окрестили эти урванцы. Ему пишут на бумажку, и он ходит и заучивает иногда, право, чуть не месяц. С месяц, по крайней мере, было, что спроси кого-нибудь учитель, и человек десять бросятся в карманы за запиской, чтобы справиться, не его ли вызывают. Вот причина, почему у нас, духовных, образовались фамилии Превышеколокольниходященских! Я не раз бывал свидетелем подобных сцен. Я был уже в последнем классе семинарии в 1847 году, когда последовало распоряжение Синода, чтобы дети носили фамилию своих отцов. Но за то Превышеколокольниходященские закрепились навек».

Своеобразие фамилий в духовном сословии частенько становилось предметом для шуток. Так, в рассказе А.П. Чехова «Хирургия» дьячок имеет фамилию Вонмигласов (от церковно-славянского «вонми» – услышь, послушай); дьячок в рассказе «Канитель» – Отлукавин.

27 сентября 1799 года указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. При этом местом пребывания епископа был назначен не губернский тогда Оренбург, а город Уфа. В июне 1800 года в Уфе была открыта Оренбургская духовная семинария. В сем обширнейшем крае это было первое духовное учебное заведение. И можно предположить, что, как и повсеместно, именно в ее стенах началось активное «фамилиетворчество». Но стоит отметить, что и в XVIII веке (то есть в досеминарскую эпоху) в Уфе и провинции служили клирики с необычными фамилиями: Ребелинские, Унгвицкие, Базилевские.

В 1893 году в «Уфимских губернских ведомостях» краевед А.В. Черников-Анучин опубликовал статью о родоначальнике Базилевских, и благодаря его работе известна история возникновения этой фамилии. Протоиерей стерлитамакского собора Феодор Иванович Базилевский (1757‒1848) был сыном священника Зилаирской крепости о. Иоанна Шишкова. В 1793 году дьячок Феодор Шишков архиепископом Казанским Амвросием (Подобедовым) был рукоположен в диакона к Покровской церкви города Стерлитамака. При этом владыка «приказал новопоставленному диакону писаться впредь везде уже не Шишковым, а Базилевским». Вероятно, фамилия была образована от титула древнегреческих, а затем византийских императоров – базиле́вс. Будущий миллионер-золотопромышленник и самый известный уфимский благотворитель Иван Федорович Базилевский (1791‒1876) являлся одним из первых учеников открытой в Уфе в июне 1800 года Оренбургской духовной семинарии, но свою фамилию он получил не там, а от отца, которому она была присвоена при рукоположении.

Тем не менее, можно предположить, что большинство «коренных» уфимских духовных фамилий появились именно в семинарии. Иногда удается проследить процесс их образования. Так, в 1880-х годах в Уфимской епархии служил священник Виктор Евсигнеевич Касимовский, его брат Василий Евсигнеевич (1832‒1902) был преподавателем Уфимской духовной семинарии. В ревизских сказках села Касимова Уфимского уезда, сохранились сведения о том, что в 1798 умер дьячок Петр Федоров. В 1811 году его пятнадцатилетний сын Евсигней Касимовский обучался в Оренбургской семинарии. Таким образом Евсигней получил свою фамилию по названию села, где служил отец.

В 1809 году у воспитанников Оренбургской духовной семинарии (напомним, что находилась она в Уфе) были такие фамилии, как Адамантов, Акташевский, Алфеев, Альбинский, Аманатский, Богородицкий, Борецкий, Быстрицкий, Высоцкий, Гарантельский, Гениев, Голубев, Гумилевский, Державин, Добролюбов, Дубравин, Дубровский, Евладов, Евхоретенский, Елецкий и проч.

Можно также отметить, что некоторая часть семинаристов и в самом начале XIX века носила простые фамилии, образованные от имен. Были, и те, кто сохранил свои старинные родовые. Так, например, Кибардины. Еще в 1730-х годах в дворцовом селе Каракулине (ныне в территории Удмуртии) пономарем был Василий Кибардин. В последующие более чем 200 лет многие Кибардины служили в Оренбургско-Уфимской епархии.

В XIX веке в оренбургский край переводились клирики из европейской части России. Переводились и приносили со своей родины новые духовные фамилии. Первый достаточно полный список Уфимского духовенства (священники, диаконы, псаломщики) был опубликован в Справочной книжке Уфимской губернии за 1882-1883. Среди них, конечно, были Андреевы, Васильевы, Макаровы; имелись и те, кто носили «не совсем» духовные фамилии: Бабушкин, Кулагин, Полозов, Уваров, Малышев. Но, тем не менее, у большинства священно- и церковнослужителей они были «семинарскими». После того, как в 1830-1840-е годы указами Синода фамильная «безурядица» была прекращена, их доля стала постепенно уменьшаться, но и в первой трети XX века оставалась еще довольно высокой. Так, по сведениям из Адрес-календаря Уфимской губернии за 1917 год, более половины священников имели явно духовные фамилии.

Можно задаться вопросом, почему нечто подобного не происходило, например, в среде купечества? Почему дворяне не спешили расставаться подчас с весьма неблагозвучными фамилиями, седи которых были Дуровы, Свиньины, Куроедовы?

В своих «Мелочах архиерейской жизни» Н.С. Лесков писал об орловских «духовенных», ещё с детства необыкновенно его интересовавших: «они располагали меня к себе… сословной оригинальностию, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников». По всей вероятности, «сословная оригинальность» проистекала из того, что духовенство было самым образованным сословием российского общества.

Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян (по незнанию грамоты) не смогли его даже подписать, в семье священников Ребелинских уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. Священник Зилаирской крепости Иван Шишков, так как ни духовных училищ, ни семинарии в крае не было, в 1770-х годах смог дать своему сыну только домашнее образование. При этом будущий всеми уважаемый и весьма просвещенный стерлитамакский протоиерей Феодор Иванович Базилевский обучился грамоте, счету, Закону Божию, церковному уставу и пению по церковному обиходу.

Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя ‒ в 1828-м.

До 1840-х годов главным предметом в семинариях был латинский язык, который изучался до степени свободного им владения. В средних классах воспитанников обучали сочинять стихи и произносить речи на латыни. В высших все лекции читались на латинском языке, семинаристы читали античные и западноевропейские богословские и философские труды, сдавали экзамены на латинском языке. В Уфимской семинарии уже в 1807 году были открыты классы медицины и рисования, в 1808 году ‒ французского и немецкого языков. С 1840-х годов латынь стала одним из общеобразовательных дисциплин. Кроме богословских и богослужебных предметов в Уфимской семинарии изучались: гражданская и естественная история, археология, логика, психология, поэзия, риторика, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие, еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки.

Основная часть выпускников становились приходскими священниками, но были и те, кто служил затем в различных светских учреждениях (чиновники, преподаватели). Некоторые семинаристы поступали в высшие духовные и светские учебные заведения – духовные академии, университеты.

В 1897 году по данным первой всеобщей переписи населения по Уфимской губернии среди дворян и чиновников грамотных было 56,9%, в семьях духовного сословия ‒ 73,4%, городских сословий ‒ 32,7%. Среди дворян и чиновников тех, кто получил образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства ‒ 36,8%, городских сословий ‒ 2,75%.

Особенно в XIX веке духовенство исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, художников есть множество «духовных». Далеко не случайно, что воплощение таланта, цивилизованности, оригинальности и общей культуры ‒ это булгаковский герой Филипп Филиппович Преображенский, сын соборного протоиерея.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней