Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мария александровна ушла из театра. Мария Александрова: «Мое самое большое разочарование – реконструкция Большого театра

Для многих людей я и Большой театр - практически синонимы. Но мой уход - абсолютно осмысленный шаг. Да, он был быстрым, неожиданным и несвоевременным. Но это было решение взрослого человека, который прошел через определенные этапы в жизни, и понимает, что все происходящее - закономерность. Внутри меня будто сложился карточный домик.

Смокинг и брюки из шерсти, все - Boss; топ из вискозы, Alexander Wang

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Никакого внутреннего отторжения в тот момент я не чувствовала. Я часто повторяю фразу: «Театр делают люди». Место артиста - на сцене, и по-другому быть не может. Большой театр был и остается для меня самым любимым местом на ­Земле. Обожаю все годы, которые я провела в его стенах, на сцене. И я хочу двигаться вперед, хочу расти. Мне интересно жить.

Платье из тюля, с вышивкой, Dior

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Так получилось, что эта история, вызвавшая огромный резонанс, стала для меня ценным и неожиданным опытом. Те, кто знает меня давно, привыкли к тому, что я никогда не поддерживала связь с околобалетным сообществом, в том числе и со зрителями. Я выбрала свое призвание в восемь лет, и моя профессия, балет - это в первую очередь то, что нравилось и нравится лично мне. Так получилось, что в какой-то момент зритель оказался для меня полностью закрытым - и с этим ощущением я проработала много лет. Как вдруг, в момент ухода из Большого и благодаря поднявшейся шумихе, у меня будто открылись глаза: оказалось то, что я делаю, невероятно важно большому количеству людей. И речь идет не только о Москве, Питере и других городах России, а обо всем мире. Не прощание с театром, а переживания зрителей стали для меня колоссальным шоком! Приняв важное и личное решение, я совершенно не подумала о реакции и чувствах публики. Для моих зрителей это было не только неожиданно, но и очень больно.

­Пуловер из хлопка, Ralph Lauren Polo; блуза из хлопка, Boss

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Миссия любого талантливого профессионала - быть счастливым. Мы забыли о том, что на нас смотрят люди. А если ты являешься для кого-то вдохновителем, нужно находить силы, чтобы двигаться дальше и поддерживать своего зрителя. Для меня, признаюсь, это стало большим откровением. Я даже иначе взглянула на социальные сети. Десять секунд с репетиции, кусочек спектакля в инстаграме для поклонников могут стать важной эмоциональной мотивацией в собственной, порой очень сложной жизни. Мы в ответе за тех, кого приручили? Да, теперь я понимаю это как никогда. Именно моя публика помогла мне осознать, что такое театр.

Боди из хлопка, Wolford; юбка из полиэстера, Liu Jo; пуанты, соб­ственность Марии

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Зная прекрасно, что я человек слова и если уйду, то уже не вернусь, генеральный директор Большого театра ­Владимир Георгиевич Урин попросил меня лишь об одном: «Будь открыта для предложений, не сжигай мосты». Я согласилась. Мы пришли к тому, что до конца сезона у меня будут спектакли в статусе приглашенной звезды, как бы абсурд­но это ни звучало в данной ситуации. Таким образом, я еще не закрыла свою страницу в Большом и могу выразить ему свою благодарность за любовь, поддержку, переживания и эмоции. Я не могу вспоминать об этом месте без слез! Могу твердо сказать: мы расстались друзьями - во мне нет ни тени обиды.

Топ из вискозы, Alexander Wang; брюки из хлопка, Max Mara

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Были ли у меня подобные мысли раньше? Три года ­назад случилась серьезная травма, которая не оставила мне выбора, - пришлось заново учиться ходить, не то, что танцевать! Когда происходит некий сильный момент - счастье или горе - ты познаешь себя и то, кто ты есть на самом деле. Я поняла, что у меня есть сильный характер и воля. Тех людей, которые мне помогали выкарабкаться, на которых я опиралась, могу сосчитать по ­пальцам одной руки.

Профессия балерины - сложная и жестокая. Но на сцене я никогда ни с кем не конкурировала. Я большой профессионал, знающий свои достоинства и недостатки и постоянно работающий над собой. У меня всегда было свое место, и его значимость зависела только от меня. Козни и соперничество - это не про меня, но и друзей в этой профессии у меня крайне мало.

­Жакет и брюки из льна и хлопка, все - Max Mara

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Никогда не подозревала, что любимый человек из балетного мира станет для меня подарком судьбы. Сейчас он очень за меня переживает, хотя сразу сказал: «Я не понимаю и не принимаю твоего ухода, но поддерживаю, так как вижу, что ты делаешь это осознанно. Я хочу, чтобы ты осталась человеком».

Во мне нет смирения, чтобы быть рабом при мужчине. Я сильная и могу быть настолько закрытой, что со стороны это будет казаться жесткостью. Несмотря на то, что я оптимист, окружающим я не доверяю. И еще я авантюристка в хорошем смысле слова. Помимо балета у меня есть роли на драматической сцене - спектакль «Калигула» в Губернском театре Сергея Безрукова.

Парка из нейлона, Versace; водолазка из шерсти, шорты из джерси, все - Prada; сапоги, Tommy х GiGi, Tommy Hilfiger

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

В конце марта я станцевала в Нью-Йорке несколько спектаклей Déesses & Démones вместе с Бланкой Ли. В этой постановке просто потрясающие костюмы Жан-Поля Готье, Аззедина Алайя и Стеллы Маккартни, созданные специально для проекта, в котором раскрываются разные грани женской личности. Ты то богиня, то демон - и такая двуликость, думаю, свойственна каждой из нас. Для меня очень символично, что спектакли прошли в США - это не только другая часть света, но и другая, новая часть моей профессии. Большой театр - махина, рядом с которой все теряется. Мало что в современной культуре может соответствовать этому неимоверному масштабу. Совершая этот непростой и судьбоносный шаг, я написала на своей странице в инстаграме, что отныне открываю для себя весь мир. Наше время дает женщине колоссальные возможности для развития, от которых нельзя отказываться.

Грациозную и талантливую балерину Марию Александрову поклонники и ценители балета называют лучшей танцовщицей нашего времени. Прима-балерина Большого театра снискала славу и почет благодаря невероятной трудоспособности и, конечно же, бесспорной одаренности.

Мария Александровна Александрова – коренная москвичка. Девочка родилась в июле 1978 года в семье, не имеющей отношения к искусству. Поначалу Маша занималась танцами в детском ансамбле «Калинка». Но вскоре начала проявлять интерес к балету. В 10 лет Маша поступила в столичную академию хореографии, где наставники отметили успехи начинающей балерины.

Диплом академии Мария Александрова получила в 1996 году. На тот момент юная балерина уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Балет

Еще в период обучения в Московской государственной академии хореографии танцовщица успела появиться в нескольких балетных спектаклях – «Щелкунчик», «Коппелия» и «Шопениана».

Долгое время партнером Марии Александровой по сцене был . Вместе танцовщики выступили на множестве международных фестивалей.

Успешное выступление юной балерины на столичном конкурсе артистов балета в 1997 году принесло Марии главную премию конкурса. Судьи высоко оценили исполненную Александровой партию Гамзатти из «Баядерки». Но главной победой балерины оказалась не награда, а приглашение в труппу Большого театра.

Дебют балерины на сцене Большого состоялся в сезоне 1997-1998. Тогда Мария Александрова исполнила первые сольные партии, хотя еще числилась в кордебалете. Ценители этого вида искусства впервые увидели талантливую танцовщицу в постановках «Щелкунчик», «Сон » и «Легенда о любви». Тренером Александровой в этот период стала балерина и талантливая наставница .

19 октября 1997 года балерина, рост которой составляет 162 см, а вес – 45 кг, исполнила партию Царицы в спектакле «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось настолько успешным, что уже через месяц Александрову приняли в группу, которая отправилась на гастроли в Нью-Йорк.


После гастролей, в начале сезона 1998-1999, талантливую балерину перевели из кордебалета в разряд корифеек.

В конце сезона авторитетное издание «Балет» присудило Марии Александровне Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». В том же году балерину, исполнившую ряд блестящих партий, официально перевели в солистки Большого театра.

В новом веке Мария Александрова признана прима-балериной Большого. С труппой БТ артистка объездила половину мира. Марии часто поступали предложения от балетов Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Но Маша не захотела покидать родину, где сумела сделать такую блестящую карьеру.


В 2004-ом за исполнение партии в постановке «Светлый ручей» танцовщица была награждена престижной театральной премией «Золотая маска». Через год Мария Александрова получила звание Заслуженной артистки Российской Федерации. Спустя 4 года стала Народной артисткой России.

В ноябре Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены – танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.


Сейчас артистка поглощена мировой премьерой «Нуреев», которая состоялась в начале декабря на сцене Большого театра. Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и воплотила .

Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил . Хореографию поставил Юрий Посохов, дирижировал оркестром Антон Гришанин.


Постановка прошла при аншлаге, зал был полон светской публики, в том числе присутствовали представители политической и бизнес-элиты. Предполагается, что права на спектакль будут проданы европейскому театральному коллективу, но пока следующий показ заявлен в Большом театре на конец июня 2018 года.

  • 2007 – Медора, «Корсар» А. Адана
  • 2010 – Графиня, «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского
  • 2014 – Катарина, «Укрощение строптивой» на музыку
  • Если кто-то поинтересуется, есть ли в России интеллектуальная балерина, я отвечу – прима Большого театра Мария Александрова. Кто-то спросит об эмоциональной балерине – это снова будет она. Любимица Плисецкой и скупой на похвалу балетной критики, Александрова только что премирована государством – на днях балерина получила звание народной артистки. Более чем шестьдесят станцованных в Большом театре партий - не шутка, когда тебе еще не так много лет.

    Чувствуя рубеж, Александрова устраивает 27 октября гала-вечер в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В связи с плотным графиком Большого театра, переживающим сейчас затянувшуюся на годы реконструкцию, вопрос проведения гала в нем даже не обсуждался.

    Чиновники не в состоянии понять, что означает пятилетняя пауза для танцовщицы, век балерины короток, чиновничий долог. Как вы относитесь к тому, что реконструкция театра проходит так долго?

    Самое мое большое разочарование – реконструкция Большого театра. Я артистка, у которой был этот театр, а теперь этого театра нет. Все, что происходит сейчас с реконструкцией, невероятно разочаровывает. Объяснить это невозможно никому. Никто этого не понимает, кроме артистов, которые выходили на эту сцену и на ней танцевали. Были надежды, что вот-вот его откроют – Россия великая страна, и Большой - первый театр этой страны.

    Большой - это моя судьба. И сейчас ее у меня отняли. Ждать я не имею права. Мой век балерины не тянется так долго, как карьера чиновника. Говорить я могу всю жизнь, но мое тело не может говорить вечно. Не хочу больше слышать обещаний. Я обманутая женщина, которая в очередной раз не хочет слышать ни про какие обещания. Я реально понимаю, что судьбы сломаны, но я не их тех, кто сдается и принимает это как факт.

    Сломанная судьба – это смена одного масштаба на другой. Это может понять только космонавт, который был в космосе, вернулся на землю и понимает разницу. Это может понять невероятно влюбленный человек – как измерить охватившую его огромную любовь. Как объяснить субстанцию души? Все знают, что она есть, но она необъяснима никак. Все наши разговоры об этом выглядят как капризы звездных мальчиков и девочек.

    Да, у нас есть место работы. Мы танцуем те же партии, те же названия спектаклей на Новой сцене. Только приезжая в Парижскую оперу, начинаешь ловить этих ангелов, которых ты ловил здесь.

    Вы танцевали Фею смелости в «Спящей красавице». Выступайте как Фея смелости, обращайтесь к государству.

    Зачем? Что от этого изменится?

    Это позиция крепостной балерины или вы на самом деле считаете что ничего? Почему вы не хотите совершить общественный демарш?

    Этой проблемой должно заниматься государство. Повторю, наша трагедия не вся измеряется в цифрах. У меня и многих других остались все партии, которые мы танцевали на Основной сцене, плюс премьеры. А тонкая материя уходит, уходит и не возвращается вообще. До тонкости сейчас мало кому есть дело.

    Почему гала прима-балерины Большого театра проходит в другом театре?

    Дело в том, что «Гранд Балет Гала» - это наш личный с Дмитрием Гудановым проект. Зная, что у Большого плотный график, мы вообще не вели переговоры об организации гала в нём.

    Почему Вы решили организовать «Гранд Балет Гала»?

    Была проведена большая работа, сделано много, и мне, и Диме есть, что показать. В одном спектакле очень сложно объединить все. А в гала будет представлен и классический танец, и танец на каблуках, и современная хореография.

    Получение звания народной артистки связано с тем, что вы за 12 лет станцевали более 60-ти партий, с хорошим отношением к вам руководства или чем-то еще?

    Скорее, это подарок вселенной, который сложился из моей работы и хорошего отношения к ней театра и еще чего-то неуловимого. Хотелось бы верить, что вселенная меня слышит.

    С какими просьбами вы к ней обращаетесь?

    Ни с какими, я просто существую с ней в гармонии (улыбается).

    Ваша фамилия во всех списках идет одной из первых. Это формирует характер?

    Да, конечно. Я всегда готова. Никогда не говорю «нет». Говорю «сейчас посмотрим». Но в школе, на физике мое первое место в классном журнале было сущей мукой. Всегда стояла и краснела.

    Главный комплимент вашим выступлениям звучит на YouTube как She can jump! (Она может прыгать!). Вы тоже считаете, что высокий прыжок, превосходная элевация – это самое важное?

    Техника важна, особенно сегодня, когда она заметно шагнула вперед. Мы обязаны выполнять все элементы технической программы. Но я не делаю на это ставку. Например, Галина Сергеевна Уланова не обладала ни высоким прыжком, ни сильной техникой, однако остается легендой балета.

    Я могла бы, конечно, стать спортсменкой в искусстве, сделать на этом быструю, легкую и яркую карьеру. Но вряд ли мне удалось стать той Машей Александровой, которую любят и ценят как человека и как профессионала. Вряд ли бы критики при всей их нелюбви ко мне вручили мне корону самой интеллектуальной балерины. С критикой у нас негласное правило - они не мешают мне, я не мешаю им. Я не играю с критиками. Не дружу с ними для пиара, что бывает в балетной среде. Вообще не знаю, как это делается и как мир устроен.

    Зато вы умеете прыгать, и, может быть, ходить для заземления?

    Тут вы угадали - только и делаю что хожу. На машине не езжу. В машине укачивает. Но вовремя все равно могу не прийти. Могу не рассчитать дорогу, заблудиться, выбрать более долгий путь. Но я люблю ходить, потому что во время прогулки много думаю. Больше замечаешь красоту города, в который приезжаешь. В театре очень этому удивляются, говорят, ноги надо беречь. Но это меня не останавливает.

    Вы чувствуете себя наследницей эмоционального танца Плисецкой, как о том толкуют? Задушевность, эмоциональность и задор при блеске исполнительского мастерства для вас принципиальны?

    Я эмоциональная балерина. Сравнение с Майей Михайловной, для меня очень лестно. Я отношусь к этому человеку с большим уважением. Но Плисецкая – это Плисецкая, а я – это я.

    Английский режиссер Деклан Донеллан, ставивший в Большом «Ромео и Джульетту», где ваша Джульетта была незабываема, пишет в своей книжке «Актер и мишень»: «Там, где нет движения, все мертво. Как и все в мире, пространство находится в движении». Вы сейчас ищете ту область пространства, где подходящий вам темпоритм движения?

    Я переросла то место, в котором нахожусь. Это пространство мной заполнено полностью, и я ищу выходы в другое.

    Создано много ролей. Но нет образов, которые меня раскрыли. Была небольшая попытка в «Ромео…», в «Светлом ручье», в «Пламени Парижа», в «Треуголке» и «Корсаре». Это все балеты, где мое «я» все-таки мерцает…

    Что касается моего личного мнения, я бы хотела, чтобы в театре ставили такие балетмейстеры как Пина Бауш, Мэтью Боурн, шли спектакли Ноймайера.

    Наша труппа способна воплотить блестящие спектакли – в Большом прекрасная балетная труппа, одна из лучших в мире. Почему нет Прельжокажа в Большом театре, нет Макмиллана, Саши Вальц? Вы хотите сделать шухер – зовите Сашу Вальц. Если рискуете – рискуйте на десятку, а не на два с половиной.

    Любой человек на сцене должен быть интересен как личность. Как вы себя формируете, чтобы быть интересной?

    Весь опыт жизни я приношу на сцену. Стараюсь быть честной с людьми, стараюсь их слышать. Не боюсь признать того, что я чего-то не знаю. Честность и включенность – простые слова, но, поди, соответствуй, услышь человека напротив.

    На вашем сайте контент выложен не только на русском и английском, но и на японском...

    Это уважение к моим поклонникам. Японцы – самые лучшие фанаты в мире. Им важно мое творчество, они всегда трепетно, со вниманием и заботой относятся к нему. Мои японские поклонники - люди корпораций и много перемещаются, они смотрят меня в Москве и по всему миру. Я, в свою очередь, стараюсь платить им тем же, информирую их о своих новостях.

    Почему сегодняшнему дню не нужен самоанализ, взгляд на себя через современную хореографию? Вам самой хочется воплотить яркий образ современности?

    Конечно, хочется. Осознание современности, происходящее через современную хореографию, следует признать неудачным. После одноактных балетов эпохи Ратманского не осталось ни одного яркого современного образа, вписавшегося в скрижали Большого театра. Мы очень много шевелились, нам поставили огромное количество современных одноактовок, но прошло 4 года и не осталось ни одного образа в истории. Значит, эти 4 года прошли зря? Почему? Время подчищает. Даже выходя замуж, мы живем втроем – муж, жена и время.

    Современная хореография часто несет ясный общественно-политический посыл. Западных хореографов хлебом не корми – дай высказать общественный протест. Наши спортсменки охотно занимаются политикой. Наши балетные - тише мыши.

    Человеку балета необязательно знать новости политики, чтобы создать яркий современный образ на сцене.

    Мы люди искусства, и наше дело созидание души, а не раздрай личности в пространстве политических проблем. И я не верю, что наши спортсменки занимаются политикой потому, что их это действительно волнует.

    Как вы себе объясняете тот груз ответственности, который лежит на вас, ведь на вас большая часть репертуара? Как гармонизируете эту ответственность?

    Нагрузки и ответственность для меня гармоничны. И мне не тяжело. Я не приучена ждать простой и легкой жизни.

    Вы верите, что танец - инструмент преобразования мира?

    Абсолютно. Причем именно когда уже не хватает слов. И поэтому я хочу, чтобы русские люди гордились своими балетными артистами, тем, что они умеют и могут. Я горжусь. Артистов балета очень люблю. Они сложные, странные, болезненные, неадекватные, и тем сильнее люблю. Хочу, чтобы следующее поколение артистов верило в себя.

    Я готова к тому, что годами создаю свою историю и никогда не буду знать заранее, останется ли она в вечности. Баха никто не знал в течение 200 лет. Такое отношение времени к твоей истории не отменяет отличной работы.

    Мария Александрова – это одна из самых популярных балерин в современной истории российской сцены. Она изящна, талантлива и грациозна – именно поэтому признанные критики и простые поклонники балета все, как один, называют ее одной из лучших танцовщиц нашего времени.

    Но что еще интересного можно рассказать об этой неординарной и самобытной девушке? Как развивалась ее театральная карьера, и какие наиболее значимые моменты вместила в себя ее судьба? Пролить свет на некоторые моменты прошлого артистки мы постараемся сегодня.

    Ранние годы, детство и семья Марии Александровой

    Талантливая танцовщица появилась на свет 20 июля 1978 года в городе Москва. В столице России началась ее творческая карьера; здесь же случились и все ее наиболее значимые успехи.

    Стоит отметить, что танцы всегда были важной частью жизни нашей сегодняшней героини. Свой творческий путь она начала в ансамбле «Калинка», однако уже довольно-таки скоро начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария Александрова поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Л. А. Коленченко. Впоследствии ее наставниками были Л.В. Добржан и С.Н. Головкина.

    Первые роли Марии Александровой

    В период обучения она приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана» и многих других. Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе .

    Диплом об окончании МГАХ наша сегодняшняя героиня получила в 1996-м году. В этот же период она начала появляться на различных международных фестивалях.

    Мария Александрова - Николай Цискаридзе

    Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997-м году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки», а также некоторые другие интересные партии. Яркое выступление нашей сегодняшней героини принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

    Карьера балерины Марии Александровой

    Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Мария Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне 1997-1998. Весьма примечательным представляется тот факт, что на тот момент наша сегодняшняя героиня еще числилась танцовщицей кордебалета. В этот период она участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором была М.Т. Семенова.

    Девятнадцатого октября 1997-го года талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию – роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось удачным, и всего месяц спустя Мария Александрова отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

    Монологи о себе. Мария Александрова.

    В начале сезоне 1998/1999 талантливая балерина была переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане.

    После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999-м году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда».

    Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям. В 1999-м году она исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро была официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. В данном контексте стоит отметить, что именно с ней балерина занимается и поныне.

    Начиная с 2000-го года, Мария Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой наша сегодняшняя героиня объездила, без преувеличения, полмира. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии и многих других государствах мира. Как признается сама балерина, на протяжении всей карьеры ей поступали предложения из театров Парижа, Нью-Йорка и некоторых других городов. Однако решиться на переезд все не получалось.


    В 2004-м году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария Александрова получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград нашей сегодняшней героини появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Четыре года спустя талантливая танцовщица была удостоена также звания Народной артистки России.

    За всю свою карьеру Мария Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считается образцом высокого балетного искусства.

    Мария Александрова сегодня

    В настоящее время наша сегодняшняя героиня все также выступает на сцене Большого театра, а также ездит с ним на гастроли по разным городам Земли. В августе 2013-го года в прессе появились сообщения о том, что во время гастролей в Лондоне девушка получила серьезную травму. Сегодня балерина находится под присмотром лучших врачей Европы. Однако сам факт возвращения на большую сцену на данный момент находится под вопросом.

    Личная жизнь Марии Александровой

    В 2005-м году Мария Александрова вышла замуж за мужчину по имени Сергей. Как заявляет сама балерина, ее избранник является художником. Однако что-то более конкретное о нем не известно. Сама же танцовщица говорит о своем муже, как об идеальном мужчине «брюнете с голубыми глазами».

    Знаменитая балерина и просто красавица Мария Виноградова танцует на сцене Большого театра. HELLO! представляет эксклюзивную фотосессию и интервью новой звезды русского балета Она танцует Сильфиду и Жизель, подругу Спарта ка Фригию в одноимен ном балете и дикарку Бэлу в новом спектакле "Герой нашего времени" по Лермонтову, поставленном хореографом Юрием Посоховым и режиссером Кириллом Серебренниковым под занавес прошлого сезона. Талантливая, артистичная, техничная, идеально сложенная, настоящая красавица Мария Виноградова - украшение сцены Большого театра. Прошедшим летом Мария Виноградова стала женой знаменитого танцовщика, звезды Большого и Михайловского театров Ивана Васильева: теперь они все чаще и чаще танцуют вместе. 3 октября Васильев и Виноградова вышли вместе в "Жизели" на сцене Михайловского театра в Петербурге, а весной Мария участвует в новой премьере, которую готовит ее муж.

    Маша, стать балериной - это была мечта детства?

    Да, мне было всего три года, но я уже не могла жить без танцев и музыки. Родители увидели мою страсть и решили отдать меня в танцевальный кружок. Там начали проявляться мои способности. У меня оказались очень мягкие, подвижные суставы - они у детей в принципе мягкие, эластичные, но меня могли просто "завязать" в любой узел. (Улыбается.) Какое-то время я занималась в этом кружке, а потом меня приняли в Ансамбль песни и пляски имени Локтева. Там я узнала, что все девочки поступают в какую-то таинственную академию хореографии. Я решила, что мне тоже туда нужно.

    - Ваши родители из балетного мира?

    Нет, совершенно. Мама - экономист, а папа - химик. Никаких связей в балетном мире у них никогда не было...

    - То есть вы поступили в академию хореографии не по блату.

    Что вы, по какому блату? Я вообще не признаю такого подхода. Просто в силу своего упертого характера: я Близнецы по гороскопу - всегда своего добиваюсь.

    В академии вы наверняка мечтали стать солисткой, а не "третьим лебедем справа"?

    Ну конечно. (Улыбается.) Аппетит приходит во время еды. В первом классе училища я еще не очень хорошо "стояла на ногах" по балетным меркам: у меня была четверка по классическому танцу, но уже со второго класса - "отлично". Я очень много занималась, и со временем мне стали давать сольные партии. Когда я вышла на сцену Большого театра в "Баядерке" - там есть небольшая партия, которую обычно исполняют ученицы академии, - я поняла, что хочу танцевать только здесь, на этой легендарной сцене. В 2006 году, после окончания академии, меня пригласили на просмотр в Большой театр и приняли в труппу.

    - В Большом театре вы начали с кордебалета?

    Да, это обычная практика: неважно, какие ведущие партии ты танцевала в академии, - в театре ты все начинаешь с нуля. Я начала со второго корде балета. Потом перешла в первый. Потом стала корифейкой, солисткой, первой солисткой. Я прошла весь путь - от самой первой ступени до ведущей солистки.

    - Сегодня какая ваша роль-партия самая любимая? Жизель, наверное?

    Да, Жизель. Еще я очень люблю партию Ширин в "Легенде о любви" Юрия Григоровича - балете, который вернулся на Историческую сцену Большого в прошлом сезоне. Когда театр был на ремонте, спектакль ушел из репертуара, и я считаю огромным счастьем, что его вернули. Опять-таки счастье работать с Юрием Николаевичем Григоровичем. Я впервые соприкоснулась с ним, когда танцевала Анастасию в его балете "Иван Грозный", - он утвердил меня на эту роль. Юрий Николаевич - настоящий гений.

    В балетной премьере Большого, спектакле "Герой нашего времени", вы танцуете Бэлу. Постановщики разглядели ваш горячий темперамент?

    Не знаю. (Смеется.) Но мне очень нравится моя героиня, и вся партия в целом очень красивая. Но не простая. Все 30 минут, пока длится спектакль, ты находишься на сцене, и нет никакой возможности даже перевести дух. Плюс сложный костюм. Он трехслойный. По ходу действия я разоблачаюсь и остаюсь в топе и штанах, но до этого приходится танцевать с таким вот "грузом".

    - Маша, а вы дерзкая и дикая, как Бэла?

    - (Смеется.) Я не уверена, что дикая, но непредсказуемая. Об этом лучше всего моего мужа спросить. Ваня говорит мне: "Каждый раз я не знаю, что от тебя ожидать".

    Вы познакомились, репетируя "Спартак". Как возник ваш роман? Он - Спартак, вы - Фригия. Вас разлучают на рынке рабов...

    - (Улыбается.) Не думаю, что стоит проводить такие параллели...

    - Чем вас покорил Иван Васильев? Помимо таланта, разумеется.

    Очень многим... Я его очень люблю. Он просто самый лучший. У Вани потрясающее чувство юмора. И еще он честный, открытый и, главное, ответственный человек.

    - То есть за ним как за каменной стеной?

    Да, именно так.

    - А вы хрупкая, нежная. Капризная?

    Капризная. (Улыбается.) Бывает, что у меня настроение меняется часто. Но Ваня абсолютно спокойно всегда все воспринимает. Никогда не раздражается, никогда не заводится. Идеальный для меня человек. Абсолютно.

    Нетрудно предположить, что вы, помимо всего прочего, покорили его своей красотой. Вообще, красота для балерины - это награда или "не самое главное"?

    Не знаю... Иногда, бывает, слышу в свой адрес: "Вот, мордашка смазливая, поэтому она и танцует". Я бы не хотела, чтобы люди так обо мне думали. Тем более я не считаю себя какой-то особенной красавицей. У нас много красивых девушек в театре.

    - Сплетни вас огорчают?

    У меня характер твердый. Я уже говорила: я, если захочу, не буду ни на что обращать внимания - вот как отрезало. Бывают, конечно, моменты, которые меня задевают. В таких случаях я начинаю переживать, и Ваня меня успокаивает: "Ну все, ну хватит уже об этом думать..."

    - К критике как относитесь?

    Иван Васильев

    Проблема была в том, что у нас совершенно не было времени. Мы с трудом нашли дату, когда мы оба в Москве. Ваня в день свадьбы только в 3 часа ночи прилетел в Москву. Мы просто расписались и поужинали с родителями... Но, может быть, мы еще устроим праздник.

    - Как Иван сделал предложение?

    Я вернулась домой с репетиции. Зашла, увидела, что вся комната усыпана лепестками роз.

    - Он вас балует?

    Да, ужасно. (Смеется.) Он постоянно делает мне какие-то подарки.

    - Какой был самым запоминающимся?

    У меня была премьера - Вани не было в Москве, и он прислал мне цветы в театр. После спектакля я подхожу к служебному подъезду, а там корзина размером больше моей машины. Я ее там так и оставила. А на следующий день ребята помогли мне донести ее до гримерки - она заняла почти всю комнату.

    - А вы сами любите делать сюрпризы?

    Очень люблю! Недавно я сделала сюрприз. У нас оставалась неделя до конца отпуска, и я купила небольшой тур в Рим на три дня. Все забронировала, заказала замечательные экскурсии - в Ватикан и в Колизей. Ваня много раз был в Риме, но всегда во время гастролей, так что, по сути, он ничего и не видел, а у него была давняя мечта посетить Колизей. Он же танцует Спартака, и для него важно было увидеть своими глазами арену, где проходили гладиаторские бои, проникнуться этой атмосферой. Мне показалось, Ваня был очень счастлив.

    Ваш муж рассказывает, что вы потрясающе готовите, и однажды ради ваших котлет он едва не отказался от встречи с президентом России после церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Что же это были за котлеты такие волшебные?

    Котлеты из индейки с гречкой. (Смеется.)

    - Где вы научились так вкусно готовить?

    У меня мама очень вкусно готовит - наверное, это умение мне передалось от нее. Плюс я всегда интересовалась разными кухнями, находила рецепты в Интернете.

    Люди ведь думают, что балерина и кухня - вещи несовместные, как гений и злодейство.

    Это совсем не так. Балерины готовят так же, как и все. Летом мы с моей подругой-балериной лепили пельмени. Я пироги пеку, супы варю. Конечно, когда время позволяет. Если спектакли идут каждый день, то я этим не занимаюсь. Но завтраки делаю всегда: каши, омлеты, яичницы...

    Васильев и Виноградова дома и Васильев и Виноградова на сцене - это две разные пары? Вы можете любить друг друга в свободное от работы время и ругаться репетируя?

    Ни в коем случае не ругаемся. Я к Ване всегда прислушиваюсь - для меня его мнение очень важно. Хотя бывает, что у меня нет настроения или он вредничает.

    - Вы ведь танцевали в его первой балетной постановке "Балет №1" и теперь готовите что-то интересное...

    Знаете, я вспоминаю работу над "Балетом №1" как очень тяжелое время. (Улыбается.) Потому что мало того, что мы в репетиционном зале целый день работали, так и дома Ваня продолжал танцевать, что-то придумывать. Я ему говорила: "Ты когда-нибудь уймешься уже? Отдохни". Он садился на диван, две минуты отдыхал, вставал и начинал опять танцевать: "А вот если так, посмотри?" Помню, я была на кухне, а он в комнате. Он "перетанцует" полквартиры и оказывается рядом со мной. (Смеется.) Вот сейчас мы приступаем к репетициям новых спектаклей Вани, и я чувствую, что история повторится.

    Сезон в театре вы начали с "Лебединого озера". Вы исполняете русский танец: русская красавица в кокошнике - роль, как будто созданная для вас. Но Одеттой-Одиллией вы же хотите стать?

    Да, Одетта-Одиллия - это мечта. Но для этого образа нужно "созреть".

    Визажист и стилист по волосам: Елена Зубарева (The Agent)
    Сет-дизайнер: Илья Немировский
    Ассистенты фотографа: Михаил Ковынев, Андрей Харыбин
    Ассистент стилиста: Инга Соболева
    Продюсеры: Яна Рудковская, Наталья Орешникова
    Одежда: EDEM COUTURE



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
    Фаршированные макароны «ракушки
    Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней