Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыкальное искусство в эпоху просвещения. Музыка в эпохе просвещения § Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор

Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Классицизм

Классицизм начал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира.

Основными принципами классицизма были философский рационализм, разумность, закономерность, облагороженная красота. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п.

В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805) («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф Шенье (1764–1811) («Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), его брат, поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762–1794) (цикл «Ямбы»).

Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748–1825). Переняв античный пример, он создал настоящие шедевры живописи классицизма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Сабинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в черной шляпе» и др.

Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, французский художник Жан Огютс Энгр (1780–1867) («Портрет художника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Девосе» (1807 г.)).

Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой французской революцией приобрело несколько новые формы. Прежде всего это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку(1734–1829) (опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1 793 г.) и Этьену Мегюлю (песни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.).

Разочарование в революции, социальные катаклизмы привели к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его рационализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление – романтизм.

Романтизм. Реализм

Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.

Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776–1822).

Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766–1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен.

В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802–1885).

Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828) является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.

Основоположником немецкой романтической оперы является композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Мария фон Вебер.

Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813–1883). В своих операх он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.

Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791 – 1824). Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом.

Еще один живописец-романтик – соотечественник Т. Жерико Эжен Делакруа (1798–1863), произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью.

Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства – реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.

В литературе реализм достиг своего пика в творчестве французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850).

Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803–1870) по праву считается мастером новеллы. Его произведения изящны, лаконичны, обладают отточенной формой.

Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Диккенс (1812–1870), родоначальником нового направления – критического реализма. Описывая различные слои английского общества, он высмеивает его пороки и недостатки.

В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления – веризма.

Религиявпервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком и особенно Церкви выступает Вольтер.

В целом XVIII век отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

Философия XVIII века развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достиже­нием этого сотрудничества стало издание "Энциклопедии" в 35 томах (1751 - 1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д"Аламбер. Содержание "Энциклопедии" со­ставили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она яви­лась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки,
искусства и ремесел.

В XVIII столетии завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука - имея в виду естествознание - достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим:

Объективность знания;

Опытность его происхождения;

Исключение из него всего субъективного.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII веке возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии. На его основе форми­руется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно "про­зрачными", целиком познанными; а политика - основываться на строго научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек переста­ет быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

В целом искусство XVIII века - по сравнению с предыду­щим - представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно де­монстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедо­низму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действитель­ности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Искусство XVIII века выступает во многом прямым продол­жением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений. Возникают новые стили, и частности, рококо и сентиментализм.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748 - 1825). В его творчестве ("Клятва Горациев", "Смерть Марата", "Коронация Наполеона I" и др.) нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга.



Барокко будучи "большим стилем" эпохи абсолютизма, по­степенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII века утверждается стиль рококо. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732 - 1806). Его «Купальщицы» - настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В то же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина "Качели".

Сентиментализм (вторая половина XVIII века) противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Ж.-Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: "Разум может ошибаться, чувст­во - никогда!". В своих произведениях - "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь" и др. - он изображает жизнь и заботы про­стых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII века выходят за стилевые рам­ки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ват­то (1684 - 1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746 - 1828).

Творчество Ватто ("Утренний туалет", "Пьеро", "Паломничество на остров Киферу") находится ближе всего к стилю рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предше­ственником романтизма и первым великим романтиком в живо­писи.

Своим творчеством Ф. Гойя ("Портрет королевы Марии-Луизы", "Маха на балконе", "Портрет Сабасы Гарсия", серия офортов "Капричос") продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью - в осо­бенности с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный на­циональный характер.

Музыкальное искусство переживает невиданный подъем и расцвет. Если XVII век считается веком театра, то XVIII век по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII века представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И. С. Бах (1685 - 1750) и В. А. Моцарт (1756- 1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кро­ме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвос­хитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творче­ство Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата "Страсти по Матфею", повест­вующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. В области музы­ки для клавира гениальным творением композитора является "Хорошо темперированный клавир", представляющий собой своеоб­разную энциклопедию стилей музыки XVII - XVIII веков.

В произведениях австрийского композитора В. А. Моцарта принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализ­ма. В то же время Моцарт является предшественником романтизма - первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовалась его оперы. Наиболее известными среди них являются "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". Особого выделения заслуживает также "Реквием ".

«Влияние идей Просвещения» - Просветительское движение. The American Revolutionary War. «Золотой век» российского дворянства. Состояние России. Екатерина Великая. «Об общественном договоре, или принципы политического права». Восстание Пугачева. Жан-Жак Руссо. Движение американских просветителей. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

«Просвещение» - Просвещение-. Немецкое Просвещение. Шарль Монтескье. Родился в Женеве в семье часовщика. Музыка. Джонатан Свифт (1667-1745). Идеи энциклопедистов. Назови французских просветителей. В чём смысл девиза эпохи Просвещения? Значение деятельности просветителей. Англия – родина Просвещения. Энциклопедисты.

«Война за независимость и образование США» - Джордж Вашингтон. Дополнительный материал к теме в виде презентации в 7 классе, к курсу «Новой истории». Война за независимость и образование США. Резиденция президента США – Белый Дом. Сдача британских войск при Йорктауне. Торжественный въезд Вашингтона в Нью-Йорк. Подписание декларации независимости Соединенных провинций.

«Культура Просвещения» - Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью. 4. Энциклопедисты. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс.

«Просвещение, классицизм, сентиментализм» - Генри Филдинг. Чувство. Бетховен. Ограниченность разума. Просвещение. Дидро. Взлет музыкального искусства. Портрет Лопухиной. Т. Дж. Смоллетт. Ж.-Ж. Руссо. Николя Буало. Джонатан Свифт. Франция. Как это выглядит. Просвещение, классицизм, сентиментализм. Критик. Суть классицизма. Карло Гоцци. Классицизм.

«Европа XVIII век» - Основная цель – господство на Балтике. Внутриполитическое устройство. Д. Кантемира Арама Олега. Войны и революции XIX века мало изменили очертания европейских стран. Общество. Внешняя политика. ЕВРОПА во второй половине XVII – XVIII вв.

Всего в теме 25 презентаций

Музыка барокко - период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

17. Музыка эпохи Просвещения (реализм, романтизм, импрессионизм).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф. Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Оперное искусство 18 века Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо.

18. Жанровое разнообразие эпохи Возрождения (барокко, классицизм).

В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой.

Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением - приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма.

Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время; бесспорным является то, что в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы - с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Классицизм как художественное направление сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований.

Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты, с симфонии.

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Во второй половине 18 века сложилось искусство венской классической школы музыки, сыгравшие решающую роль во всей последующей европейской музыкальной культуре.

Развитие музыкального искусства, прежде всего, связано с именами таких великих композиторов, как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л В. Бетховен.

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Юность. Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 годуотправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.

Служба у Эстергази. В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Снова свободный музыкант. В 1790 году умер князь Николай Эстергази (англ.)русск., а его сын и преемник, князь Антон (англ.) русск., не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801).

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой.

В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.

Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.

Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 24 оперы.

Список сочинений:

Камерная музыка:

  • § 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • § 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • § 7 дуэтов для скрипки и альта
  • § 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • § 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • § 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • § 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
  • 35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
    • § четыре концерта для скрипки с оркестром
    • § два концерта для виолончели с оркестром
    • § два концерта для валторны с оркестром
    • § 11 концертов для фортепиано с оркестром
    • § 6 органных концертов
    • § 5 концертов для двухколёсных лир
    • § 4 концерта для баритона с оркестром
    • § концерт для контрабаса с оркестром
    • § концерт для флейты с оркестром
    • § концерт для трубы с оркестром
    • § 13 дивертисментов с клавиром

Всего 24 оперы, в том числе:

  • § «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • § «Истинное постоянство»
  • § «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • § «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • § «Аптекарь»
  • § «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • § «Необитаемый остров» (L"lsola disabitata)
  • § «Армида», 1783 г.
  • § «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • § «Обманутая неверность» (L"Infedelta delusa)
  • § «Непредвиденная встреча» (L"Incontro improviso), 1775 г.
  • § «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • § «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • § «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • § «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»
  • 14 ораторий, в том числе:
    • § «Сотворение мира»
    • § «Времена года»
    • § «Семь слов Спасителя на кресте»
    • § «Возвращение Товия»
    • § Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
    • § ораториальный гимн Stabat Mater
  • 14 месс, среди которых:
    • § малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
    • § большая органная месса Es-dur (1766 г.)
    • § месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
    • § месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
    • § малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
    • § Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
    • § месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
    • § месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
    • § Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
    • § месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
    • § месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
    • § месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • § «Прощальная симфония»
  • § «Оксфордская симфония»
  • § «Траурная симфония»
  • § 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • § 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • § 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано:

  • § Фантазии, вариации
  • § 52 сонаты для фортепиано


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней