Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Портретная галерея "мертвых душ". Поэма Н.Гоголя "Мертвые души"

Мне очень понравилось это произведение. Одно из немногих, которые было прочитано мною взахлёб. Классическое, в некоторых местах сатирическое, но в то же время настолько глубокое произведение никого не оставит равнодушным.

Николай Васильевич написал эту поэму с целью показать Русь "с одного боку". Как писал сам Гоголь: "Мне хотелось в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены".

Я считаю, что каждый помещик, которого посещал Чичиков, был мертвее душой, чем предыдущий.

Вначале Чичиков приезжает к Манилову. Манилов - приторно-сладкий человек. Он любит помечтать, но мечты его мертвые, как и его душа. Все его желания никогда не осуществляются, ведь он сам не прикладывает к этому никаких усилий. Для меня это пустой человек, у которого нет целеустремленности и силы воли.

Затем Чичиков посещает Коробочку, пожилую помещицу. Это очень бережливая женщина, всегда боится продешевить. Как называет её сам Чичиков: "дубинноголовая", "толстолобая старуха". Это тоже мёртвая душа, ведь на уме у Настасьи Петровны только одно: деньги.

Далее Чичиков знакомится с Ноздрёвым. На первый взгляд Ноздрёв - самый "живой" из помещиков. Но и его душа не без греха. Он любит врать, подставить своих близких, выпить и поиграть в карты. В городе NN Ноздрёву не доверяет ни один человек. Поэтому когда он сказал людям, что Чичиков купил у него мертвые души, ему никто не поверил.

Следующий помещик, который приютил Чичикова, был Собакевич. Деревня помещика говорит сама за себя. В хозяйстве Собакевича все дома и избы были крепкие, но неуклюжие. Даже в его доме вся мебель похожа на него, она будто кричит: "И я, и я похожа на Собакевича!". Грубым и жёстким человеком его сделали деньги, расчёт. Чичиков даёт ему определение "кулак". И это тоже мёртвая душа в живом теле.

Последним помещиком был Плюшкин. Всё своё хозяйство он превратил в хлам. Он занимается собирательством, но по сути он просто складывал весь мусор в дом и превращал всё в хаос. Это очень скупой человек, но таким его сделала судьба, ведь у него умерла жена и ему пришлось жить одному. Мне кажется, что у Плюшкина не мёртвая душа, просто он не смог взять себя в руки, когда лишился всей радости в жизни.

В поэме "Мёртвые души" представлена целая галерея человеческих типов. Гоголь брал определённую черту характера и создавал героя. Он не хотел показывать кого-то конкретного, наоборот: Николай Васильевич хотел, чтоб мы увидели Русь с "одного боку", изменили своё отношение к происходящему в мире и чтоб мы поняли, кто же на самом деле имеет "мертвые души".

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души", написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Евгений Онегин" А. С. Пушкина и "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова.

В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был "подарен" Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси "лишь с одного боку", создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.

Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.

При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, "черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару". Манилов - человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными "храмами уединенного размышления".

Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и "прожекты" (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со "слишком умным министром". Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а "маниловщина" является типичным явлением этой пошлой жизни. Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.

Впрочем, Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, "прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой ".

После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с "одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок". Основной жизненный принцип "дубинноголовой" Коробочки (так характеризует ее Чичиков) - "не продешевить". Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.

Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что "иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка", тем самым подчеркивая типичность помещицы.

Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это "исторический человек", "мастер лить пули", шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он - несусветный враль со своеобразной "широтой души", имеющий "страстишку - нагадить ближнему". Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, "такое на одной Руси могло случаться". Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, - это была псарня, где он был "совершеннейший отец среди семейства". Он является родоначальником такого социального явления, как "ноздревщина".

После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: "И я тоже Собакевич". Чичикову помещик напоминает "средней величины медведя ".

По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера - мошенником).

Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, "кулака". Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи "-мертвых душ", в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он - единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка - все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина "прореху на человечестве", болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна "какая-то особенная ветхость". Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: "Такая же мрачная, заросшая, заглохшая". Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится "прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте". Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца ("на этом деревянном лице... выразилось... какое-то бледное отражение чувства").

Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.

Гоголь в своей бессмертной поэме "Мертвые души" показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею "мертвых душ", "окаменелостей". Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Портретная галерея "Мертвых душ".

Гоголь писал в своем дневнике: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Это слова горячего патриота, который пламенно любил свой народ. Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-крепостнического мира.
Выход поэмы "Мертвые души" в 1842 году – потряс всю Россию" и вызвал еще большую бурю, чем появление комедии "Ревизор". Поистине великий писатель сумел показать в поэме всю глубину существующей мерзости.

Портретная галерея "Мертвых душ" открывается Маниловым. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово "маниловщина" стало нарицательным. Прекраснодушие - самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрел сквозь "розовые очки". Это единственный помещик, который подарил "мертвые души" Чичикову.
Коробочка, одна из "тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, - товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: "Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников". Чичиков называет Коробочку дубиноголовой. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества.
Типичен образ Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич - кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни - это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья - напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя.
Галерею"мертвых душ" завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами.
В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в образе Плюшкина.
Герои поэмы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам глубоко и великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Он писал: "Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане".
Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое неспособно к руководству национальной жизнью, общества, лишенного элементарного представления о честности и общественном долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся передовая, мыслящая Россия, читая поэму, понимала ее название так, как понял Герцен: "Мертвые души" - это ужас и позор России". Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский писал: "Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России." Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко запечатлел Гоголь в поэме "Мертвые души", остались, рассыпавшись в бессчетных количествах пороков огромной части общества. Жириновский напоминает Ноздрева, поэтому его можно назвать "исторической личностью". Коробочки встречаются почти на каждом шагу, выживших из ума Плюшкиных редко, но все-таки можно встретить, одним Маниловым в нашем жестоком веке нечего делать. Попусту мечтать - это слишком большая роскошь. Гоголь бессмертен, и это ясно каждому, кто хорошо изучил русскую литературу девятнадцатого века.
Гениальность гоголевского дара проявилась в умение очертить двумя, тремя чертами "пошлость пошлого" человека. В поэме "Мёртвые души" - пугающая картина разобщенности людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни. Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно, а страшно. Писатель патриот – бьет в набат, чтобы разбудить общество от этой страшной спячки.

У слова галерея несколько значений. Как и само название поэмы Гоголя, в данной теме слово используется в переносном смысле. Галерея помещиков в «Мертвых душах» – это длинный ряд персонажей, описанных по общему, близкому плану.

Первый характер

Можно выстроить помещиков в виде фотовыставки портретов. Другое изображение – на фоне природы. В любой галерее посетитель найдет общие черты показа героя. Можно попробовать самостоятельно создать портреты помещиков.

Манилов приятно улыбается, но его глаза залиты слащавостью. В них нет мыслей или идей. Персонаж напоминает нежащегося на солнце кота. Рядом стоит стол, на котором красивыми рядками расставлены горки золы, выбиваемой из трубки. Помещик пытается приманить зрителя, притянуть своей мечтательностью, обмануть. Нет живого вокруг мужчины, везде признаки бесхозяйственности. Прекрасная мебель стоит рядом с креслами, покрытыми рогожей. «Щегольской подсвечник» из бронзы рядом с «медным инвалидом». На заднем плане спит кто-то из дворни. Вверху витают образы мечтаний: каменный мост, подземный ход.

Захолустная жизнь

На следующем портрете женский образ - помещица Коробочка. Женщина ориентируется в прошлое страны, поэтому она в одежде старых, ушедших сословий: чепец с рюшами, салоп, платок из фланели вместо шарфа. Домовитая хозяйка сидит за столом с самоваром. Она хочет произвести вид хлебосольной хозяйки, на столе стопка блинов и склянки с вареньем. Вокруг по стенам куча разных предметов непонятного назначения и полезных. Полуоткрытый рот делает женщину непривлекательной, тупость и глупость видны в чертах лица. Но чувствуется, что помещица хитра и корыстна. На заднем плане комод, где спрятаны мешочки с деньгами.

Энергичное хамство

Скандалист Ноздрев появляется на следующем портрете. Он улыбается, усы загнуты как у гусара, борода и бакенбарды светятся. Помещик свеж и здоров, но чувствуется, что он весел и пьян. Молодца можно представить на балу, за карточным столом, в кругу бутылок и рюмок. Другой вариант в его доме, где стоят «деревянные козлы», и мужики белят стену. На заднем фоне пустая конюшня или отличная псарня.

Неуклюжий медведь

Сильный здоровый богатырь среднего роста - следующий портрет галереи. Его взгляд холоден и тяжел. Он сидит за столом с огромным блюдом из телячьей ноги, или поросенка, или осетра. Одежда сидит мешковато, цвет ее как мех у медведя. Помещик смотрит исподлобья. Вокруг крупная массивная мебель, похожая на хозяина. Хищный взгляд и огромного размера ноги. На стенах картины с богатырскими фигурами персонажей истории. Нет ничего, напоминающего о просвещении: книг, журналов или интересных дизайнерских украшений. Все просто и как будто вырублено топором.

Ничтожная мелочность

Последняя картина в галерее - портрет Плюшкина. Грязный, замотанный в неизвестные тряпки, напоминающие одежду сухой остроносый человек. С первого взгляда невозможно определить его пол, возраст и статус. Помещик похож на дворовую бабу в женском капоте. На поясе огромная связка ключей. Глаза на портрете такие маленькие, что почти не видны за бровями. Лицо напоминает мышей, выглядывающих из темных нор, настороженных и хищных, ищущих, чем бы поживиться. Вокруг царит беспорядок, кучи мусора, пыли и подобранных на дорогах предметов. Все уродливо и безобразно.


Галерея помещиков выстроена по нисходящему принципу. Каждый последующий персонаж «мертвее» предыдущего, по словам Гоголя, «следуют у меня герои один пошлее другого». Раскрытие образа каждого из помещиков происходит по одной схеме. Сначала описывается жилище персонажа, затем его наружность и манера общения с Чичиковым. Особое внимание драматург уделяет сцене сделки о продаже мертвых душ, ведь именно эти эпизоды обличают помещиков и демонстрируют абсурдность того мира, в котором живут герои.

Манилов - первый представитель гоголевской галереи. Он напоминает героя сентиментальных романов: "...черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару..." . Речь Манилова, как и его внешность, переслащена, переполнена пустыми вежливыми фразами. Приезд Чичикова - это «майский день…именины сердца». Слащавость и сентиментальность составляют сущность характера прожектера, «прекраснодушного мечтателя» Манилова, проводящего жизнь в праздности и бездействии. Усадьба героя нелепа и неуютна, хозяйство, можно сказать, плывет по течению, так как помещик не заинтересован положением дел. Он поражен предложением Чичикова о продаже мертвых душ, но красивые фразы о законности сделки быстро успокаивают Манилова. Совершив сделку и проводив гостя, герой вновь надевает уютные тапочки и погружается в мир сладостных грез. "... Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова..." – пишет Н. В. Гоголь.

Бричка Чичикова направляется к Коробочке, в имение которой герой попадает абсолютно случайно, он заблуждается на пути к Собакевичу. Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем копят понемногу деньги, пряча их по ящикам комодов». Это обобщенный образ, ее фамилия показывает сущность характера, которая заключается в накопительстве. У Коробочки, в отличие от Манилова, ухоженное хозяйство. Героиня, приняв Чичикова за «покупщика» начинает угощать его разнообразными яствами, дабы задобрить. Но суть предложенной сделки недоступна ее пониманию в силу ограниченности ума. «Дубинноголовая» Коробочка боится только одного: чтобы ее не обманули в цене, и долгое время не может понять, зачем Чичикову «кости и могилы». Успокаивает героиню только обещание закупить у нее продукты. Но через некоторое время именно она направляется в город с целью поиска ответа на насущный вопрос о цене мертвых душ.

Следующей оказывается встреча Чичикова с Ноздревым, которая тоже оказалась внеплановой. Герои сталкиваются, когда один едет в трактир, а другой возвращается с ярмарки, увлеченно хвастаясь тем, сколько денег он проиграл. Ноздрева Гоголь относит к категории людей, слывущих «разбитными малыми». Этот герой – подлец, способный в любой момент подставить даже самого близкого товарища, не признавая при этом за собой абсолютно никакой вины. Образ жизни Ноздрева составляют игра, веселье, бесцельная активность, подкрепленные отсутствием каких-либо нравственных принципов. Появление этого героя всегда символично, так как оно предвещает грядущий скандал. Гоголь ирончески называет Ноздрева «историческим человеком». Сделку о продаже мертвых душ он пытается превратить в мену, затем в игру, в конце концов, Чичиков едва ли остается цел после этой встречи. Характер Ноздрева обладает неповторимой колоритностью. Герой – типичный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, кутила, который никогда не против выпить и поиграть.

Через некоторое время Чичиков наконец-таки попадает к Собакевичу, которого обещался навестить сразу после Манилова. Вот как показан герой в поэме: "... он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке..." Важное место в жизни Собакевича занимает еда, она становится своеобразным культом. Герой деятельный и основательный помещик. В усадьбе все постройки прочны, долговечны и надежны. Правда, они выглядят неуклюже, как и сам "богатырь" Собакевич. Герой заботится, прежде всего, об удобстве и прочности вещей, а не о красоте и изяществе. Предложение Чичикова о покупке мертвых душ моментально наталкивает Собакевича на мысль о максимальном повышении цены, его не заботит суть и законность этой сделки. Герой начинает расхваливать уже умерших крестьян, дабы «поймать наживу». Собакевич настроен враждебно по отношению к духовности. Главное для него - забота о собственном благополучии и сытом существовании при любых обстоятельствах.

Завершает «галерею помещиков» Плюшкин, образ жизни которого является апогеем омертвения, деградации и пошлости. Внешнему виду героя не присущи человеческие очертания. Но стоит обратить внимание на то, что Плюшкин – единственный персонаж, имеющий свою предысторию, лишь на его лице мелькает подобие жизни: « … вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Семейная драма потрясает героя, он теряет смысл жизни, становится «прорехой на человечестве». Плюшкин – единственный некогда «живой» - предстает в самом омерзительном обличье мертвой души. Эта шестая глава является кульминационной в сюжете поэмы, представляя трагическую для Гоголя тему изменения к худшему, она и завершает сюжет путешествия. В таком случае, справедливо ли судить о Плюшкине как о наихудшем? Или просто сама мера пошлости к шестой главе становится нестерпимой?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней