Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Последние минуты жизни князя андрея. Все школьные сочинения по литературе

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внима-ние и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно на-ходится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждо-го из нас, было много и счастливых, и трогательных мо-ментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, кото-рые стали точками прозрения истины в его жизни, кото-рые изменили его внутренне, изменили и его мировоззре-ние. Бывало, что эти минуты были трагическим открове-нием в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стре-мился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустер-лица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмыс-ленность своих честолюбивых стремлений, которые заста-вили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значитель-ным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в буду-щей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время ро-дов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой жен-щине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разоча-рованием, но когда она умерла, в душе Болконского про-снулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранив-шись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болкон-ского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, актив-но принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во вне-шности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть все-гда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души. Материал с сайта

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весен-него леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смот-рит на могучее дерево другими глазами и невольно при-ходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, сча-стливых и трагических, но которые он, несомненно, при-знал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отече-ственной войне, когда он сумел посвятить всего себя слу-жению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной люб-ви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лучшие моменты в жизни болконского
  • лучшие минуты жизни андрея болконского в романе война и мир
  • в нелегкой жизни андрея болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие
  • андрей болконский лучшиемоменты жизни
  • Лучшие минуты в жизни А. Болконского

Сочинения по литературе: Счастливые минуты в жизни андрея болконского.

У каждого человека в жизни бывают минуты радости и грусти, взлётов и падений. И каждый из нас переживает это по-своему: радуется своим достижениям или принимает жестокий удар судьбы. Так и в романе «Война и мир» мы видим счастливые и грустные минуты одного из главных героев Андрея Болконского. Он живёт со своими мыслями, идеями, целями и у него свой взгляд на мир.

В начале романа мы видим Андрея, мирно живущего со своей молодой женой, как и подобается для общества того времени. Но в мыслях у него совсем не такая жизнь, он мечтает вовсе не об уюте и комфорте. Болконский четко знает свою цель, и он стремится к ней, тратя на это все свои силы. В мечтах Андрея стоят только слава, подвиг и победа русской армии, но, прежде всего, собственное торжество и мысль о подвиге, который бы вознёс его на пьедестал почёта.

На поле Аустерлица он был практически счастлив, Андрей верил в успех русских и в свой собственный успех. Он был уже близок к осуществлению своей мечты, но поражение России разрушило все грёзы и вернуло его в реальность.

В начале романа кумиром князя Андрея был Наполеон, Болконский стремился стать таким же, как он. Но, когда Андрей видел небо Аустерлица, в его душе и мыслях произошёл переворот, он понял, что счастье не во славе, а в доме, в семье, в детях… И в это самое мгновение Болконский осознал, как же ограничен Наполеон, как он ничтожен и «мал», по сравнению с счастьем, которое открыл для себя Андрей. Но надежды вновь не оправдались и он снова не смог обрести своего счастья. Внезапно умирает при родах жена, и у него на руках остаётся осиротевший сын. Болконский ощущает себя одиноким, несчастным, думая, что жизнь его кончена в тридцать один год. Вовремя к нему на помощь приходит друг Пьер, он оказывает значительное влияние на взгляды Андрея. Свидание с Безуховым в совокупности с майской ночью в Отрадном, когда он впервые встретился с Наташей, возрождают и обновляют Андрея. Он вдруг понимает, глядя на зелёный, свежий и красивый дуб, который ещё недавно был голый и корявый, что жизнь его ещё не кончена, что необходимо бороться за своё счастье. И Андрей находит для себя новое занятие и нового человека, которого он снова боготворит - это Сперанский со своей разработкой об отмене крепостного права. Болконский думал, что счастье - работа для народа, для его блага. Но после встречи с Наташей он понимает, как «фальшивы» были все ценности его жизни до этого момента. Князь Андрей осознаёт настоящее земное счастье. Но и здесь Болконский не успевает полностью насладиться им, так как переносит свою свадьбу на год и уезжает за границу. Там он ощущает полную свободу мыслей. И именно в Европе Андрей осознаёт, что у него с Ростовой полное непонимание. Здесь, в очередной раз, удача уходит из его рук, хотя он уже держал её. С изменой Наташи у князя Андрея вновь меняются взгляды, идеи и мысли. Перед Бородинским сражением он понимает, что победа или поражение зависит не от штаба, а от настроя народа, солдат.

Когда Болконский был ранен, он осознал, что не хочет расставаться с жизнью, так как было ещё что-то, чего он не понял. Наверное, он почувствовал земное счастье, которое постоянно ускользало от него, которое Андрей так и не сумел прочувствовать от начала до конца.

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение. Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился

Одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустерлица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.



  1. В первом томе романа автор знакомит читателя с действующими лицами и дает им характеристики, которые затем дополняются, но первое впечатление о каждом герое формируется в...
  2. В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет радостная встреча. Наташа пытается выведать у...
  3. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
  4. Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа....

И мир” - привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий , который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого. В нелегкой жизни , как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трагических моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение.

Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем. Уходя на , князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремилея, какие цели ставил перед собой? “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”. И вот его мечта сбывается: он совершил и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской торе и видит над собой высокое небо Аустерлица.

Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи. Изменившийся, с новыми надеждами на в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот - новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, “маленькая княгиня”.

Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца. Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому , во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского “были ласковы, улыбка была на губах и лице”, но взгляд “был потухший, мертвенный”. Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро.

Так “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая ”. Душевная Болконского еще не пережита, но он Приезжает в имение Ростовых, Отрадное”. Там он впервые Встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда Счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девущки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой.

Это был еще один шаг к воскрешению его души. Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и сочинение с оллсоч 2005 невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…

чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Вот они, те минуты, которые сам оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди.

Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям - даже врагам. Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского(по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) . Литературные сочинения!

«Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему».

В театроведении есть такой термин: зерно образа. Он означает нечто главное, определяющее в персонаже. В зависимости от того, что видится актеру и режиссеру зерном данного образа, они и трактуют роль. Толстой так же относится к своим героям, как режиссер - к персонажам пьесы. Вспомним слова самого Льва Николаевича: «Работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000 000, ужасно трудно». Обратите внимание, что Толстой называет своих будущих героев: людьми. Для него они не персонажи, созданные его воображением и подчиненные его воле, но люди, самостоятельные личности, каждого должен автор разгадать, прежде чем этот герой станет литературным персонажем. Попробуем и мы с вами последовать за Толстым и разгадать его князя Андрея сразу и в главном, постичь зерно его образа.

Итак, лучшие минуты жизни - что это? Для каждого - свое. Кому-то лучше покажется минута удачи, кому-то- мгновения славы... Для князя Андрея это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность наново перерешить свою жизнь. Для большинства людей крах иллюзий - мгновения страшные, для князя Андрея - прекрасные, лучшие в его жизни. Ибо превыше всего он любит истину, к ней стремится. И каждый раз, отрекаясь от ложного пути, верит, что теперь он не обманется, теперь найдет свой истинный путь. Обратите внимание: ему западают в душу именно мгновения отречений от былых ошибок и заблуждений, минуты очищения, возрождения. За это и любит Толстой своего героя. И то, что сказано им о князе Андрее впрямую, относится и к Пьеру, и к Наташе, и к княжне Марье. Все любимые герои Толстого совершают страшные, трагические ошибки. Но автору важно, как они искупают свои вину, как сами себя осудят за эти ошибки.

На войну 1805 года Андрей Болконский идет, ибо устал от светского пустословия, ибо ищет истинного дела. Но не только поэтому. Именно там, на полях сражений, сможет он уподобиться своему кумиру - Наполеону, найдет «свой Тулон». И с психологической, и с исторической точек зрения очень важно, что Наполеон одновременно и враг князю Андрею, и предмет поклонения. Важно, ибо дает психологический анализ заблуждений эпохи, романтизировавшей войну, воспевавшей завоевателей и восхищавшейся красивой смертью на поле боя. Для Толстого же война - лишь кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных. К этой правде ведет он своего героя (и читателей): через все хитросплетения военной кампании 1805 года- на поле Аустерлица. Неразрывная внутренняя взаимосвязь войны и ее воплощения - Наполеона - впервые явственно предстанет именно после аустерлицкого сражения. И, развенчивая культ войны, Толстой одновременно развенчивает и Наполеона, лишает его всех романтических покровов. В стремлении князя Андрея самореализовать по образу и подобию кумира, повторить его путь, Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.

Толстой лукав. Он даст молодому Болконскому все, о чем тот мечтает, подарит ему повторение наполеоновского звездного часа. Как некогда неизвестный еще Буонапарте в битве при Арколе подхватил знамя и увлек за собой войска, князь Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя. Но знамя это, в мечтах нашего героя так гордо реявшее над его головой, в реальности оказывается лишь тяжелой палкой, которую трудно и неудобно держать в руках: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко", бежал за батальоном». За этот-то миг готов был князь Андрей отдать жизнь! Для Толстого само представление о красивой смерти в бою- кощунственно. Поэтому так резко, так оскорбительно описывает он ранение своего героя: «Как бы со всего размаха крепкою палкой kto-tq из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно...»

Бежал, волоча знамя за древко; упал, будто его ударили палкой... И все ради того, чтобы маленький толстый человечек произнес над ним несколько напыщенных фраз?! Как бессмысленно.

Ибо бессмысленна эта война, ибо позорно стремление уподобиться Наполеону («не сотвори себе кумира»- одна из заповедей, постулат христианства!). И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Вслушайтесь, каким торжественным гимном истине звучит отречение князя Андрея от обманного пути, от обольщений славой и ее живым воплощением - Наполеоном! Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо - быть.

Князь Андрей попадает в плен, выздоравливает и возвращается в Лысые Горы. Он едет к семье, оставленной им ради «наполеоновских» свершений. К семье, которую любит теперь иначе, чем любил, уезжая на войну, ценность которой в его теперешнем понимании неизмеримо высока. Он уезжал от женщины, глубоко ему чуждой, ставшей его женой лишь по молодому недомыслию. Он бежал от нее. Возвращается князь Андрей не к той раздражавшей его «маленькой княгине» с «беличьим выражением». Возвращается к своей жене, которую готов полюбить, с которой сознательно хочет разделить жизнь. К матери своего будущего ребенка. Возвращается слишком поздно: княгиня Лиза умирает от родов. Вина князя Андрея перед ней остается неискупленной навеки: нет страшнее тяжести на душе человека, чем неискупленная вина перед умершим -- не дай вам Бог это когда-нибудь испытать! Именно поэтому на мертвом лице жены князь Андрей читает: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» - ведь на лицах других мы читаем собственные свои мысли!.. И страшная эта минута- тоже среди «лучших»? Да, тоже. Ибо сейчас князь Андрей делает еще один шаг от Наполеона.

Помните, мы говорили, что любимые герои Толстого проходят в романе свой путь «от Наполеона к Кутузову»? Лучшие минуты жизни князя Андрея - вехи этого пути. Разочаровавшись в Наполеоне под небом Аустерлица, он отрекся от явного подражания своему кумиру. Он еще не осознал всех своих «наполеоновских» черт, еще не отрекся от них. Трагическое возвращение в Лысые Горы - логический итог его «наполеоновского» пути, результат его предательства. К новому витку своей жизни князь Андрей приходит не только с истиной, обретенной под небом Аустерлица, но и с вечно кровоточащей раной неискупленной вины, с обнаженной душой, с растревоженной совестью. Горькое признание сделает он Пьеру: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол». Под Аустерлицем князь Андрей узнал великую истину: жизнь есть бесконечная ценность. Но это - лишь часть истины. Не только болезнь и смерть - несчастье. Несчастье - и неспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей за минуту славы готов был заплатить любую цену: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...» Теперь, после смерти жены, князь Болконский знает: за свой карикатурный Тулон он заплатил ее жизнью. И это знание навсегда отвратит его от какого бы то ни было идолопоклонства: кумир требует жертвенной живой крови, в жертву ему надо нести свою совесть. А неспокойная совесть для нынешнего князя Андрея - истинное несчастье. И, как все в романе, новая веха его пути значима и в плане историко-национальном. Эту мысль прекрасно развивает Е.. А. Маймин: «Живая совесть Андрея Болконского - это факт не только психологический и индивидуальный. По Толстому, голос живой совести - это сильный и благотворный исторический фактор. Более сильный и несравненно более благотворный, нежели честолюбие, нежели другие общепризнанные двигатели исторической жизни. В соответствии с глубоким убеждением Толстого, велениями человеческой совести жизнь меняется скорее и в более нужном направлении, нежели с помощью так называемых исторических деяний великих мира сего» ".

Отрекшись от так дорого стоившего ему честолюбия, князь Андрей отрекается и от активной жизни. Теперь его цель- не приносить людям зла. Затворничество, уход в себя, внешняя остановка... Но не в этом для Толстого та истинная, великая простота, к которой ведет он любимых своих героев. Обособление от мира, угрюмое ему противостояние - да ведь это Наполеон в изгнании! И тогда к князю Андрею приезжает Пьер - Пьер, переживающий свой звездный час, вступивший в масонскую ложу, захваченный новыми идеями о смысле жизни, о добре деятельном и активном. Не успехи Пьера в обустройстве крестьянской жизни (они-то на поверку оказались сплошными провалами!), но его искренность, его живая энергия необходимы были князю Андрею. Разговор на пароме о смысле бытия, о назначении жизни человеческой возвращает князя в мир людей, вновь включает его в историю. И тогда становится возможной встреча с Наташей - еще не новая любовь для князя Андрея, но горячее желание слиться с миром людей, почувствовать себя вновь живым, деятельным - возродиться. Толстой позволяет себе абсолютно прямолинейную метафору: одинокий среди распускающейся зелени силуэт дуба- и дуб зазеленевший, воссоединившийся с окружающим миром. И сама прямолинейность этой метафоры, ее однозначная утилитарность доказывают, как важна сейчас автору мысль о единении человека с его эпохой и народом, мысль о естественной их неразрывности: настолько важна, что он готов даже погрешить против художественного вкуса, лишь бы донести ее до каждого читателя. Все дальнейшее течение жизни князя Андрея - сотрудничество и разрыв со Сперанским, любовь к Наташе, пересилившая эту любовь обида и новое, очищенное и возвышенное чувство,- все лишь непрямой, но единственно верный, тогда избранный путь к людям. Путь, приведший князя Андрея «к Кутузову». Он будет еще и ошибаться, и заблуждаться, и по высшему счету оплатит свои заблуждения - но так или иначе не померкнет перед ним небо Аустерлица, вечным укором и предостережением останется вопрос на мертвом лице жены и не потускнеет образ девочки Наташи, стремящейся к слиянию с миром, к счастью общности со всем живым.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней