Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Правильная артикуляция звуков русского языка. Гласные и согласные звуки

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков.
1. Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает
основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Если активный орган – нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п],
[п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [в’], [ф], [ф’]
(пассивный орган – верхние зубы).
Если активный орган – язык, то характеристика согласного зависит от того, какая
часть языка – передняя, средняя или задняя – участвуют в создании преграды и с каким пассивным огранном – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается либо смыкается.
Переднеязычные согласные бывают зубными , когда передняя
направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и
передненебными , когда она направлена к передней части неба: [р], [р’], [ш], [ж], [ч’].
Передненебные согласные называют также альвеолярными, т.к. у этих согласных место наибольшего приближения передней части спинки языка к передней части неба – альвеолы, у некоторых согласных также и примыкающий к альвеолам
участок твердого неба.
Среднеязычные одновременно всегда и средненебные : .
Заднеязычные согласные (активный орган – задняя часть спинки языка):
– задненебные (язык направлен к задней части неба): [к], [г], [х], [γ], [нг];
– средненебные : [к’], [г’], [х’], [γ’].

2. Способ образования согласного – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган.
Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной
струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на:
1. Смычно-взрывные – шум образуется в результате сильного разрыва смычки: [б],
[б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’].
2. Смычно-проходные – при их образовании в полости рта образуется полное
смыкание, но воздух не разрывает смычку, а устремляется в обход неё.
Смычно-проходные делятся на:
– носовые (воздух проходит через носовую полость): [м], [м], [нг] (носовой
заднеязычный, произносится на месте [н] перед [к], [г]: ранг, сленг, пунктир, конгресс.
– боковые : [л], [л’].
3. Смычно-щелевые (аффрикаты) – размыкание смычки у этих звуков происходит не
мгновенно, путем взрыва, а путем перехода в щель: [ц] – [д^з], [ц’] – [д’^з’], [ч] – [д^ж], [ч’] – [д’^ж’].
Щелевые (фрикативные, от лат. – fricatio – трение). При образовании щелевых
согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель. Воздух трется о стенки щели и образуется шум. К щелевым относятся звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [х], [х’], [γ], [γ’], .
Дрожащи е образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка под
воздействием воздушной струи, в результате чего происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами: [р], [р’].
3. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные: [м],
[м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [с],
[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ж], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] интесивность шума у шумных
согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи, в ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных согласных больше, чем при артикуляции шумных согласных. Поэтому и сила воздушно струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

4. По участию или неучастию голоса все согласные делятся на звонкие и глухие .
Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их
произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки
сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], , [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума, образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.
По глухости / звонкости согласные образуют пары:
12 соотносительных пар

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’:], [з], [з’]

[п], [п’], [ф], [ф’],[к], [к’], [т], [т’], [ш], [ш’:], [с], [с’]

9 несоотносительных звонких звуков (сонорных)
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]
[–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–]

4 несоотносительных глухих звуков (шумных)
[–], [–], [–], [–]
[х], [х’], [ц], [ч]

В ряде последних учебников по современному русскому языку, в частности в
учебнике «Русский язык» в 2-х частях (авторы Касаткин Л.Л., Львов М.Р., Терехова Т.Г. и др.) / под ред. Л.Ю. Максимова, «Современный русский язык» (авт. Диброва, Касаткин Л.Л.) утверждается, что все согласные имеют пары по звонкости – глухости:
[ц] – [д^з]: плацдарм, спецзадание, конец года;
[ч’] – [д’^ж’]: лечь бы, дочь была, начбазы;
[х ] – [γ]: бухгалтер, двухгодичный, их было двое.
У сонорных звуков так же есть пары по глухости: [л] – [л], [м] – [м], [н] – [н], [р] – [р],
[j] –[j].
Глухие сонорные могут выступать на конце слова после глухого согласного: мет[р],
вих[р’], смыс[л], пес[н’].
5. По наличию или отсутствию палатализации , т.е. смягчения (от лат. palatum –
небо) согласные делятся на мягкие и твердые.
Мягкие согласные характеризуются тем, что к основной артикуляции согласных
прибавляется дополнительная – палатализация – поднятие средней части языка к твердому небу и продвижение спинки языка вперед. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.
У [j] приподнятие к средней части неба средней части языка не дополнительная, а
основная артикуляция, поэтому [j] – палатальный звук.
При образовании твердых согласных задняя часть спинки языка напрягается и
приподнимается к мягкому небу. Такие согласные называются веляризованными (от лат. velum palāti – небная занавеска).

В шкале несоотносительности [ж], [ш], [ц] – твердые согласные; [ш’:], [ч’], – мягкие согласные.

У звуков [ч], [ш], [ж] в определенных позициях появляются соотносительные пары по мягкости.

У [ч] имеется твердая пара перед твердым [ш]: лу[ч’], но лу[ч]ше. У [ц] мягкая пара обнаруживается перед : пя[ц’]ся.

У твердого звука [ш] пара – звук [ш’:]: [ш’:]ука

Только у звонкого [j] не может быть твердой пары, т.к. он стоит вне корреляции.

Артикуляция русских согласных сосредоточена главным образом в передней части ротовой полости. Для большинства из них действующим органом является язык, а наиболее активной при образовании русских со­гласных выступает передне-средняя часть спинки языка.

Все русские твёрдые согласные имеют окраску на гласный [ы], а мягкие - на гласный [и]. Позиция в начале слова перед гласным в удар­ном слоге для русских согласных признана наименее зависимой от окру­жающих условий; в этой позиции собственные константные признаки кон­кретного согласного проявляются наиболее полно. Поэтому в фонетиче­ских исследованиях принято соотносить реализацию основного оттенка русских согласных с этой позицией. Вопрос об основном оттенке соглас­ных решается сложнее, чем для гласных, потому что они не могут быть произнесены "в чистом виде", изолированно, так, как, например, гласные, хотя вообще возможность изолированного произнесения согласных отри­цать нельзя. Однако крайне трудно избежать произнесения гласного при­звука в конце согласного, что, вероятно, объясняется природой согласных как "сопутствующих" гласным звукам

Качество согласного зависит от многих факторов фонетического контекста: от положения относительно ударения, характера слога, а также от характера артикуляции соседнего звука. Поэтому, говоря о позиционных (обусловленных позицией) и комбинаторных (обусловленных влиянием артикуляции соседних звуков) оттенках согласных, необходимо учитывать позицию согласного в слове (абсолютное начало, абсолютный конец, сере­дина), тип звукосочетания (согласный - гласный, согласный - соглас­ный, гласный - согласный - гласный, согласный - согласный - со­гласный и др.), качество соседнего звука в указанных сочетаниях (огубленность, неогубленность гласного, характеристика соседнего соглас­ного и др.).

При произношении звука [п] (см. рис. 7.) губы в первый момент смыкаются, и воздух, поступающий из легких в полости глотки и рта,сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается изо рта наружу. Положе­ние языка зависит от следующего звука. Если звук [п] стоит в конце слова или слога, то язык остаётся пассивным. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть работу губ и ощущать толчок воздуха на поднесённой ко рту руке. При произношении звука [б] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артику­ляции звука [п]. В отличие от последнего, при артикуляции [б] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [т] (см. рис. 8.) губы разомкнуты и прини­мают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние рез­цы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка, а также ощущать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. При произноше­нии звука [д] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [т]. JB отличие от последнего, при артикуляции [д] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.



Рис. 7. [п]..[б] Рис.8. [т]..[д]

Рис. 9. -(к)...[г]

При произношении звука [к] (см. рис. 9.) положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука (при ка - примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ки - спереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Видны (неясно) положение языка и его работа. Можно также ощущать толчок выдыхаемого воздуха на руке. При произношении звука зву­ка [г] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуллшш звука [к]. В отличие от последнего, при артикуляции [г] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Рис.10. - [ф]... [в] Рис. П. - [с]...[з]

При произношении фрикативных [ф] и [в] (см. рис. 10.) нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посредине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При артикуляции [ф] голосовые складки разо­мкнуты, при артикуляции [в] - сомкнуты и вибрируют. Хорошо видны характерное поло­жение губ и верхние резцы. На руке, поднесен­ной ко рту (несколько выше уровня рта), можно ощущать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.



При произношении звука [с] (см. рис. 11.) губы несколько растянуты в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилега­ют к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами - узкая круглая щель. Мягкое нёбо поднято и закры­вает проход в нос. Голосовые складки разо­мкнуты. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней час­ти спинки языка. Можно ощущать рукой хо­лодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. При произношении звука [з] поло­жение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [с]. В отличие от по­следнего, при [з] голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [ш] (см. рис. 12.) губы слегка выдвинуты впе­ред. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края приле­гают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Можно видеть положение губ, верхние и ниж­ние резцы, а если приоткрыть рот, немного за­прокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз широкую тёплую струю воздуха. При произношении звука [ж] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [ш].В отличие от последне­го, при артикуляции [ж] голосовые складки со­мкнуты и вибрируют. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение языка. Можно ощущать на руке обильный теплый воздух.

Рис. 12. -{ш]... (ж)

Рис. 13. - [x]

При произношении звука [х] (см. рис. 13.) положение губ и расстояние между резцами за­висят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприка­сается с ним, оставляя по средней линии уз­кую щель, через которую проходит струя вы­дыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха - при­мерно на границе между твёрдым и мягким нёбом, при хи - впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты, при произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также ощу­щать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Буква щ в русской графике обозначает два звука: долгий мягкий [ш"] ([ш"]ебень, кле[ш"]и) и сочетание [ш"ч" ] ([ш"ч"]ука, по[ш"ч"]ада). В отличие от звука [ш], долгий мягкий [ш"] характеризуется более высоким положением спинки языка и лёгким переме­щением его вперед, что вызывает некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствует вместе с подъёмом спинки языка известному повыше­нию шипящего шума. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Рис. 14. - [ш"]... |ш"ч"]

Рис. 15.[й] [j]

При произношении звука [й] язык продвинут вперёд и имеет выпуклую форму. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдо­му нёбу. Передняя и задняя части языка круто опущены. На пути воздушной струи образует­ся преграда в результате сближения средней и незначительно передней части спинки с участком твёрдого нёба. Мягкое нёбо подня­то. Голосовые складки сближены. Губы слег­ка растянуты в уголках.

Рис. 16.-[ц] Рис. 17.-[ч"|

При произношении звука [ц] (см. рис. 16.) гу­бы разомкнуты, принимают положение, зави­сящее от следующего звука, и имеют тенден­цию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2-х мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвео­лами, а затем отскакивает в положение, соот­ветствующее артикуляции звука [с].

При произношении звука [ч"] (см. рис. 17.) губы слегка выдвинуты впе­рёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами; в следующий момент смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артику­ляции верхнего мягкого [ш] (мягкость звука обусловлена более передним, чем при твёрдом [ш], положением языка и более высоким подъёмом его спинки).Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, а весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкну­ты. В момент произнесения звука [ч"] можно видеть положение губ, верхние и нижние рез­цы, а если приоткрыть рот, тои положение языка, его работу (голову при этом следует немного запрокинуть).Поднесённой ко рту рукой можно ощущать резкий толчок тёплой струи воздуха.

Рис. 18. - [м]

При произношении звука [м] (см. рис. 18.) губы сомкнуты без напряжения и размыкают­ся без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следую­щего звука. Мягкое нёбо опушено, выдыхае­мый воздух проходит в нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, ощущать вибрацию гортани, груди, щёк и крыльев носа.

При произношении звука [н] (см. рис. 19.) положение губ зависит от следующего за ним гласного. Передний край языка на слогах на, но, ну. ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следую­щему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам пе­редней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо на­верху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, положение и работу передней части языка, можно ощущать вибрацию гор­тани, груди, крыльев носа.

Рис. 19. -[н]

Рис. 20. - [л]

При произношении звука [л] (см. рис. 20.) гу­бы приоткрыты, не растянуты, а слегка присобраны в уголках. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их дёсны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бо­кам остаются проходы для выдыхаемого воз­духа. Иногда такой проход остаётся лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, края рез­цов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания вос­принимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

При произношении звука [р] положение губ и расстояние между резцами зависят от сле­дующего звука. Язык принимает форму ло­жечки: своими боковыми краями он прилега­ет к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под на­пором выдыхаемого воздуха. При артикуля­ции ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край выдвигается вперёд, ближе к верхним резцам; в результате получается смягчённое [р]. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты я вибрируют. Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее - при несколько запрокинутой голове).

Артикуляция мягких согласных

Мягкие согласные отличаются по артикуляции от парных твёрдых дополнительным подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу, а некоторые (к, г, х) также заметным перемещением языка вперёд.

Мягкость согласного может определяться тем, какой гласный ([и] или [э] следует за ним. Это видно при сопоставлении хотя бы такого ряда слогов, как па, по, пу, пы (твёрдый согласный) и пе, пи (мягкий соглас­ный). Исключение составляют согласные [ш], [ж] и [ц], которые перед гласным [э] не смягчаются и после которых гласный [и] не может быть произнесён. После указанных согласных может стоять только буква [и], но при этом она читается как [ы]. Это видно на примере слогов иш, шу, ше, ши и слов шило, ножи, цирк\ во всех случаях звуки [ш], [ж] и [ц] остаются твёрдыми. Исключение составляет долгое мягкое [ж] в словах с сочета­ниями жж и зж, например, вожжи, дрожжи, визжит, где мягкость со­гласного позволяет произнести после него звук [и]. Мягкость одного со­гласного может быть обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного - частичной ассимиляцией по мягкости. Это видно при сопо­ставлении таких, например, слов, как бант - бантик, ест - есть, где мяг­кий согласный [т"] вызывает смягчение предшествующих согласных [н] и [с].

Наряду с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в рус­ском языке широко используются согласные, мягкость которых является вполне самостоятельной. Например, в словах пять, мёд. Люба мягкие зву­ки [п"], [м"], [л"] стоят перед гласными [а], [о], [у], которые вовсе не требу­ет смятения предшествующего согласного, о чём свидетельствуют хотя бы такие слова, как пар, мост, лук. Подобным же образом в словах мель, конь, кровь мягкость согласных [л"], [н"] и [ф"] не обусловлена соседними звуками, что видно из сопоставления приведённых слов со словами мел, кон, кров. Правда, сами эти гласные, соседствующие с мягкими соглас­ными, произносятся особым образом в том варианте, который характерен для такого соседства, что имеет существенное значение для улавливания на слух мягкости согласных.

Артикуляция - скоординированная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. В результате изучения в артикуляционном аспекте все органы речи делятся на:

Активные (губы –labium, язык –передняя часть, средняя ч., задняя ч.,Маленький язычок или uvula, голосовые связки) Пассивные (верхние зубы, альвеолы, твердое небо или palatum, мягкое небо или velum)

Звук характеризуется совокупностью движений всего речевого аппарата.

Артикуляция звука является процессом. Различают 3 фазы артикуляции:

1. Экскурсия - органы речи готовятся к произнесению звука. *при произнесении звонких согласных выдвигаются голосовые связки

2. Выдержка - сохранение положения органов речи для произнесения звука.

3. Рекурсия - возвращение органов речи в прежнее положение или подготовка к произнесению следующего звука.

Работа речевого аппарата обусловлена анатомо-физическим аспектом изучения звукового состава языка, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются голосовые связки. Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков. Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – голосовые связки.)Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки. Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость.

Вопрос 21. Принципы классификации звуков речи. Классификация гласных.

Существует 2 типа звуков речи: гласные и согласные

В русском языке 41 СГЛ, 6 ГЛ

Совокупность гласных образует вокализм

Совокупность согласных образует консонантизм

Гласные и согласные различаются: Функционально, артикуляционно, акустически.

Основное различие- роль в слогообразовании . * согл. в слогообразовании яв-ся сонантом (от лат. sono-звучу пою) , гласн. в слогообразовании яв-ся консонантом. Артикуляционные различие ГЛ и СГЛ в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.Образование гласных: речевой канал открыт, напряжен весь произносительный аппарат, воздушная струя не встречает на своем пути преграды.Образование согласных: Напряжение локализовано, в месте образования преграды сильная воздушная струя преодолевает преграды в фокусе образования СГЛ, взрывая ее или проходя через щель.Шумы составляют характеристику СГЛ.

Классификация гласных

Основание классификации- ряд и подъем языка, работа губ, назализация, напряжение и долгота.

Ряд определяется по части яыка, к-я приподнимается. =>3 типа ГЛ: передние, средние, задние

Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании ГЛ. => 3 типа подъема:

верхний (ГЛ наз-ся узкими) , средний (средние ГЛ) ,нижний (широкие ГЛ)

Участие губ ГЛ делятся на губные (лабиализованные, огубленные), негубные

Вопрос 22. Классификация СГЛ

1. По доле возникновения шума, тона : СГЛ делятся на шумные и сонорные.

Сонорные: р,л,м,н,й

2. По месту образования преграды СГЛ делятся на губные и язычные.

Губные согласные:

1. губно-губные м,н,п,б

Губно-зубные в,ф

3.межзубные согл th (в русском нет)

Язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненеюные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х.

Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык –

Зубные (з,с)

Альвеолярные согл

Небные согл (ш,ж)

3. По способу образования:

Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные.

Смычно-взрывные Б,Л,К,Г,Д,Т.

Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смыка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель – С,Ч

Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя.

Сонорные согл могут быть смычно проходными М,Н

Звук Р – смычно дрожащий.

Звук Л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

Смягчение – палатализация , процесс смягчения

при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв., небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

Веляризация (отвердение ) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

- всегда звонкий и всегда мягкий согл й

- всегда глухой и мягкий ч

Всегда твердый и глухой с

Тема 1.

Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

Фонетика как наука о звуковом строе языка.

Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

1. объект науки лингвистики;

2. обозначение науки, научной дисциплины.

Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

1. из каких звуков оно складывается;

2. что оно означает;

3. какие части можно в нем выделить;

4. к какой части речи оно относится;

5. как связано с другими словами в предложении;

6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

К сегментным единицам относятся:

Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

Слог – состоит из нескольких звуков.

Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

Вопросы и задания.

1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

4. Заполните таблицу

Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

Тема 2.

Звук речи.

Артикуляция гласных и согласных звуков.

Буквы.

Звуки и буквы.

Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

Классификация звуков по принципу сонорности:

Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

Задания и упражнения.

Задание 1.

а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


Артикуляционные характеристики согласных звуков

Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. способ образования;

2. место образования;

4. звонкость/глухость;

5. твердость/мягкость.

ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Задание 1.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.


§ 6. Звуки произносятся с помощью органов речи. Основными органами речи являются губы (верхняя и нижняя); зубы (верхние и нижние); язык (различаются: передняя, средняя и задняя части языка); альвеолы (бугорки у корней верхних зубов); твердое нёбо; мягкое нёбо; носовая полость; носоглотка; надгортанник; гортанная полость; голосовые связки, между которыми находится голосовая щель; трахея, бронхи; легкие; диафрагма.

§ 7. Артикуляторная характеристика различна для гласных и согласных звуков. Характеристика гласных звуков включает в себя различия по степени подъема языка (в зависимости от движения языка по вертикали), по ряду (в зависимости от движения языка по горизонтали), по наличию или отсутствию лабиализации (огубления). Артикуляторная характеристика согласных звуков включает в себя различия по участию шума и голоса, по месту и способу образования шума, по наличию или отсутствию палатализации (смягчения).

§ 8. Артикуляторная характеристика гласных звуков представлена в табл. 1. В таблицу включа-

Таблица 1

Артикуляторная характеристика гласных звуков

Характеристика гласных звуков Гласные звуки
[и] [ы] [у] [е] [о] [а]
По степени подъема языка верхнего подъема + + +
среднего подъема + +
нижнего подъема +
По ряду, или по месту подъема языка переднего ряда + +
среднего ряда + +
заднего ряда + +
По наличию или отсутствию лабиализации лабиализованный + +
нелабиализованный + + + +

ются ударные гласные в позиции абсолютного начала слова не перед мягким согласным (например [а], [о], [у], [и], [ы], [е] - названия букв; [а]д, [о]кна, [у]гол, [и]глы, [ы]кать (произносить звук [ы] вместо о, а) (спец.), [е]то (орфогр. это).

§ 9. По степени подъема языка, т. е. в зависимости от движения языка по вертикали по отношению к нёбу, различаются гласные верхнего, среднего и нижнего подъема (см. рис. 1).

К гласным верхнего подъема относятся [и], [ы], [у]. При образовании гласных верхнего подъема средняя (у [и], [ы]) и задняя часть спинки языка (у [у]) высоко поднимается к нёбу: к твердому - при произнесении [и], к задней части твердого и к передней части мягкого нёба - при произнесении [ы] и к мягкому нёбу - при произнесении [у].

К гласным среднего подъема относятся [е] и [о]. При образовании гласных среднего подъема средняя (у [е]) и задняя часть спинки языка (у [о]) сначала высоко поднимается к нёбу, а затем опускается ниже.

К гласным нижнего подъема относится [а]. При образовании звука [а] язык почти не поднимается к нёбу и лежит плоско.

§ 10. По ряду, или по месту подъема языка, т. е. в зависимости от движения языка по горизонтали, различаются гласные переднего, среднего и заднего ряда (см. рис. 2).

К гласным переднего ряда относятся [и] и [е]. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка продвигается вперед, кончик языка опускается и упирается в нижние зубы (у [и]) или находится у нижних зубов (у [е]).

К гласным заднего ряда относятся [о] и [у]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка прикасается или не прикасается к нижним зубам (у [о]) или опускается (у [у]).

К гласным среднего ряда относится [ы]. При образовании гласного среднего ряда, занимающего промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда, язык отодвинут назад в меньшей степени, чем при образовании гласных заднего ряда, спинка языка высоко приподнята.

Гласный [а] не локализован по отношению к ряду: при образовании звука [а] язык почти не артикулирует по направлению к нёбу.

§ 11. По наличию или отсутствию лабиализации, т. е. в зависимости от участия или неучастия губ в образовании гласных, различаются гласные лабиализованные и нелабиализованные. При образовании лабиализованных гласных губы выдвигаются вперед, округляются и образуют узкое выходное отверстие для воздуха. К лабиализованным относятся гласные [о] и [у]. При образовании гласного [о] губы выдвигаются в меньшей степени, чем при образовании гласного [у]. В образовании нелабиализованных гласных губы не принимают активного участия. К нелабиализованным относятся [и], [ы], [е] и [а].

§ 12. Артикуляторная характеристика согласных звуков представлена в табл. 2. В таблицу включаются согласные звуки, которые выступают в позиции перед гласными, например [п]ар, [п’]ел, [б]ар, [б’]ел, [ф]ара, [ф’]етр, [в]ар, [в’]ид, [т]ак, [т’]ик, [д]орог, [д’]ело, [с]ало, [с’]ел, [з]ал, [з’]еркало, [ц]апля, [ч]ас, [ш]ар, [ж]ар, [〙’]и, до[〇’]и, [к]ак, [к’]ислый, [г]ам, [г’]ид, [х]ата, [х’]итрый, бка, [м]ал, [м’]ир, [р]аз, [р’]иза, [н]ас, [н’]из, [л]апа, [л’]ица.

§ 13. В зависимости от степени участия в образовании согласных голоса и шума различаются согласные шумные (глухие и звонкие) и сонорные.

Если голосовые связки сближены, напряжены и колеблются, то возникает голос. Если же голосовые связки не сближены, не напряжены и не колеблются, то голоса не возникает. При прохождении воздушной струи через преграды возникает трение, в результате чего образуется шум. Соотношение голоса и шума зависит от силы воздушной струи, от характера преграды и от силы мускульного напряжения органов речи. Чем слабее воздушная струя, тем сильнее голос и слабое шум, и наоборот, чем сильнее воздушная струя, тем сильнее голос и слабее шум. Соотношение голоса и шума различно у разных согласных.

При произнесении шумных в полости рта образуются определенного рода преграды, через которые проходит сильная воздушная струя, образуя шум, ясно слышимый наряду с голосом. К шумным согласным относятся [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

При произнесении сонорных в полости рта также возникают преграды, но слабая воздушная струя, проходящая через эту преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. К сонорным относятся согласные [j], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’].

§ 14. В зависимости от степени участия голосовых связок и от силы мускульного напряжения активного (или также пассивного) органа речи (см. § 15) различаются шумные глухие и звонкие. В образовании глухих шумных голос не участвует: голосовые связки не сближены, не напряжены, не колеблются. При образовании глухих шумных происходит, кроме того, более энергичная, чем при образовании звонких шумных, работа активного (или также пассивного) органа речи. К глухим шумным относятся согласные [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ц], [ч], [ш], [〙’], [к], [к’], [х], [х’]. Шумные звонкие согласные образуются при помощи шума с добавлением голоса: голосовые связки сближены, напряжены и колеблются. К шумным звонким относятся [б], [б’], [в], [в’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [〇’], [г], [г’].

Примечание. В современном русском языке допустимо двоякое произношение звука на месте буквенных сочетаний жж, зж внутри корневого морфа: [〇’], например ви[〇’]ать, е[〇’]у, и [〇], например ви[〇]ать, е[〇]у (но только дро[〇’]и, во[〇’]и). Произношение [〇’] соответствует старым московским произносительным нормам (см. § 23). Допустимо также двоякое произношение звука на месте буквенного сочетания жд в слове дождь и в образованиях от него дождливый, дождевой. В соответствии со старомосковскими произносительными нормами на месте сочетания букв жд произносятся [〇’] и в конце слова [〙’], например до[〇’˙а], до[〇’˙у]..., до[〙’], до[〇’]ливый, при допустимом до[ж’(ж)]ливый, до[〇’]евой. В соответствии с современными нормами на месте буквенного сочетания жд возможно произношение [жд’], [жд], в конце слова [шт’], например до[жд’]я, до[жд’]ю.., до[шт’], до[жд]ливый, до[жд’]евой.

Согласные, различающиеся только глухостью - звонкостью и образующие пары [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в’], [т] - [д], [т’] - [д’], [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [〙’] - [〇’], [к] - [г], [к’] - [г’], называются парными по глухости - звонкости, а согласные [ц], [ч], [х], [х’], а также сонорные [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [j] - непарными по глухости - звонкости (см. § 126).

Примечание. В современном русском языке в соответствии со старомосковскими нормами на месте буквы щ, а также буквенных сочетании сч, зч произносится долгий мягкий [〙’]; [〙’]и, бру[〙’]атка, изво[〙’]ик. В традиционном ленинградским произношении (см. § 23) вместо [〙’] произносится [ш’ч]: [ш’ч]и, бру[ш’ч]атка, изво[ш’ч]ик.

Таблица 2

Артикуляторная характеристика согласных звуков

Звук Участие шума и голоса Способ образования шума Место образования шума Наличие или отсутствие палатализации
шумный сонорны глухой звонкий смычный аффриката щелевой смычно-проходной дрожащий губной язычный
губногубной губно-зубной передне- язычный среднеязычный заднеязычный
боковой носовой
зубной нёбно-зубной средненёб-ный задне-нёбный твердый мягкий
[п] + + + + +
[п’] + + + + +
[б] + + + + +
[б’] + + + + +
[ф] + + + + +
[ф’] + + + + +
[в] + + + + +
[в’] + + + + +
[т] + + + + +
[т’] + + + + +
[д] + + + + +
[д’] + + + + +
[с] + + + + +
[с’] + + + + +
[з] + + + + +
[з’] + + + + +
[ц] + + + + +
[ч] + + + + +
[ш] + + + + +
[ж] + + + + +
[〙’] + + + + +
[〇’] + + + + +
[к] + + + + +
[к’] + + + + +
[г] + + + + +
[г’] + + + + +
[х] + + + + +
[х’] + + + + +
[j] + + + + +
[м] + + + + +
[м’] + + + + +
[н| + + + + +
[н’] + + + + +
[р] + + + + +
[р’] + + + + +
[л] + + + + +
[л’] + + + + +

Для характеристики согласных по месту образования шума достаточно отметить участие зубов, языка, губ и нёба.

По месту образования шума все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органа речи. Активными органами являются язык в нижняя губа, а пассивными - верхняя губа, зубы и нёбо.

По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. К губным согласным относятся [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [м], [м’]; к язычным согласным относятся [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [j], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’]. Язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные (см. рис. 3).

Рис. 3. [т], [д] (–––––) [к], [г] (– – – – –); [j] (–.–.–.–).

В образовании переднеязычных согласных участвует передняя часть языка. К переднеязычным относятся [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’]. В образовании среднеязычных согласных участвует средняя часть спинки языка. К среднеязычным относится [j]. В образовании заднеязычных принимает участие задняя часть спинки языка. К заднеязычным относятся [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

По пассивному органу, по направлению к которому артикулирует активный орган, губные согласные подразделяются на губно­губные и губно­зубные (см. рис. 4, 5).

При образовании зубных передняя часть языка артикулирует по направлению к верхним зубам, образуя преграду для воздуха у верхних резцов и альвеол. К зубным относятся [т], [т’], [д], [д’], [ц], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’]. При образовании нёбно­зубных кончик языка более загнут кверху и назад, образуя преграду для воздуха в зубной части твердого нёба. К нёбно­зубным относятся [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [р], [р’].

Рис. 8. [j]
Рис. 9. [к], [г] Рис. 10. [х]

Среднеязычный согласный [j] по пассивному органу является средненёбным; при его образовании задняя часть спинки языка артикулирует по направлению к средней части нёба (см. рис. 8).

Заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] по пассивному органу являются задненёбными; при их образовании задняя часть спинки языка артикулирует по направлению к мягкому нёбу (см. рис. 9, 10).

§ 16. По способу образования шума, т. е. в зависимости от характера преграды, которая образуется между активным и пассивным органами, шумные согласные подразделяются на смычные, аффрикаты и щелевые (или фрикативные). При образовании смычных согласных активный орган, артикулируя по направлению к пассивному, образует полное смыкание, или полный затвор; выдыхаемый воздух с силой разрывает этот затвор, в результате чего образуется шум (см. рис. 4, 9). К смычным относятся [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’]. При образовании щелевых согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель; в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки щели образуется шум (см. рис. 5, 7, 10). К щелевым шумным относятся [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [х], [х’]. Среди щелевых шумных выделяются однофокусные и двух- фокусные согласные. У однофокусных согласных шум образуется только в одном месте. Так, при произнесении [с] шум образуется в щели между кончиком языка и верхними зубами, при произнесении [ф] - в щели между нижней губой и верхними зубами, а при произнесении [х] - в щели между задней частью языка и мягким нёбом. К щелевым однофокусным относятся [с], [с’], [з], [з’], [ф], [ф’], [в], [в’], [х], [х’]. У двухфокусных согласных шум образуется одновременно в двух местах. Так, при произнесении [ш] шум образуется одновременно в щели между кончиком языка и началом твердого нёба и в щели между задней частью спинки языка и мягким небом, а при произнесении [〙’] - одновременно в щели между средней частью спинки языка и твердым нёбом, а также кончиком языка и верхними зубами. К щелевым двухфокусным относятся [ш], [ж], [〙’], [〇’].

Аффрикаты занимают промежуточное положение между смычными и щелевыми. При образовании аффрикат активный орган, приближаясь к пассивному, образует полное смыкание, как и при образовании смычных, однако размыкание происходит не путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель. К аффрикатам относятся [ц], [ч]. Звук [ц] - однофокусная аффриката, при произнесении которой шум образуется в щели между передней частью спинки языка и верхними зубами (или альвеолами). Звук [ч] - двухфокусная аффриката, при произнесении которой шум образуется одновременно в двух местах: в щели между кончиком языка и началом твердого нёба (как при произнесении [ш]) и в щели между средней частью спинки языка и твердым нёбом (как при произнесении [〙’]).

Сонорные согласные в зависимости от способа образования подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие.

К щелевым сонорным относится согласный [j] (см. выше описание щелевых шумных и рис. 8). При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя. В результате трения воздушной струи о стенки щели возникает голос с незначительным шумом.

При образовании смычнопроходных в полости рта образуется полное смыкание, как и при образовании смычных, но имеется проход для воздуха через рот или через нос. Смычнопроходные подразделяются на ртовые, или боковые ([л], [л’]), и носовые ([м], [м’], [н], [н’]). См. рис. 11, 12, 13.

Рис. 13. [н]

При произнесении [л] кончик языка смыкается с верхними зубами (как при образовании смычных), но бока языка опущены и образуют щели, через которые свободно проходит слабая воздушная струя. При произнесении [м] губы смыкаются (как при образовании губно­губных смычных, см. § 15), но мягкое нёбо опущено, в результате чего слабая воздушная струя свободно проходит через полость носа. При произнесении [н] передняя часть языка упирается в начало твердого нёба (у верхних зубов), но мягкое нёбо опущено, в результате чего слабая воздушная струя свободно проходит через полость носа.

При образовании дрожащих кончик языка, слегка загнутый и поднятый к альвеолам, под воздействием воздушной струи вибрирует, в результате чего происходит то смыкание с альвеолами, то размыкание (см. рис. 14). Края языка прижаты к боковым зубам, и слабая воздушная струя проходит посередине. К дрожащим согласным относятся [р], [р’].

У большинства согласных поднятие средней части языка к твердому нёбу является дополнительной артикуляцией, происходящей одновременно с основной артикуляцией согласного, и только у [j] эта артикуляция является основной (см. рис. 8). К мягким согласным относятся [п’], [б’], [т’], [д’], [ф’], [в’], [с’], [з’], [ч], [〙’], [〇’], [к’], [г’], [х’], [j], [м’], [н’], [р’], [л’]. Твердые согласные характеризуются отсутствием дополнительной артикуляции. К ним относятся [п], [б], [ф], [в], [т], [д], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [к], [г], [х], [м], [н], [р], [л]. Согласные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], различающиеся только твердостью - мягкостью и образующие такие пары, как [п] - [п’], [б] - [б’] и др., называются парными по твердости - мягкости, а согласные [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [j], [ц], которые не образуют подобных пар, - непарными по твердости - мягкости (см. § 126).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней