Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сцены уличной жизни пьяный в телеге. Какие есть сцены уличной жизни,в романе преступление и наказание Ф.Достоевский? Полифоническое и монологическое в структуре романа

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. «Преступление и наказание» многие критики и писатели называют петербургским романом. Ф. М. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города. Идя на преступление, Раскольников, проходя мимо Юсупова сада, задумывается о фонтанах, которые неплохо бы освежали воздух на площадях, и что если бы Летний сад распространить на все Марсово поле и соединить с Дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная

И полезнейшая для города вещь. Это говорит нам о том, что Родион Раскольников любит свой город и задумывается о нем даже в такие жуткие минуты.

И одновременно мы видим, что этот город довольно-таки мрачный, больной, сырой, хотя и столь прекрасный. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит

Летом и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка Раскольникова мы смотрим на Петербург: «…на улице жара стояла страшная, и к тому же духота, толкотня, всюду известка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность снять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Голодный молодой человек чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Описание Петербурга воспринимается как зримая картина внешнего мира, которую видит перед собой герой, как отражение чувств Родиона Раскольникова.

Действие романа происходит большей частью на улице. В переулке у Сенной щегольская коляска раздавила бедного Мармеладова; его жена, которая давно больна чахоткой, истекала кровью на улице; на улице же застрелился Свидригайлов, на Сенной площади Раскольников пытается покаяться перед народом. Все эти уличные сцены тесно связаны с переживаниями Раскольникова. Герой романа «Преступление и наказание» мучительно сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Однажды, зайдя в распивочную, Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера. Они говорят о той самой старухе, которую замышляет убить Раскольников. «Богата, как жид, может сразу пять тысяч выдать. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…» - рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице. Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям.

Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения. В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин - закладчик и краденое прячет… купец Юшин содержит дешевые грязные номера, Дарья Францевна торгует женщинами.

В романе Достоевского главное место действия, основная торговая точка Петербурга - Сенная площадь. Ее окружают мрачные улицы и переулки, населенные мелким чиновным людом, торгашами, ростовщиками, показана жизнь бульваров, закусочных, трактиров, публичных домов. В двух шагах от грязной Сенной находится Столярный переулок, в нем 16 домов и 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, это посетители покидают кабаки.

Ф. М. Достоевский подробно знакомит нас с обстановкой, в которой живут его герои. Каморка Раскольникова до того мала, что можно, лежа на кровати, без особых усилий открыть защелку двери. Комнаты Разумихина и Мармеладова почти такие же. Комнаты их точь-в-точь темные, сырые гробы. В них вечно царит полутьма, что под стать серости жизни. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления.

Автор не зря несколько раз упоминает о жаре в Петербурге. Эта тяжелая погода приводит к путанице мыслей в голове Раскольникова, он ходит по Петербургу словно в бреду. Жара и духота тоже в какой-то мере дают толчок к преступлению. Петербург играет важную роль в романе, обилие внешних деталей, подробности городской жизни, сцены уличной толкотни, жалкие интерьеры - все это создает общее ощущение города, который враждебен человеку, теснит, давит на него, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Дата добавления: 11 Октября 2013 в 22:07
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: практическая работа

Скачать архив (14.36 Кб)

Файлы: 1 файл

Скачать файл

СООБЩЕНИЕ.docx

- 16.92 Кб

2. Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова. Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался. Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также

другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.

Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова. Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку. Эта уличная сцена символизирует жестокость и равнодушие уличной толпы, никто не пытается остановить Миколку, кроме мальчика. После этого сна Раскольников оставляет мысль об убийстве. Он радуется тому, что освобождён от этой навязчивой идеи. Но вот, возвращаясь домой, он делает ненужный крюк через Сенную площадь, где происходит случайная встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу его. Обратите внимание, происходит это вновь на Сенной. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близ лежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Здесь наш герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи, и узнаёт, что завтра, в семь часов, её не будет дома. Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно».

На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления.

На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия». Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Но человек не способен жить в одиночестве, и Раскольников в том числе. В следующих эпизодах он вновь идёт к людям, то есть на улицу. Как обычно это Сенная. Здесь он слушает пение девицы лет пятнадцати под аккомпанемент шарманщика. Раскольников заговаривает с людьми, проходит через Сенную, сворачивает в переулок, где оказывается рядом с большим домом, в котором были распивочные, а также разные увеселительные заведения. Его всё занимает, он заговаривает с женщинами, ко всему ему хочется примкнуть. Мы видим, что Раскольников не может усидеть у себя в каморке, несмотря на плохое самочувствие. Он идёт на улицы. Здесь он или наблюдает жизнь, как например, женщину-самоубийцу, бросившуюся с моста, на котором он стоял, или принимает активное участие, например, в сцене гибели Мармеладова под колёсами коляски. Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление.

Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни. Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его. Однако он всё спокойно вынес.

Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург. Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно. Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,. Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен. Уличные сцены, как мне кажется иллюстрируют и подтверждают эту идею.


Описание работы

Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета.

Название сочинения: Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

План:
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе нисчеты и страданий бедных людей:
а)описание Петербургских хрущоб
б)униженные и оскорбленные романе:Соня Мармеладова и её семья.Сестра и мать Раскольникова.
3.Выводы:
Боль за человека-основа авторских позиций в романе Ф.М,Достоевского "Преступление и наказание"

ЛЮДИ НУЖЕН ПЛАН ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ПОЖАЛУЙСТА ПОБЫСТРЕЕ НАДООО:*

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей.

Петра творенье

По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом. Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков. Не случайно сегодня мы имеем возможность наслаждаться многоликими «портретами» этого удивительного города в произведениях величайших художников слова и упоминаем такие идиомы, как Петербург Достоевского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока.

Город-двойник

Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом. Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей. Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее. Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей. Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь - не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную. Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург. Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же - в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова. В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина - вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб - это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза. Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Великолепная панорама

Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы - чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».

«Пьяный» Петербург

Созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» - не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений. А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

Город-судья

В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова. Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности - вечности «на аршине пространства». И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.

Гроза

В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим. Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду. Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» - произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя. Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть.

Уличные сцены

В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой. Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние. Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.

Любите ли вы уличное пение?

В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков. Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны. Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности». И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!

Город-губитель

Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны. На улице бездушного города некогда был раздавлен Мармеладов, занимается проституцией Соня, переживает падение девушка, увиденная Раскольниковым на бульваре. На улицах города совершит самоубийство Свидригайлов, и вот, от безвыходности и отчаяния сходит с ума Катерина Ивановна. И каменная мостовая жадно впитывает ее хлынувшую горлом кровь.

Дома и интерьеры

В 1-й главе первой части Раскольников с дрожью и замиранием приближается к дому процентщицы, который видится ему «преогромнейшим», безобразно возвышающимся и наступающим на маленького человека. Людской муравейник доходного дома ужасает героя. Сегодня экскурсоводы демонстрируют туристам этот дом на канале Грибоедова, он является частью культуры Санкт-Петербурга.

В главе 2-й части первой Раскольников оказывается в кабаке и среди пьяных криков и бессвязной болтовни слушает пронзительную исповедь Мармеладова. Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию. Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой. Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.

Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма - атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом». Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву. Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, - это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.

В заключение

Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского - это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича. Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России. В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.

«Герои «Преступления и наказания»» - Конкурс капитанов. Внимательно прочти текст! О ком он?. Преступление и наказание. Алёна Ивановна. Катерина Ивановна. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Мармеладов. Лужин Пётр Петрович. Пульхерия Александровна Раскольникова. Предложенные позиции. Лизавета. «Домашняя проба пера». Эпиграф урока. Софья Мармеладова.

«Достоевский Преступление и наказание» - Я себя убил?”. Какова ваша позиция? УРОК №4 Тема: Антигуманный смысл теории главного героя. Петербург Достоевского. В чем усматривает Достоевский причины злодеяний изображенных в романе? „Разве я старушонку убил? Что общего в высказываниях писателей? Какую связь с романом Достоевского вы видите в картине В.Перова «Утопленница» ?

«Достоевский и Раскольников» - Идеи Раскольникова. И творческая, и личная жизнь Федора Михайловича не была простой. Зарабатывавший себе на жизнь литературным трудом, Достоевский всегда нуждался в деньгах. Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Человек есть тайна. Раскольников. Ф. М. Достоевский.

«Роман Преступление и наказание» - Можно ли измерить ценность человеческой жизни, по Достоевскому? Законы совести, заповеди. Выполните задания теста Обсудите вопросы теста Заполните опорный конспект. Художественный фильм «Преступление и наказание». Чтобы душа была жива. Анализ эпизода «Первая встреча Родиона Раскольникова и следователя Порфирия Петровича».

«Роман Достоевского «Преступление и наказание»» - Праведники. Наполеон. Вопросы по проекту. Опровержение теории Раскольникова. Преступление и наказание. Теория Раскольникова. Проекты. Человек идеи. Крест Лизаветы, который собирается носить Соня. Урбанисты. Петербург Достоевского. Критерии оценивания.

«Раскольников и Мармеладова» - В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Смирение не предполагает самоубийства. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии. Соня надеется на Бога, на чудо.

Всего в теме 18 презентаций



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней