Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скрипичный ключ – символ искусства и сомнительная татуировка. Музыкальные ключи

Альтовый и теноровый ключ относятся к ключам ДО, то есть таким ключам, которые указывают на ноту ДО первой октавы. Только привязаны эти ключи к разным линейкам нотного стана, поэтому в их нотной системе разные точки отсчета. Так, в альтовом ключе нота ДО пишется на третьей линейке, а в теноровом на четвертой.

Альтовый ключ

Альтовый ключ применяется, главным образом, для записи альтовой музыки, редко им пользуются виолончелисты, и еще реже другие музыканты-инструменталисты. Иногда альтовые партии могут быть написаны и в , если это удобно.

В старинной музыке роль альтового ключа была более важной, так как в обиходе находилось большее число инструментов, для которых запись в альтовом ключе была удобной. Кроме того, в музыке эпох Средневековья и Возрождения в альтовом ключе записывалась также и вокальная музыка, в последствие от этой практики отказались.

Диапазон звуков, которые записываются в альтовом ключе, это малая и первая октава целиком, а также некоторые ноты второй октавы.

Ноты первой и второй октавы в альтовом ключе

  • Нота ДО первой октавы в альтовом ключе пишется на третьей линейке.
  • Нота РЕ первой октавы в альтовом ключе расположена между третьей и четвертой линейками
  • Нота МИ первой октавы в альтовом ключе помещается на четвертой линейке.
  • Нота ФА первой октавы в альтовом ключе «прячется» между четвертой и пятой линейками.
  • Нота СОЛЬ первой октавы в альтовом ключе занимает пятую линейку нотного стана.
  • Нота ЛЯ первой октавы альтового ключа находится выше пятой линейки, над нотным станом сверху.
  • Ноту СИ первой октавы в альтовом ключе следует искать на первой добавочной линии сверху.
  • Нота ДО второй октавы альтового ключа находится выше первой добавочной, над ней.
  • Нота РЕ второй октавы, ее адрес в альтовом ключе – вторая вспомогательная линейка сверху.
  • Нота МИ второй октавы альтового ключа пишется над второй дополнительной линейкой нотоносца.
  • Нота ФА второй октавы в альтовом ключе занимает третью добавочную линейку нотоносца сверху.

Ноты малой октавы в альтовом ключе

Если ноты первой октавы в альтовом ключе занимают верхнюю половину нотного стана (начиная с третьей линейки), то ноты малой октавы пишутся ниже и занимают, соответственно, нижнюю половину.

  • Нота ДО малой октавы в альтовом ключе пишется под первой добавочной линейкой.
  • Нота РЕ малой октавы в альтовом ключе пишется на первой вспомогательной линии внизу.
  • Нота МИ малой октавы альтового ключа расположена под нотным станом, под первой его основной линией.
  • Ноту ФА малой октавы в альтовом ключе надо искать на первой основной линии нотного стана.
  • Нота СОЛЬ малой октавы в альтовом ключе пишется в промежутке между первой и второй линейками нотоносца.
  • Нота ЛЯ малой октавы альтового ключа занимает, соответственно, вторую линейку нотоносца.
  • Нота СИ малой октавы, в альтовом ключе ее адрес – между второй и третьей линейками нотного стана.

Теноровый ключ

Теноровый ключ отличается от альтового лишь «точкой отсчета», так как в нем нота ДО первой октавы записывается не на третьей линейке, а на четвертой. Теноровый ключ применяется для фиксации музыки для таких инструментов, как виолончель, фагот, тромбон. Надо сказать, что партии этих же инструментов часто пишутся в , а теноровый ключ при этом используется эпизодически.

В теноровом ключе преобладают ноты малой и первой октавы, так же как и в альтовом, однако, по сравнению с последним, в диапазоне тенора высокие ноты встречаются гораздо реже (у альта — наоборот).

Ноты первой октавы в теноровом ключе

Ноты малой октавы в теноровом ключе

Запись нот в альтовом и теноровом ключе идет с разницей ровно на одну линейку. Как правило, чтение нот в новых ключах доставляет неудобство лишь на первых порах, затем довольно быстро музыкант привыкает и перестраивается на новое восприятие нотного текста с этими ключами.

На прощание сегодня мы вам покажем интересную передачу об альте. Передача из проекта «Академия занимательных искусств – Музыка». Желаем вам успехов! Заходите к нам почаще!

Ключ (музыка)

Ключ (итал. chiave, от лат. clavis - ключ) в музыкальной нотации - знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане . Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.


Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой несколько изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.

Использование ключей

На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки , количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано - 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).

Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8 , обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.

Ключ «соль»

Произошёл от латинской буквы G , обозначающей ноту «соль ». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы .

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.

В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники , большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.

Старофранцузский ключ

Альтовый ключ

Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов , иногда вокальные партии.

Теноровый ключ


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ключ (музыка)" в других словарях:

    Ключ инструмент для открывания замка. Гаечный ключ, разводной ключ инструмент для откручивания болтовых соединений. Ключ (криптография) информация, используемая алгоритмом для преобразования сообщения при шифровании или расшифровании. Ключ… … Википедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Ключ от спальни … Википедия

    Музыка Словакии фольклорная музыка словаков и авторские произведения словацких композиторов. Содержание 1 Традиционная словацкая музыка 2 Классическая музыка Словакии … Википедия

    The Music of Erich Zann Жанр: Литература ужасов

    Музыка Эриха Цанна The Music of Erich Zann Жанр: Литература ужасов Автор: Говард Филлипс Лавкрафт Язык оригинала: Английский Год написания: 1921 год Музыка Эриха Цанна (англ. The Music of Erich Zann) … Википедия

    Музыка Кубы очень интересна и самобытна, она впитала в себя много местных мотивов и классическую аранжировку. Вопрос о происхождении одного из наиболее известных кубинских музыкальных стилей пачанги до сих пор не ясен. Традиционно… … Википедия

Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно - ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр - запись нот, потому что записывать их можно по-разному.

Что такое ноты?

Ноты – это графические обозначения для звуков определенной высоты, которые группируются и записываются в особой – октавной — системе. Дело в том, что музыкальные звуки, частота (да, ее в Герцах измеряют) которых различается ровно в 2 раза, звучат для нашего уха очень похоже. Как повторение одного – только на разной высоте. Расстояние (интервал) между ними называется октавой. Поэтому весь диапазон музыкальных звуков делят на участки, которые тоже называются октавы. Схожие в каждом участке звуки - ноты - имеют одинаковые названия: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. И следующая после си нота – до, только на октаву выше. И так далее.

Нотный стан - это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное - на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем - ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.

Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» - какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много - как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.

Любимый всеми (и нами) скрипичный ключ — это ключ «соль»: его завиток огибает вторую линейку нотного стана, на которой в скрипичном ключе и располагается соль первой октавы. А значит, под этой второй линейкой будет фа, а над ней - ля. В скрипичном ключе удобно записывать ноты для скрипки, женского вокала, духовых, некоторых ударных и правой руки фортепиано (но не всегда). Просто потому, что это достаточно высокие звуки и скрипичный ключ подходит: он охватывает Первую и Вторую октавы. Это диапазон среднего человеческого голоса (и скрипки). Традиционно партии тенора (мужской высокий голос) и гитары тоже записываются в скрипичном ключе, только исполняются на октаву ниже.

Еще есть ключи «фа» - басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота - партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.

Как выглядят фортепианные ноты

Ноты для фортепиано состоят из двух строк (в каждой по пять линеек и свой ключ). Ноты, расположенные на верхней строке, исполняет правая рука. А ноты, написанные на нижней – левая. Строки называются нотоносец или нотный стан.

Играем мы одновременно то, что написано на обеих строках по вертикали. Вертикаль читаем снизу вверх: поднимаемся от самого нижнего звука к самому верхнему. Нотные линейки мы тоже считаем снизу вверх. Первая – самая нижняя, пятая – верхняя. Когда вертикаль сыграли, читаем ноты, как и книгу, слева направо.

Кружочки, нарисованные на нижнем примере, это и есть обозначения самих звуков или ноты. Ноты бывают закрашенные и не закрашенные, палочками (штилями) вверх или вниз, объединенные по группам или одиночные. В чем разнице мы рассмотрим позже, когда будем изучать длительности.

Слово, указанное в начале произведения, обозначает темп и характер произведения. В данном примере указан темп «Alegretto». Это производное слово от «Allegro», что переводится с итальянского как «Скоро» или «Весело». Соответственно, Alegretto исполняется чуть медленнее, чем Allegro. Все эти обозначения очень субъективны и указывают скорее на характер исполнения.

Музыкальных терминов не так много и их довольно просто запомнить. Их значение и перевод можно посмотреть в любому словаре музыкальных терминах. В музыкальной школе дети сдают специальный зачет на знание музыкальных терминов.

Что такое музыкальный ключ

В начале каждой строки стоит знак – музыкальный ключ или просто ключ. Можно сказать, что ключ – это система координат, которая определяет расположение нот на нотном стане. В фортепианной музыке встречаются два ключа – скрипичный и басовый. Чаще всего правая рука играет в скрипичном ключе, левая – в басовом ключе.

Как правильно писать музыкальный ключи

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ показывает, где на нотном стане записывается нота соль первой октавы . Она расположена она на 2й линейке снизу. Таким образом, зная, где располагается нота соль первой октавы, мы можем посчитать, на какой линейке записывается какая нота.

Это знак переноса на октаву вверх. То есть написанная нота играется на октаву выше.

Теперь пойдем от ноты соль первой октавы вниз. Нота фа первой октавы будет располагаться между 1 и 2 линейками. Ми первой октавы – на первой линейке, ре – под первой линейкой, до – на первой добавочной линейке и т.д. Дальше можно записывать много добавочных линеек, но чаще их бывает не больше трех.

И вот тут-то нам приходит на помощь басовый ключ .

Басовый ключ

По аналогии со скрипичным ключом басовый ключ показывает нам, где располагается нота фа малой октавы . Относительно нее можно посчитать, где записываются остальные ноты басового ключа. Идем вверх. Соль малой октавы – между 4 и 5 линейками, ля малой октавы – на 5й линейке, си малой октавы – над 5й линейкой. До первой октавы – на первой верхней добавочной и т.д. Обычно больше трех добавочных линеек не пишут, проще поставить скрипичный ключ и записывать ноты в скрипичном ключе.

Если идти вниз от ноты фа малой октавы, то получается, что ми малой октавы располагается между 3 и 4 линейками, ре малой октавы – на 3 линейке, до малой октавы – между 2 и 3 линейкой, си большой октавы – на 2 линейке, ля большой октавы – между 1 и 2 линейкой, соль большой октавы – на 1 линейке, фа большой октавы – под 1 линейкой, ми большой октавы – на первой добавочной линейке снизу и т.д. Обычно здесь тоже больше трех добавочных линеек не пишут и ставят такой же знак восьмерки:

Он означает, что мы играем звуки на октаву ниже, чем они записаны в нотах. Все это сделано для удобства записи и чтения нот.

Расположение нот на нотном стане

Чтобы подытожить все вышенаписанное, предлагаю изучить вот эту картинку.

Здесь я выписала все ноты, начиная от до большой октавы и заканчивая до третьей октавы. Обратите внимание, как записывается нота до первой октавы. В басовом ключе ее пишут на верхней первой добавочной линейке, а в скрипичном – на нижней первой добавочной линейке.

В каком случае в каком ключе ее писать? Все зависит от контекста. Если у вас все предыдущие ноты записаны в басовом, то и ее пишем в басовом. Опять же, если дальнейшая музыка звучит выше, то можно поставить скрипичный ключ и писать все остальные ноты дальше в скрипичном ключе. И наоборот, если все ноты в скрипичном ключе, то и ноту до логичней писать в скрипичном ключе. Тут четкого правила нет, действуем исходя из логики.

Как лучше запомнить расположение нот на нотном стане?

Сначала напишу, как делать НЕ НАДО. Не надо сравнивать и сопоставлять ноты басового и скрипичного ключей. Иногда делают так: запомнили, что соль первой октавы записывается на 2 линейке в скрипичном ключе. Значит соль большой октавы в басовом – на одну линейке меньше – на первой. Логики в этом нет никакой, только запутаетесь. Не делайте так, пожалуйста! Лучше просто считайте линейки.

Со временем вы зрительно запомните, где какая нотка пишется.

Задание

  1. Потренируйтесь писать скрипичный и басовый ключи на нотном стане (по одной строке на каждый ключ).
  2. Задание на выучивание нот. Берете любые ноты в печатном варианте (можете распечатать, например, вот эти). Садитесь удобно на диванчик и пальцем тыкаете в любые ноты и называете их. Например, си первой октавы, ля большой октавы и т.д. Каждый день по 10 минут будет достаточно.
  3. Еще одно задание на выучивание нот. Напишите на нотном листе следующие ноты:

Ми 1 октавы
соль 2 октавы
фа большой октавы
ре малой октавы
си малой октавы
до 2 октавы
ля 2 октавы
си большой октавы

Вот пример, как надо оформлять.

  1. Самостоятельно напишите для себя расположение нот на нотном стане от ноты до большой октавы до ноты до 3 октавы. Выше я приводила такую картинку, воспользуйтесь ею для самостоятельной проверки. Это задание поможет вам лучше понять логику расположения нот.

Все вопросы пишите в комментариях к этой статье.

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней