Технологическая карта занятия малые жанры фольклора пословицы. Урок «Малые жанры фольклора
I . Мотивация и актуализация.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Как календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование отдельных пословиц).
Что вы узнали о Масленице? Расскажите.
II. Построение проекта.
(слайд 1) - Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)
Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.
Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) - (слайд 3 )
Что такое "фольклор”? Понятие это для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)
Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное - передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное - сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество - от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)
Ребята, фольклор - это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.
А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? (для опоры - толкование ключевых понятий фольклора на экране).
(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).
А какие жанры фольклора вы знаете? (…)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, сегодня мы будем говорить о жанрах фольклора, но только о малых жанрах детского фольклора.
Исходя из темы урока, какие цели для себя поставим? (формулируют цели).
III. Реализация построенного проекта.
Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)
Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)
1. - Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.
Может быть, кто из вас хочет спеть колыбельную песню? («Баю-баюшки-баю…», например).
Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)
2. Пестушки. - От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).
Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
- А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)
Чем потешки отличаются от пестушек? (…)
Потешки (прибаутки) - это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям.
Физминутка (слайд 6).
Давайте вспомним, как вас забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».
3. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).
4. Загадки - веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.
А какие загадки вы знаете? (…)
5. Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил - на все случаи жизни ответит пословица . Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).
Какие пословицы услышали? (…)
6. Считалки. Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?
Какие вы знаете считалки? (…)
7. Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?
Какие вы знаете скороговорки? (…)
8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Андрей, Ленка)
9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)
IV. Первичное закрепление с самопроверкой. Работа в группах (5 групп).
Литературное лото.
Каждой группе раздаются одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится с заданием? (Проверка)
2. - Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
Д/З: Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи у родителей).
Использованные источники:
1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва.
2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина.
Тема урока « Малые жанры фольклора».
Тип урока: урок открытия нового знания
личностные:
предметные:
метапредметные:
Техники и технологии:
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора" в соответствии с требованиями ФГОС»
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет литература
Класс 5
Тема урока « Малые жанры фольклора».
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты обучения:
личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
предметные: знать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;
метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, игровая деятельность
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентации.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
|||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1.Орг. момент. Цель. Включение в деятель-ность. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | |
2. Актуализация и углубление знаний. | 1.На столе выставка из школьного музея. (Кузовок, котомка, туесок, деревянная тарелка, ухват, полотенце, деревянная ложка). Учитель открывает слайд с фрагментами деревянной резьбы, кружев, салфеток. Беседа с классом. Посмотрите на выставку. Все эти предметы созданы умелыми руками людей. Какие из них вам известны? Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают. С какими предметами вы встречались в сказках? В мире много добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений. Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста. Вот почему все эти сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки называют произведениями устного народного творчества. Богат ими русский народ. 2. Просмотр мини-презентаций, подготовленных учащимися. «Считалки», «Приговорки», «Заклички». | Слушают, записывают теорию в тетради. Фольклор. Особенности фольклора. Малые жанры фольклора. (котомка, кузовок) | Формирование уважительного отношения к своему народу, к труду, к искусству. | 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Самостоятельно делать выводы Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1.Делать выводы, обобщения. 2.Осуществлять самоконтроль, самооценку Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | |
3.Работа по теме урока | 1. Беседа по содержанию статьи. В чём проявляется мудрость народа? Что называется пословицей? Что отразилось в пословице? Как называл пословицу В.И.Даль? Когда мы употребляем в своей речи пословицы? Найдите антонимы в пословицах: Мал золотник, да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слёзы бывают», «Много шуму из ничего». 2. Чтение пословиц в учебнике. Учитель предлагает объяснить смысл пословиц. 3. Учитель показывает на слайде слова для составления пословиц. время-потеха, труда –пруда, дело-мастера, пышки -шишки друга- береги | Читают статью в учебнике, отвечают на заданные вопросы, находят антонимы в пословицах, объясняют значение прочитанных в учебнике пословиц. 3. Составляют пословицу из предложенных им попарно соединенных слов. (Делу время – потехе час). (Без труда не вынешь и рыбку из пруда). (Дело мастера боится). (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки). (Нет друга - ищи, нашел -береги). | Формирование интереса к духовно-нравственным ценностям своего народа. | Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном | Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации. | |
4.Закрепление | Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц. | Работа по группам. Придумывание истории на основе одной из пословиц. | Формирование духовно- нравственных качеств личности | Освоение способов совместной речевой деятельности, управление поведением партнёра. Формирование навыков речевой деятельности | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | ||
5. Самостоятельная работа | Учитель задаёт вопрос. Как вы думаете, почему у различных народов мира пословицы нередко очень близки? Например, зарубежной пословице «Перо сильнее меча» соответствует русская – «Что написано пером, не вырубишь топором. Учитель раздаёт на каждый стол распечатки русских и зарубежных пословиц и даёт задание: к каждой зарубежной пословице подобрать русскую. | (Взгляды людей выражаются по-разному, но очень похожи). Подбирают к каждой зарубежной пословице русскую. | Формирование уважительного отношения к культуре других народов. | Освоение способов совместной деятельности | Делать выводы, обобщения. Осуществлять самоконтроль, самооценку. | ||
6. Итог урока Рефлексия. | Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас. Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. В. Шафран С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? С какими малыми жанрами народного творчества мы должны познакомиться на следующем уроке? | Загадки, поговорки, песни. | Формирование чувства единения себя со своим народом, чувства сопричастности истории, культуре, судьбе народа. | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. | |||
7. Домашнее задание | Сообщение домашнего задания | 1.Сделать рисунок к одной из пословиц, подумать: прямое или переносное значение будет иллюстрировать рисунок. 2. Подобрать и записать в тетради по 3-4 пословицы по тематическим группам: о дружбе, о труде. О любви к родине. Индивидуальные задания: подготовить сообщение о поговорках; подготовить сообщение о загадках, используя материалы учебника и Интернета; выучить наизусть несколько поговорок, объяснить их значение. |
Источники:
Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011
Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015
Предмет : литература Класс : 5
Тип урока : урок закрепления и совершенствования ЗУН и СУД
Технологическая карта
ТемаМалые жанры фольклора. Детский фольклор.
Цели:
Цели:
Обучающая: знание малых фольклорных жанров, их отличительных особенностей; причин возникновения и создания малых жанров фольклора
Развивающая: развитие интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
Воспитательная: воспитание уважения к истокам культуры своего народа
Основные понятия
Фольклор
Этап урока, цель
Задания для учащихся
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты УУД
I . Самоопределение к деятельности
Работа над формулировкой темы:
Что необходимо знать?
Что должны уметь? Что для этого надо повторить?
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий
Личностные: учащиеся определяют
цель урока для себя
II . Проверка д\з
Вопросы
Задает
Отвечают
Личностные: делают выводы, исправляют ошибки
III . Формулирование темы урока, постановка цели
Что такое фольклор?
(устное народное творчество, в переводе с английского обозначает "народная мудрость",
"народное знание".)
Как вы понимаете эти три ключевых слова:
устное народное творчество
Выдвигает проблему.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя
Регулятивная: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной
задачи в зависимости от
конкретных условий,
составляют план и
последовательность действий
Коммуникативная: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую информацию
IV . Изучение нового
Просмотр презентации
Какие жанры фольклора вы знаете?
Запись в тетрадь жанров детского фольклора
Чтение детского фольклора
Спрашивает
Просит
Размышляют, приводят примеры
Читают, записывают
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Коммуникативные: строят устные высказывания
V . Закрепление нового
Называют особенности детского фольклора, ищут подтверждения своим выводам в статье учебника
Просит назвать известные примеры детского фольклора
Приводят примеры
Личностные: осуществляют контроль своей деятельности
Регулятивные: учатся самостоятельно добывать информацию
VI .Актуализация и пробное учебное действие
Обучающиеся продолжают пословицы:
Семь раз отмерь…
Родная земля и в горсти…
Родина – мать, умей…
Старый друг…
Задаёт проблемный вопрос:
К каким выводам о роли фольклора в нашей современной жизни вы пришли? Почему?
Побуждает к мышлению. К высказыванию собственного мнения
Высказывают своё мнение
Личностные: с помощью пословиц развивают устную речь
Регулятивные:
знакомятся с устным жанром детского фольклора, развивают память
Коммуникативные: учатся высказывать собственное мнение
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Вспомнить считалочку, записать
Вспоминают, записывают, читают считалочку
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.
Регулятивные: планируют необходимые действия
Коммуникативные: осуществляют индивидуальную деятельность
VIII . Рефлексия
Игра «Что я знаю – кто быстрей»
Назовите прибаутки
Как называются короткие стишки, которые выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла? (кто веселее прочитает закличку)
Продолжи
-«Улитка, улитка высуни рога…» ,
«Божья коровка, полети на небко…»
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Высказывают свое мнение.
Личностные:
развивают устную речь, развивают память, артистические способности
Коммуникативные: развивают умение слушать других
IX . Д/З- 2 мин
Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з.
Дает: комментарий к домашнему заданию;
Запись д/з: найти и записать считалочки (кто больше)
Источники:
Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011
Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015
Разделы: Литература
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с происхождением и природой загадок;
- раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;
Развивающие:
Воспитывающие :
- приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
- воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;
Задачи урока:
- создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
- обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
- обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;
Оборудование:
Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”
Практическая значимость и актуальность:
Структура урока:
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Основная часть (представление жанров).
- Итог. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
Звучит народная музыка.
Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?
Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.
Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).
Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.
Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.
Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.
Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.
Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4 .
(Ученик читает вслух).
Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).
Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.
Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.
Большинство загадок построено на метафоре . Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.
Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.
(Ученик читает вслух).
А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.
Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.
Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.
Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.
Ребята, предлагаю вам творческое задание.
1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.
2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.
Физкультпауза
“Что за золото пословицы русские!..”
А.С.Пушкин
Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.
Пословица
- Краткое мудрое суждение о жизни
- Содержит поучительный смысл
- Законченное суждение
- Характеризует поступки человека, образ жизни
- Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).
В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.
- Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).
Следующее задание “Объясни смысл пословицы”
Береги платье снову, а честь –смолоду.
Ученье- красота, неученье – простота.
Чему учился, тому и пригодился.
Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)
Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.
А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.
Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).
Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.
“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”
А.С.Пушкин.
Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.
Поговорка
- Меткое суждение
- Часть суждения, незаконченное предложение
- Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
- Выражает чувства Слайд №14. (Читает ученик вслух).
Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок
Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.
Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.
- Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
- Комар носа не подточит.
- Больше дела – меньше слов.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Всему своё время
- Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)
Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17. (Ответы учащихся).
Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18 .
- Висит сито не руками свито.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Седьмая вода на киселе.
Итог урока. Оценки за работу.
Домашнее задание на выбор:
- Сочинить загадки.
- Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
- Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.
Звучит народная музыка.
Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.
Малые жанры фольклора- пословицы и поговорки Учитель русского языка и литературы Копылова Елена Ивановна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6». ТАДЖИКИСТАН.
Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание
Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка
А какие малые жанры фольклора вы ещё не назвали? Пословица Краткое изречение, которое даёт оценку явлению, событию, человеку. Пословица выражает законченную мысль. Поговорка Часть вашего предложения, которая делает ярче и выразительнее вашу речь. Часть вашего суждения.
Пословицы о пословицах ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ. ПОСЛОВИЦА ПРАВДУ ВСЕМ ГОВОРИТ. ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ. ГЛУПАЯ РЕЧЬ – НЕ ПОСЛОВИЦА. КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ. ОТ ПОСЛОВИЦЫ НЕ УЙДЁШЬ.
Тематические группы пословиц Любовь к Родине Глупа та птица,которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Грамота и обучение Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – вперёд пригодится. Век живи – век учись.
Трудолюбие и лень Терпение и труд всё перетрут. Лёжа хлеба не добудешь. Маленькое дело лучше большого безделья. Земля и крестьянская работа. Пашню пашут – не руками машут. Каково волокно, таково и полотно. Чья земля, того и хлеб.
Семья Любовь да совет, так и нуждочки нет. Муж да жена- одна душа. От хозяина чтобы пахло ветром, а от хозяйки- дымом. Природа и приметы Снег глубок- год хорош. Вешний день год кормит. Март глубок да мокрый май-будет каша и каравай.
Слово Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь –не приставишь. О дружбе Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. От хорошего братца можно ума набраться.
Задание 1. Продолжите пословицы. Тот труда не боится,… За всё берётся,… Нужно наклониться,… За всё браться- Не за своё дело не берись, а … Суди о людях не по словам, а… Не сиди сложа руки, …
Задание 2. Включите поговорки в предложения. Бить баклуши; брать быка за рога; как снег на голову; семь пятниц на неделе; без году неделя; лёгок на помине; выйти сухим из воды.
Задание 3. Подберите пословицы- синонимы. Без заботы и репу не вырастишь.