Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В чем проявляется патриотизм пьера. Истинные патриоты в романе война и мир

Патриотизм в романе "Война и мир".

Роман "Война и мир" - величайшее произведение мировой литературы.
Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц.
Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны.
И хотя Толстой именно мирную жизнь считает настоящей жизнью людей, в центре повествования - рассказ об Отечественной войне. Толстой ненавидел войны, но эта война со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно. Он доказывает, что в дни, тяжелые для России, большинство русских людей проявляли подлинный патриотизм и мужество, защищая родину. Но были и такие - их меньшинство, - кто только играли в патриотизм и мужество. Это ненавистное Толстому светское общество, завсегдатаи салонов Шерер, Курагиной, Безуховой. Их так называемый патриотизм выразился в том, что они перестали говорить по-французски, на стол у них не подавались французские блюда, а в салоне Элен и от этого не отказались и сочувствовали Наполеону. Были люди, подобные Борису Трубецкому, которые делали карьеру в дни страданий отечества. Толстой противопоставляет этой кучке лжепатриотов истинных сынов отечества, для который в годину испытаний главным была родина. Народ и лучшая часть дворянства, в понимании Толстого, составляли нацию. В дни войны свою истинную любовь к родинепроявили дворяне Болконские, Ростовы и многие другие. На свои средства снаряжали ополчение, сын Болконского, Андрей, отправился в действующую армию, не желая быть адъютантом. Пьер Безухов остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Но этого ему не удается. На батарее Раевского он помогает батарейцам. Жители Москвы покидают и сжигают город. Когда старик Болконский провожает сына, он говорит, что если Андрей поведет себя подло, ему будет горько и стыдно. Наташа отдает подводы для раненых. Княжна Болконская не может оставаться в имении, захваченном врагами.
Толстой рассказывает о настроении, которое владело солдатами. Накануне Бородинского сражения солдаты надели чистые рубахи, потому что шли на священный смертный бой за Россию. Они отказались от лишней порции водки, так как не хотели быть одурманенными. Они говорили: "Всем миром навалиться хотят, один конец сделать хотят. Писатель показывает, как сражались солдаты батареи Раевского. Пьера поражала будничность, с которой они в этих страшных условиях выполняют свой долг. Толстой считает, что Бородинское сражение было нравственной победой русской армии. Русские не уступили. Стойкость и мужество, проявленные защитниками Москвы в Бородинском сражении, питались именно чувством патриотизма.
Пьер беседует с князем Андреем. Князь Андрей настроен чрезвычайно зло: "Французы - враги твои и мои. Они пришли, чтобы уничтожить Россию. Война - это мерзость, но русские вынуждены вести эту войну, а Наполеон пришел, как захватчик, врага нужно уничтожить, тогда уничтожится и война".
Толстой прекрасно рисует партизанскую войну. Восхищается тем, что десятки Карпов и Власов, вооружившись вилами и топорами, шли на захватчиков. Иронизирует по поводу того, что Наполеон возмущен войной не по правилам. Дубина народной войны поднялась и гвоздила французов, пока не изгнала последнего захватчика. Партизанское движение было самым ярким проявлением патриотизма всего народа.
Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: "Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли... Когда Россия больна, ей нужен свой человек".
Кутузов был подлинно народным полководцем, он понимал солдат, их нужды, настроение, потому что любил свой народ.
Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России.
После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ: «ТЕМА ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Выполнил: учащийся

Кириллов А.Ф.

Проверила: Федулова Е.А.

АСТРАХАНЬ 2005

ТЕМА ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ

«ВОЙНА И МИР»

Главная тема романа "Война и мир" - изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти.

Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия (союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше превосходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и поведение Жерехова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. "Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась".

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: "Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой".

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества "делом народным", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

"Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят ", - вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир "Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в "Войне и мире" ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой "не нужен". Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ".

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом.

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажонками", а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация "дубины народной войны".

В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать "языка", вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: "Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь".

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины ". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету ", проявляются и в характере царя.

Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: "Старый комедиант". С. П. Бычков писал: "Нет, не Александр I был" спасителем отечества", как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира".

Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона "мысли народной".

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. "В полку его называли "наш князь", им гордились и его любили", - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира. Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, "туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов". Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории.

Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: "Пока есть жизнь, есть и счастье". Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: "Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает "ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они". "Солдатом быть, просто солдатом", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали "наш барин", как Андрея "наш князь". Пьер не может стать "просто солдатом", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны".

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая "на вольный божий свет".

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".

Список использованной литературы

1. Л.Н. Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.

2. А.А. Сабуров, "Война и мир" Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.

3. Л. Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Писатели о Великой войне. Трагическая судьба народа во Второй мировой войне. Юрий Бондарев и его произведения о войне. О человеке на войне, о его мужестве повествуют произведения Виктора Астафьева. Тема трагедии войны не исчерпаема в литературе.

    сочинение , добавлен 13.10.2008

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.

    реферат , добавлен 16.06.2004

    Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой "Севастопольские рассказы", "Война и мир". Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Война длинною в жизнь. Юность поэтессы. Первые стихи. Стихотворения о Великой Отечественной войне: из-за парты в блиндаж; "основное дело" ее жизни; Юлия Друнина и Зинаида Самсонова. О войне после войны. Ю. Друнина - секретарь Союза писателей. О любви.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

Тема патриотизма глубоко волновала Толстого. В своем произведении он постарался раскрыть данную тему по максимуму. Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» противопоставлены друг другу. Лжепатриоты, преследующие корыстные цели, действующие в угоду собственных интересов и настоящие защитники Отечества, для которых долг, честь и совесть превыше всего. Война сорвала с лиц людей маски, обнажив их сущность и вывернув наизнанку душу каждого.

Истинный патриотизм

Истинный патриотизм - это настоящие поступки, когда, прежде всего, думаешь о народе, его судьбе. Когда, не задумываясь жизнь отдашь ради Родины. Толстой был убежден, что русский народ глубоко патриотичен. Он способен непобедимой стеной встать, защищая своих. Война коснулась каждого, кто оказался в то время и в том месте. Она не выбирала, кто перед ней богатый или бедный. Разные слои населения попали под ее жернова. Каждый как мог в силу своих возможностей пытался внести свою лепту в общую победу над врагом.

Когда французы заняли Смоленск, крестьяне сжигали сено, лишь бы оно не досталось врагам. Купец Ферапонтов решил по-своему проявить патриотичность. Он собственноручно спалил свою торговую лавку, чтобы она не попала в руки французов. Жители Москвы тоже не остались в стороне. Народ не желал оставаться под гнетом самозванцев. Они покидали свои дома, уходя из родного города.

С любовью и гордостью Толстой описывает русских солдат. Бои под Смоленском, Шенграбеном, Аустерлицем, Бородинское сражение пример достойный уважения. Именно в бою проявились их лучшие качества: сила духа, железный характер, готовность самопожертвования, мужество. Каждый осознавал, что очередной бой может унести жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, не бравировали своими победами. Они действовали искренне. В каждом шаге чувствовалась любовь к Родине и Отечеству.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия. Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России. Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие».

Ложный патриотизм

Ложный патриотизм весь пропитан фальшью. Поступки этих людей показные, патриотические слова, слетающие с уст пусты. Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов. В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.

Не только светское общество вызывает гнев Толстого. Он критикует офицерский состав, предпочитающий просиживать пятую точку в штабах, увиливая от боевых сражений, где льется кровь и гибнут люди. Карьеристы, желающие за чужой счет подняться вверх и получить очередной орден нахаляву.

Автор стремился подчеркнуть, что настоящий патриотизм, искренние чувства к Родине способен лучше всего проявить простой народ. В минуты общего горя люди сближаются. В них просыпается неведомая сила, способная стереть в пух и прах любого врага. Донести свою теорию до народа, Толстой попытался через Пьера Безухова, осознавшего, что настоящее счастье состоит в единстве со своим народом. Только когда мы едины, мы непобедимы.

Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война... Это слово ужа­сает любого человека, потому что война - «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самоза­щитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.

Во время войны 1812 года, описанию которой посвя­щены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независи­мо от сословной принадлежности, пола, возраста, по­тому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в по­истине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу. Это нравственное чувст­во, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент - тяжелая для родины пора - и оно вырва­лось наружу, достигло наивысшего своего проявле­ния. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.

«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворва­лись в Россию»»,- отмечает исследователь К. Лому-нов,- наш народ поднялся на священную освободи­тельную войну». Сам Толстой говорил, что «цель на­рода была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.

Осознавая весь ужас положения, в котором оказа­лась родина, люди шли на смерть, проявляли истин­ный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной ду­ховной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.

Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой по­казывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полко­водцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу. Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсо­лютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» - восклицает он.

Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.

Центральная, вершинная часть романа - Боро­динская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и геро­изм, потому что именно здесь каждый осознал и по­нял весь смысл и все значение этой войны как священ­ной, освободительной войны. У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа лю­бой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «...Считаю,- говорит Андрей Бол­конский,- что от нас действительно будет зависеть завтрашний день... От того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом сол­дате». Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, гото­вясь к исполнению своего долга - умереть, но не до­пустить победы врага.

Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертво­вавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, рус­ская армия одержала величайшую победу над своими противниками.

В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов. Удивляет старостиха Василиса, «побив­шая сотни французов», и безымянный дьячок, «взяв­ший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую ар­мию. Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они на­падали на врага, и в неуловимости. Наполеон «не пе­реставал жаловаться Кутузову и императору Алек­сандру на то, что война велась противно всем правилам...».

Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат та­ких, например, как Тихон Щербатый и Платон Кара­таев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый - яркий образ народного мстите­ля. Он активен, бесстрашен, жесток. Он оказался «са­мым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьян­ства. Тихон, так же как и многие другие, восстает про­тив врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Переполнено патриотизмом и сердце Платона Ка­ратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербато­му. «...Червь капусту гложет,- замечает Платон,- а сам прежде того пропадает». «Москва, она всем горо­дам мать»,- также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека. Попав в плен и познако­мившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.

Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им. Смоленский купец Фера­понтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» - все-таки про­кричал он, и в итоге сам поджег свой двор. Семья Рос­товых по настоянию Наташи, которой владело гуман­ное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.

Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и не­годования, вызванные вражескими действиями, пе­решедшие вскоре в прямую ненависть к захватчи­кам».

Народному патриотизму писатель противопоста­вил лжепатриотизм отдельных представителей свет­ской знати, проявившийся только лишь в высокопар­ных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях. К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чи­нов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.

Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бед­ствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гиб­нут города и села. Русская армия терпит огромные по­тери. Но все это писатель называет «страшной необхо­димостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя ос­вобождения родной земли. Он вкладывает в уста Ку­тузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»

(402 слова) Рассказывая читателям об Отечественной войне против Наполеона в своём романе-эпопее «Война и мир», Толстой затронул тему патриотической борьбы русского народа. Но автор, воздерживаясь от слепой героизации той борьбы, прежде всего интересовался вопросом о том, что такое настоящий патриотизм и как отличить его от обычного популизма.

Уже в самом начале писатель во всей красе демонстрирует нам понятие ложного патриотизма. Мы видим погрязшее в пошлости и лицемерии дворянское общество, обсуждающее войну в Европе. Слышны громкие патетические речи, проклинающие Наполеона, пафосные пожелания победы России. Но за этими громкими словами нет реальных дел, дворянство, оторванное от реальной действительности, не имеет никакого реального понятия о войне и просто следует официальной позиции правительства. Подавляющая часть дворянского общества стремится лишь к достижению своих личных целей и укреплению своих позиций на социальной лестнице. Картина лжи и лицемерия становится ещё ярче, когда нас переносят в Австрию, где мы видим деморализованных солдат, которые даже не понимают, с кем они воюют. Толстой показывает, как элита Российской империи, прикрываясь модными лозунгами о спасении отечества, посылает солдат в бессмысленную мясорубку ради интересов правителей и генералов.

Характерно и то, что после Тильзитского мира антинаполеоновская риторика дворянского сословия мгновенно меняется на строго противоположную. Провозглашаются тосты за французского императора, превозносится русско-французская дружба. Толстой в очередной раз подчёркивает беспринципность дворянского сословия, подстраивающихся под сильных мира сего.

Уже в двенадцатом году войска Наполеона вторгаются на территорию России. Толстой вновь клеймит дворянское общество, которое даже в самый критический для страны час оказывается не способным видеть дальше своего носа. Князь Курагин, который пытается лавировать между двумя противоположными мнениями о Кутузове, Елена Курагина, которая в самый разгар войны принимает католичество и увлечена только разводом с мужем, штабные офицеры, которые озабочены исключительно повышением по службе. Только те дворяне, которые отошли от высшего света, проявляют настоящий патриотизм и действительно заботятся о стране и народе. Однако даже такие выдающиеся личности, как Николай и Пётр Ростовы, Андрей Болконский, Федор Долохов, являются всего лишь песчинками на фоне народного подъёма, охватившего страну. По мнению Толстого, именно всеобщая, даже не всегда осознанная сила простого русского народа смогла сломить до этого непобедимую армию Наполеона. При этом Толстой остаётся верным себе: война, по его мнению, — это чудовищное злодеяние, покрытое грязью и кровью. Люди, защищая свою страну, способны на самые зверские и бесчеловечные поступки.

Толстой показывает нам, что настоящее патриотическое чувство пробуждается в часы самых тяжёлых испытаний. Именно его спонтанность и искренность, лишённая стремления к собственной выгоде и пустого бахвальства, отличают его от ложного патриотизма, который используют для своих целей мерзавцы и мошенники.

Чего не хватает этому краткому сочинению-рассуждению? Ответьте Многомудрому Литрекону в комментариях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней