Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Володя и Зинаида. Главные герои повести

Тургенева, отзывы о которой приведены в этой статье, была впервые опубликована в России в 1860 году. В ней рассказывается о душевных переживаниях юного главного героя, его первой настоящей влюбленности, которой пришлось столкнуться с драматичными и жертвенными отношениями между взрослыми.

История создания

Повесть "Первая любовь" Тургенева, с отзывами можно познакомиться в этой статье, была написана автором в Санкт-Петербурге в начале 1860 года.

Как признавался сам писатель, произведение было им создано на основе собственного эмоционального опыта, а также событий, которые в действительности происходили в семье писателя. Тургенев позже признавался, что описал все, как было, стараясь ничего не приукрашивать. Одним из главных героев стал его отец. Позже многие осуждали писателя за такую откровенность, а особенно за то, что он не скрывал, что все это реальные события, а не художественный вымысел.

Сам Тургенев был твердо убежден, что в этом нет ничего дурного, так как ему нечего скрывать от общественности.

Сюжет повести

Повесть Тургенева "Первая любовь" отзывы получила преимущественно положительные. И от читателей, и от литературных критиков.

Сюжет повести "Первая любовь" Тургенева, отзывы о которой есть в этой статье, представляет собой воспоминания пожилого человека. На исходе своей жизни он вспоминает о самом первом романтическом чувстве, которое посетило его в годы юности.

В центре повествования главный герой по имени Владимир. Ему всего 16 лет. Вместе со своей семье он живет в загородном поместье родителей. Там он встречает обворожительную 21-летнюю Зинаиду Александровну Засекину, княжну, которая поселяется по соседству. Он сразу влюбляется в красивую девушку, которая к тому же сама оказывает ему знаки внимания.

На его пути оказывается немало преград. Во-первых, Зинаиду окружает большое количество других молодых людей, каждый из которых стремится добиться ее расположения. А во-вторых, его чувства оказываются невзаимными. Зинаида капризна, обладает игривым характером, она часто насмехается над героем, высмеивая его по разным причинам. Например, за его сравнительную молодость.

Тайна Зинаиды

Повесть "Первая любовь" Тургенева", отзывы о которой приведены в этой статье, увлекает читателя. Особенно, когда выясняется, кто был истинным объектом любви самой Зинаиды. Это отец Владимира, которого зовут Петр Васильевич.

Главный герой тайком наблюдает сцену романтической встречи отца с Зинаидой, которая, впрочем, заканчивается разрывом. Петр Васильевич решает бросить юную девушку. Однако об интрижке супруга становится известно его жене. Семья покидает поместье.

Вскоре Петр Васильевич умирает. Его поражает инсульт. В завершении повести главный герой узнает, что Зинаида вышла замуж за господина Дольского. Он собирается с ней увидеться, но не успевает. Княжна Зинаида умирает во время родов.

Прототипы героев повести

Как уже говорилось, на реальных событиях основана повесть Тургенева "Первая любовь". В отзывах о произведении можно найти прямые указания на прототипов основных персонажей.

Прототипом Петра Васильевича является его отец, которого звали Сергеем Николаевичем Тургеневым. Его личная жизнь сложилась не совсем удачно. Женился он по расчету на женщине, которая была значительно старше его, зато состоятельнее. Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова. Когда они поженились, ей было 28 лет, а отцу Тургенева - 22.

Сергей Николаевич никогда не испытывал к своей супруге любви и нежности. Поэтому после нескольких лет относительно счастливой семейной жизни начал откровенно засматриваться на других женщин. В этом он преуспел, у противоположного пола отец Тургенева пользовался популярностью. Самая его известная любовница, с которой он имел наиболее продолжительные отношения, Екатерина Львовна Шаховская. Вскоре после разрыва с ней он умер в сравнительно молодом возрасте. Ему было всего 40 лет.

Любовница отца Тургенева

Княжна Шаховская стала прототипом Зинаиды Александровны в повести Тургенева "Первая любовь". Отзывы о произведении вы можете отыскать в этой статье. Она была поэтессой, сам молодой Тургенев был в нее действительно влюблен, но она отдала предпочтение его отцу.

Судьба ее сложилась так, как описано в повести. Вскоре после расставания с Сергеем Николаевичем Тургеневым она вышла замуж за Льва Харитоновича Владимирова. Спустя полгода у них родился мальчик. Шаховская тяжело перенесла роды, спустя неделю после рождения ребенка она умерла.

Анализ произведения

В анализе произведения "Первая любовь" Тургенева стоит отметить, что лучше всего автору удалось изобразить зарождение светлого и великого чувства, которое посещает каждого человека, а также развитие любви, появившейся из мимолетной юношеской увлеченности.

Автор утверждает, что любовь способна подарить человеку огромный спектр различных чувств. Причем они могут оказаться не всегда положительными. Любовь дарит не только восторг или умиротворение, но и способно поселить в душе ненависть и злость.

В данном произведении можно проследить за всеми этапами любви. Главный герой поначалу испытывает мгновения счастья и упоения, затем чувство черной ревности. А также досаду и разочарование, когда оказывается, что его главный соперник - собственный отец.

Особенности повествования

Простота изложения - одно из главных преимуществ всей прозы Тургенева. Читателю не приходится постоянно выстраивать в единую цепочку сложные факты. Вместо этого незамысловатый сюжет создает впечатление реалистичности и искренности. Очень натурально звучат все реплики, ведь все на самом деле происходило в жизни автора. По этой причине работа над этой повестью доставляла ему такое удовольствие.

Повесть "Первая любовь" Тургенева, анализ которой приведен в этой статье, поделена на главы. Каждая из них содержит в себе определенный, вполне самостоятельный сюжет. Благодаря такому построению писатель может доступнее донести свои идеи до читателя, продемонстрировать весь спектр развития чувств героев.

Кульминация повести наступает в 12 главе. В ней подробно описывается вся гамма мощных и противоречивых чувств, который главный герой испытывает к княжне Зинаиде. У читателя появляется уникальная возможность как будто заглянуть в души героев. Узнать, что они на самом деле чувствуют, как переживают происходящие события.

Образы героев

Важно и то, что практически все персонажи повести Тургенева находятся в развитии. Ярко и контрастно представлен отец главного героя. В какой-то момент читатель может ему даже посочувствовать, потому что его жизнь обречена. Он женат на нелюбимой женщине, а все его отношения на стороне обречены.

Кардинальным образом на протяжении повести меняется и образ главной героини - княжны Зинаиды. Ее образ проходит процесс эволюции. Она превращается из легкомысленной девушки, которой была в самом начале, в искренне любящую, сильную и независимую женщину.

Интересно, что в конечном счете она оказывается не такой уж легкомысленной, какой могла показаться в самом начале повести. Ближе к середине произведения она предстает перед нами в образе несчастной девушки, которая обречена в этой жизни страдать из-за любви. Ее буквально изнутри постоянно мучает и гложет мысль, что у ее любви к женатому мужчине нет никакого будущего. Однако она стойко и мужественно переносит все лишения, которые ее постигают. Это говорит только об одном - за время романа с Петром Васильевичем она превратилась в мудрую женщину, которая знает цену своим чувствам.

Главный герой повести

По сути, главный герой повести является настоящим ребенком. Юношеский максимализм в нем превалирует над многими рациональными чувствами. Например, он хочет убить своего соперника, который мешает ему воссоединиться с Зинаидой Александровной.

Однако, когда он узнает, что соперничать ему приходится с собственным отцом, весь его бурный настрой проходит. Он прощает всех вокруг и совершенно по-другому смотрит на ситуацию, в которой оказался. Согласитесь, поступок очень наивный и по-своему детский.

Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель, чье творчество интересно читателем многих стран и поколений.

Слава пришла к этому величайшему писателю не только благодаря романам и повестям. Большую роль сыграли многочисленные рассказы, пьесы, стихи в прозе. Это был очень разносторонний писатель.

Автор не гнался за количеством. Известно, что свои произведения он писал не спеша, долго вынашивая замысел. Несмотря на это его произведения с регулярностью появлялись на страницах журналов и отдельными книгами.

Известную повесть «Первая любовь» Тургенев написал, когда ему уже исполнилось 42 года. В своем произведении он попытался осмыслить прожитые годы, понять свое прошлое. Поэтому весь литературный сюжет пропитан автобиографичностью.

История создания и замысла повести «Первая любовь»

Тургеневская повесть с красивым и необычным названием – «Первая любовь» писалась автором в то время, когда он находился в городе на Неве. Известно, что основой для авторского сюжета послужили те события, которые некогда произошли с самим писателем. И вот, находясь в Санкт-Петербурге с января по март 1860 года, он берется за свое новое произведение, замысел которого уже давно родился в его голове.

По сюжету автор повествует о душевных переживаниях, которые вызвали в главном герое новые чувства. Небольшая детская влюбленность на страницах тургеневской повести превращается во взрослую любовь, наполненную трагизма и жертвенности. Известно, что практически у каждого героя этого произведения были прототипы, так как написана эта повесть на основе личного авторского эмоционального опыта и тех событий, которые когда-то произошли в его семье.

Как впоследствии признавался сам писатель, он пытался изобразить все события такими, как они есть, ничего не скрывая и не приукрашивая.

«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски».


Автор полагал, что ничего дурного в том, что он рассказал правду, нет, скрывать ему нечего, а кто-то его сюжет возьмет за образец и это поможет избежать многих ошибок и трагедий. Эта тургеневская повесть впервые была напечатана в России, год ее издания- 1860.

Сюжет тургеневской повести «Первая любовь» построен так, словно это воспоминания. Рассказ ведется от лица пожилого человека, который вспоминает свою первую любовь. Основным персонажем своей повести автор взял молодого человека Владимира, которому едва исполнилось 16 лет.

По сюжету главный герой вместе со своей семьей едет отдохнуть в родовое имение, которое находится за чертой города. В этом деревенском спокойствие и умиротворении он встречает молодую и прекрасную девушку. Зинаиде на тот момент уже исполнилось 21 год. Но Владимира нисколько не смущает разница в возрасте. Так в тургеневской повести появляется главный женский персонаж – Зинаида Александровна Засекина. Конечно же, она молода и прекрасна, поэтому трудно удержаться и не влюбиться. Да, Владимир полюбил Зину, но оказывается, что он не один такой влюбленный. Вокруг симпатичной девушки постоянно находятся соискатели ее расположения.

Но характер у девушки оказывается не самым прилежным. Понимая, что она очень нравится мужчинам, Зина не прочь иногда и жестоко подшутить над ними. Вот и Владимира она совсем не любит, но, видя его страдания, решает его немного разыграть, показывая свой капризный и игривый нрав. Порой Зинаида Александровна высмеивает его при всех, потому что он слишком молод. Но тургеневский герой все это стойко выносит, так как сильно влюблен. И только через какое-то время Владимир неожиданно узнает, что Зинаида тоже сильно влюблена и этот объект ее любви его отец.

Однажды он становится свидетелем тайной встречи Зинаиды Александровы и Петра Васильевича, отца. Он из всего увиденного и сказанного понял, что его отец покинул девушку навсегда, потому что вся семья уезжала обратно в город из деревни. А через неделю у отца Владимира случается совсем неожиданно инсульт, и он умирает. Зинаида очень скоро выходит замуж за какого-то господина Дольского. Через четыре года молодая женщина умирает при родах.

Прототипы героев тургеневской повести «Первая любовь»


Все тургеневские герои в его повести «Первая любовь» имеют вымышленные имена, но по воспоминаниям современников, все они имеют прототипы. Как только вышла повесть, то все узнавали в ней реальных людей: самого писателя, его мать, отца и девушку, в которую автор был влюблен. Рассмотрим их прообразы более внимательно:

♦ Владимир, главный тургеневский герой – это сам автор, Иван Сергеевич Тургенев.

♦ Зинаида Александровна – княжна Екатерина Львовна Шаховская, которая была поэтессой. Известно, что юный автор был сильно в нее влюблен, но вскоре выяснилось, что она любовница его отца. Ее судьба: свадьба и смерть после родов, были в действительности.

♦ Петр Васильевич, отец главного героя – Сергей Николаевич Тургенев, который женился по расчету на женщине. Варвара Петровна Лутовинова была намного старше его, и он совсем ее не любил. Отсюда и его романы с другими женщинами.


Известно, что из-за того, что брак отца писателя был не по любви, то романы Сергея Николаевича были частыми. Его супруга, мать писателя, занималась хозяйством, крепко стояла на ногах. Поэтому супруги жили сами по себе. В повести автор и показывает такую семейную пару, от взаимоотношений которых страдает их сын – совершенно юное создание. В нем легко узнается сам автор. Вся эта история происходит в тот момент, когда Иван Тургенев живет в деревне, в Подмосковье, чтобы подготовиться к экзаменам для поступления в университет.

Молодой человек страстно влюблен, а девушка заигрывает и шутит с ним. Володя совсем забывает об учебе и думает лишь о Зиночке. Поэтому так много в тургеневской повести отведено описанию переживаний и чувств молодого человека, которые постоянно меняются и чем-то даже напоминают бурю, вспышку. Стоит заметить, что Володя все равно счастлив, хотя девушка просто смеется над ним. Но все-таки тревога постепенно нарастает, и вскоре молодой человек начинает понимать, что Зина не так проста: у нее есть тайная жизнь и она тоже в кого-то влюблена.

Вскоре уже не только герой, но и читатели начинают догадываться о том, в кого же влюблена Зинаида. Тон всего повествования тургеневской повести сильно меняется и слово «любовь», которое до этого было бурное и восторженное, становится темным и трагичным. Чувства девушки оказываются намного глубже, чем у главного героя. И Владимир понимает, что это-то и есть настоящая любовь. Вот такая разная, у каждого своя, которую невозможно понять и объяснить. И как подтверждение этого – финал повести, где герой становится свидетелем объяснения двух влюбленных людей, которые не могут быть вместе.

Но Володя не обижается на них, понимая, что эта любовь настоящая и он не вправе осуждать или мешать такой настоящей любви. Эта любовь многогранна, прекрасная, сложна. Ее всю жизнь пытался найти и сам автор.

Композиция тургеневской повести


По своей композиции тургеневская повесть «Первая любовь» довольно простое произведение, но глубокое и содержательное. В нем насчитывается двадцать глав. Повествование построено в форме воспоминаний, поэтому изложение идет последовательно и от первого лица, так как автор – это сам главный герой, который рассказывает о том, что с ним произошло в молодости. Хотя имя, конечно же, изменено: Владимир Петрович.

Начинается тургеневская повесть с небольшого пролога, которая показывает предысторию всех этих воспоминаний и знакомит читателя с тем, о чем им предстоит узнать. Так, Владимир, находясь в возрасте, в одной из компаний рассказывает историю своей первой и трагичной любви. Он не желает рассказывать приятелям ее в устной форме, как это делали они, а сообщает им, что обязательно напишет эту историю и прочитает им уже при следующей новой встрече. И он сдерживает свое слово. После этого уже следует сам рассказ.

Подробный анализ двенадцатой главы тургеневской повести

Особое место во всей тургеневской повести занимает двенадцатая глава, которая является кульминацией всего сюжета. Именно здесь, в этой главе, чувства героя достигает наивысшего накала. В ней автор описывается то чувство, лучше которого больше в жизни у него никогда и не было. Сюжет этой главы позволяет понять девушку, которая вначале кажется легкомысленной и не серьезной, но оказывается, что она способна на страдания и глубокие и серьезные чувства. Но только эти «незаконные» чувства становятся для нее настоящей трагедией, и, скорее всего, это толкает ее на то, чтобы совершать непредсказуемые, а порой и жестокие поступки.

Автор утверждал, что, то, что ему пришлось пережить в 16 лет просто блаженство, которое, к сожалению, никогда не повторится. Писатель многое в жизни мерил через любовь, поэтому и своих героев в тургеневской повести проводит сквозь испытание любовью. Иван Сергеевич показывает, что его герои обязательно должны состояться как личности. Тургеневский психологизм всегда тайный, он не даёт их открытого описания, только общие намеки, которые помогали читателям окунуться в глубину чувственности. В этой главе много переживаний Владимира, которые показывают внутренний его мир, и это помогает понять содержание всего произведения.

С помощью своего произведения Тургенев смог сам заново пережить свои юношеские волнения, и показать читателю всю многогранность любви.

«У меня не было первой любви, - сказал он наконец, - я прямо начал со второй», - такой странной и даже, на первый взгляд, абсурдной мыслью практически начинается повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь». Конечно, этот прием - лишь дополнительная изюминка произведения, слова эти звучат из уст второстепенного героя, который больше в повести и не появляется. Но эта фраза способна удивить, заставить задуматься или, как минимум, заинтересоваться. Читатель думает: у всех была первая любовь. Но писатель, обогащенный ярким жизненным опытом, как бы отвечает своей повестью: у всех, кто любил.

Повесть «Первая любовь» - реальная история любви писателя. Причем история настолько нежная, трогательная и настоящая в своей противоречивости, что стоит огромного внимания всех, кто хочет прочувствовать вместе с главным героем первую любовь шестнадцатилетнего юноши и его первые шаги в познании взрослой любви, правда, не собственной, а дорогих ему людей.

Иван Сергеевич Тургенев не скрывал, что история его повести «Первая любовь» была его собственной историей. Что прототипом главного героя Владимира Петровича выступает он сам, прототипом Петра Васильевича - его отец, а прототипом прекрасной Зинаиды Александровны - первая любовь Тургенева и любовница его отца княжна Екатерина Львовна Шаховская.

По сюжету повести, главный герой Владимир Петрович, шестнадцатилетний молодой человек, влюбился в очаровательную двадцатиоднолетнюю девушку, дочь обедневшей княгини, Зинаиду Александровну, переехавшую жить во флигель, который сдавала семья Владимира. Как оказалось в дальнейшем, Зинаида тайно встречалась с отцом Владимира - Петром Васильевичем, который женился по расчету и не любил мать Владимира. Между отцом главного героя и Зинаидой были взаимные чувства, но законный брак, денежный вопрос и, возможно, другие жизненные препятствия, на которых не акцентируется внимание в повести, не могли позволить этой истории счастливо закончиться.

За то, что писатель не скрывал этой семейной правды, его осуждали, общественность не хотела принимать такую настоящую историю. Сам же Тургенев считал, что ничего такого, что стоило бы скрывать, в этой истории не найти:

«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски,... я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет».

В самом произведении писатель, посредством главного героя, тоже показывает, что «дурного в этом ничего нет». Более того, важная особенность отношений между отцом, сыном и их такой разной любовью к одной и той же женщине раскрывается в повести через чувства сына к отцу. Они не изменились после того, как Владимир узнал об отношениях отца и Зинаиды Александровны, наоборот, он стал еще больше уважать отца:

«Рана моя медленно заживала; но, собственно, против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах... Пускай психологи объяснят это противоречие как знают».

Действительно, объясняйте, как хотите. Это есть, и писатель этого не скрывает. Его чувства к отцу - не случайность, в них заключается нечто важное: о каких предрассудках, обязательствах, семейных узах или цепях можно говорить, если наряду с этим, совсем рядом, существует настоящая любовь? Кто будет против искреннего страстного чувства, кто осмелится осуждать его?

С женской стороны этой истории любви выступает образ молодой княжны Зинаиды Александровны. Это светлый и в то же время грешный ангел, жертвенность и преданность которого вызывает восхищение. В княжну, кажется, влюблены все вокруг. На ней готовы жениться богатые и талантливые люди. Но она любит одного-единственного, с которым счастье совместной жизни не суждено.

Как только Зинаида переехала во флигель у дома Владимира, его молодое горячее сердце, ищущее любви, не устояло перед чарами прекрасного существа. Но и после того, как Владимир узнал об отношениях Зинаиды и отца, он не только продолжает любить ее своей особенной любовью, но и начинает действительно понимать Зинаиду по-человечески и даже восхищаться ее жертвенными чувствами:

«Одна мысль не выходила у меня из головы: как могла она, молодая девушка - ну, и все-таки княжна, - решиться на такой поступок, зная, что мой отец человек несвободный, и имея возможность выйти замуж хоть, например, за Беловзорова? На что же она надеялась? Как не побоялась погубить всю свою будущность? Да, думал я, вот это - любовь, это - страсть, это - преданность... и вспоминались мне слова Лушина: жертвовать собою сладко для иных».

Так, благодаря стечению обстоятельств, Владимир Петрович начал понимать настоящее взрослое чувство. Но не через свою собственную, первую, нежную влюбленность, а через взаимные сильные чувства его отца и этой самой «первой любви» главного героя.

Переосмысляя отношения Зинаиды Александровны с отцом и свой собственный опыт любви, Владимир, понял, что его чувства - это лишь прелюдия чего-то более великого и могучего:

«Последний месяц меня очень состарил - и моя любовь, со всеми своими волнениями и страданиями, показалась мне самому чем-то таким маленьким, и детским, и мизерным перед тем другим, неизвестным чем-то, о котором я едва мог догадываться и которое меня пугало, как незнакомое, красивое, но грозное лицо, которое напрасно силишься разглядеть в полумраке...»

Отец Владимира, оказавшийся в трагичной ситуации, в последнем своем письме сыну написал такую строчку: «Сын мой, - писал он мне, - бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...» Но главный герой, вспоминая о своих первых сильных чувствах, которые несомненно крепко связаны с образами и судьбами Зинаиды Александровны и Петра Васильевича, говорит:

«И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?»

И если это только первая любовь, то, что говорить о тех мгновениях счастья, которые испытывают люди, любящие друг друга не «быстро пролетевшей», а такой, ради которой и жизнь отдать не страшно, любовью? Возможно, именно такой и была любовь отца Тургенева и молодой княжны. И именно об этом чувстве в противовес «утренней, весенней грозе» и рассказывает писатель в своей повести.

«Первая любовь» - это произведение искусства, способное учить чувствовать. Это красота формы и правда жизни. Не каждый свою личную историю сможет преподнести так живо, интересно и со вкусом. Не каждый сможет заметить в ней главное и второстепенное, не каждый найдет подходящие нюансы, правильно расставит акценты и добавит нужные «аксессуары». Не говоря о том, что не у каждого и жизнь окрашена такими яркими, контрастными красками. А, может быть, не каждый хочет увидеть в своей жизни что-то такое, что может заинтересовать других. Одним словом, Иван Сергеевич - классик литературы, мастер своего дела. И его история любви, изложенная в повести, - еще одно доказательство этого.

Иллюстрация: Никита Мелихов

Знакомство с героем и героиней . Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя. Он лишь недавно расстался с гувернером, который своей «заботой» о воспитаннике напоминает мосье Бопре («Капитанская дочка»). Ему, как и Петруше Гриневу, исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не отправили служить в далекую крепость. Герой «Первой любви» мирно готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи. Фамилии богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в дворянской среде брак без любви. «Мой отец, - рассказывает Володя о жизненной драме матери, - человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени отношения между родителями мало занимают героя. «Чудесная» погода гармонирует с настроением Володи, которым овладело, «как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни». Как всегда у Тургенева, настроение раскрывается через пейзаж: «У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал <…>, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к нему, принимал его сияющий свет и лазурь в разверстую душу».

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, - поясняет повествователь, - состояла из барского дома <...> и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами <…> вскакивали на деревянные рычаги <…> и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В "Первой любви" - на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты.

Все же автор, который незримо возникает из-за маленького Володи, и из-за взрослого повествователя, исподволь убеждает в обратном. Герой испытывает настоящее глубокое чувство, настоящие переживания: «…Звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам, спокойный и унылый - а я сидел <…> и наполнялся весь каким-то безыменным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни». Встретив как-то Зинаиду, «бледную, в горькой печали <…>, глубокой усталости», Володя близок к отчаянию: «Каждое ее слово так и врезалось в мое сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала». Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Образ Зинаиды в романе «Первая любовь»

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви.

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести "Первая любовь". И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н. Во вступлении "Первой любви" и персонажи, и ситуация конкретизированы. В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь -- это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций -- от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости.

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

После описания портрета юноши, автор рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Тургенев делает акцент не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

Образ Зинаиды такой же, как её портрет: девушка всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду -- это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники-- видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты. Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика? Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело, -- прошептала она, --ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить.... И что ждет меня впереди! .. Ах, мне тяжело.... боже мой, как тяжело! ”

Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслее способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от "незаконности" своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип "тургеневской девушки" - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере - любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

В этом смысле характерны не только образ героини и ее судьба, но и образ и судьба отца Володи - Петра Васильевича. Он, также как и Зинаида, человек далеко не заурядный. Стремясь подчеркнуть значительность его личности, писатель окружает ее даже ореолом некоторой таинственности. Он фиксирует внимание на характерном для Петра Васильевича властолюбии, на его деспотическом эгоизме. Но и Петр Васильевич, этот по-своему сильный и необычный человек, также не находит своего счастья, зря растрачивает свои силы и способности.

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21). Удар хлыстом - это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке - нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви.

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека.

Интересно и то, почему Тургенев назвал свою героиню таким необычным в те времена именем «Зинаида». Рассмотрев его значение становится понятно, что именно это имя как ни одно другое характеризует девушку.

Зинаида (греч.) - рожденная Зевсом (в греческой мифологии Зевс - верховное божество); из рода Зевса.

Имя Зинаида означает божественная; принадлежащая Зевсу, т. е. Божья; из рода Зевса; рожденная Зевсом. Яркое, светлое, веселое и сильное имя. В нем звучит внутренняя сила и сосредоточение, требовательность и серьезная проникновенность. Это имя создает впечатление вооруженности и неуязвимости, словно рыцарские латы.

По складу психики Зинаида - лидер. Но, когда надо, она подчинится мужчине. Эта женщина с постоянным стремлением к первенству, что называется, с характером. Мятущаяся и всегда неудовлетворенная душа.

Зинаида в компании - "императрица". В жизненном море - как рыба в воде. Она решительна и даже бесшабашна. Не поступится своими интересами, но на подлые поступки не способна. А если и поскандалит, то по мелочам и быстро остывает. Она знает обязанность каждого перед обществом, перед самим собой.

Зинаида несколько холодновата, но мужчины всегда обращают на нее внимание. Она дурманит их разум.

“Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней