Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Юрий Григорович: «Меня всегда корили за близость к властям. Последнее фуэте

С именем Григоровича связано развитие русского балета ХХ века. Всю свою творческую жизнь он остается верен традиционной школе и в то же время занимается обновлением ее основных художественных принципов, чтобы искусство балета было понятно современному зрителю.

Творческий путь Григоровича начинался в Ленинграде. В 1946 году он окончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался у замечательных педагогов Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Затем почти двадцать лет, с 1946 по 1964 год, проработал в Театре им. Кирова. В то время Григорович исполнял преимущественно характерные и гротескные партии. Ценители балетного искусства до сих пор помнят его половчанина из оперы А. Бородина «Князь Игорь» или Нурали в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Одновременно с работой в театре Григорович начал заниматься балетной драматургией - сочинять либретто для балетов и писать сценарии. Вместе с писателем П. Карпом он написал балеты «Ванина Ванини» (по новелле Стендаля) и «Овод» (по книге Э. Войнич). Первые постановки Григорович осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского дворца культуры имени М. Горького, где поставил балеты «Аистёнок» и «Семеро братьев» на музыку Варламова.

Набравшись опыта, Григорович приступил и к большим работам. В 1957 году он поставил балет С. Прокофьева «Каменный цветок» (по сказке П. Бажова), а в 1961-м зрители увидели другой балет в постановке Григоровича - «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н. Хикмета). Для этих балетов он написал также собственные либретто, удачно наложив их на прежнюю музыку. Позднее Григорович перенес оба балета на сцену Большого театра. «Каменный цветок» он ставил также в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии, в других городах, а «Легенду о любви» - в Новосибирске, Баку и Праге.

Уже в этих постановках отчетливо проявился творческий почерк Григоровича - сочетание опыта и традиций русских балетмейстеров с новыми приемами. Он стремился сделать балет динамичным и ярким. Для этого Григорович создает последовательный и цельный драматический сюжет и тщательно разрабатывает характеры героев.

Такая сложная и длительная подготовка давала свои плоды. Всем балетам Григоровича свойственна необыкновенная легкость, несмотря на то, что постановщик включал сложные хореографические формы и добивался такого полного слияния хореографии с музыкой, что в танце воплощалась буквально каждая нота. Основой хореографического решения у Григоровича всегда является классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, народных танцев, например, и даже акробатики.

Интересно, что в этих балетах он впервые применил нетрадиционное оформление сцены и костюмов действующих лиц. Так, Мехмене-Бану, в балете «Легенда о любви», несколько раз на протяжении действия меняет костюм в соответствии с той обстановкой, в которой развивается действие.

Для каждого персонажа Григорович нашел свой рисунок движений, раскрывающий его характер. У одних он был быстрый, порывистый, у других замедленный, даже несколько ленивый. При этом Юрий Николаевич постоянно совершенствовал хореографическое решение своих постановок. Следующей значительной работой Григоровича, в которой его талант раскрылся с новой, неожиданной стороны, стала постановка балета А. Хачатуряна «Спартак» (1968). В постановке Григоровича этот балет стал одновременно и поэмой, и трагедией, языком выразительных движений герои рассказывали зрителю о том счастье, которое испытывают люди, борясь за свободу.

Но таким «Спартак» стал уже потом, а первоначальная редакция, созданная в Ленинграде по сценарию Н. Волкова, не удовлетворила ни самого балетмейстера, ни зрителей. Поэтому вскоре Григорович подготовил вторую редакцию уже по собственному сценарию. Он поставил его как ряд крупных хореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия: нашествие римлян, развлечения господ, восстание рабов, - которые чередовались с яркими танцевальными монологами главных действующих лиц. Для новой постановки потребовалось создать и новую редакцию музыки, над которой они работали вместе с композитором А. Хачатуряном.

Совершенно по-иному подошел Григорович к классическим балетам. Первой его работой стала постановка знаменитого балета П. Чайковского «Спящая красавица». Трудность заключалась в том, что балетмейстер должен был сохранить его классическую хореографию, созданную М. И. Петипа. И Григорович сделал, казалось бы, невозможное. Он не просто сохранил все, что создал Петипа, но и превратил старинный балет в яркое и современное зрелище. При этом и музыка балета, хорошо известная и привычная, зазвучала совершенно по-новому. Григорович показал, что классический танец имеет огромные выразительные возможности и балетмейстер должен лишь правильно использовать их.

Тот же принцип он использовал и при работе над балетами на симфоническую музыку. В спектакле «Иван Грозный» на музыку Прокофьева Григорович создал сложный образ выдающейся личности, проносящей большую идею через множество трудностей и испытаний. Помимо массовых и сольных сцен он использовал в качестве своеобразного лейтмотива танец бьющих в набат звонарей, отмечающий все поворотные моменты в сюжете.

Однако главное место в творчестве Григоровича все же занимают постановки классических балетов. Он поставил все балеты П. Чайковского, причем сделал их не просто детскими сказками, какими они часто ставились на сцене, а философско-хореографическими поэмами с большим и серьезным содержанием. В «Щелкунчике», например, он создал новую хореографию на основе полной партитуры самого Чайковского, нисколько не изменив ее. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев, воплощенные в развитых танцевальных партитурах.

Действие развертывается как путешествие по елке к ее увенчанной звездой вершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие своеобразный «аккомпанемент» чувствам главных героев. Каждая из них изображает какой-то символ или сказочный персонаж, что подчеркивается соответствующими костюмами и характерными танцами. Спектакль развивается как единое музыкально-хореографическое действие, отдельные танцевальные номера объединены между собой и составляют единую хореографическую сцену, что еще ярче высвечивает конфликт добрых и злых сил, которые воплощены в Щелкунчике и Мышином царе.

На основе накопленного опыта Григорович осуществил в 197 8 г. постановку балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» вначале в Париже, а затем и в Большом театре. При этом он включил в музыку ряд неизвестных ранее музыкальных номеров, найденных им в архиве композитора.

Вся музыка, написанная Прокофьевым для «Ромео и Джульетты», впервые зазвучала без каких-либо купюр. Спектакль был решен как трагедия гибели возвышенных и прекрасных героев в жестоких условиях враждебного мира. В отличие от предшествующей постановки Большого театра Григорович в своем балете подчеркнул не историко-бытовое, а философское содержание бессмертной трагедии Шекспира.

Следует отметить, что все свои спектакли Григорович ставил по собственным сценариям. Кроме того, все они оформлены художником С. Б. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией. Такое содружество не случайно. Григорович считает, что балетмейстер должен сам находить драматургическое решение каждого спектакля, а затем воплощать его в хореографических образах. Именно так он ставил спектакли в театрах различных стран, например «Жизель» в Анкаре и «Лебединое озеро» в Риме.

Постановочную работу Григорович сочетает с преподавательской. С 1973 года он является профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Кроме того, Григорович - бессменный организатор конкурсов артистов балета в Москве и вдохновитель уникального издания - фундаментальной энциклопедии «Балет».

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия… Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным», – так говорил о балетмейстере Ю. Григоровиче.

Юрий Николаевич Григорович родился в 1927 году в Ленинграде. Представителей художественных профессий в семье не было, но искусство любили и ценили, и мальчик увлекся хореографией – он создавал в своем воображении балеты на сюжеты любимых книг.

Окончив в 1946 году хореографическое училище, молодой танцовщик стал первым исполнителем роли «Дона Карлоса» в балете «Каменный гость», поставленном . В Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, где она выступал последующие 15 лет, Ю. Григорович прославился как исполнитель характерных ролей, но его влекла деятельность балетмейстера. Реализовывать себя в этом качестве он начал, работая с детьми в Ленинградском Доме культуры им. А. М. Горького. Там он поставил несколько балетов: «Аистенок» на музыку Д. Д. Клебанова, «Семеро братьев» по мотивам сказки «Мальчик с пальчик», бессюжетные балеты на музыку А. Дворжака («Славянские танцы») и М. И. Глинки («Вальс-фантазия»).

И вот в 1957 году представилась возможность проявить себя в качестве балетмейстера в театре им. С. М. Кирова: Юрия Николаевича назначают ассистентом балетмейстера при постановке балета «Каменный цветок», но он создает свой вариант хореографии, в котором с классическим танцем органично сочетаются элементы танца народного. Художественный совет театра такую версию одобрил.

Несмотря на успешный балетмейстерский дебют в «Каменном цветке», поставить следующий балет Ю. Н. Григоровичу доверили лишь четыре года спустя – и это была « » А. Меликова. Этот балет, созданный по драме турецкого поэта Н. Хикмета «Ферхд и Ширин», тоже располагал к фольклорной стилизации – на сей раз восточной. В некоторых моментах используются позы, вызывающие в памяти старинные персидские миниатюры. Оба балета, поставленные Ю. Н. Григоровичем, были перенесены на сцену Большого театра.

Ю. Н. Григорович взял курс на симбиотическое слияние драматического балета, характерного для советского искусства, и достаточно долго отвергавшегося балетного симфонизма. Не все приветствовали его искания, и это заставило балетмейстера отправиться в Новосибирский театр. Около двух лет спустя его пригласили в Большой театр, где он ставит «Спящую красавицу». С 1964 года Юрий Николаевич возглавлял балетную труппу театра.

В 1966 году балетмейстер создает новую редакцию балета « ». В отличие от некоторых других постановок, музыка звучала без перестановок и купюр, а сюжет разворачивался как путешествие героини по рождественской елке, символизирующей мир, к вершине, где сияет звезда. Многие номера слиты в единые хореографические сцены, что способствовало единству хореографически симфонического развития.

Та же тенденция наблюдалась и в балете « », поставленном Ю. Н. Григоровичем в 1968 году: крупные сцены, выражающие узловые моменты действия (страдания рабов, восстание и т.п.), сочетаются с хореографическими монолгами, раскрывающими образы героев. Сам балетмейстер называл свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». В 1970 г. спектакль был удостоен высшей государственной награды – Ленинской премии.

« », поставленное позднее, балетмейстер трактовал не как романтическую сказку, а как философскую драматическую поэму о борьбе Добра и Зла. Первая картина, сцена бала и последнее действие были переработаны полностью. Ю. Н. Григорович хотел восстановить трагический финал балета, но этому воспротивилась министр культуры Е. Фурцева.

Следующий оригинальный балет хореограф поставил в 1975 году – и это был « » на музыку к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Идею подал дирижер Л. Стасевич. Воплотить на сцене все противоречия эпохи Ивана Грозного было бы невозможно – но Ю. Н. Григорович и не пытался это сделать, сосредоточив внимание на эмоциональном мире героев.

От истории балетмейстер переходит к современности, поставив в 1976 году балет «Ангара» на музыку А. Эшпая по драме А. Арбузова «Иркутская история», а тремя годами позже ставит « » , вновь создав собственную версию хореографии. Даже финал балета отличался от общепринятой версии: на момент пробуждения Джульетты Ромео еще жив.

В 1980 году Ю. Н. Григорович демонстрирует свое искусство за пределами театра в очень важный для страны момент – он участвует в качестве балетмейстера в постановке церемоний открытия и закрытия Олимпиады, а в 1982 воскрешает балет « », не ставившийся после 1931 года.

Нельзя сказать, что в период работы Ю. Григоровича все в его жизни было безоблачно. Многим – в частности, и – не нравился его авторитарный стиль руководства. В 1995 году Юрий Николаевич уходит из Большого театра, после чего возглавляет балетную труппу в Краснодаре. Сотрудничество балетмейстера с Большим театром возобновилось лишь в 2001 году, а семь лет спустя он стал там штатным хореографом.

Юрий Николаевич Григорович, несмотря на почтенный возраст, продолжает творческую деятельность. Его приглашают во многие театры, он неизменно возглавляет жюри на балетных конкурсах и в России, и в других странах.

Музыкальные Сезоны

Юрий Григорович. Родился в 1927 г. в Ленинграде. Выдающийся хореограф, педагог, профессор. В 1964-1995 гг. главный балетмейстер Большого театра, с 2008 г. - штатный хорео­граф. Народный артист СССР, лауреат двух Госпремий СССР.

У нас есть миссия

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, сегодня многие ностальгируют: в советское время была общая идея — страна дружно шла «к светлому коммунистическому будущему», и это сплачивало нацию...

Юрий Григорович: У меня никакой ностальгии по советским годам нет. Я знаю, что надо просто трудиться в том времени, в котором ты живёшь. И понимать — независимо от строя, политической и экономической ситуации: если каждый из нас будет хорошо делать своё дело, улучшится и жизнь. Любовь к стране должна быть деятельной. А если говорить о национальной идее... «От нас ничего не зависит» — это неправда.

Я ставлю спектакли в России, недавно вот был в Якутске. Вижу разные театры. Даже при одинаковом бюджете труппы находятся на разном уровне профессионализма. Одни явно слабые, другие, наоборот, делают успехи. Если у руля настоящие патриоты своего дела — театр (завод, фабрика — что угодно возьмите) будет развиваться. От людей зависит. Делом доказывать преданность своей стране надо, а не словами.

— А с воспитанием молодого поколения что делать? Мэтры культуры с горечью говорят: нынешнюю молодёжь только деньги и интересуют.

Новейшая история государ-ства учит нас всех новому отношению к деньгам, они формируют образ жизни. Понятно, люди должны наконец жить хорошо в настоящем времени. Но ставить это во главу угла, делать жизненной целью, сносить рамки морали в погоне за рейтингом, денежным довольствием?.. Нет и нет! Как привить молодому поколению духовность, нрав-ственные идеалы? Думаю, сегодня — как, впрочем, и раньше — только серьёзное искусство способно кого-то воспитать. В советское время культуре уделялось большое внимание. И сегодня уделяется. Но как-то по-другому... Пропагандировать нужно именно серьёзное искусство, а попса и сама себе дорогу пробьёт.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, супруга председателя правительства РФ Д.Медведева Светлана и балетмейстер Юрий Григорович во время церемонии награждения победителей конкурса молодых исполнителей «Русский балет» на Новой сцене Большого театра. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

— Кстати, насчёт серьёзного искусства... Сейчас нам объявлены санкции, обструкция многими странами. Обстановка очень напоминает холодную войну. Политически сложнейшая ситуация ударила по культуре?

— В культуре никаких санкций по отношению к России вроде бы быть не может. Большое искусство нельзя запретить, это то, что уже связывает нас всех — людей, даже живущих по разные стороны границы. По крайней мере, так было всегда. Посмотрите, из каких стран приезжают в Большой театр на наши балетные конкурсы — московский и сочинский «Молодой балет мира»: Италия, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия... Долго перечислять. (Юрий Григорович много лет является председателем жюри международных конкурсов в разных странах, в том числе престижного «Benois de la dance». — Ред.) И мы своих воспитанников отправляем по всему миру. Большой театр имел успех на Западе, на Востоке, за океаном везде и всегда — и в разгар холодной войны, и сейчас. Так было, есть и, хочется думать, будет. Наши артисты — большие профессионалы, приезжающие не просто по запросу публики повеселить её, — у нас всегда была Миссия. В России очень сильная школа балета. Тот класс исполнения, который мы показываем в спектаклях классического репертуара, мало кто в мире может повторить. Во многих других странах школа утеряна.

— А как вы относитесь к тому, что министр культуры предлагает снова ввести худсоветы?

— Он действительно так считает? Скажу одно: я против.

— Благодаря вам у труппы Большого более 30 лет было звёзд-ное время, ваши спектакли гремели во всём мире — «Спартак», «Щелкунчик», «Жизель»... А что вы считаете основной проблемой сегодняшнего театра?

— Очень важно, чтобы в искусстве не было мешанины. Классический балет и современный балет не надо показывать в одном театре! Это разные пути в искусстве и вообще культура разная. Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку. Я за определённость. Был МХАТ Станислав-ского и Немировича-Данченко , а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова. Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь...

Иностранцы едут на... Кубань

— Много лет назад вы ушли из Большого и были приглашены в Краснодар, в никому не известный театр. А теперь «Григорович-балет», как называют вашу труппу во всём мире, штурмуют иностранцы...

— Да, постоянно получаем приглашения, в том числе туда, где уже были, и не один раз. Недавно открывали знаменитый Афинский фестиваль в -античном театре у подножия Акрополя, место, где выступали и Мария Каллас, и Паваротти ... Неоднократно были в Японии, Турции, Испании, Великобритании. Сегодня, по прошествии 20 лет, я могу сказать, что нас знают, труппа приобрела самостоятельное имя и значение. Мы собрали довольно большой репертуар. Я восстановил некоторые балеты Михаила Фокина из дягилевской антрепризы: «Петрушку», «Жар-птицу», «Половецкие пляски», «Карнавал» и др. В общем, нам есть чем встретить собственное 20-летие.

— Юрий Николаевич, вы прожили долгую жизнь... Каким принципам верны с молодости?

— У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь. Мне через полтора года 90! Шутка ли? И столько разного было... О каких-то периодах вспоминаешь светло, о других меняешь своё мнение. Самые яркие впечатления, конечно, от великих людей, с которыми встречался или работал. С композитором Игорем Стравинским в Лос-Анджелесе мы два дня провели в очень интересных и весёлых разговорах. Ну гений! Поговорили о его знаменитой «Весне священной». Я спросил: она идёт в разных версиях во всём мире, после Нижинского кто, с его точки зрения, ближе всех подошёл к сущности произведения? Он подумал, потом сказал: «Нижинский всё-таки». Я ему: «Но вы сами писали, я читал, вы ругали его». Он говорит: «Да, но знаете, в чём дело, я меняю с годами мнение о многом. Что-то в 20 лет мне нравилось. А в 76 уже не нравится». Меня тогда, в 40 лет, это поразило. А сейчас могу сказать то же самое. Так что — никогда не говори «никогда». Живой человек на то и живой, чтобы меняться. Что осталось с молодости неизменным — верность профессии, её власть надо мной....
День рождения 02 января 1927

артист балета, балетмейстер

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам - 1 января), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве - Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака , а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова . В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича».

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович - балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент

С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 - Президент фонда «Русский балет»

C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 - Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 - «Татьяна» А. Крейна , балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
  • 1948 - «Баядерка» Л. Минкуса , хореография М. Петипа, В. Чабукиани , Н. Зубковского - Золотой божок
  • 1949 - «Красный мак» Р. Глиэра , балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра , балетмейстер Р. Захаров - Шут
  • 1950 - «Шурале» Ф. Яруллина , балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
  • 1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина , хореография М. Фокина - Половчанин
  • 1951 - «Бахчисарайский фонтан»

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева . Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова , где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького . Его первыми балетами были «Аистёнок» Д. Л. Клебанова , «Славянские танцы » на музыку А. Дворжака (оба 1947), «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова (1948). В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в году ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева «Каменный цветок » декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе - художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.

В 1991-1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета .

Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е - 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая , которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы .

В феврале 2001 года балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром, 1 марта года он стал штатным хореографом балетной труппы .

Профессиональная и общественная деятельность

  • 1974-1988 - профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории .
  • 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - почётный президент
  • с 1988 - заведующий кафедрой хореографии и балетоведения


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней