Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ф мендельсон произведения. Мендельсон, феликс

, Пианист , Дирижёр , Педагог , Органист

Феликс Мендельсон (Mendelssohn-Bartholdy, полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (1809-1847) - немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.

Время летит стрелой, хотя минуты ползут.

Мендельсон Феликс

Многообещающее начало

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года, в Гамбурге. Он происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона (немецкого просветителя, философа-идеалиста; популяризатора школы Лейбница - Христиана Вольфа, защитника веротерпимости). В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди.

Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и композиции - у главы берлинской Певческой академии Карла Фридриха Цельтера. Его первые произведения появились в 1820 году. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур - сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта.

На творческое становление Ф. Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Иоганна Вольфганга Гете (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821 года) и с драмами Шекспира в переводах Августа Вильгельма Шлегеля. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни).

Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 году под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха; это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 века.

Карьера профессионального музыканта

В 1829-1833 годах Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей «Шотландской симфонии», в увертюре «Гебриды» (первое исполнение состоялось в 1832 году, в Лондоне), «Итальянской симфонии» (1833, Лондон) и некоторых других произведениях. В 1833-1835 годах Феликс занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Георга Фридриха Генделя. Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона «Павел» (1836, Дюссельдорф).

В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни. Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (1835-47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Людвига ван Бетховена, Карла Мария фон Вебера, Гектора Берлиоза, Роберта Александера Шумана (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 году он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия имени Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской школы, отличавшейся ориентацией на классические образцы.

В лейпцигский период

В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода - увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана великолепная музыка ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира (частично основана на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с берлинской элитой складывались трудно.

Композитор принимал активное участие в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 годах дирижировал исполнением оратории «Илия» в Бирмингеме и Лондоне).

Мендельсон-романтик

Мендельсон в большей степени, чем другие композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма. В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических линий, рационально-экономной фактурой - качествами, которые Мендельсон воспринял от венских классиков. От Баха и Генделя он унаследовал приверженность к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на внемузыкальные источники вдохновения сделала Мендельсона прежде всего романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием Вольфганга Амадея Моцарта, не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой «Лорелея» на текст Эмануэля Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру успешнее воплотилась в ораториях, увертюре «Рюи Блаз» по Виктору Гюго, музыке к «Антигоне» древнегреческого поэта-драматурга Софокла (1841) и ко «Сну в летнюю ночь». В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: «Павел» аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а «Илия» - историю его разногласий с берлинским обществом.

Примечательны и многие другие вокальные произведения Мендельсона, в том числе кантата «Первая Вальпургиева ночь» сочинение 60 (на стихи Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины - прежде всего романс «На крыльях песни» на слова немецкого поэта и публициста Генриха Гейне.

Менедельсон-инструменталист

Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере венского классицизма. Среди пяти «настоящих» симфоний Мендельсона выделяются «Итальянская» и «Шотландская». Для воплощения духа Италии композитор избрал компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец в 1/2 народного происхождения). «Шотландская симфония» масштабнее и богаче контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало.

Наиболее значительные программные симфонические увертюры Мендельсона - по существу, одночастные симфонические поэмы - вдохновлены образами моря [«Морская тишь и счастливое плавание» (по Гете, 1828), «Гебриды» (1832), «Прекрасная Мелузина» (по Францу Грильпарцеру, 1833)]. В лучших непрограммных инструментальных опусах - таких, как Октет, некоторые квартеты, фортепианные трио, «Серьезные вариации» для фортепиано (1841) и знаменитый Скрипичный концерт - классические формальные принципы счастливо сочетаются с интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных «Песнях без слов»; эту серию фортепианных пьес - своего рода лирический дневник - композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой). Ранняя смерть оборвала жизнь одного из самых уважаемых музыкантов Европы того времени.

Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года, Лейпциге, от инсульта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу Гензельт, 1805-1847), которая также была талантливым музыкантом.

Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их.
Р. Шуман

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям - она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора - известный философ; отец - глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств - дал своему сыну прекрасное образование. В 1811 г. семья переехала в Берлин , где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов - Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер . Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гете. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.

Общение с серьезными художниками, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, - все способствовало быстрому профессиональному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в юности началась просветительская деятельность Мендельсона. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею » И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, послужило толчком к возрождению творчества Баха . В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень исполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских властей, косность немецкого бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор». В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт , «Шотландская » симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь » В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия » и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» - произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. «Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, - законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом «Итальянская симфония » - 1833), а также в северные страны - Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах «Фингалова пещера » («Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание » (обе 1832), в «Шотландской» симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов » (48 пьес, 1830-45) - замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры - виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия », кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) - для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона - воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.

И. Охалова

Место и положение Мендельсона в истории немецкой музыки верно определено П. И. Чайковским . Мендельсон, по его словам, «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен ,- но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников немецкой школы».

Мендельсон принадлежит к числу художников, у кого замысел и воплощение достигли той степени единства и целостности, которых не всегда удавалось добиться некоторым его современникам более яркого и масштабного дарования.

Творческий путь Мендельсона не знает внезапных срывов и дерзких новшеств, кризисных состояний и крутых подъемов. Это не значит, что он протекал бездумно и безоблачно. Его первая индивидуальная «заявка» на мастера и самостоятельного творца - увертюра «Сон в летнюю ночь» - жемчужина симфонической музыки, плод большого и целеустремленного труда, подготовленный годами профессиональной выучки.

Серьезность с детства приобретенных специальных знаний, разностороннее интеллектуальное развитие помогли Мендельсону на заре творческой жизни точно очертить круг очаровавших его образов, которые надолго, если не навсегда, завладели его фантазией. В мире пленительной сказки он как бы обрел самого себя. Рисуя волшебную игру иллюзорных образов, Мендельсон метафорически выражал свое поэтическое видение реального мира. Жизненный опыт, познание веками накопленных культурных ценностей насыщали интеллект, вносили в процесс художественного совершенствования «поправки», заметно углубляя содержание музыки, дополняя ее новыми мотивами и оттенками.

Однако гармоническая цельность музыкального дарования Мендельсона сочеталась с узостью творческого диапазона. Мендельсон далек от страстной порывистости Шумана, возбужденной экзальтации Берлиоза, трагедийности и национально-патриотической героики Шопена. Сильным эмоциям, духу протеста, настойчивым поискам новых форм он противопоставлял спокойствие мысли и теплоту человеческого чувства, строгую упорядоченность форм.

Вместе с тем образное мышление Мендельсона, содержание его музыки, равно как и жанры, в которых он творит, не выходят из русла искусства романтизма.

«Сон в летнюю ночь» или «Гебриды» не менее романтичны, чем произведения Шумана или Шопена, Шуберта или Берлиоза. Это типично для многоликого музыкального романтизма, в котором скрещивались различные течения, на первый взгляд кажущиеся полярными.

Мендельсон примыкает к крылу немецкого романтизма, ведущего свое начало от Вебера. Характерная для Вебера сказочность и фантастика, одушевленный мир природы, поэзия далеких легенд и сказаний, обновленная и расширенная, переливается в музыке Мендельсона заново найденными красочными тонами.

Из обширного круга романтической тематики, затронутой Мендельсоном, наиболее художественно завершенное воплощение получили темы, связанные с областью фантастики. В фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, демонического. Это светлые образы природы, рожденные народной фантазией и во множестве рассыпанные в сказках, мифах, или же навеянные эпическими и историческими преданиями, где тесно сплелись реальность и фантазия, действительность и поэтический вымысел.

От народных истоков образности - незатемненность колорита, с которым так естественно гармонируют легкость и изящество, мягкая лирика и полетность «фантастической» музыки Мендельсона.

Не менее близка и естественна для этого художника романтическая тема природы. Сравнительно редко прибегая к внешней описательности, Мендельсон тончайшими выразительными приемами передает определенное «настроение» пейзажа, вызывает его живое эмоциональное ощущение.

Мендельсон, выдающийся мастер лирического пейзажа, оставил в таких произведениях, как «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Шотландская» симфония, великолепные страницы живописно-картинной музыки. Но и образы природы, фантастики (часто они сплетены неразрывно), проникнуты мягким лиризмом. Лиризм - существеннейшее свойство дарования Мендельсона - окрашивает все его творчество.

Несмотря на приверженность к искусству прошлого, Мендельсон - сын своего века. Лирический аспект мира, лирическая стихия предопределила направление его художественных поисков. С этой общей тенденцией романтической музыки совпадает постоянная увлеченность Мендельсона инструментальной миниатюрой. В противоположность искусству классицизма и Бетховена, культивировавшего сложные монументальные формы, соразмерные философской обобщенности жизненных процессов, в искусстве романтиков первый план отводится песне, небольшой инструментальной миниатюре. Для запечатления самых тонких и преходящих оттенков чувства малые формы оказались наиболее органичными.

Феликс Мендельсон-Бартольди – человек удивительной судьбы. Его жизнь словно оправдывает значение имени – «счастливый», хотя его земной путь и не был долгим. В отличие от многих композиторов своей эпохи, он не познал нужды, непризнания, разочарований – и, вероятно, это определило облик его музыки. В ней нет бетховенской героики, листовской страсти или шумановского проникновения в темные глубины души – ей свойственна классическая ясность и гармоничность, уравновешенность в сочетании с романтической одухотворенностью.

Композитор происходил из незаурядной семьи. Его дед – Мозес Мендельсон, философ – заслужил прозвание «еврейский Сократ», отец – Абрам Мендельсон – благодаря собственной предприимчивости стал главой банкирского дома. Вторую фамилию – Бартольди – семья приняла вскоре после рождения Феликса, с принятием христианства.

Музыкальные способности Феликса проявились рано. Обстановка в семье способствовала этому – в семействе Мендельсонов заботились об образовании детей и ценили искусство, общались с философами (в том числе Фридрихом Гегелем) и музыкантами. Первой учительницей стала для Феликса мать, а затем он учился у пианиста Людвига Бергера, скрипача Эдуарда Рица, композитора Карла Цельтера. Музыке обучалась и Фанни – сестра Феликса. Она была прекрасной пианисткой, но в семье считали, что удел женщины – супружество и материнство, а не музыкальная карьера, и профессиональным музыкантом Фанни не стала, но для Феликса она всегда оставалась очень близким человеком.

В девять лет Мендельсон выступал в качестве пианиста, в десять дебютировал как вокалист. В это же время он начал сочинять музыку. Юный композитор создавал фортепианные пьесы, сонаты и даже симфонии, казавшиеся не по возрасту зрелыми. Его наставник Цельтер был другом Иоганна Вольфганга Гёте, перед творчеством которого преклонялся Феликс, и представил ему ученика. Гёте очень тепло принял двенадцатилетнего музыканта, с удовольствием слушал в его исполнении творения Иоганна Себастьяна Баха и собственные произведения Мендельсона: «Я – Саул, а ты – мой Давид!» – говорил Гёте.

К шестнадцати годам Мендельсон был уже автором множества произведений, включая оперу «Два племянника». В семье сложилась традиция воскресных музыкальных утренников: в доме собирались знакомые музыканты и исполняли сочинения Феликса. Желая услышать объективное и авторитетное мнение о способностях сына, отец привез его в Париж, где сочинения Мендельсона одобрили композитор Луиджи Керубини и Пьер Байо. Парижская музыкальная жизнь юного композитора не впечатлила: он сделал вывод, что французы ценят в музыке только внешнюю эффектность.

Уже в юности Мендельсон заявляет о себе как о композиторе-новаторе. В его Октете ми-бемоль мажор появляется новый тип романтического скерцо – легкое, фантастическое, уводящее в мир причудливых сказочных видений. Такая скерциозность стала идеальным воплощением для образов комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1826 г. он написал увертюру по этой пьесе – и мыслил ее не как вступление к драматическому спектаклю, а как самостоятельное произведение, предназначенное для концертного исполнения (другие музыкальные номера к комедии были созданы намного позднее – в 1843 г.).

Предметом горячего интереса молодого композитора было творчество Баха, почти забытое в то время – даже Цельтер рассматривал хоровую баховскую музыку, с которой знакомил Феликса, только как учебный материал. Стараниями Мендельсона в 1829 г. – впервые после смерти Баха – были исполнены «Страсти по Матфею». В том же году Мендельсон выступил в Лондоне, где дирижировал произведениями Людвига ван Бетховена, Карла фон Вебера и своими собственными, а затем он гастролировал в Шотландии. Впечатления воплотились в увертюре «Гебриды», кроме того, композитор начал работать над Шотландской симфонией (завершил он ее в 1842 г.).

В последующие годы Мендельсон немало гастролирует: Италия, Штутгарт, Франкфурт, Париж, вновь Лондон, где была исполнена его Итальянская симфония и издан первый сборник «Песен без слов». Два года, начиная с 1833, он являлся музыкальным директором в Дюссельдорфе, а в 1835 г. принял предложение занять должность капельмейстера симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге. В программы концертов он включал сочинения Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена, Вебера, а также собственные сочинения. Связь с традициями Баха и Генделя выразилась в создании оратории «Павел» (по замыслу композитора, это была первая часть трилогии). В лейпцигский период рождается множество произведений – новые «Песни без слов», Рондо-каприччиозо, ряд камерно-инструментальных ансамблей, увертюра «Рюи Блаз», Концерт для скрипки с оркестром, симфония-кантата «Хвалебный гимн» и другие.

В 1841 г. по приглашению короля Фридриха Вильгельма IV композитор переезжает в Берлин. Король намеревался основать Академию изящных искусств, и предполагалось, что Мендельсон возглавит ее музыкальное отделение, однако король охладел к этому замыслу, и положение Мендельсона оставалось неясным. Он продолжает гастрольную деятельность, вновь посещает Англию. Еще в 1840 г. он ходатайствовал об открытии консерватории в Лейпциге – и в 1843 г. первая немецкая консерватория была открыта, а Мендельсон возглавил ее.

В 1846 г. Мендельсон завершил ораторию «Илия» и приступил к работе над третьей частью задуманной трилогии – «Христос», но осуществлению замысла помешало

пошатнувшееся здоровье. Тяжелым ударом стала для него смерть любимой сестры Фанни в 1847 г., а в ноябре того же года ушел из жизни сам Мендельсон.

Его успех у современников был поистине безграничен: ни один из композиторов XIX столетия не получал столько любви и почитания, как он. Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого века». Его талантом восхищались Лист и Шопен. Английская королева Виктория считала его музыку несравненной. И хотя в наши дни отношение к творчеству Мендельсона уже не столь безудержно восторженное, с немыслимой популярностью его «Свадебного марша» по-прежнему не может сравниться ни один «хит» прошлого или настоящего.

Феликс Мендельсон появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Дед его был известным еврейским философом и просветителем, работы которого переводились на многие языки и даже принесли ему прозвище «немецкого Сократа». Отец был основателем крупного и процветающего банкирского дома. Человек либеральных взглядов, он решил приобрести для своих детей то, что великий Гейне именовал «входным билетом в европейскую культуру» - свидетельство о крещении. В 1816 году семилетний Феликс, все его сёстры и младший брат были крещены в одной из церквей Берлина по реформатскому обряду. Позднее и старший Мендельсон также перешёл в новое вероисповедание. К своей фамилии он прибавил вторую - Бартольди. С тех пор он и его дети официально именовались Мендельсонами-Бартольди.

Мать будущего композитора была разносторонне образована и очень музыкальна, она также неплохо рисовала, владела французским, английским, итальянским и даже древнегреческим языками, читая в подлиннике Гомера.

Мальчик рос в атмосфере любви и заботы. С первых дней жизни ему улыбалось счастье, словно оправдывая его имя, ведь Феликс означает - «счастливый». Родители с самого начала заботились о том, чтобы дать детям хорошее образование. Первой их учительницей стала мать, но затем были приглашены лучшие педагоги. Феликс учился с удовольствием, а мать внимательно следила за тем, чтобы мальчик ни минуты не оставался праздным. Возможно, она даже перестаралась. До конца своих дней композитор так и не научился отдыхать и расслабляться, а это приводило к серьёзным нервным перегрузкам, сказывавшимся на его здоровье.

Мальчик рано стал проявлять необычайные способности к музыке. Первым его учителем на фортепиано была опять-таки мать, но затем её место занял блестящий пианист и педагог Людвиг Бергер. Феликс учился шутя, с удивительной лёгкостью преодолевая все препятствия, которые ставила ему ещё слишком маленькая рука, он играл с партитуры с уверенностью опытного исполнителя. Одновременно он начал заниматься теорией музыки и контрапунктом с профессором Цельтером. Когда Феликсу исполнилось одиннадцать, Цельтер представил его своему великому другу Гёте. Виртуозная одухотворенная игра юного вундеркинда доставляла поэту истинное наслаждение. Каждый вечер, пока мальчик гостил в его веймарском доме, он усаживал его за инструмент со словами: «Сегодня я тебя совсем не слушал, малыш, пошуми-ка немного».

Уже в четырнадцать лет Мендельсон - автор тринадцати маленьких симфоний, нескольких кантат, фортепианных концертов и множества пьес для органа. Чуть позже он сочинил ряд маленьких комических опер. В этом плане сравниться с ним мог бы разве что юный Моцарт.

Однако ранний успех не избаловал Феликса. Этим он был обязан разумному воспитанию и строгости отца. Старший Мендельсон немало заботился и о том, чтобы сделать сына всесторонне развитой личностью. Феликс с усердием изучал древние и новые языки, брал уроки рисования. Среди занятий науками и музыкой не забывался и спорт. Подросток учился ездить верхом, фехтовать, плавать. Ну, а для духовного совершенствования немало давало будущему композитору общение с собиравшимися в их доме корифеями мира искусства и литературы, среди которых были Гуно, Вебер, Паганини, Гейне, Гегель.

Следующие два года Феликс неустанно и упорно трудился. Он написал два концерта для двух фортепиано и оркестра, фортепианный квартет и сонату для скрипки и фортепиано. Восторженные отзывы о таланте Феликса всё чаще наводили отца на мысль о том, что, возможно, его сыну стоит избрать карьеру профессионального музыканта. Однако у него всё-таки оставались некоторые сомнения на этот счёт, и весной 1825 года он решил отвезти сына в Париж, с тем чтобы там, в столице музыкального мира того времени, принять окончательное решение. Тем более что в Париже у него были знакомые среди самых выдающихся музыкантов.

Феликса согласился прослушать один из известнейших композиторов, директор парижской консерватории маэстро Керубини. Помимо незаурядного таланта, Керубини отличался невообразимым своенравием и упрямством. Так, он отказался принять в консерватории ещё совсем юного Листа на том основании, что тот не был французским подданным. Мольбы Листа, стоявшего перед ним на коленях и целовавшего ему руки, не тронули сердца старого упрямца. Однако к Феликсу он отнёсся весьма благосклонно: «Мальчик поразительно талантлив. Он, несомненно, добьётся успеха, он и сейчас уже многого добился».

Вердикт прославленного маэстро снял последние сомнения у старшего Мендельсона. Будущее Феликса было определено. И хотя он не бросил занятий в университете, куда не так давно поступил, почти всё своё время отдавал музыкальным занятиям. Именно в это время появилась удивительная по красоте и изяществу увертюра «Сон в летнюю ночь», навеянная произведением Шекспира.

Однако от творческих неудач не застрахован даже гений. Комическая опера «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов романа Сервантеса «Дон Кихот», написанная осенью 1826 года и поставленная в Берлинском оперном театре, успеха не имела. Эта первая (и последняя) опера Мендельсона и в самом деле была весьма слабой. Критики, многих из которых раздражал незаслуженно раздутый, по их мнению, успех Феликса, злорадствовали. «Для сынка богача опера, в общем-то, не так уж и плоха», - писал один. «Такое слабое, плохо продуманное произведение вообще не стоило выносить на суд публики», - утверждал другой. Разумеется, Феликс страдал, он вообще крайне болезненно относился к критике, но время брало своё, и новые творческие планы заставляли забыть горечь поражений.

Отец полагал, что сыну необходимо длительное путешествие по Европе. Только так, по его мнению, молодой музыкант мог отточить своё мастерство, стать зрелым артистом и человеком. В апреле 1829 года Феликс отправился в Англию (к этому времени он уже окончил университетский курс, с успехом сдав выпускные экзамены). Столица «Туманного Альбиона» встретила Мендельсона с распростёртыми объятиями. Ведь в Лондон приехал не только музыкант с европейским именем, но и сын одного из наиболее состоятельных берлинских банкиров. К тому же Феликс был необычайно хорош собой. Великий романист У. Теккерей писал: «Более красивого лица мне не приходилось видеть. Я думаю, что именно так выглядел наш Спаситель».

Феликса приглашали в самые аристократические салоны, на самые изысканные балы. Юношеская весёлость и мимолетное увлечение «парой очень глубоких выразительных карих глаз» не мешали напряжённым и блистательным выступлениям. Мендельсон дирижировал не только своими сочинениями, но и произведениями Моцарта, Вебера, Бетховена. Он изумил английскую публику тем, что дирижировал палочкой с особого пульта, между тем, как в Лондоне до него было принято вести оркестр или с места первой скрипки, или сидя за фортепиано.

В Лондоне Феликс познакомился с выступавшей там известной певицей Марией Малибран. Её удивительным голосом и красотой восхищались Лист, Россини, Доницетти. Феликс тоже не избежал увлечения «прекрасной Марией». Известие об этом не на шутку взволновало и обеспокоило его отца, который считал, что роман с певицей опасен для молодого, ещё неопытного человека. Впрочем, ухаживания Феликса серьёзных последствий не имели. Забавно, но три года спустя Мендельсон-старший имел возможность лично познакомиться с певицей, и она произвела на него ещё более сильное впечатление, чем на сына.

Окончание концертного сезона дало Феликсу возможность предпринять путешествие по стране. Его влекла горная Шотландия, её вольнолюбивый народ, воспетый в романах Вальтера Скотта, которыми он увлекался с детства. Полуразрушенный замок в Эдинбурге в воображении Феликса был связан, прежде всего, с образом легендарной Марии Стюарт. Картины прошлого оживали перед его глазами, будили творческую фантазию. Так родились первые такты той музыки, которая много позже, после длительного напряжённого труда, станет Шотландской симфонией. С пребыванием в Шотландии связано ещё одно произведение Мендельсона - его программная симфоническая увертюра «Фингалова пещера» («Гибриды»). В ней отразились впечатления композитора от поездки по Гибридским островам. Там, на острове Стафф, привлекавшем путешественников своими знаменитыми базальтовыми пещерами, особенной известностью пользовалась так называемая Фингалова пещера, где, по древним преданиям, жил герой кельтского эпоса Фингал и его сын-бард Оссиан.

На родину Мендельсон вернулся в декабре 1829 года, но уже в начале мая 1830-го снова покинул Берлин. На этот раз путь его лежал в Италию и Францию. Путешествовал он без спешки. Две недели гостил в Веймаре у Гёте, который принял его с необычайной сердечностью. Затем остановился в Мюнхене, где влюбился в молоденькую девушку по имени Дельфина Шаурот, очень талантливую пианистку. Она вдохновила его на создание знаменитого Первого фортепианного концерта соль минор. Впрочем, главные события в их взаимоотношениях произошли позднее, через год, когда он вновь посетил Мюнхен уже на обратном пути.

Обилие впечатлений от Италии не мешало Феликсу напряженно работать. Он завершил свою симфонию «Гибриды» («Фингалова пещера»), продолжал шлифовать Шотландскую симфонию и приступил к созданию Итальянской симфонии. Параллельно работал над музыкальным воплощением сцен Вальпургиевой ночи из гётевского «Фауста».

По дороге во Францию Феликс вновь остановился в Мюнхене и там возобновил знакомство с Дельфиной фон Шаурот. Дельфина принадлежала к старинному аристократическому роду, и сам король Баварии Людвиг I в приватной беседе с Феликсом выразил недоумение, почему тот не торопится назвать фрейлейн фон Шаурот своей женой, тем более что и родители девушки не были против их брака. Феликсу удалось тактично уйти от ответа, и король понял, что говорить на эту тему не имеет смысла. Дельфина очень нравилась композитору, но, возможно, он не был уверен в том, что она именно та девушка, которая ему нужна, а, может быть, опасался, что ранний брак помешает его музыкальной карьере. К тому же впереди его ждало свидание с Парижем.

Двадцатидвухлетний музыкант с головой окунается в парижский водоворот. В опере сверкали «звёзды» - Малибран, Лаблаш, Рубини. В драматическом театре «Комеди франсез» публику пленяла знаменитая мадемуазель де Марс, голос которой доводил Феликса до слёз. Беспредельное восхищение вызывало у него искусство великой танцовщицы Тальони. Влюбчивый Феликс не на шутку увлёкся хорошенькой актрисой Леонтиной Фай. Увлечение было настолько сильным, что узнавший об этом старший Мендельсон попросил друзей предупредить сына: если он собирается сделать ответственный шаг в жизни, пусть сначала хорошенько подумает и проверит себя.

Перед возвращением домой Феликс решил ещё раз побывать в Лондоне, куда его приглашала лондонская филармония для исполнения новых произведений. Энтузиазм англичан по отношению к молодому композитору был так велик, что, стоило ему появиться в концертном зале, как немедленно раздавались восторженные возгласы: «Да здравствует Мендельсон!» - и все начинали аплодировать.

В июле 1832 года после двухгодичного отсутствия композитор вернулся домой. Теперь его имя было хорошо известно в музыкальных кругах Германии и Англии, и близкие, да и он сам полагали, что ему пора занять должность, дававшую определённое общественное положение. Он выставил свою кандидатуру на вакантную должность директора Берлинской Певческой академии. Увы, на выборах большинство голосов получил не Мендельсон, а посредственный композитор Рунгенхаген. Главную роль здесь сыграло происхождение Феликса. Да, старший Мендельсон принял христианство и воспитал своих детей в протестантской вере, однако в глазах прусской придворной и культурной элиты Феликс оставался лишь честолюбивым «еврейским мальчишкой». Мендельсон, кстати, и позднее нередко подвергался нападкам немецких антисемитов. Особенно яростные выпады позволял себе Рихард Вагнер, для которого имя Мендельсона всегда оставалось ненавистным.

Защищая Мендельсона от подобного рода нападок, Петр Ильич Чайковский писал в одной из своих статей: «И на этого-то изящного, всегда симпатичного для публики композитора направляет свои ядовитые стрелы Вагнер… с особенным упорством попрекая его - чем бы вы думали! – принадлежностью к еврейскому племени».

Феликс остро переживал свою неудачу. Уехать из Берлина - вот было его единственное желание. Случай помог его осуществить. В городе Дюссельдорфе, где готовились к проведению традиционного Нижне-Рейнского музыкального фестиваля, ему предложили руководство концертами. Они прошли столь успешно, что его попросили возглавить всю музыкальную жизнь города. Два года провёл он в этом городе. Много работал, его оратория «Павел» и увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине» были с восторгом встречены слушателями. В Дюссельдорфе его любили, но со временем Феликс начал несколько тяготиться узостью и провинциальностью тамошней жизни.

К счастью, в июле 1835 года его пригласили в Лейпциг, один из крупнейших городов Германии, руководить знаменитой концертной организацией - Гевандхаузом. В Лейпциге Мендельсон добился многого из того, о чём прежде только мечтал. Его дирижёрское искусство достигло вершины, и его усилиями Лейпциг превратился в музыкальную столицу Германии. Солнце успеха и славы сияло над ним в эти годы.

В личной жизни также произошли знаменательные изменения. В марте 1837 года во Франкфурте состоялась свадьба Мендельсона с дочерью французского пастора реформатской церкви Сесиль Жанрено. Выход молодожёнов из церкви не сопровождался звуками знаменитого «Свадебного марша» - он ещё не был написан. Однако друг Феликса, композитор Хиллер, сочинил торжественную музыку специально для этого случая.

Сесиль не отличалась особой музыкальностью, но была очень милой, достаточно образованной, а главное спокойной и уравновешенной женщиной. Для нервного, легко возбудимого Феликса она стала идеальной спутницей жизни. В январе 1838 года у них родился первенец, которого назвали Карл Вольфганг Павел. Всего же у них было пятеро детей. Феликс обожал их и Сесиль.

В апреле 1843 года благодаря энергии и усилиям Мендельсона в Лейпциге была создана первая в Германии консерватория, а сам он становится её руководителем и приглашает для преподавания в ней лучших музыкантов страны. Мендельсон пользовался непререкаемым авторитетом у учащихся. Тем не менее, особенности характера накладывали отпечаток и на его педагогическую деятельность. Со своими студентами он был добр и великодушен, но порой раздражался из-за пустяков. Его могла вывести из равновесия даже небрежная или неаккуратная причёска какой-нибудь студентки.

Вступивший на престол Пруссии в 1840 году Фридрих Вильгельм IV очень хотел, чтобы композитор переехал из Лейпцига (Саксония) к нему в Берлин, обещая ему покровительство и поддержку. Однако, по большому счёту, из этого сотрудничества мало что получилось. Тем не менее, по заказу короля Феликс написал музыку к трагедии Софокла «Антигона» и к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Для последней он сочинил тринадцать музыкальных номеров, а «Свадебный марш», звучавший в пятом акте, со временем приобрёл поистине фантастическую популярность. Уже на премьере «Марша» публика повскакала с мест и устроила композитору овацию.

В эти годы Мендельсон совершил ряд новых успешных гастрольных поездок в Англию. Несколько раз его приглашали в Букингемский дворец, где он музицировал с королевской четой и буквально очаровал королеву Викторию и принца Альберта. Кстати, традиция исполнять во время брачных торжеств «Свадебный марш» пришла к нам с лёгкой руки королевы Виктории. Ведь впервые он был исполнен в 1858 году во время бракосочетания её дочери.

Пожалуй, даже большей популярностью, чем оратории «Павел» и «Илия» пользовались мендельсоновские «Песни без слов». Композитор писал их на протяжении 17 лет, начиная с 1830 года. Всего им создано 48 «Песен». Единственный музыкальный жанр, который оказался неподвластным композитору, была опера. Мечта об её создании прошла через всю его жизнь, но так и осталась неосуществлённой. Тем не менее, в 1845–46 годы он начал работу над оперой «Лорелея». В немалой степени решение это было принято под влиянием знакомства с выдающейся шведской певицей Дженни Линд, восхищавшейся творчеством композитора и мечтавшей петь в его будущей опере. Некоторые утверждали, что Линд, которую называли «шведским соловьём», была влюблена в Мендельсона. Именно так считал знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, сам безнадежно и страстно влюблённый в певицу.

Что же касается Феликса, то можно почти с полной уверенностью утверждать, что его чувства к Дженни носили чисто платонический характер, хотя Сесиль порой с беспокойством следила за дружбой мужа с певицей.

Последние годы Мендельсон работал буквально на износ, торопясь сделать как можно больше, словно предчувствуя свой ранний уход. Часто он выглядел изнурённым, его мучили сильные головные боли. Подавленность духа чередовалась со вспышками лихорадочной активности, которые поглощали его последние силы.

В мае 1847 года композитора постиг тяжёлый удар: скоропостижно скончалась сестра Фанни, его самый преданный и верный друг. С детства их связывали необыкновенно тёплые и доверительные отношения. Фанни была необычайно талантливым музыкантом, и её строгие суждения Феликс ценил больше, чем море восторженных аплодисментов. Смерть сестры окончательно подорвала здоровье композитора. Его не покидало ощущение, что вместе с Фанни он похоронил лучшую часть своего «я».

В октябре 1847 года в Лейпциге композитор пережил два нервных удара, так в то время именовали кровоизлияния в мозг. 4 ноября его постиг третий удар, оказавшийся роковым.

7 ноября Мендельсона отпевали при огромном стечении народа. Известные музыканты, среди них и Шуман, несли его гроб. В ту же ночь тело отправили в специальном поезде в Берлин, где оно было похоронено в фамильном склепе.

Когда Феликс в последний раз при жизни сестры был в Берлине, Фанни упрекнула его в том, что он очень давно не приезжал ко дню её рождения. Поднимаясь на ступеньку поезда и подавая сестре руку, Феликс сказал: «Честное слово, в следующий раз я буду с тобой».

И он выполнил обещание. 14 ноября, в день рождения Фанни, брат и сестра были рядом.

Использование материалов возможно исключительно при наличии активной ссылки на источник

Творческий путь Мендельсона и биография выдающегося композитора, автора «Свадебного марша», пианиста, вокалиста, преподавателя и дирижера.

Феликс Мендельсон краткая биография

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в семье банкира. Его родители отказались от иудаизма и крестили своих детей в 1816 году в лютеранской церкви. В 1811 году семья переехала в Берлин, так как они хотели дать своим отпрыскам наилучшее образование. Когда Феликсу Мендельсону исполнилось 6 лет, он стал заниматься на фортепиано с матерью, а через год с Мари Биго. В 9 лет мальчик уже брал участие в берлинском камерном концерте. В юношеские годы композитор часто встречался с философом Гете и немало его стихотворений положил на музыку.

С 1819 года он стал сочинять музыкальные произведения без остановки. В этом же году его приняли в Берлинскую Хоровую академию. В 1822 году свет увидело первое издание работ. В тот момент гению было 13 лет. В 15-летнем возрасте им была написана первая симфония для — оркестра До минор. Через год вышла работа, показавшая его полную силу гения — Октет Ми-бемоль мажор, ставшая самым ранним известным произведением автора.

В 1824 году Феликс стал заниматься у пианиста-виртуоза и композитора Игнаца Мошелеса, с которым они стали друзьями на всю жизнь. Кроме музыки, он изучал литературу, изобразительное искусство, философию и языки. Композитор обучался в Университете Берлина, изучая лекции по истории Эдуарда Ганса, по эстетике Георга Гегеля, по географии Карла Риттера.

Еще в Хоровой академии Феликс освоил профессию дирижера и при поддержке Зельтера, директора академии, и друга Эдуарда Девринта осуществил постановку «Страстей по Матфею» (Иоганн Бах) в 1829 году. По сути, Мендельсон способствовал возрождению в Германии музыки Баха, которое распространилось на всю Европу.

В 1829 году Феликс Мендельсон посещает Великобританию. Здесь он проводит концерт Филармонического общества. После Великобритании посещает Шотландию, где, вдохновившись природой и людьми, делает наброски новых работ.

Когда композитор Феликс Мендельсон возвратился в Германию, то получил должность преподавателя в Берлинском университете. Но он отказался от заманчивого предложения. Автор гениальных произведений много лет путешествовал по Европе, где издал первую свою книгу «Песни без слов» в 1832 году.

В 1833 году его взяли на должность дирижера Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе. Спустя 2 года Феликс Мендельсон начал дирижерскую деятельность в Лейпциге. Он поставил себе за цель сделать этот город европейским музыкальным центром мирового масштаба.

В 1836 году ему вручили почетную степень доктора Лейпцигского университета. Произведения Феликса Мендельсона настолько впечатлили короля Пруссии, что он не раз пытался заманить композитора в Берлин. Наконец ему это удалось и Мендельсона назначили музыкальным директором Академии Искусств. На этой должности он работал до 1845 года, при этом не оставляя работу в Лейпциге. Время от времени Феликс посещал Англию и Бирмингем, где лично познакомился с королевой Викторией и ее семьей.

Феликс Мендельсон в 1843 году основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки. В Германии это было первое учебное заведения подобного рода. Спустя год композитор провел в Лондоне 5 филармонических концертов.

Здоровье композитора постепенно стало ухудшаться. Особенно его потрясла смерть сестры Фанни. С целью оздоровиться он решил отправиться в Швейцарию, но это не помогло. Вернувшись обратно в Лейпциг, в возрасте 38 лет Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года.

Феликс Мендельсон музыкальные произведения — Октет Ми-бемоль мажор, Сон в летнюю ночь, Свадебный марш, Фингалова пещера, Гебридов, Шотландская симфония, Концерт для скрипки с оркестром, квартет Фа минор.

  • Отцом Мендельсона был Авраам, сын еврейского философа Моисея Мендельсона и Леи Соломон. Ему добавили фамилию Бартольди, чтобы полностью разорвать религиозные традиции Моисея. Композитор подписывался Мендельсон-Бартольди в знак послушания отца, однако часто использовал только первую часть фамилии.
  • Феликс Мендельсон 28 марта 1837 года женился на дочери протестантского священнослужителя Сесиль Жанрено. У пары было 5 детей.
  • «Свадебный марш» Мендельсона стал популярным только после его смерти. Он прозвучал в 1858 году на бракосочетании английской принцессы Виктории Адельгейды и будущего прусского короля Фридриха III.
  • Враг Феликса Мендельсона, композитор


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней