Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где обучают фламенко? Фламенко - страстный испанский танец под звуки гитары Фламенко какая страна.

| Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании. Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда - кастаньетами.

Что такое фламенко?

Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.

Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.

Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. О фламенко же известно, что оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика утрачивает силу:?

В 19-м веке термин "фламенко" обретает более конкретное содержание, нам близкое и привычное. Кроме того, в середине века это определение начинает применяться к искусству. Согласно утверждениям исследователей, первые исполнители фламенко появились в Мадриде в 1853 году, а в 1881 уже публикуется первый сборник песен фламенко Мачадо и Альвареса. С появлением кафе кантанте, в которых исполнение фламенко начинает носить профессиональный характер, ведется непрерывная борьба между теми, кто яростно защищает чистоту искусства, и сторонниками дальнейшего распространения и развития фламенко.

В 20-м веке фламенко возрождается, обогащается за счет авторских интерпретаций, нововведений. Да, корни фламенко теряются в таинственном прошлом, но в течение последних двух веков оно обретает форму, претерпевая немногочисленные принципиальные изменения, с тех пор как вышло за рамки той первоначальной среды, его породившей. Практически не осталось места для экспериментов, что объясняется абсолютным культом традиционного исполнения. Несмотря на то, что в настоящее время песни исполняются так же протяжно, как и в былые времена, такого эмоционального надрыва, какой мы можем слышать на записях первой четверти 20-го века, уже нет.

Говоря об изменениях, мы имеем в виду авторские римейки и аранжировки, появляющиеся повсеместно, как снежный ком. В этом смысле стоит упомянуть громадный труд, составленный Антонио Майреной (1909-1983), который сказал, что пение фламенко не может носить глобальный характер. Несмотря на то, что этот певец является сторонником всеобъемлющего знания о данном виде искусства, возникло много споров о том, справедливо ли отнесение к фламенко различных песенных жанров, представленных в его труде.

Песенные стили уже сформированы, и к генеалогическому дереву больше нечего добавить. Фламенко - фольклорное творчество, находящееся за семью печатями, поэтому так хорошо сохранившееся почти в первозданном виде. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению искусства в чистом виде: фламенко тем лучше, чем более выдержанный вкус имеет.

Сделать революцию во фламенко по силам только выдающимся артистам исключительных способностей, которые чтят традиции. Стоит упомянуть дуэт величайших артистов фламенко, проработавших большую часть своих жизней вместе: Камарон и Пако. Четверть века назад появились творческие группы исполнителей с мировым признанием, среди которых Пако де Лусия и Маноло Санлукар (гитара), Антонио Гадес и Марио Майя (танец), Камарон и Энрике Моренте (пение). Диктатура кончилась, и фламенко начинает окрашиваться в иные цвета. Вводятся новые музыкальные инструменты, появляются новые музыкальные формы в пении и игре. Яркий тому пример - творчество Пако де Лусия и Камарона, которые для целого поколения дали новое определение фламенко.

Тем не менее всегда найдутся инакомыслящие и несогласные, как то: исполнители фламенко, отказавшиеся от соблюдения традиций, музыканты других направлений, интересующихся фламенко; беспокойные души от других музыкальных традиций. История фламенко - нескончаемая цепь нововведений и примесей, но любая эволюция всегда имеет двойственное значение.

Естественное развитие. Возникнув, фламенко исполнялось в семейном кругу и не выходило за его пределы. Дальнейшим распространением и развитием оно обязано истинным творцам-исполнителям, искавшим свои пути развития и именно поэтому оставившим след в истории.

Последний виток развития фламенко сводится к реинтерпретациям. Не имеется в виду прогресс как таковой (например, введение новых инструментов), а попытки возродить фламенко, вернуть ему былую славу. Нет смысла отрицать, что большая часть правил была создана для того, чтобы быть нарушенными, но как бесписьменное музыкальное творчество, как любое закрытое и потому хорошо сохранившееся фольклорное явление фламенко должно быть сдобрено страстью.

В конце 20 века можно говорить о "смешанном культурном элементе". Наибольшую ценность в этом смысле представляют смелые эксперименты, в которых должное уважение отдается первозданным ритмам. Чтобы говорить об авангардизме, необходимо вернуть те глубокие, затрагивающие душу чувства, которые с каждым разом все реже встречаются во фламенко.

Смешение различных культур в современной Испании не дань моде, но очень древняя история с глубоким смыслом. Испания - пограничная область Европы, состоящая из различных рас и культур как следствие. Её сила заключается в том, что она может все ненужное отфильтровать. Нельзя идти на поводу у моды и составлять мозаику из музыкальных групп, представляющих разные фольклорные течения. Необходимо проделывать двойную работу: привезти из-за границы то, что нужно, впоследствии тщательно переварить, пропустить через себя, чтобы сделать явлением собственной страны. Конечно, мы не призываем сесть на самолет, облететь земной шар, нахватать всякого-разного оттуда и отсюда, чтобы бросить потом в кастрюльку, а повар нам приготовит новый жанр и ритм по моде этого сезона.

Есть определенный смысл в том, что приверженцы фламенко чтят традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. В частности, строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Пение, стили, мелодия фламенко подобны живому организму: они заслуживают уважения, что означает постоянное развитие, а всякое движение, как известно, есть жизнь.

В таком стремительно развивающемся индустриальном обществе, как современное, где идеалы обесцениваются, где искусство перестает иметь значение, вполне понятны пессимистические настроения фламенкогологов, которые за искусством фламенко не видят будущего и описывают его в своим трудах, как если бы это было мертвое искусство. "Фламенкогология" (или "фламенковедение") как наука копается в прошлом. Книга с таким название была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название разделу искусствоведения, изучающего фламенко. Ввиду отсутствия письменных документальных доказательств, ученые много времени занимались гипотезами происхождения фламенко, что сделало его достаточно закрытым и непопулярным искусством. Дальше больше: постоянные нравоучения и вознесение на пьедестал идеалов.

В качестве доказательства тому, что фламенко до сих пор живо, выступает тот факт, что фламенко не чуждо другим культурным или социальным течениям. В начале 20 века его начали исполнять в кафе кантанте Фалья, Лорка, Нинья де лос Пейнес подняли его на интеллектуальный уровень; Маноло Караколь и Пепе Марчена способствовали появлению фламенко на радио и на аудионосителях; оно вошло в историю музыки с Майрена и приблизилось к культовой поэзии с Менесе. Пако де Лусия и Камарон добавили немного мотивов хиппи, Пата Негра - настроения панк-культуры, Кетама, Хорхе Пардо и Карл Бенавент - джазовых нот и ритмов сальсы.

Очень хотелось бы обратить внимание на то, что чистота исполнения фламенко превратилась в разменную монету, в аргументы, к которым прибегают журналисты, которым больше не о чем писать. Весьма радует то, что появилось поколение, которому удалось избежать споров о чистоте и нововведениях в искусстве фламенко.

В настоящее время достаточно затруднительно дать оценку тому, что происходит. Сейчас найдутся такие, кто скажет, что за последние 50 лет сильно ухудшились и техника исполнения, и ритмика, что достойно внимания только пение стариков. Другие считают, что лучшего момента для фламенко, чем в настоящее время, и не найти. "Фламенко только за последние 15 лет претерпело больше изменений, чем за всю свою историю", - утверждает Барберия, который, как многие другие, за точку отсчета нового видения фламенко принимает диск Камарона де ла Исла "Легенда времени", вышедший в 1979 г.

Чистое фламенко не старое фламенко, но древнее, от этого более ценное. Во фламенко умирающий почтенный старец подобен сожженной книге, сломанному диску. Если говорить о музыкальном примитивизме, чистоте и подлинности исполнения, становится очевидным сложность сделать что-то новое. Когда певец исполняет песню, а музыкант аккомпанирует ему на гитаре, они оба как бы осуществляют акт воспоминания. Чувства - это тень памяти.

Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, - это фламенко". Такое определение дал ему Жан Кокто. Тем не менее, во фламенко очень много "клубов по интересам": наравне со сторонниками чистоты стиля есть и приверженцы новых форм и звучаний. Именно поэтому очень важно сотрудничество музыкантов, представляющих различные направления. Здесь уместно вспомнить совместные работы Пако де Лусия и Кетама.

И в довершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется. "Чистое" фламенко не исчезнет.

История фламенко


Родина фламенко - Андалузия. Культуры всех народов, населявших этот край, нашли отголосок в музыке фламенко. Арабская, еврейская, цыганская, христианская… В музыке юга Иберийского полуострова можно услышать даже африканские ритмы.

Андалузская песня - это и тоска по родине, и лирический протест. Протест певца направлен против угнетения и несправедливости мира. В 1492 году из Испании были изгнаны арабы. Евреи, составлявшие в V веке немалую часть населения страны (около 100тыс.), подвергались преследованиям, в результате которых были вынуждены принять христианскую веру. Вечно гонимые цыгане, с нехитрым скарбом путешествуя по стране, распространяли свои песенные и танцевальные традиции. Все эти народы, однажды потеряв свои корни, прошли через вынужденную ассимиляцию, вошли в чужую культуру, приняли чужую веру. В их песнях слышен плач о судьбе, рассказ о невеселой жизни.

Фламенко - не просто музыка. Это стиль отношения к жизни, мировоззрение. Чтобы жить в этом мире, не обязательно исполнять фламенко. Музыка фламенко - это яркие эмоции и сильные переживания.

Началом существования фламенко принято считать 1780 год, именно этим годом датировано первое документальное упоминание о фламенко в Андалузии. К этому времени стилистика и мелодическая структура фламенко уже были вполне сформированы.

Традиционное испанское жилище устроено таким образом, что все квартиры располагаются вокруг patio, внутреннего общего дворика. При такой планировке соседи тесно общаются между собой, являясь зачастую членами одного семейного клана. Местом общих сборов было патио. Здесь проводились праздничные мероприятия, на которых передавались и секреты пения. Можно сказать, что обиталище фламенко - это дом. Именно общением в узком семейном кругу объясняется тот факт, что многие значимые имена во фламенко относятся к семейным династиям, в которых музыкальное мастерство передавалось от поколения к поколению. Музыка была средством общения, диалогом и носила во многом импровизационный характер. Диалог велся между двумя кантаорами, кантаором и гитаристом, песней и танцем.

Проходившая в двориках патио жизнь нередко выносилась на улицу - во время свадебных торжеств, крещения и других значимых событий. Во многих цыганских поселениях такие «фиесты фламенко» стали приобретать индивидуальные черты. Мероприятия проводились во временных цыганских поселениях, за чертой города. Кроме членов семей на них иногда допускалась и посторонняя публика. Кантаоры, демонстрируя индивидуальное мастерство, приобретали известность.

По-настоящему музыка фламенко стала известной широкой публике с открытием cafe cantante, артистических кафе, на сценах которых выступали музыканты. Первое из них открылось в 1842 году в Севилье, а уже в 70-х годах XIX века множество подобных кафе открылось в таких городах, как Пуэрто-де-Санта-Мария, Севилья, Малага, Херес-де-ла-Фронтера, Гранада, Картахена, Ла Уньон, Кадис. Позднее кафе кантанте стали появляться и за пределами Андалузии, в Мадриде, Барселоне, Бильбао.

Кафе кантанте способствовали росту популярности фламенко. Музыка нашла отклик во многих сердцах, публика по достоинству оценила неподдельную страсть фламенко. Исполняемая со сцены, музыка фламенко стала доступна большому числу слушателей.

Говоря о «золотом веке фламенко», непременно упоминают имя известного кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889 г.г.). Франконетти был центральной фигурой эпохи наивысшего расцвета фламенко. Сильверио был маэстро номер один среди выдающихся исполнителей того времени -To Martn, Vergara, El Loco Mateo, Paco de la Luz, Enrique el Gordo Viejo, Manuel Molina, El Nitri, La Josefa, Curro Dulce и другие. Среди гитаристов наиболее заметны были Maestro Patio, Paco el Barbero и Paco Lucena, а несомненными мастерами танца заслуженно считались Antonio de Bilbao и Juan la Macarrona.

С началом ХХ столетия фламенко получило новую форму выражения - театр. Ставились спектакли opera flamenca, в которых были танцы, пение, гитара. Эмпрессарио ставили такие спектакли по всей Испании, на сценах крупных театров, на аренах для боя быков.

Из оперы фламенко развился новый жанр, балет фламенко. Значительный вклад в его развитие внесли танцоры La Argentina, Pilar Lopez, Antonio, Rosario, продолжателями традиций которых ныне являются Antonio Gades, Mario Maya, Cristina Hoyos, Joaquin Corts и другие мастера танца.

Началом ренессанса фламенко можно назвать 1922 год, когда композитор Мануэль де Фальи и Федерико Гарсиа Лорка организовали в Гранаде Concurso de Cante Jondo, фестиваль Канте Хондо. Его целью было возрождение интереса к древнему искусству, открытие новых талантов. На фестивале были собраны подлинные напевы канте хондо. Чтобы публика увидела подлинно народное фламенко, почувствовала истинный дух этой музыки, к участию в фестивале не допускались профессиональные исполнители.

Фестиваль показал всей Испании разницу между трактирным пением и подлинным канте хондо. В Испании нет ничего равного этим песням по подлинности чувств. Организаторы стремились привлечь внимание истинных патриотов к судьбе канте хондо.

Гранада с ее романтическим ореолом не зря была выбрана местом проведения фестиваля. Подобные фестивали стали проводится и в других городах, а фламенко было признано истинно народным искусством. Местом проведения следующих конкурсов стали Севилья, Кордова, Малага, Хаэне, Альмерия, Мадрид, Мульсия.

В 50-е годы идеи предыдущей эпохи были подвергнуты критике, и кафе кантанте возродились в таблао, небольших театрах или кафе со сценой.

В начале XV века на территории Андалусии зародилось искусство фламенко. Именно эта южная территория Испании стала местом сосуществования тогдашних изгоев – цыган, евреев и мавров. Эти народности сформировали свой уникальный мир, в котором смешались их культуры, в результате чего и появился «магический кристалл Андалусии» — именно так называют самобытный жанр фламенко.

Музыка и танцы для цыган – это воздух и вода, так не обходимые для жизни. Пластичность, гибкость, выразительность движений и темперамент, которые передаются из поколения в поколение, стали основой сегодняшнего фламенко.

Почему это искусство называется именно «фламенко», историки до сих пор ведут споры. Версий происхождения названия существует множество, например, есть мнение, что словом «фламенкос» обозначались цыгане, которые пришли на земли Испании через Германию, а со временем этим словом стали называться цыгане-исполнители или «певцы фламенко», считавшиеся эталоном музыкальности.

Согласно другой версии, слово «фламенко» произошло от латинского слова «flamma» («огонь», «пламя»), т.к. андалусские танцы и песни еще в те времена отличались огненным характером.

По еще одной гипотезе, название «фламенко» (так на испанском называется птица фламинго) связано именно с этой птицей, т.к. многие хореографические позиции имитируют позы величественного фламинго.

Но, несмотря на множество противоречивых версий, бесспорным фактом является то, что это искусство родилось в результате слияния музыкальных культур нескольких народов, каждый из которых потерял свою родину и утратил веру, но не утратил страсть и пылкости души, а также танец, песню и музыку, как жизненно необходимую часть бытия.

Развитие культуры фламенко

Назвать точную дату формирования фламенко, как вида искусства невозможно. Согласно историческим сведениям, достоверно можно сказать, что до начала XVIII века танец сопровождался только хлопками. XIX же век стал Золотой эпохой фламенко, когда исполнителей стали приглашать в дома знати и популярные таверны. А танец или песня стали сопровождаться виртуозом гитаристом.

Изначально, фламенко не выходило за пределы испанских домов, а вернее, за пределы patio – внутренних двориков, являвшихся традиционными местами общения соседей и членов семьи. Но постепенно, это искусство стало превращаться из закрытой в открытую культуру.

В местах временных цыганских поселений (они обычно располагались за городом) стали устраиваться открытые для всех желающих, фиесты фламенко. Постепенно без фламенко уже не обходилась практически ни одна таверна. Это искусство превратилось для исполнителей в ремесло, которым можно было зарабатывать на жизнь.

Первые café cantante (артистические кафе) с номерами фламенко появились в Севилье в 1842 году. С тех пор это искусство стало доступно для широкой публики. Между исполнителями начала расти конкуренция, способствовавшая развитию разнообразных исполнительских форм, стилей и жанров фламенко.

Однако в средине XIX века артистические кафе начали терять доходность, «выживали» лишь те заведения, в которых клиентам разрешалось самим выбирать репертуар. Таким образом, фламенко перестало быть душевным искусством, а стало простым бизнесом, держащимся на вкусах и предпочтениях тех, кто платит.

Большую популярность фламенко приобрело у богатой молодежи, которую, впрочем, восхищала только эстетическая сторона этого искусства, но никак не драма и боль, которые им движут. Фламенко стало частью развлекательной индустрии, продуктом массового потребления.

В начале ХХ века фламенко вышло на театральные сцены в виде профессиональных постановок, называвшихся ópera flamenco. Классические атрибуты фламенко – это танец и пение в сопровождении гитары, но постепенно гитара утратила свое традиционное значение, т.к. ее стали заменять оркестровым сопровождением. Выходя на более широкую аудиторию, фламенко было вынуждено адаптироваться под любую публику, стараясь ей понравиться.

Однако сохранилось в Испании и немало мест, где исполнители сберегли чистоту стиля и где продолжает звучать истинное «канте хондо».

Фламенко – крик души

Сегодня часто можно встретить объединение понятия «канте хондо» и «канте фламенко». Но исследователи фламенко не пришли к единому мнению о схожести или отличии этих понятий. Термин «Hondo» (андалузцы произносят «Jondo») используется для обозначения глубины (выразительности, эмоциональности) исполнения фламенко.

Чаще всего под пением хондо понимают манеру распевания фламенко различными исполнителями. «Канте фламенко» — это то, что поется, а «канте хондо» – это то, как поется и исполняется. Именно «канте хондо» считается первоисточником духа, трагичности и всеобъемлющего ощущения. Тогда как «канте фламенко» — это уже осовремененное искусство, которое уступает хондо по глубине чувств.

Основные атрибуты фламенко

Танец фламенко передает весь эмоциональный спектр исполнителя. В танце важно не столько мастерство танцора, сколько история, которую рассказывает исполнитель с помощью движений своего тела.

Самой характерной чертой фламенко является сапатеадо – ритмичное отбивание такта каблуками и подошвами ботинок по полу. Изначально сапатеадо исполняли только мужчины, а женское исполнение предполагало плавные движения рук. Сегодня различия между мужским и женским фламенко выражены не настолько ярко, хотя красота движений рук так и осталась женской прерогативой.

Кроме сапатеадо, обязательными элементами фламенко являются хлопки ладонями (пальмас) и щелканье пальцами (питос). Кастаньеты пришли в культуру фламенко позже, и сейчас используются наравне с традиционными приемами.

Костюм танцора фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса, белой рубашки и короткой жилетки-болеро. Прообразом платья танцовщицы, называемого bata de cola, является традиционное цыганское платье, обычно длинное, украшенное многочисленными воланами и оборками. Если же женщина исполняет мужской фламенко, она надевает мужской костюм.

По своей сути, фламенко – танец одного исполнителя. Танцор не скован хореографическим сценарием, синхронностью движений и прочими «искусственными» условностями. Он всегда импровизирует, и в этом выражается дуэнде – игра с огнем, непостоянство, страсть, опасность, которые являются основой искусства фламенко.

На вопрос, что такое фламенко, многие из нас, не задумываясь, сразу же ответят: испанский танец в платье в горошек. И будут правы лишь отчасти. Фламенко – это гораздо больше, чем просто танец. Это крик души, выход эмоциям. А эмоции можно выразить голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах и даже взглядом.

Андалусия – плавильный котел, в который на протяжении веков попадали самые разные народы. А фламенко – «жалобная книга», где каждый из них оставил свою запись.
Арабы, изгнанные вон с земли, ставшей для них родиной; евреи, вынужденные принимать чужую веру, чтобы спасти жизнь; цыгане, подвергавшиеся постоянным гонениям... Им пришлось слиться с другой культурой, утратить традиции, приспособиться к новым реалиям. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, тоской по утраченному... Так родилось фламенко.

Фольклорный образ жизнерадостной андалусской танцовщицы с ярким цветком в волосах – лишь внешняя, глянцевая сторона. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим другую сторону – совсем невеселую и драматичную.

Хотя истоки фламенко лежат еще в мавританской культуре, наибольшее влияние на его формирование оказали цыгане. Добравшись в XV в. до Андалусии, они по-своему переосмыслили местные музыкальные традиции.
Своеобразное пение – канте – живой диалог, общение, импровизация, «стержень» фламенко. Собравшиеся во дворе дома, больше похожего на лачугу, родственники и соседи делились горестями и радостями, пели о судьбе и свободе, тюрьме и смерти, любви и измене. Фламенко началось с канте, танец и гитарный аккомпанемент пришли позднее.

С задворков цыганских районов фламенко постепенно выходит на улицу. К концу XVIII в. оно уже звучит в тавернах и на постоялых дворах андалусских дорог. Появились профессиональные певцы – кантаоры, зарабатывавшие на жизнь душевным исполнением грустных песен. Их приглашают на свадьбы и другие семейные события.

В Севилье в 1842 г. открывается первое кафе, «специализирующееся» на фламенко. Вскоре такие кафе, названные кафе кантанте, уже повсюду и чрезвычайно популярны. Публика оценила страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах испанцев.

Кафе кантанте превращаются в своего рода творческие мастерские, где оттачиваются грани искусства фламенко, где оно поднимается на невиданные раньше вершины.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко.
Возросла роль танца: теперь есть песни (атрас), специально предназначенные для танцевального сопровождения.

Эпоха кафе кантанте – золотой век фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном; все то, что было создано позже, уже не считается «чистым» фламенко.

Но к концу XIX в. кафе кантанте начинают приходить в упадок. Наибольший доход приносят те заведения, где клиенты сами диктуют репертуар по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Ни о каком творческом росте исполнителей и речи быть не могло. Содержание песен опустилось до откровенной пошлости.

Канте перестало быть голосом души. Раньше кантаор был должен только себе и своему сердцу. Теперь его репертуар – «ширпотребная попса». Тексты песен фламенко превращаются в сплошную мелодраму о несчастной любви.
Уходят со сцены резкие и грубые голоса, уступая место более мелодичным и красивым. Этот перелом происходит в последние годы столетия.
Строгих правил в танце фламенко нет: танцовщицы импровизируют, вторя нахлынувшим чувствам.

Контингент слушателей тоже изменился. Родившись как музыка бедняков и вечных скитальцев, фламенко становится все больше популярным среди «золотой молодежи», которая поверхностно воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории, ни драмы. Поселившись в больших городах, фламенко превращается в продукт массового потребления, в развлекательную индустрию.
Трансформация фламенко в зрелищный спектакль не могла не отразиться на его художественном уровне и чистоте стиля. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах больших театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха – самая критикуемая за все время его существования.
Это направление получило название опера фламенка, было по-своему интересно, но глубина выражения фламенко потерялась, а вместе с ней и духовное содержание.

И на этом мы бы поставили жирную точку... Но уцелели места, где продолжало жить верное традиции канте. Многие исполнители стремились сохранить чистоту стиля. Они не были профессионалами и берегли свое мастерство лишь для себя и узкого круга ценителей.
Настоящее фламенко без случайной публики звучало в каком-нибудь трактирчике, его сила заключалась в способности кантаора самому наслаждаться своим пением и передавать всю его глубину слушателям. Отдавая при этом частичку себя. Благодаря таким кантаорам, канте сохранилось в своей традиционной форме и до наших дней.

Годом второго рождения фламенко можно назвать 1922-ой, когда группа энтузиастов организовала фестиваль канте хондо. Канте хондо – это особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Фестиваль собрал подлинные напевы канте хондо, открыл новые таланты и возродил интерес к древнему искусству фламенко.
Профессионалов на фестиваль не пустили: истинный дух фламенко предполагает чувство, а не отточенное исполнение.

Романтическая Гранада оказалась идеальным местом для проведения фестиваля. Впервые о фламенко заговорили как о самостоятельном жанре и народном искусстве, а подобные смотр-конкурсы самодеятельности появились и в других городах.
По образу и подобию бывших кафе кантанте были созданы таблао – кафе или небольшие театры со сценой для представлений.
Пение – стержень фламенко. Но не нужно обижать вниманием и танец. Тем более, что именно он во всем мире служит одним из главных брендов Испании. И фламенко ассоциируется в первую очередь как раз с танцем, вернее, с классическим образом танцовщицы фламенко – байлаоры.Фирменная деталь образа байлаоры, известная нам по фильмам и книгам – bata de cola – традиционное платье до пола. Часто из разноцветного материала в горошек (хотя и не обязательно), украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стала одежда цыганок. Изящная игра с подолом – неотъемлемая составляющая представления.
Испанская шаль – важный атрибут женского танца фламенко. Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, то ниспадает с плеч, рисуя силуэт большой и мятущейся птицы. Ну и, конечно, цветок в волосах.

Традиционная одежда танцора-мужчины – темные брюки, пояс и белая или темная рубашка с широкими рукавами. Короткая жилетка-болеро, называемая «чалеко», иногда надевается поверх рубашки. Если женщина исполняет мужской танец, она надевает мужской костюм.

Сапатеадо – ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу – характерная черта танца фламенко. Раньше сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами, поскольку такая техника требует немалой физической силы. И долго ассоциировалось с мужественностью. Женскому танцу были более свойственны движения рук, запястий и плеч.

Грациозные движения рук выражают чувства, подсознательно очень сильно влияя на общее восприятие танца зрителями. Своего рода гипноз.
Считается, что кастаньеты – обязательный элемент танца фламенко. Однако это не так: кастаньеты позаимствованы из классических испанских танцев. Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет: они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Местная поговорка гласит: «Кто говорит о гитаре, говорит об Андалусии».

Магия фламенко – в триединстве гитары, песни и танца. Гитара здесь не просто аккомпаниатор, но творец так необходимой певцу атмосферы вдохновения.
Испания – родина гитары. В Андалусии она стала любимым народным инструментом еще в XIII в., но объединение певца кантаора с гитаристом токаором произошло лишь в начале XIX в.

На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить гитариста, окруженного танцующими людьми.

Стендаль писал: «Вот идет старик нищий, садится на лавку перед постоялым двором, настраивает свою гитару и принимается небрежно бренчать по струнам. Проходящая мимо служанка с кувшином на голове, услышав звуки гитары, сперва ступает размеренно в такт напева, затем начинает подпрыгивать, и, наконец, когда она поравнялась со слепым, она уже пляшет вовсю, поставив на землю кувшин с водой.
Погонщик мулов, пересекавший вдали двор, неся вьючное седло, также отложил свою ношу и в свою очередь принялся плясать. Таким образом, меньше чем через полчаса вокруг слепого гитариста танцевало 12 испанцев.
Им было мало дела до окружающих, ни проблеска галантности, каждый танцевал для собственного удовольствия». Такова загадочная испанская душа.

Большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот. Но благодаря врожденной музыкальности, они создают импровизации, затмевающие заранее отрепетированную игру «классиков».

Почему именно гитара стала главным инструментом во фламенко? А просто представим себе песню канте хондо, исполненную на пианино... На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, гитарист создает их, следующая нота звучит уже не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу: она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же

Известен случай, когда Глинка приехал в Испанию познакомиться с народными напевами. Пообщавшись с одним из известных в то время токаоров, он захотел записать его произведения. Но из этого ничего не вышло: каждый раз, когда он просил повторить какую-нибудь фразу, гитарист всегда играл ее по-новому.

Токаоры нередко выступают и соло. Величайший гитарист современности Пако де Лусия поначалу аккомпанировал кантаорам, а затем стал выступать и самостоятельно.

Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко. В отличие от корриды, здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко, то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко. Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером. Ну и мы предложим несколько адресочков.

Малага «Vista Andalucia»
Avenida Los Guindos, 29
www.vistaandalucia.com
«El Tablao»
Calle Arenas, 1
Марбелья «Donde Maria»
Calle Vicente Blasco Ibanez, s/n
Tablao «Flamenco Ana Maria»
Plaza San Francisco, s/n
Торремолинос «Pepe Lopez»
Plaza de la Gamba Alegre
«Los Tarantos»
Avenida Playamar, 51
«La Carreta»
Urb. Eurosol, Local 93–95
Бенальмадена «Fortuna Show»
Это совсем не таблао, и не совсем фламенко. Испанский балет – действо красивое и эффектное, к посещению рекомендуемое.

Эмблема фестиваля фламенко в Севилье

Вдумчивые и уже теоретически подготовленные читатели заметят: так это наверняка тоже «лубок» для туристов. Изо дня в день играющие одно и тоже профи. А где же импровизация, на которой и строится фламенко? Где страдания и творческий полет?
Ну, во-первых, мы с вами туристы и есть. А во-вторых, для первого знакомства с искусством фламенко вполне достаточно. И ехать никуда далеко не надо.

Другое дело ферии – праздники и традиционные ярмарки, во время которых фламенко выходит на улицы. В буквальном смысле. Вот там и самодеятельность, и импровизация, и песни-пляски для собственного удовольствия.
Самая грандиозная ферия проходит в апреле в Севилье: столичный статус обязывает держать марку. А вообще, ферии есть даже в самом заштатном андалусском городке. Ведь как говорил классик, отдыхать – не работать.

Севилья Воскресенье после Пасхи и две недели далее.
Кордова С 19 по 27 мая.
Гранада Первая неделя июня.
Малага С 14 по 25 августа.
Ронда Первая неделя сентября.
Марбелья Неделя «вокруг» 11 июня.
Фуэнхирола Первая неделя октября.

Ну а если и ферии вас не порадуют – тогда прямая дорога не фестивали, смотры-конкурсы талантов, на которых действительно звучит настоящее фламенко.
Крупнейший фестиваль фламенко в Испании раз в два года проходит, естественно, в Севилье (www.bienal-flamenco.org). Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших байлаоров, кантаоров и токаоров. Событие настолько масштабное, что сопоставимо с олимпиадой в мире спорта. В 2008 г. фестиваль пройдет с 10 сентября по 11 октября. Повезет побывать – мы вам позавидуем.

Посмотреть расписание других фестивалей можно на сайте www.flamencofestival.info или www.flamenco-world.com – крупнейшем в интернете портале о фламенко.

Фламенко очень часто путают с севильяной – зажигательным народным испанским танцем. Многие считают, что это один из видов фламенко. Те же яркие платья, кастаньеты, розы в прическах... И на ярмарках чаще всего танцуют как раз севильяну. Но даже неискушенный в тонкостях хореографии зритель сразу увидит разницу: севильяна – парный танец с определенным «рисунком», а фламенко... состояние души.

Первое платье для танцев девочке в Андалусии могут купить уже в год. А всего за свою жизнь отдельные дамы умудряются сменить до 15 платьев стоимостью 300–700 €. И хотя пощеголять в них удается нечасто, преимущественно во время ярмарок, о потраченных деньгах никто не жалеет.

В статье использованы материалы
сайта flamenco-world.com и «Википедии» – свободной энциклопедии.

– страна богатейших культурных традиций, яркой и живой истории – всего того, что делает эту страну жемчужиной европейской цивилизации. Говоря о стране Дон Кихота, нельзя упустить из внимания фламенко – явление, которое уже давно стало неоспоримым символом Испании, ее душой, отображением колоритной культуры и знойного темперамента. Фламенко не является традиционным танцем для Каталонии . Родиной фламенко считается Андалусия . Однако еще в XVIII веке этот вид искусства начал свое триумфальное шествие по Барселоне и до сих пор продолжает радовать зрителей на сценах города.

Приезжая в столицу Каталонии, не упустите возможность полюбоваться одним из самых ярких, по-испански страстных и захватывающих представлений – шоу фламенко в Барселоне . Зажигательный танец, ритмичное звучание гитары, девушки в длинных красивых платьях с оборками и настоящие испанские мачо – все это больше чем просто танец, это виртуозное и незабываемое искусство, сочетающее различные музыкальные и танцевальные стили. Чарующая мелодия действа тронет и согреет самые потаенные струны вашей души. Мы гарантируем, что вы не только не останетесь равнодушным, но и увезете с собой частичку Испании, которая всегда будет с вами! Посмотреть фламенко в Барселоне можно во многих местах, а мы предлагаем вам обзор лучших фламенко-клубов Барселоны.

Где посмотреть фламенко в Барселоне?

Лучшие фламенко-клубы Барселоны

Представления и стоимость

El Tablao de Carmen – шоу фламенко в Испанской деревне в Барселоне.

Спектакль высшего качества, одно из лучших шоу фламенко в Барселоне. Только звезды танца и неповторимые ритмы! Удобное расположение клуба позволяет познакомиться со многими знаменитыми туристическими достопримечательностями Барселоны: площадью Испании, Магическим фонтаном, горой Монтжуик, Олимпийским кольцом и Испанской деревней.

Адрес: Avda. Francesc Ferrer i Guàrdia, 13,

Poble Espanyol de Montjuïc, Barcelona.

  • шоу – со вторника по воскресенье;
  • продолжительность – 60 минут;
  • 1-е представление – с 19:00 до 20:00;
    2-е представление – с 21:30 до 22:30;
  • напиток + шоу – €41;
  • меню «Carmen» (закуски, основное блюдо, десерт, напитки) – €70;
  • меню «Tapas» (закуски, десерт, напитки) – €52;
  • VIP-меню (закуски, 2 основных блюда – рыбное и мясное, десерт, напитки) – €85;
  • VIP – частный ужин «Patio Cordobés» (от 4 человек); для взрослых – €195, для детей – €90.

Бесплатный вход в Испанскую деревню – с 16.00!

Palacio del Flamenco – театр открыт еще в 1920 году. Самый крупный театр фламенко в Барселоне. «Дворец фламенко» в Барселоне предлагает самые различные виды зажигательного танца, от «чистой» версии до классической и современной обработки. По мнению Культурной ассоциации по развитию фламенко в Каталонии шоу во «Дворце фламенко» – лучшее в Испании.

Адрес: C/Balmes, 139, Barcelona.

  • работает ежедневно без выходных;
  • 3 спектакля в день;
  • 1-е шоу – с 18:25 до 19:25;
  • 2-е шоу – с 20:15 до 21:15;
  • 3-е шоу – с 22:30 до 23:30;
  • ужин начинается за 25 минут до каждого представления;
  • 8 различных вариантов меню и тапас – от €30 до €290;
  • групповые и индивидуальные уроки танца фламенко.

El Patio Andaluz. Звезда представлений на этой сцене – всемирно известный Хесус Кортес со своими танцорами, певцами и гитаристами. Его искусство по достоинству оценили королевская семья Испании, принц Англии, Хулио Иглесиас, Опра Уинфри, Доменико Дольче и Стефано Габбана. Традиции фламенко Севильи, Малаги и Кордовы соединены в Барселоне – насладитесь уникальным шоу фламенко и вы!

Адрес: C/Rocafort, 231 Bis, 08029, Barcelona.

  • ежедневное шоу – в 20:10 и 22:10;
  • стоимость шоу программы – от €25. Посмотреть фламенко в Барселоне бесплатно смогут дети от 0 до 8 лет;
  • фламенко шоу + напиток – €33;
  • фламенко шоу + ужин (3 варианта меню) – от €40 до €76;
  • новогоднее меню + шоу фламенко – €125;
  • уникальная возможность покупки фламенко-аксессуаров: туфель, платьев, шалей, вееров и кастаньет.

Palau Dalmases – лучшее шоу в соотношении цена/качество. Дворец расположен в великолепном старинном здании XVI века: уютный дворик, старинная мебель, каталонское барокко и отголоски готики.

Адрес: C/Montcada, 20, Barcelona.

  • три представления в день – в 18:00, 19:30 и 21:30;
  • шоу фламенко + напиток – €25;
  • скидка для детей до 10 лет – €15.

Tablao Flamenco Cordobés – клуб находится в самом сердце Рамблы в Барселоне. С 1970 года нет другого таблао-фламенко, где выступали бы так часто и в таком количестве лучшие мастера этого искусства – живые легенды и молодые таланты. Погрузитесь в атмосферу фламенко в его самом чистом виде!

Адрес : La Rambla, 35, Barcelona.

  • возможность выбора: представление или ужин + представление;
  • 17:15, 18:30, 20:30, 22:00 – средиземноморская кухня + спектакль – €78;
  • представление – в 18:30, 20:15, 22:00, 23:30 – €42,5.
Los Tarantos – пространство открыто в 1963 году, находится на знаменитой Королевской площади. Является одним из старейших фламенко-клубов Барселоны.

Адрес: Plaça Reial, 17, Barri Gòtic, Barcelona.

  • представления – в 20:30, 21:30 и 22:30;
  • вход – €15;
  • вход детям до 5 лет запрещен.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней