Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Истинное искусство мастер и маргарита. Истинное и ложное творчество

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых - писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное - не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа - Мастера.

Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них - это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны. Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.

Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги - не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате - труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.

Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа. Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова. Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание. Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.

Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока : 1. Показать мастерство М.А. Булгакова в изображении мира человеческих чувств; роль детали в романе.

2. Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

3. Проверить знания содержания романа.

Методические приемы : работа с текстом, работа с демонстрационным материалом, лекция с элементами беседы.

Оборудование : экран, проектор для презентации, видеоаппаратура, телевизор для просмотра эпизодов из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Ход урока :

(На доске записана тема урока: «Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом).

  1. Введение в тему урока. Слово учителя.

Сегодня мы будем разбирать тему, которая была очень важна для многих известных поэтов и прозаиков. Тема поэта и поэзии нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и многих других известных поэтов и прозаиков. В прозе М.А. Булгакова мы затронем тему творчества, которая в романе «Мастер и Маргарита» будет объединена с темой любви. Обратимся к тексту романа.

  1. Работа с текстом романа.

В романе Булгакова мы встречаем очень подробное описание «святая святых» всех московских писателей того времени – МАССОЛИТА. Найдите его в главе 5 .

(- Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.)

Какие преимущества дает членство в МАССОЛИТе?

(по членскому удостоверению пропускают в ресторан, можно встать в очередь на получение квартиры или достать путевку на курорт).

Со свойственным ему сарказмом Булгаков пишет в 5 главе романа: «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом».

Кого из писателей, членов МАССОЛИТа, вы запомнили? (Ивана Бездомного)

Кого можно назвать настоящим творцом в романе? (Мастера)

Он член МАССОЛИТа? (Нет)

Получается, чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю. Давайте вспомним эпизод из главы 28 , когда Коровьев и Бегемот пришли в ресторан Грибоедова.

(- Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.

Безусловно, - с достоинством ответил Коровьев.

Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

- …Так вот. Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, у него и удостоверения-то никакого не было!..

Вы – не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.

Помилуйте, это в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!)

Оказывается, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет. Только не каждый способен трезво оценить то, что он делает. Например, поэт Рюхин, который сопровождал Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, был очень обижен на слова о нем товарища по перу: «Сашка-бездарность», «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочиняет к первому числу! «Взвейтесь!» да «развейтесь!» Найдите в главе 6 отрывок, где Рюхин начинает осмысливать свое творчество. Зачитайте.

(Со слов «Поэт не глядел уже по сторонам…» до слов «…и обеспечил бессмертие…»)

А теперь вспомним эпизод из главы 13 , где Иван Бездомный анализирует свое творчество.

(Просмотр эпизода «Знакомство Ивана Бездомного с Мастером из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита»).

Из всех членов МАССОЛИТа Иван Бездомный - единственный, кто соглашается с тем, что он «человек невежественный» и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Двойником этого героя М.А. Булгаков делает Мастера. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя. Но также двойником Ивана Бездомного является поэт Рюхин, имеющий некоторые отрицательные качества, от которых Бездомный впоследствии откажется.

  1. Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это история романа о Пилате и история любви. Так объединяются в романе тема любви и тема творчества.

(Показ слайдов).

Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. С этого начинается раскрытие темы любви. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют вод воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила «осень» и в отношениях героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие люди, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча происходит только в мае, после бала весеннего полнолуния. Проходит определенный цикл, весна снова дает надежду влюбленным на счастье.

  1. Работа с демонстрационным материалом.

Обратите внимание, как тема творчества и тема любви сочетаются с темой жертвенности: Мастер страдает из-за своего «детища», своего романа, а Маргарита во имя спасения Мастера заключает сделку с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.

(Просмотр эпизода фильма «Возвращение Мастера после бала Сатаны»).

  1. Лекция с подведением итогов по теме.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Он перестает бороться, сжигает свой роман, проявляет малодушие и тем самым теряет свое место в Свете, как и его возлюбленная Маргарита, которая тоже не заслуживает места в Свете, потому что она связала свою жизнь с нечистой силой. Но они оба много страдали, отчаянная борьба Маргариты за свою любовь, за спасение Мастера приносит свои плоды: им обоим Высшие силы разрешают поселиться в Покое, чего они хотели и, в конечном счете, и получили.

Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину (его роман не выдуман, а угадан: «О, как я угадал! О, как я все угадал!»), прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро.

С образом Маргариты связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. Она своими поступками как бы возрождает в романе разные человеческие ценности: свободу личности, милосердие, честность, правду, веру, любовь, чего так не хватает в московском обществе. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Всем известно, что прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Белозерская, третья жена М.А. Булгакова. Именно она помогала ему стойко переносить период его предсмертной болезни, когда он практически ослеп, читала ему, помогала править текст. Свою роль ангела-хранителя Елена Сергеевна знала твердо, ни разу не усомнилась, в трудный час ничем не выдала своей усталости. «Когда мы стали жить вместе с Михаилом Афанасьевичем, - вспоминала Елена Сергеевна, - он мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

Значит, любовь, так же, как творчество, второй путь в сверхреальность, она ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе Булгакова, потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

  1. Домашнее задание.
  2. Оценивание ответов.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман.
Еще с эпиграфа:

«… так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.»
Гёте. Фауст

Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего.… Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяется главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту – главную героиню романа, которая тоже как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Все, так же как и у Булгакова явилась на свет «главная книга» Мастера – произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой Главной книгой для Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита», который он писал в течение 12 лет! С 1928-го по 1940-й год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как это кажется. Условия, в которых она создавалась, были, отнюдь, ни, благополучными, но, по выражениям многих, стало важно то, что предназначение художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучии, а в творчестве! Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу:
«Дописать раньше, чем умереть…».

То есть Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь….

Но вернемся от Булгакова к его роману и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное Булгаковым. Впервые с многочисленными представителями этого общества в «доме Грибоедова», где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, ни коим образом, не относящимся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту и как впоследствии выразился Воланд: «…их испортил квартирный вопрос…». Когда же в этом «логове» литераторов начинается бал, то всё больше и больше это напоминает «ад», в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, ему отрезало голову трамваем! Вы, может быть, думаете, что это жестоко, но нет …. За такие грехи можно было наказать и еще более ужасно, ведь эти литераторы не просто ничего не делали, так они ещё и препятствовали настоящим творцам искусства и сбивали с пути истинного молодых литературных деятелей. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать «светом в конце тоннеля» для непросвещенных слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карманы.

Но на фоне этого выделяется еще один положительный персонаж, который не смог влиться в МАССОЛИТ, им стал Мастер. Обо всей его жизни мы узнаем из его собственных рассказов и, как уже было написано, сравниваем его с Булгаковым, но тут писатель действительно оказался на высоте. Мы не можем просто, поверив критическим работам, причислить Мастера к лику творцов и остановиться на этом, мы должны вглядываться глубже и тогда, как мы можем заметить, можно найти еще множество сходств, помимо судьбы и жизни. Такими сходствами будут: сходство имен – начинаются с буквы «М», они оба были отвергнуты обществом, но все же есть еще характерная черта – это противопоставление Воланду. Это можно заметить, когда мы запишем Воланд по-английски, то есть «Woland». Именно эта первая буква «дубль вэ» считается перевернутой буквой М=W, то есть обратной стороной монеты!

Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный или впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Он был воспитан Мастером в настоящего человека нашедшего себе место в обществе, в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иван Николаевич перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и которых не могли дать ему ненастоящие литераторы! Но обратимся к самому Михаилу Булгакову, был ли у него ученик? Опираясь на свои скудные сведения из его биографии, я могу сказать лишь, то, что он не был признан своим обществом и поэтому он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его литературной деятельности. То есть Булгаков воплотил в своего героя ещё и те черты, которые он хотел бы иметь сам, но не мог иметь сам.

Но не надо забывать еще о том, что настоящая деятельность творца требует жертв и не может проходить бесследно. Основные идеи Булгакова, как классика, воплотились в романе «Мастер и Маргарита», но еще в ранних «Записках на манжетах», которые Булгаков писал в 1921 году, есть ростки идеи: «… вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь.… От людей скрыть. Но от самого себя – никогда! ... », которая затем воплотилась в мысль «рукописи не горят!». Это говорит о том, что творцы настоящих достояний искусства никогда не забывают своих произведений, как говорится: «они помнят их наизусть». Так же как Маяковский помнил свои произведения, как Мастер сохранил весь роман в своей памяти, так и Булгаков писал свою главную книгу и помнил её до мельчайших деталей. Вот так показывается нам настоящее творчество литераторов и поэтому никогда из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: раскрыть проблему «Почему «рукописи не горят»?» Задачи: анализ эпизодов из кинофильма; развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитание нравственных качеств учащихся. Н. Рушева. Мастер и Маргарита

Проблема: «Почему «рукописи не горят»?» Страницы рукописи романа «Мастер и Маргарита». 1930г.

Почему Мастер отказался от имени?

Почему Мастер отказался от имени? потеря равновесия в жизни; отказ от себя; неверие в справедливость реальной жизни.

Как создавался роман?

Как создавался роман? талант; вдохновение; любовь.

Почему Мастер сжег рукопись?

Почему Мастер сжег рукопись? неприятие реального мира; душевное самоубийство; страх перед жизнью.

Почему «рукописи не горят»?

Почему «рукописи не горят»? Рукопись – душа, запечатленная в строках. Талант как и жизнь дается Богом, поэтому в него нужно верить. Душа наша бессмертна.

Предварительный просмотр:

Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: раскрыть проблему «Почему «рукописи не горят»?»

Задачи:

  • анализ эпизодов из кинофильма;
  • развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитание нравственных качеств учащихся.
  • Булгаков представил в романе трагедию судьбы художника, которому ведомы истинные, высокие, вечные начала бытия и который не может быть в согласии со своим временем. Может быть, эта принадлежность к высокому миру, острота реакций и конфликт с реальной жизнью побуждают Воланда сказать о «трижды романтическом мастере».
  • На уроке мы просмотрим фрагменты кинофильма « Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который стал первым российским режиссером, который экранизировал роман до конца. Известный режиссер снимает в точности по книге – от первой до последней строчки.
  • На основе посмотренных фрагментов решим проблему « Почему « рукописи не горят»?».

« Почему « рукописи не горят»?»

  • Мастер появляется в романе, когда треть его уже прочитана. Имя Мастера так и не произнесено. Оно стерто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.
  • Давайте посмотрим 1 фрагмент и ответим на вопрос.

Почему Мастер отказался от имени?

  • потеря равновесия в жизни;
  • отказ от себя;
  • неверие в справедливость реальной жизни.
  • Для мастера, уничтоженного насилием, которое стало законом современной ему жизни, больница предпочтительнее хаоса реальной жизни.
  • Хотя Мастер отказался от имени, обратите внимание, как гордо звучит его ответ. Он мастер своего дела, ему дан талант Богом, он избранник судьбы, он пророк.
  • Мастер свободен от суетности московского мира и как только, судьба дает ему возможность, порывает все связи с ним, чтобы отдаться творчеству. И, как по волшебному мановению, приходит любовь, появляется Маргарита. Вхождение Маргариты в мир Мастера преображает его жизнь.
  • Фрагмент 2 (Мастер и Маргарита в подвальчике).

Что помогало Мастеру написать роман?

  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь
  • Далее начинается самое страшное. Роман написан. И Мастер с ужасом вспоминает литературный мир, в который ему пришлось вступить с написанным романом. Этот мир кажется Мастеру безумным и преследует его обвинениями, которые могут стоить жизни и отнимают ее смысл. Он сжег свою рукопись и отказался от своего имени и от любви Маргариты.
  • Смотрим 3 эпизод

Почему Мастер сжег рукопись?

  • неприятие реального мира;
  • душевное самоубийство;
  • страх перед жизнью.
  • Но душа, запечатленная в рукописи, не хочет погибать.
  • Последний фрагмент – сцена после бала Сатаны. Чтобы помочь Мастеру, вмешиваются потусторонние силы. Воланд исполняет желание Маргариты – он возвращает ее Мастера.

Давайте посмотрим 4 фрагмент.

Почему «рукописи не горят»?

  • Рукопись – душа, запечатленная в строках.
  • Талант, как и жизнь, дается Богом, поэтому в него нужно верить.
  • Душа наша бессмертна.

Так можно проводить проблемный анализ произведений на основе ИКТ и видеотеки.


Тема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема творчества и судьбы художника интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение - роман «Мастер и Маргарита».

Слово «мастер» не случайно вынесено М.А. Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер - историк, сделавшийся писателем. Мастер - человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Его образ некоторые критики считают автобиографическим, отразившим реальные переживания и жизненные коллизии самого Булгакова. Другие же ищут прототип мастера в литературном окружении Булгакова. Но для всех очевидно, что Булгаков нарисовал типичную трагическую судьбу честного писателя в тоталитарном обществе.

Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта - написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту - он выиграл сто тысяч рублей. Мастер весь отдался работе. Вместе с творчеством приходит к нему настоящая любовь - он встречает Маргариту. Именно Маргарита назвала его Мастером, торопила его, сулила ему славу.

Роман был дописан. Но начинаются испытания: роман не принят к печати, удалось напечатать лишь часть, критика отозвалась на публикацию разгромными статьями. Мастер подвергается аресту, попадает в психиатрическую больницу.

На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах, о творческих отпусках, о том, чтобы вкусно и дешево поесть. Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе. Темы произведений писателям навязывают, так же как и исполнение.

Совсем иначе с произведением Мастера. Тему своего романа он выбирает свободно, но с этой свободой не так все просто. Обратим внимание, что текст романа Мастера в булгаковском романе существует как бы помимо Мастера. Вначале мы узнаем этот текст из рассказа Воланда, затем из сна Бездомного и лишь в конце, когда мы знаем, что роман сожжен, - из восстановленной Воландом рукописи. Эта ситуация символична: «рукописи не горят», потому что подлинное художественное творчество существует не только на бумаге и даже не только в сознании художника. Оно существует объективно, как реальность, равноправная жизненной, и писатель ее не столько создает, сколько угадывает.

Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в романе приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных

Переживаний, конфликтов, потрясений. На примере судьбы мастера м. а. Булгаков в романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. М.А. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжёт, который не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

Сделав мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь, М.А. Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру. И мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа. И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «рукописи не горят…»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней