Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История создания рассказа евгений онегин. А

Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин писал с перерывами около девяти лет. Он — самое известное произведение поэта. Почему? Возможно от того, что был включен в школьную программу, и все дети, что до , что после, зубрили «Я Вам пишу, чего же боле», а может быть из-за обилия афористичных строк, ставших крылатыми фразами: «любви все возрасты покорны», «мы все учились по немногу»; утверждается так же, что «Евгений Онегин» — «важнейшая часть нашего культурного кода, того, который позволяет нам говорить на одном языке, одинаково понимать одни и те же шутки, намеки и сравнения». Так ли это, иначе, у каждого свое мнение, но факт остается фактом — «Евгений Онегин» — великое сочинение великого поэта.

Сюжет «Евгения Онегина»

Пушкин был барином и аристократом. Его герой Евгений Онегин — типичный представитель того же круга. То есть, описывая повседневность Онегина в Петербурге и в деревне, Пушкин опирался на собственный опыт, руководствовался собственными жизненными наблюдениями. Потому в романе так много бытовых подробностей нравов столичного и провинциального русского дворянства первой трети ХIХ века. Не спроста ведь литературный критик В. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», а основного персонажа романа «страдающим эгоистом… эгоистом поневоле, (холодного) к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»
Всякое литературное произведение немыслимо без любовной истории. В «Евгении Онегине» она — в отношениях Онегина и Татьяны Лариной. Сначала девушка влюбляется в Евгения, но оказывается не нужной ему, затем он ищет взаимности, но Татьяна уже замужем
Ещё одна сюжетная линия романа — конфликт между приятелями Онегиным и Ленским, закончившийся дуэлью.

Описание романа «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» состоит из восьми глав, в каждой по 40-60 строф (строфа — 14 строчек). Самая длинная глава первая — 60 строф, самая короткая вторая — 40. В канонический текст романа Пушкин не включил главу о странствии Онегина, она была издана особо с предисловием поэта: «Автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… П. А. Катенин заметил нам, что сие исключение…вредит …плану сочинения; ибо через то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъяснимым. Автор сам чувствовал справедливость оного, но решился выпустить эту главу по причинам, важным для него, а не для публики». Глава о путешествии Онегина по России была по счету восьмой. Часть строф из неё Пушкин перенес в главу, следующую за «Странствием» — девятую, которая стала в итоге восьмой. В 1830 году, до исключения «Странствия», написал Пушкин и десятую главу, но в том же году, острожный, сжег её. От этой главы до нас дошли только записанные особым шрифтом первые четверостишья четырнадцати строф, например:

Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами властвовал тогда
…………………….

«Евгений Онегин» - роман в стихах , написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.

«Евгений Онегин» история создания

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет, с 1823 по 1831 год. Роман был, по словам поэта, «плодом» «ума, холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишинёве, во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», включив её фрагменты в качестве приложения к основному тексту. Существовал фрагмент этой главы, где по некоторым данным описывалось, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее шли замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Опасаясь возможных преследований властей, Пушкин уничтожил этот фрагмент «Путешествия Онегина».

Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

«Евгений Онегин» (1823-1831) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени -

«Служив отлично - благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец». Сын такого отца получил типичное же воспитание - сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

«[...] Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить». На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
    • Знакомство с Татьяной
    • Разговор с няней
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Объяснение в саду
    • Сон Татьяны. Именины
    • Посещение дома Онегина
    • Отъезд в Москву
    • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
    • Письмо к Татьяне (объяснение)
    • Вечер у Татьяны
  2. Онегин и Ленский:
    • Знакомство в деревне
    • Разговор после вечера у Лариных
    • Визит Ленского к Онегину
    • Именины Татьяны
    • Дуэль (Смерть Ленского)

Действующие лица

  • Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его "Байроновские Герои", Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
  • Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого "Анна Каренина" является продолжением романа "Евгений Онегин".
  • Ольга Ларина , её сестра - обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
  • Владимир Ленский - сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
  • няня Татьяны - вероятный прототип - Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
  • Зарецкий , дуэлянт - в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
  • Автор произведения - сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец - Дмитрий Ларин - и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» - московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов - герой поэмы «Опасный сосед» (1810-1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина - вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

Поэтические особенности

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Замысел произведения и его воплощение в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» - роман с уникальной творческой судьбой. Специально для данного произведения А. С. Пушкин придумал особую строфу, ранее не встречавшуюся в мировой поэзии: 14 строк из трех четверостиший с перекрестной, смежной, кольцевой рифмовкой и заключительным двустишьем. Использованная в данном романе она получила название «онегинской».

Известны точные сроки создания произведения: начало работы - 9 мая 1823 г. в южной ссылке, окончание романа - 25 сентября 1830 г. В Болдинскую осень. В общей сложности работа над данным произведением продолжалась на протяжении семи лет, но и после 1830 г. автором вносились изменения в роман: в 1831 году была переписана последняя, восьмая, глава, а также написано письмо Онегина к Татьяне.

Первоначальный замысел романа существенно изменился. План написания «Евгения Онегина», составленный и записанный Пушкиным, включал в себя изначально девять глав, поделенных автором на три части.

Первая часть состояла из 3 глав-песен: Хандра, Поэт, Барышня (что соответствовало 1, 2, 3 главе романа в окончательном варианте). Вторая часть включала 3 главы-песни под названиями Деревня, Именины, Поединок (что идентично 4, 5, 6 главе напечатанного романа). Третья часть завершая роман, включала 3 главы: Москва (VII песнь), Странствие (VIII песнь), Большой свет (IX песнь).
В конечном итоге Пушкин, придерживаясь своего плана, написал две части, поместив отрывки из VIII главы в приложение к роману и назвав его «Путешествие Онегина». В результате IX глава романа стала восьмой. Известно также, что Пушкин задумал и написал и X главу о появлении тайных декабристских обществ в России, но потом сжег ее. От нее осталось лишь семнадцать неполных строф. Подтверждая эту задумку автора, наш великий классик в 1829 году, за год до окончания романа, говорил о том, что главный герой должен или погибнуть на Кавказе, или стать декабристом.

«Евгений Онегин» является первым реалистическим романом в русской литературе. Оригинален сам жанр этого реалистического произведения, который сам поэт в письме к П.А. Вяземскому называл «романом в стихах». Данный жанр позволил автору сочетать эпическое изображение жизни с глубоким лиризмом, выражением чувств и мыслей самого поэта. А.С. Пушкин создал уникальный роман, который по форме напоминает непринужденную беседу с читателем.

Такая манера изложения в романе позволила Пушкину всесторонне показать жизнь и духовные искания героя своего романа как типичного представителя русской дворянской интеллигенции 20 гг. XIX века. Действие романа включает в себя период с 1819 по 1825 г., показывая картину жизни дворянства и простого народа в 1-ой половине XIX века в столицах и провинции накануне декабристского восстания 1825 г. А. С. Пушкин воспроизвел в этом романе духовную атмосферу общества, в которой рождался тип дворянина, разделявшего взгляды декабристов и примкнувшего к восстанию.

9 класс Урок 1

РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ.
«ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Роман, «…в котором отразился век…».

Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин».

Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? С овременники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» – роман! Не догадываетесь, почему?

Но что такое «роман»? З аметьте: примечателен он не столько объемом, сколько… Может быть, кто-то продолжит?

Нет ли истоков романа… в лирике? Роман – это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности – то, что именуется психологизмом.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

2) Искусство строфы.

В письме к П.А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования – восьми глав! – один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.

Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории» в хрестоматии, с. 242.

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

– Прочитаем первую главу еще раз.

Чтение текста учителем или подготовленным учеником со слов «Не мысля гордый свет забавить…».

– Как озаглавили бы вы эти строки? «Вступление»? «Пролог»? «Зачин»? В какой-то мере все это справедливо. Но тогда к чему это обращение: «Хотел бы я тебе представить / З алог достойнее тебя …»: Ч то значит здесь местоимение 2-го лица? Нет, это не обычный «пролог», не «зачин», а посвящение !

Встречались ли вы с произведениями, которые автор кому-либо посвятил, и понятно ли вам, как вошел в литературу обычай посвящения ? Почему Пушкин «кому-то» посвятил «Онегина»? Д а, поэт объясняет это сразу же: «Вниманье дружбы возлюбя», а как умел Пушкин дружить (может быть, как никто другой!), хорошо известно. Но вот вопрос: кто удостоился этой чести – быть «адресатом» пушкинского романа? Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Вяземский? Перечень всех друзей Пушкина был бы очень обширен. Но вот что интересно: поэт не называет имени того, кому роман посвящен. Почему? Может быть, для Пушкина посвящение было «залогом дружбы», не относящимся к конкретному лицу?

Чем же роман был для Пушкина, как он писал (стремился писать!) его главы? И почему «собранье пестрых глав» в «посвящении» растянулось на несколько строк?

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» – «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?

2) Этот «странный» Онегин.

– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

– Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?

– Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?

– Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?

– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится… неузнаваемым?

– Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)

– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).

Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.

– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

– А в каких «отношениях» находятся Автор и его герой? Сопоставьте их.

– Как написаны «онегинские строфы» и авторская исповедь?

Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета… Выиграл бы роман?

«Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин – характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой…») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку…»). Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край. Там в стары годы…», «Блистательна, полувоздушна…», «Я помню море пред грозою…»).

4. Работа с материалами учебника.

– С опоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

II. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); задание по рядам: «Мое представление о: 1) Ленском; 2) Татьяне; 3) Онегине».

9 класс Урок 2

ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯИ ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Беседа.

– Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

– Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, – главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ – образ русского общества I четверти XIX в.)

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

II. Работа по теме урока.

Драматические судьбы героев романа – отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

– незримо присутствует всегда и везде;

– принимает участие в судьбе героев;

– делится с читателями своими мыслями и чувствами;

– рассуждает о нравах и морали общества.

1. Разбор центральных образов романа.

1) Ленский.

– Почему столь значительны строки о приезде Ленского? Какова его роль в романе?

– Зачем Пушкин вводит в роман Владимира Ленского?

– Ленский – поэт. Как подал нам Пушкин творчество юноши-поэта?

– Попробуйте определить жанр «стихов Ленского».

– Почему автор романа вначале иронически отзывается не только о творчестве Ленского, но и о романтизме вообще: «Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовем…» (ведь еще недавно Пушкин сам был правоверным романтиком!), а затем отказывает стихам Ленского в романтизме, попутно иронизируя над наивным представлением своих современников о романтической поэзии («Хоть романтизма тут нимало / Н е вижу я; да что нам в том?»)?

2) Онегин – проблемный герой, «герой времени».

– Личность его сформировалась в петербургской светской среде. В I главе мы из предыстории уже узнали основные социальные факторы, обусловившие характер Онегина: принятое в те годы воспитание детей из высших слоев дворянства, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение 8 лет.

В ранней юности Онегин – «добрый малый, как вы да я, как целый свет».

Характер его показан в движении, в развитии. Уже в I главе мы видим перелом в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

– Вспомните затворничество Онегина: его необъявленный конфликт с высшим светом в I главе и с обществом деревенских помещиков – во II–VI главах.

– Найдите слова, которыми вы сказали бы об Онегине и Ленском, сопоставляя их, и составьте словарик антонимов:

Онегин Ленский

… …

… …

– Кто выигрывает от антитезы: Онегин – Ленский? Какими видятся нам Ленский и Онегин в дружбе? Испытания дружбой Онегин не выдержал. Причина – его неспособность «жить чувством».

Вот так описывает Пушкин его состояние перед дуэлью:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь…

На именинах Татьяны он также показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Лишь после убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».

– А как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Но как человек благородный и душевно тонкий, он сумел увидеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. И в любви он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока полюбить (с. 168 хрестоматии).

И только трагедия (смерть Ленского) смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

– Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой; теперь уже Татьяна не может (не нарушив супружеского долга) ответить на его запоздалую любовь.

Теперь его разум побежден, он любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил или не сделался поэтом…»

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или ее опустошенность.

3) «Татьяны милый идеал…».

– Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

– Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить…

– Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

– В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

– Необходима ли Ольга в романе?

– Как входит в роман Татьяна?

– В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: « Простите мне : я так люблю…»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

– «Татьяны милый идеал…». Действительно ли идеален образ Татьяны?

– Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

– П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа – «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

– Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. А вас?

– Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут…

– К чему это отступление?

– Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке…»?

– А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

– Что самое удивительное в нем?

– Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

– В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

– А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

– Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

– Апофеоз образа Татьяны (с. 171–174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

– Что же – Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

– Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта…» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

2. Составление опорной схемы.

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

II особенность

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 17 (с. 249) – устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней