Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыкальное искусство эпохи романтизма-презентация по мхк. Смотреть что такое "Музыка периода романтизма" в других словарях Какие музыканты относятся к французской школе романтизма

С его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них - разочарование в итогах Великой французской революции , не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств .

Если в литературе и живописи романтическое направление в ос-новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством , Э. Т. А. Гофмана, Н. Паганини, ; последующий этап (1830—50-е гг.) - творчеством , . Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности , причем в новом освещении - в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, с ее подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона . Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика , в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII - XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из ) разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец - «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» .

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща-ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось .

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа-ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав-ления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре - все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств , которая нашла наиболее яркое выражение в и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII -1-й половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии".

Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов. Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Романтизм никогда не был ясно очерченной программой или стилем; это широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты.

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х гг. XIX в., был явлением исторически новым, но обнаруживал связи с классикой. Музыка овладевала новыми средствами, позволявшими выразить как силу, так и тонкость эмоциональной жизни человека, лиризм. Эти устремления роднили многих музыкантов второй половины XVIII в. литературным движением «Бури и натиска».

Музыкальный романтизм исторически был подготовлен предшествовавшим ему литературным романтизмом. В Германии - у «иенских» и «гейдельбергских» романтиков, в Англии – у поэтов «озерной» школы. Далее музыкальный романтизм испытал значительное влияние таких писателей как Гейне, Байрон, Ламартин, Гюго, Мицкевич.

К важнейшим сферам творчества музыкального романтизма относятся:

    лирика – имеет первостепенное значение. В иерархии искусств музыке отводилось самое почетное место, так как в музыке царит чувство и поэтому в ней находит свою высшую цель творчество художника-романтика. Следовательно, музыка – это и есть лирика, она позволяет человеку слиться с «душой мира», музыка – антипод прозаической реальности, она – голос сердца.

    фантастика – выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства, свобода познания, устремление в мир странного, чудесного, неизведанного.

    народное и национально-самобытное – стремление воссоздать в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность; интерес к истории, фольклору, культ природы (первозданность). Природа – прибежище от бед цивилизации, она утешает мятущегося человека. Характерен большой вклад в собирание фольклора, а также общее стремление к верной передаче народно-национального художественного стиля («локального колорита») – это общая черта музыкального романтизма разных стран и школ.

    характерное – странное, эксцентричное, карикатурное. Обозначить его – прорваться сквозь нивелирующую серую пелену ординарного восприятия и прикоснуться к пестрой бурлящей жизни.

Романтизм усматривает во всех видах искусства единый смысл и цель – слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобретает идея синтеза искусств.

«Эстетика одного искусства – есть эстетика другого», - говорил Р. Шуман. Соединение различных материалов увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В глубоком и органичном слиянии с живописью, поэзией и театром для искусства открылись новые возможности. В области инструментальной музыки большое значение приобрел принцип программности, т.е. включение в композиторский замысел и процесс восприятия музыки литературных и других ассоциаций.

Романтизм особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии (Ф.Шуберт, Э.Т.А.Гофман, К.М.Вебер, Л.Шпор), далее – Лейпцигская школа (Ф.Мендельсон-Бартольди и Р.Шуман). Во второй половине XIX в. – Р.Вагнер, И.Брамс, А.Брукнер, Х.Вольф. Во Франции – Г.Берлиоз; в Италии – Дж.Россини, Дж.Верди. Общеевропейское значение имеют – Ф.Шопен, Ф.Лист, Дж.Мейербер, Н.Паганини.

Роль миниатюры и крупной одночастной формы; новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств в области мелодики, гармонии, ритмики, фактуры, инструментовки; обновление и развитие классических закономерностей формы, разработка новых композиционных принципов.

В начале ХХ века поздний романтизм обнаруживает гипертрофию субъективного начала. Романтические тенденции проявились также и в творчестве композиторов ХХ в. (Д.Шостакович, С.Прокофьев, П.Хиндемит, Б.Бриттен, Б.Барток и др.).

Презентация «Музыкальное искусство эпохи романтизма» продолжает тему Эта запись на блоге познакомила с основными чертами стиля. Презентация, посвящённая музыке романтизма, не только богата иллюстративным материалом, но содержит также аудио- и видео- примеры. К сожалению, услышать музыку, пройдя по ссылкам, можно только в программе PowerPoint.

Музыкальное искусство эпохи романтизма

Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.

«В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Сфера его, как мы сказали, – вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная жизнь души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». В.Г. Белинский

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма. Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман , жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.

Музыкальные инструменты эпохи романтизма

Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.

Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.

На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.

«Обновлённые инструменты несказанно расширили рамки оркестровой выразительности, позволили обогатить колористическую палитру оркестра и ансамбля неведомыми ранее тембрами, техническим блеском и мощной роскошью звучности. А в сольных пьесах, концертах, фантазиях они могли поражать слушателей небывалой, подчас акробатической виртуозностью и утрированной чувственностью, придавая исполнителям-концертантам черты демонические и властные». В.В. Березин

Жанры в музыке романтизма

Наряду с популярными жанрами, существовавшими в предшествующую эпоху, в романтической музыке появляются новые, такие как ноктюрн, прелюдия (ставшая вполне самостоятельным произведением (вспомним восхитительные прелюдии Фредерика Шопена ), баллада, экспромт, музыкальная миниатюра, песня (Франц Шуберт сочинил их около шестисот), симфоническая поэма . В этих произведениях композитор-романтик мог выразить тончайшие оттенки душевных переживаний. Именно романтики, стремясь к конкретности музыкальных идей, пришли к созданию программных сочинений. Эти творения часто вдохновлялись произведениями литературы, живописи, скульптуры. Ярчайшим примером таких творений являются сочинения Ференца Листа , вдохновлённые образами, Данте, Микеланджело, Петрарки, Гёте.

Композиторы-романтики

Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.

Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма . Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!

Как всегда, предлагаю список литературы . Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть третья. Музыка, театр, кино.– М.: Аванта+, 2001.
  • Энциклопедический словарь юного музыканта. ‒ М.: «Педагогика», 1985.
  • Музыкальный энциклопедический словарь. ‒ М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  • Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. ‒ СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Залесская М.К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. ‒ М.: Вече, 2014.
  • Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. ‒ М.: ФАИР_ПРЕСС, 2000.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Роллан Р. Жизни великих людей. ‒ М.: Известия, 1992.
  • Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999.
  • Тибальди-Кьеза М. Паганини. ‒ М.: Мол. Гвардия, 1981

Удачи!

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Романтизм в музыке".

План

1. Введение.

2. Характерные черты эпохи романтизма в музыке.

3. География музыки романтизма.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Романтизм - новое художественное течение XIX века. Он явился на смену классицизму, и его признаки начали проявляться уже в конце XVIII века. Родина романтизма - Германия, но он быстро распространился и проник в другие европейские страны, а также Россию и Америку. Сам термин «романтизм» появился сначала в литературе, благодаря деятельности немецкого писателя Новалиса (1772 - 1801). В музыку его ввёл Э.Т. А. Гофман (1776 - 1882). Романтизм развивался в борьбе и одновременно в тесном взаимодействии со своими предшественниками - классицизмом и сентиментализмом. В недрах этих литературных направлений он и зародился. Писатели-классики были убеждены, что исполнить свой гражданский долг может лишь тот, кто ясно его сознаёт, кто способен рассудком обуздать свои страсти - личные интересы и стремления. Но таков, полагали они, удел лишь немногих, «благородных» людей, главным образом дворян. Они должны были готовы бескорыстно, жертвенно, служить отечеству. Гражданский долг, по их мнению, состоит, прежде всего, из дворянской чести и добродетели.

Романтики стремились к романтизации всего окружающего, всех жизненных явлений. Некоторые принципы они переняли от предыдущей эпохи классицизма, однако сама суть романтизма состоит в протесте против установок Просвещения, разочарования в них. Представители романтизма не могли принять культ разума, рационализма, логики и практицизма. Для них были важны душа и индивидуальность человека, его чувства.

Оригинальность романтизма состоит также и в том, что они не стремились к чёткому подразделению искусства на виды и жанры. Им импонировала идея синтеза искусств, и они успешно воплощали её. Романтизм относится к одной из самых интересных и плодотворных культурных эпох.

2. Характерные черты эпохи романтизма в музыке.

Более ста лет царствовал в музыкальной культуре романтизм (1800 - 1910). Именно в этом искусстве он оказался долгожителем, в то время как в литературе и живописи он смог продержаться только по пятьдесят лет. Это нельзя назвать случайностью. В понимании романтиков музыка является самым духовным искусством и обладает наибольшей свободой. Одной из главнейших черт музыки эпохи романтизма следует назвать её синтезирование с другими видами искусства. Более того, романтики не были сторонниками строгого и чёткого жанрового подразделения.

Смешивались и эстетические категории. Трагизм легко уживался с комизмом; уродливое с прекрасным; приземлённое с возвышенным. Такие контрасты не выглядели неубедительными или неестественными. Главнейший художественный приём - романтическая ирония - позволяла соединять несоединимое. Благодаря ей возникала и особая картина мира, присущая романтизму.

Несмотря на тенденцию к смешению жанров, многие из них, разумеется, имели право на самостоятельное существование и сумели существенно развиться в этот период; возникли и специфические жанры. В первую очередь, это жанр романтической музыкальной поэмы и баллады (ярчайший представитель - Ф. Шуберт); песни; фортепианные миниатюры.

О фортепианной миниатюре следует сказать особо. Она была предназначена для того чтобы передать какой-то образ, впечатливший автора, или его настроение. Фортепианная миниатюра могла иметь жанровое уточнение: вальс, песня, песня без слов, мазурка, ноктюрн. Часто обращались композиторы к программной музыке, объединяли свои произведения в циклы.

Характерным для эпохи романтизма является известный фортепианный цикл Р. Шумана «Карнавал», отражающий свободный характер эстетики романтизма. «Карнавал» содержит двадцать один номер. Это сменяющие друг друга зарисовки, отличающиеся друг от друга настроением, картинками, портретами, но многие из них объединены единым сюжетом. Композитор рисует воображаемый праздник, на который приглашены гости-маски. Среди них привычные карнавальные персонажи - робкий Пьеро, озорной Арлекин, ворчащие друг на друга Коломбина и Панталоне (всё это великолепно передано музыкальными средствами).

«Карнавал» таит в себе очень оригинальный замысел. Сам композитор назвал свой цикл «миниатюрными сценами на 4-х нотах», так как вся мелодика строится на них. Четыре ноты композитор взял в различных последовательностях и комбинациях и в результате они образовали подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы.

С точки зрения композиции, «Карнавал» демонстрирует высшую степень композиторского мастерства. Все песни цикла отличает совершенство отделки, блеск и виртуозность. В целом весь цикл являет пример гармоничного сочетания и цельности.

Если говорить о программной музыке более подробно, то здесь можно выделить такую черту, как соединение с другими жанрами: литературой, живописью. Форма сочинения становится зависимой от сюжета. В связи с этим возникают симфонические поэмы, одночастные концерты и сонаты; многочастные симфонии. Таким образом, в эпоху романтизма развивалась и камерная вокальная музыка, и камерная инструментальная.

Особенной стала и опера в этот период. Она начинает тяготеть к симфонизму; в ней присутствует тесная и оправданная связь между текстом и музыкой; равноправное с ними значение было и у сценического действия.

У романтиков были излюбленные темы. Сюжеты в большинстве своём строились на теме одиночества и любви, ведь в центре эстетики романтизма стояла гордая и одинокая личность, в душе которой бушевали сильные страсти. Романтический герой всегда был противопоставлен обществу, всему миру. Поэтому вполне логично, что в период романтизма авторы обращались к темам, близким к образу такого героя: теме смерти, теме дороги и странствий, теме природы. В романтических произведениях немало места отводилось элементам фантастики, вторгающейся в скучный материальный мир.

У композиторов, творивших в эпоху романтизма, был собственный музыкальный язык. Они большое внимание уделяли мелодике, подчёркиванию смысла слова, художественной выразительности (последнее замечание касается и аккомпанемента).

Заметно преобразовалась и обогатилась гармония. Посредством гармонии передавались страсти, томление, контрастность настроений, напряжённость, фантастическое начало произведений. Таким образом, мелодия, фактура и гармония уравнялись в своей значимости.

Итак, основными чертами музыки эпохи романтизма можно назвать синтез искусств и жанров; особую выразительность и тесную взаимосвязь мелодии, аккомпанемента и гармонии; контрастность; фантастичность; повышенную эмоциональность и экспрессию.

3. География музыки романтизма.

Романтизм охватил довольно широкое пространство: от Европы и России до Америки, и везде его развитие осуществлялось специфически. В Европе музыкальное искусство в данный период в некоторых странах имело как культурную общность, так и различия. Так, например, музыка Австрии и Германии развивалась примерно в одном направлении. На музыкальный романтизм этих стран влияла Венская музыкальная школа, мощно проявившая себя литература. Сближал их и общий язык. Немецко-австрийский романтизм отличался не только передовыми произведениями разных жанров, но и активным просветительством. Определяющей чертой немецкого и австрийского романтизма становится песенность.

Романтизм в Польше - это сочетание вокальности и инструментальности - характерная черта польской народной музыки. Так, в интонациях Ф. Шопена вполне отчётливо слышны отзвуки эпического жанра польской народной музыки - польской думы. Данный жанр в зрелый период его развития характеризуется медленным эпическим запевом, нередко скорбного оттенка. И последующими драматически-напряжёнными эпизодами, чередующимися с возвращением мелодии начального запева. Не подлежит сомнению, что именно западнославянские думы послужили прообразом шопеновских баллад и близких к ним сочинений. Таким образом, в основе польского романтизма лежит народное искусство.

Итальянский романтизм - это небывалый расцвет оперного искусства; взлёт «бель канто». Таким образом, опера Италии стала ведущей в этом направлении во всём мире. Во Франции также опера приобретает одно из ведущих значений. В этом большая заслуга принадлежит Г. Берлиозу (1803 - 1869), являющегося создателем такого интересного явления, как комическая опера, отразившей непосредственно национальную специфику этой страны.

В России романтизм развивался под воздействием идей декабристов, Великой Французской революции, войны с Наполеоном 1812 года, то есть был связан с глобальными социальными событиями. Принципы гражданства, служения родине перенеслись и в музыкальное искусство, в котором отчётливо звучала мысль о национальном сознании. Таким образом, музыкальный романтизм всех стран объединяли общие черты: стремление к высокой духовности, мечты о прекрасном, отображение чувственной сферы человека.

4. Великие композиторы и музыканты эпохи романтизма.

Романтизм даровал музыкальной культуре множество великолепных композиторов: Ф. Лист (1811 - 1886, Венгрия), Р. Шуман (1810 - 1856, Германия), Ф. Шуберт (1797 - 1828, Австрия), К. Вебер (1786 - 1826, Германия), Р. Вагнер (1813 - 1883, Германия), Ж. Бизе (1838 - 1875, Франция), Н. Паганини (1782 - 1840, Италия), Э. Григ (1843 - 1907, Норвегия), Дж. Верди (1813 - 1901, Италия), Ф. Шопен (1810 - 1849), Л. ван Бетховен (последний этап творчества, Германия) и др. Кратко охарактеризуем творчество некоторых из них.

Ференц Лист, подобно В.А. Моцарту, был юным виртуозом и очень рано заставил говорить о себе Европу, выступая перед публикой как пианист. Столь же рано проявился и его дар композитора. Впоследствии Ф. Лист сочетал гастрольную и композиторскую деятельность. Он также делал переложения для фортепиано симфонической музыки, и его по праву можно считать великим просветителем.

Авторским сочинениям Ф. Листа свойственны виртуозность и глубина, экспрессия и неистовость. Таковы его знаменитые циклические произведения: «Годы странствий», «Этюды трансцендентного исполнения», «Большие этюды по каприсам Паганини», «Венгерские рапсодии». Ф. Лист внёс огромный вклад в популяризацию и развитие венгерской музыкальной культуры.

Франц Шуберт считается первым композитором эпохи романтизма, причисленного к рангу великих композиторов. Его музыка чиста, радостна, поэтична и в то же время - грусть, холодность, отчаяние. Как это присуще романтикам, музыка Ф. Шуберта контрастна, но она поражает своей свободой и непринуждённостью, красотой мелодий.

Ф. Шуберт написал огромное количество песен, являющихся истинными шедеврами. Особенно это касается произведений, написанных на стихи В.И. Гёте («Лесной царь», «Гретхен за прялкой») и многие другие.

Композитор творил и в других жанрах: оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения. И всё же в первую очередь имя Ф. Шуберта ассоциируется с его песнями и различными циклами: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песня».

Французский композитор Жорж Бизе вошёл в историю мировой культуры, как автор непревзойдённой оперы «Кармен». Уже в десятилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории. Юный композитор в начале своего творческого пути пробовал себя в разных жанрах, но его истинной страстью стала опера. Кроме «Кармен», он написал такие оперы, как «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле». Выделяется также написанная им к драме А. Доде музыка с одноимённым названием «Арлезианка». Ж. Бизе по праву считается выдающимся композитором Франции.

Эдвард Григ - самый известный композитор Норвегии, один из символов этой страны. Его музыка - это самобытное и оригинальное явление, демонстрирующая неповторимую индивидуальность творческого мышления этого композитора. Произведения Э. Грига, среди которых «Фортепианный концерт», романсы, «Лирические пьесы», «Вторая скрипичная соната» и, конечно, «Пер Гюнт» - музыка к пьесе Г. Ибсена - сделались достоянием не только норвежской, но и мировой музыки.

Одним из олицетворений романтизма является итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини. Самые точные определения его искусству - яркость, блеск, неистовство, бунтарство. Он писал виртуозные и страстные произведения, которые и сегодня присутствуют в репертуаре известных скрипачей. Речь идёт о Первом и Втором скрипичных концертах, «24 каприччи», «Венецианский карнавал» и «Вечное движение». Кроме того, Н. Паганини был великолепным импровизатором и делал переложения-вариации фрагментов опер для скрипки-соло. Он явился вдохновителем для многих деятелей эпохи романтизма.

Говоря о музыке выдающегося польского композитора Фридерика Шопена (1810 - 1849), прежде всего, стоит сказать о том, что это - «душа польского народа», которая нашла разнообразное выражение в искусстве Шопена. В его музыке есть страницы эпического величия, героического подъёма. В трагедийных эпизодах музыки Шопена слышится скорбь мужественного сердца. Искусство Шопена - это глубоко народное искусство художника-патриота, художника-гуманиста, одушевлённого передовыми идеалами той эпохи, в которую ему пришлось жить и творить.

Деятельность Шопена-композитора началась с сочинения польских бытовых танцев (мазурка, полонез, вальс). Обращался он и к ноктюрнам. Революционными для фортепианной музыки оказались его «Баллада соль минор», «Скерцо си минор» «Этюд до минор». Этюды и прелюдии Ф. Шопена (наравне с этюдами Ф. Листа) - это вершина фортепианной техники эпохи романтизма.

Романтизм очень хорошо прижился на русской почве. Новое мироощущение нашло отклик в умах и душах интеллигенции. Его концепция сопротивления злу, которое охватило весь мир, оказалась очень близка русскому искусству и литературе.

Одним из проявлений романтизма была русская романтическая проза. Возникшая в первой половине XIX века, она сама по себе сделалась явлением уникальным и. Представленная именами не только великих русских писателей, но и авторов второго ряда. Некоторые произведения этих авторов отчётливо демонстрируют тяготение к фантастике, необычной и ирреальной атмосфере, волшебному повороту сюжета, странным героям. В этих произведениях ощущается гофмановский след, но преломлённый через русскую действительность. Как и в Германии, русская музыка этого периода была тесно связана с литературой. Это видно на примере творчества В.Ф. Одоевского (1804 - 1869), который преуспел в обеих сферах.

В целом, романтическая эпоха выдала целую плеяду выдающихся композиторов. Это П. И. Чайковский (1840 - 1893), А. А. Алябьев (1787 - 1851), А.П. Бородин (1833 - 1887), М. И. Глинка (1804 - 1857), А. С. Даргомыжский (1813 - 1869), М.П. Мусоргский (1839 - 1881), М. А. Балакирев (1837 - 1910), Н. А. Римский-Корсаков (1844 - 1908) , А. Н. Скрябин (1872 - 1915), Ц.А. Кюи (1835 - 1915), С.В. Рахманинов (1873 - 1943). Разумеется, большинство перечисленных композиторов являлись только лишь романтиками. Они внесли огромный вклад в развитие реализма в русской культуре, но определённые периоды их творчества пришлись на этап романтизма.

Выразителем русской идеи в музыке явился М.И. Глинка. Его появление в русской музыкальной культуре заставило пойти её по иному пути. В своём творчестве он сумел объединить европейские и русские национальные традиции. Романтический период творчества М.И. Глинки - это прекрасные, наполненные гармонией, лиризмом и страстностью романсы, совершенные по форме и содержанию.

Кроме деятельности композиторов, огромную роль в этот период играли творческие объединения. Это вообще было время больших и значительных перемен для России, в том числе, и в музыкальной жизни. Происходит развитие науки и литературы, которое увлекает за собой русское искусство. Лучшие его представители начинают осознавать большую общественную силу искусства. Итак, веяния времени захватывают и музыку, увеличивается влияние на неё литературы и, как следствие, их взаимодействие. Расширяются рамки её взаимоотношений и с другими видами искусства, возникают различные музыкальные сообщества: кружок Даргомыжского, кружок Рубинштейна, кружок Беляева и, наконец, музыкальное сообщество Балакирева, получившее название «Могучая кучка».

Выражение «Могучая кучка» ввёл в обиход критик В.В. Стасов (1824 - 1906). Это выражение-оксюморон стало впоследствии крылатым, и его стали повторять и в уважительном, и в ироническом контексте, имея в виду музыкантов, сгруппировавшихся вокруг М.А. Балакирева.

Прежде всего, они стремились возродить интерес к русскому народному творчеству. Придавая огромное значение национальному своеобразию музыки, они справедливо считали, что достичь его можно только в том случае, если композитор обращается к народно-песенным истокам. Тот, кто воспитан лишь на салонных сочинениях, даже самых лучших, не сможет создать ничего стоящего. До сих пор, полагали члены балакиревского кружка, профессиональная музыка, за редкими исключениями (имеется в виду М.И. Глинка, 1804 - 1857) была далека от народного творчества. В понимании же «кучкистов», композитор обязан проникнуться духом народной музыки. Таким образом, русский романтизм - это русское национальное искусство.

5. Заключение.

Новый, романтический взгляд на мир в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков. В романтизме обыденный мир соседствует с миром фантастическим, куда драматический герой бежит, надеясь уйти от обыденности. Романтики считали, что искусство едино; особенно же близки поэзия и музыка. Музыка способна «пересказать» мысль поэта, нарисовать образ литературного героя, а поэзия довольно часто поражает своей музыкальностью. Веяние нового искусства отразилось и в творчестве великих композиторов-романтиков.

Музыкальный романтизм имел своих героев, свою тематику, собственные эстетические принципы и художественный язык. Его целью была свободная форма, не ограниченная жанровыми или видовыми рамками. Музыкальный романтизм просуществовал очень долго и принёс богатейшие плоды.

Тем не менее, наступил момент и его кризиса. Это произошло в тот момент, когда приближение ХХ века с его своеобразными тенденциями стало разрушать идеалы романтизма. И хотя в конечном итоге ему на смену пришёл модернизм, романтизм не канул в вечность, и его традиции продолжили жить и в искусстве нового века и даже в нашей современности.

6. Список литературы.

1. Белоусова С.С. Романтизм. - М.: Росмэн, 2004. - 115 с.

2. Галацкая В.С. Немецкий композитор Роберт Шуман/В.С. Галацкая. - М.: Знание, 1956. - 33 с.

3. Гордеева Е.М. Могучая кучка/Е.М. Гордеева. - М.: Музыка. - 270 с.

4. Соловцов А.А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. - Государственное музыкальное издательство/А.А. Соловцов. - Москва, 1960. - 504 с.

Музыка эпохи романтизма, наверное, самая популярная в современном обществе стилевая модель. Романтизм, понимаемый как эпоха, обозначается сменой доминанты в художественном сознании и, следовательно, в системе искусств. Романтизм - понятие, предложенное поэтами так называемой иенской школы, считающимися его основоположниками (Л. Тик и Новалис).

Именно поэзия в сочетании с музыкой способствует становлению новых регламентов отношений людей к миру и друг другу. Главным отличием от предыдущей эпохи служит новый облик общественно значимых ритуалов: салонное музицирование приобретает вид специфического интимно-лирического концерта. Романтический музыкант становится предметом общественного культа, персонажем и героем некоей драмы жизни: вытесняя из культа фигуру венценосного и богоравного императора, короля, он сам становится "помазанником" божьим. Романтическая песня - самый важный для характеристики стиля жанр, ей отдают дань все композиторы-романтики (кроме Ф. Шопена), сочиняя сотни произведений. Необычайно популярным становится переложение песен для фортепиано, претворяющее традицию вариаций на популярные оперные темы прошлого столетия.

Жанр "песни без слов" - своеобразной аранжировки несуществующего песенного текста - чрезвычайно привлекает слушателей сочетанием виртуозного владения инструментом и лирико-психологической глубины музыки. Наивысшим выражением этой тенденции является рождение нового жанра - собственно лирической миниатюры, связанной прежде всего с роялем. Особую ветвь этой жанровой сферы создает бытовая танцевальная музыка, все время балансирующая на грани прикладного танца, аранжировки популярных образцов и собственно лирико-исповедальной миниатюры (множество примеров в творчестве Шопена, Шумана, Брамса, Грига, Чайковского). Знаковым танцем эпохи становится вальс (пришедший на смену менуэту).

Немаловажное значение в романтическую эпоху приобретают так называемые дидактические жанры, особенно виртуозные этюды.

Строительство публичных концертных залов стимулирует развитие симфонических концертных жанров, направление которым задано Л. Бетховеном, - ярко драматургичная и внутренне глубоко литературно-программная симфония, симфоническая поэма и симфонизированный концерт.

В целом можно сказать, что система музыкальных жанров преобразуется достаточно принципиально как по содержанию, так и по значению, восприятию их обществом.

Жанр песни в Западной Европе и России

Поэзия - звучащее искусство. Публичное чтение стихов в салонах, гостиных и просто в интимном быту составляет ее живое существование. Мода на чтение стихов в салоне рождает особый жанр: декламация под музыкальное сопровождение фортепиано получает наименование мелодекламация.

Отсюда совершенно очевидна логика возникновения и тотального распространения жанра романтической песни как интонационного воплощения поэзии. Именно музыка через песню позволяет реконструировать представление об интонационных формах чтения: определенная роль здесь принадлежит повествовательной - "нарративной" - декламации. Но музыкальным "открытием" романтизма является экспрессивная эмфатическая интонация. Именно она определяет интонационный пласт песенного романтического стиля, культивирующего ариозо. Этот вид вокалистики представляет сочетание гибкости речитатива с красотой и выразительностью кантилены, достигнутых в опере барокко и особенно классицизма (в комическом жанре).

Знаковой темой романтической поэзии становится, конечно, тема любви. Любовные признания - лирические дифирамбы - чрезвычайно многолики не только в песнях, но и во всех инструментальных жанрах романтизма.

Первым и самым плодовитым романтическим композитором в жанре песни является Франц Шуберт. За свою короткую жизнь (1797-1828) он написал более 600 песен. Слава его в этом жанре началась с баллады "Лесной царь" на стихи И. Гете (1816). Это песня-монолог-сцена с контрастными эпизодами, представляющими разных персонажей. Ее главный образ - символическая фигура смерти - займет особое место в вокальной музыке романтиков.

Шуберт использовал в своих песнях тексты около сотни поэтов.

В атмосфере серьезных поэтических интересов рождается цикл "Прекрасная мельничиха" на стихи немецкого поэта В. Мюллера (1823). В ряде песен возникает сюжет своеобразной поэтической новеллы о любви подмастерья к мельничихе: от первых наивных восторгов через боль измены и разлуки к светло-печальному смирению.

Жизнь, полная тяжкого изнурительного труда и беспросветной нищеты, приводит Шуберта к настроениям тоски и одиночества, отразившимся в его позднем цикле также на стихи В. Мюллера "Зимний путь" (1827). Его жизнь всегда была тяжелой, его музыка всегда была светлой и радостной. Теперь он тоскует и пишет о страдании одиночества и становится еще более романтиком, для которого исповедь душевной боли - одна из главных тем. Трагическим является последний цикл "Лебединая песня" (1828) на тексты шести стихотворений Г. Гейне, а также поэтов Л. Релыптаба и А. Зейдля.

И еще важное открытие Шуберта, подхваченное всеми романтиками, - песенная природа музыки во всех жанрах. Он обрабатывает свои собственные песни в инструментальные формы - квартет с-то, во второй части которого варьируется тема песни "Смерть и девушка", фортепианный квинтет "Форель" (в четвертой части вариации на тему одноименной песни), фортепианная фантазия на тему песни "Скиталец". Но песней проникнуты и его симфонии, в которых звучит личная поэтическая интонация, выражающая отношение к миру человека новой эпохи. Значительное место в песенном творчестве Шуберта занимают образы природы, находя отражение и в инструментальных сочинениях. И это становится манифестом композиторов-романтиков, раскрывающих порывы души через метафоры пейзажей, цветов, природных стихий.

Песенное творчество Роберта Шумана (1810-1856) - самого страстного и трепетного из романтиков - занимает центральное место в вокальной лирике XIX в. Его творческая карьера поначалу связана с фортепианной музыкой: он мечтал сам быть концертирующим виртуозом и в середине 1830-х гг. создает свои бессмертные фортепианные шедевры - "Симфонические этюды", "Карнавал", Фантазию C-dur, "Крейслериану". С 1840 г. начинается его поворот к песенному жанру - только за этот год он написал 134 песни, среди которых знаменитые циклы "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне, "Любовь и жизнь женщины" на стихи А. фон Шамиссо и "Мирты" на стихи разных поэтов. В них он развивает шубертовскую песенную традицию, но создает неповторимый стиль, основой которого является тонкость и глубина проникновения в смысл поэтического текста.

Именно в песенном творчестве Шумана проступает интонационная форма романтической декламации стиха, театрально яркая и интимно лирическая. Огромная роль принадлежит фортепианной партии, которую трудно назвать аккомпанементом - богатая гармония, изобретательная фактура создают яркий образ, раскрывающий эмоциональный подтекст стиха.

В цикле "Любовь поэта" Шуман использует стихотворения Гейне из "Лирического интермеццо", но не все - композитор отбирает их так, чтобы, как у Шуберта, создать трагическую историю любви.

Самая, наверное, знаменитая песня цикла - "Я не сержусь". Ее стоит слушать только на языке оригинала, чтобы проникнуться удивлением мастерству композитора, "выговаривающего" слова смятенного прощения с болью, восторгом, кротостью.

Аналогичная красота певучих интонаций и экспрессивного декламационного монолога отличает песню "Милый друг, смущен ты тем, что плачу я" из цикла "Любовь и жизнь женщины". Если поэзия Гейне прекрасна, то Шамиссо не принадлежит к числу первоклассных поэтов. Шуман обессмертил его поэтические творения своим необыкновенным даром слышать тончайшие эмоциональные оттенки произнесения незамысловатого текста.

У Шумана необыкновенно притягательны тихие, возвышенно мечтательные дифирамбы - песни "Как ландыш ты прекрасна" и "Лотос" на стихи Гейне из цикла "Мирты", "Тихие слезы" на стихи Ю. Кернера из опуса 35 (1840). Восторженные же, порывистые любовные признания, так свойственные Шуману в фортепианной музыке, представляют другой полюс любовных чувств. Прекрасным примером является известное "Посвящение" на слова Ф. Рюккерта из цикла "Мирты", который целиком посвящен "моей любимой невесте".

История романтической песни - неохватная тема. Немецкие композиторы обладали каким-то особым интонационным слухом и чутьем в воплощении поэзии. Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Вольф, Малер - эти имена сегодня входят в мировую сокровищницу вокального репертуара. Их песенное наследие, которое для романтических школ Западной Европы и России было эталоном любви к поэзии и тонкости ее слышания, не померкло и спустя столетия.

И русские композиторы, восхищаясь Гете, Гейне, писали свои вокальные произведения на их тексты в русских переводах Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Фета. Сравнение композиций на один текст представляет увлекательную перспективу для самостоятельной работы. Вообще, песенный жанр чрезвычайно популярен в России, хотя и представляет собой специфическую разновидность, называемую "романсом". Различия между песней и романсом чрезвычайно тонкие, их надо искать в национальной музыкальной стилистике, и вообще в мелодике интонации русской речи. Михаил Иванович Глинка (1804-1857), создатель русской национальной оперы, имел необычайно тонкий слух, хороший голос и явился основоположником классического романса, романтического по своему существу. Один из его первых романсов "Не искушай" оказался подлинным шедевром вокальной лирики. Чувствительный, романтически настроенный Глинка увлекается поэзией В. Жуковского, трогавшей его "до слез". И конечно, восхищается поэзией А. Пушкина, на стихи которого написал несколько великолепных романсов. Один из них - "Не пой, красавица, при мне" - на мелодию грузинской народной песни, привезенной в 1828 г. с Кавказа А. Грибоедовым. Тонкое воплощение декламации отличает и миниатюрный романс "Мери" - образец юношеского любовного дифирамба. Любовь движет чувствами и помыслами: своей ученице К. Колковской Глинка посвящает чудный, полный печальной меланхолии и нежности романс "Сомнение". Влюбившись в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны Керн, знаменитой "адресатки" пушкинского стихотворения "Я помню чудное мгновенье", Глинка пишет свой бессмертный шедевр на этот текст. Здесь мастерство и вдохновение композитора сливаются в удивительной гармонии - композиторы редко способны создать адекватное воплощение гениального стиха.

Романсы пишут многие русские композиторы - мода на поэзию в России так же распространена, как и в Западной Европе. Здесь есть свои национальные достижения, среди которых надо, конечно, упомянуть Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869) и Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881).

Произведения Даргомыжского на стихи Лермонтова "И скучно, и грустно", "Мне грустно" представляют лирические монологи с выразительными деталями воплощения речевой интонации. Совершенно новой для жанра является язвительная социальная сатира, в которой проявляется основной принцип композитора, говорящего: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды".

Мусоргский, тяготевший к реалистическому отражению образов из народной жизни, писал на собственные тексты, стихи Н. Некрасова, А. Островского ("Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Еремушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист"). Его песни были своеобразными "эскизами" к операм, которые стали совершенно новым словом в оперном жанре, театре музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина"). В 1870-е гг. созданы вокальные циклы "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-1877), а также "Детская" на собственные слова (1872). Музыкальный язык Мусоргского поразил воображение многих композиторов XX в. - настолько новыми были образы, потребовавшие новых средств музыкального выражения.

Вершиной романтической песни в русской музыке является творчество Петра Ильича Чайковского (1840-1893).

В романсах Чайковского проявляется его удивительный дар мелодической выразительности и красоты. Его ариозный стиль индивидуален и неповторим - стоит прозвучать "трем нотам", как мы безошибочно определяем автора, однако его выбор поэтических текстов как будто невзыскателен (что неоднократно отмечалось в критической литературе), хотя Чайковский тонко чувствовал музыкальную природу стихов Пушкина, Фета, писал об этом. Основная тема - любовная лирика, оригинальные и переводные стихи А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Л.А. Мея. "Ни слова, о, друг мой", "Нет, только тот, кто знал", "Уноси мое сердце" и другие замечательные образцы раннего творчества подготавливают лирику оперы "Евгений Онегин". В конце 1870-х гг. появляются страстные восторженные вокальные зарисовки - "Благословляю вас, леса", "День ли царит". "Средь шумного бала" на слова А. Толстого - выдающийся опыт русской вокальной лирики, образец женского портрета в ритме вальса и тонкой поэтической мечтательности. Прелестным романсом на стихи К. Р. (Константина Романова) "Растворил я окно" восхищается не одно поколение исполнителей и слушателей. Романсы последнего опуса (1893) на слова Д. Ратгауза - "Мы сидели с тобой", "Закатилось солнце", "В эту лунную ночь", "Средь мрачных дней", "Снова, как прежде, один" - отражают темы скорби, тоски и печали, свойственные последней Шестой симфонии с ее трагической темой жизни, судьбы и смерти.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней