Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Написать очерк о человеке хорошо знаешь. Пример очерка

Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

Сначала сосредоточьтесь и подумайте про кого вы хотите написать. Во время обдумывания постарайтесь мысленно визуализировать вашу жизнь с этим человеком. Подумайте о плохих и хороших временах, которые вам пришлось пережить вместе. После этого, обязательно подумайте о трех качествах, которые вам запомнились больше всего в этом человеке.

Рекомендации к формату введения: а) Напишите 2-3 общих предложения о том, кем вам приходится тот человек, о котором вы пишете (друг, родственник, родитель, учитель, одноклассник и т.д.). б) Напишите пару предложений, которые плавно подведут вашего читателя к конкретной личности, о которой вы собираетесь писать. в) Напишите одно предложение, в котором будут четко определены три качества, которые сделали этого человека незабываемым для вас и повлияли на вашу жизнь. Пример введения взятый из работы студента: маленькие буквы это указатели, так что мой читатель может видеть, как вышеперечисленные части раздела соединены в одно целое и образуют абзац. Используйте эти буквы для самоконтроля в каждом абзаце. (а) У каждого человека есть родственник, который повлиял на его или ее жизнь. Этот родственник может быть родителем, тетей или дядей, бабушкой или дедушкой, кузеном или кузиной, родным братом или сестрой или кем-то еще. Этот родственник может быть тем, кто является для кого-то примером для подражания в настоящий момент, или являлся таковым много лет назад. В любом случае, тот, кого мы ставим себе в пример, не может быть забыт. (б) Моим самым лучшим примером для подражания всегда была и остается до сих пор - моя мама. Мама учила меня и продолжает учить всему, что я теперь знаю и, что я хочу передать моим детям когда-нибудь. (в) Мама стала для меня примером, потому что она сильная, полна веры и всегда встает на защиту тех, кого любит.

Формат первого абзаца: а) Напишите где-то 2-3 предложения, которые поясняют вашу первую характеристику/качество, которое вы указали в последнем предложении (под буквой «в» в вашем введении). Расскажите читателю, почему тот человек, о котором вы пишите, подходит под это качество. б) Напишите 3-4 предложения, в которых дан четкий и яркий пример, показывающий читателю, каким образом этот человек подходит под это качество. Пример должен представлять собой фрагмент из вашей жизни с этим человеком. в) Напишите одно заключительное предложение в конце абзаца. Пример первого абзаца студента: (а) В первую очередь, моя мама очень сильная. Говоря это, я имею в виду, что она сильная духом. Мама никогда не сдается, какое бы испытание не выпадало на ее долю. Насколько тяжелым бы ни было испытание – мама всегда выкладывается на 110% и идет до конца. И я люблю ее за это благородное качество. (б) Например, после того как мой отец оставил маму, меня и мою сестру ради другой женщины, он забрал с собой все, в том числе, и наш дом. Хотя отец оставил нас ни с чем, мама смотрела на это с другой стороны; она всегда говорила и говорит сейчас, что наш отец оставил ей с самое прекрасное, что может быть – меня и мою сестру. Она никогда не сдавалась, она работала и создавала все условия, чтобы мы могли ходить в школу, поддерживала нас при поисках подработки, и никогда не жаловалась. Мама была сильной женщиной и продолжает оставаться такой. Теперь у нее есть свой дом, и она ни от кого не зависит. (в) Внутренняя сила моей матери это та черта, которую я хочу унаследовать и передать своим детям.

Формат/рекомендация для написания второго абзаца: а) Используя переходную фразу, напишите 2-3 предложения, которые поясняют следующее качество, которое вы указали во введении (под буквой «в»). Также как и в первом абзаце опишите, каким образом этот человек подходит под это качество. б) Напишите 3-4 предложения, в которых описан четкий, яркий и показательный пример проявления этого качества. Опять же, этот пример должен быть из вашей жизни с этим человеком. в) Напишите одно заключительное предложение в конце абзаца. Пример второго абзаца студента: (а) Еще одно качество моей матери это то, что она защищает тех, кого любит, особенно меня и мою сестру. Моя мама никогда никому не позволяла нам навредить. Каждый раз, когда она чувствовала опасность, она немедленно бросалась навстречу этой опасности, чтобы защитить нас. (б) Я никогда не забуду тот день, когда на нас напали по пути со школы. Мужчина держал нож перед нами и заставлял отдать ему деньги. Мама, как раз, возвращалась из магазина домой и увидела происходящее. Вместо того, чтобы звать на помощь или вызывать полицию, она подбежала к мужчине сзади, схватив его за плечо, развернула к себе, пнула ему между ног, прыснула в лицо из перцового баллончика, еще раз пнула и закричала ему в лицо. Мужчина с криками убежал. Мама обняла нас, отвела домой и затем позвонила в полицию, чтобы дать описание грабителя. (в) Это всего один пример из того множества случаев, когда мама защищала нас от опасностей.

Формат/рекомендация по написанию третьего абзаца: а) Используя другую переходную фразу, напишите 2-3 предложения, которые поясняют третье качество, указанное во введении (под буквой «в»). б) Напишите 3-4 предложения, в которых представлен четкий, яркий и показательный пример проявления этого качества. Опять же, этот пример должен быть из вашей жизни с этим человеком. в) Напишите одно заключительное предложение в конце абзаца. Пример третьего абзаца студента: (а) Третье качество, которым обладает моя мама, и которое я всегда буду уважать, это ее безграничная вера в Бога, в меня и в мою сестру. Неважно, насколько тяжело иногда бывает в жизни, мама никогда не перестает чтить Бога, неважно, как много ошибок мы совершили в жизни, мама всегда верит, что я и моя сестра найдем верные пути решения. (б) Например, когда мне было четырнадцать лет, я связался с не той компанией. Мы курили, пили и прогуливали уроки. Я приходил домой злой и кричал на маму и сестру без причины. Проходили дни и недели, а я оставался таким же. Она молилась и не переставала говорить мне, что я буду хорошим. И, в один прекрасный день, я изменился. Я перестал зависать с плохой компанией, закончил школу, и сейчас учусь в колледже и я тоже глубоко верую. (в) Вера моей матери в Бога пронесла ее через то испытание, которому я подверг свою семью, и ее вера до сих пор помогает ей переносить и другие испытания. Ее вера в меня помогла мне, и теперь мне помогает и моя вера в Бога.

Формат/рекомендации по написанию заключения: а) Напишите 1-2 предложения, напоминающие о том человеке, о котором вы пишете и тех трех качествах, которые делают его значимым для вас. б) Напишите 3-4 предложения, коротко напоминающие все приведенные примеры из 1,2 и 3 абзацев. в) Сделайте короткий вывод из двух предложений, в которых вы должны дать умную мысль об этом человеке. Пример заключения студента: Моя мама есть и всегда будет очень важной частью моей жизни, но я ставлю ее себе в пример за ее внутреннюю силу, отвагу и безграничную веру. (б) Мама не сломалась, после того как отец оставил нас; она держала нас всех вместе – меня, мою сестру и себя – так, что мы продолжали быть семьей. Более того, мама никогда не позволяла обижать нас. Она рисковала жизнью, чтобы спаси меня и мою сестру от того ужасного грабителя. А когда я связался с плохой компанией и начал копировать их поступки, мама продолжала молить Бога, чтобы он направил меня на верный путь, и она никогда не теряла веры в меня ни как в личность, ни как в ее сына. (с) Я очень люблю свою маму, и хотя мне еще предстоит многому научиться в жизни, и я знаю, что я могу совершить еще много ошибок, я точно знаю, что никогда не забуду маму. Я также надеюсь, что я сумею передать то, что она дала мне другим людям, в том числе своим детям, которые, я надеюсь, когда-нибудь у меня будут. Каждый день я испытываю чувство благодарности за то, что в моей жизни есть такой человек как моя мама.

Не забывайте про согласование времен, чтобы отредактировать вашу работу на содержательные/организационные и грамматические/механические ошибки.

Шахриза Богатырева 2017-04-18
Судьба человека непредсказуема, и никто не знает, в каком месте и куда она повернет. Но послушаешь, посмотришь на чью-то жизнь, особенно благополучную, состоявшуюся - и становится ясно - иначе и быть не могло, все закономерно. Что-то есть в генной программе человека, не дающее ему ни при каких лишениях и невзгодах сбиться с истинного пути.
Об одном из таких людей сегодня пойдет речь.
Ибрагим Магомедович Биджиев родился в Зеленчукском районе, в ауле Красный Карачай. После насильственного переселения карачаевцев этот аул исчез с лица земли - сейчас на месте селения стоят несколько кошар для летнего выпаса скота. А тогда, до войны, это был большой аул почти в триста домов. Аульчане жили в труде и нехитрых крестьянских радостях. Как все карачаевцы, вековые скотоводы, они занимались в основном животноводством. С соседями жили мирно и дружно.
- Мой отец, бывало, когда ездил на базар в станицу Зеленчукскую, оставался на ночь-другую в селе Хасаут-Греческом у своего друга-грека по фамилии Саулов. И не только мой отец - почти у всех жителей нашего аула были друзья-греки, - рассказывает Ибрагим Магомедович.
А потом грянула война. Все мужчины ушли на фронт, и его отец тоже. Остались старики, женщины да дети, которые, как и вся страна, жили вестями с фронта. А вести большей частью были трагичные: отец Ибрагима Биджиева, как и многие другие аульчане, пал смертью храбрых, оставив пятерых детей сиротами.
Но беда одна не приходит.
Та осенняя ночь навсегда осталась в памяти Ибрагима, тогда 6-летнего мальчика. Они с матерью жили на кошаре в горах. Дни стояли погожие, но ночью резко холодало. Как-то под утро в их дверь грубо постучали. Вошли солдаты и бесцеремонно выгнали всех в холодную темноту осенней ночи. С верхних кошар уже спускались, спотыкаясь, недоумевающие и перепуганные люди, солдаты гнали скот.
- У нас в народе испокон не принято сбивать в одно стадо коров, овец и коз, каждое стадо идет отдельно, а тут - весь скот согнан в одну кучу, - вспоминает Ибрагим Магомедович. - Один из моих братишек бросился было разделить скот, как привык помогать старшим, соседям, и офицер тут же выдернул пистолет, чтобы пристрелить брата. Моя мать молнией бросилась к офицеру и повисла на его руке.
В аул спустились на рассвете. Посередине аула собрали ничего не понимающих людей - от грудничков до глубоких старцев. Кто-то негромко говорил, что это учения военного времени - сейчас всех отпустят по домам, надо немного подождать, потерпеть.
Тем временем в крытые грузовики погрузили оставшихся в селе мужчин - инвалидов, калек, пришедших с войны. До сих пор не может забыть Ибрагим их крики: «Прощайте, люди!» И тогда стало понятно, что никакие это не учения, что всех ждет что-то ужасное и неминуемое.
Матери его дали десять минут, чтобы собрать что-нибудь. Не знаю, что могла за это время собрать ничего не понимающая вдова с пятью малыми детьми на руках.
Первую ночь люди провели прямо на улице, пока военные искали по кошарам остальных аульчан. Вторую ночь - в кузовах крытых грузовиков. И только на третьи сутки народ вывезли на станцию Баталпашинскую и погрузили в скотные вагоны. Слезы, причитания, плач детей, стоны больных, окрики военных, лай собак - так выселяли с родной земли народ, чьи мужчины погибали на фронте.
Две недели люди ехали в сплошной темноте в продуваемых дощатых вагонах, мучились от холода, жажды, голода, темноты, неизвестности, отчаяния... Чем дальше отъезжали от Кавказа, тем холоднее становилось. Полураздетые люди начали болеть, особенно старики и дети, и смерть начала снимать свою обильную жатву. Умерших, еще вчера твоих самых близких людей, сегодня солдаты выкидывали с поезда в ледяную степь. Все помнит Ибрагим Магомедович - как будто это было вчера.
Наконец, прибыли в Казахстан. На станции их встречали казахи в верблюжьих повозках, начали развозить по окрестным селам. Людей в преддверии зимы селили в сараи, конюшни, где не то что печек - настила деревянного не было, редко - в саманные домики. Буквально на следующий день комендатура всех взяла на учет, и сразу же все трудоспособное население: женщин, подростков - отправили в поле на уборку свеклы, хлопка.
Испокон привыкший трудиться народ работал, а вот еду не получал. Сначала люди кормились тем, что продавали то, что успели захватить с собой - золото, украшения. Потом все закончилось, и часто видел маленький Ибрагим, как иссохшие от голода матери хоронили своих детей, похожих на скелетиков.
- Голод невыносимо мучителен, не знаю даже, что может сравниться с ним, - говорит Ибрагим Магомедович. - Но унижения и оскорбления еще тяжелей. Мы не могли понять - за что нас в одночасье выгнали из домов, везли в темных холодных вагонах, выгрузили неизвестно где, мы каждый день умираем на чужбине от голода и холода, в то время как наши отцы и братья воюют, а нас еще бандитами называют. Нас, детей, умирающих от голода!
Правда, оскорблений становилось меньше с годами. А годов этих на чужбине было целых четырнадцать. За эти годы Ибрагим Биджиев окончил школу, потом - шоферские курсы в Чимкенте, и, наверное, остался бы в своем селе Алгабас Пахта-Аральского района. Но пронеслась радостная весть - карачаевцев возвращают на Кавказ! Люди не верили своему счастью, считали дни.
И такой день настал! Не передать счастье вернувшихся на землю прадедов, в отчие дома!
На родине народ ждали новые трудности: обустройство, выкуп своих собственных домов у чужих людей, живущих там. Но по сравнению с тем, что карачаевцы пережили...
Вскоре по возвращении Ибрагима Биджиева призвали в армию. Попал он в Московский военный округ. Командир части Константин Акимович Минеев, услышав нерусскую фамилию, спросил: «Кто по национальности?» - а потом сказал: «Ме-ня твой земляк Мухаджир Лайпанов заслонил своей грудью. Сам погиб, а мне жизнь спас. Я вас знаю как отважных и верных людей. Пойдешь ко мне служить?»
Надо ли говорить, как окрылили эти слова юношу, всю жизнь слышавшего только оскорбления в адрес своего народа. Там же, при дивизии, была вечерняя школа марксизма-ленинизма, которую Ибрагим Магомедович успешно окончил. А к окончанию службы он был принят в партию. На собрании один из генералов недоверчиво поинтересовался, как Ибрагим, представитель репрессированного народа, относится к политике партии и государства. Биджиев ответил:
- Я принимал присягу на верность своей стране и буду верен этой присяге всю жизнь!
Тут к задававшему вопросы обратился другой генерал:
- Вы знаете Лидию Русланову? Так вот, она тоже была репрессирована, и я - ее муж.
В Карачаево-Черкесии молодого коммуниста Биджиева направили в Урупский район секретарем партийной организации строящегося горно-обогатительного комбината.
Сам Ибрагим Магомедович при этом работал водителем.
- Я с детства привык браться за любую работу - от труда никто не умер, - говорит Биджиев. - Поэтому и в других людях ценю трудолюбие и порядочность.
После окончания Ростовского автотранспортного техникума Ибрагим Магомедович начал поэтапно подниматься в должности - старший механик, начальник автоотряда. В 1974 году было создано Урупское АТП, на котором он 20 лет проработал в должности главного инженера и замначальника. На сегодняшний день Ибрагим Магомедович - генеральный директор этого АТП.
Лично мне очень нравится такой поэтапный «подъем» по служебной лестнице. Это сейчас такие времена, что «позвоночные» мальчики-девочки по волшебному звонку оказываются у власти и чинов, не имея никакого понятия, как строится изнутри предприятие или организация.
Трудился Ибрагим Магомедович всегда на совесть, и его работу высоко ценили. Он награжден десятками почетных грамот: «За высокие производственные показатели», «За достигнутые успехи в производственной деятельности», «За активную работу в обеспечении выполнения государственного плана», «За долголетний добросовестный труд и большой вклад в развитие автомобильного транспорта», «За высокий профессионализм»...
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1986-м Ибрагим Биджиев награжден медалью «За трудовую доблесть», а также значком «Почетный автотранспортник». За долголетний добросовестный труд ему присвоено звание «Почетный ветеран труда».
В этом году Ибрагиму Магомедовичу исполнилось 80 лет, а он до сих пор в рабочем строю. У него отличная память, он прекрасно знает свое дело, работу транспорта общего пользования, осуществляющего рейсы во все населенные пункты Урупского района, республики и межрегиональные.
- По линии транспорта в нашей республике на сегодняшний день нет 80-летнего руководителя, - улыбается Биджиев.
Ибрагим Магомедович прошел суровую жизненную школу во времена депортации народа и пережил огромное горе - потерю единственного сына - в мирной жизни. Но был и остается стойким, цельным, скромным человеком. Молодежи, не знавшей, что такое голод, когда человек ест траву и опилки, он желает ценить нынешнее благополучие, удерживать себя от пороков, беречь честь и доброе имя.
- Человек он от природы исключительно порядочный, честный и справедливый, - отзывается о нем Азрет Акбаев, член Союза писателей и Союза журналистов России. - Очень хлебосольный, всегда поделится последним, всегда поддержит друга в трудную минуту. К тому же он настоящий патриот своего народа и своей страны.
Знаете, я давно поняла одно: чтобы оставаться Человеком - надо быть им с рождения. И я счастлива, когда жизнь устраивает мне такие встречи с настоящими людьми.
Шахриза Богатырева.
Фото автора.

В литературе насчитывается более полусотни различных жанров, очерк является одним из самых интересных из них. Это сочинение вобрало в себя немного от художественной литературы, немного от публицистики. Школьники и студенты по незнанию пишут обычные статьи описательного характера, но это неправильно. Очерк - это нечто большее, в нем проскальзывает мысль автора, есть правдивая информация, факты, раздумья над решением проблемы. Чтобы написать такую статью, в некоторых случаях необходимо провести журналистское расследование. Для того и нужен пример очерка, чтобы было понятно, как оформлять сочинение и какие именно мысли излагать на бумаге. Подобные произведения встречаются у многих именитых писателей.

Что такое очерк

Первое знакомство с таким литературным жанром происходит на уроках русского языка, а вот все его виды и подвиды более детально изучаются уже журналистами и филологами. Чтобы правильно написать сочинение, следует разобраться в его сути. Очерк - это небольшого размера описывающее правдивые происшествия, события, конкретного человека. Временные рамки здесь не соблюдаются, писать можно о том, что было тысячи лет тому назад и что случилось только что.

Перед тем как писать очерк, необходимо собрать все факты, поскольку они являются основой сочинения. Происшествия и действия, о которых повествует очевидец, должны быть важными для общества, затрагивать серьезные социологические вопросы. Статья пишется в описательном стиле, субъективная оценка и собственные домыслы автора в ней исключаются.

Основные компоненты очерка

Сочинение такого жанра должно содержать три главные составляющие: публицистический, социологический и образный аспект. Автор в обязательном порядке должен затронуть социально важные вопросы. Это может быть очерк на тему подростковой преступности, алкоголизма и наркомании конкретного народа, загрязнения окружающей среды, заболевания СПИДом, раком, туберкулезом и другими опасными для общества болезнями. Писатель должен взять за основу факты, опираться на статистику. Например, это могут быть данные по численности больных людей в конкретном регионе, стране или во всем мире, по количеству выброса в атмосферу опасных веществ и т.д. При этом произведение нельзя засорять лишь цифрами, иначе оно получится сухим, слишком официальным и не затронет чувств читателей.

Публицистика в сочинении тоже очень важна, поскольку автор выступает в качестве журналиста, проводит личное расследование. Пример очерка можно найти во многих развлекательных журналах, газетах. Чтобы получить достоверные данные, иногда приходится немало времени посвятить сбору информации. Для этого нужно посетить библиотеку, поискать факты на официальных сайтах предприятий или государственных учреждений, пообщаться с конкретными людьми, побывать в описываемых местах, ведь нельзя расписывать, какое прекрасное озеро Байкал, увидев его лишь на картинке. Другими словами, очеркист должен быть разносторонне развитым, любознательным человеком, великим знатоком жизни.

Чтобы заинтересовать читателя, нужно написать красивым литературным слогом очерк. Жанр - это важная составляющая произведения. Сочинение должно быть написано в художественном стиле, здесь будет логичным красочное описание проблемы, рассказ о жизни конкретного человека. Введение в рассказ яркого и запоминающегося персонажа позволит окунуть читателя в определенную среду, понять суть проблемы. Текст имеет конкретную структуру: обозначение проблемы, ее анализ, поиск путей решения. Сочинение такого вида - это совокупность статистики с житейскими историями.

История появления очерка

Яркий пример произведения можно увидеть в творчестве некоторых писателей XVIII века. Дело в том, что такие содержательные, яркие и увлекательные очерки возникают во времена кризиса общественных отношений, изменения привычного уклада жизни. Великобритания к этому жанру пришла в начале XVIII века, потому как именно в тот период наблюдалось нравственное падение элиты общества. В журналах в основном печатались социально-критические зарисовки на тему бытовых сцен или характеров представителей определенных слоев населения.

В России подобное явление наблюдалось во второй половине того же века. В сатирических журналах интеллигенция высмеивала чиновников и помещиков старого строя в очерковых формах. В первой половине XIX века кризис достиг небывалых высот, поэтому очерки стали главным жанром писателей, желающих донести до общества мысль об упадке нравственности, угнетенности бедняков, глупости и деградации власть имущих и богачей. В таком стиле писали Салтыков-Щедрин, Белинский, Некрасов, в том же духе продолжали Горький, Короленко и другие демократичные писатели.

Пример очерка можно найти и в советской литературе. Этот жанр подпитывают перемены в жизни общества, изменение экономической, социальной, бытовой и правовой сфер жизни. Советские писатели развивали композиционные и содержательные формы, совершенствовали главные функции очерка: исследование проблемы, раскрытие сложности жизни. К такому жанру прибегали В. Тендряков, Е. Радов, Ф. Абрамов, Е. Дорош и другие.

Портретное произведение

Жанр портретный очерк требует хорошей наблюдательности и начитанности от очеркиста. За неимением этих качеств у автора получится не яркое и живое описание внешности человека, а какой-то фоторобот. Хорошие очерки обычно получаются у любителей классической литературы, потому как такие люди уже знают, как примерно нужно составлять текст. Классики уже оставили на память потомкам полноценные примеры портретных зарисовок. Также нужно приучить себя к наблюдательности, внимательно присматриваться к поведению своих родных, друзей, знакомых, простых прохожих, соседей. Концентрироваться следует на манере разговора, стиле речи, походке, жестах, мимике, особенностях телосложения, чертах лица.

В творческих вузах, в основном на режиссерских факультетах, студентам предлагают поиграть в игру - описать незнакомого человека, попытаться угадать его профессию, куда он идет, кем ему доводится его спутник или спутница и т.д. Сочинение в жанре портретного очерка пишется в таком же формате. Обязательно нужно носить с собой ручку и блокнот, чтобы фиксировать все увиденные интересные моменты, детали, это поможет натренироваться и научиться отделять важное от незначимого. Опытные очеркисты с первого взгляда определяют специфические качества, присущие описываемому человеку.

Лишь описание внешности, жестов, походки героя не должен содержать портретный очерк. Пример можно посмотреть в классической литературе. Внешний облик очень часто может о многом рассказать, познакомить с внутренним миром человека, его привычками, предпочтениями. Например, по виду и состоянию одежды можно узнать, опрятен ли герой, интересуется ли модой, любит быть в центре внимания или предпочитает слиться с толпой. При изучении человека следует опираться не только на визуальное впечатление, но и подключать осязание, слух, обоняние. Какие на ощупь руки у героя, какой его голос, может, от него чем-то особенным пахнет.

Портретный очерк пример может содержать из жизни описываемого персонажа. Например, в жизни героя случилось, что-то необычное, ему довелось спасать людей из горящего дома, решать глобальные вопросы, влияющие на экономику региона, сделать серьезную операцию и т.д. Нужно проследить, как через этот поступок проявляется характер человека. Это должен быть необычный словесный портрет, состоящий из красивых слов, происшествие показывает, каков герой в жизни, можно ли на него положиться.

Путевой очерк

Перед написанием произведения желательно ознакомиться с работами других, более опытных, авторов. Пример очерка можно найти в творчестве таких великих писателей, как Пушкин, Новиков, Радищев и др. Нельзя писать сочинение такого типа, не пережив описываемых эмоций, не увидев своими глазами достопримечательностей. Здесь нельзя полагаться лишь на фантазию, потому что очерк - это правдивое произведение, основанное на достоверной информации. Путешествуя по каким-то местам, обязательно нужно делать записи в блокноте о впечатливших деталях пейзажей, интересных происшествий, о том, что понравилось, а что пошло не так, как планировалось. При этом нельзя описывать конкретную личность, сочинение должно быть более масштабным.

Человеку свойственно забывать о каких-то моментах из своей жизни, поэтому во время путешествия полезно не только делать заметки, но и вести аудиодневник, делать фотографии. Перед тем как написать очерк, необходимо собрать воедино все снимки и записи, освежить воспоминания, составить примерный а уже потом приступать к его написанию.

Проблемное произведение

Литературный очерк содержит аналитическое начало и художественное описание. В проблемном произведении автор может затронуть какую-нибудь экономическую, политическую, социальную, экологическую ситуацию, в которой очень хорошо разбирается. Главная цель очеркиста - докопаться до истины, понять, почему возникла такая проблема, к чему она может привести, какие есть пути ее решения. Сочинение требует глубинного анализа, поверхностное описание здесь не подойдет. Перед тем как написать очерк, следует не только во всех деталях изучить проблему, но и почитать труды других авторов, ознакомиться с их взглядом на этот вопрос, изучить стиль написания.

Писать подобного рода тексты качественно сможет только тот человек, который заинтересован в решении и разборе существующей проблемы. Тема должна быть близка самому автору, только тогда он опишет ситуацию правдивым и живым языком. В путевом очерке очень четко прослеживается индивидуальность очеркиста, текст пишется только от первого лица. Автор должен ярко обрисовать суть проблемы, ознакомить читателей со своим видением ситуации, также произведение можно дополнить мнениями нескольких героев, очень хорошо, если они будут противоположными.

Очерк основан лишь на достоверной информации, но не следует его перегружать графиками, цифрами и статистикой, чтобы не превратить в сухую, неинтересную статью. Сочинение пишется в художественном стиле, если какие-то данные приводятся, то их нужно сопровождать пояснениями и комментариями. Такой вид текста похож на рассказ и повесть, в нем допускается употребление художественных оборотов, пространственные размышления, сравнение с другими событиями.

Очерк о человеке

Еще Горький говорил, что в центре произведения должен быть человек. Писатель также упоминал, что очерк находится между рассказом и исследованием. Этот жанр нельзя назвать легким, поскольку он состоит из рациональных фактов и яркого, эмоционального описания событий. В сочинении должны дополнять друг друга публицистика, документализм и творчество, тогда получится интересным, правдивым и живым очерк о человеке. Примеры подобных произведений можно посмотреть у классиков, именно у них нужно учиться и пытаться достигнуть уровня их работ.

В центре произведения должен находиться герой, его нужно описывать с двух сторон. Сначала следует выяснить социальные взаимоотношения персонажа с обществом, а потом изучить его внутренний мир, узнать, как он ведет себя дома, относится к близким людям, знакомым. Нужно собрать максимум информации о человеке, перед тем как писать очерк. Пример поэтапного составления произведения: проведение интервью, отбор ключевых моментов, перечисление позитивных и негативных черт характера, упоминание неординарных ситуаций в жизни персонажа.

В очерке обычно необходимо составить краткую биографию человека, но она не должна быть похожей на анкетные данные. Важно акцентировать внимание на характере героя, при этом нельзя просто сказать, что он трудолюбив, настойчив, умен и т.д., нужно представить доказательства, привести в пример сложные моменты из его жизни, рассказать, как он себя повел, что им руководило. Описывая определенный поступок, следует проанализировать психологические особенности человека, типичные и индивидуальные черты характера. Также можно рассказать о мыслях героя в той или иной ситуации.

Абсолютно изолированных людей не существует, каждый человек в какой-то мере взаимодействует с социумом, он оказывает и на него оказывают воздействие экономические, политические, нравственные процессы. Поэтому в очерке нужно суметь связать воедино индивидуальность героя с общественными явлениями, показать отношение персонажа к ним. Профессиональным очеркистам нередко удается через некий факт из биографии конкретного человека провести реконструкцию важного исторического события.

Если центральной фигурой является известный с многочисленными заслугами, то стоит их подчеркнуть. Сочинение-очерк также должно содержать тему о творчестве, духовных исканиях. Хорошее произведение не только в деталях рассказывает читателю о чужой жизни, свершениях и падениях, но и заставляет задуматься над осмыслением своих ошибок, научиться мечтать, ставить перед собой цели и достигать их.

Очерк-расследование

Очень часто журналисты проводят исследования с целью рассказать читателю о неизвестной или малоизвестной информации. Это может быть какая-то необычная область человеческой деятельности или изучение определенных явлений. Здесь допускается и исторический очерк, автор может собирать важные данные о конкретном регионе или стране, заняться исследованием построек, возведенных несколько веков назад, или же раскрыть организацию, хранящую в тайне важную информацию на протяжении многих лет.

Для начала журналист должен заняться сбором фактов, при необходимости выехать на место расследования. Затем нужно определиться с задачей и целями исследования, исходя из полученной информации, можно переходить к выдвижению различных версий и гипотез. В Америке очерком-расследованием называют собранный и проанализированный журналистом материал на серьезную тему, которую некоторые лица предпочитали бы сохранить в тайне. Такую статью сможет написать далеко не каждый, поскольку даже на этапе сбора информации требуется определенная квалификация, автор должен разбираться в теме исследования. При этом очеркист должен не только грамотно оперировать данными, но и в красивой, живой форме описать ситуации, создать образ центрального персонажа.

Судебное сочинение

К сожалению, не только о хороших событиях и добрых, отзывчивых людях пишутся очерки. Истории встречаются разные, есть и с плохим концом. Произведения на судебную тему в основном пишутся журналистами с целью дать морально-нравственную оценку преступлению, заставить читателей задуматься над тем, куда катится этот мир, найти способы воспрепятствовать повторению подобных ситуаций. Автор очерка должен детально проанализировать состав преступления, сделанный группой лиц или одним человеком. Журналист не дает правовую оценку ситуации, он должен зайти издалека, рассказать о том, что повлияло на поступок преступника, какие факторы подтолкнули его к страшному шагу, что заставило нарушить закон.

Например, молодой человек обвиняется в воровстве. Очеркист должен разобраться в мотиве преступления. Это парень из с детства родители приучали его воровать, обманывать, чтобы раздобыть себе на пропитание. Вот он и привык к такой жизни, мужчина не желает устроиться на работу, создать семью, ему нравиться бездельничать и жить за чужой счет. Конечно, в этом виноват не только молодой человек, но и его родители, общество, которое в нужный момент не остановило, не направило на путь истинный.

Журналист в своем очерке должен в красках описать детство беспризорника, как он попрошайничал на улицах, искал вместе с бродячими псами на свалках хоть какую-то еду. Также стоит упомянуть родителей, страдающих алкоголизмом, которым наплевать на ребенка, общество, которое сквозь пальцы смотрит на таких детей. Главная задача автора - показать условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления, проанализировать мотив.

В качестве фактов могут быть приведены показания очевидцев, детали и состав преступления. Журналист должен не только ознакомить читателя с негативной оценкой деяний преступника, но и заставить задуматься над собственным поведением. Возможно, совсем рядом находятся люди, нуждающиеся в помощи, если им не протянуть руку помощи сегодня, то завтра они станут потенциальными ворами и убийцами.

Место очерка в литературе

Каждый жанр оказывает определенное влияние на умы человечества. Что такое очерк в литературе, какое место он занимает в культурном развитии людей, насколько он важен для общества? Главная цель этого жанра - рассказать читателю правду о происходящих событиях, нововведениях, жизни конкретного человека. Благодаря живому, понятному языку информация легче усваивается. Красочное описание переносит читателя в те места или рисует образ того человека, о котором рассказывает автор. Хоть очерк и читается как но в нем указаны достоверные даты и факты.

О происходящих в мире событиях большинство людей узнает именно из газетных статей, написанных в очерковой форме. Нет таких областей деятельности человека, в которых бы не применялся этот один из самых важных и полезных литературных жанров. Благодаря очерку люди узнают много достоверной информации из разных уголков мира. В литературе существует огромное количество разновидностей этого жанра, самыми распространенными из них являются портретные, путевые и проблемные.

Инструкция

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - , о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он , чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный рассказ изложением анкетных данных. Читателю интересна человеческая натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Описывая тот или иной поступок героя вашего очерка, покажите его мотивацию. При этом важно образно прокомментировать индивидуальные и типические черты характера, психологические особенности личности. И вам, и читателю должны быть интересны оригинальные мысли выбранного вами лица.

Каждый человек неминуемо связан и с общественно-политическими, и с экономическими, и с социально-нравственными процессами, происходящими в обществе (как неакадемически это звучит). Важно уметь в том или ином событии индивидуальной жизни показать связь с этими процессами, отношение к ним. Попытайтесь соотнести социальный опыт вашего героя с опытом его поколения. Возможно, у вас получится сделать некую реконструкцию исторического события через факт, яркую деталь его биографии.

Если ваш выбор - персона с большими общественными заслугами, подчеркните примерами значимость всех достижений. Публицистическая составляющая в таком очерке будет значительной, а тема духовных исканий, творчества - одной из основных. У хорошего очерка есть одно примечательное качество. Он дает читателю не только познание чужой жизни, иного жизненного опыта, ошибок и мечтаний, но и подталкивает к осмыслению своих.

Обратите внимание

Начинающих очеркистов часто волнует вопрос: допустим ли авторский вымысел в очерке? Фантазия, никак и ничем не связанная с реальными событиями из жизни человека, неприемлема. А вот домысел как художественный прием уместен, если нет искажения самого факта. Классический пример - описание настроения человека в той или иной ситуации. Достоверно это может знать только сам человек. Но предположить и образно описать эмоции героя в конкретных обстоятельствах можно.

Полезный совет

Будьте внимательны к деталям и любой уникальности в жизнеустройстве героя вашего очерка. Постарайтесь открыть в выбранном индивидууме особые черты характера, «изюминку» в профессии или хобби, своеобразие в отношениях с родными и друзьями. Попробуйте описать его необычный взгляд на привычные вещи. Любой «говорящий» штрих может сделать образ живым и привлекательным.

Источники:

  • портретный очерк пример


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней