Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание защитных механизмов. Психологическая защита: защитные механизмы психики личности человека

Человеческая психика оснащена механизмами, которые помогают нам инстинктивно защищать собственное Я. Их использование помогает делать наш опыт менее травматичным, но при этом снижает наши шансы на успешное взаимодействие с реальностью. По мнению автора книги «Психология Я и защитные механизмы», дочери Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, каждый из нас применяет около пяти подобных стратегий ежедневно. T&P объясняют, почему сублимация не всегда связана с творчеством, как проекция заставляет нас критиковать ни в чем не повинных людей и почему аутоагрессия связана с семейными проблемами.

Отрицание: без признания проблемы

Отрицание - один из самых простых защитных механизмов психики. Это полный отказ от неприятной информации, который позволяет достаточно эффективно отгородиться от нее. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда вы на протяжении долгого времени ежедневно выпиваете по несколько бокалов вина или пива, однако при этом сохраняете уверенность, что в любой момент сможете отказаться от своей привычки. Для отрицания характерна острая реакция на постановку проблемы: если кто-нибудь в таком случае намекнет вам, что вы стали зависимы от алкоголя, этот человек, скорее всего, пострадает от вашего приступа гнева.

Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери и является первой «стадией переживания горя» по мнению ряда специалистов (впрочем, в этом случае его также называют «этапом недоверия»). Человек, неожиданно потерявший работу, скажет: «Не может быть!» Свидетель автокатастрофы, пытавшийся помочь пострадавшим, может не сразу смириться с тем, что один из них перестал дышать. В таком случае этот механизм не защищает никого, кроме человека, который его бессознательно использует, - однако в ситуациях, когда необходим холодный рассудок, отрицание опасности или собственного шока может быть очень полезным для всех участников событий.

Проекция: вынос вон

Проекция позволяет нам перенести свои разрушительные или неприемлемые мысли, желания, черты, мнения и мотивы на других людей. Цель - защищаться от себя самого или отсрочить решение проблемы. Например, человек может думать, будто партнер критически относится к его заработкам, - в то время как на самом деле со стороны партнера ничего подобного нет. Если такой человек преодолеет свою проекцию и осознает ситуацию, он увидит, что критика исходит от него самого, а в ее основе лежит, скажем, негативное мнение родителей, настаивавших на его несостоятельности.

Негативным следствием проекции может стать желание «исправить» объект, который якобы служит носителем неприятных черт, или вовсе избавиться от него. При этом такой внешний «носитель» иногда не имеет ничего общего с тем, что на него спроецировано. В то же время механизм проекции лежит в основе эмпатии - нашей способности разделять с другими их чувства, глубоко вникать в то, что происходит не с нами, и достигать взаимопонимания с окружающими.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, - весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, - все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация - один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания - и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение - в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Регрессия: возвращение в детство

Механизм регрессии позволяет приспособиться к травмирующей ситуации конфликта, тревоги или давления за счет возвращения к привычным с детства практикам поведения: крику, плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Это происходит, поскольку мы, как правило, рано усваиваем, что именно они гарантируют поддержку и безопасность. Демонстрация беззащитности, болезненности, ущербности очень часто приносит психологические «дивиденды» - ведь люди, как и другие живые существа, на нейрофизиологическом уровне склонны защищать слабых и маленьких - то есть потомство, и не только свое собственное.

Регрессия позволяет сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве вместо нас за многое отвечают родители. Этот защитный механизм можно назвать весьма эффективным и достаточно беспроблемным. Трудности возникают, когда он работает слишком долго. Злоупотребление регрессией приводит к появлению психосоматических заболеваний, ипохондрии, отсутствию успешной жизненной стратегии, разрушению отношений с окружающими людьми.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация - это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь - самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», - тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», - классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма - мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Интеллектуализация: теоретические чувства

Интеллектуализация позволяет нам нейтрализовать гнев, горе или боль за счет перенаправления внимания на совершенно постороннюю область. Человек, которого недавно бросила супруга, может все свободное время отдавать изучению истории Древнего Рима, - и это позволит ему «не так много думать» о потере. Этот механизм психологической защиты основан на стремлении абстрагироваться от чувств и интеллектуализировать их, превратив в теоретические понятия.

Поведение интеллектуализирующего человека часто воспринимается как взрослое и зрелое, и это делает такую форму защиты социально привлекательной. У нее есть и другой плюс: интеллектуализация позволяет снизить зависимость от собственных эмоций и «очистить» от них поведение. Тем не менее длительное применение этого механизма чревато разрушением эмоциональных связей с окружающим миром, снижением способности к взаимопониманию и обсуждению чувств с другими людьми.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование - это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное - и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок - это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы - это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего "Я"), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой "забывание" или "удаление" из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма - это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия - это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • "Ведение в психоанализ" - это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • "Толкование сновидений" - это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • - это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • "Я и Оно" - это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны но также представлены их источники и обоснования.
  • "Тотем и табу" - это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • "Психология масс и анализ человеческого "Я" - представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • "Очерки по психологии сексуальности" - это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои защитные механизмы психики , если он ничего не знает о них. (Индекс жизненного стиля — тест)

Психологическая защита и разрушающее действие защитных механизмов психики человека

Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние. Механизмы психологической защиты работают в той или иной мере у каждого человека. Они выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов вызывающих негативное самочувствие.
(преодоление психологической защиты)

Кроме охраняющей функции психологическая защита человека может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни.

Это происходит при частом повторении какого-либо защитного механизма психики в сходных жизненных ситуациях, но некоторые ситуации, хоть и сходны с той которая изначально вызвала защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему.

Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.

Человек, часто использующий защитные механизмы (напомню: это происходит бессознательно) обречен на статус «неудачника» в своей жизни.

Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие. Короче говоря, использования детьми психологической защиты зависит от того, как и какую защиту используют родители.

Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера , и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены защитные механизмы психики человека.

Зная акцентуацию характера , свои индивидуально-личностные психофизиологические особенности (теория личности) , человек сможет научится управлять своими психологическими защитами и акцентуациями характера, (Программа психокоррекции характера) добиваться успехов в жизни, т.е. переходить из «неудачников» в «победители». (Теория личности 2)

Механизмы психологической защиты человека

Первым ввел понятие «психологическая защита» Зигмунд Фрейд , это «вытеснение» и «сублимация».

Это такие защитные механизмы психики как: Вытеснение, подавление, сублимация, интеллектуализация, рационализация, отрицание, проекция, замещение, идентификация с агрессором, регрессия, компенсация и гиперкомпенсация, реактивное образование, обратное чувство и их составляющие.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.

Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.

Возможные девиации (отклонения) поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция: истерия.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.

Тип групповой роли (по Г. Келлерман): «роль романтика».

МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ _ ПОДАВЛЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ . Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: «это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной» .

В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Акцентуация характера: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.

Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

механизм защиты — РЕГРЕССИЯ — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

В кластер регрессии входит также механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация характера (по П.Б. Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия .

Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

Защитный механизм психики — КОМПЕНСАЦИЯ — онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

В кластер компенсации входят следующие механизмы: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация характера: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депресивность.

Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Психологическая защита — ПРОЕКЦИЯ — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Возможные девиации поведения: поведение детерминированное сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский комплекс и ипохондрический симптомокомплексы, последний на базе недоверия к медицине и врачам.

Диагностическая концепция: паранойя.

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

защита психики — ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронических алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б. Ганнушкину), возбудимая психопатия (по Н.М. Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э. Берну).

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Механизм психологической защиты — ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят следующие механизмы: АННУЛИРОВАНИЕ, СУБЛИМАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.

Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязятельств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Акцентуация характера: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичный характер.

Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость.

Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — защитный механизм психики , развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса и агрессии).

Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе, сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте), подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.

Из других особенностей: осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации характера: сенситивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

На этом описание защитных механизмов психики человека — закончено.

Желаю всем психического здоровья!

Предварительная консультация психоаналитика бесплатно.

Часто задаваемые вопросы психологу

Здравствуйте, дорогие читатели.

Сегодня вновь поговорим на психологическую тему. Она будет посвящена защитным механизмам психики, родоначальником которых является Фрейд, и будет интересна тем, кто хочет повысить свою психологическую компетентность или просто вспомнить азы психологии.

В первую очередь стоит сказать о том, что иметь защитные реакции это нормально и правильно.

Защита помогает справиться с сопротивлением, ослабить напряжение, беспокойство, она регулирует поведение и уравновешивает психику.
Защитный механизм, это оружие Вашего Эго, которое должно погасить конфликт между «можно» и «нельзя». Между маленьким ребенком, с его требованиями и запросами, и взрослой, состоявшейся личностью, со всеми сопутствующими требованиями, нормами и ограничениями.
Защитные механизмы чаще всего возникают вследствие стресса. Но также часто случается, что стресс прошел, а защитный механизм остался. И это уже не есть норма. В этом случае механизм уже не защищает, а мешает человеку жить и развиваться. (Т.е. вопрос в том, насколько долго и насколько правильно личность использует ту или иную защиту).
Так же, защитные механизмы могут быть патологическими. Например, при психическом заболевании.
Очень важно отметить то, что все защитные механизмы являются подсознательными. Воспользоваться защитным механизмом намеренно не получится. Это уже будет называться другим словом))

Четкой классификации защитных механизмов нет. Здесь будем рассматривать основные, можно сказать самые популярные, применяемые в психологическом консультировании.

Психологические защиты условно разделяют на 2 уровня. Первый уровень – более примитивные защиты, защиты первого порядка. Ко второму уровню относят вторичные защитные механизмы, более сложные для диагностики и для работы.

Вначале рассмотрим некоторые защиты первого уровня.

Механизм защиты, знакомый человеку с раннего детства, это примитивная изоляция . Человек уходит от взаимодействия с реальностью, когда слишком большая нагрузка, сильное возбужденное состояние, когда необходимо уединиться, чтобы вернуть себе душевное спокойствие и уравновешенность. Со стороны это выглядит как задумчивость, мечтательность, отстраненность.
Плюс такой защиты в том, что человек не искажает действительность, он просто уходит от нее в свой мир фантазий, как в другую реальность, менее проблемную и беспокойную. Пример: ученик, «считающий ворон» на уроке.
Минус состоит в желании укрыться от решения каких-то вопросов или общения путем пребывания в собственном мире.
Добиться состояния примитивной изоляции человек может и путем изменения своего психологического состояния, например с помощью алкоголя.
Некоторые исследователи пришли к мнению, что данным механизм защиты выражен у сверхчувствительных людей.
Другой защитный механизм первого уровня – проекция . Очень распространенный вид, при котором человек приписывает другому те качества, которые не принимает в себе. Механизм кажется простым, но применить его к себе очень нелегко.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные стороны его личности. Положительное принимать легко и приятно, а вот соглашаться со своими недостатками – трудно. Если человек соглашается со своими недостатками, то более лояльно относиться к таким же качествам в других.
Человек отвергает свои отрицательные стороны, т.к. ему кажется, что это сохраняет его самоуважение. Он искореняет в других свои недостатки под видом защиты.
В конце концов, это просто снижает тревогу, уменьшает опасность, что и требуется от защитного механизма.

Отрицание – простая для понимания защита. Название говорит само за себя. Если какая-то информация, мысли, события, действия не приемлемы, являются болезненными, проблемными, несут угрозу или психологическому, или физическому состоянию, то они отрицаются. Их просто нет. Человек даже не пытается их осознать. Удобно, не правда ли?))
Минус этой защиты в том, что в реальном мире ситуация осталась и никуда не исчезла.
К примеру, человек может долго отрицать сметь близкого, но рано или поздно данный факт придется признать.
Отрицание предполагает отказ человека от необходимости подстраиваться или перестраиваться. И в ситуации, когда человек снимает защиту отрицания, его важно просто поддержать.

Механизм вытеснения уже относиться к группе второго порядка. Он чем-то схож с механизмом отрицания. Разница в том, что при отрицании человек даже не пытается осознать неприятные для него вещи, а при вытеснении такое предполагается. Результат вытеснения – безразличное отношения к ситуации.

Различают полное вытеснение и частичное. При полном вытеснении человек полностью забывает свои переживания, т.к. они были слишком травмирующие. К примеру, психотравма. Но, не смотря на это, травмирующие события продолжают влиять на жизнь, судьбу, здоровье человека, влиять на его поступки и поведение.

При частичном вытеснении человек старается не думать о своих переживаниях, но полностью забыть не может, и при определенных обстоятельствах они выскакивают в виде бурных эмоций.

Регресс . Этот механизм возвращает человека на более ранний и примитивный способ реагирования. В народе это называют «впасть в детство».
Это бегство в безопасность, т.к. чаще всего именно детство ассоциируется у многих с безопасностью. Это позиция слабого человека, требующего жалости, поблажек, не способного справиться с чем-то в силу своего «малого возраста».
Регресс может выражаться в отрицание чужой точки зрения, не смотря на доводы и аргументы. В момент регресса могут возвращаться детские привычки: грызет ногти, сосет палец, ковыряет в носу, заикается и т.д. Человек может одеться не по возрасту, захотеть любимое детское лакомство, просто заболеть.
Регресс всегда возникает как неосознанная реакция, и это его главная особенность. (В иных случаях это просто симуляция). И чаще всего регресс связан с какими-то достижениями.
К примеру, профессиональные достижения. Человек получил новую должность, но стал суетлив, раздражен, невнимателен, возбудим, грызет ногти, дома спит во фланелевой пижаме с мягкой игрушкой)) – признаки регрессии.
Регрессия очень распространена в сексуальной сфере. К примеру, онанизм. Человек, ведущий взрослую половую жизнь, решает вопрос более примитивным детским способом. Для него это проще, чем налаживать контакт с партнером.
Наконец регрессию можно сравнить с 2-х или 3-х годовалым ребенком, который провозглашает свою независимость от мамы, рвется постигать мир и твердит свое «я сам!», но при трудностях (страх, боль…) бежит прятаться за мамину юбку.
В целом, регрессия, как защитный механизм, достаточно распространенна и является относительно простым защитным механизмом. Может корректироваться. Но более эффективно работать с проблемой, которая вызвала эту защитную реакцию, т.е. со стрессом.

Следующий механизм защиты – рационализация . Человек бессознательно пытается оправдать и объяснить свое неправильное или даже абсурдное поведение. Истинное положение вещей является таким болезненным, что обволакивается в сладкую оболочку оправданий, где человек остается в своих глазах «белым и пушистым». Пример рационализации — басня Крылова «Лиса и Виноград.»
Рационализация бывает сознательной или бессознательной. Истинная причина может быть глубоко спрятана от самого человека как сердцевина луковицы.
Работа над этим механизмом заключается в снятии одного пласта за другим. Каждый последующий пласт может быть болезненнее предыдущего. Болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Еще один механизм второго порядка – инверсия или реактивное преобразование . Человек заменяет мысли, чувства, действия на диаметрально противоположные. У всего есть два полюса. Если один полюс представляет угрозу или опасность, то человек перебрасывается на другой, более удобный. При этом опасный полюс перестает осознаваться.
К примеру, мальчик влюблен в девочку. Если он обнаружит свои чувства, то возможно его осмеют, оскорбят, не правильно поймут, будут ругать и т.д. (От любви до ненависти один шаг). Он совершает инверсию своих чувств и любовь понимает как ненависть или раздражение. Начинает дергать девочку за косички, обзывать, толкаться и прочите «нежности».
В инверсии человек может хотеть одного, а говорить о другом, или испытать безразличие к тому, кто (или что) представляет большое значение.
Если что-то для человека является гипер-ценностью, то на другом конце обязательно висит противоположная ценность, не менее значимая, но более проблемная.
Если человек постоянно и очень ярко подчеркивает, что у него нет конкурентов, то не сомневайтесь, они у него повсюду.
Чтобы снять этот механизм, необходимо поменять свои потребности, снизить важность одного полюса. Тогда разделение произойдет естественным образом.

Сопротивление. Чем ближе к проблеме, тем ярче сопротивление человека. Сопротивление может быть признаком того, что проблема актуальна и болезненна, а так же, что человек не готов к ее решению. Резкое и сильное давление не всегда оправдано. Неизвестно, как психика человека может среагировать на такое вмешательство. Задача консультанта или психолога, в этом случае, не давить, а подсвечивать проблему, чтобы человек не чувствовал опасность или угрозу, ведь он еще не знает, как жить по-новому.

Сублимация. Пожалуй, самый распространенный и приемлемый способ. Может оказаться даже очень успешным, если будет правильно реализован. Он подразумевает преобразование запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе, (возможно, что одобряются и поощряются им).

Если что-то делать нельзя, то человек делает то, что можно.

Очень распространенный пример сублимации личных проблем можно встретить в творчестве и в искусстве. Стихи, написанные несчастным влюбленным, полотна, потрясающие своими образами, музыка, вызывающая мурашки… Все это может восхваляться людьми, человек может снискать славу, почет, уважение, но…. Но сублимация не есть решение проблемы, поэтому человек может оставаться несчастным всю жизнь, оставаясь гением для всех.

Решение – работа над истинной проблемой.

В астропсихологии очень часто упоминается понятие сублимации. Это одно из возможных решений для проблемных планет, функции которых страдают и делают какую-либо сферу жизни человека крайне ограниченной.

С астропсихологической точки зрения можно сказать, что большинство защитных механизмов выражено в карте оппозицией планет друг к другу. Сопротивление может быть представлено квадратурой. Сублимация может быть представлена как удачное разрешение напряженных планет на трин.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней