Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рафаэль Санти: самые известные картины. Школьная энциклопедия Рафаэль художник

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483–1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений – «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения. Дар Рафаэля – монументалиста и декоратора – проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких – «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии – Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа – Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д"Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда – изгнания грабителя храма небесным всадником – передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события – изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д"Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515–1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа – святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу – мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка... в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. Ок. 1502 03. Эрмитаж. РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483 1520), итальянский живописец, архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рафаэль Санти - (Raffaello Santi) (1483 1520), итал. живописец. Впервые имя Р. появляется у Л. в стих. «Поэт» (1828); и в др. ранних произв. он прибегает к сравнению с мадоннами Р., желая таким способом подчеркнуть очарование своих героинь или указать на особый… … Лермонтовская энциклопедия

РАФАЭЛЬ САНТИ - (Raffaello Santi) (1483 1520) итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле … Большой Энциклопедический словарь

Рафаэль, Санти - (1483 1520) гениальный ит. живописец, архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения. Художник синтеза и гармонии (в созвездии мастеров Высокого Возрождения… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Рафаэль Санти - (Raffaello Santi) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил его жизнеутверждающие идеалы. Ранние произведения («Мадонна… … Энциклопедический словарь

РАФАЭЛЬ САНТИ - собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) РАФАЭЛЬ. АВТОПОРТРЕТ (1483 1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм … Энциклопедия Кольера

Рафаэль Санти - (Raffaello Santi) 1483, Урбино 1520, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино; документальные свидетельства об этом отсутствуют. Впервые упомянут как самостоятельный мастер … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Рафаэль Санти - см. Санти … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рафаэль Санти - (1483–1520), итал. живописец и архитектор. С 1515 руководил строительством собора св. Петра в Риме, осуществлял контроль над всеми находками античной скульптуры и надписей. В ясной, гармонически заверш. композиции, присущей произведениям… … Словарь античности

Рафаэль Санти - РАФАЭ́ЛЬ СÁНТИ (Raffaello Santi) (1483–1520), итал. живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классич. ясностью и возвыш. одухотворённостью воплотил его жизнеутверждающие идеалы. Ранние произв. (Мадонна… … Биографический словарь

Книги

  • , Семен Моисеевич Брилиант. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии Жизнь замечательных людей, осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 1900). Написанные в новом для того времени жанре… Купить за 2523 грн (только Украина)
  • Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность , Семен Моисеевич Брилиант. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре…

Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти, и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы. Но уже в «Обручении Девы Марии » (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Флорентийский период творчества Рафаэля

С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Произведения Микеланджело , Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.

Рафаэль. Три грации. 1504-1505

Флорентийский период творчества Рафаэля начинается аллегорическими картинами «Три грации » и «Сон рыцаря ».

Рафаэль. Аллегория (Сон рыцаря). Ок. 1504

К этому времени относятся также известные панели на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом, картины «Христос Благословляющий » и «Святая Екатерина Александрийская »

Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508

Мадонны Рафаэля

Но вообще время, проведённое Рафаэлем во Флоренции – это эпоха мадонн по преимуществу: «Мадонна со щеглёнком », «Мадонна дома Темпи », «Мадонна дома Колонна », «Мадонна дель Балдахино », «Мадонна Грандука », «Мадонна Каниджани », «Мадонна Террануова », «Мадонна в зелени », так называемая «Прекрасная садовница » и превосходное по драматичности композиции «Положение Христа во гроб» – главные произведения Рафаэля за этот период.

Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506

Здесь, во Флоренции, Рафаэль принимается за портреты и пишет портреты Аньоло и Маддалены Дони .

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

Римский период творчества Рафаэля

Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил; близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.

Живопись Рафаэля в Станца делла Сеньятура

Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой, и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение . В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. На небе восседает Христос среди Богоматери и Иоанна Крестителя, несколько ниже его апостолы, пророки и мученики; над Христом – Бог-Отец с державою, окруженный ангелами, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. На небе все спокойно; здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.

Рафаэль. Спор о евхаристии (Диспут). 1510-1511

Сцена «Афинской школы» – античный портик, украшенный статуями. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Они окружены внимательными слушателями. Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан , принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII , вручающий декреталии адвокату.

Рафаэль. Афинская школа, 1509

Против этой фрески, под фигурой поэзии – «Парнас», на котором собраны великие древние и новые поэты.

Живопись Рафаэля в Станца ди Элиодоро

Во втором покое (di Eliodoro), на стенах, с сильным драматическим вдохновением изображены «Изгнание Илиодора из Храма», «Чудо в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Аттила, остановленный при нападении на Рим увещаниями папы Льва I и грозным явлением апостолов Петра и Павла».

Рафаэль. Изгнание Илиодора из Храма, 1511-1512

В этих произведениях представлено божеское заступничество, охраняющее церковь от врагов внешних и внутренних. При расписывании этой комнаты Рафаэль впервые прибег к помощи своего любимого ученика Джулио Романо.

Рафаэль. Встреча папы Льва I и Аттилы, 1514

Живопись Рафаэля в Станца делль Инчендио

Третий покой (dell"Incendio) украшен четырьмя стенными фресками, изображающими пожар в Борго, прекращенный словом папы, победу над сарацинами при Остии, присягу Льва III и коронование Карла Великого . Только первая из них несомненно вполне принадлежит Рафаэлю, остальные написаны его учениками по его картонам, которым иногда Рафаэль не имел времени придать окончательную отделку.

Живопись Рафаэля в Зале Константина

В смежной Зале Константина, наконец, рядом с другими сценами из жизни Константина Великого , поборника церкви и основателя её светского могущества, создано Рафаэлем мощное изображение битвы Константина – одна из величественных батальных картин нового искусства, хотя она и выполнена большею частью Джулио Романо.

Рафаэль. Битва Константина Великого на Мульвийском мосту, 1520-1524

Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях

Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета, известные под именем «Рафаэлевой Библии». Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному, идиллии, грации.

Гобелены для Сикстинской капеллы

Третьей обширной работой Рафаэля в Риме были картоны со сценами из «Деяний апостолов» для 10 гобеленов в Сикстинскую капеллу, заказанные папою Львом X. В них Рафаэль является одним из величайших мастеров исторической живописи. В то же время Рафаэль написал в вилле Фарнезине «Триумф Галатеи» и для галереи той же виллы сделал эскизы из истории Психеи, успевая составлять по просьбе папы рисунки для блюд и ящиков с благовониями.

Жизнь Рафаэля в Риме

В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим; портреты Юлия II и Льва X; мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская»; «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов, и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

Заваленный работой с 1515 г., Рафаэль не имел ни минуты покоя, В деньгах он не нуждался, не успевая тратить своих заработков. Лев X сделал его своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Со многими лучшими представителями римского общества Рафаэль был связан узами дружбы. Когда он выходил из дому, его окружала толпа человек в 50 его учеников, ловивших всякое слово любимого учителя. Благодаря влиянию мирного, чуждого зависти и недоброжелательства характера Рафаэля, эта толпа составляла дружную семью без зависти и ссор.

Смерть Рафаэля

6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках; она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника, и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. Современники отзываются с глубоким уважением о нравственном складе Рафаэля, Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта, и останки Рафаэля найдены в полной целости.

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

Рафаэль. Преображение, 1518-1520

Жизнь и творчество Рафаэля Санти описана в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de" più eccellenti architetti, pittori e scultori»), 1568.

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы .

Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля 1483 г. в итальянском городе (Urbino). Он является культурным и историческим центром региона (Marche) на востоке Италии. Поблизости от места рождения Рафаэля расположены курортные города Пезаро (Pesaro) и (Rimini).

Родители

Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством.

Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli).

Школа в Перудже

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

В возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери и отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла любви к чужому ребенку. В возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой , потеряв и отца. Попечители отправили юное дарование на обучение к Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci) в Перуджу (Perugia).

До 1504 г. Рафаэль получал образование в школе Перуджино , с энтузиазмом изучая мастерство учителя и стараясь во всем ему подражать. Дружелюбный, обаятельный, лишенный заносчивости молодой человек всюду находил друзей и быстро перенимал опыт учителей. Вскоре его произведения невозможно стало отличить от работ Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).

Первыми знаменитыми шедеврами Рафаэля стали картины:

  1. «Обручение Девы Марии» (Lo sposalizio della Vergine), 1504 г., выставлена в Миланской галерее (Pinacoteca di Brera);
  2. «Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile), 1504 г., принадлежит Эрмитажу (Санкт-Петербург);
  3. «Сон рыцаря» (Sogno del cavaliere), 1504 г., картина выставлена в Национальной Галерее (National Gallery) Лондона;
  4. «Три грации» (Tre Grazie), 1504 г. выставлена в музее Конде (Musée Condé) в Шантийи (Château de Chantilly), Франция;

В работах ярко прослеживается влияние Перуджино, собственный стиль Рафаэль начал создавать немного позже.

Во Флоренции

В 1504 году Рафаэль Санти переезжает во (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо д`Аньоло (Baccio d’Agnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До наших дней сохранилась копия картины «Леда и лебедь» («Leda and the Swan») , принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что сам оригинал не сохранился).

Под влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны.

В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын. Рафаэль Санти создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.

Жизнь в Риме

В 1508 г. папа римский Юлий II (Iulius PP. II), в миру – Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) приглашает Рафаэля в Рим для росписи старого Ватиканского дворца. С 1509 г. и до конца дней художник занимается , вложив в работу все свое умение, весь талант и все знания.

Когда умер архитектор Донато Браманте (Donato Bramante) папа римский Лев X (Leo PP. X), в миру – Джованни Медичи (Giovanni Medici), с 1514 г. назначает Рафаэля ведущим архитектором возведения (Basilica Sancti Petri), в 1515 г. он еще становится и хранителем ценностей. Молодой человек взял на себя ответственность за перепись и сохранность памятников . Для Храма Святого Петра Рафаэль составил другой план и закончил строительство двора с лоджиями.

Другие архитектурные произведения Рафаэля:

  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (Chiesa Sant’Eligio degli Orefici), возведена на одноименной улице в , начало строительству положено в 1509 г.
  • Капелла Киджи (La cappella Chigi) церкви (Basilica di Santa Maria del Popolo), расположенной на Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo). Возведение началось в 1513 г., закончено (Giovanni Bernini) в 1656 г.
  • Дворец Видони-Каффарелли (Palazzo Vidoni-Caffarelli) в Риме, расположен на пересечении площади Видони (piazza Vidoni) и улицы Корсо Витторио Эмануэле (Corso Vittorio Emanuele). Строительство начато в 1515 г.
  • Ныне разрушенный дворец Бранконио дель Аквила (Palazzo Branconio dell’Aquila), располагался перед собором Святого Петра. Строительство было закончено в 1520 г.
  • Дворец Пандольфини (Palazzo Pandolfini) во Флоренции на улице Сан Гало (via San Gallo) возведен архитектором Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo) по эскизам Рафаэля.

Папа Лев X боялся, что французы могут переманить к себе талантливого художника, поэтому старался давать ему как можно больше работы, не скупясь также на подарки и похвалы. В Риме Рафаэль Санти продолжает писать Мадонн, не отходя от любимой тематики материнства.

Личная жизнь

Картины Рафаэля Санти принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги. Он никогда не испытывал недостатка как во внимании монарших особ, так и в финансовых средствах.

Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.

Единственной женщиной, которой удалось покорить сердце богатого ловеласа, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina).

Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал (Villa Farnesina) в в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.

  • Советуем посетить экскурсию:

Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:

  • «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
  • «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
  • «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;

После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.

Смерть

Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.

6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время по достопримечательностям Рима на рассвете.

Мадонны

Подражая своему учителю Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), Рафаэль написал галерею из сорока двух картин Богоматери с младенцем. Не смотря на разнообразие сюжетных линий, произведения объединены трогательной прелестью материнства. Недостаток материнской любви художник переносит на полотна, усиливая и идеализируя женщину, тревожно оберегающую ангелочка-младенца.

Первые Мадонны Рафаэля Санти созданы в стиле кватроченто (quattrocento), распространенному в период раннего Возрождения в XV веке. Образы скованы, сухи, человеческие фигуры представлены строго фронтально, взгляд неподвижен, на лицах спокойствие и торжественная отвлеченность.

Флорентийский период привносит в образы Богоматери чувства, проявляется тревожность и гордость за свое дитя. Усложняются пейзажи на втором плане, проявляется взаимодействие изображенных персонажей.

В более поздних римских работах угадывается зарождение (barocco), чувства становятся сложнее, позы и жесты далеки от ренессансной гармоничности, пропорции фигур вытягиваются, наблюдается преобладание мрачных тонов.

Ниже приведены самые известные картины и их описания:

Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) – самое известное из всех изображений Богоматери размером 2 м 65 см на 1 м 96 см. Образ Мадонны взят с 17-летней Маргериты Лути (Margherita Luti), дочери пекаря и любовницы художника.

Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У ангела слева одно крыло. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.

Мадонна с младенцем

Другое название картины, созданной в 1498 г. – «Мадонна из дома Санти» («Madonna di Casa Santi»). Она стала первым обращением художника к образу Богоматери.

Фреска хранится в доме, где родился художник, на улице Рафаэля (via Raffaello) в Урбино. Сегодня здание носит название «Дом-музей Рафаэля Санти» («Casa Natale di Raffaello»). Мадонна изображена в профиль, она читает книгу, установленную на подставку. На руках у нее спящий младенец. Руки матери поддерживают и нежно поглаживают ребенка. Позы обоих фигур естественны и непринужденны, настроение задает контраст темных и белых тонов.

Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рисунок хранится в Кабинете набросков и этюдов в (Galleria degli Uffizi), во Флоренции (Firenze).

  • Советуем посетить: с лицензированным гидом-искуствоведом

Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1800 г. Дольчи продает картину Герцогу Франциску III (François III) уже в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.

Впервые сходство Мадонны Бриджуотер (Madonna Bridgewater) со своей женой Натальей Николаевной А. С. Пушкин заметил летом 1830 г. , увидев копию картины, созданной в 1507 г. в витрине магазина книг на Невском проспекте. Это еще одна загадочная работа Рафаэля, где пейзаж на втором плане закрашен черной краской. Она долго путешествовала по миру, после чего герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater) стал ее владельцем.

Впоследствии наследники более ста лет хранили работу в имении Бриджуотеров в Лондоне (London). Во Вторую мировую войну светловолосая Мадонна перевезена в Национальную галерею (National Gallery of Scotland) в Эдинбурге (Edinburgh), где и выставлена сегодня.

Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile) – финишная работа маэстро в Умбрии, написанная в 1502 г. До приобретения ее графом Конестабиле делла Стаффа (Conestabile della Staffa), она назвалась «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro).

В 1871 г. Александр II выкупил ее у графа, чтобы подарить супруге. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. Она выставлена в санкт-петербургском Эрмитаже.

Работа представлена в богатой раме, созданной одновременно с полотном. При переводе картины с дерева на холст в 1881 г. было обнаружено, что вместо книги Мадонна сначала держала при себе гранат – знак крови Христа. Во время создания Мадонны Рафаэль еще не владел техникой смягчения переходов линий – сфумато (sfumato), поэтому представил свой талант не разбавленным влиянием Леонардо да Винчи.

«Madonna d’Alba» создана Рафаэлем в 1511 г. по просьбе епископа Паоло Джовио (Paolo Giovio) во времена творческого зенита художника. Продолжительное время, до 1931 г. полотно принадлежало санкт-петербургскому Эрмитажу, впоследствии было продано в Вашингтон (Washington), США и сегодня выставляется в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art).

Поза и складки одежды Богоматери напоминают скульптуры античности. Работа необычна тем, что ее обрамлением является круг диаметром 945 мм. Название «Альба» Мадонне досталось в XVII веке в память о герцогах Альба (одно время картина находилась во дворце Севильи (Sevilla), принадлежавшему наследникам Оливареса (Olivares)). В 1836 г. российский император Николай I купил ее за 14000 фунтов и приказал перевести с деревянного носителя на холст. При этом оказалась утрачена часть природы справа.

«Madonna della Seggiola» создана в 1514 г. и выставлена в галерее Палатина (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Богоматерь одета в нарядную одежду женщин Италии XVI века.

Мадонна двумя руками обнимает и крепко прижимает к себе сына, как будто чувствуя, что ему придется испытать. Справа на них взирает Иоанн Креститель в образе маленького мальчика. Все фигуры нарисованы крупным планом и фона для картины уже не требуется. Здесь нет строгости геометрических форм и линейных перспектив, зато есть бескрайняя материнская любовь, выраженная использованием красок теплых тонов.

Большое полотно Рафаэля (1 м 22 см на 80 см) «Прекрасной садовницы» (La Belle Jardiniere), написанное в 1507 г., принадлежит к одним из самых ценных экспонатов парижского Лувра (Musée du Louvre).

Изначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки» и только в 1720 г. искусствовед Пьер Мариетт (Pierre Mariette) решился дать ей другое название. Мария изображена сидящей в саду с Иисусом и Иоанном Крестителем. Сын тянет руку к книге и смотрит в глаза матери. Иоанн держит жезл с крестом и взирает на Христа. Над головами персонажей едва заметны нимбы. Умиротворение и спокойствие дарит бирюзовое небо с белыми облаками, озеро, цветущие травы и пухлые дети около доброй и нежной Мадонны.

Мадонна с щеглёнком

Mадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) признана одной из наилучших творений Рафаэля, написана в 1506 г. Выставлена в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.

Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа . Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.

Портреты

В коллекции Рафаэля не очень много портретов, он рано ушел из жизни. Среди них можно выделить ранние произведения, выполненные в флорентийский период и работы зрелой поры, созданные во время проживания в Риме с 1508 г. по 1520 г. Художник много рисует с натуры, всегда четко обозначая контур, добиваясь наиболее точного соответствия образа оригиналу. Авторство многих работ подвергается сомнению, среди других возможных авторов указываются: Пьетро Перуджино, Франческо Франча (Francesco Francia), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).

Портреты, созданные до переезда во Флоренцию

Работа маслом на дереве (45 см на 31 см), выполненная в 1502 г. выставлена в (Galleria Borghese).

До XIX в. авторство портрета приписывалось Перуджино, но последние исследования указывают на принадлежность шедевра кисти раннего Рафаэля. Возможно, это изображение одного из герцогов, современников художника. Струящиеся локоны волос и отсутствие дефектов лица несколько идеализируют образ, это не соответствовало реалистичности художников севера Италии того времени.

  • Рекомендуем:

Портрет Елизаветы Гонзага (Elisabetta Gonzaga), 1503 года создания размером 52 см на 37 см выставлен в галерее Уффицы.

Елизавета приходилась сестрой Франческо II Гонзаге (Francesco II Gonzaga) и супругой Гвидобальдо Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). Лоб женщины украшает подвеска скорпион, прическа, одежда изображены по моде современников автора картины . По предположению искусствоведов, портреты Гонзага и Монтефельтро частично были выполнены Джованни Санти. Елизавета была дорога Рафаэлю потому, что занималась его воспитанием, когда тот остался сиротой.

Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника.

На изображении длинные волосы юноши мягко ниспадают из-под красной шапочки. Руки сложены на парапете, в правой ладони зажат листок бумаги. Рафаэль первый раз повстречался с Бембо в замке урбинского герцога. Портрет маслом по дереву (54 см на 39 см) выставлен в Музее изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum) в Будапеште (Budapest), Венгрия.

Портреты флорентийского периода

Портрет беременной женщины Донна Гравида (La donna gravida) исполнен в 1506 г. маслом на холсте размером 77см на 111 см и хранится в Палаццо Питти.

Во времена Рафаэля женщин, вынашивающих ребенка, изображать было не принято, но портретист писал близкие его душе образы без оглядки на догмы. Тема материнства, проходящая через всех Мадонн отражалась и в изображениях мирских обывателей. Искусствоведы полагают, что это могла быть женщина семьи Буфалини Чита ди Кастелло (Bufalini Città di Castello) или Эмилия Пиа да Монтефельтро (Emilia Pia da Montefeltro). На принадлежность к богатому сословию указывает модный наряд, украшения на волосах, кольца с драгоценными камнями на пальцах и цепь на шее.

Портрет дамы с единорогом (Dama col liocorno) маслом по дереву 65 см на 61 см, написанный в 1506 г. выставлен в галерее Боргезе.

Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. VI). Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически, изменяет рукава и дорисовывает собаку. Через несколько десятков лет собака становится единорогом , переписываются руки. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.

Автопортрет

Автопортрет (Autoritratto) размером 47,5 см на 33 см, исполненный в 1506 г. хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Работа долгое время принадлежала кардиналу Леопольду Медичи (Leopoldus Medices), с 1682 г. вошла в коллекцию галереи Уффици. Зеркальное изображение портрета нанесено Рафаэлем на фреску «Афинская школа» («Scuola di Atene») в главной зале Ватиканского дворца (Апостольского дворца (Palazzo Apostolico)). Художник изобразил себя в скромном черном одеянии, украсив его лишь небольшой полоской белого воротничка.

Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони

Портрет Аньоло Дони и портрет Маддалены Дони (Portrait of Agnolo Doni, Portrait of Maddalena Doni) написаны маслом по дереву в 1506 г. и прекрасно дополняют друг друга.

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью и заказал написать себя и свою молодую жену (в девичестве Строцци (Strozzi)) сразу после их свадьбы. Образ девушки создан по подобию «Моны Лизы» («Mona Lisa») (Leonardo da Vinci): тот же поворот корпуса, то же положение рук. Тщательная прорисовка деталей одежды и украшений указывают на богатство пары.

Рубины символизируют процветание, сапфиры – чистоту, жемчужная подвеска на шее Маддалены – девственность. Ранее обе работы соединялись вместе шарнирами. С середины 20-х гг. XIX в. потомки семьи Дони передают портреты .

Картина Немая (La Muta) маслом на холсте размером 64 см на 48 см выполнена в 1507 г. и выставлена в Национальной галерее Марке (Galleria nazionale delle Marche) в Урбино.

Праобразом изображения считается Елизавета Гонзага (Elisabetta Gonzaga), супруга герцога Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). По другой версии, это могла быть сестра герцога Джованна (Giovanna). До 1631 г. портрет находился в Урбино, впоследствии его перевезли во Флоренцию. В 1927 г. работа вновь возвращена на родину художника. В 1975 г. картину похитили из галереи, через год ее обнаружили в Швейцарии.

Портрет молодого человека (Portrait of a Young Man) маслом по дереву (35 см на 47 см), написанный в 1505 г. выставлен во Флоренции, в Уффици.

Представленный на изображении Франческо Мария делла Pовере (Francesco Maria della Rovere) был cыном Джованни дeлла Pовере (Giovanni Della Rovere) и Джулиaны Фeльтрии (Juliana Feltria). Дядя назначил юношу в 1504 г. своим наследником и незамедлительно заказал этот портрет. Юноша в красном одеянии представлен на скромной природе севера Италии.

Портрет Гвидобальдo да Mонтефельтро (Ritratto di Guidоbаldо da Montefeltro) маслом по дереву (69 см на 52 см) исполнен в 1506 г. Работа хранилась в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale), после чего была перевезена в город Пезаро (Pesaro).

В 1631 г. картина вошла в коллекцию жены Фердинандо II Медичи (Ferdinando II de Medici), Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere). Монтефельтро в черном одеянии помещен в центр композиции, которую обрамляют темные стены комнаты. Справа изображено открытое окно с природой за ним. Неподвижность и аскетичность изображения долго не позволяли признать автором картины Рафаэля.

Станцы Рафаэля в Ватикане

В 1508 г. художник переезжает в Рим, где и остается до самой смерти. Архитектор Домато Браманте (Donato Bramante) помог ему стать художником при папском дворе. Папа Юлий II отдает своему протеже под роспись парадные залы (станцы) старого дворца Ватикана, названные впоследствии (Stanze di Raffaello) . Увидев первую работу Рафаэля, папа велел нанести его рисунки на все плоскости, сняв фрески остальных авторов и оставив нетронутыми лишь плафоны.

  • Посетить обязательно:

Дословный перевод «Stanza della Segnatura» звучит как «кoмната пoдписи», её единственную не переименовали по теме исполненных фресок.

Рафаэль трудился над ее росписью с 1508 г. по 1511 г. В помещении монаршие особы ставили подписи на важные бумаги и тут же была библиотека. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.

Фреска «Афинская школа»

Второе название «Scuola di Atene», лучшей из созданных фресок, – «Философские беседы» («Discussioni filosofiche»). Главная тема – спор Аристотеля (Aristotels) с Платоном ((Platon), написанным с Леонардо да Винчи) под сводами фантастического храма, призвана отражать философскую деятельность. Длина по основанию составляет 7 м 70 см, в композицию помещено более 50 персонажей, среди которых Гераклит ((Heraclitus), написан с ), Птолемей ((Ptolemaeus), автопортрет Рафаэля), Сократ (Sokrates), Диоген (Diogen), Пифагор (Pythagoras), Эвклид ((Evklid), написан с Браманте), Зороастр (Zoroastr) и другие философы и мыслители.

Фреска «Диспута», или «Спор о святом причастии»

Размер «Спора о святом причастии» («La disputa del sacramento»), символизирующего теологию, 5 м на 7 м 70 см.

На фреске небесные жители ведут богословский диспут с земными смертными (фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), Августин Блаженный (Augustinus Hipponensis), (Dante Alighieri), Савонарола (Savonarola) и другими). Четкая симметрия в работе не угнетает, наоборот, благодаря Рафаэлевскому дару организации, представляется естественной и гармоничной. Ведущая фигура композиции – полукруг.

Фреска «Мудрость. Умеренность. Сила»

Фреска «Мудрость. Умеренность. Сила» («La saggezza. La moderazione. Forza») размещена на стене, прорезанной окном. Другое название работы, прославляющей законодательство светское и церковное, «Юриспруденция» (Giurisprudenza).

Под фигурой Юриспруденции на потолке, на стене над окном расположены три фигуры: Мудрость, смотрящая в зеркало, Сила в шлеме и Умеренность с поводьями в руке. Слева сбоку от окна изображен император Юстиниан (Iustinianus) и стоящий перед ним на коленях Трибониан (Tribonianus). Справа сбоку от окна изображение папы Григория VII (Gregorius PP. VII), вручающего постановления римских пап адвокату.

Фреска «Парнас»

Фреска «Парнас» («he Parnassus») или «Аполлон и музы» («Apollo and the Muses») расположена на стене напротив «Mудрости. Умеренности. Cилы» и изображает древних и современных стихотворцев. В середине изображения древнегреческий Аполлон с ручной лирой в окружении девяти муз. Справа находятся: Гомер (Homer), Данте (Dante), Анакреон (Anakreon), Вергилий (Vergilius), справа — Ариосто (Ariosto), Гораций (Horatius), Теренций (Terentius), Овидий (Ovidius).

Темой для росписи Станци ди Элиодоро (Stаnza di Eliodoro) выбрано заступничество высших сил за Церковь. Зал, работа над которым шла с 1511г. по 1514 г., получил название по одной из четырех фресок, нанесенных Рафаэлем на стену. Лучший ученик мастера, Джулио Романо (Giulio Romano), помогал учителю в работе.

Фреска «Изгнaниe Элиoдoра из Храма»

Фреска «Cacciata di Eliodoro dal tempio» изображает легенду, по которой верный слуга царской династии Селевкидов (Seleukid) военачальник Элиодор был послан в Иерусалим (Jerusalem), чтобы забрать из храма Соломона казну вдов и сирот.

Когда он зашел в зал храма, увидел мчащегося разъяренного коня со всадником ангелом. Конь принялся топтать копытами Элиодора, а спутники всадника, тоже ангелы, несколько раз ударили грабителя плеткой. Папа Юлий II представлен на фреске сторонним наблюдателем.

Фреска «Месса в Больсене»

Над фреской «Месса в Больсене» Рафаэль Санти работал один, не привлекая помощников. Сюжет изображает чудо, случившееся в храме Больсена. Священник немец собирался начать обряд причастия, в глубине души не веруя в его истину. Тогда из облатки (лепешки) в его руках потекли 5 струек крови (2 из них – символ пробитых Христовых рук, 2 – ступней, 1 – кровь из раны пробитого бока). В композиции звучат нотки столкновения с немецкими еретиками XVI века.

Фреска «Изведение апостола Петра из темницы»

Фреска «Изведение апостола Петра из темницы» («la Delivrance de Saint Pierre») также работа полностью Рафаэля. Сюжет взят из «Деяний апостолов», изображение разделено на 3 части. В центре композиции изображен сияющий апостол Петр, заключенный в мрачную камеру темницы. Справа Петр с ангелом выходят из заточения, пока стражники спят. Слева третье действие, когда охрана просыпается, обнаруживает пропажу и поднимает тревогу.

Фреска «Bстреча Льва I Bеликого с Aттилой»

Значительная часть работы «The Meeting between Leo the Great and Attila» шириной более 8 м выполнена учениками Рафаэля.

Лев Великий имеет облик папы Льва X. По сказанию, когда предводитель гуннов подошел к стенам Рима, Лев Великий отправился на встречу с ним вместе с другими членами делегации. Своим красноречием он убедил захватчиков отказаться от намерений напасть на город и уйти. По легенде, Аттила увидел позади Льва священнослужителя, угрожавшего ему мечом. Это мог быть апостол Петр (или Павел).

Станца «Stanza dell’Incendio di Borgo» – финишная зала, над которой трудился Рафаэль с 1514 г. по 1517 г.

Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля Санти «Пожар в Борго» («Fire in the Borgo») кисти маэстро. Над остальными картинами работали его ученики по заданным рисункам.

Фреска «Пoжaр в Борго»

В 847 г. в римском квартале Борго, прилегавший к ватиканскому дворцу, охватило пламя. Оно разрасталось, пока из Ватиканского дворца не появился Лев IV (Leo PP. IV) и не прекратил бедствие крестным знамением. На заднем плане изображен старый фасад собора Святого Петра. Слева наиболее удачная группа: атлетический юноша выносит старого отца на плечах из огня. Рядом пытается забраться на стену еще один юноша (предположительно, художник нарисовал самого себя).

Станца Константина

Заказ на роспись «Зала Константина» («Sala di Costantino») Рафаэль Санти получил в 1517 г., но успел сделать только эскизы рисунков. Скоропостижная смерть гениального творца помешала ему закончить работу. Все фрески исполнялись учениками Рафаэля: Джулио Романо, Джанфранческо Пенни (Gianfrancesco Penni), Рафаэллино дель Коллэ (Raffaellino del Colle), Перин дель Вага (Perino del Vaga).

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро , среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней