Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Научно исследовательская работа по литературе. Исследовательская работа по литературе (10 класс)

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Курумканский район»

Районное управление образования

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

Республиканская научно-практическая конференция

молодых исследователей «Шаг в будущее»

Секция «Литература»

Направление «Поэтика русской литературы»

Анализ семантического пространства

ключевого слова «дождь»

в творчестве Бориса Пастернака

(на примерах книги «Сестра моя - жизнь»

и романа «Доктор Живаго»)

Выполнила: Хурхесова Наталья,

ученица 9 класса

Руководитель: Буралова З.Г.,

учитель русского языка

и литературы

с. Курумкан, 2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I . Краткий обзор использованной литературы

Глава II . Теоретический аспект. Символизация, создание символов на основе ассоциаций

Глава III .

Глава IV . Символика дождя в творчестве Бориса Пастернака:

Анализ ключевого слова в лирических стихотворениях «Сестра моя - жизнь»;

Анализ ключевого слова в романе «Доктор Живаго»;

V . Заключение

VI . Список использованной литературы

Приложение

Введение

Наследие Бориса Пастернака сегодня законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Его творчество для нас, старшеклассников, становится поводом для раздумий над «вечными» вопросами человеческого бытия, учит видеть необычное в обычном. И вместе с поэтом начинаешь открывать этот удивительный мир для себя.

Неискушенному читателю 21 века порой трудно понять поэтический мир Бориса Пастернака, который предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций. Они непривычны и подчас очень сложны, требуют особого внимания, огромной работы мысли и души. Ибо человек, в особенности поэт, по праву считается создателем и интерпретатором языковой картины мира, как «образ мира, в слове явленный» (Б.Пастернак).

Интерес к жизни и творчеству определил цель исследования – выявить семантико-ассоциативную структуру концепта «дождь» в творчестве Бориса Пастернака, особенности его функционирования и формирования в рамках его идиостиля. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

    Выявить значение художественного концепта, как проявления индивидуально-авторской картины мира;

    Определить понятие лексико-семантического поля в системе идиостиля писателя;

    Охарактеризовать смысловую структуру понятия «дождь» в русском языке, выявить условия его образования и функционирования;

    Изучить способы формирования концепта «дождь» и его составляющих в художественном аспекте вопроса.

Актуальность темы обусловлена ​​также отсутствием исследований данного концепта в творчестве Пастернака. Объект исследования - концепт как категориальная основа языка. Предмет - концепт «дождь».

Основными методами работы явились: поисковый; метод выборки материалов; описательный; принцип анализа текста «вслед за автором» (В.Г.Маранцман); метод анализа и обобщения.

В качестве материала для исследования были взяты тексты, представленные в книге стихов «Сестра моя - жизнь» и в романе «Доктор Живаго».Исследовательская работа состоит из введения, двух глав (теоретический и практический), заключения, списка использованной литературы.

Глава I . Теоретическое понятие определения «концепт»

Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Но до сих пор нет единого определения этого термина. Одни ученые под концептом понимают некоторые подстановки значений, скрытые в тексте «заместители» множества предметов, облегчающие общение и тесно связанные с человеком и его национальным, культурным, профессиональным, возрастным опытом. Некоторые ученые считают, что концепт - это то, что мы знаем об объекте . По мнению других, концепт - это имя, отражающее определенные культурные знания человека о мире.

В «Кратком словаре когнитивных терминов» определение термина:

«Концепт - это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга... всей картины мира, отраженной в человеческой психике » [ Кубрякова Е.М. , 1996 90 ] .

Слова концепт и понятие одинаковы только по своей внутренней форме: в переводе с латинского conceptus означает «понятие », от глагола concipere «начинать» , что буквально означает «понятие, зачатие», понятие от древнерусского глагола «пояти «схватить, взять в собственность» буквально означает то же самое. В научных трудах иногда эти слова выступают как синонимы.

Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.

Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие.

Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.

К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла. Концепты занимают важное положение языковом сознании, и поэтому их исследование становится чрезвычайно актуальной проблемой.

ГЛАВА II . КОНЦЕПТ «ДОЖДЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

2.1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПТА «ДОЖДЬ»

Глава III . Своеобразие лирики Бориса Пастернака

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений. Нам, знакомым с русской поэзией XIX и начала XX века и привыкшим к классическому строю образов, мир поэта представляется вычурным, косноязычным, странным, сбивчивым. Привычная модель восприятия текста трудно накладывается на модель, предлагаемую поэтом. И потому нас ждут определенные трудности при восприятии поэзии Пастернака, не преодолев которые не сможем приблизиться к пониманию поэта.

Во-первых, эти трудности связаны с поэтическим словарем Пастернака, где встречаются незнакомые и малоупотребительные слова, которые, как считал поэт, «должны увести от шаблона, от привычных словосочетаний, выражающих привычные представления. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем оно лучше, свежей». Он стремился к точности словесного употребления.

Следующий, более сложный этап в постижении текстов поэта - это синтаксис. Пастернак нарушает привычные для нашего слуха литературные нормы. Нужны навыки для постижения этого синтаксиса. Слова могут быть обычными, но их расстановка в строфе крайне необычна и поэтому затруднена. Например:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые спят снега…

В этом стихотворении речь идет о путнике, заблудившемся в каком-то посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути. Заблудиться в пространстве для лирического героя то же, что и заблудиться во времени. Передают это состояние обычные слова и словосочетания, покинувшие свои места и производящие необычное, странное впечатление.

Третья ступень проникновения в поэтический мир Пастернака – это ассоциативные ряды его образов. Они непривычны и подчас очень сложны, требуют внимания и огромной работы мысли и души.

Поэт обладает удивительной способностью видеть явления мира будто впервые. Он вслушивается в окружающее, вглядывается в него и видит больше, чем обычный человек, создает свой собственный, стремительный, яркий и звучный мир. И вместе с поэтом начинаешь открывать его для себя.

Глава IV . Исследовательская работа.

Символика дождя в творчестве Бориса Пастернака

«Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану»,- писал Борис Пастернак. Но ясность выражения в его творчестве соединена с глубиной символа и широтой мысли. И потому правильное толкование сложных поэтических символов и ассоциаций способствует глубокому и верному прочтению его произведений.

Одним из сложнейших символов, расширяющим смысловую перспективу лирического произведения, позволяющим нам выстроить цепь ассоциаций, является символ дождя.

4.1 Анализ ключевого слова в лирических стихотворениях (третья книга стихов «Сестра моя – жизнь»)

У Бориса Пастернака родной элемент – текущая вода, чаще всего – дождь. Этот образ-символ многозначен. И потому у нас возникают самые разнообразные ассоциации.

Свою статью, посвященную своему другу Борису Пастернаку, Марина Цветаева назвала «Световой ливень». Образ, найденный Цветаевой, удивительно точен: ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады. «Но страстнее трав, зорь, вьюг – возлюбил Пастернак дождь (Ну надождил же он поэму! – вся книга плывет.) Но какой не осенний, не мелкий, не дождичек – дождь! Дождь джигит, а не дождичек!» - так восторженно писала в 1923 году Марина Цветаева.

Дождь для Пастернака равнозначен жизни:

Расшиблась весенним дождем обо всех.

Как жизнь, это образ-символ бесконечно разнообразен.

Вот дождь ликующий:

У капель тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез.

И не только сам ликующий, но и заставляющий ликовать все орошаемое им:

Душистою веткою машучи,

Впивая впотьмах это благо,

Бежала на чашечку с чашечки

Грозой одуренная влага.

Или:

Горло – глубокие розы, в жгучих,

Влажных алмазах.

Мокрый нахлест

Счастья на них, на ресницах, на тучах.

Но это ликование неземной силы может оборачиваться бедствием для земного:

И дымом жертвенным застлал

Глаза и тучи.

Или:

Она, эта неземная сила, может превращаться даже во что-то жалкое, одинокое и несчастное:

Все эти примеры взяты из третьей книги «Сестра моя – жизнь» (1922г.), главная идея которой состоит в том, что смысл окружающего мира – в нем самом, нужно только «проснуться и прозреть», научиться его видеть и бескорыстно любить, и тогда станет понятно, для чего этот мир существует. Грозы, бури, ливни, бушующие в книге «Сестра моя - жизнь»,- не просто явления природы. Они одухотворены и олицетворены, наделены свойствами субъекта. Они становятся действующими лицом наравне с человеком.

Но уже в самых ранних произведениях мы находим прямые указания на значение текущей воды дождя для Пастернака. Окружающий мир наделен человеческими свойствами. Сравнения и метафоры сближают человеческое и природное, одухотворяют внешний мир и растворяют в нем мир внутренний. Вот несколько строк из стихотворения, написанного до 1914 года:

Встав из грохочущего ромба

Предрассветных площадей,

Напев мой опечатан пломбой

Неизбываемых дождей.

Под ясным небом не ищите

Меня в толпе сухих коллег.

Я смок до нитки от наитий,

Из более поздних собраний несколько характерных образов-символов:

Зачем же бесцельно

Целуешь, как капли дождя!

Кто мой испуг изобразит росе

Перебирая годы поименно,

Поочередно окликая тьму,

В стихотворении отражено обостренное мировосприятие лирического субъекта: поэт слышит то, чего нельзя услышать. Эти абстрактные понятия (тьма, шорох снов) становятся одушевленными так же, как и дождь, проявляются в будничном мире, воплощаются в звуки. Внутреннее преображение под воздействием любви ассоциируется с весенним пробуждением природы. Сознание постепенно преображается, раскрывается для новых впечатлений. Так, с помощью образа-символа дождя высвечивается мысль автора об очищающем, облагораживающем и обновляющем влиянии любовного чувства на человека, о внутреннем преображении под действием любви и красоты.

В одном из самых насыщенных чувством благоговения перед жизнью лирический герой пастернаковских стихотворений обращается именно к дождю, чтобы поведать свое ликование:

И не было ошибкою родиться?

Пастернак уподобляет дождю и события революционных лет:

И долго, долго, до зари

Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краном

То и тогда струя сохранна,

И, наконец, сам поэт уподобляет себя капле (правда, не воды, а чернил):

Я вишу на пере у Творца

Это отрывок из «Повести», где мы видим, что означает для Пастернака вода и дождь: «Но завтра дожди кончатся, и земля засохнет. А любовь, как озеро, большое озеро, как блюдо…одно и то же сегодня, через десять, через тридцать лет она каждый день сначала».

На старости лет о такой любви Пастернак писал, ассоциируя ее со снегом:

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска.

И весь твой облик слажен

Из одного куска.

Как будто бы железом,

Обмокнутым в сурьму,

Тебя вели нарезом

По сердцу моему.

И в нем навек засело

Смиренье этих черт,

И потому нет дела,

Что свет жестокосерд.

И оттого двоится

Вся эта ночь в снегу,

И провести границы

Меж нас я не могу…

Таким образом, на протяжении жизни и творческого пути любимый символ поэта - текущая вода, дождь, ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады,- усложняясь, развиваясь, эволюционируя, превращается в снег как символ безвозвратно уходящего времени, напоминание о конце.

4.2 Анализ ключевого слова «дождь» в романе «Доктор Живаго»

Мистическая суть элемента воды, дождя как текущей воды, его прямая связь со стихией любви и жизни раскрывается и в романе «Доктор Живаго».

Дело происходит в Мелюзееве: Лара уехала. В большом барском доме остались только Юрий Живаго и старая швейцарка мадемуазель Флери. Ночью пред отъездом самого Живаго из Мелюзеева была страшная буря: «Шум урагана сливался с шумом ливня, который то отвесно обрушивался на крыши, то под напором изменившегося ветра двигался вдоль улицы, как бы отвоевывая шаг за шагом своими хлещущими потоками».

Ночью настойчивый стук в парадную дверь будит старушку Флери и Живаго. Полагая, что это вернулась Лара, они открывают дверь, но не находят ничего, кроме дождя. Оказывается, однако, что «в буфетной выбито окно обломком липового сука, бившего о стекло, и на полу огромные лужи, и то же самое в комнате, оставшейся от Лары, море, форменное море, целый океан». Они поговорили еще немного, заперли дверь и разошлись спать, оба сожалея, что тревога оказалась ложной. «Они были уверены, что отворят парадное и в дом войдет так хорошо известная женщина, до нитки вымокшая и иззябшая, которую они засыплют вопросами, пока она будет отряхиваться…Они были так уверены в этом, что когда они заперли дверь, след этой уверенности остался за углом дома на улице, в виде водяного знака этой женщины или ее образа, который продолжал им мерещиться за поворотом».

Сразу вспоминается стихотворение «Разлука», где образ любимой женщины влечет за собой образы бушующего моря, прибоя, волненья после шторма.

Таким образом, мы видим, что Лара связана с образом живой воды – водяного знака, дождя, превращающегося в море.

Роман же в целом происходит на фоне снега: тоже воды, нисходящей с неба, но воды мертвой. Все утраты в романе происходят в снегу и под снегом.

Например, после похорон матери Юрия: «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом…С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая ее погребальными пеленами».

Исторические события, как и все поэты, писатели – мастера, часто показываются у Пастернака через явления природы. В ноябре 1917 года кончается старый мир. Ощущение приближения «исторического вихря» (сравним поэму «Двенадцать» А.Блока), восприятие революции, мятежа как стихии (повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка») говорит яркая художественная деталь, символизирующая конец старого мира: «Вдруг снег повалил густо-густо и стала разыгрываться метель, та метель, которая в открытом поле с визгом стелется по земле, а в городе мечется в тесном тупике, как заблудившаяся».

Описания снега, рассыпанные по многим страницам романа, отвечают тончайшим душевным движениям героя. Уезжает из Москвы Живаго с семьей: «Накануне отъезда поднялась снежная буря. Ветер взметал вверх к поднебесью серые тучи вертящихся снежинок, которые белым вихрем возвращались на землю, улетали в глубину темной улицы и устилали ее белой пеленою». Или Живаго узнает об отъезде за границу своей семьи: «За окном пошел снег. Ветер нес его по воздуху вбок, все быстрее и все гуще, как бы этим все время что-то наверстывая».

И, наконец, Живаго теряет Лару в погребенном снегу Варыкине. Живописная игра красок, теней, света обостряет горе Юрия Живаго, когда он мысленно прощается с Ларой, своей любовью (ч.14, гл.13): «темно-пунцовое солнце», «синяя линия сугробов», «ананасная сладость» солнца на снегу, «багрово-бронзовые пятна зари», «пепельная мягкость пространств быстро погружалась в сиреневые сумерки, все более лиловевшие. С их серою дымкой сливалась кружевная, рукописная тонкость берез на дороге, нежно нарисованных по бледно-розовому, точно вдруг обмелевшему небу». Живописность, зримость образов, яркие изобразительно-выразительные средства резко подчеркивают пронзительную боль, душевное состояние героя, его невыносимое страдание.

А в последнем собрании стихотворений Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959г.г.) снег уже окончательно завладевает той территорией, над которой когда-то шли дожди. Мы видим, снег здесь – символ безвозвратно уходящего времени:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

Снег – напоминание о конце:

Тогда я понял, почему

Она во время снегопада,

Снежинками пронзая тьму,

Заглядывала в дом из сада.

Она шептала мне: «Спеши!»

Губами, белыми от стужи

А я чинил карандаши,

Отшучиваясь неуклюже.

А в стихотворении «Зимняя ночь» уже звучат трагические ноты смерти и расставания:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы…

Седой и белой…

Засыпет снег дороги,

Завалит скаты крыш…

Снег – смерть:

Я ослеп, а лишился ума.

Наземь падает навзничь зима.

Небо сверху любуется лепкой

И на дереве каждый побег.

Жизнь символична, потому она значительна во всех своих проявлениях. И предметом поэзии является сама жизнь. Долг человека – заплатить муками за чудо жизни, сказку жизни. И в стихотворении Юрия Живаго «Сказка» назывные предложения обозначают Вечность как единство текучести и неподвижности:

Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.

Так замыкается круг. «Водяной знак» жизнеподателя-дождя превращается в водяной же знак могильщика-снега»,- пишет В.С.Франк, литературовед, исследующий поэтическое мировоззрение Пастернака.

Таким образом, мистическая суть этого элемента прямо связана в творчестве поэта со стихией любви и жизни. Жизненный путь человека-художника, желающего во всем «дойти до самой сути», показан Борисом Пастернаком на эволюции образа-символа дождя как текущей живой воды (ливень, бури, грозы, потоки вод, водопады) и снега - тоже воды, нисходящей с неба, но воды мертвой - символа безвозвратно уходящего времени, символа смерти.

Заключение

Таким образом, исследовав творчество одного из величайших поэтов 20 века Бориса Пастернака, проанализировав семантическое пространство ключевого слова «дождь» в контексте личной жизни и творчества Бориса Пастернака, мы пришли к следующим выводам:

    Символика «дождя» является основой для понимания мировосприятия, мировоззрения Бориса Пастернака. Образ-символ бесконечно разнообразен и многозначен: ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады, бушующая гроза, буря, и снег (тоже вода, нисходящая с неба, но вода мертвая).

    Мистическая суть этого элемента прямо связана в творчестве поэта со стихией любви и жизни. С помощью образа-символа дождя высвечивается мысль автора об очищающем, облагораживающем и обновляющем влиянии любовного чувства на человека, о внутреннем преображении под действием любви и красоты.

    В одном из самых насыщенных чувством благоговения перед жизнью лирический герой пастернаковских стихотворений обращается именно к дождю, чтобы поведать свое ликование.

    На протяжении жизни и творческого пути любимый символ Бориса Пастернака - текущая вода, дождь, ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады,- усложняясь, развиваясь, эволюционируя, превращается в снег как символ безвозвратно уходящего времени, напоминание о конце, символа смерти.

Список использованной литературы:

    Березина Т.Н., Абульханова К.А. «Время личности и время жизни».-СПб.,2001.

    Жданова А.И. «Нобелевские лауреаты русской словесности».-Волгоград, изд-во «Учитель», 2009

    КостомаровН. И. «Об историческом значении русской народной поэзии».- Харьков, 1943.

    Озеров Л. «О Борисе Пастернаке».-М., изд-во «Правда», 1990.

    Пастернак Б.Л. «Избранное»: в 2 т.-М., 1985.

    Пастернак Б.Л. «Со мной, с моей свечою вровень. Миры расцветшие висят». -М.:БО ВФО, 1993.»

    Потебня А. А. «О некоторых символах в славянской народной поэзии». -Харьков, 1960.

    Цветаева А. «Воспоминания». – М.,1986.

    Цветаева М. «Избранное». – М.:Прсвещение,1989.

    Эфрон А. «О Марине Цветаевой».- М.: Советский писатель, 1989.

    Эпштейн М.П. «Природа, мир, тайник Вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии». - М.: Высшая школа, 1990.

Интернет-ресурсы:

    Елисеева, Н. Нобелевский изгнанник: www . strana . ru / stories

    Кавторина. А. Перпетуум Нобеля, перешагнувший век: ст.: http :// www . idf . ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВЫБОРКА ПРИМЕРОВ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ И ПОЭМ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Названия стихотворений и поэм

Строки из стихотворений

Из книги «Сестра моя – жизнь…»

«Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…» (1917 г.)

Сестра моя жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем обо всех…

«Плачущий сад» (1917 г.)

Ужасный! – Капнет и вслушается,

Все он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель…

Ни звука. И нет соглядатаев.

В пустынность удостоверяясь,

Берется за старое – скатывается

По кровле, за желоб и через…

Но тишь. И листок не шелохнется.

Ни признака зги: кроме жутких

Глотков и плескания в шлепанцах,

И вздохов, и слез в промежутке.

«Зеркало» (1917 г.)

Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,

На цыпочках скачет чиж.

Ты можешь им выпачкать губы черникой,

Их шалостью не опоишь.

«Ты в ветре, веткой пробующем…» (1917 г.)

У капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез…

«Дождь» (1917 г.)

Она со мной. Наигрывай,

Лей, смейся, сумрак рви!

Топи, теки эпиграфом

К такой, как ты, любви!

Снуй шелкопрядом тутовым

И бейся об окно.

Окутывай, опутывай,

Еще не всклянь темно!

-Ночь в полдень, ливень,- гребень ей!

На щебне, взмок,- возьми!

И – целыми деревьями

В глаза, в виски, в жасмин!

«Балашов» (1917 г.)

Сквозь дождик сеялся хорал

На гроб и в шляпы молокан…

Из цикла «Развлеченья любимой»

«Душистою веткою машучи…»

Душистою веткою машучи,

Впивая впотьмах это благо,

Бежала на чашечку с чашечки

Грозой одуренная влага.

На чашечку с чашечки скатываясь,

Скользнула по двум,- и в обеих

Огромною каплей агатовою

Повисла, сверкает, робеет…

«Весенний дождь»

Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил

Лак экипажей, деревьев трепет…

Лужи на камне. Как полное слез

Горло – глубокие розы, в жгучих

Влажных алмазах. Мокрый нахлест

Счастья – на них, на ресницах, на тучах…

Из цикла «Занятье философией»

« Болезни земли »

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы

Или с сардонической сосны?

«Наша гроза»

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлала

Глаза и тучи. Расправляй

Губами вывих муравья.

Звон ведер сшиблен набекрень.

О, что за жадность: небо мало?!

В канаве бьется сто сердец.

Гроза сожгла сирень, как жрец.

«Mein liebchen,

Was willst du noch menr?»

Может молния ударить,-

Вспыхнет мокрою кабинкой.

Или всех щенят раздарят.

Дождь крыло пробьет дробинкой…

«Душная ночь»

Накрапывало,- но не гнулись

И травы в грозовом мешке,

Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,

Железо в тихом порошке…

В осиротелой и бессонной,

Сырой, всемирной широте

С постов спасались бегством стоны,

Но вихрь, зарывшись, коротел.

За ними в бегстве слепли следом

Косые капли. У плетня

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

«Еще более душный рассвет»

Я умолял приблизить час,

Когда за окнами у вас

Нагорным ледником

Бушует умывальный таз

И песни колотой куски,

Жар наспанной щеки и лоб

В стекло горячее, как лед,

На подзеркальник льет…

«Возвращение»

...Пыхтенье, сажу, жар

Не соснам разжижать.

Гроза торчит в бору,

Как всаженный топор…

«Елене»

Ночью бредил хутор;

Спать мешали перистые тучи.

Дождик кутал

Ниву тихой переступью

Осторожных капель…

«Лето»

Не тени,- балки месяц клал,

А то бывал в отлучке,

И тихо, тихо ночь текла

Трусцой, от тучки к тучке.

Скорей со сна, чем с крыш; скорей

Забывчивый, чем робкий,

Топтался дождик у дверей…

«Имелось»

Имелась ночь. Имелось губ

Дрожание. На веках висли

Брильянты, хмурясь. Дождь в мозгу

Шумел, не отдаваясь мыслью…

«Любить,- идти…»

Любить,- идти,- не смолкнул гром,

Топтать тоску, не знать ботинок,

Пугать ежей, платить добром

За зло брусники с паутиной.

Пить с веток, бьющих по лицу,

Лазурь с отскоку полосуя:

«Так это эхо?»- и к концу

С дороги сбиться в поцелуях…

Из книги «Темы и вариации» (1916-1922 г.г.)

«Пять повестей»

«Встреча»

Вода рвалась из труб, из луночек,

Из луж,с заборов, с ветра, с кровель…

Встав из грохочущего ромба

Предрассветных площадей,

Напев мой опечатан пломбой

Неизбываемых дождей.

Под ясным небом не ищите

Меня в толпе сухих коллег.

Я смок до нитки от наитий,

И север с детства мой ночлег.

«Вариации»

Велось у всех, чтоб за обедом

Хотя б на третье дождь был подан.

Зачем же бесцельно

Целуешь, как капли дождя!

Кто мой испуг изобразит росе

В тот час, как загорланит первый кочет,

За ним другой, еще за этим все?

Перебирая годы поименно,

Поочередно окликая тьму,

Они пророчить станут перемену

Дождю, земле, любви – всему, всему.

Мой друг, мой дождь, нам некуда спешить.

У нас есть время. У меня в карманах –

Орехи. Есть за чем с тобой в степи

Полночи скоротать. Ты видел? Понял?

Ты понял? Да? Не правда ль это – то?

Та бесконечность? То обетованье?

И не было ошибкою родиться?

Прошли года. Прошли дожди событий.

Уподобляется струе воды поэзия:

Отростки ливня грязнут в гроздях

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краном

Пустой, как цинк ведра, трюизм,

То и тогда струя сохранна,

Тетрадь подставлена – струись!

Я вишу на пере у Творца

Крупной каплей лилового лоска.

Из книги «Поверх барьеров» (Стихи разных лет)

«Июльская гроза»

Гроза в воротах! на дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее,

По лестнице. И на крыльцо.

Ступень, ступень, ступень.- Повязку!

У всех пяти зеркал лицо

Грозы, с себя сорвавшей маску.

«После дождя»

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня – под град.

Потом от сараев – к террасе бревенчатой…

Вот луч, покатясь с паутины, залег

В крапиве, но, кажется, это не надолго.

И миг недалек, как его уголек

В кустах разожжется и выдует радугу.

«Ландыши»

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан…

«Сирень»

Уж где-то телеги и лето,

И гром отмыкает кусты,

И ливень въезжает в кассеты

Отстроившейся красоты…

«Приближенье грозы»

Закаплет. Ласточки вскипят.

Всей купой в сумрак вступит тополь…

С утра на завтра с кровли, с можжевелин

Льет в три ручья…

«Ненастье» (1956 г.)

Дождь дороги заболотил.

Ветер режет их стекло…

Брызжет дождик через сито.

Крепнет холода напор.

Точно все стыдом покрыто,

Точно в осени – позор.

Точно срам и поруганье

В стаях листьев и ворон,

И дожде и урагане,

Хлещущих со всех сторон.

«После грозы» (1958 г.)

Пронесшейся грозою полон воздух.

Все ожило, все дышит, как в раю…

Все живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба…

Воспоминание о полувеке

Пронесшейся грозой уходит вспять.

Столетье вышло из его опеки.

Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.

Стихотворения из романа «Доктор Живаго»

«На Страстной»

Вода буравит берега

И вьет водовороты…

«Зимняя ночь» (1946 г.)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы…

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой…

«Свидание» (1949 г.)

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска.

И весь твой облик слажен

Из одного куска.

Как будто бы железом,

Обмокнутым в сурьму,

Тебя вели нарезом

По сердцу моему.

И в нем навек засело

Смиренье этих черт,

И потому нет дела,

Что свет жестокосерд.

И оттого двоится

Вся эта ночь в снегу,

И провести границы

Меж нас я не могу…

«Сказка» (1953 г.)

Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.

Из книги «Когда разгуляется» (1956-1959 г.г.)

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«После вьюги» (1957 г.)

Я, наверно, неправ, я ошибся,

Я ослеп, а лишился ума.

Белой женщиной мертвой из гипса

Наземь падает навзничь зима.

Небо сверху любуется лепкой

Мертвых, крепко придавленных век.

Все в снегу, двор и каждая щепка

И на дереве каждый побег.

Исследовательская работа по литературе - страница №1/1

Министерство Образования и Науки РФ

Реферативно-исследовательская работа по литературе

Выполнила ученица 8 класса

МОУ Невонская средняя общеобразовательная школа №1

Москвина Дарья

Руководитель: учитель литературы

Билиенкова Ирина Александровна


Содержание

Введение


Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)

  1. Художественный мир А. Грина

  2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров главных героев

    1. Ассоль

    2. Грэй
Заключение

Приложение

Введение
У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, он тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Именно по этим причинам в наше время надо читать произведения А. Грина. Ведь если забыть о мечте и перестать мечтать, то жизнь станет совсем неинтересной и скучной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем другими – серыми, скучными, нищими душой.

Грина надо читать вдумчиво, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение «Алые паруса» - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - яркий, неистово сверкающий. Грин употребляет большое количество цветов для описания героев, природы и окружающего мира. Именно интерес к цветовым образам этого произведения повлиял на выбор нашей темы.

Немногие писатели активно работают с цветовыми образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который активно употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и конкретно его повести «Алые паруса», достаточно много -это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе достаточно много аналитических замечаний о творчестве А.С Грина известных российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. Их работы посвящены жанровым особенностям повести, романтической основе творчества А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Вопросам использования цветовых образов внимания уделено очень мало, эта тема систематически не изучена. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эта тема мало изучена и ждет своих исследователей. О том же, что цветовые образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно достаточно давно, этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, В.Леви, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского, А. Стерна.

Цель моей работы: выявить роль цветовых образов для раскрытия характеров главных героев повести Грина «Алые паруса».

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:


  1. Выявить особенности художественного мира А. Грина.

  2. Проанализировать повесть Грина «Алые паруса»

  3. Сделать вывод о роли цветовых образов в раскрытии характеров героев повести.

  4. На основании сделанных выводов о роли цветовых образов выполнить рисунки, объясняющие характеры и жизнь героев.
Таким образом, объектом исследования нашей работы является повесть А. Грина «Алые паруса», предметом исследования – цветовые образы в повести и их роль в раскрытии героев. Метод исследования – образно – эстетический анализ текста.

Под словом повесть , мы будем понимать «эпический прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии несколько персонажей». (5 с.397) Под героем – «главное действующее лицо литературного произведения, обладающего определенностью характера и эмоциональным миром». (1.с.368) Под образом – «…художественное отражение действительности, облечённое в форму индивидуального явления». (1.с.387)

Под романтизмом – «направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью». (5с.682) Под цветовым образом – облик чего-либо, выраженный определенной цветовой гаммой.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух параграфов, заключения и приложения. Прилагается список использованной литературы и иллюстрации к повести, выполненные автором работы. Иллюстрации выполнены на основе выводов, сделанных в работе.

1.Художественный мир Александра Грина
Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.

Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам…

Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками». (4.с.392)

Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни»(4.с.393). Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.

К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви» (5с.6).

Грин много раз испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели» Его сюжеты и характеристики не просто исчерпывают потенциал персонажей «до дна». Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела. Не удивительно внимание психофизиологов к творчеству Грина, к его угадыванию задатков и проявлений человеческой натуры в процессе отношений с действительностью. Будучи художником, Грин умеет чувствовать краски жизни и природы, окружающие его. Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса». «Романтизм, - писал Блок, - есть жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь» (4.с.393).

Особенностью художника Грина, по мнению Блока, была камерность видения и отображения, но эта камерность особого рода. Грин поэтизировал совершенство отдельного человека в убеждении, что совершенство, вооруженное сознанием собственной силы, действует неотразимо. Искусство в страстной практике Грина – это «сверкающая человеческая душа, выраженная художественным усилием», а Грин приравнивает дар воображения к «слиянию небесной зари» (3.с.93).

В стиле Грина непрерывно взаимодействуют эмоция и рассудок, трудноуловимое впечатление и глубоко обдуманное доказательство. Этой особенности подчиняются сюжет, образ, фраза.

В произведении «Алые паруса» Грин показал в своих сказочных образах и выдумках, что «сбывается фантазия всегда, но сбывается именно как то «ассоциативно-возможное», что заложено в самих условиях не только твоего существования, но и существования твоей среды» (3.с.97).

Тематические линии рассказов Грина собираются в фокусе главной мысли. Она совпадает с убеждением Горького: человек – единственное чудо на земле.

2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев

(по повести А.С. Грина «Алые паруса»)


2.1 Ассоль
Для создания образа Ассоль автор использовал определенную цветовую гамму, через которую показывал особенности характера и внешности девушки. На протяжении всего произведения Ассоль не меняется, как все дети в её возрасте. Она остается такой же нежной, ласковой, невинной личностью, которая верна своему идеалу и мечте. Эта особенность изображения героини позволяет сделать вывод о романтической природе характера Ассоль.

Её детство было особенным, не таким, как у всех детей. В раннем возрасте Ассоль осталась без матери. Воспоминания о детстве – яркие цветовые пятна. Несмотря на трудности, бедность, жизнь Ассоль была насыщена красками, свидетельствующими не только о любви, красоте, но и о бедности, трудных жизненных ситуациях.

Так, в пять лет у девочки была плюшевая игрушка, «танцующий медведь, украшенный голубой ленточкой» (2.с.10). Голубой цвет в жизни Ассоль встречается довольно часто. Он символизирует мечту, идеал, чистоту; именно этот цветовой образ встречается первым в характеристике Ассоль. Эта игрушка дарила девочке радость и тепло, которого ей так не хватало.

Иногда девочка наблюдала из окна за погодой и жизнью городка. Но очень часто ей приходилось видеть не радующие глаз пейзажи. «Рыбачьи лодки образовали на белом песке ряд темных килей» (2.с.10). Обилие черных, темных цветов свидетельствуют о её трудной жизни, но также встречается и белый цвет – чистоты, жизни, радости. Такое противопоставление цветов вызывает ассоциацию борьбы темного и светлого, что свойственно для жизни Ассоль.

Отец девушки – Лонгрен - изготавливал из дерева небольшие игрушки для детей. Эта работа служила основным заработком семьи. Но однажды Лонгрен сказал Ассоль непонятную и даже загадочную фразу: «Черную игрушку я сделал» (2.с.12). Черный цвет в жизни девочки присутствовал всегда, свидетельствуя о неудачах, страданиях, но в этот раз он подкрался совсем близко. Ведь сделать «черную игрушку» - значит убить, лишить человека жизни. Именно это преступление совершил Лонгрен, не придя на помощь тонущему Меннерсу, желая таким образом отомстить за смерть своей жены. Тень этой «черной игрушки» еще не раз ляжет на жизнь Ассоль.

Подрастая, Ассоль стала сама ходить в город продавать игрушки. Так, однажды, девочка решила поиграть игрушечной лодочкой, которая привлекла её взгляд своими необычными парусами из алого шелка, опустив ее в ручей. И в этом путешествии по бурной воде Ассоль узнала свою судьбу из уст волшебника Эгля. «однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Тебя посадят в лодку и привезут на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну» (2.с. 19-20). Будущая жизнь Ассоль казалась ей реальностью. Хотя отец и не верил в такое чудо, он не мешал Ассоль мечтать о корабле с алыми парусами. Безусловно, особое внимание обращает на себя цвет парусов – алый, символ любви, надежды, мечты и верности своему идеалу.

Однако другие ребятишки смеялись над девочкой, называя её «корабельная Ассоль» и дразня «красными парусами»: «Эй, Ассоль, посмотри-ка сюда, красные паруса плывут!» (2.с.22). Красный - это цвет крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака, а алый – это ярко-красный, нежный оттенок. Даже по звучанию эти слова различаются. Рычащий «Р» и глухой «С» в слове «красный» звучат очень грубо, а в слове «алый» сонорный «Л» - нежно, ласково. Этот цвет легкого звучания, тонкости идеально подходит главной героине. Жаль, что ребята, дразнящие девочку, этого не замечают.

Таким образом, автор хочет показать читателю, что Ассоль не простая девочка Каперны, а то, что она особенная, и мечта у неё не такая, как у всех остальных. Мечта о корабле с алыми парусами – романтическая, осветившая её сердце, резко отличает её от Каперны. И для того, чтобы показать эту особенность Ассоль, её изюминку, А.С. Грин использует не простые цвета (красный, синий), а именно нежные оттенки – алый, голубой… Девочка ждала корабль с алыми парусами. Она верила в свою мечту и была предана ей.

Совершая прогулку по небольшому городу, девушка встречает необычную собаку. «У ног Ассоль завертелась чёрная собака с белой грудью» (2.с.51-52). Такое совмещение цветов показывает борьбу за жизнь и смерть, между темным цветом и светлым. А ведь перед этим Ассоль хотела продать игрушки, но хозяин не согласился приобрести такие простые вещи. Деньги у Лонгрена кончились, и, казалось бы, эту борьбу должен был выиграть черный цвет - цвет смерти, разочарования. Но Ассоль стойкая. Она выстояла в самые трудные моменты в своей жизни и преодолела эти трудности. Главной поддержкой в её нелегкой жизни является мечта. Именно ради неё Ассоль преодолевала все злые шутки судьбы.

Героиня произведения очень любит природу и бережно относится к ней. Она разговаривает с деревьями и насекомыми, а природа открывает ей свою красоту: «В зеленой листве каштанов стояли белые шишки цветов» (2.с.52). Сочетание белого и зеленого цветов придает окружающему миру яркость и нежность. Там, где эта девушка находится, всегда тепло и уютно. Лес рассказывает и показывает Ассоль свой особенный мир, а она замечает самую малейшую мелочь этой порой естественной и привычной взору красоты. При создании образа девушки автор использует такие слова, как «белизна, голубизна». Эти цвета, использованные автором, говорят о чистоте, надежде и мечте Ассоль. Это один из приемов А.С. Грина – материализация цвета для ассоциативного пути раскрытия образа героини.

Когда Ассоль ждала обещанный корабль, то ее взору представали холодные цвета. Жизнь словно проверяла её на прочность и верность идеалу. «Стальной цвет у берега постепенно переходил в синий и черный» (2.с.53). Грин, совмещая цвета, показывает, что скоро сбудется мечта Ассоль, хотя ее реализация потребует от героини стойкости и борьбы.

Таким образом, цвета играют одну из главных ролей в раскрытии образа Ассоль и её главной особенности – верности своей мечте и идеалу. Через цвета виден характер героини и особенности её нелегкой жизни. Очень много трудностей выпало на долю Ассоль, они переданы черными и темными оттенками. Но главные цвета в жизни и судьбе девушки – алый, символ любви, надежды, мечты; белый – чистоты, нежности, невинности и голубой - цвет моря, радости. И именно этот цвет стал символом сближения двух героев произведения.

Создавая цветовой образ Ассоль (см. рисунок № 1 в Приложении), мы использовали следующие цвета: розовый, белый, алый, черный и зелёный. В левом нижнем углу расположены черные цветовые пятна, которые символизируют трудную жизни девушки, но этот цвет постепенно побеждается зеленым, который дарит Ассоль красоту природы. Переливаясь, черные цветовые пятна, становятся алыми – главными цветами героини, цветами мечты, любви и надежды. Близкий оттенок этого цвета – розовый говорит о душевной радости девушки, а сливаясь с белым, показывает настроение и внешнюю красоту героини, которой наградила её природа.
2.2 Грэй
Второй главный герой произведения – Грэй. Он из богатой, родовитой семьи. В его доме очень красивый сад, в котором растут необыкновенные цветы: «лучшие сорта тюльпанов – серебристо - голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий» (2.с. 24). В жизни мальчика преобладало многообразие цветов – пестрота. Такая насыщенная цветовая гамма в жизни Грэя свидетельствует о богатстве и семейном достатке, который часто переходил в избыток.

Одно из важных мест дома Грэя - это кухня, символ сытой, благополучной, беззаботной жизни. Обращают на себя внимание цветовые образы, использованные автором при описании пищи: «Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры, синий изюм» (2.с. 27). Не каждая семья могла позволить себе такое изобилие продуктов, да к тому же таких необыкновенных цветов, причем это изобилие не давало возможности выделить в жизни главное. Опять же обращает на себя внимание пестрота – цветовой образ, который просто навязывается главному герою его родовым гнездом. Но чуткая душа Грэя не потонула, не уснула в этом избытке.

В один прекрасный день мальчик увидел распятие Христа: «На его руках была кровь. Грэй замазал окровавленные гвозди голубой краской» (2.с.24-25). Такой поступок Грэя говорит о многом. Он хотел избавить человека от боли и страданий, тем самым спасти его жизнь. Это свойственно детям, но всё же, безусловно, говорит об особенностях характера Грэя: умении чувствовать чужую боль и стремлении переделать мир. Но неспроста мальчик выбрал голубую краску: ведь он мечтал о море и путешествиях, именно поэтому этот цвет, цвет мечты, чистоты, идеала был наиболее близок его душе. Он становится для Грэя, как и для Ассоль, ключевым источником, началам его судьбы.

В подвалах богатого дома семейства Грэя хранились бочки с особым вином: «Его цвет темнее вишни, и оно не потечет из бутылки. Вино заколочено в бочки черного дерева и на них двойные обручи красной меди» (2.с.26). Вишневый цвет имеет большое сходство с алым, только это не нежный цвет юности, а тот же цвет, проверенный временем.

Предназначенность двух героев друг другу, их соединённость передана автором ещё до их встречи. Детство Ассоль описывалась такими же цветами, как у Грэя, что доказывает их предназначенность друг другу с детства, совпадение цветовых образов усиливает романтическую идею о том, что истинные души мечтателей готовы идти друг другу навстречу.

В доме у Грэя была большая библиотека, где хранились редкие и дорогие книги: «В темных шкафах хранились книги в грубых синих, пестрых, черных переплётах» (2.с.31). Такие цвета преобладают во всем доме Грэя, что свидетельствует о богатстве, знатности и возможном равнодушии к окружающему миру. Но кроме книг, здесь висела и большая картина, которая часто привлекала взгляд Грэя: «Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад» (2.с.31). Этот морской пейзаж повлиял на дальнейшую судьбу мальчика. После Грэй только и мечтал о том, чтобы отправится в дальнее плавание. Вскоре герой произведения осуществил свою мечту и стал моряком. Стойкость, мужество, стремление добиться всего самому помогло Грею достичь своей цели. Но на этом он не остановился. Грэй шел дальше, преодолевая все трудности, он добился осуществления своей мечты – купил корабль и стал его капитаном. И синий цвет, который сопровождал мальчика с раннего детства, вел его в жизни, не давал угаснуть его мечте.

А тем временем мама Грэя сильно постарела и написала ему письмо с просьбой приехать домой. Вернувшись, юноша увидел «поседевшую женщину в чёрном платье» (2.с.35). По внешнему виду мамы сын догадался, что случилось нечто ужасное. Теперь уже в судьбе Грэя темное символизирует печаль, тоску и утрату - совсем недавно умер отец Грэя. После такого потрясения юноша отправился в плаванье и вскоре встретил свою вторую половинку - Ассоль.

Рисунок, на котором изображен цветовой образ Грэя (см. рисунок № 2 в Приложении), преобладают такие цвета: синий – главный цвет в его судьбе, голубой – цвет радости и моря, вишневый – богатства и величия, и оттенки черного – семейные и жизненные трудности. Вверху рисунка расположен синий насыщенный цвет, который постепенно переходит в вишнево-алый (цвет Ассоль).

Первая и долгожданная встреча с героем, исполнителем мечты Ассоль произошла неожиданно. Девушка спала на поляне, при описании которой автор использует самые разные цветовые образы: «Грэй выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел спящую Ассоль» (2.с.40). Пейзаж, где находилась героиня произведения, столь же необычен, как и она сама. И причем именно здесь мы впервые видим Ассоль на пестром фоне (это цветовой образ Грэя). Вероятно это знак их скорого знакомства. Где бы эта девушка ни находилась, все вокруг неё становится ярким. В момент знакомства Ассоль была одета в простое платье с розовыми цветочками, но даже в таком наряде она выглядела необыкновенной и красивой, а розовый цвет подчеркивает её юность и нежность.

Увидев Ассоль, Грэй сразу же понял, что она стала частью его жизни. Узнав о мечте незнакомки, юноша решился на подвиг ради осуществления мечты Ассоль. Первым делом он выбрал цвет для парусов. Какие оттенки красного ему только ни предлагали: «пурпурный, розовый, оранжевый, красный…» (2.с.57) Он сумел увидеть и узнать среди множества оттенков именно тот, который загадала Ассоль, так как хотел осуществить её мечту полностью, что свидетельствует о его умении увидеть самое главное и прежде всего сердцем. Ведь среди тысяч девушек – богатых и красивых – Грэй выбирает именно бедную Ассоль. И наконец - то сбылась мечта Ассоль: «На корабле Грэя скользили розовые тени по белизне мачт» (2.с.70). Сочетание розового и белого придают этому образу, и без того удивительно красивому, особую чистоту, нежность и хрупкость – соединение, характеризующее мечту. Всё случилось так, как и предсказал волшебник Эгль. Корабль с алыми парусами приплыл за Ассоль. «Музыка лилась в голубом дне с белой палубой под огнем алого» (2.с.72). Теперь страдания девушки и её нелёгкая жизнь превратится в жизнь, о которой она мечтала с раннего детства. И совмещение голубого, белого и алого цветов предсказывают радостную, веселую и желанную жизнь Ассоль и Грэя, которые остались верными своей мечте.

В цветовом изображении встречи Ассоль и Грэя (см. рисунок № 3 в Приложении) использованы следующие цвета: синий и голубой – цвета моря и радости (Грэй), алый и розовый – мечты, любви и надежды (Ассоль) и оттенки вишнёвого – богатство и знатность (Грэй).

Заключение


Грин говорил, что «Вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть».

Изучая особенности художественного мира А.С. Грина, анализируя то или иное произведение, тот или иной этап творческого пути, мы видим, насколько органично отвечали натуре человека и художника романтизм и романтика – метод и настроение. Оригинальной структурой и тональностью, особым выбором изобразительных средств, запечатлевших личность Грина, порождено произведение «Алые паруса» - неповторимый, фантастический, но и живой мир, где существуют, увлекая нас бесстрашием и чистотой, удивительные люди со странными именами и ясными поступками… Известно, что повесть А.С. Грина «Алые паруса» является самым известным и главным произведением. Герои повести – Ассоль и Грэй - с виду очень разные люди. Грэй из богатой родовитой семьи, хорошо образован, а Ассоль – девушка из бедной семьи, воспитавшаяся отцом… Но верность идеалу и своей мечте сблизила главных героев. Они преодолели все жизненные преграды, чтобы быть вместе.

Раскрывая характеры Ассоль и Грэя, Грин использовал разные приемы. Мы же,анализируя цветовые образы в повести, пришли к выводу, что для раскрытия образа Ассоль автор использовал такие цвета, как алый, белый, голубой и черный. А для раскрытия образа Грэя характерны синий, голубой и пестрые тона.

Работая над повестью, мы выяснили, что цвет играет особую роль в произведении «Алые паруса», помогает раскрывать особенности характера героя. Ведь белый – символ чистоты, алый – любви и надежды, черный – горя, несчастья, а голубой – цвет радости. Совмещая эти цвета в образе Ассоль, автор показывает её духовную и внешнюю красоту, невинность и богатство внутреннего мира. А цветовой образ содержит множество цветовых оттенков, главные из которых голубой и синий – цвета моря и мечты…

Таким образом, можно сказать, что А.С. Грин – писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитания высоких чувств, без чего невозможно дерзание и движение вперед, душевное богатство и красота человеческих отношений. Именно этому учат нас все его произведения, и, конечно, «Алые паруса».

Список использованной литературы


  1. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаухов Н.Л. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004. – 432с.
2. Грин А.С. Алые паруса. – Л.: Прогресс, 1972.
3. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество

Изд.2-е, доработанное и дополненное. - М.: Худож. Лит., 1980. 216с.


4. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире – М.: Филологическое общество «Слово». Олма-Пресс. Образование, 2004. – 1680с.

  1. Энциклопедия для детей, т.10. Русская литература. Ч. 2. Литература 20 века. – М.: Аванта плюс, 1998

  2. Паустовский К. Александр Грин. \\Уроки литературы №10/ Приложение к журналу «Литература в школе», 2005.

  3. Шишкина Е.А. В тени алых парусов.\\ Научно-методический журнал «Литература в школе», 2006.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней