Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влад цепеш дракула личная жизнь. Волшебная планета

Перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера "Дракула", и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии, Влад Дракула Вайда (Цепеш),

Прозвище Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол) Дракула получил от своих врагов. Так при жизни князя называли боявшиеся и ненавидевшие его турки. Однако в самой Валахии и в других христианских странах он был известен как Дракула, то есть "Сын Дракона" (прозвище, унаследованное Владом от отца). Так его называли во всех официальных документах, так он подписывал некоторые свои письма. Румынское прозвище Цепеш впервые было упомянуто только в 1508 году, спустя тридцать два года после гибели Влада. Однако, несмотря на эти факты, большинство современных историков называют Влада III Цепешем, а не Дракулой.
______________________________________________________________________
правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют "великим извергом", затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Оставим на совести Стокера то, что он "превратил" реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой.

Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана,

однако гравюры появились уже после гибели Влада.

Каким же предстает Влад Дракула в свете объективного исторического анализа?

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы, а импульсивные итальянцы даже стали называть жителей Валахии "Draguli", в честь их бесстрашного князя. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя. На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин,

называвший Влада "любимым и верным другом", и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.
Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень "популярную" в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Говорят, что после этих событий Влад и получил свое прозвище "цепеш", так как насадил на остие своего копья сразу трех янычар. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата.
Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять "друзьям". Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного "друга" — венгерского короля Матьяша Корвина.
А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего "верного и любимого друга", обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были "утеряны", и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в "Записках" Пия II.
Печати или

подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора "Венгерской хроники" Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II

сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками. Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем. Вот как Модрусса описывал внешность находившегося в венгерских застенках узника:

"Он был не очень высоким, но очень коренастым и сильным, с холодным и ужасным видом, сильным орлиным носом, вздутыми ноздрями и тонким красноватым лицом, на котором очень длинные ресницы обрамляли большие, широко открытые зеленые глаза; густые черные брови делали его вид угрожающим. Его лицо и подбородок были выбриты, но имелись усы, вздутые виски увеличивали объем его головы, бычья шея связывала его голову с туловищем, волнистые черные локоны свисали на его широкие плечи".

Модрусса не оставил свидетельств того, что говорил в свою защиту пленник короля Матьяша, но описание его внешности оказалось красноречивее любых слов. Вид Дракулы на самом деле был ужасен: распухшая, заметно увеличившаяся в объеме голова и налитое кровью лицо указывали на то, что князя пытали, принуждая признать ложные обвинения, например подписать сфабрикованные письма и тем самым узаконить действия Корвина. Но Влад, переживший в юности, еще до прихода к власти, турецкого плена, мужественно встретил новые испытания. Он не оговорил себя, не поставил свою подпись на фальсифицированных документах, и королю пришлось придумывать другие обвинения, не требовавшие письменного признания пленника.

Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. По свидетельству Модруссы, Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях "великого изверга". В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала "лес из посаженных на кол", обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века.

Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет. Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях "великого изверга", не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за "письмом к султану" для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы.

Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам "средств массовой информации". Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, "разосланные по всему миру для всеобщего обозрения", и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием "Об одном великом изверге" — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея.

Портрет Влада, о котором уже говорилось, также был написан во время его тюремного заключения. Возможно, Матьяш хотел заполучить изображение "чудовища", но просчитался — кисть художника запечатлела на холсте благородный, полный достоинства облик валашского князя. А богатая одежда только подчеркивала желтый, болезненный цвет лица и крайнюю степень истощения узника, указывавшую на то, в каких ужасных условиях он содержался на самом деле.

Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет. Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но "великий изверг" мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение "великого изверга", который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния.

Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна. Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя "подставили" и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, "оправдывающему" арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.
Сказание о Дракуле Воеводе

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях "великого изверга" трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригиналь ные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов "Казыклы" (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений. Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию "великого изверга", оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, "со смертью которого умерла и справедливость", или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, "великий изверг", а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея "превратить" Дракулу в вампира возникла только в XIX веке. Состоявший в оккультном ордене "Золотая Заря" (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

Статьи на тему:


  • Писать историю - всё равно, что подыскивать подходящую фразу для первого знакомства. Чем ярче и остроумнее она выйдет, тем больше у неё шансов привлечь внимание и остаться в памяти. Хотите &nd...

  • Соединенный Шататы Америки вероломно нарушают права военнопленных в «Бастилии 21 века», тюрьме Гуантанамо. На Lenta.ru имеем возможность читать эту скандальную новость. &nb...

Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.



Самым известным вампиром всех времен можно без преувеличения считать легендарного графа Влада Цепеша (Тепеша) Дракулу.

Влад Цепеш родился в 1431 г. В Трансильвании, в крохотном городке Сигишоара. Отец его был членом ордена Дракона, поэтому и получил прозвище Дракула. История семьи графа Дракулы довольно трагична. Его старший брат был пленен турками и сожжен ими заживо, а младший Цепеш перешел на сторону врага и воевал против своих сородичей.

Был ли на самом деле Влад Цепеш вампиром, установить невозможно, но согласно истории Дракулы, он превратился в одного из самых страшных и кровавых правителей.


Замок Влада Цепеша - Дракулы


Граф Дракула наказывал своих недругов и всех провинившихся одним излюбленным способом - сажал на кол. Рассказы о зверствах Влада Цепеш были столь ужасны, что имя графа стало ассоциироваться у людей с румынским словом «dracul» что в переводе означает «дьявол».

Влад Цепеш занял валахский престол в 1443 г. После смерти своего отца и старшего брата. Граф Дракула отличался хитростью и коварством. Одно из преданий повествует о том, как Дракула обманным путем заманил турецкий отряд в засаду. При этом между ним и турками была достигнута предварительная договоренность о встрече и мирных переговорах. Несмотря на договор, Влад Цепеш захватил турок в плен, велел раздеть донага и посадить на кол. Затем он отдал приказ сжечь их заживо.

Влад Цепеш уничтожал не только своих врагов. Его жертвами становились и собственные подданные, никто не был застрахован от возможной расправы. Подозревал граф в измене абсолютно всех. Однажды его солдаты задержали группу купцов, проезжавших с торговым караваном по земле Валахии. По приказу Влада Цепеша все они были арестованы и сожжены.


Портрет графа Дракулы


В 1462 г. Доведенные зверствами и постоянным страхом за свою жизнь бояре свергли тирана. В заточении валахский граф Дракула провел 20 лет. Однако необходимость участия Влада Цепеша в войне против османских захватчиков вынудила бояр отпустить его на свободу.

Точные причины и время смерти кровавого тирана Дракулы не установлены. Некоторые источники рассказывают о предательстве группы его приближенных, которые и убили своего господина. Согласно другим сведениям, Влад Цепеш после поражения в битве при Бухаресте переоделся турком и попытался бежать. Однако его постигла неудача, и по повелению султана Мехмеда II он был казнен в Стамбуле путем отсечения головы, после чего правитель приказал насадить его голову на кол и выставить на всеобщее обозрение.

Доподлинно же известно, что похоронен Дракула в монастыре Снагов, недалеко от города Бухареста, столицы Румынии.

Варварская фантазия Влада Цепеша не ограничивалась сажанием на кол и сожжением людей заживо. Граф Дракула старался придумывать все новые и новые способы пыток и умерщвления. По приказу Цепеша выдирали ногти, отрывали уши и головы. Если для проведения казней не хватало кольев, Дракула приказывал ослеплять приговоренных, а затем душить или варить заживо в раскаленном масле. Сам же тиран испытывал огромное удовольствие от созерцания мучений своих жертв.

Граф Дракула в образе вампира.


В прямом смысле этого слова Дракула не был вампиром. Во всяком случае каких-либо свидетельств об употреблении им человеческой крови обнаружено не было. Славу великого кровососа он получил благодаря литературной фантазии известного английского писателя Брема Стокера. Именно он заставил графа Дракулу встать из могилы и превратиться в бессмертного кровопийцу.

В 1994 г. Недалеко от небольшого городка Челяковицы, находящегося в Чехии, было обнаружено странное захоронение, датированное началом XI в. В 11 ямах находилось 13 тел, руки которых были связаны кожаными ремнями, а в область сердца воткнуты осиновые колья. Исследователи установили, что останки принадлежат мужчинам приблизительно одного возраста. Никакого научного объяснения данному факту найти так и не удалось.

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

С начала 20-го века не ослабевает интерес к личности Влада III Басараба, правителя княжества Валахия, более известного в современности как граф Дракула, персонаж романа Брэма Стокера. Во всем мире Дракула признан одним из самых жестоких средневековых правителей, но в Румынии его считают национальным героем. Кем же на самом деле был правитель Валахии?

Почему Дракула?

Легендарное прозвище «Дракула» было унаследовано юным Владом от своего отца, Влада II, благодаря его членству в ордене Дракона. Этот рыцарский орден был основан королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом в 1408 году. Задачей ордена была защита католической церкви от разнообразных язычников и еретиков, а также охрана венгерского королевского дома. По уставу ордена, рыцари должны были носить подвязки и щиты с изображением золотого дракона. Влад II вступил в орден в 1431 году, незадолго до его упадка, и это дало ему прозвище «Дракул» (румынская форма слова «дракон»). Вскоре изображение дракона появилось на золотых монетах, которые выпускал Влад II и на многочисленных геральдических изображениях. Влад III перенял прозвище у своего отца, однако через некоторое время добавил к нему частицу «а» в конце, поскольку в народе оно было наиболее известно именно в таком виде.

Жизнь Дракулы

Влад из династии Басарабов родился в период примерно между 1429 и 1431 годами. Точная дата не сохранилась, но историки установили приблизительный период, по косвенным данным, таким как возраст его старшего брата, о котором известно, что в 1442 ему было 13 лет. Кроме того, установлено начало первого правления Дракулы, ноябрь 1448 года, следовательно, в этот момент он был уже совершеннолетним, поскольку правил без регента. Период с рождения, и до 1436 года он провел в городе Сигишоаре, Трансильвания. Дом сохранился до наших дней и превращен в музей. Он находится по адресу ул. Жестянщиков, 5.

В то время княжество Валахия, впрочем, как и остальные европейские страны, вело бесконечные войны с турецким султаном, а также друг с другом. Время от времени заключались союзы и перемирия, которые, продолжались недолго. Ближайшим стратегическим союзником, и, в то же время, соперником, было королевство Венгрия. Король Янош Хуньяди пытался сделать правителем Валахии своего ставленника, Басараба II. Влад II не имел тогда военной возможности помешать его планам, и прибег к традиционному для христианской Европы способу, обратившись за помощью к турецкому султану Мурату II. Конечно, средневековые короли и правители ненавидели «неверных» турок, а религиозные деятели посылали им проклятия, с церковных кафедр. Однако, традиционная ненависть к своим единоверцам была также сильна. Когда возникала угроза потери власти или влияния от своих христианских «собратьев», союз с турками (если он был возможен на тот момент) был полностью оправданным решением.

«Отличавшийся большой богобоязненностью, неустанно строивший церкви Дракула говорил, что «Моя заслуга его перед Всевышним исключительно велика - ни один его предшественник не послал к Богу столько святых и великомучеников».»
―Влад III Цепеш

Влад II также не мог допустить потери трона, пусть даже его занял бы вполне христианский правитель Басараб II. Летом 1442 года Влад II отправился за помощью к турецкому султану Мурату II. Однако переговоры затянулись на 8 месяцев. В это время власть Басараба II достаточно укрепилась в Валахии, и маленький Дракула, вместе с остальной семьей Влада II, вынужден был скрываться. Переговоры с султаном завершились только весной 1443 года. К счастью, Влад II получил долгожданную возможность изгнать своих христианских собратьев из Валахии. Турецкие войска помогли сместить ненавистного Басараба II, и восстановить власть Влада II. Понятно, что султан рассчитывал извлечь выгоду из такого кратковременного союза.

В это же время, завершился очередной крестовый поход, проводившийся Яношем Хуньяди против турок. В переговорах о мире, участвовал также отец Дракулы. Янош Хуньяди признал, что Валахия остается под влиянием турок. В средние века подобные договора очень часто заключались «вечными», однако в данном случае речь шла лишь о 10 летнем периоде действия. Неудивительно, что уже 4 августа, всего через несколько дней после подписания договора, венгры приступили к подготовке нового крестового похода против турок.

Конечно, ни один здравомыслящий король или император, не стал бы доверять своим военным и политическим партнерам, а хищническая целесообразность диктовала потребность немедленно начать планирование действий против своих союзников. Поэтому, любой союз должен был подкреплен чем-то большим, чем просто бумага, пусть даже скрепленная многочисленными гербовыми печатями и клятвенными заверениями в вечной дружбе. Таким образом, возникла традиция «залога». В конце июля 1444 года Владу III вместе со своим младшим братом Раду пришлось отправиться в Турцию в качестве заложников, обеспечив выполнение союзнических обязательств со стороны своего отца. В этот период ему было примерно 12 лет.

Юный Влад находился в Турции около 4 лет, до осени 1448 года. Большинство историков согласны, что именно в этот период сформировался его знаменитый характер. Есть несколько теорий, что именно повлияло на него в Турции. Утверждают, что его подвергали пыткам, или пытались заставить принять ислам. Также существует версия о том, что его младший брат Раду подвергался сексуальному насилию со стороны Мехмеда, наследника турецкого султана. Все это могло крайне ожесточить Влада. Но скорее всего это мифы, поскольку не существует документальных свидетельств. Нрав средневековых турок действительно был суров, и Влад прошел у турок практику эффективного укрепления вертикали государственной власти. На самом деле, гнилой либерализм был не характерен для Влада еще с младенчества, поэтому обучение оказалось успешным, в чем предстояло убедиться его политическим оппонентам.

В это время венгры, как обычно, жаждущие территориальных приобретений, нарушили мирный договор, решив совместить полезное (очередной крестовый поход против «неверных» в лице турецкого султана), с приятным (устранить Влада II, усадив на его место очередную марионетку, князя, который по иронии судьбы также звали Владислав II). Первоначальный замысел Яноша Хуньяди удался. Отец Дракулы и его старший брат были обезглавлены, и таким образом отстранены от активной политической деятельности. Но тут турецкий султан наконец решил помочь братьям славянам, в ходе генерального сражения на Косовом поле 18 октября 1448 года, разбив войска венгерского короля. Именно эта битва стала ключевым моментом в биографии Влада II, приведя его к успеху. В ноябре он стал валашским князем, сменив венгерского ставленника (дальнейшая судьба которого не представляет интереса).

Первое правление Дракулы

Первый период правления молодого князя Валахии оказался относительно недолгим. Вернувшись в Тырговиште, столицу княжества, Влад проявил себя по настоящему хорошим правителем, и провел политические чистки среди бояр, которые поддерживали венгерского марионеточного правителя. В ходе чисток широко применялись традиционные методы укрепления централизованной власти, подсмотренные еще у турок. Предположительно, именно в это время впервые проявились решительные черты характера будущего Дракулы.

Однако венгерский король Янош все еще стремился вернуть утраченные позиции в Валашском княжестве, и Влад III был вынужден покинуть Тырговиште в том же 1448 году. Политическое убежище было найдено в Молдавии, где он и оставался примерно до 1455 года.

«Известен эпизод, когда в начале своего правления Дракула, созвав до 500 бояр, спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший помнит не менее семи царствований. Ответом Дракулы была своеобразная попытка положить конец «недостойному» порядку, когда бояре оказывались настолько долговечнее своих повелителей: все пятьсот «украсили» колья, вкопанные вокруг замка Дракулы.»

В 1456 году, Влад отправился в Трансильванию, где появилась возможность подготовки политического реванша. В это время там собирался очередной крестовый поход, на этот раз под эгидой монахов-францисканцев. Основу христианского воинства должны были составить ополченцы, стекающиеся со всей Европы. Однако, по идеологическим причинам, крестоносцы не принимали в свои сплоченные ряды православных христиан. Именно из числа этих отвергнутых ополченцев Влад набрал свое первое войско. В это время войска султана начали блокаду Белграда, войска францисканцев отправились туда же, с целью помешать им. Череда сражений, произошедших в июле 1456 года, между турками, и крестоносцами, позволила ополчению Влада беспрепятственно прорваться в Валахию. Часть валашских бояр, во главе с Мане Удрище, вовремя почувствовала изменение политической конъюнктуры, и создала фракцию, поддерживающую Влада III. Во многом благодаря их помощи, 20 августа 1456 года Влад во второй раз стал князем Валахии. Так началось второе правление Дракулы, продлившееся 6 лет. Именно в этот период Дракула совершил большинство своих подвигов, обеспечивших ему бессмертие в популярной литературе 20 века.

Второе правление Дракулы

Заняв высокую должность, Влад вновь занялся чисткой дворянского сословия. Оппозиция, в свое время способствовавшая казни отца и старшего брата, была устранена физически. Чтобы придать торжественность данному событию, был созван традиционный пасхальный пир, на котором агенты Влада III и арестовали недальновидных оппозиционеров. Некоторые румынские источники сообщают, что их казнь состоялась прямо во время пира.

Следующим шагом, который предпринял дальновидный Влад, стал поход в Трансильванию, которая тогда была автономным княжеством в составе Венгерского королевства. Поход, состоявшийся в 1457 году, преследовал две цели. Кроме милых сердцу средневековых королей грабежей и разорений, следовало проучить жителей городов Сибиу и Брашов, которые строили коварные планы отстранения Влада III от занимаемой должности. На это место планировали посадить младшего брата Влада, по кличке «Монах», слабого правителя, склонного к союзу с османскими империалистами. Дракула пресек эти антигосударственные планы, попутно разрушив в Трансильвании 4 крупных поселения и неустановленное количество мелких.

Сепаратистские тенденции однако оказались сильны в Брашове, крупном региональном центре восточной Трансильвании. Там обретался некий Дан, очередной претендент на Валашский престол, которого, как обычно, поддерживал венгерский король. Теперь эту должность занимал Ласло Хуньяди, старший сын Яноша, скончавшегося при подозрительных обстоятельствах в 1456 году.

С 1456 по 1458 год Дракула был вынужден лавировать между венгерским королевством и турецким султанатом, и ограничивался дипломатическом давлением на Брашов. В этот период, несколько раз разорялись окрестности города, но до самой региональной столицы Дракула пока не добирался. Эскалация конфликта продолжалась, и в апреле 1460 года наконец состоялось сражение между войсками Дракулы и Дана. Последний потерпел поражение, и попал в плен к Дракуле. Дальнейшая судьба Дана была вполне предсказуема. В дальнейшем Дракула проявил слабость, недостойную истинного монарха и государственного деятеля, ограничившись всего лишь массовым сажанием на кол военнопленных и мирного населения, в том числе стариков и детей. Центр оппозиции, город Брашов при этом не был ни разрушен, ни сожжен. Возможно, такая слабость объясняется тем, что войска Дракулы были ослаблены потерями, понесенными в ходе всей предыдущей кампании.

Осенью 1460 года, Дракула заключил мирный договор с Брашовым, и некоторыми другими регионами Трансильвании. Как обычно, подписание договора сопровождалось клятвами о мирном сотрудничестве и вечной нерушимой дружбе между народами. Дракула обязался защищать Трансильванию как от турецких агрессоров, так и от братского молдавского народа. В то же время, Дракуле была обещана аналогичная поддержка.

Во время всего периода второго правления Дракулы, значительное место занимало его сотрудничество с православной церковью. Благодаря усилиям Влада III, в Валахии было основано несколько монастырей, строились храмы. Некоторые села, такие, как, например Троэнеши и Тисман, были освобождены от любых повинностей, и закреплены за близлежащими монастырями. Очевидно, это было сделано сердобольным Владом с целью облегчить непосильный труд крестьян, ослабленных непосильным объемом податей, которые требовались для обеспечения многочисленных освободительных походов своего правителя. Впрочем, монастыри сразу же обложили обрадовавшихся крестьян новыми повинностями, но к деятельности Дракулы это уже не имеет отношения.

Политика Дракулы на ближнем востоке

В дальнейшем, фокус внешнеполитических интересов Влада окончательно сместился на Османскую империю. Подавляя сепаратистские тенденции в дворянской среде, Влад продолжил укрепление вертикали государственной власти. В тоже время, армия Валашского государства росла и крепла. В ряды вооруженных сил привлекались свободные крестьяне и горожане. Несмотря на формально действовавшие вассальные отношения, османский султан Мехмед II ждал удобного случая, чтобы вторгнуться в Валахию, и окончательно освободить ее население от угнетателей. Народ охотно вливался в армию Дракулы, ведь все понимали, чем грозит такое освобождение простым людям.

Когда численность войск достигла примерно 500 т., Влад стал действовать, плюс разведка сообщала, что потенциальная численность османских войск, готовых ко вторжению, составляет не более 150 тысяч. В 1461 году был совершен дипломатический демарш – Влад отказался платить дань султану. 150 тысячная армия турок немедленно вторглась в Валахию. Однако Дракула, помимо того, что был искусным дипломатом, проявил себя еще и выдающимся полевым командиром. В 1462 году, в ночном сражении 17 июня войска Дракулы внезапно атаковали турок, уничтожив около 15 000. Те османские солдаты, которым повезло попасть в плен, были казнены традиционным сажанием на кол, а самому Мехмеду II удалось сбежать в Турцию.

По иронии судьбы, вскоре после ночного сражения, фракция оппозиционно настроенных дворян сфабриковала обвинение против Дракулы о том, что он являлся турецким шпионом. Обвинение было сфальсифицировано при помощи очередного венгерского короля, традиционного недолюбливавшего Дракулу. Так завершилось второе правление Влада III, он был брошен за решетку, где и провел следующие 12 лет.

Конец карьеры

Долгожданное освобождение состоялось в 1475 году. Венгерскому королю понадобились военные таланты Дракулы. Возглавляя одно из подразделений венгерской армии, Дракула провел еще несколько сражений с турками. В ноябре 1476 Влад вернулся в Валахию, где сверг князя Лайоту. Благодарные жители избрали Влада своим правителем. Однако, вскоре после этого, рука наемного убийцы оборвала жизнь выдающегося политического деятеля Валахии.

Факты о Дракуле

Существует несколько исторических анекдотов, выразительно характеризующих Влада, и авторитет установленной им власти. На фонтане центральной площади Тырговиште была установлена золотая чаша. Любой горожанин мог воспользоваться ею, и выпить воды, однако за много лет, никто так и не попытался украсть ее.

На прием к Владу однажды пришли два странствующих монаха. Влад поинтересовался, что говорят о нем в народе. Один из монахов сказал, что Влада повсеместно восхваляют, а второй сообщил о многочисленных проклятиях в его адрес. Первый монах был немедленно казнен традиционным сажанием на кол, поскольку Влад не любил когда в его присутствии лицемерили.

Согласно еще одной легенде, Влад решил проблему с малообеспеченным населением в Валахии. Собрав вышеназванный контингент в столице, Влад устроил им шикарный пир. Когда гости хорошо наелись, Влад спросил у них, желают ли они раз и навсегда избавится от голода. Гости, конечно же, ответили согласием. После этого Влад приказал запереть все выходы из здания, и сжег его.

Происхождение прозвища Цепеш

Второе по известности прозвище Влада, «Цепеш», на самом деле появилось уже после его смерти. Оно означает «Кол», и было дано ему турками. А происходит оно от любимого вида казни, чаще всего применявшейся Владом для укрепления власти и государства. Сажание на кол применялось и раньше, но Влад внес в него определенное разнообразие. Например, форма кола могла изменяться. Также кол мог вводиться в подсудимого через горло или пупок. Когда высшей мере социальной справедливости подвергался дворянин, или высокопоставленный оппозиционер, его кол всегда находился выше простых крестьян.

Сказки о Дракуле

В условиях информационного вакуума, который был характерен для средних веков, сказки и легенды, слагаемые о Дракуле, часто являются единственным источником информации о его деяниях. Самые первые легенды о Дракуле сложились в среде простых людей, румынских крестьян, для которых он был героем, освободившим их от турок. Сказки передавались из поколения в поколение, постепенно обрастая невероятными подробностями. В наше время уже не представляется возможным определить, где реальные факты, а где откровенное народное творчество.

Дракула в кинематографе

В наши дни подсчитано, что о валашском правителе снято около 270 фильмов, показатель, достойный книги рекордов Гиннеса. В это число входит примерно 150 полнометражных картин. В большинстве они являются третьесортными фильмами ужасов, созданными для публики, не отягощенной интеллектом и познаниями в истории. Однако существуют фильмы, обласканные критиками и Голливудом.

Замок Дракулы

Замок Бран, прозванный «замок Дракулы», находится в 30 километрах от Брашова, являясь одной из приманок для туристов. Согласно местным легендам, Дракула проводил здесь много времени с1456 по 1458 год. Другая, совершенно уже неправдоподобная, легенда рассказывает о пытках, которым Дракулу в этом замке подвергали турки. Из-за отсутствия документов, ни одну из легенд подтвердить не удается. Скорее всего, хитрые румынские крестьяне просто сочинили их, чтобы заставить глупых туристов оставить часть своих денег в гостеприимном Бране.

Дракула сегодня

Трезвый анализ фактов, достоверно известных о Владе III, приводит к четким выводам. Влад Цепеш был типичным средневековым правителем, воспитанным соответственно своему времени. Возможно, он был чрезмерно жесток с пленными, крестьянами и дворянами-оппозиционерами, но это было характерно для абсолютного большинства тогдашних правителей. Время было жестокое, а власть нужно удержать любой ценой. Казалось бы, так бы и остаться ему одной из незначительных, хотя и кровавых,фигур средневековой истории. Но не тут-то было!

Давно известен интерес малообразованной массы к самым низменным и животным проявлениям человеческой натуры, а несчастный случай на улице моментально собирает толпу зевак. Современная поп-культура четко улавливает эту потребность и поощряет ее. В начале 20 века, такие писатели как Эдгар По, Брэм Стокер и Роберт Блох стали пионерами подобной эксплуатации массовым сознанием, создав первые романы ужасов. Тут то и пригодился средневековый князек местечкового масштаба, моментально превратившийся в икону. За первыми произведениями о Дракуле хлынул настоящий поток откровенно низкопробной литературы, конца которому не видно. Пока кровавый аппетит публики не будет удовлетворен, фильмы и книги о Дракуле будут появляться, а писатели будут создавать все более извращенные и кровавые сюжеты о Валашском князе, оставив далеко позади румынских крестьян, пугавших своих детей сказками о страшном Владе Цепеше.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней