Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

X Международный фестиваль садово-паркового и ландшафтного искусства «Императорские сады России. Как устроены «Императорские сады России» и почему в Михайловском саду лопату не воткнешь Императорские сады в михайловском саду

9 июня в десятый раз распахнул двери для посетителей . Юбилейная выставка садово-паркового искусства посвящена теме авангарда. По традиции фестиваль проводится в сезон белых ночей, для посетителей организаторы и участники представляют на территории Михайловского сада разнообразные ландшафтные композиции, садовые арт-объекты и инсталляции. На время проведения фестиваля Михайловский сад превращается в культурно-развлекательную площадку. Здесь проводятся концерты, лекции, мастер-классы, экскурсии, модные показы, специальные программы, рассчитанные на разный возраст посетителей.

Я стараюсь уже в течение нескольких лет не пропускать данное мероприятие. Михайловский сад, летняя погода, море зелени и цветов, инсталляции на заданную тему… Любопытно сравнить свой взгляд на ландшафтные объекты с задумкой авторов. Я попытаюсь провести Вас по аллеям сада с остановкой у тех объектов, которые чем-либо приглянулись мне - интересная задумка, оригинальное исполнение, симбиоз использованных материалов, просто красиво и оригинально, а где-то трогательно и душевно. На полное описание фестиваля никоим образом не претендую, представляю исключительно мой взгляд на Авангарденс -2017.

Прежде, чем представлять участников фестиваля, хочется обратить внимание на социальные проекты. Их порядка десятка, в их числе в основном образовательные учреждения или творческие студии «юных» представителей.

«Танцующий сад». Школа-интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга для неслышащих детей.

«Плоды просвещения». Юкковская школа-интернат и отдел социокультурных коммуникаций Русского музея.


Клумба «Супрематизм». Психоневрологический интернат №7 Санкт-Петербурга.



«Подарим птичке домик». Школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга. Композиция большая, пара отдельных объектов. Правда, возникает большое желание самому занять предложенные домики?

Интерьер кухни 60-х годов прошлого века с расписанными в стиле «авангард» предметами кухонного быта представлен в проекте «Тотальное озеленение». Композиция создана в Центре поддержки молодых инвалидов имени Епископа Малецкого. Отличная идея для дачного участка с использованием старой мебели.


«Сакермахрепяка» (Сюрреалистическая парикмахерская). Студия «HairFucker». Кресло стоит не просто так - можно присесть, рассмотреть манекены с оригинальными прическами.

Детишки порадовали. Очень интересные и самобытные работы, посетители с удовольствием останавливались у объектов, а около «Сакермахрепяка» просто очередь выстроилась на посещение.

Перейдем к работам участников фестиваля. Было представлено несколько «парящих в воздухе» объектов.
«Пролетая над городом». Гниловская Анастасия.


Инсталляция «Эффект бабочки». Цветкова Наталия.

«Сквозь пространство и время». Калиниченко Ирина.

Были и просто летающие, при чем хорошо узнаваемые объекты. В Михайловском саду «природные летающие» отдыхали на зеленой травке или «парковались» на ветках деревьев.

Проект «Грачи авангарда прилетели». Санкт-Петербургская Художественно-промышленная Академия имени А.Л.Штиглица. Автор проекта – Колесник Анастасия.

Посетители с большим удовольствием рассматривали детали проекта «Гнездо» от ландшафтной студии «DEREVO PARK». Поймать момент, когда само «Гнездо» оказалось бы без посетителей, не удалось, поэтому - только детали композиции.

Живые птички не отрывались от «летающего братства» и, демонстрируя большое достоинство и определенную долю смелости, позировали надоедливым фотографам.

Водную гладь пруда оккупировал проект «Зангези» творческого коллектива Перфоманс «Зангези» и Ассоциации выпускников СПбГУ.

На фестивале было представлено два сердечных объекта. Первый – «Сердце сада» от галереи Ольги Подольской.




Второй – «Сердце авангарда», созданное в творческой мастерской «Хозяева леса».



Так как 2017 год объявлен в России Годом экологии, в выставочных работах была затронута и тема экологии. Несколько инсталляций было представлено Экологическим фестивалем искусств «Кронфест» и Музеем истории Кронштадта.
Автор рыбы – Юрий Ступица.

Несколько работ Всероссийского конкурса резчиков по дереву «STIHL». Работа Романа Черных «Алангасары». Алангасар – это древний мифический великан из удмуртской мифологии.

Современная сатирическая композиция – «Сгорел на работе» Алексея Ильина.

«Астры» Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. За основу идеи участники взяли картину одного из лидеров русского авангарда Аристарха Лентулова «Астры», а повторить данную композицию можно попытаться и на приусадебном участке при наличии достаточного свободного пространства.


Еще одно живописное полотно на фестивале – «До последней черты…» (участник – Управление по развитию садоводства и огородничества в Санкт-Петербурге). За основу этой композиции взят «Супрематический рисунок» И.В.Клюна (Клюнкова).


Рациональный авангард. Композиция «Новая геометрия как искусство». Компания «Анатомия ландшафта».



Образ человека в инсталляциях. «Помни о тени – новый монументализм». Автор – Игорь Баскин.



«Тихий народ». Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, СПбХПА имени А.Л.Штиглица. Это взгляд автора проекта Рейо Кела на людей, общество и время. Автор не дает своего определения – кто его тихие люди. Немые? Забытые? Самоотстранившиеся? Зрителям предлагают сделать свои выводы. Что интересно – если «Тихий народ» сбросит свои одежды, на поляне останутся безликие кресты.



С удовольствием бы задержалась на сеанс медитации на скамейке из проекта «Диалоги», представленного Генеральным Консульством Финляндии в Санкт-Петербурге.



И послушала «Супрематический орган». Музыку представляли Санкт-Петербургский Институт искусств и реставрации и Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга.

Заставили улыбнуться гусеницы, шествующие в проекте Веры Виглиной «Формы Жизни – Жизнь Формы».


Несколько проектов в «истинных» цветах русского авангарда – красный, черный, белый.

«Купальщица». Творческое объединение «4/30/9»

«Экология революции: переустройство мира-2». Школа дизайна Divina Harmonia.



Студия «Хмель» в проекте «Колесо образования» поднимаем вопрос утилизации и вторичного использования отходов. Прекрасное решение использования автомобильных шин и покрышек в современном ландшафтном дизайне.

Особенно хочу отметить проект Гильдии парфюмеров «Русский Авангард. Парфюмерная проекция». Российские парфюмеры – члены Гильдии парфюмеров – создали линейку ароматов в стиле «Авангард» и «Революция». Вдоль одной из аллей Михайловского сада установлены стенды с резервуарными накопителями, наполненными аромагелем. Представлены ароматы, посвященные людям и событиям времен революций 1917 года. Аромат «Я - Маяковский» оказался для меня слишком приторным, аромат «Малевич» был насыщен разнообразием запахов подобно тому, как картины художника насыщены цветом красок. А вот аромат «Анархия» оказался очень милым, легким и слегка кружащим голову. Я так увлеклась «поглощением» запахов, что забыла запечатлеть «аллею с запахами». Но мимо Вы точно не пройдете. Там, где посетители с усердием и наслаждением «кладут поклоны» разноцветным резервуарам (а у каждого аромата еще свой цвет), работает Гильдия парфюмеров. На аллее работает дежурный парфюмер, отвечает на вопросы, понравившиеся ароматы можно приобрести в сувенирных магазинах Русского музея.

У нас получилась приятная прогулка по Михайловскому саду. Объекты и инсталляции Авангарденса, зелень, цветы, «открыточные» городские виды вокруг. Выставка работает еще несколько дней, можно еще успеть нарисовать свою картину Авангарденса.

Санкт-Петербург – это город с богатой историей. Каждое успешное мероприятие, проведенное здесь единожды, имеет все шансы на получение статуса «ежегодного». Так случилось и с выставкой ландшафтного искусства «Императорские сады». Первоначально она планировалась в качестве одной из площадок столичного праздника, но сегодня стала местом паломничества жителей, гостей города и зарубежных туристов.

Что посмотреть: история и программа мероприятия

Первый фестиваль под названием «Императорские сады России» прошел ровно 10 лет назад и был приурочен к празднованию 110-летнего юбилея Русского музея. Главной экспозицией и по сей день является выставка-конкурс ландшафтного дизайна: специалистам каждый год предоставляется тематика, в соответствии с которой они составляют свои композиции на одном из отрезков Михайловского сада .
«Императорские сады России» назван первым российским фестивалем ландшафтного искусства, его ставят в один ряд с крупными мероприятиями такого рода в Европе.
В 2018 году выставка пройдет с 21 по 27 июня и будет носить название «Цветочная ассамблея». Впервые ее местоположением окажется Летний сад с множеством великолепных фонтанов и античных скульптур мифических персонажей и богов. На территории Парадного партера будут высажены сотни однолетних цветов, имитирующих яркий живой ковер. Арочные конструкции Берсо будут украшены флористическими композициями, а боскет «Птичий двор» дизайнеры дополнят цитрусовыми деревьями и горшками с геранью. Боскет «Менажерийный пруд» превратится в цветочную фантазию с лепестками и отражениями цветов.
В программе значатся ботанические лекции и флористические мастер-классы, показы мод. Для любителей живого звука будут проводиться концерты с участием музыкальных коллективов.


Фестиваль «Императорские сады России 2018»: как добраться?

Ближайшие станции метро – «Невский проспект» и «Гостиный двор». Также доступен наземный общественный транспорт – рядом остановки «Летний сад» и «Садовый мост». На расстоянии 600 метров пролегает Невский проспект , откуда есть возможность добраться в любую точку Северной столицы.

Купить билет на мероприятие «Цветочная ассамблея» можно на нашем сайте онлайн. Для этого нажмите кнопку «Купить билет» в правой верхней части страницы.

Что посмотреть поблизости?

После посещения выставки можно заглянуть в Спас на Крови и проникнуться искусством зодчества образца начала XX века. Недалеко от Михайловского сада расположен

В сезон белых ночей в городе проводится множество событий под открытым небом, которым не мешает даже непогода. Один из самых красивых - фестиваль «Императорские сады России».

В этом году фестиваль пройдет немного позже - с 21 по 27 июня и не в Михайловском, а в Летнем саду. У каждого фестиваля прошлых лет была своя тема. Мы помним посвящения французским, итальянским, британским садам, искусству лабиринта, русскому авангарду и революции.

Фестиваль нынешнего года называется «Цветочная ассамблея» - в память о принятом 300 лет назад Петром Первым указе о проведении ассамблей. Изменился и формат фестиваля: вместо масштабных инсталляций ландшафтных дизайнеров главенствовать будут камерные цветочные композиции. Это вынужденная мера.

Летний сад не Михайловский, здесь невозможно создать ландшафтные инсталляции на газонах. Поэтому было принято решение делать небольшие цветочные композиции, украшая фонтаны и боскеты, - рассказал Сергей Ренни, заведующий филиалом «Сады» Русского музея. - Работы в Летнем ведутся очень осторожно, поскольку существует много ограничений со стороны КГИОП.

По словам Ольги Черданцевой, главного хранителя садов Русского музея, особое место займет царица цветов - роза.

В Зеленом кабинете (где находится музеефикация фонтана «Лакоста») откроется Музей роз. Исторические сорта роз будут представлены в 36 композициях.

Два входа в Берсо (у Парадного партера) будут украшены цветочными гирляндами в виде арок. А в центре будет висеть люстра из цветов.

Как шутят организаторы, здесь можно будет назначать свидания.

Партнеры фестиваля из Воронцовского дворца в Крыму придумали выставку «История розы». Публика увидит 22 панно, рассказывающих об известных исторических персонажах и связанных с ними розах.

Фонтан на Царицыной площадке декорируют геометрическими композициями из белых хризантем и красных роз. Возле памятника Ивану Андреевичу Крылову появятся восемь объектов, созданных детьми из социальных учреждений. Малышам предложили пофантазировать на темы басен Крылова: «Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука». По словам Ольги Черданцевой, это напоминание о лабиринте с баснями Эзопа, который был при Петре Первом в Летнем саду.

Цветами будут украшены все пруды Летнего сада. Например, в Менажерийном пруду появятся три композиции из розовых и кремовых хризантем, выполненные в виде лучей.

В центральной части боскета «Крестовое гульбище» создадут цветочные композиции, символизирующие времена года. «Весна» и «Лето» будут выполнены из цветов, «Осень» - из трав, овощей и фруктов, а «Зима» - из хвойных ветвей и шишек.

Временам года будет посвящена и необычная выставка в Красном саду - огороде Петра Первого. Там покажут композиции из фруктов, овощей, грибов и пряных трав, выполненных в стиле итальянского художника-маньериста Джузеппе Арчимбольдо.

Полезная информация

В дни фестиваля, с 21 по 27 июня, вход в Летний сад будет платным. Билет стоит 500 рублей, для детей в возрасте до 18 лет, студентов и пенсионеров - 200 рублей, семейный билет для родителей с детьми (2 взрослых и 2 ребенка) - 800 рублей. Выгоднее приобрести билеты заранее, до 21 июня. На сайте садов Русского музея билеты сейчас стоят: 430 рублей и 160 для льготных категорий.

Кроме того, на протяжении трех суток перед началом фестиваля «Императорские сады России» (18 - 20 июня) и двух дней после его окончания (28 - 29 июня) Летний сад будет закрыт - из-за необходимости в монтаже и демонтаже украшений, соответственно.


Комментарии

Самое читаемое

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги - все это показывает хороший вкус коллекционера.

Одиннадцатый ежегодный фестиваль ландшафтного и флористического искусства, который обычно проводится в Михайловском саду, в нынешнем сезоне переедет в Летний сад. Об этом сообщил во вторник, 5 июня, директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, передаёт корреспондент «Диалога».








«300 лет назад – в 1718 году – Пётр I издал указ о проведении Ассамблей, и первая из них проходила именно в Летнем саду. Этот наш фестиваль будет называться «Цветочная Ассамблея». Так мы напоминаем об истории России: нам важно, чтобы «Императорские сады» не превратились просто в гламурный фестиваль цветов, а всё-таки имели музейную основу. Летний дворец Петра I – это место, с которого начиналась новая страница российской государственности. Они – ровесники Санкт-Петербурга, и сады тоже начинались вместе с Санкт-Петербургом», — заявил Гусев.

По его словам, в нынешнем году характер фестиваля изменится – когда он проводился в Михайловском саду, основой экспозиции были инсталляции и ландшафтные композиции, тогда как сейчас упор будет сделан на использование живых цветов. По этой причине изменены сроки проведения фестиваля – он состоится не в начале, а в конце месяца, с 21 по 27 число, так как цветы должны распуститься. Свои ограничения накладывает и место – в Летнем Саду нет обширных газонов, на которых можно было бы размещать композиции, поэтому устроителям придётся декорировать – бережно, так как облик сада находится под охраной КГИОП – имеющиеся элементы его убранства: изгороди, фонтаны… Кстати, гостей фестиваля ждёт масса интересных новшеств.

«Например, фонтан «Царицын» мы планируем сделать парфюмированным. В истории России такого ещё не было, потому что в мире таких фонтанов было всего четыре, и первый из них появился в 1900 году на выставке в Париже. Надеемся, что этот эксперимент удастся, и сегодня вечером (по вторникам Летний сад традиционно закрыт на уборку и обслуживание – ИА «Диалог» ) как раз будет «примерка» аромата. Это будет эксклюзивное, необычное событие: собственно, Пётр I как раз любил такие, а Летний сад был для него экспериментальной площадкой, где он опробовал различные новшества, привезённые из Европы (в основном – из Голландии). Потом он уже построил Стрельну, а затем – и Петергоф, но Летний сад – прародитель всех садов европейской традиции [в России]», — отметила Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея и руководитель фестиваля «Императорские сады России».

Кроме того, на главной аллее будут выставлены 50 фотографий знаменитых европейских дворцовых садов. Фотопроект проходит под эгидой Ассоциации сохранения наследия европейских садов.

«Наверное, нам было бы проще провести фестиваль по накатанной, в Михайловском саду – но рабочая группа фестиваля решила на этот год перенести его. Я как человек, отвечающий за сохранность Летнего сада, этот почин воспринял с настороженностью – но мы будем работать, и думаю, что получится неплохо. Летний сад – не Михайловский, здесь мы не можем позволить себе делать ландшафтные инсталляции на газонах: это просто невозможно. Поэтому было принято решение делать небольшие цветочные композиции; будут украшены главные фонтаны и боскеты. Крепить всё это предстоит очень щадяще – никакого клея, никакого сверления, никакого вообще вмешательства в конструктивные элементы. Думаю, у ландшафтников свои хитрости», — заявил Сергей Ренни, заведующий филиалом «Сады» Русского музея.

«Будем ли мы продолжать проводить его там, или же устраивать его в обоих местах – это мы посмотрим, насколько хватит средств», — добавил Гусев.

Отметим, что вход в Летний сад на эти дни станет платным – билет будет стоить 500 рублей (на сайте садов Русского музея цена сейчас составляет 430 рублей, или 160 – для льготных категорий). Помимо того, что это позволит частично возвратить средства, затраченные на проведение фестиваля, руководство ГРМ намерено таким способом удостовериться в том, что на фестивале не будет чрезмерного наплыва посетителей (хотя сад и так принимает в год по миллиону человек). Кроме того, на протяжении трёх суток перед началом фестиваля «Императорские сады России» (18-20 июня) и двух дней после его окончания (28-29 июня) Летний сад будет полностью закрыт – из-за необходимости в монтаже и демонтаже украшений соответственно.

«Какие-то композиции, возможно, мы оставим себе – особенно, наверное, из социальных проектов, которые будут размещены в боскете «Французский партер», — отметил Ренни.

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль ландшафтного дизайна «Императорские сады России»: в середине июня в Михайловском саду Русского музея можно наблюдать ландшафтные композиции, созданные архитекторами разных стран (в фестивале в этом году принимают участие 49 ландшафтных мастерских из России, Германии, Финляндии, Испании, Франции, Дании), посещать мастер-классы, слушать лекции и аплодировать выступлениям театральных студий, ансамблей и кружков.

Преимущественно — детских, потому что в этом году тема «Императорских садов», разбивающихся под стенами Русского музея уже в девятый раз, — «Цветы жизни». Что имеется в виду на самом деле — понятно всем. Выставка посвящена детям.

С самого начала фестивалю не повезло с погодой: на торжественный концерт в саду при ледяном ветре с Финского залива и 10 градусах тепла гости поумней явились в пуховиках. Те, кто мечтал о празднике, проклинали свою тягу к прекрасному и пытались согреться коньяком, пренебрегая попытками бармена соорудить коктейли: в кружевных платьях не до кубиков льда в прозрачных бокалах.

«На сцене гораздо теплее», — обнадеживала президент благотворительного фонда «Система» (фестиваль многие годы проходит при финансовой поддержке фонда). Гости верили. Однако детей в костюмах хризантем, станцевавших по случаю праздника закономерный «Вальс цветов» Чайковского, и детский хор, исполнивший песни, которые вы сами горланили, качаясь на качелях, все равно было жалко.

Замерзшие дети уносились в теплый Русский музей. На их место выходили ответственные взрослые, которым спрятаться было некуда.

Не мерз, кажется, только директор Русского музея : за пятиминутную речь он бодро придумал три темы для будущих фестивалей. Следующей темой, видимо, будет музыка. А жаль — абстрактные темы, как темы сочинений, дают такой широкий простор для творчества, что художники разбегаются в разные стороны и часто убегают слишком далеко от зрителя.

БФ «Система»

Так случилось с нынешним фестивалем. «Дети» — это может быть что угодно. «Актуальными темами фестиваля станут вопросы изучения, сохранение природы и окружающей среды, новые подходы к организации детских игровых пространств в городах, демонстрация современного игрового оборудования. Особое внимание будет уделено социальным проектам для детей с ограниченными возможностями», — значилось в пресс-релизе фестиваля. Все это есть. В фестивале принимают участие благотворительные фонды Санкт-Петербурга (в том числе «Антон тут рядом», «Теплый дом», «Алеша» и другие).

В Михайловском саду появились детские игровые площадки и композиции, созданные по детским рисункам (Кощей, играющий на гитаре для Бабы-яги, таксокот, придуманный 4-летним ребенком, зубастик, кот на цепи и Русалка на дубе), выставка плакатов «Цветы детства» и другие объекты, прямо или символически относящиеся к теме детей. «Читайте объяснения», — призывает Артем Паршин, председатель жюри нынешнего фестиваля, ландшафтный архитектор Ботанического сада «Аптекарский огород». Читать действительно нужно: смысл некоторых композиций сложно понять не только детям, но и взрослым.

И если дети могут изобрести свои смыслы, то те, чье детство давно закончилось, мучительно не понимают: при чем же здесь цветы?

Цветов не хватало. Вне конкурса демонстрировалась одна из лучших композиций — «Дорманрон» Французского института в Санкт-Петербурге, пушистая зеленая неведомая зверушка (а на самом деле — морская черепаха), придуманная французским писателем и иллюстратором Клодом Понти и выполненная в технике топиарного искусства.


БФ «Система»

Второе место в номинации «Цветочные композиции» получила композиция «Цветок счастья», созданная командой усадьбы Марьино. Отличной идеей филиала Русского музея в Малаге было создать Сад пяти чувств с растениями, стимулирующими сенсорное восприятие (теми, которые можно и увидеть, и пощупать, и понюхать, и даже попробовать на вкус).

Однако садовые скульптуры, даже очень милые, не могут удовлетворить тягу городского жителя к живому и прекрасному. Приходить сюда в надежде почерпнуть идеи для собственного приусадебного участка бессмысленно (впрочем, стоит обратить внимание на постоянные садовые композиции, созданные для Михайловского сада, — они хороши). В чем же дело? Неужели в детях?

«Выставочные сады в таком фестивальном режиме, когда сады собираются на короткое время — а собираются они как конструктор, растения приезжают в своих контейнерах, — это совершенно особый жанр садового искусства, — объясняет Артем Паршин. —

Это означает, что ты строишь сад как мизансцену во время театрального представления.

Тебе неважно, что за кулисами, тебе важно, что человек видит из зала. Поэтому главное — чтобы зритель не видел белых ниток, не видел швов; что под поверхностью — тебя не интересует».


БФ «Система»

По мнению председателя жюри, в этом смысле к композициям «Императорских садов» нужно относиться снисходительно, поскольку архитекторы сталкиваются с серьезным ограничением: в Михайловском саду (а это памятник садово-паркового искусства, памятник ландшафтной архитектуры) вы не можете воткнуть лопату в землю. Здесь нельзя копать. Поэтому все, что здесь происходит, происходит над поверхностью, над газоном.

«Это сказывается на облике того, что здесь строят. По законам жанра растения находятся в контейнерах, они не посажены. Авторы, которые не обращают внимания на эту особенность, ставят горшки с растениями прямо на землю, — рассказывает Паршин. — Вы видите грязные пластиковые горшки, что абсолютно недопустимо. Если это выставочный сад, это особый жанр, и нужно действовать в рамках этого жанра. Когда видны швы, когда понятно, как это сделано, это неправильно. Нужно просто понимать особенности площадки — фестивалю уже девять лет, и он никуда отсюда не уедет, эта площадка — уже любима. Значит, надо заранее подумать о том, как ты спрячешь то, что не должно быть видно, покажешь то, что должно быть видно на поверхности. Все грамотные работы здесь приподняты над поверхностью земли».

Одна из таких работ — пожалуй, действительно самая интересная, — уже получила Гран-при фестиваля. Это композиция «Живая вода, или Внутри не так, как снаружи», созданная ландшафтной группой АФА.


БФ «Система»

Внешне это неправильной формы зеленый холм с лиловыми цветниками. Внутри — округлый неглубокий водоем, где можно играть и плескаться, если позволяет погода, а главное — здесь есть смотровая вышка с телескопом и винт Архимеда, удивительная штука, которая при помощи колеса и винтового желоба позволяет выкачивать воду из водоема. Крутить ее приятно и взрослым, и детям: за такое просто непременно нужно давать Гран-при.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней