Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Альбина оперная певица. Оперная дива Альбина Шагимуратова о «сладкой жизни» и плюсах России

Оперная певица Альбина Шагимуратова - о форс-мажорных премьерах и путешествиях с семью чемоданами.


После дебютных спектаклей на сценах Лирической оперы Чикаго и лондонского Ковент-Гарден сопрано Альбина Шагимуратова вернулась в Россию: сегодня она поет в столичном Доме музыки, а 17 мая под аккомпанемент Владимира Спивакова и его оркестра выступит в Казани. С одной из самых востребованных певиц молодого поколения пообщался обозреватель «Известий».

- Ваша биография на официальном сайте представлена на пяти языках, но русского среди них нет.

Я работаю над этим. Мой сайт ведет нью-йоркское агентство, и я уже два месяца назад поднимала вопрос. Проблема в том, что русскоязычная биография не помещается: один и тот же текст занимает на русском больше места, чем на других языках. Я предложила сократить биографию на всех остальных, чтобы уместить русскую.

- В России у вас меньше поклонников, чем в западных странах?

По моему ощущению, столько же. Есть люди, которые путешествуют за мной. Когда в 2011 году я пела Царицу Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта в «Ла Скала», прилетели 15 человек, которые уже слышали меня в этой партии в Зальцбурге в 2008-м. Было очень приятно.

- Царица Ночи стала вашей дебютной ролью на всех основных сценах мира. Вас не огорчает, что интенданты хотят видеть вас только в этом амплуа?

Теперь уже не только. В моем репертуаре появляются партии из опер бельканто: «Лючии ди Ламмермур», «Сомнамбуле», «Пуританах». Царица Ночи - сложнейшая, но благодарная роль: она открыла мне дорогу во многие ведущие театры мира. 9 мая я пела ее в Ковент-Гарден и сейчас, пока Царица еще живет во мне, спою на московском концерте в Доме музыки.

- В 2007-м все говорили об упадке конкурса Чайковского, но именно победа на нем позволила вам прорваться на западные сцены.

Конечно, конкурс Чайковского мне очень помог. Уже через неделю после заключительного гала-концерта я получила прослушивание у маэстро Риккардо Мути в Зальцбурге.

- А в Большой театр вы попали уже после начала карьеры на Западе?

- Как получилось, что ГАБТ не заметил вас раньше?

Хороший вопрос, но не ко мне. Не только со мной была такая история.

- Сейчас у вас есть планы выступлений в Большом?

Пока нет. Дело в том, что Большой театр обращается с предложениями в последний момент. Поскольку мой график полностью забит на 2–3 года, очень трудно найти что-нибудь в ближайшие 2–3 месяца. Мое выступление в «Травиате» в Большом было сильным форс-мажором - я выкраивала время между Сан-Франциско и Веной.

- Вы числитесь солисткой Большого театра и Татарской оперы?

Я приглашенная солистка Большого. В Татарской опере - штатная, но там я не пела последние два года. Времени нет. Надеюсь, директор Рауфаль Мухаметзянов на меня не в обиде. Он самый лучший начальник, потому что отпускает петь на других сценах.

- Дмитрий Вдовин, у которого вы учитесь в Москве, и Рената Скотто, ваш педагог в Нью-Йорке, дополняют друг друга?

Школа, которую они дают, одинаковая. Но Рената Скотто не делает мне замечаний по поводу вокала - она работает над стилем исполнения итальянской музыки. К ней я еду с уже готовыми партиями. А с Дмитрием Вдовиным я готовила голос, технику. Мы начали заниматься за месяц до конкурса Чайковского и продолжаем уже шесть лет.

- С своим консерваторским педагогом Галиной Писаренко вы разошлись?

Нет, мы общаемся, созваниваемся. Я у нее закончила аспирантуру. В следующем году с удовольствием выступлю на ее юбилее в «Новой опере».

- Кем вы себя ощущаете в большей степени: татаркой, россиянкой, человеком мира?

Русским человеком. Я в январе уехала, была в Чикаго, Хьюстоне, Лос-Анджелесе и Лондоне - так скучала по Москве, по России, по родным! Меня тянет сюда.

- Ваша коллега Суми Чо рассказала «Известиям», что решительно предпочла пение созданию семьи. А у вас в этом вопросе какие предпочтения?

Да, мы певцы, но мы еще и женщины. Нам необходима семья. Я с пяти лет в музыке и знаю, что наша профессия забирает все 24 часа семидневной рабочей недели. На «личное пространство» времени не хватает. Но я все-таки нахожу время и собираюсь этот пробел заполнять. Мечтаю о семье и детях, хотя понимаю, как будет трудно. Певице вообще труднее, чем певцу, ведь нужно перемещаться по всему миру с четырьмя-пятью, иногда и семью чемоданами. Я сейчас решаю проблему: как найти в своем графике два месяца отдыха.

- Жизни современных примадонн со стороны кажутся одинаковыми: контракты, репетиции, перелеты. Чем отличается ваша?

Да, у нас похожие судьбы. Красивая жизнь - это 30%, а 70% - огромный труд. Чтобы выдержать, нужны профессионализм, характер, стержень. Посвятить себя музыке - это жертва. Но кого бы я ни встретила из великих певцов, никто не тщеславен, не заносчив. Недавно познакомилась с Анной Нетребко и Рене Флеминг - с ними очень легко общаться. И себя я не ощущаю никакой примадонной. Просто выхожу на сцену, чувствую и пою.

Родилась в Ташкенте. Начала занятия музыкой в пять лет. В 1994 г. поступила в Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998-2001 гг. училась в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова по классам «хоровое дирижирование» и «оперный вокал».
В 2001 г. была принята в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Галины Писаренко), затем там же окончила аспирантуру (2007 г.).

В 2004-06 гг. — солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко, где исполнила партии Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова) и Шемаханской царицы («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова).
С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В 2006-08 гг. совершенствовалась в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы , на сцене которой исполнила роли Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильды («Риголетто» Дж. Верди) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди).

В 2008 г. состоялся дебют певицы на Зальцбургском фестивале в партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» (дирижер Риккардо Мути).
В сезоне 2008/09 она также спела Царицу ночи в Немецкой опере в Берлине, Опере Лос-Анджелеса и дебютировала в партии Джильды в Опере Палм-Бич .

В сезоне 2009/10 дебютировала в театре Метрополитен-опера в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Джулии Тэймор). Эту же партию исполнила в Немецкой опере на Рейне . Исполнила партию Фламинии в опере Й. Гайдна «Лунный мир» (опера была представлена в Планетарии Хайдена в Нью-Йорке силами камерного театра Gotham Chamber Opera).

В сезоне 2010/2011 дебютировала в театре Ла Скала в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Уильяма Кентриджа, дирижер Роланд Бёр). Эту же партию исполнила в Государственной опере Гамбурга в постановке Ахима Фрайера и в Венской государственной опере под управлением Айвора Болтона. Выступила на фестивале «Флорентийский музыкальный май» - участвовала в исполнении Реквиема Моцарта под управлением Зубина Меты.

В сезоне 2011/12 спела Царицу ночи в Венской государственной опере и в барселонском театре Лисео , Лючию ди Ламмермур в Немецкой опере в Берлине, а в последующих сезонах исполняла эту партию также в Метрополитен-опере, Опере Лос-Анджелеса, Лирической опере в Чикаго, театре Ла Скала и Мариинском театре.

В концертном репертуаре певицы - произведения Моцарта, Бетховена, Россини. Форе. В 2005 г. участвовала в исполнении Реквиема Моцарта в рамках «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Участвовала в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Восьмой симфонии Малера с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. С Бостонским симфоническим оркестром исполнила Stabat Mater Россини (дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос), с Хьюстонским симфоническим оркестром - программу концертных арий В.А. Моцарта и «Gloria» Ф. Пуленка (дирижер Ганс Граф), с Национальным симфоническим оркестром Дании - Девятую симфонию Л. ван Бетховена (под управлением маэстро Фрюбека де Бургоса). В сезоне 2012/13 на фестивале в Эдинбурге участвовала в исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена. В августе 2014 г. в рамках фестиваля «Би-би-си промс» на сцене Альберт холла дебютировала в кантате «Колокола» С. Рахманинова (исполнив партию сопрано с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Эдварда Гарднера).
Альбина Шагимуратова сотрудничает с выдающимися дирижерами - Риккардо Мути, Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Дэвис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Пьер Джорджо Моранди, Ашер Фиш, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и др.

В 2010 г. певица дебютировала в Большом театре в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В 2011 г. приняла участие в постановке оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, исполнив партию Людмилы (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). В 2012 г. приняла участие в постановке оперы «Травиата» Дж. Верди (партия Виолетты, дирижер Лоран Кампеллоне, режиссер Франческа Замбелло).

Из выступлений сезона 2015/16: Виолетта («Травиата») в Токио, Констанца («Похищение из сераля» В.А. Моцарта) в Метрополитен-опере, Царица ночи («Волшебная флейта») в Опере Сан-Франциско, Донна Анна («Дон Жуан») в Баварской государственной опере в Мюнхене, заглавная партия в опере «Семирамида» Дж. Россини (концертное исполнение на сцене Альберт-холла в Лондоне).

Среди недавних ангажементов: Аспазия («Митридат, царь Понтийский» В.А. Моцарта) в Королевской опере Ковент-Гарден, Джильда («Риголетто» Дж. Верди) в Немецкой опере Берлина, Эльвира («Пуритане» В. Беллини) в Лирической опере Чикаго, Виолетта («Травиата») в Венской государственной опере и Опере Хьюстона, Царица ночи («Волшебная флейта») на Зальцбургском фестивале, в Вене, Баден-Бадене и Париже.

Тангейзер:Открывая новую рубрику,собирался начать её какой нибудь мировой знаменитостью прошлых времён...Но решил отойти от стереотипа и предлагаю чудесный и молодой голос Альбины Шагимуратовой.Уверен,что она вполне достойно вписывается в название рубрики и её творческое будущее это подтвердит...)

Народная артистка Татарстана
Лауреат международных конкурсов

Лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (2011)
Лауреат Национальной театральной премии России "Золотая маска" (2012)

Альбина Шагимуратова - уникальная в своем роде оперная певица, сопрано, обладающая драматической колоратурой, стремительно завоевывающая мировую славу своим неповторимым по тембру голосом и филигранным вокальным мастерством. Чистый, сочный, большой, летящий, безупречно точный звук, владение стилем "бельканто" в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа - вот визитная карточка Альбины Шагимуратовой. Ее высокий уровень исполнения наисложнейших оперных партий мирового оперного репертуара завоевывает во всем мире признание публики, число почитателей ее таланта прогрессивно растет. Солидные печатные издания, такие как Нью Йорк Tаймс, Лондонский Таймс, Opera News, итальянская Reppublica публикуют восторженные отзывы критиков о выступлениях татарского соловья. Именитые дирижеры нашего времени по достоинству оценивают ее музыкальную одаренность, профессиональные музыканты пророчат певице триумфальное продолжение звездной карьеры. Альбина Шагимуратова стала столь ярким образцом успешной реализации на оперной сцене таланта, феноменального трудолюбия и редких поистине человеческих качеств, узнав о котором однажды, уже нельзя остаться равнодушным ни к опере, ни к ней самой!

Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте (бывший Советский Союз) в 1979 в семье адвокатов. Поддерживаемый в доме интерес к музыке способствовал раскрытию врожденной музыкальности - в 5 лет она начала заниматься в музыкальной школе и уже пела на сцене татарские народные песни под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. От этих первых неуверенных детских шагов в музыке до зрелой творческой самостоятельности Альбина Шагимуратова прошла тернистый, полный запредельных усилий и ярких эмоциональных переживаний путь, которому она всегда оставалась верной несмотря ни на что, демонстрируя с детства свойственные ей упорство, трудолюбие и силу характера.

Переехав с семьей, после развала Cоветского Cоюза в Казань (Республика Татарстан, Россия), Альбина поступила в Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева по классу хорового дирижирования (1994-1998гг.), а позже продолжила получение фундаментального музыкального образования на факультете хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (1998-2001гг.). Именно этот период в жизни Альбины Шагимуратовой ознаменовался открытием ее незаурядных вокальных способностей, зарождением любви к оперному искусству и началом освоения секретов оперного пения. В дальнейшем певица окончила вокальный факультет Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Г.А. Писаренко 2001-2004 гг.), и там же аспирантуру (2004-2007гг.), прошла стажировку в Молодежной оперной студии при "Хьюстон Гранд Опера" в США (2006-2008гг.) и до сегодняшнего дня никогда не прекращала самосовершенствоваться, предъявляя к самой себе требования высокого класса. После окончания стажировки в США певица была приглашена в качестве ведущей солистки в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.


В арсенале ранних достижений Альбины Шагимуратовой можно отметить: звание лауреата на Открытом Всероссийском конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» в 2003 году, звание лауреата на международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (Испания - 2005г.), победа на международном конкурсе вокалистов М. Глинки (Челябинск-2005г.), и победа на XIII международном конкурсе им. П.И.Чайковского (Москва-2007г.). Но именно с момента взятия I премии и Золотой медали Международного конкурса им. П. И. Чайковского начался стремительный карьерный взлет Альбины Шагимуратовой. Яркая победа на конкурсе обратила на себя внимание мировой оперной общественности и вскоре Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения сложнейшей партии - Царица ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

После этого триумфального дебюта в 2008 году крупные оперные сцены мира стали выражать открытую заинтересованность молодой певицей: в качестве приглашенной солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: миланского театрa La Scala, Нью-йоркской Metropolitan Opera, Oперы Лос-Анджелеса, Oперы Сан-Франциско, Чикагской Лирической оперы, Лондонской Королевской оперы Covent Garden, Венской Государственной опере, Хьюстонской Grand Opera , Немецкой Оперы в Берлине и на Глайндборнском оперном фестивале в Англии. Oдновременно с тем творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижерами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Владимир Спиваков.

Репертуар певицы расширялся с молниеносной скоростью, включая в себя все новые и новые самые блистательные партии для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти), Виолетта Валери («Травиата» Дж. Верди), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н.A. Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.A.Римского-Корсакова), Донна Анна («Дон Жуан» В.А.Моцарта), Амина («Сомнамбула» В. Беллини), Людмила («Руслан и Людмила» M.Глинка), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинка), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини).

График выступлений Альбины Шагимуратовой наполнился ангажементами в ведущих оперных театров мира на несколько лет вперед. Несмотря на то, что активная работа с зарубежными театрами не позволяла, к великому сожалению певицы, часто выступать в России, на родине достижения Альбины Шагимуратовой тоже не оставались без внимания, завоевывая среди соотечественников все большее количество влюбленных в «золотой голос» поклонников.

В феврале 2009 годa указом Первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым Альбине Шагимуратовой было присвоено звание "Народной артистки Республики Татарстан". 2011 год оказался для певицы знаковым - произошел ряд примечательных событий, отображающих по-искренне настоящее для певицы признание ее таланта на Pодине. Нынешний Президент республики Татарстан Рустам Минниханов лично вручил Альбине Шагимуратовой "Государственную премию РТ им. Г. Тукая". Альбина Шагимуратова была удостоена национальной театральной премии России "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в опере" (за роль Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля "Лючия ди Ламмермур"). И наконец, Альбине было доверено исполнять в первой после открытия исторической сцены Государственного академического Большого театра России премьерной постановке спектакля "Руслан и Людмила" М. И. Глинки - партию Людмилы.

Сегодня ее учителями и наставниками являются - великая певица Рената Скотто и педагог, руководитель Молодёжной программы оперных певцов при Большом театре Роccии Дмитрий Вдовин. A в феврале 2012 звукозаписывающая компания Opus Arte выпустила в свет DVD спектакля " Волшебная флейта " B.A Моцарта на сцене миланского театра Lа Scala , где Альбина исполняет партию Царицы Ночи.

Альбина Шагимуратова - творчески одаренная певица и масштабная актриса в опере, и личность, примиряющая ментальность востока и запада. Пройдя все преграды и трудности на пути к вокальному совершенству, закалив бойцовский характер, она сохранила душевную чистоту, покоряющую искренность и обаяние. Именно такая констелляция музыкального таланта, доведенного до совершенства вокального мастерства и глубочайшего личностного содержания порождает шедеврально проникновенные, реалистичные, объемные, неподдельные в своем драматизме образы в исполнении Альбины Шагимуратовой!

Альбина Анваровна Шагимуратова (род. 17 октября 1979, Ташкент) - российская и мировая оперная певица (сопрано), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народная артистка Республики Татарстан.

Образование, начало творческой деятельности

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории (2004) и аспирантуру (2007) Московской государс­твенной консерватории им. П. И. Чайковского. Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

Альбина Шагимуратова является почётной выпускницей студии Хьюстон Гранд-Оперы. В настоящее время она продолжает обучение в классах Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.

Карьера

С 2004 г. по 2006 г.- солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С 2006 по 2008 г. стажировалась в Houston Grand Opera (США). С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля .

После триумфального дебюта в Зальцбурге крупные оперные сцены мира стали проявлять заинтересованность к молодой певице. В качестве солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: театрa «La Scala» (Милан), «Metropolitan Opera» (Нью-Йорк), «Oперы Лос-Анджелеса», «Oперы Сан-Франциско», «Чикагской Лирической оперы», Королевской оперы «Covent Garden» (Лондон), Венской Государственной оперы, «Хьюстонской Grand Opera», Немецкой Оперы в Берлине, на Глайндборнском оперном фестивале в Англии.

Творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижёрами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков.

Награды, звания

Лауреат между­народных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005, I премия), им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Народная артистка Татарстана (2009). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (2011).

Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля)

Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета «Лючия ди Ламмермур»

Репертуар

партия Людмилы («Руслан и Людмила», M.Глинка);

партия Лючии («Лючия ди Ламмермур», Г.Доницетти);

партия Царицы ночи («Волшебная флейта», В. А. Моцарт);

партия Джильды («Риголетто», Дж. Верди);

партия Виолетты Валери («Травиата», Дж. Верди);

партия Зайтуны («Любовь поэта», Р.Ахиярова);

партия Адины («Любовный напиток», Г. Доницетти);

партия Амины («Сомнамбула», В.Беллини);

партия Антониды («Иван Сусанин», М.Глинка);

партия Донны Анны («Дон Жуан», В. А. Моцарта);

партия Манон («Манон», Ж.Массне);

партия Мюзетты («Богема», Дж. Пуччини);

партия Соловья («Соловей», Ф.Стравинский);

партия Фламинии («Лунный мир», Й.Гайдн);

партия сопрано («Stabat Mater», Дж. Россини);

партия сопрано (Восьмая симфония, Г.Малер);

партия сопрано (Девятая симфония, Л.Бетховен);

партия сопрано (Реквием, В. А. Моцарт);

партия сопрано («Военный реквием», Б.Бриттен).

Татарстан, 1 июня, АиФ-Казань. 17 мая дала концерт в БКЗ РТ, 6 июля выступит на открытии Универсиады. «Поездив по миру, я понимаю, что хочу жить в России, - говорит певица, - какой бы хорошей или плохой наша страна ни была».

Музыкантом Альбина почувствовала себя в пять лет: вместе с отцом исполняла на сцене татарские народные песни. Он работал адвокатом, но имел и музыкальное образование: играл на баяне, сочинял песни и отвёл дочь в музыкальную школу. Но на оперную певицу она начала учиться только в 20 лет по совету известного татарского певца Хайдара Бигичева. Сегодня у певицы нет конкурентов среди колоратурных сопрано по части красоты звука и владения стилем бельканто.

- Альбина, во времена Шаляпина в моде были басы. Сейчас время сопрано, даже мужчины пытаются петь как женщины.

Потому, что женщины сейчас гораздо сильнее, чем мужчины. Они стремятся делать карьеру, потом уже выходить замуж. Институт семьи изменяется.

- Вы много ездите по миру. Чем европейцы, американцы отличаются от россиян?

Французы любят искусство. Какой Лувр у них! Такого музея нигде нет. Итальянцы любят свою оперу и пиццу. Немцы и австрийцы немного педантичны. Испанцы ленивые…

Где бы я ни была, меня всегда тянет в Россию. Почему, не знаю, но хочу сюда приехать хотя бы на недельку. Российского воздуха вдохнуть, а потом опять уехать. Магнит какой-то… В Казани любимое место – Кремль. Ну, где ещё в мире есть Кремль белого цвета? Белый - цвет чистоты…

Всегда с большим удовольствием приезжаю в Вену. В её дворцах, парках, старинном оперном театре есть что-то завораживающее. Очень музыкальный город. Входишь в метро, и звучит вальс Штрауса. Где ещё такое услышишь? Если американцы всё время куда-то спешат, то венцы благодаря любви к музыке очень душевные, спокойные. Нам надо этому поучиться.

Второй «мой» город – Нью-Йорк. Он особенно красив на закате, когда на небоскрёбах Манхэттена зажигаются огни. Америка – очень свободная, комфортная страна, но ментальность там не моя. У американцев можно поучиться работоспособности. Они трудоголики, могут в 5 утра прийти на работу и работать весь день. А души нет, нет нашей русской искренности… Люди ведут себя как-то механически.

У России есть, конечно, свои минусы, свои плюсы. Но, поездив по миру, я поняла: у каждой страны - свои проблемы, и мой дом – в России.

Такой как сейчас, наша страна не была даже лет 10 назад. В 90-е мы видели только пустые прилавки, рис, гречку по талонам. Сейчас у нас уровень жизни средней европейской страны. Это достижение для нашего государства, которое начало свой путь только в 1991 году.

- И всё же много в нашей жизни диссонансов.

Мир сегодня настолько сузился до меркантильных интересов, что духовность, человечность, порядочность отошли на задний план. Я это чувствую каждую минуту, встречаясь с разными людьми разных социальных слоёв.

Меркантильность всё сильнее заявляет о себе и в мире искусства. Не хватает глубины, глубокого прочтения произведения, сочинения, профессионального исполнения. Не хватает, в конечном счёте, вокального профессионализма. Единицы преподавателей могут научить по-настоящему петь.

Феномен русских

- Но российские певцы, как никто, востребованы на Западе. В чем их секрет?

В феноменальной работоспособности. Хворостовский, Нетребко, Гулегина воспитаны ещё прежними преподавателями. Также им помог труд. Будут ли новые поколения российских певцов также востребованы на мировых сценах? Это вопрос…

К оперным певцам сейчас предъявляются совсем другие требования, чем в советские времена. Надо побеждать на конкурсах, пробиваться, постоянно доказывать что-то, знать огромное количество языков, партий, говорить свободно на английском. Если раньше русскому певцу предоставляли переводчика на репетициях, когда он участвовал в постановках на Западе, сейчас он должен всё делать сам.

Скандал в Москве: кто-то плеснул кислотой в лицо худруку Большого театра Сергею Филину - чисто российское явление?

То, что произошло с Филиным, - огромная трагедия – не только для Большого театра, но для русской культуры в принципе. Это возвращение в 80 - 90-е годы XX века. Думаю, в Европе такое бы не произошло…

В России театральная жизнь никогда не была сладкой – даже 50-70 лет назад. Я не знаю балетного мира, но представляю, какая у них тяжёлая работа. Профессия певца очень зависимая. Мы зависим от дирижёра, от режиссёра, от работодателя – в частности, от директора театра. У каждого певца по-разному работает менеджмент: кто-то активно, кто-то совсем пассивно. Какому-то генеральному директору театра нравится именно такая певица, кому-то нет. То есть cубъективность в оценках исполнителей существует и будет существовать.

- Как это преодолеть?

Работой, невероятной трудоспособностью. Чтобы петь ещё лучше, надо постоянно поднимать свою профессиональную планку, обогащаться новым репертуаром. Сейчас моя «визитная карточка» - Царица ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.Пусть эта партия и сложная, но очень благодарная партия. Сегодня её поют единицы.

Не лгать публике

- Чем наполнена ваша жизнь, кроме оперы?

Много читаю. Одна из самых интересных книг за последнее время - «Подобно реке» Паоло Коэльо. Она позволила мне посмотреть на мир другими глазами. Задуматься о том, что на самом деле важно.

Уважения в обществе друг к другу, чужому мнению сейчас практически нет. Мы нетерпеливы, хотим добиться всего сразу. Сделать карьеру в пять минут. Но не хватает фундаментальности в образовании, правильного, мудрого совета. Куда-то несёмся, зарабатываем деньги… А душа уходит.

- Но деньги важны для любого человека.

Они помогают вести достойный образ жизни - не более того. Кому-то важно быть миллионером или мультимиллионером. А для меня гораздо выше творчество. Перед каждым выходом на сцену думаю, о чём нужно сказать зрителю. Вот на моём концерте 17 мая в Казани были дети. Наверняка они нечасто ходят на оперные концерты. Значит, мне надо было так спеть, чтобы они полюбили оперу и, может быть, захотели учиться этому сложнейшему искусству, вновь пришли на оперный спектакль. Тогда они вырастут совершенно другими людьми.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней