Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ашкеназы и сефарды — генномодифицированный продукт Священной Римской империи. Мировая война сефардов и ашкеназов

Ашкеназские евреи, Ашкена́зы (на ивр.- ашкеназим ) - потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, а также Англии, значительная часть которых переселилась в страны Восточной Европы и Россию, а позднее - в Америку и Израиль. Термин «ашкеназ» происходит от ивритского названия Германии, считающейся местом расселения Ашкеназа - внука Яфета (см. Берешит 10:3 и комментарий Раши к трактату Талмуда Хулин, л.90 ). В средневековой еврейской литературе словом «ашкеназим» называли евреев, проживающих на землях Вормса, Майнца и соседних при-рейнских областей. В последующем так стали называть всех германских евреев и их потомков, переселившихся в другие страны Европы. У ашкеназов сложился свой разговорный язык - идиш . Cегодня большинство евреев в мире (ок.65-75%) - потомки выходцев именно из ашкеназских общин.

После этого были написаны многочисленные книги по алахе. Наиболее известны из них: «Левушим» р. Мордехая Яфэ , «Сефер меирот эйнаим (Сма)» р.Йеошуа Фалька, «Бейт Хадаш (Бах)» р.Йоэля Сиркиса, «Турей Заав (Таз)» р.Давида бен р.Шмуэля Алеви , «При Мегадим» р.Йосефа Теомима , «Хайей Адам» р.Авраама Данцига , «Кицур Шульхан Арух» («Краткий Шульхан арух») р. Шломо Ганцфрида , «Арух а-Шульхан» р.Йехиэля-Михла Эпштейна , книги «Мишна Брура» и «Хафец Хаим» р. Исраэля-Меира а-Коэна , «Хазон Иш» р. Авраама Йешаи Карелица , а в наше время «Шмират Шабат Кеильхата» р.Йеошуа Йешаи Нойвирта .

В эпоху ахароним в ашкеназской религиозной мысли также возникли новые течения - хасидизм и мусар .

Богдан Хмельницкий и бегство евреев из Польши и Литвы

В XVII веке под властью Польши находились земли современной Украины, где жило большое количество евреев. Их услугами поляки часто пользовались для взимания податей, поэтому украинские крестьяне и казаки ненавидели их.

В 5408 (1648) казаки во главе с Богданом Хмельницким подняли восстание против Польши, обернувшееся небывалыми еврейскими погромами . Польская амия не смогла противостоять разъяренным толпам, были убиты десятки тысяч евреев, уничтожены сотни общин.

В 5411 (1651) году банды Хмельницкого были разбиты, и он обратился за помощью к России. Война возобновилась, на этот раз жертвами стали общины Литвы: в каждом взятом городе русские и казаки убивали всех находившихся там евреев. В 5415 (1655) году при захвате города Вильно погибло 25 тысяч человек.

После ухода русских в Польшу и Литву вторглась армия Швеции. Поляки обвинили евреев в предательстве и выступили против них.

Точное число погибших в ходе этих событий евреев никто не знает. Всего с 5408 до 5420 года (1648-1660), по различным оценкам, погибло от примерно 50 до 600 тысяч евреев.

Беженцы из Польши и Литвы обратились к главам германских государств, прося предоставить им убежище. В результате многие евреи переселились в Австрию, Пруссию, Богемию, Моравию и другие области, на которые распалась к тому времени Германия.

Возникновение хасидизма

Евреи, оставшиеся в Восточной Европе, переживали после восстания Хмельницкого тяжелый период. Обнищавшие, полные отчаяния, они постепенно отдалились от мудрецов, круг которых, со своей стороны, также сократился.

В это время появился человек, наполнивший сердце простого еврея светом Торы - раби Исраэль бен Элиэзер по прозвищу Бааль Шем Тов («Обладатель Доброго Имени», сокращенно Бешт ; годы жизни: ок. 5460-5520 / ок.1700-1760). Он учил, что главное для еврея - это духовная основа заповедей. Необходимо радоваться Вс-вышнему, стремиться к очищению, молиться с предельной концентрацией (каваной ); если помыслы человека чисты, Б-г всегда услышит его.

Бааль Шем Тов посещал еврейские города и местечки Подолии, Волыни, Галиции и вскоре приобрел известность как целитель и святой человек - цадик .

Учение Бешта, которое стали называть хасидизм , развивал его ученик, раби Дов Бер - Магид из Межерича (годы жизни: 5464-5533 / 1704-1772).

Впоследствии хасидизм разделился на два направления. Основателями первого - украинско-галицийско-польского - были раби Элимелех из Лиженска , Хозе (Провидец) из Люблина , раби Леви Ицхак из Бердичева , раби Нахум из Чернобыля и др. (в наше время их продолжателями являются различные хасидские «дворы» - Вижниц, Бобов, Цанз-Клойзенбург, Бельз, Сатмар, Карлин, Гур и другие).

Второе - белорусско-литовское течение - было основано учеником магида из Межерича раби Шнеуром Залманом из Ляд , известным как Альтер Ребе , автором книги Тания (впоследствии из этого направления возникло движение Хабад).

Оппозицию хасидизму составили литовские мудрецы во главе с Виленским Гаоном, которых назвали митнагедами (букв. «противниками» ). Их насторожило то, что молитва заслоняла у большинства хасидов изучение Торы, а также особое внимание к Кабале - тайному учению, которое предлагалось малоподготовленным людям. В 5533 (1772), а затем в 5542 (1781) году митнагеды наложили на хасидизм (отлучение).

Противостояние продолжалось в течение 30 лет, но в конце концов противники примирились: перед обоими вырос новый враг - Аскала , т.н. «Еврейское Просвещение».

Аскала и реформизм и борьба с ними мудрецов Торы

В XVIII веке отношение к евреям в Западной Европе существенно изменилось. Для них открылся путь к получению светского образования и активной интеграции в общественную жизнь.

В это время в Германии получили распространение идеи М. Мендельсона (5489-5546 / 1729-1786 гг.), убеждавшего евреев принять европейскую культуру. Он перевел ТаНаХ на немецкий язык, предлагал пользоваться в разговорной речи немецким вместо идиша. Хотя сам он соблюдал заповеди, но его последователи уже не придавали этому никакого значения; для них был открыт путь к ассимиляции и крещению.

Деятельность М. Мендельсона и его идеи дали толчок движению Аскалы - движению «еврейских просветителей».

Следующим шагом социального продвижения был реформированный иудаизм , в основе которого лежала идея приспособления к стандартам современного общества. Реформистами постепенно были отменены многие установления иудаизма - вера в Машиаха (Мессию) , упоминания Иерусалима и Страны Израиля в общественных молитвах, ношение талита и вообще традиционной еврейской одежды, трубление в шофар и др. Сторонники Реформы перенесли празднование субботы на воскресенье, стали называть себя «немцами иудейского вероисповедания», а своей столицей считать Берлин.

Мудрецы Торы активно противостояли этим тенденциям. Рав Шимшон Рафаэль Гирш, много лет руководивший общиной Франкфурта, создал движение «Тора вэ-дэрех эрец» (Тора с путями мира). Его ученики учились в университетах, одевались по моде того времени, участвовали в общественной жизни, но при этом строго соблюдали еврейский закон, ни от чего не отказываясь.

Другим борцом с Аскалой и Реформой был Хатам Софер - рав Моше Софер (годы жини: 5523-5599 / 1763-1839 гг.). Он создавал ортодоксальные школы и общины в разных городах Центральной Европы, был раввином города Прессбурга (Братислава), где основал крупнейшую ешиву и воспитал поколение учеников.

Евреи в царской России в конце XVIII - начале XX вв .

После трех разделов Польши в конце XVIII в. и наполеоновских войн к Российской империи отошли территории, на которых огромное количество евреев. Еврейское население империи составило 1,5 млн. человек.

Царь и правительство отнеслись к евреям враждебно. Еще Екатериной II был издан указ о так называемой «черте оседлости» . К 5572 (1812) году граница «черты оседлости» была окончательно сформирована - 25 западных провинций России, за пределы которых не разрешалось выезжать без специального разрешения.

К началу Первой Мировой войны еврейское население США составило 2 млн. человек, включая выходцев из других стран Европы.

Меньшая часть евреев (60 тыс.) - в основном, религиозных - эмигрировала в тот же период в Палестину и поселилась на Святой земле. Одни присоединялись к «старому ишуву» - религиозным поселениям Иерусалима, Яффо, Цфата, Тверии и Хеврона. Другие организовали движение «Ховевей Цион» («Любящие Сион»), целью которого было создать сельскохозяйственные поселения.

В дальнейшем движение за переселение в Палестину и создание еврейского государства - сионизм - станет исключительно светским и антирелигиозным.

Литовские ешивы и движение мусар .

На фоне процесса отхода от традиций, характерного для евреев XIX века, ярко выделяется противоположная тенденция - создание новых ешив.

Объявить евреев виноватыми было нетрудно: за последние сто лет, постепенно отходя от традиций предков и все больше считая себя «немцами Моисеева вероисповедания», они заняли ведущее положение во всех сферах общественной деятельности.

После погрома, известного под названием Хрустальной ночи, евреи были лишены всех прав, ограблены, подвергнуты повсеместному насилию и унижению. Впоследствии Гитлер занялся «окончательным решением еврейского вопроса» - планомерным уничтожением.

За время Второй Мировой войны погибло более 6 миллионов евреев, из них полтора миллиона детей. Их расстреливали, закапывали живыми, травили газом, сжигали при молчаливом согласии всего мирового сообщества. Никогда еще за всю историю человечества не было такого хорошо организованного конвейера смерти. Эту бойню невозможно объяснить земными мерками.

США и Израиль - центры еврейства после Катастрофы

Для евреев, переживших Катастрофу, Европа перестала быть домом. Они стремились переехать в США или в созданное в 1948 году государство Израиль.

Под предводительством хасидских лидеров, с одной стороны, и лидеров литовского еврейства, с другой, сюда были перенесены чудом спасшиеся осколки восточноевропейских общин и ешив.

Рав Э.Й.Финкель воссоздал в Иерусалиме ешиву Мир, рав Й.Каанеман - Поневежскую ешиву в Бней Браке, рав А.Й.Карелиц (Хазон Иш) помог превратить Бней Брак в центр Торы. В Иерусалиме развернули свою деятельность р.Исер Залман Мельцер, р.Залман Сороцкин, Луцкер рав, р.Ицхак Зеев Соловейчик из Бриска. Спасшиеся от нацистов ребе из Бельз, Гур, Цанз-Клойзенбурга начали строить новые общины.

В Америку также переехали в 30-40-е годы спасшиеся от нацистов раввины. Наиболее известными из них были Сатмарский ребе Йоэль Тейтельбоим, рав Аарон Котлер, основавший «Бейт Мидраш Гавоа» в Лейквуде, р. Моше Файнштейн , а также Любавичские ребе - рав Йосеф Ицхак Шнеерсон и его зять рав Менахем Мендл Шнеерсон . Благодаря этим и многим другим мудрецам Торы в ассимилированной Америке возродилось ортодоксальное еврейство.

Современная эпоха - время перед приходом Машиаха

Сегодня ашкеназские и сефардские евреи живут бок о бок в Израиле, Америке, во многих странах Европы. Большинство из тех, кто сохраняет еврейский образ жизни, сохраняет и свои традиции. Но по всем признакам, еврейский народ вступил в новую эпоху своего развития.

Еврейские пророки не раз говорили о чертах, характерных для эпохи, предшествующей приходу Миссии - Машиаха - Царя из рода Давида , который будет царствовать в конце исторического процесса, когда будет отстроен Храм , и у людей останется только одно желание - стремление приблизиться к Вс-вышнему. Многие из этих черт ясно различимы уже сейчас.

Например, это безуспешная попытка евреев ассимилироваться в странах изгнания и последующее за этим массовое возвращение в Землю Израиля. Еще одно актуальное для нас предсказание - о том, что арабские народы (бней Ишмаэль - сыны Исмаила) станут самым ярым врагом народа Израиля.

И, наконец, эпоха перед приходом Машиаха характеризуется двумя противоположными процессами: с одной стороны - стремлением евреев вернуться к своим национальным истокам, к Торе (это мы видим на примере евреев из России), с другой - дезориентацией и утратой ценностей в обществе, катастрофическим падением нравов - в первую очередь, среди тех евреев, которые не желают принять на себя бремя заповедей (см. предсказания мудрецов о будущем человечества в книге Р.Айзенберга «В конце дней»).

Так пусть придет Машиах - вскоре, в наши дни!

В длительной дискуссии о происхождении евреев-ашкенази произошел новый поворот. Согласно выводам международной группы генетиков (17 исследователей из 12 научных организаций), эта часть евреев произошла от европейских женщин. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications .

Ашкенази — это название одной из групп евреев, до середины XX века проживавших в Центральной и Восточной Европе. Сейчас к ним относится примерно половина населения Израиля (около 3 млн человек). Однако штетлы (местечки — поселения полугородского типа с преобладающим еврейским населением) в Польше, Белоруссии и на Украине появились лишь в XV-XVI веках, после того как иудеев изгнали из Западной Европы. А более древняя история происхождения ашкенази до сих пор вызывает споры.

Ранее они велись преимущественно историками, однако в последние годы в связи с ростом популярности исследований по изучению состава генома как у отдельных людей, так и у групп, к дискуссии присоединились генетики.

Подобным вопросом занялись Мартин Ричардс из центра по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда (Великобритания) и его коллеги, среди которых были и российские ученые — Сергей Рычков и Оксана Наумова из Института общей генетики им. Н.И. Вавилова. Как рассказал «Газете.Ru» Рычков, он и его коллега по институту уже почти двадцать лет сотрудничают с доктором Ричардсом в рамках изучения различных аспектов генетики этногенеза и этнической истории. «Идея этого сотрудничества родилась еще в конце 90-х, когда мы начали заниматься генетикой этногенеза, и продолжается до сих пор», — сообщил российский ученый.

Авторы статьи в Nature Communications изучили не только мужские хромосомы, но и митохондриальные ДНК, которые передаются по материнской линии, с тем чтобы реконструировать генеалогическую историю ашкенази. Исследовав более 3,5 тыс. таких цепочек у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока, ученые выяснили, что более 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа. Причем речь идет как о распространенных среди ашкенази гаплогруппах K и N1b, так и о более редких.

Ранее существовали несколько гипотез происхождения ашкенази: часть исследователей считала, что их предки покинули древний Ближний Восток на рубеже эр, после того как римляне присоединили к своей империи Палестину.

Другие ученые вели их происхождение от жителей Хазарского каганата — государства, существовавшего на Средней и Нижней Волге в VIII-X веках, часть населения которого исповедовала иудаизм.

Еще одна группа исследователей считала, что ашкенази образовались в Германии — в городах среднего течения Рейна, из иудеев, покинувших Палестину в VII-VIII веках после завоевания этой земли Арабским халифатом.

Долгое время именно эта гипотеза была приоритетной, однако в начале 2013 года генетики из американского Университета Джонса Хопкинса проанализировали геном ашкенази и выявили в нем настоящее пестрое досье из кавказских, ближневосточных и южноевропейских фрагментов. Это позволяло профессору Эрхану Элхаику утверждать, что .

Однако статья Ричардса и его группы предлагает следующую версию развития событий: 2 тыс. лет назад часть еврейского населения Палестины покинула эту территорию, отправившись в Европу, в частности на Апеннинский полуостров. Действительно, еще до нашей эры еврейские сообщества появились во многих городах Средиземноморья. По некоторым данным, община Рима насчитывала на пике от 30 тыс. до 50 тыс. евреев. Однако среди переселенцев, утверждает Ричардс, почти не было женщин. Женами приезжих с Ближнего Востока становились местные уроженки, переходившие в иудаизм.

Этот факт особенно любопытен из-за особенностей иудаизма: принадлежность к еврейству определяется по материнской линии.

Таким образом, археогенетические исследования Ричардса и его группы ставят новые вопросы перед историками и антропологами: так, им предстоит объяснить, с чем была связана массовая мужская миграция из тогдашней Палестины и почему для женщин, живших на территории нынешних Италии и Франции, иудаизм был привлекателен как религия.

Сергей Рычков отмечает, что продолжение данного исследования, которое было проведено совместно с доктором Ричардсом и другими зарубежными коллегами, «вполне вероятно». Но неизвестно, где на тот момент будут работать сами российские ученые. На вопрос, сказывается ли уже реформа РАН на работе ученых в Институте общей генетики РАН, Рычков ответил: «Да, реформа начинает сказываться — готовимся продолжать исследования в других странах мира».

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Ашкена́зы ивр. אשכנזים (ашкенази́м , ед. ч. - ашкенази́ ) - субэтническая группа евреев, потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, значительная часть которого переселилась впоследствии в Польшу, Россию, Америку и Израиль. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского Ашкеназа , внука Яфета .

Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля .

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш ; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Использование термина

Термин "Ашкеназы" обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом, использовался уже в средневековой еврейской литературе. В последующем он стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

Уже в источниках, восходящих к 14 в, зафиксировано употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран.

В нынешнем понимании термин "Ашкеназы" охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину сефарды , обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии.

Происхождение еврейства Германии

В период Поздней Античности евреи широко расселяются по Римской империи, и еврейские общины возникают во многих городах Империи, в часности в Галлии и на Рейне (служившим границей между Империей и Ггерманцами). В частности, в 321 году зафиксировано существовала еврейская общины в Кёльне . О

Еврейское присутствие на Рейне усиливается в период Раннего Средневековья при Каролингах. Карл Великий предоставил евреям широкие права в области торговли (ограничив пр этом их политический и гражданский статус). Среди послов, отправленных Карлом Великим в 801 году к халифу Харун ар-Рашиду, был еврей Ицхак (по-видимому, переводчик, его иногда образно называют «праотцом ашкеназских евреев» ). Впоследствии Карл Великий неоднократно пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

В середине 9 в. под покровительством каролингов в Майнц из Италии переселяются представители семьи ученых Калонимус, а затем происходит создание центров изучения Торы в городах Франции и Германии. С этого момента ашкеназское еврейство приобретает свой особый характер.

Экономическое значение еврейского населения в эту эпоху связано прежде всего с их огромной ролью в международной торговле.

Особенности ашкеназского еврейства в Средние Века

Основы культурных моделей ашкеназского еврейства были сформированы в 10-14 вв. (эпоха Ришоним) его выдаюшимися духовными лидерами, среди которых Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры" , Раши , Тосафисты , Меир из Ротенбургаи Хасидей ашкеназ .

Центром ашкеназского еврейства в 10-11 вв. являлись при-Рейнские общины (основными среди которых были общины "ШУМ" - Шпайер , Вормс и Майнц). При Первом Крестовом Походе (1096 г.) эти общины были разрушены, и центры ашкеназского еврейства распределились дисперсно по многим городам Германии и Северной Франции.

В период средневеквья ашкеназские и сефардские культурные центры активно влияли друг на друга, однако между ними образовались и заметные различия. Основными характеристиками, отличавшими ашкеназов от сефардов в средневековье, можно считать:

  • запрет многоженства (согласно установлению Гершома бен Иеhуды из Майнца).
  • осуществление общинной автономии и принципы демократического избрания руководства общиной
  • большее внимание к углубленному изучению Талмуда, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и т.д.

Перемещение центра ашкеназского еврейства в Польшу (15-16 вв.)

В 13-14 веках положение евреев в Западной Европе ухудшается. После Крестовых походов международная торговля переходит в большой степерни в руки христиан, и евреи экономически вытесняются в сферу процентных ссуд, что ведет к росту напряженности между евреями и местным населением. Происходит распространение кровавого навета . В XIII веке евреям предписывается носить отличительные знаки и селиться в определенных местах (гетто). В некоторых местах происходят изгнания евреев (например, из Англии в 1290 году ). Положение евреев особенно ухадшилось в результате прокатившейся по Европе в середине 14 в. страшной эпидемия чумы («чёрной смерти»), от которой погибло около трети всего населения Европы, и которая привела к еврейским погромам м изгнанию евреев из многих областей Германии.

Параллельно с этим в Польше (почти не затронутой чумой) образовались чрезвычайно благоприятные условия для еврейской жизни, и в 15-16 вв. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

В Новое время

Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса . Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. Разделы Польши привели к тому, что часть ашкеназов стала поддаными Российской Империи.

В 18-19 вв. численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада.

В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.

Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.

В Стране Израиля

Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе Верховного раввината .

Маргинальные концепции о происхождении ашкеназского еврейства

Некоторые выдвигали версию о том, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома их государства . Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.

В 1991 году профессор лингвистики Тель-Авивского университета Пол Векслер , выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточноевропейского еврейства. Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян - лужицких сорбов, полабов и др. Позже Векслер включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также хазар и многочисленных славян, живших в Киевской Руси в IX-XII веках. Все эти теории, однако, были полностью отвергнуты другими лингвистами.

В последнее время генетичекие исследования доказывают, что ни "славянская", ни "хазарская" версии происхождения ашкеназского еврейства не имеют под собой никаких оснований.

Ашкеназийское произношение иврита

Ашкеназское произношение иврита отличается от современного израильского произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. Оно используется сегодня среди некоторых еврейских групп в США и харедим в Израиле.

См. также

Примечания

Зеэв Гейзель
Разные евреи Израиля

В СССР все было просто: есть евреи, а есть неевреи. В стране Израиль, где кругом - евреи, такая классификация малозначима. Вместо нее наука ввела новое понятие: субэтнические (так как относятся к одному этносу - еврейскому) группы. Наиболее крупное деление - сефарды и ашкеназы.
Откуда оно происходит?
Две страны из тех, где веками жили евреи, оставили наиболее страшные воспоминания в национальной памяти - Германия и Испания. Германия на иврите - это "Ашкеназ", а Испания - "Сфарад". Поэтому каждый еврей прежде всего спешит определить себя как "ашкенази" или "сфаради". Не торопитесь делать вывод.что предки ашкеназов обязательно из Германии, а сефардов - поголовно из Испании.
Точное определение таково: ашкеназ - это тот, чьи прабабушки и прадедушки говорили дома на идише, а если и не говорили, то только потому, что стеснялись. Сефарды же - это те, чьи предки не могли похвастаться идишем.
Ашкеназы и сефарды - понятие культурное, связанное с двумя традициями, идущими из средних веков. Сефардская - более старая, - от еврейских общин Испании, откуда евреи были изгнаны в 1492 г.,и вообще Южной Европы.
Ашкеназская - более молодая, сформировавшаяся в еврейских общинах Центральной и затем Восточной Европы. К сефардам относятся и такие группы евреев, чьи предки никогда в глаза ни Испании, ни Южной Европы не видели, однако их традиция берет свое начало в те времена, когда ашкеназской культуры еще практически не было, и поэтому эта традиция скорее сефардская. Это верно в отношении иракских, персидских, йеменских, индийских, бухарских, грузинских, горских и некоторых других еврейских общин.
Как складывались отношения между выходцами из разных общин в Израиле? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какого момента начать. Мы начнем не издалека: 100 лет назад. К этому моменту в Палестине жили обе общины - сефарды и ашкеназы.
Первая, составлявшая 60% от общего еврейского населения Палестины и чувствовавшая себя увереннее, - сефардская. По простой причине: сефарды были богаче. Но были и причины дополнительные: во-первых, сефарды появились здесь гораздо раньше. А во-вторых, Палестина входила тогда в состав Оттоманской (Османской) империи,т.е.Турции.
Менталитет оттоманских чиновников был сефардам куда понятнее, чем ашкеназам. Но о бледнолицых ашкеназах- потом. Большинство сефардов были не просто сефардами, а «самехтетниками», от букв "самех" и "тет", образующих аббревиатуру "сфаради тагор", то есть "чистый сефард". Носили они звучные фамилии, будто взятые напрокат из истории испанской литературы: Кальдерон,Рувио, Абарбанель, Охана, Толедано, Кордоверо, Маурициано, Альфасси, Монтефиоре, Азулай, а также - Кастро(!), Франко(!)... Половина из них могла без запинки назвать адрес родового дома в Арагоне и свободно прослеживала свою родословную до эпохи Колумба, а половина прослеживала еще на пятьсот лет раньше, с домом в Кастилии.
Не только проверить родословные с адресами, но и похвастаться ничем подобным не могли Шнейдеры, Блюментали, Абрамовичи, Розенберги, Шулим-зоны и Дворкины - словом, ашкеназские евреи Палестины. Максимум, что уних было, - это воспоминания о польском (литовском, украинском) местечке, откуда пришли они сами или кто-либо из их предков, чтобы учиться в иешиве на Святой Земле. Правда, если бы они покопались в своих фамилиях, то обнаружили бы, что непонятная идишскому уху фамилия Раппопорт, например, означает "Рав де-о Порто" (по имени известной раввинской сефардской академии), Менделевич зачастую происходит от итальянских евреев по фамилии Мендоза, а самая звучная для хабадников фамилия Шнеерзон от имени первого Ребе любавичских хасидов, которого звали Шнэур-Залман, то есть сеньор Соломон. Да и не только эти фамилии..
В конце прошлого века в Палестине появились "новые" евреи. Новыми они были потому, что приехали не только учиться на Святой Земле, но и строить на ней еврейскую жизнь - одним словом, сионисты. В большинстве своем это были евреи Российской империи - в основном из Украины, Польши, Прибалтики... Успехи сионизма (движения европейского как по духу,так и по составу) привели к тому, что ашкеназы скоро оказались в большинстве. Более того, по мере политизации еврейского населения Палестины, они стали политическими лидерами новосозданных партий, а когда в ходе I-II мировой войны Палестина была завоевана Англией и в стране установился британский мандат, ашкеназским евреям было куда легче налаживать связи с британскими чиновниками, чем сефардам (точно так же,как последним было легче с чиновниками оттоманскими...). Так впервые установилась здесь ашкеназская гегемония.
Надо сказать, что существовала еще одна группа евреев, решивших в конце ХIХ века, что настало время народу Израиля возвращаться в свою страну. Это были 15 тысяч евреев Йемена - несколько деревень, целиком переселившихся на Святую Землю. Им было тяжелее всех: их не признавали своими ни сефарды из-за бедности йеменитов, ни ашкеназы из-за, понятно, незнания идиша, а все вместе потому, что те были какие-то другие. Йеменские евреи, привыкшие к совершенно иной жизни, страдали и бедствовали, но не покидали Страну Израиля...
Со временем ашкена зская доминанта конкретизировалась в польскую: эмиграция из СССР была запрещена, а антисемитизм и сложное материальное положение в Польше подстегнули многих евреев перебраться в Палестину.
Сегодня можно ворчать по поводу того, что "власть в Израиле принадлежит тем, чьи дедушки приехали из-под Гданьска в тридцатом", но именно эти дедушки осушали болота, создавали первые школы, заводы, фермы, спортивные клубы и отряды самообороны против арабских бандитов. Не только они, разумеется, но их было большинство. После победы нацистов в Германии в Палестину приехали "самые ашкеназкие", то есть немецкие, евреи: их называли "йеким" (мн. ч. от иски). 160 тысяч йеким были сильно не похожи на польских ашкеназов: они носили галстуки и жаловались на отсутствие культуры.
И была в них еще одна черта: независимо от образования и звании, они не чурались любой работы и старались выполнять ее добросовестно. По Палестине ходил тогда анекдот: человек жалуется, что возле его дома по ночам ходит поезд. "Какой поезд? Нет никаких рельсов возле вашего дома!" - отвечают ему. В ходе проверки оказывается, что на ночной стройке работают йеким, передавая друг другу кирпичи, они говорят: "Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор.- Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор..."
Но не только этот след оставили они в Палестине: прекратив жаловаться на отсутствие культуры, они приняли активное участие в создании симфонического оркестра, банков, юридической системы, хайфского Техниона. Без них невозможен был бы тот взлет интеллектуальной жизни, который произошел в Палестине в 30-е годы. Катастрофа европейского еврейства во второй мировой войне полностью изменила карту еврейских общин мира.
Чудом выжившие в концлагерях и гетто, возвращались евреи в те дома, где выросли, - и находили либо пепелище, либо соседей антисемитов, встречавших их приветствием: "Жалко, что Гитлер вас не добил!" И тогда многие из них решали отправиться действительно "домой" - в Эрец-Исраэль.
Английские войска не пускали их, отлавливали корабли с нелегальными иммигрантами, заключали евреев в новые лагеря - на Кипре, - и так до провозглашения Государства Израиль в 1948 году. 14 мая 1948 г. Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, зачитал Декларацию независимости. Голос его дрожал при словах: "Двери Страны будут открыты для каждого еврея".
В течение первых четырех лет своего существования Государство Израиль приняло новых эмигрантов больше, чем составляло его население. Сначала это были остатки еврейских общин - Румынии, Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Чехословакии. Шла война за независимость Израиля, и некоторые из новых репатриантов отправлялись на фронт, еще не успев выучить первую сотню слов на иврите.
А затем началось то, чего еще не знала страна Израиля: 30-е и первая половина 60-х годов прошли под знаком собирания рассеянного сефардского еврейства. Большинство евреев-сефардов жили тогда в мусульманских странах: Марокко, Ираке, Египте, Сирии, Иране и других. Это были разные общины, с разной судьбой: в Ираке, например, евреи составляли ядро коммунистического движения, в Марокко или Алжире, бывших тогда французскими колониями, они принадлежали к французской культуре, и часть из них (жители больших городов) рассматривалась окружающими как французы еврейского вероисповедания; в Иране община существовала уже более двух тысяч лет и обладала сильными позициями в экономике страны, а в Йемене евреи жили в деревнях, где не слышали об электричестве...
Положение евреев в арабских странах последовательно ухудшалось с развитием арабского национализма, а после создания Израиля и его победы в войне за независимость стало невыносимым: над ними издевались, их били и грабили - под лозунгом борьбы с сионизмом.
Это было похоже на то, что произошло раньше с евреями Европы, но с той разницей, что из многих мусульманских стран сефардские евреи, как правило, могли уехать: из Северной Африки - во Францию, в Канаду и другие страны, где существовали сильные сефардские общины; из Ирака - в Англию. В особенности это касалось богатых и образованных евреев, а таких было множество. И все-таки большинство из них выбрали Израиль. Около миллиона евреев из арабских стран прибыли в страну за этот период.
Было бы лицемерием сказать, что их встретили братскими объятиями. Точнее, объятия были, но братство - не очень. Потому что ашкеназскому чиновнику было проще рассматривать себя как носителя передовой культуры, а еврея из Касабланки или Багдада - как дикаря и босяка (даже если он учился в Сорбонне или имел свою фабрику). Да, все новые репатрианты жили не в райских условиях, подавляющее большинство - в барачных поселках, но для родившегося в Марокко еврея было к тому же горько сознавать, что ему не предлагают пойти на ту работу, куда приглашают его соседа из Румынии, а его сыну в школе объясняют, что он должен забыть свою "примитивную культуру" и во всем подражать "белым" израильтянам. Эта травма оказалась живучей: о ней помнят и дети, и внуки репатриантов 50 годов.
Но сефардские евреи стиснули зубы и пошли работать, учиться и защищать страну. И если бы не они - Израиль был бы вдвое меньше и вряд ли смог бы победить в обрушившихся на него войнах. Самой активной из восточных общин оказалась марокканская, составлявшая около четверти миллиона человек. Первыми из восточных евреев они решили спасение утопающих... то есть репатриантов - дело рук их самих, причем политическое дело. В конце 60-х - начале 70-x годов израильский истеблишмент потрясенно взирал на то, как десятки молодых ребят из "марокканских" кварталов становились общественными деятелями, мэрами городов, а затем - членами кнессета и министрами.
А в 70-е годы началась новая алия. Та, которую ждал весь Израиль, в ожидании которой воспитывалось целое поколение, - алия из СССР. Она принесла свои проблемы: не было другой общины в еврейском мире, которая была бы столь оторвана от еврейских традиций. Но она принесла и новый дух, и математиков, и музыкантов, и спортсменов, и создателей новых поселений.
- На сегодняшний день число выходцев из бывшего СССР в Израиле достигло миллиона и продолжает расти. С гордостью или без - однозначно можно сказать: среди моря акцентов современного иврита русский - самый массовый.
За недостатком места мы не рассказали о многом: об операции "Ковер-самолет", когда в течение первых двух лет существования Израиля доставляли йеменских евреев через день на самолетах, пересекая весь Аравийский полуостров, пока не вывезли так всю 48-тысячную общину, и о том, как дети тех, кто в полете разводил огонь, чтоб согреться, стали политиками, адвокатами, бизнесменами, генералами. И о том, как в 1956 г., после подавления советскими танками революции в Венгрии, бежали в Израиль вчерашние венгерские патриоты; как переходили границу иракские евреи-коммунисты; как был пробит железный занавес молчания письмом 18 еврейских семей из Грузии; как встречали узников Сиона из СССР в аэропорту Бен-Гурион; как постепенно таяло еврейство в Румынии - и продолжало здесь свою судьбу; как впервые сефард стал министром обороны Израиля; как нашли свое место в Израиле темпераментные выходцы из обеих Америк... Герой Стругацких мог бы поставить здесь точку: "...это уже другая история".
Но это не другая, а та же самая - наша история, где бы она ни начиналась: на Украине, где родился я, или в США, Венгрии, Германии, Марокко, Йемене, Польше, ЮАР, Франции, Румынии и иочти во всех странах земного шара, где родились мои соседи. И у этой истории есть настоящее и будущее: мои дети - израильтяне.

"Еврейские вести" №17-18, г. Киев, 2000 г.

отсюда

Эфиопские евреи.

Чернокожие евреи Эфиопии на протяжении столетий известны как «фалаши» («пришельцы», «те, что вторглись» в переводе с амхар-ского), но еврейская община считает это слово унизительным. Сами эфиопские евреи называют себя Бета Исраэль («Дом Израиля»).

По преданию, эфиопские евреи ведут начало от израильского колена Дан. Каким бы ни было их далекое прошлое, они явно отделились от еврейского народа очень давно, так как хотя эфиопские евреи хорошо знают Библию, но не имели ни малейшего представления о Талмуде, а обряды, которым они следовали, существенно отличались от тех, которых придерживаются остальные евреи. Они особенно строго соблюдали предписания Торы о разделении супружеских пар во время женского менструального периода и ставили свои деревни в Эфиопии вблизи небольших речушек, чтобы легче было совершать ритуальные омовения (см. «Миквэ»).

Незнание Талмуда эфиопскими евреями побудило многих ортодоксальных раввинов усомниться в их принадлежности к еврейскому народу. Если они могут считаться древними евреями, то это бросает вызов основному догмату ортодоксов - датировке Устного Закона временем Моше, а ведь Тору они знают хорошо. Несмотря на все это, в 1973 г. сефардский (см. гл. 178) Главный раввин Израиля Овадия Йосеф постановил, что фалаши должны рассматриваться как евреи. Многие раввины, в первую очередь ашкеназы, выступили против его решения.

Весьма вероятно, что фалаши всегда были евреями, поскольку на протяжении всей своей истории их община сохраняла семь слов из языка иврит, в том числе слово гой. То, что в глухих эфиопских деревнях эти люди делили мир на две группы - на себя и на гоим («другие народы»), служит убедительным доказательством того, что они евреи.

Неопределенность их религиозного статуса в сочетании с мягким обращением с ними во времена правления императора Эфиопии Хайле Селассие привела к тому, что в 50 - 60-х гг. правительство Израиля и евреи всего мира уделяли эфиопским евреям мало внимания. После свержения императора в 70-х гг. Эфиопия стала марксистской страной, и положение евреев быстро ухудшилось. Новое руководство страны стояло на твердых антиизраильских позициях. Кроме того, Эфиопию терзали тяжелые неурожаи, и соседи евреев все больше обвиняли их в собственных экономических проблемах.

Израиль без лишнего шума начал вывозить оттуда столько евреев, сколько было в его силах. Эфиопское правительство официально не разрешало этого исхода - Эфиопия слишком солидаризировалась с арабскими странами, чтобы открыто разрешить своим еврейским жителям эмигрировать в Израиль, - но относилось к нему терпимо. К сожалению, когда журналисты стали сообщать о прибытии в Израиль тысяч черных эмигрантов (программа их вывоза в Израиль именовалась «Операция Моше»), эфиопское правительство тотчас запретило эмиграцию. Возникла ужасная ситуация, которая напомнила Катастрофу, - тысячи эфиопских евреев Израиля оказались полностью отрезанными от своих родственников в Эфиопии, они знали одно - положение в Эфиопии чрезвычайно тяжелое. Многие из тех, кому удалось добраться до Израиля, голодные и изможденные, выглядели так, словно пережили Катастрофу.

Постепенно все больше израильских раввинов признавало фалашей евреями. Но, чтобы предотвратить возможные сомнения в их статусе, фалашей поощряли пройти формальные ритуалы обращения в иудаизм. Поскольку мужчинам сделали обрезание при рождении, требовалось только, чтобы из мужского члена была взята символическая капля крови и чтобы и мужчины и женщины окунулись в миквэ.

Фалаши, которые прибыли первыми, как правило, следовали этим процедурам безропотно. Израильский журналист Зеэв Шиф поведал историю, рассказанную ему одним из видных израильских политических деятелей: в городе, куда мигрировало много эфиопских евреев, рав-вины-ашкеназы и раввины-сефарды начали соперничать между собой за право обратить их в иудаизм.

В последние годы все больше эфиопских евреев отказывается обращаться в иудаизм, считая, что делать так - значит признать, что они раньше не были евреями: это запятнало бы память об их почивших предках.

отсюда

"РАСА И МИФ"

Евреи нашего времени делятся на две главные категории: сефарды и ашкенази.

Сефардами называют потомков евреев, живших в Испании ("сефарад"

по-древнееврейски) с античных времен до конца XV в., когда они, будучи

изгнанными, расселились по странам Средиземноморья, на Балканах и, в меньшей

степени, по Западной Европе. Они говорили на испанско-еврейском наречии

"ладино" (см VII, 3) и сохраняли собственные традиции и религиозные обряды.

В 60-е годы нашего века число сефардов оценивалось в 500 тысяч человек.

Ашкенази в это же время насчитывалось более 11 миллионов В просторечии

понятие "еврей" практически сипонимично понятию "еврей-ашкенази". Правда,

сам этот термин обманчив, поскольку еврейское слово "ашкеназ" обозначало в

средневековой раввинской литературе Германию, что тоже работало на легенду,

будто современное еврейство вышло из долины Рейна. Однако другого термина

для не-сефардского большинства современного еврейства не существует.

Заметим для интереса, что в Библии словом "ашкеназ" назван народ,

живший где-то неподалеку от горы Арарат, в Армении. Имя это звучит дважды

(Бытие, 10:3 и Паралипоменон, 1:6), обозначая одного из сынов Гомера,

потомка Яфета. Ашкеназ был также братом Тогармы (и племянником Магога),

которого хазары, по утверждению кагана Иосифа, считали своим предком (см

выше, II, 5). Но самое неожиданное еще впереди. В книге пророка Иеремии

(51:27) сам пророк призывает свой народ и его союзников подняться и

разрушить Вавилон. "Созовите на него царства Араратские, Мининские и

Ашкеназские". Знаменитый Саадия Гаон, духовный лидер восточного еврейства Х

в., объявил этот отрывок пророчеством, относящимся к его времени: Вавилон

символизировал Багдадский халифат, а ашкеназами, которые должны на него

обрушиться, были либо сами хазары, либо какое-то союзное с ними племя. А. Н.

Поляк считает (94), что образованные хазарские иудеи, отправившиеся на

поселение в Польшу, прослышав про хитроумные построения Гаона, могли назвать

себя "ашкенази". Это ровным счетом ничего не доказывает, но сумятицу

усугубляет.

Подытоживая давний и горький спор в одном емком высказывании, Рафаэл

Патаи писал*:

* Enc. Brit., ed. 1973; т. XII, р. 1054

"Данные физической антропологии показывают, что, вопреки

распространенному мнению, никакой еврейской расы не существует.

Антропологические измерения групп евреев в разных частях мира доказывают,

что они сильно отличаются друг от друга по всем существенным характеристикам

облика и сложения: ростом, весом, цветом кожи, формой черепа, строением

лица, группами крови и т.д."

Ныне на этой позиции дружно стоят и антропологи, и историки. Более

того, все они согласны, что сопоставления формы черепа, группы крови и проч.

демонстрируют больше сходства между евреями и неевреями, среди которых они

живут, чем между евреями из разных стран.

Однако, как ни парадоксально, укоренившееся мнение, что евреев, или по

крайней мере некоторые еврейские типы, можно мгновенно распознать, нельзя

просто так отвергнуть, ведь его правоту как будто доказывает наш

каждодневный опыт. Данные антропологии явно расходятся с обывательской

практикой.

Однако, прежде чем пытаться устранить столь явное противоречие, полезно

внимательнее разобраться с данными, на основании которых антропологи

отказывают еврейской национальности в праве на существование. Для начала

обратимся к прекрасным брошюрам ЮНЕСКО "Расовый вопрос в современной науке".

заключение (курсив его):

"Вопреки укоренившимся представлениям, еврейский народ расово

разнороден; его постоянные миграции и контакты - добровольные и нет - с

самыми разными нациями и народами привели к такому широкому скрещиванию, что

так называемый народ Израиля может давать примеры черт, типичных для любого

народа. Для доказательства достаточно сравнить румяного, коренастого,

плотного роттердамского еврея с его единоверцем, скажем, из Салоник:

блестящие глаза, болезненное лицо, нервные черты. То есть на основании

имеющихся сведений можно утверждать, что евреи как таковые демонстрируют

такое же морфологическое разнообразие, как представители любых двух народов,

если сопоставлять их между собой" (30; 31-32).

А теперь перейдем к физическим характеристикам, используемым

антропологами в роли критериев и послужившим Комасу основой для выводов.

Одним из простейших критериев - и, как выясняется, самых наивных -

является рост. В "Расах Европы", монументальном труде, изданном в 1900 г.,

Уильям Риплей писал: "Все европейские евреи мелки, более того, они чаще

всего абсолютно чахлы" (101; 377). В то время он был до некоторой степени

прав, да и с обильной статистикой, которую он приводит в доказательство

своего вывода, не поспоришь. Однако даже ему хватило ума оговориться, что

недостаток роста может быть вызван факторами среды (101; 378 и далее).

антропологическое исследование такого рода на английском языке. В нем был

приведен удивительный факт: дети восточноевропейских евреев, иммигрировавших

в США, достигали среднего роста 167,9 см, тогда как средний рост их

родителей равнялся 164,2 см, то есть за одно-единственное поколение прирост

составил почти дюйм!(39; 37) С тех пор все имели возможность убедиться, что

потомки иммигрантов - будь то евреи, итальянцы, японцы - вырастают гораздо

выше своих родителей благодаря, несомненно, более качественному питанию и

другим факторам окружающей среды.

Польше, Австрии, Румынии, Венгрии и в других местах. И снова удивительный

результат. Обнаружилось, что рост евреев колеблется точно так же, как рост

нееврейского населения, среди которого они живут. Если местное население

выше, они тоже выше, и наоборот. Даже внутри одной страны и еще уже, одного

города (Варшавы) рост и евреев, и католиков, как оказалось, сильно зависел

от зажиточности района (39; гл. II). Все это не означает, что на рост не

влияет наследственность, однако ее перекрывает и модифицирует влияние среды,

поэтому на роль критерия расы рост не годится.

Займемся замерами черепов - некогда очень модным занятием среди

антропологов, ныне перешедшим в разряд устаревших. И снова мы сталкиваемся

со знакомым заключением: "Сравнение формы черепов у еврейского и

нееврейского населения различных стран выявляет близкое сходство между

евреями и неевреями во многих странах, тогда как при сравнении формы черепов

у евреев из разных стран обнаруживаются большие расхождения. Напрашивается

вывод, что этот параметр также указывает на большое разнообразие среди

евреев" (90).

Кстати, это разнообразие наиболее заметно при сравнении евреев-сефардов

и ашкенази. В целом, сефарды - долихоцефалы (обладают длинным черепом), а

ашкенази брахицефалы (широкий череп). Кучера усмотрел в этом различии еще

одно доказательство разного расового происхождения хазар-ашкенази и

семитов-сефардов. Однако чуть выше мы убедились, что коротко- и

длинноголовость соответствует изменению этого показателя у аборигенной

нации, а это до некоторой степени обесценивает данный аргумент.

Статистика, касающаяся других черт облика, тоже говорит против расового

единообразия. Обычно евреи темноволосы и кареглазы. Но насколько обычна эта

"обычность", когда, по данным Комаса, 49% польских евреев светловолосы (30;

30), а 54% школьников-евреев в Австрии голубоглазы? (39; 63). Правда, Вирхов

(39; 63) насчитал в Германии "всего" 32% блондинов среди школьников-евреев,

тогда как среди немцев доля блондинов была выше. Но это всего лишь

доказывает неабсолютность ковариации, чего и следовало ожидать.

Самый сильный на сегодняшний день аргумент - классификация групп крови.

В последнее время этим много занимаются, но мы ограничимся одним примером,

где используется особенно чуткий индикатор. По словам Патаи, "что касается

типа крови, евреи сильно различаются между собой и сильно зависят от

расового окружения. Для выражения этой зависимости удобно воспользоваться

"биохимическим индексом" Хиршфельда "(А+АВ)/(В+АВ)". Вот наиболее типичные

примеры: евреи в Германии: 2,74; неевреи в Германии: 2,63. Евреи в Румынии:

1,54; неевреи в Румынии: 1,55. Евреи в Польше: 1,94; неевреи в Польше: 1,55.

Евреи в Марокко: 1,63; неевреи в Марокко: 1,63. Евреи в Ираке; 1,22; неевреи

в Ираке: 1,37. Евреи в Турции: 0,97; неевреи в Турции: 0,99" (90; 1054).

Ситуацию можно выразить двумя математическими формулами:

1. Ga-Ia < Ga-Iв

2. Ga-Iв " Iа-Iв

В самом общем виде разница в антропологических критериях между

неевреями (Ga) и евреями (Ia) в данной стране (a) меньше, чем разница между

евреями в разных странах ("a" и "в"); а разница между неевреями в странах

"а" и "в" схожа с разницей между евреями в "а" и "в".

Полезно закончить эту главку еще одной цитатой - из брошюры Гарри

Шапиро "Еврейский народ: биологическая история" (ЮНЕСКО) (108; 74-75):

"Большие различия между еврейским населением в особенностях облика и

генетическом составе их крови делают любую их единую расовую классификацию

терминологически противоречивой. Хотя современная расовая теория допускает

некоторую степень полиморфизма или вариаций внутри расовой группы, она не

допускает сведения различных, согласно расовым критериям, групп в одну расу.

Если все же сделать это, то расовая классификация для биологических целей

станет бессмысленной, а вся процедура произвольной и бесцельной. К

сожалению, эта тема редко поднимается в полном отрыве от небиологических

соображений, и вопреки очевидности продолжаются попытки каким-то образом

выделить евреев в отдельную национальную общность".

Как же сложился этот двойной феномен - разнообразие физических черт и

сходство с доминирующим этносом? У генетиков ответ готов, дело в расовом

смешении в сочетании с селективным давлением.

"В антропологии евреев, - пишет Фишберг, - главнейший вопрос -

представляют ли они собой настоящий народ, подвергнувшийся в большей или

меньшей степени влияниям среды, или религиозную секту, состоящую из

различных расовых элементов, набранных в результате обращения не-евреев в

иудаизм и смешанных браков в процессе миграции в разные районы мира?" Далее

он не оставляет читателю никакой возможности для сомнения относительно

ответа (39, 181):

"Начиная с библейских времен, с самых начал образования племени

Израилева они уже состояли из различных расовых элементов... В Малой Азии,

Сирии и Палестине жили в те времена различные народы, амориты, рослые

блондины-долихоцефалы; смуглые хетты, состоявшие, возможно, в родстве с

монголами, негроиды-кушиты и многие другие. С ними древние евреи

смешивались, как явствует из многих текстов в Библии".

богов", неразборчивых израильтян это не отпугивало, к тому же дурной пример

подавали сами вожди. Первый патриарх Авраам сожительствовал с египтянкой

Агарью, Иосиф взял в жены Асенефу, которая была не только египтянкой, но и

дочерью жреца; Моисей женился на мадианитянке Сепфоре; Самсон, герой

еврейского народа, был филистимлянином; мать царя Давида была моавитянкой, а

сам он женился на принцессе Гессурской; а что касается царя Соломона, сына

хеттеянки, то о нем в библии сказано следующее: "И полюбил царь Соломон

многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок,

Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок" (3-я Цар., 11:1) Этой

"скандальной хронике" нет конца. Библия не оставляет сомнений, что примеру

царей следовали все, кому не лень. К тому же библейский запрет брать в жены

неевреек не распространялся на женщин, захваченных в ходе военных действий,

А таких хватало. Вавилонское пленение тоже не способствовало расовой

чистоте: даже выходцы из священнического сословия женились на нееврейках.

Коротко говоря, к началу Рассеяния израильтяне уже представляли из себя

общность, состоящую из различных расовых элементов. То же самое относится,

конечно, к большинству наций, о чем было бы даже излишне упоминать, если бы

не живучий миф о Библейском Племени, сохранившем в веках расовую чистоту.

Другим важным источником межнационального скрещивания было большое

количество людей разных национальностей, обращенных в иудаизм.

Доказательствами активного прозелитизма евреев древних времен могут служить

чернокожие абиссинские фалаша, китайские евреи, внешне неотличимые от

китайцев, очень смуглые йеменские евреи, иудаисты среди кочевых берберских

племен Сахары, очень похожие на туарегов, не говоря уже о тех, с кого мы

начали, - о хазарах.

Ближе к дому, в Римской империи, евреи особенно активно занимались

пропагандой своей религии в период между крахом еврейского государства и

взлетом христианства. В иудаизм были обращены многие патрицианские семьи

Италии и, например, царский род, правивший в провинции Адиабене. Филон

говорит о многочисленных обращенных на Крите, Иосиф Флавий - о большом

проценте иудеев среди населения Антиохии, апостол Павел встречал прозелитов

практически повсюду от Афин до Малой Азии. "Повышенное внимание к

прозелитизму, - писал еврейский историк Т. Рейнах (цит. по: 39; 186-187), -

было одной из отличительных черт иудаизма в греко-римскую эпоху. Ни до того,

ни после иудаизм не проявлял этой своей черты... Не подлежит сомнению, что

таким способом число иудеев за два-два с половиной века сильно возросло.

Огромный прирост числа евреев в Египте, на Кипре и в Киренаике не мог

произойти без участия неевреев по крови. Прозелитизм распространялся и на

высшие, и на низшие слои общества".

Подъем христианства замедлил смешение наций, а гетто временно положило

ему конец, но до XVI в., когда законы о гетто стали ревностно исполняться,

процесс продолжал идти. Об этом свидетельствуют непрерывно принимавшиеся

церковные запреты на смешанные браки Толедским Собором в 589 г., Римским

Собором в 743 г., первым и вторым Латеранскими соборами в 1123 и 1139 гг.,

эдикт венгерского короля Ладислава II 1092 г. Все эти запреты были

недостаточно эффективны, о чем говорит, например, доклад венгерского

архиепископа Роберта фон Грайна папе в 1229 г. с жалобами, что многие

христианки выходят замуж за евреев, так что за несколько лет "многие тысячи

христианок" были утрачены Церковью (39; 189 прим. 2).

Единственным радикальным средством были стены гетто. Когда они

обрушивались, смешанные браки возобновлялись. Их количество так нарастало,

что в Германии в 1921-1925 гг. из каждых 100 браков с участием евреев 42

были смешанными (30; 31).

Что касается сефардов, или "настоящих" евреев, то их более чем

тысячелетнее пребывание в Испании оставило неизгладимый след и на них самих,

и на коренных жителях. Арнольд Тойнби писал:

"Есть все основания полагать, что в Испании и Португалии доля еврейской

крови в значительной степени присутствует в крови сегодняшних иберийцев,

особенно среднего и высшего сословия. Однако даже самой изощренный

психоаналитик не сумел бы определить, у кого из них есть далекие

предки-евреи" (113; 138).

Процесс был двояким. После массовых убийств 1391 и 1411 гг.,

прокатившихся по полуострову, более 100 тыс. евреев - по умеренным оценкам -

решили окреститься. Однако немалое число этих выкрестов продолжали тайно

исповедовать иудаизм. Эти законспирированные иудеи, мараны, процветали,

дорастали до высоких постов при дворе и в церковной иерархии, заключали

браки с аристократами. После изгнания всех упорствующих иудеев из Испании

(1492 г.) и из Португалии (1497 г.) на маранов стали поглядывать со все

большим подозрением, многих из них сожгли на кострах Инквизиции, а большая

часть эмигрировала в XVI в. в страны Средиземноморья, Голландию, Англию и

Францию. Оказавшись в безопасности, эти люди вернулись к открытому

исповеданию своей веры и образовали совместно с изгнанниками 1492-1497 гг.

новые сефардские общины.

Таким образом, замечание Тойнби о смешанном происхождении высших слоев

испанского общества также применимо, с надлежащими оговорками, к сефардским

общинам Западной Европы. Родители Спинозы были португальскими маранами,

перебравшимися в Амстердам. Старые еврейские семьи Англии (приехавшие туда

задолго до наплыва с Востока в XIX в.) - Монтефьоре, Лузада, Монтэгю,

Авигдоры, Сутросы, Сассуны и др. - являются производными иберийского

"плавильного котла" и не могут претендовать на большую национальную чистоту,

чем ашкеназы или евреи с фамилиями Дэвис, Харрис, Филлипс или Харт.

Прискорбным, но распространенным способом гибридизации было

изнасилование. Это тоже долгая история, уходящая корнями в Палестину. Есть

предание о некоем Иуде бен Эзекиале, который противился женитьбе сына на

женщине, не происходящей от "семени Авраамова", на что его друг Улла

заметил: "Откуда нам самим знать, что мы не происходим от язычников,

насиловавших дочерей Сиона при осаде Иерусалима?" (50; III; 213) Насилие и

грабеж (размеры последнего часто определялись заранее) считались

естественным правом победившей армии.

Существует древняя традиция, зафиксированная Грецем, считать началом

самых ранних еврейских поселений в Германии эпизод, перекликающийся с

похищением сабинянок. Якобы воины из германского племени, сражавшиеся в

составе римских легионов в Палестине, "выбрали из множества плененных евреек

самых красивых, привезли их в свои лагеря на берегах Рейна и Майна и

принудили исполнять свои желания. Дети от еврейских и германских родителей

были воспитаны матерями в иудейской вере, поскольку отцам не было до них

дела. Именно эти дети и стали будто бы основателями первых еврейских общин

между Вормсом и Майнцем" (50; III; 40-41).

В Восточной Европе изнасилование было еще более частым явлением. Снова

процитируем Фишберга:

"Такой насильственный прилив нееврейской крови в жилы народа Израилева

был особенно частым в славянских странах. Одним из излюбленных способов,

который применяли казаки для вытряхивания из евреев денег, заключался в

захвате большого количества пленных: не было сомнения, что евреи их выкупят.

Само собой, эти полудикари насиловали захваченных женщин. "Совет Четырех

Земель", собиравшийся зимой 1650 г., был вынужден принять во внимание

положение несчастных женщин и детей, родившихся у них в казацком пленении, и

таким образом восстановить порядок в семейной и общественной жизни евреев.

Насилие над еврейками повторялось в России при погромах 1903-1905 гг." (39;

Но парадокс остается парадоксом: многие, не являясь ни расистами, ни

антисемитами, убеждены, тем не менее, что способны с первого взгляда

распознать еврея. Как это у них получается, если евреи, как это утверждает

история и антропология настолько перемешанная публика?

Частично, по-моему, на этот вопрос ответил в 1883 г. Эрнест Ренан:

"Существует не один, а несколько еврейских типов" (100; 24). Еврейский тип,

распознаваемый "с первого взгляда", - это всего лишь один тип среди многих.

Однако к этому типу принадлежит лишь небольшая доля от четырнадцати

миллионов евреев, причем люди, отвечающие характеристикам этого типа, далеко

не всегда евреи. Одна из наиболее выдающихся - в прямом и переносном смысле

Черт, характеризующих этот пресловутый тип, - нос, называемый то

семитским, то орлиным, то крючковатым. Но, как ни удивительно, среди 2836

евреев Нью-Йорка Фишберг насчитал всего 14 процентов (один человек из семи)

с носом крючком, у 57% носы оказались прямые, у 20% - курносые, а у 6,55% -

"плоские и широкие" (39, 79).

Другие антропологи получили схожие результаты по "семитским" носам в

каковыми являются чистокровные бедуины, такой нос вообще не встречается (39,

83). Зато "он очень часто бывает у выходцев из различных кавказских племен и

из Малой Азии. У аборигенных народов региона - армян, грузин, осетин,

лезгин, айсоров, а также у сирийцев орлиный нос встречается сплошь и рядом.

Среди жителей-стран европейского Средиземноморья - греков, итальянцев,

французов, испанцев и португальцев - орлиноносые попадаются чаще, чем среди

евреев Восточной Европы. Об индейцах Северной Америки часто говорят, что у

них "еврейские носы" (39, 83).

Так что только нос - не очень надежный инструмент идентификации. Только

у меньшинства - у определенного еврейского типа - нос загнутый, как у многих

других этнических групп. Однако интуиция подсказывает, что антропологическая

статистика может заблуждаться. Хитроумный способ решения проблемы предложили

Беддоу и Якобс, установившие, что "еврейский нос" не обязательно должен быть

загнутым в профиль и может создавать впечатление "крючка" из-за своеобразной

формы крыльев носа и ноздрей.

Чтобы доказать, что иллюзию клюва создают ноздри, Якобс предлагает

читателю "нарисовать цифру 6 с длинным хвостиком (рис. 1), а потом убрать

закорючку (рис. 2) - и "еврейство" почти полностью исчезает. Если провести

нижнюю часть горизонтально (рис. 3), то оно исчезнет совсем. Рипли, цитируя

Якобса, комментирует: "Показательная трансформация! Еврей на глазах

превратился в римлянина. Что же мы доказали? Что явление "еврейский нос"

существует, хотя и не потому, почему мы склонны называть его "еврейским"

(критерии крючковатости)" (101; 395).

Существует? На рисунке 1 может красоваться нос итальянца, грека,

испанца, армянина, краснокожего индейца. Мы заключаем, что это еврей, а не

индеец, армянин и др., по другим чертам, включая выражение лица, поведение,

одежду. Это не психологический анализ, а, скорее, психологический феномен -

восприятие сразу всей конфигурации.

Аналогичные соображения применимы к любой черте облика, считающейся

типично еврейской: чувственным губам, темным (курчавым, вьющимся) волосам,

меланхолии, хитрости, выпуклым (раскосым) глазам и так далее. По отдельности

все это может принадлежать представителям самых разных народов; но вместе,

как фоторобот, складывается в прототип - или, повторим, один из существующих

типов евреев - восточноевропейский, тот самый, с которым мы лучше всего

знакомы. Однако наш фоторобот не позволит опознать евреев других типов,

например, сефардов (включая их сильно англизированных потомков в Британии),

славянский тип из Восточной Европы, светловолосый тевтонский, раскосый

монголоидный, курчавый негроидный тип евреев.

Более того, даже этот ограниченный прототип не всегда узнаваем. Набор

игры "веришь - не веришь" , если закрыть надпись, указывающую, кто изображен

Еврей или нееврей. В такую же игру можно поиграть, сидя на террасе кафе

где-нибудь на берегу Средиземного моря. Полного удовлетворения такая забава,

правда, не доставит, потому что мы не смогли бы спросить у объекта

эксперимента, какую религию он исповедует; но если играть в компании, то

вердикты наблюдателей будут на диво разнообразны. Немалую роль играет

внушаемость. "Ты знаешь, что Гарольд - еврей?" - "Нет, но теперь, когда ты

сказал, я, конечно, это замечаю..." "Вам известно, что в том (или ином)

королевском роду есть примесь еврейской крови?" - "Нет, но теперь,

конечно..." В книге Хатчинсона "Человеческие расы" есть изображение трех

гейш с подписью: "Японки с еврейским обликом". Стоит это прочесть, как

появляется мысль: "Разумеется! Как я мог этого не замечать?" Немного поиграв

в эту игру, вы начнете повсюду замечать еврейские - или хазарские - черты.

Неразбериху усугубляет то, что исключительно трудно отделить

наследственные характеристики от характеристик, привносимых социальной

средой и другими внешним факторами. Мы уже затрагивали эту проблему, когда

обсуждали рост и телосложение как возможный расовый критерий; однако влияние

социальных факторов на черты лица, поведение, речь, жестикуляцию, одежду

тоже неминуемо сказывается на сборном фотороботе еврея. Одежда (плюс

прическа) - наиболее очевидный из этих факторов. Представьте кого угодно с

пейсами, в ермолке, в широкополой черной шляпе и в черном кафтане - и вы

мгновенно узнаете ортодоксального еврея, какой бы ни была форма его ноздрей.

Существуют и менее точные индикаторы некоторых типов евреев разных

жестикуляцией, поведением в обществе.

Отвлечемся для короткого отдыха от евреев и послушаем французского

распознают англичанина. Мишель Лейрис не только известный писатель, но и

один из руководителей Национального центра научных исследований и Музея

человека:

"Абсурдно говорить об английской "расе" и даже считать англичанина

представителем "нордической" расы. История учит, что англичане, подобно всем

европейцам, стали тем, что они есть сегодня, благодаря "вкладам" различных

народов. Англия - кельтская страна, которую по очереди, волнами колонизовали

саксы, датчане, норманны из Франции, внесли кое-какой вклад и римляне

начиная с эпохи Юлия Цезаря. Более того, пусть англичанина и можно

распознать по его одежде и даже поведению, совершенно немыслимо сделать

вывод, что перед вами англичанин, только по его внешности. Среди англичан,

как и среди других европейцев, есть блондины и брюнеты, высокие и коротышки,

долихоцефалы и брахицефалы. Иногда утверждают, что англичанина легко

идентифицировать по некоторым внешним свойствам, которые придают ему

неповторимый облик сдержанности в жестах (в отличие от бурно жестикулирующих

южан), походке и выражению лица, формирующих совместно то, что принято

называть не очень ясным термином "флегматичность". Однако любой, кому якобы

легко дается такая идентификация, очень часто попадает впросак, поскольку

далеко не все англичане обладают этими свойствами, и даже если эти

характеристики описывают "типичного англичанина", то их все равно нельзя

скорее, к поведению и, будучи привычками, определяются социальными условиями

и принадлежат к сфере культуры, а не природы. Более того, даже названные

небрежно "чертами", они типизируют не всю нацию, а отдельную социальную

группу внутри нее и потому не могут быть включены в число параметров,

описывающих весь народ" (76; 11-12).

Однако, говоря, что выражение лица относится не к облику, а к

поведению, Лейрис как будто упускает из виду то обстоятельство, что

поведение может влиять на облик человека и, таким образом, ставить на него

свою печать. Достаточно вспомнить типичные черты стареющих бездарных

актеров, священников, давших обет безбрачия, профессиональных военных,

заключенных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, крестьян и т.д.

Образ жизни влияет не только на выражение лица, но и на физические элементы

внешнего облика, создавая ложное впечатление, что это - наследственные или

"национальные" черты*.

* Эмерсон в своем эссе "Английские черты" писал: "Каждой религиозной

секте присуща своя физиономия. Она своя у методистов, своя у квакеров, своя

у монахинь. Англичанин сумеет распознать по манерам протестантадиссентера.

Ремесла и профессии чертят на лицах свои борозды".

свои частые встречи во время посещений США с друзьями молодости,

эмигрировавшими из Восточной Европы еще до Второй мировой войны, с которыми

мы не виделись лет по тридцать-сорок. Всякий раз я удивлялся тому, что они

не только одеваются и говорят, едят и ведут себя по-американски, но и

приобрели американские физиономии. Не могу толком описать эту перемену.

Разве что это какое-то увеличение нижней челюсти, особое выражение глаз,

нечто вокруг глаз... (3накомый антрополог объяснил первое необходимостью

много работать челюстными мышцами при американском произношении, а взгляд -

бешеной гонкой за успехом и вызванной ею предрасположенностью к язве

двенадцатиперстной кишки). Я был рад тому, что это не фокусы моего

собственного воображения, ибо Фишберг еще в 1910 г. делился похожими

наблюдениями: "...Выражение лица легко меняется под воздействием социальной

среды. Я заметил эту стремительную перемену в людях, иммигрировавших в

США... Новизна физиономии особенно заметна, когда кто-то из них возвращается

на родину. Этот факт - прекрасное доказательство того, что социальные

условия человеческого существования оказывают глубокое влияние на его

внешний облик" (39; 513).

Пресловутый "плавильный котел" выплавляет, видимо, особую американскую

физиономию - более-менее стандартный фенотип, вырастающий на базе

разнообразнейших генотипов. Даже чистокровные китайцы и японцы, живя в США,

попадают до некоторой степени под влияние этого процесса. Во всяком случае,

американца часто можно узнать "с первого взгляда", невзирая на его одежду,

речь, даже корни - итальянские, польские, немецкие.

Рассуждая о биологической и социальной наследственности у евреев,

невозможно не заметить лежащую на них мрачную тень гетто. Евреи Европы,

Америки, даже Северной Африки - дети гетто: четыре-пять поколений - не срок,

чтобы избавиться от этого кошмарного гнета. Повсюду в мире стены гетто

создавали примерно одинаковую среду и на протяжении нескольких столетий

оказывали на людей одно и то же формирующее, вернее, деформирующее влияние.

С точки зрения генетики различаются три главных тенденции: инбридинг,

случайное распространение генетических мутаций в популяции, селекция.

Инбридинг (близкородственное скрещивание) в разные периоды играл,

видимо, не менее важную роль в еврейской национальной истории, чем его

противоположность - гибридизация. С библейских времен до эры насильственной

изоляции и в Новое время доминирующей тенденцией было смешение

национальностей. Но в промежутках, длившихся, в зависимости от страны, от

трех до пяти столетий, перевешивала изоляция и инбридинг: как в узком смысле

Близко родственное смешение, так и в более широком - эндогамия в рамках

небольшой изолированной группы. Инбридинг таит опасность встречи и

проявления вредоносных рецессивных генов. Длительное время среди евреев

отмечался высокий процент наследственного идиотизма (39, 332 и далее), что

было, вероятнее всего, результатом продолжительного инбридинга, а не расовой

особенностью семитов, как пытались утверждать некоторые антропологи.

Психические и физические отклонения подозрительно часто наблюдаются в

отдаленных альпийских деревнях, где на могильных камнях кладбища начертана

всего дюжина фамилий. И, кстати, Коэнов и Леви среди них не наблюдается.

Однако именно методом инбридинга, сочетая желательные гены, выводят

лучших скаковых лошадей. Возможно, как раз таким путем в гетто появлялись и

кретины, и гении. На память приходит одна из любимых поговорок Хаима

Вейцмана: "Евреи - такие же люди, как все остальные, только в большей

степени". Увы, генетика мало что может добавить к этой теме.

В не меньшей степени на населении гетто сказывалось случайное

распространение мутаций ("эффект Сьюэлла Райта"). Речь идет об утрате

наследуемых свойств в мелких, изолированных популяциях, либо из-за

отсутствия соответствующих генов у основателей популяции, либо из-за их

наличия у ограниченного количества, не передавшего их следующему поколению.

Это явление тоже может вызывать существенные трансформации в наследственных

характеристиках мелких общин.

Что касается селекции, то в стенах гетто она была так интенсивна, как

мало когда еще в истории. Евреи, не имевшие возможности заниматься сельским

хозяйством, были полностью урбанизированы, концентрировались в городах и в

местечках с их неизбежной перенаселенностью. В результате, как пишет Шапиро,

"опустошительные эпидемии, свирепствовавшие в средневековых городах всех

размеров, в долговременной перспективе оказывали на еврейское население

более сильное селективное действие, чем на все другие, создавая у выживших

более сильный иммунитет... так что их современные потомки должны быть плодом

мощного селективного процесса" (108; 80). Именно это, по его мнению,

объясняет низкую подверженность евреев туберкулезу и их сравнительное

долголетие (последнее продемонстрировал выразительной статистикой Фишберг).

Атмосфера враждебности, окружавшая гетто, выражалась то в холодном

презрении, то в спорадических вспышках насилия, то в организованных

погромах. Несколько столетий жизни в таких условиях должны были

благоприятствовать выживанию самых бойких, гибких, быстро восстанавливающих

жизненные силы; вот вам, собственно, и "человек гетто". Антропологи никак не

могут договориться, на чем выросли такие особенности психологии на

генетической предрасположенности, приводящей в действие процесс отбора, или

на социальном наследовании, через воспитание с младенчества. А ведь мы пока

еще не знаем толком, в какой степени высокий коэффициент умственного

развития зависит от наследственности, в какой от среды. Взять хотя бы

вошедшую некогда в поговорки еврейскую умеренность в спиртном, которую

бессознательным, воспитанным веками жизни в окружении опасностей ощущением

недопустимости притуплять бдительность, еврей с желтой звездой на спине

вынужден был сохранять осторожность и трезвость, потому и наблюдал с иронией

и презрением за выкрутасами "пьяного гоя". Отвращение к алкоголю и к другим

видам разгула передавалась от отцов к детям поколение за поколением, потом

память о гетто стерлась, и с прогрессом ассимиляции, особенно в

англосаксонских странах, евреи стали чаще прикладываться к спиртному. Так

что безразличие к спиртному, как и многие другие еврейские свойства,

оказывается при ближайшем рассмотрении социальной, и не биологической

наследственной чертой.

Наконец, существует еще один эволюционный процесс - половой отбор,

способствовавший, наверное, образованию черт, которые мы считаем типично

еврейскими. Кажется, первым об этом сказал Рипли (курсив его). "Еврей -

продукт интенсивного смешения по линии национального происхождения; с другой

стороны, он - законный и сознательный наследник всего иудаизма... Это влияло

на все проявления жизни. Почему это не могло повлиять на идеал физической

красоты? Почему не на половые предпочтения, не на выбор партнера для брака?

Результаты этого выбора усиливались наследованием" (101; 398).

Рипли не стал вдаваться в сложившийся в гетто "идеал физической

красоты". Но Фишберг сделал это и пришел к интересному выводу: "Для строго

ортодоксального восточноевропейского еврея сильный, мускулистый тип - это

Исав. Идеалом любимого сына Исаака был на протяжении веков, до середины XIX

в., "нежный юноша" (39; 178) - тонкий, болезненный, худощавый, с тоской на

лице, головастый, но совсем без мышц. Наоборот, - продолжает Фишберг, - в

Западной Европе и в Америке существует теперь мощная тенденция

противоположного свойства. Многие евреи гордятся тем, что выглядят не

по-еврейски. Так что приходится признать, что у так называемого "еврейского"

облика нет блестящего будущего". (39;178)

И уж никакого будущего, добавим мы, у него нет среди молодых



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней