Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (образ «жестокого мира» в драматургии Островского)

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

"жестокого мира" в драматургии А. Н. Островского (по пьесе "Бесприданница")

происходит постепенное стирание границ между миром дворянства и миром купечества - мало связанных и не понятных друг для друга до этого исторического момента. Традиционные роли купца и дворянина начинают меняться: дворянство беднеет, забывает о благородстве и стремится к улучшению материального благополу чия, тогда как состоятельное купечество, стремясь походить на дворянство, перенимает не благородство и образованность, а лишь внешние стороны господского быта. И те и другие, претерпевая изменения, становятся "хищниками". Именно такую Россию и запечатлевает Островский в своих пьесах: новые "хищники" становятся героями, воплотившими в себе "жестокий мир" произведений драматурга. В этом сочинении мы обратимся к рассмотрению "жестокого мира" одной из самых ярких и трагических пьес А. Н. Островского - "Бесприданница".

"Бесприданница" - об обреченности богато одаренной, талантливой и артистичной девушки, ставшей объектом торга для остальных героев в разворачивающихся событиях. Какова Лариса и почему вызывает именно такое к себе отношение? Каковы же те люди, олицетворяющие "жестокий мир" у Островского, - так в ней заинтересованные - люди, интерес которых приводит к гибели героини? Лариса становится невестой бедного чиновника Карандышева, который глубоко и искренне в нее влюблен. Но, внимательно читая пьесу, мы обнаруживаем, что его чувство отнюдь не бескорыстно, хотя, в отличие от других героев, он предлагает Ларисе руку и, как утверждает, сердце. Да, Карандышев влюблен в Ларису, но через брак с известной в городе красавицей он прежде всего стремится стать "своим" в здешнем высшем обществе, улучшить собственное социальное положение, повысить свой статус. Лариса просит жениха уехать с ней в деревню, предварительно поскорее обвенчавшись, боясь того, что вновь вспыхнувшее чувство к Паратову возобладает над ее желаниями, но Карандышев отказывается. Почему? Потому что, выполнив ее просьбу и уехав в деревню, тщеславный чиновник не сможет покрасоваться перед всеми тем, что первая красавица выбрала именно его, потешить собственное самолюбие, устроив пышную свадьбу. Карандышева в действительности не интересуют страхи и печали Ларисы - он просто не слышит ее за муками собственного уязвленного самолюбия. Так, именно решение Карандышева устроить пышный обед предрешает развязку драмы. В недавнем прошлом Лариса пережила страстное увлечение к Паратову - "блестящему барину и судовладельцу", который настойчиво ухаживал, "женихов всех распугал" и внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. И вот он возвращается. Паратова считают широкой натурой, бесстрашным человеком. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов стрелял в монету, которую она держала, на что Карандышев замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". Резонно ли его замечание? Как оказывается, оно совершенно справедливо. Паратов уже собирается жениться на богатой наследнице, чтобы поправить свое материальное положение (Лариса же об этом не догадывается).

скоро придет конец, и он хочет с шиком провести последние дни своей холостяцкой свободы.

"Ласточку", компрометируя девушку и подавая безосновательные надежды, которые потом жестоко разрушает. Паратова очень ясно характеризуют его же слова: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". Карандышевский обед с претензией на рос кошь - не что иное, как пародия на стиль и образ жизни самого Паратова. Вопрос оказывается лишь в сумме, которую каждый из них может потратить. Паратов приятно проводит время с Ларисой, которая вызывает у него мимолетные нежные чувства-особенно когда поет романс-но он и не задумывается о ней по-настоящему. Лариса - лишь "компонент " его приятной жизни.

"новой формации" Кнуров, почтенный отец семейства, и молодой, но также состоятельный купец Вожеватов. Лариса нравится Кнурову, и он откровенно сообщает о своих намерениях: сделать ее своей содержанкой и обеспечить соответствующей "брильянту" "оправой". Кнуров соглашается со словами Вожеватова о том, что "недурно с такой барышней на выставку в Париж прокатиться" и, таким образом, также принимает участие в торге претендентов на внимание и благосклонность Ларисы. Вожеватов - старинный друг детства Ларисы, и вроде бы должен относиться к ней с сочувствием и пониманием, но и он также равнодушен к ее бедам и, будучи человеком расчетливым, не собирается жениться на бесприданнице. После ночного пикника на Волге, когда Паратов откровенно сообщает Ларисе, что не собирается на ней жениться и не женится никогда, поскольку уже обручен, Кнуров и Вожеватов разыгрывают судьбу Ларисы, бросая монету, чтобы решить, кто же будет делать свое "лестное" предложение. Это разыгрывание на монете - также одно из проявлений деловой и практической натуры обоих купцов, но при этом натуры холодной и безразличной к человеку. Выигрывает Кнуров и предлагает Ларисе стать содержанкой. И лишь смерть от руки доведенного до потери рассудка пренебрежением невесты Карандышева спасает Ларису от такой участи: ведь она уже посылает за Кнуровым, чтобы ответить согласием на его предложение.

Деловые качества вытесняют в них все человеческое, способность увидеть, почувствовать горе другого человека, проявить участие и сострадание. Их каждый поступок мотивируется прежде всего соображениями выгоды или же отсутствия таковой, отношения с другими людьми становятся лишь последовательностью сделок-и они все стремятся к тому, чтобы эти сделки были прибыльными. Купцы образованны, носят европейское платье и действительно влюблены в Ларису. Но при всем этом именно они составляют "жестокий мир" пьесы, обрекая Ларису на гибель.

А. Н. Островский в очерке “Записки замоскворецкого жителя” “открыл” страну, “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”. Это земля, живущая традициями седой старины, – “темное царство”. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает “темные” стороны купеческой жизни.
Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму “Гроза”, о которой Добролюбов сказал: “Гроза” – без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий”.
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”, – восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир “тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия”. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: “В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: “А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: “В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!” Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша – ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей “темного царства”. Невежественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам.
Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова – богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она “поедом ест”, “точит, как ржа железо”. Добролюбов говорит о ней: “Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не “воет” на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем “грехе”, считает, что ее надо “живую в землю закопать, чтобы она казнилась”. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха – выразитель идей и принципов “темного царства”. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни – деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье – бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нищих.
Тупая, невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, “где люди все с песьими головами”, где правят “султан Махнут турецкий” и “султан Махнут персидский”. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.
Но если Кабаниха защищает идеи “темного царства”, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к “темному царству”. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза – божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого – жадность. Смысл жизни Дикого – приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают, Дикой отвечает: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.
В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) – это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)
Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них.
Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая “с неба упала”. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них “день и ночь работа”. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних” – таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.
Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины – вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”.
“Гроза” – не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества; к таким произведениям относятся и “Бесприданница”, и “Бешеные деньги”, и “Доходное место”.

Сочинение по литературе на тему: Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

Другие сочинения:

  1. В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким Read More ......
  2. Конфликт одной из самых известных пьес А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир Read More ......
  3. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” – это психологизм великого мастера. Read More ......
  4. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как “Колумб” патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым Read More ......
  5. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется”, – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей Read More ......
  6. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим Read More ......
  7. Александр Николаевич Островский… Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер Read More ......
  8. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ......
Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

"жестокого мира" в драматургии А. Н. Островского (по пьесе "Гроза")

"Грозе" важно было не только многосторонне раскрыть образ главной героини, но и дать широкую панораму провинциального русского города. Поэтому и основной конфликт у него завязывается не сразу. Еще до появления на сцене Катерины начинает постепенно определяться противостояние друг другу персонажей и тех сил, которые они олицетворяют. Более того, Катерину зритель впервые видит только в пятом явлении. Первая встреча с Борисом происходит только в третьем акте. И. А. Гончаров сказал как-то об Островском, что "в сущности он писатель эпический". Здесь очень точно подмечено новаторство драматурга, тот вклад, который он внес в русскую драму. Островский хочет захватить как можно больший пласт провинциальной жизни, и эта эпичность расши ряет возможности русской драмы. "Гроза" и стала одной из лучших семейно-бытовых драм писателя. Стилевая особенность Островского-драматурга - обширная развернутая экспозиция. В "Грозе" она не только занимает весь первый акт, но и захватывает часть второго. Именно в экспозиции и возникает та удушающая атмосфера, в которой приходится жить калиновцам, обрисовывается темное царство. Некоторые герои - например, Кулигин, - даже не участвуют в развитии основного конфликта, но своим присутствием, а еще больше - своими монологами - раздвигают жизненные рамки пьесы.

"ее сын". Таково действительное положение Тихона в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Тихону, Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему, по ее собственным представлениям: "Нет, как не любить! Мне жаль его очень!"-говорит она Варваре. "Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать",-отвечает Варвара. Для Тихона вырваться из-под опеки матери на волю-значит удариться в загул, запить. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

"Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай! " - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями "без грозы" над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Кабаниха, ни он, произнося: "Не заглядывайся на парней",-не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Тихона к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: "Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит". Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Тихон испуганно отвечает: "Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!" Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Тихона в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помо чь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: "Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть". Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он "то ласков, то сердится, да пьет все". И только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар. Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно "На всякого мудреца довольно простоты", сцены в доме Турусиной).

"Грозе", и небольшая по объему текста роль Феклуши стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Феклуши вошли в обиходную речь. Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира. Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о "жестоких нравах" города Калинова и непосредствен но перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами "Бла-а-лепие, милая, бла-алепие! ", Феклуша особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным ("Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем").

"не стянула бы чего", и слышит в ответ раздраженную реплику: "Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете". Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Феклуши о странах, где живут люди с песьими головами "за неверность". Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Феклуша начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Феклуши, что настают "последние времена". Примета этого-повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Феклуша называет "огненным змием", которого стали запрягать для скорости: "другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапамито вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат". Наконец, она сообщает, что и "время-то стало в умаление приходить" и за наши грехи "все короче и короче делается". Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира. Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней