Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хороший ли скульптор неизвестный эрнст. Эрнст неизвестный скульптуры

В Нью-Йорке, скончался известный советский скульптор Эрнст Неизвестный, ему был 91 год. За свою жизнь художник создал множество работ, которые будут украшать города, улицы, музеи. Давайте вспомним самые знаменитые из них.

«Древо жизни», 2004 год

Задуманное в 1956 году «Древо жизни» Эрнест Неизвестный «посадил» лишь в 2004. На его ветках есть и Гагарин, и Будда... Скульптуру можно увидеть в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве.

Рисунки из серии «Каприччио», 2000 год

Для крупной выставки в России в 2012 году Эрнст Неизвестный отбирал свои работы сам. И он решил, что россияне непременно должны увидеть серию его графических работ «Каприччио».

«Возрождение», 2000 год

Монумент «Возрождение» установлен в 2000 году на Большой Ордынке в Москве как символ новой, процветающей России. Центральный элемент скульптуры - Архангел Михаил, глава святого воинства ангелов, борющихся со злом.


«Маска скорби»,1996 год

Монумент жертвам сталинских репрессий «Маска скорби» находится в Магадане. Был открыт в 1996 году. Центральная скульптура мемориала - плачущее лицо. Внутри монумента - копия типичной тюремной камеры.

Памятник на могиле Н.С. Хрущева, 1995 год

Памятник на могиле Хрущева (Новодевичье кладбище в Москве) скульптор сотворил по просьбе родственников Никиты Сергеевича. Работа выполнена в черно-белых цветах, что олицетворяет двойственность натуры экс-главы СССР - борьбу добра и зла в нём. Кстати, Хрущёв в 1962 году посетил выставку Эрнста Неизвестного и назвал его работы «дегенеративным искусством».

«Золотое дитя», 1995 год.

Скульптура «Золотое дитя» установлена перед зданием Морского вокзала в Одессе. Это самая большая в мире фигура младенца. Второе название скульптуры - памятник Неродившемуся гению. «Я впервые за свою жизнь создал монумент в светлом, радостном, романтическом ключе. «Золотое дитя» - яркий, солнечный образ рождающегося гиганта», - рассказывал сам Эрнст Неизвестный.

«ТЭФИ», 1994 год

Мало кто знает, что Эрнст Неизвестный - автор знаменитой статуэтки ТЭФИ, которую в России вручают за высшие достижения в области телевизионных искусств. Статуэтка олицетворяет собой древнегреческого персонажа Орфея, который разрывает себе грудь и играет на струнах своей души.

«Человек кричащий», 1993 год

Бронзовая скульптура «Человек кричащий» была сделана Неизвестным ещё в 1993 году, но в России впервые её выставили в 2012-м.

«Сквозь стену», 1988 год

Скульптуру «Сквозь стену» Эрнст Неизвестный в 1996 году привёз из США в Россию в подарок тогдашнему президенту Борису Ельцину. Художник выразил надежду, что образ человека, прорвавшегося через, казалось, непреодолимую преграду поможет Ельцину побороть болезни.

«Цветок лотоса», 1971 год

Памятник «Цветок лотоса» находится на Асуанской плотине в Египте. Он был установлен в 1971 году в честь дружбы народов. Его высота - 75 м.

«Кентавр Указующий», 1962 год

Одна из главных метафор в творчестве Эрнста Неизвестного - кентавр. Именно этот мифический образ он использовал и в первые, и в последние годы работы. На фото ниже можно увидеть представленную на выставке в России мини-копию «Кентавра указующего», оригинал которого установлен перед зданием ООН в Женеве.

Покорение гранита. Монолит гранита уникальных размеров, однородного строения, не пораженный трещинами, является национальным достоянием. Но при одном условии: волей, талантом и упорством скульптора этот камень должен быть преобразован в явление культуры, и стать бесценным свидетельствомистории народа.
Гранит от мастера требует мотивации и пророчества. Изделие из гранита - вечно, во всяком случае, оно способно преодолеть и огонь, и ветер, и победы, и поражения. Монументальная скульптура - это послание в будущее, это овеществлённое преодоление времени.


Сибирский гранитный карьер. Добыча моноблоков

Но самый могучий проект, обусловленный особым качеством гранита из Сибирского карьера,остался неосуществлённым.
И этот проект связан с именем скульптора Эрнста Неизвестного.
Читаем Википедию. Родился в 1925 г. в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и Беллы Абрамовны Дижур ( 1903 2006 ), писавшей научно-популярные книги для детей.
С
1939 по 1942 гг. участвовал во Всесоюзных конкурсах и посещал школу для художественно одаренных детей сначала в Ленинграде, а в годы войны — в Самарканде. В 1942 году в возрасте 17 лет Неизвестный был призван в Красную Армию . Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта . В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 г. в Австрии был тяжело ранен, признан погибшим и за проявленный героизм «посмертно» награждён орденом Красной Звезды .
После войны некоторое время преподавал черчение в Суворовском училище в Свердловске, в
1946 1947 гг. обучался в Академии Художеств в Риге , а затем, в 1947 1954 гг. — в и на философском факультете Московского государственного университета .
В
1955 году становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР.
Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в
бронзе , но его монументальные скульптуры создавались из бетона . Наиболее известные монументальные произведения Неизвестного объединены в цикл, над которым Неизвестный работал с 1956 года . Лучшим произведением этого цикла является скульптура «Дерево Жизни». Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере Артек ( 1966 ).


Эрнст Неизвестный.
http:// www. openspace. ru/ media/ air/ details/17931/? print= yes

В 1976 году Неизвестный эмигрирует в Цюрих (Швейцария ), а в 1977 г. переезжает в Нью-Йорк , США .
В 1980-х годах Неизвестный много раз выставлялся в Magna Gallery в Сан-Франциско . Его выставки имели большой успех. По заказу галереи Магна в конце восьмидесятых годов Неизвестный создал цикл «Man through the Wall» (Человек (прорывается) через стену), который был посвящен крушению коммунизма . В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии . В 1994 году создал статуэтку ТЭФИ . В 1996 году Неизвестный закончил своё монументальное (высотой в 15 метров) произведение « Маска скорби », посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане .Неизвестный живёт в Нью-Йорке и работает в Колумбийском университете . Он часто посещает Москву , где праздновал свой 80-летний юбилей.
В
Уттерсберге ( Uttersberg , Sweden ) существует музей скульптур Неизвестного. Несколько скульптурных изображений распятия , созданных Неизвестным, приобрёл папа римский Иоанн Павел II для музея Ватикана .
Одна из последних работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву , установленный в Перми .
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации 1995 года присуждена «Неизвестному Эрнсту Иосифовичу, скульптору, — за серию скульптурных произведений из бронзы. Зарубежный почётный член Российской академии художеств .
Казалось, все необходимые условия осуществления масштабного проекта странным образом сошлись у нас здесь в Екатеринбурге. Судьба скульптора - Эрнста Неизвестного - связана со Свердловском. Во-первых, его родители занимали видное положение в кругу интеллигенции города. Во-вторых, юный Эрнст преподавал черчение в Суворовском училище. Во-вторых он создал свои первые скульптурные опыты в лучших традициях соцреализма (см. экспозицию в Музее истории Екатеринбурга).


И.В. Сталин знакомит В.И. Ленина с Я.М. Свердловым.
Скульптура (гипс). Эрнст Неизвестный.
Музей истории Екатеринбурга

Но самый главный и мучительный для нас проект зрелого мастера остался неосуществлённым на Уральской земле.
Новая Россия, рожденная в муках и крови, прощалась со своим советским прошлым, но не могла его забыть. Знаком и символом такой горькой памяти был проект Эрнста Неизвестного.
И могучее тело гранита, вскрытое Сибирским карьером, обещало будущий подвиг скульптора.
Уже был выбран монолитный блок, необходимый для создания ключевых композиций скульптуры.
Талант мастера был соразмерен граниту.
Гранит былсоразмерен масштабу трагедии народа и власти.
Гранит был соразмерен судьбе мастера.
И всё-таки этот проект не был осуществлён.
Невыносимый проект. «…В 1987 году на волне всеобщего покаяния по поводу сталинского режима в Магадане решили увековечить память жертв сталинских репрессий. Москва проект благословила и обратилась к Эрнсту Неизвестному, уже давно переехавшему в США. Скульптор согласился разработать макет памятника и предложил идею триптиха «Маски скорби». По его задумке монумент должен был расположиться в трех городах, неофициальных столицах ГУЛАГа. Первая часть в Воркуте, вторая в Магадане, а третья в Свердловске (родном городе художника), на стыке Европы и Азии. Идею одобрили.
В 1990 году Свердловский горисполком подписал договор с Эрнстом Неизвестным на подготовку макета. Время было безденежное, и скульптор в процессе работы отказался от гонорара в семьсот тысяч долларов. Эти деньги он предложил направить на изготовление самого пятнадцатиметрового монумента. Трехметровый гипсовый макет был изготовлен и передан в собственность города» Марина ВОРОПАЕВА.
Ещё одна цитата: «МАСКА СКОРБИ» ( Chel . ru ): Как только в СССР началась эпоха перемен, Неизвестный приезжает на родину. Приезжает на время: воочию увидеть перемены, встретиться с друзьями. У Эрнста Иосифовича идея - установить в «Треугольнике скорби» - Екатеринбург - Воркута - Магадан монументы в память жертв сталинских репрессий. Вначале на Урале предложение было принято с пониманием и благодарностью: сын России дарит родному городу свое произведение. «Маска скорби» представляет из себя огромное по высоте (до 17 метров ) лицо-маску… скорбящего человека. А слезы, скатывающиеся вниз, изображены в виде человеческих черепов: каждая слезинка - судьба человеческая. В мастерских Свердловского худфонда начались работы под руководством автора. Но…»


Маска скорби. Европа-Азия
«Масштабная модель монумента «Маски: Европа-Азия» представляет собой двустороннюю композицию, состоящую из двух плачущих масок (европейский и азиатский лики), одна из которых обращена лицом на запад, другая - на восток. Скульптура задумывалась еще в 50-х годах как часть триптиха в память о жертвах политических репрессий». (Наталья Потапова).
В зале музея истории Екатеринбурга на постаменте размещены гипсовые "маски скорби" - проект памятника жертвам тоталитарного насилия. Основная мысль этого творения в том, что если умирает одни человек (а точнее, погибает от рук палачей, как зачастую было в конце 30-х годов прошлого столетия), умирает и вся его цепочка, семья. Сам Эрнст Неизвестный называет скульптуру "Памятником коммунистической утопии". Ожидалось, что композиция станет проектом памятника жертвам политических притеснений». (Музей истории Екатеринбурга)

Маска скорби. Магадан
«


Моноблоки гранита: невоплощённые монументы

« Уже открылись памятники в Воркуте и Магадане (только в Магадане! Э.Н). Кстати, автор отказался от гонорара и за эти работы. А трехметровый макет «Маски: Европа-Азия» так и томился в Художественном фонде Екатеринбурга. Его распилили на части, чтобы было удобнее занести в подвал» (М.В.)
Таким образом, «инициатива на рубеже 90-х годов обществом не была поддержана, существовал миф, что "американский еврей" не имеет права сооружать подобные памятники на советские деньги. В итоге средства Москвой были выделены, но в Екатеринбурге их так и не получили. Вопрос с созданием памятника до сих пор нерешен. Его макет теперь будет храниться в музее истории Екатеринбурга». (Музей истории Екатеринбурга)


Эрнст Неизвестный
http :// www . aidarovart . ru / portrait

Эрнст Неизвестный. Его смерть погибла на войне
Он живёт свои семь жизней:
Первая. Детская жизнь и юность в семье
Вторая. Творческая жизнь соцреалиста
Третья. Обучение в военной школе
Четвёртая. Жизнь и смерть лейтенанта на войне
Пятая. Жизнь советского диссидента
Шестая. Жизнь современного скульптора-модерниста, который не только объясняет современное искусство Н.С. Хрущёву, но и создаёт памятник на его могилу
Седьмая. Наконец, он стал всемирно известным мастером, и будет жить всегда.

Эрнста Иосифовича Неизвестного называют величайшим скульптором современности. Сын родителей – "лишенцев", он прошел через ранее признание своей одаренности, Вторую мировую войну, мнимую смерть, гонения и признание. Скульптуры Эрнста Неизвестного установлены в Артеке и Ватикане, на Асуанской плотине, в Магадане, Нью-Йорке и других городах мира. В 90 лет, будучи прикованным к инвалидной коляске, великий скульптор и философ продолжает творить.


Эрнст Неизвестный появился на свет 9 апреля 1925 года в Екатеринбурге. Его родителями были детский врач Иосиф Моисеевич Неизвестный и автор популярных детских книг (а также теософка и поэтесса по призванию) Белла Абрамовна Дижур. У Эрнста очень рано проявились способности к рисованию и лепке. С 1939 года он стал участвовать во Всесоюзных конкурсах детского творчества, и неоднократно становился победителем, что позволило ему поступить в среднюю художественную школу г. Ленинграда (ныне Государственный академический художественный лицей им. Иогансона). В марте 1942 года художественная школа была эвакуирована в Самарканд, а через несколько месяцев, прибавив себе возраст, Эрнст Неизвестный добровольно направился в военкомат. Он окончил военно-воздушное училище, но не доехал до фронта – застрелил офицера, изнасиловавшего девушку. Трибунал отправил Неизвестного в штрафбат, на Второй украинский фронт, где он участвовал во многих сражениях и был награжден медалью "За отвагу". В апреле 1945 года, на территории Австрии, Эрнст был тяжело ранен. Врач в госпитале составил документы о его смерти, родителям была направлена похоронка, а сам Неизвестный был посмертно удостоен ордена "Красная звезда". Однако когда санитары небрежно сгрузили "мертвое тело" в подвал, раздался стон. Врачи выходили Неизвестного, хотя он долгое время не мог обходиться без костылей и морфия (по совету отца Эрнсту удалось замен

ить наркотик водкой), а впоследствии стеснялся шрамов, обезобразивших его тело. После демобилизации Эрнст Неизвестный работал преподавателем черчения, затем был направлен для учебы в Рижскую Академию художеств. Однако воин-орденоносец не мог рассчитывать на дружелюбное отношение латышей. В 1947 году он перебирается в Москву и становится студентом сразу двух престижных ученых заведений - Суриковского института и МГУ (философский факультет). Среди преподавателей Неизвестного были такие известные скульпторы, как Вучетич, Томский, Манизер, а студенческие работы Эрнста приобретались Русским музеем и Третьяковкой. Однако у будущего великого скульптора, как у многих студентов-фронтовиков, было свое видение жизни и творчества, и уже в тот период многие из его работ не согласовывались с господствующей концепцией соцреализма. К тому же он жил впроголодь и не имел жилья. Перебиваясь случайными заработками, Эрнст однажды даже предпринял попытку самоубийства.

В 1955 году Неизвестный становится членом Московского отделения Союза художников (секция скульптуры), участвует в столичных выставках, однако его работы не находят спроса. Сочетание реализма и абстракции, экспрессивная пластика и собственное видение мира привлекают внимание знатоков, но не встречают одобрения у критиков и официальных лиц. В 1956 году Неизвестный начал работу над скульптурной композицией "Древо жизни" - но завершить ее

му удалось лишь спустя два десятилетия. Правда, Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году принес Эрнсту две медали, а в 1959 году скульптору, казалось, наконец-то улыбнулась удача – его проект монумента Победы победил во Всесоюзном конкурсе. Однако обиженные именитые коллеги обвинили Неизвестного в плагиате, и в результате монумент был возведен по проекту Вучетича. В то же время работы молодого талантливого скульптора пользовались огромным успехом на столичных и зарубежных выставках, а его мастерская стала настоящим центром диссидентов–шестидесятником того времени. Среди постоянных посетителей была и школьница Дина Мухина, которая впоследствии стала известной художницей-керамисткой, женой Эрнста и матерью его дочки Ольги, также будущей художницы.

Одним из наиболее громких событий шестидесятых стал скандал с выставкой к 30-летию МОСХ (1962). Все эпитеты, высказанные по этому поводу Хрущевым, достаточно подробно описаны. Формально Неизвестный не пострадал – его приглашали к участию в советских и зарубежных выставках. Однако скульптор не мог приобрести материалы для творчества, его несколько раз жестоко избивали, в том числе и в отделении милиции, неизвестные лица разгромили его мастерскую и находившиеся в ней работы. При этом Эрнст работал, несмотря ни на что. В 1968 году он создал монументальный рельеф в Артеке, в 1968 году выиграл международный конкурс на возведение монумента на Асуа

ской плотине, много работал над книжными иллюстрациями. В 1974 году, после смерти Н.Хрущева, по просьбе его сына Неизвестный создал надгробие на могиле своего бывшего гонителя.

В 1976 году, после нескольких отказов в зарубежных поездках, знаменитый скульптор принял решение об эмиграции. Его поддержали родители, а жена с дочерью выезжать за границу категорически отказались. Сначала Неизвестный поселился в Цюрихе, а через год переехал в Нью-Йорк, где проживает в настоящее время. Он стал читать лекции в университетах, закончил композицию "Древо жизни", создал несколько скульптур для Ватикана, в том числе и "Большое распятие". В 1982 году Неизвестный выпустил книгу "О синтезе в искусстве". Сотрудничество с Россией Неизвестный возобновил, начиная с 90х годов. Он создал памятник жертвам ГУЛАГа "Маска скорби" (Магадан), копию "Древа жизни" для установки в Москве, "Золотого ребенка" (Одесса), монумент шахтерам (Кемерово). В 1995 году Эрнст Неизвестный женился на этнической русской Анне Грэм, специалистке по лингвистике и искусствоведению. Три года назад скульптор перенес очень сложную операцию и теперь видит лишь одним глазом. Он передвигается в коляске и уже не может лепить, однако создает рисунки, которые его помощники переводят в трехмерные модели. В Екатеринбурге открыт музей Эрнста Неизвестного, а в ближайших планах скульптора - создание в окрестностях города мемориала репрессированным.

ТАЛЛИНН, 10 авг — Sputnik. Знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни.

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). До 1942 года Эрнст Неизвестный занимался в школе для художественно одаренных детей, а в 1943-м ушел добровольцем в Красную армию.

В 1945 году преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске.

С 1946 по 1947 год учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, в 1954 году окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета.

В своем творчестве художник и скульптор отдал дань академическому реализму, но в 1950-е годы сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. В основном он работал с бронзой, в которой отливались во многих вариантах его скульптурные замыслы, а в монументально-декоративных рельефах — с бетоном.

© Sputnik / Юрий Иванов

Среди важнейших циклов мастера — "Гигантомахия" (с 1958 г.), "Образы Достоевского" (с 1963 г.), "Образы Данте" (с 1966 г.).

Неизвестным были созданы 150-метровый декоративный рельеф "Монумент Дружбы детей мира" в пионерском лагере "Артек" в Крыму (1966), Памятник в честь дружбы народов ("Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте (1968), 15-метровая скульптура "Прометей" для выставки "Электроника-72" (1972), 970-метровый рельеф для Института электроники и техники в Москве (1974), скульптурный памятник "Крылья" для Института легких сплавов в Москве, монументальный архитектурный фасад для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975).

В 1974 году скульптор исполнил надгробие Никиты Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, подчеркнув контрастом форм и цвета внутренний драматизм и противоречивость его правления.

В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал сначала в Швейцарию, в 1977 году — в США.

В 1976 году он завершил создание бронзовой головы Дмитрия Шостаковича по заказу Центра Кеннеди в Вашингтоне.

В 1980-х годах Неизвестный неоднократно выставлялся в галерее Магна в Сан-Франциско. По заказу галереи в конце 1980-х годов скульптор создал цикл Man through the Wall, который был посвящен крушению коммунизма.

В 1988 году он создал модель скульптуры "Новая статуя Свободы" в честь Китая и стран третьего мира. В 1989 году завершил работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккета.

С 1989 года мастер часто приезжал в Россию. В 1994 году создал статуэтку "ТЭФИ". В 1995 году его скульптура "Золотое дитя" была установлена в морском порту Одессы (Украина).

В июне 1996 года в Магадане на сопке Крутой был открыт монумент "Маска скорби" Эрнста Неизвестного. Центральная скульптура монумента — стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слезы в виде маленьких масок. Правый глаз изображен в форме окна с решеткой. На обратной стороне — плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента — копия типичной тюремной камеры сталинского времени.

Последним его монументом стал памятник Дягилеву, установленный в Перми в 2007 году.

Эрнст Неизвестный был приглашенным профессором Нью-Йоркского, Гарвардского, Йельского, Калифорнийского, Колумбийского университетов.

Скульптор был членом шведской Королевской академии наук, почетным членом Европейской академии искусств, наук и гуманистики в Париже, действительным членом Академии искусств и наук в Нью-Йорке, членом Латвийской академии наук.

В 1996 году был советником по культуре президента РФ Бориса Ельцина.

Эрнст Неизвестный награжден орденом Красной Звезды (1945), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000). В 1996 году он был удостоен Государственной премии РФ.

.
Предыдущие главы: Академгородок1959 , 1960 , 1961 , 1962 , 1963 и 1964 гг .

скульптор и художник Эрнст Иосифович Неизвестный

Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача 9 апреля 1925 года.
В 1942 году ушел добровольцем в Армию и попал в военное училище в Кушку.
Эрнст Неизвестный вспоминает об этой учебе:
- Может быть, полевые занятия и не превратились бы в такой воистину изматывающий труд, если бы не пулемет, тяжеленный "Максим", который был нашим неразлучным спутником везде, кроме, разве, постели и столовой. А ведь еще и командовать научиться надо было, так что не оставалось и просвета для каких-то посторонних, не то что дел, но и мыслей.
- Но, - смеется скульптор, - самое поразительное, пожалуй, что я, вчерашний студент художественной школы, очень быстро втянулся в эту лихорадочную по напряжению жизнь. Более того - она мне нравилась. Я успешно овладел не только нехитрыми премудростями пулеметной практики, пехотной тактики, но и проявил выносливость на марш-бросках. Более того - стал одним из лучших на курсе мастеров рукопашного боя, что потом пригодилось на фронте.
И теперь я считаю - сработала во мне наследственность семьи Неизвестных, семьи потомственных военных. Прадед был николаевским кантонистом, дед - царским офицером, отец - адъютантом белого генерала Анненкова в Гражданскую. Наверное, военная косточка проявилась в Кушке, помогая одолеть чудовищное напряжение училищной гонки.
Но и не только это. Я, как еврей, был на особом счету. И чувствовал такое недружелюбное внимание каждую минуту. Наблюдал весь взвод - как выдюжу на марш-броске, как отстреляю упражнение. И стоило чуть оступиться - прямо в лицо смеялись: "Что, Абгаша, слабо? Это тебе не пигожками тогговать"! Хоть и не картавил я никогда, все равно, дразнили. Ну, я и тянулся изо всех сил, чтоб не дать повода.
…Не доехав до фронта, младший лейтенант Неизвестный попал под трибунал. За убийство офицера Красной Армии, который изнасиловал его подругу. Расстрельный приговор. Было с самого начала понятно, что рассчитывать больше не на что.
- Вы бы поступили иначе, правда? - спрашивает нас журналист Свинаренко, - Написали б заявление участковому. А Эрнст Иосифович убил негодяя из автомата. Жалеет ли он о содеянном?
- Была б возможность убить его еще раз, я убил бы его снова.
Расстрел, правда, заменили штрафбатом.
Потом фронт Э.И. Неизвестный воевал в в штрафном батальоне, штурмовых частях и в самом конце войны был ранен.
Из представления к награде:
Тов. Э.И.Неизвестный, в боях западнее Рюккендорфа 28 апреля 1945 года проявил себя смелым и инициативным командиром в бою и захвате контрольного пленного. Он одним из первых поднялся в атаку, увлекая за собой бойцов своего взвода.
Ворвавшись в траншею, он гранатами и огнем из автомата уничтожил пулеметную точку и 16 немецких солдат. Будучи ранен, младший лейтенант Э.Неизвестный продолжал командовать взводом, и благодаря этому траншеи противника были очищены и взят пленный.
Командир 260 гвард. СП майор Величко. 2 мая 1945 г.

ПРИКАЗ
по 86-й гвардейской стрелковой Николаевской Краснознаменной дивизии
N 088 / Н от 4 мая 1945 года
От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, награждаю орденом "Красная Звезда" гвардии младшего лейтенанта Неизвестного Эрнста Иосифовича, командира стрелкового взвода 260-го гвардейского стрелкового полка.

Однако вскоре Эрнст был ранен вторично, тяжело Он был в состоянии клинической смерти, и его спасло только чудо…
- Раны войны в любом случае дают о себя знать - и физические, и душевные. Ведь военный опыт неизбежно, так или иначе, находит отражение в моих работах. И я бы не сказал, что у меня вовсе нет «военных произведений». Свое вполне конкретное отношение к войне я выразил в серии малых скульптур под названием «Война - это…».
Другое дело, что я не пытаюсь быть объективным историком, оставаясь художником со своим личным взглядом. Мне кажется, я имею на это право. В 17 лет я ушел добровольцем, командовал ротой, будучи еще «зеленым» лейтенантом - тогда ведь офицеров просто не хватало. На той войне я получил тяжелейшее ранение - был прострелен позвоночник. Пережил клиническую смерть: санитары сбросили меня, загипсованного, на лестницу, ведущую к моргу, - и это, как ни странно, спасло мне жизнь. Гипс раскололся от удара, и я, очнувшись от боли, закричал.
Родители между тем успели получить похоронку. Но дело ведь не столько в мучениях тела, сколько в мучениях духа. Война противоестественна, ее не перескажешь. Поэтому она всплывает в моей памяти как сюрреалистическое видение.

Отголоски войны надолго останутся в памяти художника и будут запечатлены на его холстах и в небольших скульптурах.
Вот одна из невероятных историй о маленькой скульптурной работе Эрнста Неизвестного на военную тему.
"...Я работал хранителем в художественном фонде СССР на Софийской набережной," - вспоминает Л.П.Талочкин,- Рабочие, зная мой интерес к искусству, рассказали, что у старьёвщика неподалёку продается какой-то шикарный подсвечник. Когда я пришел, подсвечника уже не было, но лежала маленькая, странного вида скульптура.
Я не сразу понял, что это, но заинтересовался. Сперва подвинул к себе сломанную дверную ручку, сломанный кран от самовара, а потом эту странную вещь. Старьёвщик насторожился и спросил: "А это тебе зачем?" Я сказал: "Здесь и здесь можно отпилить, и получится молоток для чеканки". Так за полтора рубля я купил скульптуру, которая оказалась работой Э. Неизвестного "Солдат, пронзаемый штыком".
Но об этом я узнал через несколько месяцев, когда зашел Неизвестный: я увидел его, и меня осенило - это точно его скульптура. Неизвестный страшно обрадовался и рассказал еще более невероятную историю. Потерял он эту скульптуру при весьма своеобразных обстоятельствах. Шесть лет назад из незапертой мастерской Эрнста пионеры унесли её вместе с другими работами в металлолом. Эрнсту почти всё удалось вернуть, а эта вещь была маленькая, незаметная. Она была не доделана, и так навсегда осталась в необработанном виде".

В 1947 году Неизвестный окончил рижскую Академию художеств, а в 1954 году - Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, параллельно слушал лекции на философском факультете МГУ.
Со временем его работы становятся более экспрессивными и сочетают элементы символизма и кубизма.
С 1956 года Эрнст Неизвестный работал над претворением в жизнь своего грандиозного проекта - гигантской скульптуры «Древо жизни», которая стала символом творческого союза науки и искусства. Эту работу он закончил уже в Америке в 2004 году.


В 1962 г. он участвовал в знаменитой выставке в Манеже "30 лет МОСХ", разгромленной Никитой Хрущевым, который назвал его скульптуры "дегенеративным искусством".


После событий в Манеже жизнь Э. Неизвестного стала невыносимой, не было заказов, материалов. За 10 лет он не продал ни одной работы. Грузил мешки с солью на железнодорожной станции. Имя его было вычеркнуто из списков художников. Однажды из мастерской украли все работы, а позже разгромили новые. Избивали морально и физически, подвергали принудительному медицинскому обследованию.
Было неимоверно трудно, а он продолжал работать, скрывая свое авторство. Он сделал прекрасный барельеф в московском крематории на Донской площади.

Им была создана 150-метровая скульптурная композиция в Артеке "Детям мира" (1966).


Эрнст Неизвестный победил на международном конкурсе: создал гигантский "Цветок Лотоса" на Асуанской плотине в Египте (1968-1971) - памятник в честь дружбы народов. Это самая большая скульптура в мире: его высота 75 м, выше 15-этажного дома.


Скульптура Эрнста Неизвестного "Прометей" из алюминия была установлена в павильоне СССР на Международной выставке "Электро-72".Сварка (1972).

В труднейших условиях и в кратчайшие сроки он с помощниками сделал 970-метровый декоративный рельеф (самый большой в мире) в Московском институте электроники (1974).


Имя скульптора стало известно во всем мире, и его много раз приглашали в разные страны для участия в выставках, но Неизвестного не выпускали из страны.
1976 год. Вынужденная эмиграция. Неизвестный уехал из СССР "из-за эстетических разногласий с режимом", как он сам определил причины отъезда.
Эрнста Неизвестного лишили гражданства, объявили предателем.
Вначале он эмигрировал в Швейцарию, а затем в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Он уехал в Америку без денег, не зная языка, и там, в Нью-Йорке он работал по 15 часов в сутки. Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.
Сложная операция на сердце. А он продолжает читать лекции в университетах Америки, пишет книги, создает новые скульптуры, рисует.

…В Штатах мне легче работается. Америка оказалась близка мне своим размахом и ритмом. Там у меня две студии. Одна - в центре модного артистического района Сохо, на Манхэттене. Там у меня и студия, и офис, и квартира. Именно там работаю сейчас над самыми большими формами и занимаюсь графикой. Вторая моя студия и дом расположены на океанском острове Шелтон-Айленд. Как вы понимаете, «Шелтон» переводится с английского как «убежище». И для меня это действительно убежище, поскольку это моя крепость, спроектированная по моим же дизайнерским идеям (вплоть до мебели). Там я отливаю памятники в бронзе. Там же - парк скульптур, в котором установлено 28 моих вещей.

Некоторые из работ он делает для России.
Одна из них - "Орфей" (1995) стала наградой победителям российского телевизионного конкурса ТЭФИ.

В 1987 году на волне всеобщего покаяния по поводу сталинского режима в Магадане решили увековечить память жертв сталинских репрессий. В Москве проект благословили и обратились к Эрнсту Неизвестному. Он предложил идею триптиха "Треугольника страданий": соорудить монумент в трех городах, неофициальных столицах ГУЛАГа. Первую часть - в Воркуте, вторую - в Магадане, а третью - в Екатеринбурге (родном городе художника), на стыке Европы и Азии.
В 1996 г. Неизвестный закончил свое монументальное произведение для Магадана "Маска скорби" - «Мемориал жертвам ГУЛАГА», посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена у подножия сопки Крутая, где находилась знаменитая "транзитка" (отсюда отправлялись этапы заключенных на Колыму).

Монумент расположен на высоте 200 метров над уровнем моря и хорошо виден как со стороны города, так и с трассы. Сооружен он из монолитного железобетона. Центральная скульптура монумента представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён. Ее высота - 15 м, площадь - 56 кв. м. В левом верхнем углу "Маски скорби" - ветровой колокол, с обратной стороны - неканоническое распятие и скульптура скорбящей молодой женщины.

На площадке перед «Маской» 11 бетонных блоков с названиями самых страшных колымских лагерей (Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка и др.).
В Воркуте Эрнст Неизвестный собирался поставить вторую "Маску скорби" - жертвам сталинских репрессий. Она не поставлена до сих пор.
И в Екатеринбурге памятник так и не воздвигнут. В зале музея истории Екатеринбурга на постаменте размещены гипсовые "маски скорби" - проект памятника жертвам тоталитарного насилия. Сам Эрнст Неизвестный называет скульптуру "Памятником коммунистической утопии". Основная мысль этого творения в том, что если умирает одни человек (а точнее, погибает от рук палачей, как зачастую было в конце 30-х годов прошлого столетия), умирает и вся его цепочка, семья. Ожидалось, что композиция станет проектом памятника жертвам политических притеснений». (Музей истории Екатеринбурга).
Неизвестный отказался от гонорара и за макте - $600 000 , и за памятник. Но возведение памятника всё не начиналось. Москва выделила необходимые средства, но власти Екатеринбурга умышленно затягивали начало работ. А трехметровый макет «Маски: Европа-Азия» томился в Художественном фонде Екатеринбурга. Его распилили на части, чтобы было удобнее занести в подвал.


Кто-то в Екатеринбурге решил, что "американский еврей" не имеет права сооружать подобные памятники в России. В итоге средства Москвой были выделены, но в Екатеринбурге их так и не получили.
Если кто-то вдруг подумает, что это не так, вот цитата из книги воспоминаний Б.Жутовского:

"Убогие амбиции уральцев скопились в тупой антисемитизм. (Еврей из Америки будет ставить памятники нашим христианам!) В Воркуте нет денег, и только Магадан осилил весной 1996-го открыть памятник".

Вопрос с созданием памятника до сих пор не решен. Макет памятника пока будет храниться в подвале одного из музеев города.(Эдуард Нестеров: http://eduard-nesterov.livejournal.com/61467.html)
А вот что говорит сам скульптор о своем замысле:

Я поставил «Маску скорби» в Магадане - а я говорю, памятник жертвам утопического сознания, потому что «жертвам сталинизма» - мне казалось очень журналистски и политизировано. При чем тут Сталин? И Платон тогда при том же - у него тоже было утопическое сознание, и Кампонелла, и Маркс, и Ленин. Здесь шире. Поэтому я задумал это не только как Маску, а как капище - поставить памятники в разных местах - «Треугольник страдания». И самый большой, самый основательный - «Маска скорби» в Магадане.

Но работа не закончена. Я продолжал работать. Тем паче, что у меня хранился проект с пятидесятых годов, еще со времен жизни Сталина. Когда я был охвачен этим ужасом - не политически, а как всемирным апокалипсисом. Несмотря на то, что мне много лет, я преисполнился сил и энергии, чтобы продолжить эту работу в той или иной форме.

Скульптор создает памятник депортированным народам, который установлен в столице Калмыкии Элисте.


Он создает памятник шахтерам Кузбасса

А вот так он выглядит ночью:

В октябре 2004 г. Эрнст Неизвестный, наконец, "посадил" в Москве свое "Древо жизни" - в вестибюле торгово-пешеходного моста "Багратион".

В кроне этого семиметрового раскидистого "Древа" можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы.
Но многие его работы мы можем увидеть только на фотографиях в газетных и журнальных публикациях.

Два знаменитых «Распятия» скульптора находятся в Ватикане.

Вот что рассказывает об этом сам Неизвестный:

- Скажу сразу, что, долгое время прожив в кругу католиков или других западных конфессий, я остался православным христианином. С покупкой Ватиканом «Креста» (еще он называется «Сердце Христа») произошла следующая история. Когда в 1982 году я завершал работу над памятником Хрущеву, польские католики попросили меня сделать распятие для кардинала Войтылы. Я сделал довольно реалистическую скульптуру, одной из составляющих которой было символическое изображение сердца. Но тогда мне не дали закончить и передать эту работу. В итоге проект отложился до той поры, когда кардинал стал Папой Иоанном Павлом II .

После жуткого покушения на него Иоанн Павел II вспомнил об этом заказе и хотел выкупить скульптуру. Но я сам ему подарил, за что получил от Папы благословение, был принят и обласкан в Ватикане.

В 80-х годах Эрнст Неизвестный сотрудничает с галереей Магна (magna gallery) в Сан-Францискои по ее заказу создает цикл работ "человек сквозб стену" («Man through the Wall»), посвященный крушению коммунизма. Эрнст Неизвестный многократно выставлялся в это гаоерее в 80-х годах. Приведу три работы из этого цикла.
Крушение кремлевской стены:


Крушение китайской стены:


Крушение Берлинской стены:


Эрнст Неизвестный после перестройки и особенно в 90-х годах часто приезжает в Россию, где выступает с докладами и делится опытом по сочетанию архаики и авангарда в искусстве.
Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира.
В 1997 году Европейское отделение ООН получило в дар от правительства Российской Федерации 17-метрового «Большого кентавра» Эрнста Неизвестного.


В очерке, который Вы только что прочли, использована статья Марка Штейнберга «Дальше Кушки не сошлют» http://www.jig.ru/history/012.html, ответы Эрнста Неизвестного взяты из его интервью корреспонденту газеты «Новые известия» Елене Квасковой 27 апреля 2005 года и другие материалы.
Дальше приводятся выдержки из статьи Натальи Синельниковой «Эстетическое негодование Эрнста Неизвестного» в журнале «Эстет» №1 (2010), http://www. Estetmagazine.ru/archive/5/51/:
«Рациональное и эстетическое — звенья одной цепи. В работе они попеременно меняются местами: то рациональное ведет за собой эстетическое, то эстетическое — рациональное». - говорит Эрнст Неизвестный в книге «Говорит Неизвестный».
Если скульптура Эрнста Неизвестного стала достоянием миллионов, то его графику видели немногие. Объясняется этот парадокс тем, что рисунки, как и живописные полотна Неизвестного, активно скупались и вывозились на Запад коллекционерами. Российские музеи в силу опалы автора боялись или не считали нужным их покупать. А между тем Эрнст — замечательный рисовальщик. Он называет свои рисунки «тенью замысла» и, вслед за великим Микеланджело, — концентрацией ума, воли и сердца. Его фантазия неисчерпаема: например, к моменту отъезда из СССР у него было около 10 000 графических замыслов.
Порой его графические персонажи образуют группы, которые складываются в циклы. Так возникли целые альбомы рисунков под общим названием, например: «Гигантомахия, или Битва гигантов», «Война — это…», «Роботы и полуроботы», «Кентавры», «Судьба» и многие другие.
В чреве Кроноса:

Будучи настоящим русским патриотом, самой чистой, самой высокой пробы, Неизвестный ненавидел косность и лицемерие государственного аппарата. Он говорит: «Я не был диссидентом, мной скорее владело эстетическое негодование против абсолютной серости жизни и еще из-за того, что мне не давали работать...».
Одно из ключевых слов в творчестве Неизвестного — синтез. Возможно, именно после тяжелейшего ранения на войне, закованный надолго в гипс, Эрнст Неизвестный впервые задумался о возможностях человеческого тела, его пластике и немощи, о протезах и конструкциях. Здесь истоки его образов — кентавры, полуроботы, люди-машины. Кентавр - одна из самых любимых фигур скульптора. В античной мифологии он означает диалог человеческой сути и животного начала, а в версии Эрнста - соединение живой природы и техники.


Скульптор утверждает, что «сегодня культура вся «кентаврична»: мир создает множественные связи, и в наши дни эти связи как никогда стремительны и глобальны».
Эрнст рассказывает: «В моем творчестве всегда присутствует драматический момент. Не случайно я многократно иллюстрировал библейский «Апокалипсис», потому что тема гибели человеческой цивилизации мне близка. В моем ощущении Апокалипсис — это не то, что начнется и закончится в определенное (точнее, в неопределенное) время, не то, что все обычно называют концом света. Мне кажется, что мы уже прямо сейчас живем во времена Апокалипсиса».
На фото: скульптура Эрнста Неизвестного "Атомный век" ("Хиросима"), бронза.

с сокращениями



В Швеции, в деревушке Утерсберг (Uttersberg) находится музей Эрнста Неизвестного — «Дерево жизни».
Полагаю, что это единственное место в мире, кроме мастерской художника в Нью-Йорке, где можно близко увидеть такое количество его работ и даже прикоснуться к ним.
История музея такова.
В городке Чёпинг (Köping), в 30 километрах от Уттешберг, жил любитель искусств, хозяин книжного магазина и местной художественной галереи, Астлей Нюлен (Astley Nyhlén). Астлей был человеком энергичным, разносторонне одаренным и образованным. Он много путешествовал, был лично знаком с интересными шведскими и европейскими художниками.
В конце 60-х годов он прочел статью шведского журналиста о скульпторе-диссиденте Эрнсте Неизвестном. Ему так понравились фотографии работ Неизвестного, что добившись визы в советском консульстве, Астлей со старшим сыном на машине поехали в Москву знакомиться со скульптором.
Ни отец, ни сын не говорили по-русски, а Неизвестный тогда еще не знал английского. Но они поняли друг друга. Так началась многолетняя дружба Эрнста с семьей Нюлен.
Астлей приезжал к Эрнсту Неизвестному еще несколько раз, помогал скульптору как мог. Конечно, никакие работы в то время нельзя было вывозить из страны без согласия компетентных органов.
«Искусствоведы в штатском» препятствовали выставкам Неизвестного даже на родине, так что о загранице не могло быть и речи.
Астлей давно искал более просторное помещение для своей галереи. В 1976 году он, проезжая через Утерсберг, обратил внимание на здание бывшего железнодорожного вокзала. Новая железная дорога прошла стороной, и станцию закрыли. По счастливой случайности ему встретился владелец здания, безнадежно мечтающий продать участок бывшей станции со всеми постройками. Астлей, к удивлению друзей и знакомых, купил участок. Сразу начались ремонтные работы в здании станции и склада.
В этом же году Эрнст Неизвестный эмигрировал в Швейцарию. Узнав об этом, Астлей пригласил скульптора в Швецию, предоставив в его распоряжение все необходимое для работы.
14 мая 1977 года открылась Galleri Astley . Эрнст Неизвестный был первым художником, выставившим свои работы в новой галерее.
В течение 10 лет скульптор приезжал в Утерсберг и работал там по нескольку месяцев. Он подарил семье Нюлен много скульптур и графических работ. Для них в здании бывшего склада был открыт музей.
Специально для выставочного зала на 3 этаже музея Неизвестный выполнил живописные панно, развивающие тему «древа жизни».

В самом здании станции находится галерея, где регулярно проходят выставки. Вокруг зданий располагается «парк скульптур». Здесь тоже есть работы Эрнста Неизвестного, но также и других скульпторов из разных стран.
После смерти основателя дело продолжают два его сына и дочь.

Продолжение следует



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней