Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каталин кунц биография. Юрий Петрович Любимов — биография, личная жизнь режиссера

Другие скажут, что он ещё был режиссером, от которого артисты много раз пытались избавиться, но связи Любимова были крепки. Жил он долго, богато и счастливо.

Известность к Любимову пришла в 60-ые, поскольку у него была идея театра-балагана. Собственно, это была не его идея, а Брехта. Любимов успешно её позаимствовал. Идея великолепна, поскольку позволяет создать эффект - поют, маршируют, декламируют. Брехт специально развил идею балагана, поскольку писал для пролетариев громко, талантливо и доходчиво. А пролетарские театры в 20-ые на хороших актеров денег не имели. Про Брехта не скажу ничего дурного - он был, действительно, великолепен. Он учитывал, с кем приходилось работать. Создавал спектакли, где эффект больше зависил от режиссера, чем от подбора актеров.

Вся проблема с Любимовым была в том, что народ менялся. В 60-ые годы идея театра-балагана воспринималась хороши. Потом, кстати, никому балаган особой славы не принес. Как ни пиарили Константина Райкина в 80-ые и 90-ые, всё равно особой славы он не стяжал. Другой народ, другое время.

Любимову повезло с Высоцким. Именно он сделал Таганку популярным театром. Высоцкий умер в 80-ом, а в 84-ом Любимов не выдержал необходимости поддерживать популярность театра и уехал за границу. Поработал во Франции и успеха не стяжал. В итоге переехал в Израиль с огромным понижением в зарплате и снова успеха не стяжал. В итоге вернулся в Россию. Тоже успеха не стяжал. Ему просто нечего было сказать миру.

Любимов - классический образчик еврейского псевдо искусства в России. Много воплей о том, что русские его плохо понимают, а на проверку в Израиле выясняется, что евреи его тоже не понимают.

5 октября 2014 года на 98 году жизни умер театральный режиссер Ю.Любимов. Как известно, об умерших говорят хорошо или молчат. Мы не будем говорить о нём ничего как о личности, но, поскольку «либеральные» политические силы в своё время сделали из этого режиссера «кумира», проанализируем его исключительно как символ ушедшей эпохи. Для этого приведем статью, которую публиковали в 2011 году - тогда она называлась «Конвульсии шестидесятничества им. "Ансамбля песни и пляски НКВД"». Сегодня мы изменили её название на «Смерть шестидесятничества...»

«Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»

Разгоревшийся летом 2011 года конфликт между диктатором режиссером, присваивающим себе деньги и бесправными актерами Театра на Таганке имеет более глубокую основу, чем это кажется на первый взгляд.

Режиссер, который несколько десятков лет тому назад являлся «кумиром поколения» не захотел выплачивать гонорары своими актерами. А актеры, которые с советских времен сносили диктаторский стиль «режиссерского театра», не захотели больше мириться со своим рабским положением. Старейшие артисты труппы утверждают, что эти финансовые разногласия стали лишь поводом для открытого конфликта, а проблема уже существует не первый год. Это не первые «имиджевые гастроли», за которые они не получает деньги, при том, что все гонорары уходят руководству театра. Но в это раз терпение лопнуло. Актеры потребовали выплатить им гонорары за гастроли в Чехии, которые предусматривались организаторами, но до актеров не дошли.

Фабула

«Перед репетицией актеры пригласили Любимова … и вежливо что-то стали говорить. Это было, в общем-то, не наше дело, мы не прислушивались поначалу. Но потом они повторили свою просьбу, мы услышали, как Любимов отказывается, но на третий раз Юрий Петрович как-то грубо сказал: “Ладно, идите, все вы получите". Каталин Кунц-Любимова сказала: “Что ты с ними разговариваешь, это же русское быдло". Но Юрий Петрович сказал отдать деньги, она бросила артистам конверт и послала матом », - рассказала переводчица Анна Евсина .

Появилась и аудиозапись части конфликта, которую сделал актер Сергей Трифонов . На попытки актеров завести разговор о задолженности, Любимов их перебивает и призывает «сесть и молчать». На жалобу артистов о том, что они не получили ни копейки, Любимов отвечает, что у них «неправильная информация». Его жена Каталин Кунц обвинила актеров в том, что они «поступают не по закону», и высказала мнение, что коллектива театра не существует. При этом Любимов советует жене «не разговаривать с хамами», а актеру говорит: «Вы для меня человек, которого мне не нужно для театра». В конце Любимов пообещал выдать актерам деньги, но заявил, что они «позорятся в чужой стране». «Не вам выдавали эти деньги! Не вы их добыли, а я вам их добыл! », — кричти 93-летний режиссер. Характерно, что при этом Любимов и его жена называют русских актеров… «оккупантами» - из-за событий «пражской весны» 1968 года…

Юрий Петрович Любимов

актер и театральный режиссер, создатель и руководитель театра на Таганке. Родился в 1917 году в Ярославле - городе, откуда начал свою карьеру Ю.Андропов . Отец - русский, мать - по распространяемой Любимовым легенде - являлась «склонной к чтению» цыганкой . В 1934 Юрий принят в Студию МХАТ, в 1936 году перешел в Щукинское театральное училище (при театре им. Вахтангова ), которое закончил в 1940 году и был призван в армию. Во время Великой Отечественной с 1941 по 1946 год служит артистом Ансамбля песни и пляски НКВД, основанным в 1939-м Лаврентием Берия . Кроме Любимова с ансамблем сотрудничали и драматург Н.Эрдман , и многие другие будущие шестидесятники .

С 1946 по 1964 год являлся ведущим артистом театра Вахтангова . В 1952 году становится лауреатом Сталинской премии. Здесь же в 1959 году он ставит «оттепельскую» пьесу А.Галича/Гинзбурга «Много ли человеку надо». Через пару лет Любимов становится преподавателем «Щуки». В 1963 году он ставит со студентами училища спектакль «Добрый человек из Сезуана » Б.Брехта , с которого и началась история Театра на Таганке в 1964 г, где он поставит 38 спектаклей.

Театр молодому режиссеру удается открыть с помощью его тогдашней жены Людмилы Целиковской , обладавшей не только талантом актрисы, но и громадными связями по её трём предыдущим бракам. Нужно отметить, что благодаря многогранному таланту Целиковской, составлявшей инсценировки повестей и романов, были созданы и лучшие спектакли театра. Именно она добилась приема у Косыгина, на котором ей удалось получить для мужа театр. Позже к Косыгину Любимов обращался по многим вопросам - даже тогда, когда ему нужна была особая ткань для занавеса . И всегда получал разрешение.

Алексей Николаевич Косыгин

Нужно помнить, что именно он стоял не только во главе крайне неудачных экономических реформ 1965 года , разработанных Е.Либерманом , но он стал фактически и крестным отцом перестройки.

После дефолта США в 1971 году и понимания, что капиталистическая система терпит крах, началась операция по её спасению. 2 марта 1972 года в Вашингтоне состоялся доклад Римского клуба «Пределы роста ». Уже 6 марта 1972 года от Римского клуба посылается приглашение к участию советским представителям. Операция по дезинтеграции СССР началась. Начинаются первые контакты ученых (акадмики Капица , Богомолов , Федоров ) и чиновников СССР с Римским Клубом. Вводится термин «устойчивое развитие » (sustainable development) на его основании происходит создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС , октябрь 1972) и Международный институт системного анализа. Весной 1974 г. состоялось первое заседание ИФИАС в СССР. В тоже году состоялся доклад Римского клуба «Человечество на перепутье ». В нем развивалось понятие «золотой миллиард» и использовалась новая методика анализа и расчета сложных систем, созданная М.Месаровичем (Кливленд, США), и названная им «теория многоуровневых систем ». Мир в этой модели был разделен на 10 региональных подсистем, что теоретически позволяло решать проблемы одних регионов за счет других.

В 70-е годы из советской пропаганды полностью исчезает лозунг «догнать и перегнать», при том, что объёмы производства СССР по отношению к США в эти годы всё равно росли.

В СССР открывается , ставший кузнецей мондиалистских кадров. Его возглавил зять Косыгина Джермен Гвишиани , сын генерала НКВД, который стал представителем мондиалистских оганизаций в СССР. Через него до членов Политбюро доводились пояснения по поводу действий этих организаций. Окружение М.Горбачева оказалось насквозь пропитано мондиалистскими воззрениями.

Вот краткий список людей работающих в свое время в этом институте: С.Шаталин , Б.Мильнер , П.Авен , Е.Гайдар , В.Данилов-Данилян , А.Д.Жуков , М.Зурабов , А.Шохин , А.Вавилов , А.А.Нечаев , Г.Х.Попов , А.Чубайс , Е.Ясин . Из-под крыла Института Системных Исследований вышел и одиозный Б.Березовский и другие .

Вся история номенклатуры

Это борьба за свои социально-экономические гарантии (как метко подметил А.Фурсов ). В 1953 году со смертью «отца народа» номенклатура прежде всего обеспечила себе гарантию физического существования - на первом же пленуме партии было решено, что члена ЦК можно арестовать только с разрешения ЦК. После этого номенклатура стала решать уже вопросы социальных и экономических гарантий. Так началась либерализация по-советски . Функцией этой либерализации было такое явление, как «шестидесятничество». Оно было отчасти побочным явлением, субпродуктом номенклатуры, но при этом действовало немного дальше, чем требовалось самой номенклатуре. Но отрывать это явление от самого процесса ни в коем случае нельзя. Политически номенклатура боролась за физические и социально-экономические гарантии своего существования под знаменем возвращения к «ленинским нормам». Что они из себя представляли?

Ленинский режим был классическим олигархическим режимом, в отличие от сталинского, который можно назвать как абсолютистский, а самого Сталина определить как создателя Советской Империи. Не «стандартной» империи, поскольку абсолютизм Сталина опирался не на традиционную власть «божьей милостью» и не на «священную и неприкосновенную» частную собственность, а на идею коммунистического равенства. При этом права коммунистической олигархии (или номенклатуры), были не гарантированны.

Обратите внимание на лейтмотив шестидесятников - как писал Окуджава : «и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной » - фактически отражавший декларируемое номенклатурой возвращение к «ленинским нормам». Но эти нормы можно определить, как олигархические - коллективное руководство страной ограниченной группой людей и все, что не было связано со Сталиным . И здесь шестидесятники работали абсолютно в унисон с либеральной номенклатурой. При этом самими шестидесятниками декларировалось некое противостояние «консервативной власти» и «либеральной интеллигенции». Но, на самом деле, была консервативная фракция номенклатуры (и ее консервативная интеллигенция - например журнал «Октябрь») и была либеральная фракция номенклатуры (со «своей» интеллигенцией - журнал «Новый мир»). Две фракции номенклатуры вели борьбы между собой, выясняя отношения с помощью двух фракций интеллигенции, не вступая при этом в непосредственное столкновение между собой, подобно противостоянию Советского Союза и США в то время - борьба была, но непосредственного контакта двух стран в ней практически не было. В мифологии шестидесятников же этот процесс подан, как противостояние «либералов-интеллигентов» с «консерваторами-номенклатурщиками».

Советская интеллигенция никогда не была самостоятельной социальной группой. Она всегда транслировала интересы своей фракции номенклатуры. Либеральная часть номенклатуры, после снятия Хрущева, в период «брежневского застоя» решила свои проблемы социально-экономических гарантий, через остановку ротации кадров - единственно возможную в тех идеологических рамках. Горбачевский термин «застой», изначально подразумевал именно отсутствие ротации кадров, а не остановку в экономическом развитии. Брежневский период «застоя» - это период правления олигархического строя.

Либеральная часть партноменклатуры

позволяла Любимову практически все. Соответственно и использовала его в своих целях. Так театр на Таганке стал «островом свободы в несвободной стране» - писал Н.Эйдельман . В члены худсовета ввели ученого П.Капицу, писателей А.Твардовского , Н.Эрдмана , Ю.Трифонова , А.Вознесенского , Е.Евтушенко , Б.Ахмадулину , Б.Окуджаву ; театральных критиков Б.Зингермана , К.Рудницкого , А.Аникста ; композиторов А.Шнитке , Э.Денисов , кинорежиссеры С.Параджанова , Э.Климова и других. Театр на Таганке стал инструментом либерализации.

Вторым покровителем Любимова стал его «земляк» Ю.Андропов, не до конца проясненная фигура руководителя КГБ (1967-1982 гг) и Генсекретарь ЦК КПСС (1982-1983 гг). Известно, что в созданном по инициативе Андропова 5-м (идеологическом) управлении КГБ был образован «отдел по борьбе с враждебной сионистской деятельностью ». Знающие люди говорили, что этот отдел выполнял противоположные функции.

К середине 70-х Таганку активно продвигают за рубежом. В 1976 в Югославии спектакль «Гамлет» с В.Высоцким получает Гран-при. В 1975 году на сцене миланского La Scala Любимов ставит свой первый оперный спектакль. «Не совсем традиционно» для «железного занавеса»? С тех пор Любимовым было поставлено около 2 десятков спектаклей в парижской Гран-Опера, лондонском Ковент-Гардене, театрах Гамбурга, Мюнхена, Тель-Авива, Бонна, Неаполя, Болоньи, Турина, Будапешта.

В 1976 году в 59-летнем возрасте на гастролях в Венгрии он знакомится с венгерской переводчицей еврейского происхождения Каталиной Кунц, которая моложе его на 30 лет. Любимов разводится с Целиковской и женится на Кунц в Будапеште.

В начале 1980-го театр получает новое шикарное здание. В том же году умирает Высоцкий. Его похороны в затихшей в ожидании готовящихся провокаций Олимпийской Москве превращаются в шествие, напугавшее ЦК. Спектакль его памяти запрещают, как и следующую (1982) постановку Любимова - «Борис Годунов», зато позволяют выезд в Англию для постановки «Преступления и наказания». В феврале 1984 умирает Андропов. Уже через месяц - в марте 1984 года после ряда скандальных интервью западной прессе Любимова освобождают от должности худрука театра, а через месяц лишает его и советского гражданства. Указ подписан Генсекретарем ЦК К.Черненко .

И такой подарок на Западе не упускают. Для подрыва имиджа СССР Любимов мгновенно получает израильское и венгерское гражданство, кроме того, ему дают много работы... Спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии получает театральные премии. Любимову заказывают постановки «Бесов» в Лондоне, «Пир во время чумы» (1986) и «Мастера и Маргариту» (1988) в Стокгольме. Но его популярность на Западе постепенно падает. На волне перестройки в том же году Любимов возвращается в Москву и восстанавливает «Бориса Годунова» и «Владимира Высоцкого». В 1989 году Горбачев возвращает Любимову гражданство. После этого Любимов ставит еще с десяток спектаклей, но они уже не пользуются былой популярностью. В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки » и заняла часть здания, выходящую на Садовое кольцо, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старой части здания.

Сегодня Любимов заявляет

что уйдет из театра 15 июля, потому что «не желает работать с актерами, срывающими репетиции ради денег». Он кричит, что ставит спектакли и не желает никому объяснять, что ему для этого нужно, сводя все к «высокой планке искусства театра на Таганке » (заметим, что в Чехии играли все того же "Доброго человека из Сезуана", что и в 1964 году).

«Мы уже привыкли к таким жестам Юрия Петровича. Это не первый и даже не десятый раз. Думаю, очередная попытка привлечь внимание к своей персоне… Непонятно, куда уходят деньги от аренды помещений театра - например, театр сдает якобы за копейки площадь "Кулинарной лавке братьев Караваевых". Но мы этих денег не видим. Все якобы идет в фонд Юрия Любимова ». Артисты театра считают, что нормальной обстановки в театре не будет до тех пор, пока театром фактически руководит жена Любимова Каталин Кунц. «Она давно взяла бразды правления в свои руки, а Любимова подмяла под себя целиком, он действует только по ее указке. Каталин - человек не очень здоровый, да еще с дурным характером » - заявил народный артист России Феликс Антипов . Он сказал, что у актеров нет претензий к художественному руководству театром, но, по их мнению, совмещать должность главного режиссера и директора театра, как это делает Любимов, нельзя.

Пока актеры составили свое требование : «Просим расторгнуть трудовой договор с заместителем директора театра Каталин Кунц-Любимовой, разделить должности художественного руководителя и директора театра, создать художественный совет и назначить директора, предварительно согласовав кандидатуры с коллективом театра. Оформить данное решение в соответствии с законом и направить его в департамент культуры города Москвы ».

Актеры Таганки пытались рассказать о конфликте с режиссером в помещении театра, но «уволившийся» Любимов приказал не пускать их на порог. Потому пресс-конференцию им пришлось давать на улице.

Громогласно объявив о своем уходе Юрий Любимов подписал приказ об увольнении двадцати актёров театра и нескольких технических работников , работавших по срочным договорам. Артисты считают, что это - начало «чистки» в театре, и данная ситуация только подтверждает их уверенность в том, что Любимов уходить не намерен. Но он просто выродился в банального кооператора, который в принадлежащем государству театру и его здании позволял себе бесконтрольно нанимать и увольнять актёров, платя им столько, сколько ему заблагорассудится.

Скандал в театре на Таганке

является последней предсмертной судорогой шестидесятничества. После перестройки шестидесятники стали не нужны. Все что они могли делать - производить идеологию - искусство ансамбля песен и плясок НКВД. Советская система могла позволить себе чистое искусство, она производила мифы и идеологию, но не товары и услуги. Все шестидесятники активно подрывали эту систему и в 80-е и 90-е активно занялись любимым и знакомым делом: участвовали в разных политических движениях, производили и потребляли идеологию. Но в либерализме никакая идеология не нужна, кроме идеологии потребления. И шестидесятникам сегодня просто нечего делать, они вымирают.

Глист не может жить долго, умертвив тело, от которого он питался.


Детство

Юрий Петрович родился под Ярославлем, но уже в 1922 году вся семья перебралась в Москву. Во время НЭПа отец будущей знаменитости начал заниматься бизнесом, у него был магазин в Охотном ряду. Мама Любимова трудилась учительницей.

В стране начались репрессии, под них попал и отец Любимова. По воспоминаниям Юрия, его папу забирали дважды. За деньги, не по политике. Называли Петру Захаровичу суммы, которых у него не было. Досталось в этот период и деду Юрия Любимова, который тоже переехал в Москву. Но, в отличие от многих, в семье от родственников не отказывались, поддерживали, даже если кто-то сидел в тюрьме.

Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали.

Актерская карьера

В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова.

В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами.

Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова.

После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».


Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы.

Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище.

В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля».

В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди.

Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

Довольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников.

Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину».

Лишение гражданства

Начало 80-х годов для Любимова было тяжелым временем. Сначала была смерть Владимира Высоцкого, который долго трудился на Таганке. Потом запретили постановку в честь этого выдающегося поэта и актера, а позже запретили и блестящего «Бориса Годунова». В 1984 году Юрия Петровича лишили гражданства, об этом он узнал в Лондоне. Причина такого действия: активная гражданская позиция, которая шла вразрез с советской политикой.

Но Запад принял Любимова с восторгом. Актер и режиссер начал активно работать в Израиле, Италии, Франции, Германии, США, Финляндии и ряде других стран. И всем его постановкам сопутствовал успех.

Возвращение. Новое творчество

В 1988 году артист приехал в Москву. И здесь его встретили, как победителя. Через год Любимову вернули гражданство. И он тут же принялся работать в театре на Таганке. Юрий Петрович ставил пьесы на сцене родного театра и продолжал трудиться за рубежом. В 2000-х, будучи уже в преклонном возрасте, Юрий Любимов продолжал ставить интересные спектакли. Среди них «До и после», «Суф(ф)ле», «Антигона», «Горе от ума - Горе уму - Горе ума», «Замок», «Арабески».

Познер и Юрий Любимов

После конфликта между актерами театра и Любимовым летом 2011 года, Юрий Петрович подал в отставку. Знаменитость по собственному желанию освободили от должности худрука и директора Театра на Таганке.

А в 2012 году Юрий Любимов представил на сцене Театра имени Вахтангова постановку «Бесов» Достоевского. Ее встретили довольно восторженно.

Личная жизнь Юрия Любимова

Много лет Юрий Петрович женат на венгерской переводчице и журналистке Каталин Кунц. В браке появился сын Петр.

Смерть

Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После курса интенсивной терапии Юрий Любимов впал в кому, но через сутки вышел из нее. Летом 2013 года режиссер восстанавливал силы и отдыхал, готовился к новому сезону. Осенью он представил новый оперный проект в Италии, где так же отпраздновал свой день рождения. Весной следующего года уже в Москве состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова.

2 октября 2014 года Юрий Любимов в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Диагноз - острая сердечная недостаточность. Через три дня он скончался.

Церемония прощания с режиссером и заслуженным педагогом прошла в театре им. Е. Вахтангова. Юрий Любимов был похоронен 8 октября 2014 года на Донском кладбище.

Юрий Петрович Любимов. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле - умер 5 октября 2014 года в Москве. Советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).

Юрий Любимов родился 17 (30 по новому стилю) сентября 1917 года в Ярославле.

Отец - Любимов Пётр Захарович, окончил реальное коммерческое училище, был купцом, имел магазин в Охотном ряду в Москве. При советской власти был поражен в правах.

Мать - учительница младших классов.

Старший брат - Давид.

Дед по матери был цыганом. «Меня однажды привели в театр "Ромэн". И вот когда они начали свои дела - я весь заходился!», - вспоминал Любимов.

В 1922 году семья переехала в Москву. В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах . Ребёнком видел самого в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от ума». Когда он был еще маленьким родителей арестовали.

В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.

Участвовал в Советско-финской войне. В период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал непосредственно на линии фронта. Имел награды: Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 год), Медаль «За оборону Москвы» (1944 год), Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 год), Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 год), Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 год).

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

В 1952 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова).

В 1954 получил звание Заслуженный артист РСФСР.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы Театра на Таганке.

Среди лучших постановок - «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь...».

Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране».

Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры.

Как режиссёр Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.

Эмиграция Юрия Любимова

В 1980-е годы, после смерти , обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль, посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова - пушкинский «Борис Годунов» (1982 год), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 год).

Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в газете «Times» в 1984 году интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне. Решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так его «предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя», а после этого лишили советского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

В своих записках к сыну Юрий Любимов писал: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. "В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин". Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством» .

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство - случайность. И несмотря на предыдущие романы, сам Любимов предпочитает говорить только об одной женщине в своей жизни - о Каталин (Кате).

Запад с радостью принял Ю. Любимова - Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» - заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», - скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру.

Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста: «Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они - раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара... И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: "Фашисты! Фашисты!". Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили. Как бы я был виновник, а потом моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой» .

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением» .

Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе - «Ещё не вечер», «Як - истребитель» и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: Скажи ещё спасибо, что живой.

Возвращение Юрия Любимова

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя.

23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».

Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр - «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу.

В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации.

Любимов - сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра - беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре.

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке. Своё решение он объяснил конфликтом с Департаментом культуры Москвы.

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке.

6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, а также несколько административных работников.

После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы».

В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу.

Смерть Юрия Любимова

23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце.

Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.

На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.

Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина.

С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.

20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова (музыка Владимира Мартынова).

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность».

8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище.

Юрий Любимов. Таганка - жизнь моя

Рост Юрия Любимова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Любимова:

Первый раз женился в студенческие годы на своей однокурснице. Но брак быстро распался.

Вторая жена - Ольга, балерина. В браке родился сын Никита. После нескольких лет совместной жизни Ольга забрала сына и ушла от Любимова к его другу - известному советскому дирижеру Юрию Силантьеву (в свое время они вместе работали в ансамбле НКВД).

В течение 1959-1975 годов состоял в фактическом браке с актрисой . Они вместе играли на сцене Вахтанговского театра.

В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (1946 г.р.), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились в Венгрии. Вместе прожили более тридцати лет.

Фильмография Юрия Любимова:

1941 - Цветные киноновеллы - Принц (новелла «Свинопас»);
1945 - Поединок - Сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»;
1945 - Дни и ночи - Миша Масленников;
1946 - Беспокойное хозяйство - Французский лётчик Лярошель;
1946 - Голубые дороги - Веткун;
1947 - Робинзон Крузо - Пятница;
1948 - Мичурин - Переводчик;
1948 - Мальчик с окраины - Костя;
1948 - Три встречи - Рудников;
1949 - Кубанские казаки - Андрей;
1951 - Белинский - Фролов;
1951 - Прощай, Америка! - Блейк (корреспондент);
1952 - Композитор Глинка - Даргомыжский;
1956 - На подмостках сцены - Граф Зефиров;
1958 - Город зажигает огни - Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института;
1958 - Человек с планеты Земля - Пётр Петрович Бабурин;
1963 - Каин XVIII - Премьер-министр;
1970 - Хуторок в степи - Пётр Петрович Бачей

Телеспектакли Юрия Любимова:

1955 - «Много шума из ничего» У. Шекспира - Бенедикт;
1973 - «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос - Мольер и Сганарель

Театральные роли Юрия Любимова:

МХАТ 2-й:

1935 - «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) - Мальчик у Парикмахера (студенческая работа)

1936 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Постановка Евг. Вахтангова - эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
1936 - «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёр И. Рапопорт - Клавдио (дебют, студенческая работа);
1937 - «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Р. Симонов - Связист (студенческая работа);
1939 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) - Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
1939 - «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) - Офицер (студенческая работа);
1939 - «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) - Феликс (студенческая работа);
1940 - «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) - Пекарь (дипломная роль);
1947 - «Молодая гвардия» по А. Фадееву - Олег Кошевой;
1948 - «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) - Крис;
1948 - «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) - Шубин;
1949 - «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) - Марк Пино;
1950 - «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) - Робин;
1950 - «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) - Кирилл Извеков;
1950 - «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) - Анжельрас;
1951 - «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) - Кирилл Извеков;
1951 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) - Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
1951 - «Егор Булычов и другие» А. М. Горького. Постановка Б. Захавы - Телятин;
1952 - «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) - Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.);
1952 - «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Федоров, муз. К. Хачатурян) - Валентин;
1953 - «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) - Жезлов;
1954 - «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) - Треплёв;
1955 - «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) - Дымов;
1956 - «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) - Молодой мужик;
1956 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) - Ромео;
1957 - «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) - Раймонд Де Эсперанж;
1957 - «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) - Анатолий;
1958 - «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) - Грицаенко;
1958 - «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) - Ганя Иволгин;
1959 - «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) - Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
1959 - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Е. Симонова - Моцарт;
1959 - «Иркутская история» А. Арбузова. Постановка Е. Симонова - Виктор Бойцов;
1960 - «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) - Улыбышев;
1962 - «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) - Алёшка;
1962 - «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) - Вилли

Берлинская академия искусств:

1995 - «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) - Фамусов

Театр на Таганке:

1998 - «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом»; режиссёр Ю. Любимов - Сталин, Автор

Режиссерские театральные работы Юрия Любимова:

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

1959 - «Много ли человеку надо» А. Галича;
2012 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому

Театр на Таганке:

1964 - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Художник Б. Бланк;
1964 - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Художник В. Доррер;
1965 - «Антимиры» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1965 - «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Художник А. Тарасов;
1965 - «Павшие и живые». Поэтическое представление. Художник Ю. Васильев;
1966 - «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Э. Стенберг;
1967 - «Послушайте!» по Вл. Маяковскому. Художник Э. Стенберг;
1967 - «Пугачёв» по С. Есенину. Художник Ю. Васильев;
1968 - «Живой» Б. Можаева. Художник Д. Боровский. Спектакль был запрещён; премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года;
1968 - «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Оформление М. Аникста и С. Бархина;
1969 - «Мать» по А. М. Горькому. Художник Д. Боровский;
1969 - «Час пик» Е. Ставинского. Художник Д. Боровский;
1970 - «Берегите ваши лица» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1970 - «Что делать?» по Н. Чернышевскому. Художник Д. Боровский;
1971 - «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Художник Д. Боровский;
1971 - «Гамлет» У. Шекспира. Художник Д. Боровский;
1972 - «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко. Художник Д. Боровский;
1973 - «Товарищ, верь...» по А. Пушкину. Художник Д. Боровский;
1973 - «Бенефис» по А. Островскому. Художник Э. Стенберг;
1974 - «Деревянные кони» Ф. Абрамова. Художник Д. Боровский;
1975 - «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Художник Д. Боровский;
1976 - «Обмен» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1977 - «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. Художники М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг;
1977 - «Перекрёсток» по В. Быкову. Художник Д. Боровский;
1978 - «Ревизская сказка» по Н. Гоголю. Художник Э. Кочергин;
1979 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому. Художник Д. Боровский;
1979 - «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта. Художник Д. Боровский;
1980 - «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1981 - «Три сестры» А. Чехова. Декорации Ю. Кононенко;
1981 - «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Художник Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году);
1982 - «Борис Годунов» А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году);
1989 - «Пир во время чумы» А. Пушкина. Художник Д. Боровский. Художник по костюмам С. Бейдерман;
1989 - «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Художник Д. Боровский;
1990 - «Самоубийца» Н. Эрдмана. Художник Д. Боровский;
1992 - «Электра» Софокла. Художник Д. Боровский;
1993 - «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе;
1995 - «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский;
1996 - «Подросток» по Ф. Достоевскому. Художник А. Шлиппе;
1997 - «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Художник В. Карашевский;
1998 - «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса. Художник В. Бойер;
1998 - «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына «В круге первом»). Художник Д. Боровский;
2000 - «Евгений Онегин», роман в стихах по А.С. Пушкину;
2000 - «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова;
2000 - «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру;
2001 - «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера состоялась в Афинах, у Парфенона;
2002 - «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте;
2004 - «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века;
2004 - «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Крученых, Н. Олейникова;
2005 - «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса;
2006 - «Антигона» Софокла;
2007 - «Горе от ума - Горе уму - Горе ума» по А. Грибоедову. Выставка рисунков Рустама Хамдамова;
2008 - «Замок» по Ф. Кафке;
2009 - «Сказки» по произведениям Г. Х. Андерсена, О. Уайльда и Ч. Диккенса;
2009 - «Арабески» по Н. Гоголю;
2010 - «Мёд» по Тонино Гуэрре;
2011 - «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Д. Байрона «Каин»

Театр «Ла Скала»:

1975 - «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно;
1979 - «Борис Годунов» М. Мусоргского;
1981 - «Хованщина» М. Мусоргского;
1985 - «Страсти по Матфею» И. С. Баха

Штатсопер, Бонн, Германия:

1987 - «Евгений Онегин» П. Чайковского;
1993 - «Енуфа» Л. Яначека;
1996 - «Пиковая дама» П. Чайковского;
1997 - «Набукко» Дж. Верди

Другие театры:

1974 - «Ярославна» (балет) Б. Тищенко - Малый театр оперы и балета;
1977 - «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду - Гавана, Куба;
1978 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия;
1979 - «Обмен» по Ю. Трифонову - Театр Сиглигети, Сольнок, Венгрия;
1981 - «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Национальный театр, Будапешт, Венгрия;
1982 - «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари - Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1982 - «Дон Жуан» В. Моцарта - Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия;
1983 - «Саламбо» М. Мусоргского - Театр Сан Карло, Неаполь, Италия;
1983 - «Лулу» А. Берга - Театр Реджио, Турин, Италия;
1983 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон, Великобритания;
1983 - «Тристан и Изольда» Р. Вагнера - Театр Коммунале, Болонья, Италия;
1984 - «Риголетто» Дж. Верди - Театр Коммунале, Флоренция, Италия;
1984 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Академический театр, Вена, Австрия;
1985 - «Бесы» по Ф. Достоевскому - Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне;
1985 - «Пир во время чумы» А. Пушкина - Арена дель Соле, Болонья, Италия;
1985 - «Фиделио» Л. Бетховена - Штатсопер, Штутгарт, Германия;
1986 - «Ревизская сказка» по Н. Гоголю - Бургтеатр, Вена, Австрия;
1986 - «Мастер и Маргарита» Р. Кунада - Оперный театр, Карлсруэ, Германия;
1986 - «Енуфа» Л. Яначека - Оперный театр, Цюрих, Швейцария;
1986 - «Саламбо» М. Мусоргского - Гранд Опера, Париж, Франция;
1986 - «Закат» И. Бабеля - Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1986 - «Енуфа» Л. Яначека - Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1986 - «Пир во время чумы» А. Пушкина - Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1987 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Арена Огейдж, Вашингтон, США;
1987 - «Лулу» А. Берга - Лирик-опера, Чикаго, США;
1988 - «Тангейзер» Р. Вагнера - Штатсопер, Штуттгарт, Германия;
1988 - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта - Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1988 - «Золото Рейна» Р. Вагнера - Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1988 - «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову - Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1989 - «Гамлет» У. Шекспира - Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания;
1990 - «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича - Штатсопер, Гамбург, Германия;
1990 - «Пиковая дама» П. Чайковского - Штатсопер, Карлсруэ, Германия;
1991 - «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева - Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1991 - «Подросток» по Ф. Достоевскому - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1992 - «Комедианты» по А. Островскому - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1993 - «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе - Венский фестиваль, Бена, Австрия;
1993 - «Чайка» А. Чехова - Театр Дионисия, Афины, Греция;
1994 - «Кредиторы» А. Стриндберга - Театр Дионисия, Афины, Греция;
1995 - «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский - Театр Мегаро, Афины, Греция;
1995 - «Птицы» Аристофана (фрагменты) - Театральный фестиваль в Дельфах, Греция;
1995 - «Вишнёвый сад» А. Чехова - Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция;
1997 - «Пиковая дама» П. Чайковского - Новая опера, Москва;
2013 - «Князь Игорь» Александра Бородина - Большой театр;
2014 - «Школа жён» (по комедии Мольера, музыка В. Мартынова) - Новая опера


Экс-любовница основателя Театра на Таганке впервые раскрыла его интимные тайны

В конфликте Юрия ЛЮБИМОВА с актерами Театра на Таганке виновата его жена Каталин. В этом ее винит почти вся труппа. Напомним, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся за работу $16 тысяч. Мы решили разобраться, какую роль играли любимые женщины в судьбе Юрия Петровича. Широкая публика знала только о двух браках Любимова: предыдущем - с актрисой Людмилой ЦЕЛИКОВСКОЙ и нынешнем - с венгерской переводчицей Каталин КУНЦ.

Целиковская и Любимов поженились в начале 60-х. Знакомы они были давно, вместе учились в Щуке, работали в Театре им. Вахтангова и снимались в картине «Беспокойное хозяйство». Их роман, закончившийся свадьбой, завязался на гастролях в Одессе.
В театральных кругах активно гуляли слухи, что модный режиссер погуливал от красавицы жены. Целиковская, дескать, обо всех догадывалась - сама была не первый раз замужем. И даже простила благоверному роман с актрисой Еленой Корниловой .

Набожный сын

Сейчас Корнилова работает в театре у Николая Губенко , а вплоть до раскола «Таганки» в 1993 году трудилась под руководством Любимова. Только в интервью «Экспресс газете» она впервые решилась признаться в своем тайном романе с Юрием Петровичем.
- Личные отношения с Любимовым в уголке моей памяти остались навсегда, - вздохнула Елена Константиновна. - Но по прошествии лет я о них жалею. Воспоминания вызывают острую боль. Тем более что сейчас я уже давно замужем за музыкантом, есть дочка и даже внучка.
Корнилова считает Юрия Петровича гением, но говорит, что у 93-летнего режиссера былой талант стремительно уходит.

Его последние спектакли не такие яркие и новаторские, как раньше, - продолжает Корнилова. - Помню, с каким восторгом я играла беременную невесту в его ранней постановке «Добрый человек из Сезуана». Однако, как только Любимов познакомился с Каталин, не только я, но и все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А это то, что он всегда проповедует в своем творчестве. По-моему, у Каталин - озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали.
Оказалось, что Елена Константиновна была хорошо знакома и с Людмилой Целиковской.
- Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, - говорит Корнилова. - Кстати, из-за венгерки у худрука испортились отношения и со старшим сыном Никитой. «Мадам» родила мужу Петра, а Никиту отвергла. Раньше тот приходил к отцу в театр, но с появлением Каталин больше не появлялся. Никита - глубоко верующий человек. Я с ним общалась. Например, как-то мы вместе ездили на могилу к моему отцу. Там Никита долго читал молитвы.
Сейчас старшему наследнику Любимова 62 года. В театре уверены, что на протяжении всей жизни Никита, который жил с женой Натальей и тремя детьми в крошечной «однушке», почти нигде на работал. А довольствовался тем, чем ему помогал знаменитый папа. После появления Каталин Любимов продолжал тайно спонсировать великовозрастного ребенка.


Мама Никиты - балерина Ольга Силантьева , - рассказывает Корнилова. - Известный дирижер Юрий Силантьев отбил ее у своего друга Любимова, с которым они вместе работали в Ансамбле песни и пляски НКВД. Ольга, прихватив сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Ну а Любимов утешился в объятиях Целиковской.
- А кто же был первой женой Юрия Петровича?
- Перед Ольгой у Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых . Но он почему-то не любил об этом распространяться.
Театральные старожилы вспоминают, что Любимов долгое время разрывался между Галиной и Ларисой. Говорят, бывали периоды, когда все трое жили под одной крышей. А уж что там между ними происходило - кто теперь вспомнит. Дела давно минувших дней…


Никита Любимов боялся сойти с ума

Мы долго пытались разыскать старшего сына режиссера Никиту. Но так и не смогли этого сделать. Где он сейчас - никто не знает. Во время поисков мы познакомились с поэтессой Галиной ЛАРСКОЙ, за которой сын режиссера по молодости ухаживал.

Я давно не видела Никиту. Наверное, сейчас он служит при одном из храмов, - поведала женщина. - Он всегда был верующим человеком. Но в тоже время очень тяжелым в общении и неаккуратным. Когда приглашал меня к себе в комнату, там был страшнейший бардак. Не знаю, как его жена Наташа, которая, кстати, значительно моложе, с ним живет. Никита часто вел себя странно. Любил поразмышлять, что боится сойти с ума. А иногда признавался, мол, хочет умереть. Одно время он мало спал и сутки напролет читал. Я ему твердила: «Зачем ты себя гробишь?» А он со страшной улыбкой отвечал, дескать, делает это нарочно, потому что надоело жить.

«Нарыв вскрылся!»

Прокомментировать нынешнюю ситуацию в театре на Таганке мы попросили одного из ведущих актеров - Тимура БАДАЛБЕЙЛИ, который служит у Любимова 16 лет:
- Его уход из нашего театра в любом случае неправильный шаг. Это его детище. Он справляется со своими обязанностями. После Любимова будет уже другой театр, но легенда останется. Потом никто не вспомнит про недоплаченные гонорары, оскорбления в адрес артистов. Все, что позволительно Любимову, не позволительно больше никому! Никому, даже его супруге. Есть рамки приличий, этика, границы дозволенного. Но Каталин легко их перешагивает. Ее отношение к артистам - притча во языцех. Она бесчеловечна! Вот на этом фоне и назрел конфликт. Однако ни у одного из артистов не возникало мысли выносить сор из избы. Мы терпели непозволительные чудачества супруги Любимова. Терпели из уважения к нему, но настал предел - и нарыв вскрылся.






Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней