Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект урока по предмету традиции и культура родного края на тему "татарские народные музыкальные инструменты". Гармонь (гармошка) — музыкальный инструмент — история, фото, видео Конспект муз инструмент татарская гармонь

Урок музыки на тему

«Сыграй, гармонь!»

2 класс

Учитель: Парфенова С.Н.

Пресногорьковская средняя школа

Тема: Сыграй, гармонь!

Цель: показать самобытность и место гармони в жизни человека.

Задачи: 1. Создать условия для знакомства с русским народным инструментом гармонью;

2. развивать тембровый слух детей; чувство метроритма; эмоциональную отзывчивость на народную музыку.

3.Формировать интерес к народным инструментам.

Работа по теме урока.

I .Организационный момент.

-приветствие;

-Скрипка вот и барабан,

А вот это наш баян,

Балалайка и домбра,

И дабыл, и дангыра,

Отвечайте-ка моментом,

Вместе – это…(инструменты).

Постановка цели:

А) Ребята, можете ли сказать, о чём пойдёт речь на уроке?

Б) Давайте вместе подумаем, какие задачи мы поставим перед собой?

Актуализация знаний:

1. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

Слово учителя.

В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.

Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:

струнные:

домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн;

Гармо́нь (разговорное - гармошка,греч. ἁρμονικός - созвучный, стройный, гармоничный) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента - при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия.

С какими музыкальными инструментами мы познакомились?

2. Проведем разминку и посмотрим, как вы их знаете?

II . «Найди лишний инструмент» - разминка

А) домбра, балалайка, труба, комуз.

Б) токылдак, дангыра, дабыл, шертер.

В) горн, кобыз, труба, рожок.

III . «Гармошечка-говорушечка» - введение в тему, беседа.

На уроке мы с вами сегодня познакомимся с еще одним музыкальным инструментом, каким, сейчас угадаем (загадка)

В руки ты её возьмешь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая. Нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь.

Как зовут её?... (гармонь)

(показ гармони)

1. Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная).

2. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда?

3. А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? («трехрядная»).

4. А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

5. А вот ещё загадка, как вы думаете, что это?

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть - не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармонь)

6. В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони?

7. Зачем нужны эти пуговки - кнопочки?

9. Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?

10. Изобразите руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Слово учителя.

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Объясните, как понимаете, что такое клавишно-пневматический?

Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, болгарина по национальности. Она была очень проста по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку и там услышал гармонику. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. (Плакат с изображением гармони). К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно. Послушаем и сами примем участие в исполнении народных наигрышей. Вы будете сочинять ритмический аккомпанемент на своих музыкальных инструментах.

Физкультминутка :

На горе стоит лесок (круговые движения),

Он не низок (присели), не высок (встали на пальчики),

(имитация гармошки, дудочки, барабана, гармошки).

По тропинке мы из школы к вам пришли из далека (шагают),

Посмотрели вправо, влево (повороты головой),

И сказали мы тогда:

«Столько звуков инструментов мы не слышали пока» (поднять плечи).

Мозговой шторм Отгадай загадку .

Ребята! Я вам буду загадывать загадки, а вы сможете отгадать какие музыкальные инструменты здесь живут?

Давайте попробуем:

1-я загадка:

В руки ты её возьмёшь

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная! (Ответ: Гармонь)

Задание :

1.Проговорить название.

2.Прослушать звучание в записи.

3.Найди инструмент на картинке.

Аналогичные задания к каждой загадке

2 загадка:

А это что за инструмент, угадайте.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны ей для музыки нужны!

(Ответ: Балалайка).

Задание :

3 загадка:

Молодцы, хорошо справились!

А теперь послушаем ещё одну загадку:

Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?

(Ответ: Ложки)

Задание :

4 загадка:

Народный музыкальный инструмент,

С сороками имеет связь его название.

Владеть им может каждый человек,

Имеющий хоть малое призванье!

(Ответ: Трещотка)

Задание:

5 загадка:

Звук хранится непростой

В дырках палочки пустой.

Кто на дырочки нажмет

И подует, тот поймет.

(Ответ: Дудочка)

Песенная разминка

Учитель. Чтобы песня зазвучала.

Солистов выберем сначала.

Учитель. Ребята, а давайте мы сейчас с вами сделаем себе гармошки из бумаги, а потом Антошке сочиним песню на слова: (делают гармошки из бумаги и сочиняют мелодию)

V . Импровизация:

«Я играю на гармошке и шагаю по дорожке»

VI . Попевка.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу,

За-за-за, за-за-за - убежала в сад коза.

Учитель:

Если хочешь сидя петь,

не сиди ты как медведь,

спинку выпрями скорей,

ноги в пол упри смелей,

раз - вдох и запел, птицей звук полетел,

руки, плечи - все свободно,

петь приятно и удобно.

VII . «Зимние радости» - исполнение, работа над характером песни.

VIII . Рефлексия.

- Что особенно запомнилось с урока?

Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?

С каким настроением закончили урок? (Ответы детей).

Чтобы вы лучше запомнили музыкальные инструменты, которые уже знаете, вам такое задание:

Обыграть куплеты, о каких музыкальных инструментах здесь поется.

На лугу у нас играют,

Ребятишек забавляют:

Утки – в дудки,

Чайки – в балалайки,

Лисички – в скрипочки,

Бараны – в барабаны.

Кони – в гармони,

Подведение итога

Выставление оценок

IX . Домашнее задание: «Рисунок». Нарисовать свою гармонь, которую вы хотели бы сделать.

Конспект музыкально - тематического занятия

(гармонь, баян, аккордеон)

старший дошкольный возраст

Музыкальный руководитель

Портнова Татьяна Николаевна

2017 г.

Конспект музыкально – тематического занятия

«В мире музыкальных инструментов»

(гармонь, баян, аккордеон)

(старший дошкольный возраст)

Цель:

  • обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;
  • формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов.

Задачи:

Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;

двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,

Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад - школа искусств.

Оборудование:

музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка, баян, аккордеон; платочки и бескозырки.

Ход занятия:

(Дети входят в зал, приветствие – распевание)

Муз. рук. (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Добрый, добрый день!

Муз. рук . (поет): Здравствуйте, мальчики!

Мальчики (поют): Здравствуйте!

Муз. рук . (поет): Здравствуйте, девочки!

Девочки (поют): Здравствуйте!

Муз.рук: Сегодня я познакомлю вас с музыкальными инструментами, которые внешне очень похожи друг на друга. Исполняют на них разную музыку: народную, классическую, эстрадную и звучать они могут самостоятельно или в оркестре. Какие это инструменты – попробуйте отгадать сами. Послушайте загадку:

(загадывает ребенок):

Ее песня льется и над скукою смеется,

Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.

Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…
Дети отвечают: «Гармонь». (Показываю инструмент).

Муз.рук: Первую гармонь сконструировал немецкий мастер Фридрих Бушман, а затем и по всей России стали мастерить гармошки. Так и стали называть их по местности, где выпускали гармошки: саратовские, орловские, вологодские, елецкие, сибирские и многие другие виды гармоней. Гармошка приспособлена для исполнения только народной музыки.

Послушайте русские народные «Наигрыши» - (обр. и исп. Я. Табачника; музыка звучит в грамзаписи).

На гармошке в старину любили играть на народных гуляниях. Люди пели веселые песни, припевки, частушки. Каждый музыкант демонстрировал свое мастерство. Людей, которые играют на гармошке, называют гармонистами.

А сейчас мы с вами постараемся создать свой маленький оркестр, играть будут девочки под русскую народную плясовую «Яблочко», которая прозвучит в исполнении трио гармонистов, а мальчики исполнят матросский танец.

(Девочки выбирают детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, бубны; мальчики надевают бескозырки; звучит плясовая в грамзаписи).

Вот какой замечательный оркестр у нас получился, мальчики танцевали задорно, весело, передали характер пляски, а солировали – гармошки!

А как называется эта песня, послушайте мелодию и вспомните, пожалуйста. (Играю на фортепиано мелодию знакомой детям песни).

Дети: «Гармошка-говорушка»!

Муз.рук.: Давайте, исполним эту веселую, задорную песню!

«Гармошка-говорушка» сл. муз. З. Роот.

1. Песен на Руси немало,

Все поют и стар и млад.

А с гармошкой-говорушкой

Песни радостней звучат.

Припев:

Ах, гармошка-говорушка,

Всему свету госпожа.

Только кнопки заиграют,

Запоет моя душа.

2. Радостно звучат оркестры,

Все танцуют и поют.

Стоит зазвучать гармошке, -

Все поклон ей отдают.

Припев:

3. Люди добрые, прошу вас,

Дайте мне скорей ответ:

Без гармошки-говорушки

Как же песню мне пропеть?

Припев:

Муз.рук.: Мне очень понравилось, как вы исполнили песню, молодцы!

Сейчас мы будем говорить о другом инструменте, послушайте, пожалуйста, эту музыку и угадайте, о каком из инструментов пойдет речь?

(Дети слушают незнакомую пьесу – «Дунин вальс» - русская народная мелодия для баяна, в исполнении А. Беляева, грамзапись).

Ребенок загадывает загадку:

У него рубашка в складку,

Любит танцевать вприсядку.

Он и пляшет, и поет,

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем,

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Дети отгадывают загадку: «Баян». Показываю инструмент.

Муз.рук Прошло много лет, после создания первой гармошки, когда музыкант Яков Орланский и мастер Петр Стерлигов создали новый инструмент. Этот инструмент получил свое название по имени древнерусского легендарного певца-сказителя Бояна. Музыкантов, которые играют на баяне, называют - баянистами.

(Дети рассматривают инструмент и отмечают, что у баяна больше кнопок, по размеру он больше гармошки и отличается красивым, сильным звучанием).

Муз.рук Наши девочки исполнят хороводный танец «Реченька», под народную музыку «Узоры», которую исполнят баянисты ансамбля «Березка». (Звучит музыка в грамзаписи, в обработке В. Темнова).

Хороводный танец «Реченька» (четное количество девочек, в русских сарафанах, в руках – платочки голубого цвета с петельками, надеты на указательный палец).

Вступление:

Девочки стоят друг за другом, в правой руке платочек, левой берутся за руки.

1 фигура:

Идут друг за другом, хороводным шагом, держась за одну руку, за ведущей – девочкой «змейкой».

2 фигура:

Постепенно перестраиваются в круг, идут друг за другом, правая рука с платочком вытянута в сторону, левая опущена вниз.

3 фигура:

Поворачиваются лицом в круг, руки складывают в «полочку», правая рука с платочком лежит сверху левой, кружатся вокруг своей оси на «шаге с припаданием».

4 фигура:

Руки опущены вниз, медленно, хороводным шагом, на носочках, сужают круг, одновременно все резко поднимают платочек вверх, также медленно отходят спиной назад, постепенно опуская вниз руку с платочком.

5 фигура:

Девочки встают парами, поднимая правую руку с платочком перед собой вверх и соединяя руки наверху в «окошечко», кружатся на носочках.

6 фигура:

Хороводными шагами перестраиваются в две колонны, становятся лицом друг другу.

7 фигура:

Стоя на месте, выполняют легкие покачивания корпусом и рукой, в которой платочек, в конце музыкальной фразы, кланяются, стоя в колоннах.

8 фигура:

Две колонны двигаются навстречу друг другу, образуя одну, идут за ведущей, становятся в одну шеренгу, выполняют поворот вокруг себя на носочках, стоя перед зрителями, делают русский поклон.

Муз. рук : Мальчики, как вы думаете, девочки передали в движениях хоровода характер музыки?

(Мальчики отвечают, оценивая выступление девочек).

Муз. рук: Да, красиво танцевали девочки. Давайте еще раз поаплодируем им!

Муз. рук.: Ребята, отгадайте следующую загадку!

Он по виду брат баяну,

Где веселье – там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком ….(аккордеон).

(С аккордеоном входит мальчик, Вова Б., учащийся школы искусств, бывший воспитанник детского сада; дети рассматривают аккордеон, замечают, что он больше баяна, на нем расположены клавиши, как на фортепиано).

Аккордеону тоже много лет, а изобрел его и дал название – венский мастер Демиан. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры, издавал не один звук, а целый аккорд! Отсюда и название – аккордеон! Музыкантов, которые играют на этом инструменте, называют аккордеонистами.

«Амурские волны» М. Кюсса, исполняет ученик школы искусств, дети слушают музыку, подыгрывают на колокольчиках.

(Все аплодируют юному музыканту).

Муз.рук.: Как красиво звучал аккордеон! И вы, ребята, старались играть на колокольчиках ритмично, слаженно! Вам понравилось? Сегодня вы узнали много нового и интересного о уже знакомых вам инструментах. В следующий раз вас ждет встреча с другими музыкальными инструментами. До скорых встреч в нашей музыкальной гостиной!


Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.

Привить интерес к мордовским и татарским музыкальным инструментам.

Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты на группы (духовые, ударные, струнные).

Развивающие: Развитие музыкальной памяти, мышления, артистизма, творческой инициативы, внимания.

Воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение мотивации обучающихся. Формирование доброго отношения друг к другу.

Ход занятия:

Звучит мелодия «Светит месяц» воспитатель приветствует детей и обращает внимание на экран проектора, где показан слайд с изображением оркестра народных инструментов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре. Посмотрите внимательно на инструменты и скажите, как называется такой оркестр?

Дети: Оркестр русских народных инструментов!

Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну русских народных инструментов. И первый город, который мы с вами посетим – это город ударных инструментов. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Потому что при игре в них ударяют.

Воспитатель: Совершенно верно. Музыкальные инструменты появились очень давно. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Позже люди натянули на полые деревянные и глиняные предметы кожу и появился первый барабан. Тогда же появились трещотки из камня и древесины.

А теперь послушайте песенки-загадки и отгадайте, какие инструменты живут в этом городе.

Исполняет песни-загадки Н. Мурычевой «Ложки», «Трещетки», «Колокольчик», «Бубен».

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов!

Дети берут бубны, ложки и колокольчики. Проводится ритмическое упражнение «Три медведя» на музыку Е. Железновой.

Воспитатель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И следующий город, который мы посетим – город струнных инструментов. Послушайте, какие инструменты живут в этом городе.

Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гусли», «Балалайка».

Воспитатель: Практически все музыкальные инструменты произошли из обиходных инструментов и охотничьих приспособлений: предком струнных стал охотничий лук. Вероятно, что один из первобытных охотников во время охоты натянул тетиву своего лука и, отпустив её, услышал звук. У русского народа такими инструментами стали балалайка и гусли.

Воспитатель: Отправляемся дальше. И вас приветствует город духовых инструментов!

Исполняет песенку-загадку Н. Мурычевой «Свирель».

Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели, жалейки.

Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево) и дыхательное упражнение «Дудочка» (дети дуют в пустые флакончики, колпачки от шариковых ручек).

Воспитатель: А теперь послушайте последние загадки.

Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гармонь», «Аккордеон».

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, на левой аккомпанемент. Внутри инструмента расположены металлические пластины – язычки. Когда музыкант раздвигает меха гармошки, то под действием воздуха язычки начинают колебаться – издавать звук.

Физкультминутка.

Воспитатель: Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Воспитатель: Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

Домбра - татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Является одним из самых неизученных среди татарских музыкальных инструментов.

Современная домбра, также как и старинный аналог, имеет деревянный грушевидный корпус, однако, в отличии от предшественника, корпус изготавливается не из долбленого дерева, а склеивается.

Курай - татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.

Сурнай - татарский духовой музыкальный инструмент. Считается музыкальным инструментом пастухов и, как правило, изготавливается из рога животного. Имеет относительно небольшой размер 400-550 мм.

Тальянка (тальян-гармун) - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Наряду с гармонью является одним из самых любимых музыкальным инструментов у татарского народа.

Воспитатель: Вот такие веселые инструменты живут в этой стране. Предлагаю вам узнать, хорошо ли вы все их запомнили и сыграть в музыкальную угадай-ку.

Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. За каждый правильный ответ игроки получают фишку. В Конце игры детям, набравшим наибольшее количество фишек, вручается медаль «Знайка-музыкант».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных стран, которые мы сможем с вами посетить. А я предлагаю вам дома самим придумать и смастерить какой-нибудь музыкальный инструмент. До скорой встречи!


Я уже писал, что во время войны мы жили в эвакуации в татарском селе Асекееве Оренбургской области. В местах, увековеченных Пушкиным в "Капитанской дочке". Недалеко от нашего дома был пустырь, на котором молодёжь допризывного возраста собиралась летом почти каждый вечер на гулянку. Это и была вся тамошняя индустрия развлечений. В селе не было клуба. Было какое-то довольно большое общественное помещение, где во время редких приездов кинопередвижки крутили кино. В такие дни туда ухитрялось набиться всё немалое население села.
Программа ежевечерней гулянки не отличалась разнообразием, и неизменно состояла из двух пунктов:
1) пение частушек под гармошку. Девушки поют, а парни топчутся в сторонке и задирают друг друга, психологически подготавливая обязательную драку;
2) собственно драка. Парни дерутся, а девушки стоят в сторонке, смотрят и повизгивают.
Частушки все без исключения были "про это". В простонародном татарском языке нет эвфемизмов, все вещи назывались своими именами. У нас была соседка по имени Зайнаб, ей тогда было наверное лет 14-15, но татарки рано взрослеют, и она уже официально ходила как бы в невестах. Я как-то раз попросил её перевести мне слова частушки, которую в тот момент другие девушки пронзительно выкрикивали под гармошку (слово "пели" сюда мало подходит). Она мне охотно перевела. Я не знал, куда деваться от смущения, а она нисколько не стеснялась таких слов. Она наверное просто не знала, что в русском языке есть более мягкие эквиваленты. И вряд ли поняла бы, кому и зачем нужны такие сложности.
Пока выполнялись оба традиционных пункта молодёжной ежевечерней программы, я во все глаза смотрел на уже довольно пожилого гармониста и его гармошку. Татарская гармошка - это чудо музыкальной техники! Наверное они бывают разные, но ту единственную, что я видел в детстве, я запомнил на всю жизнь. Она была совсем небольшая, вся яркая, с ярко-красными цветами на развёрнутых мехах. Справа всего одна октава кнопок в один ряд. Слева и вовсе две кнопки - два мажорных аккорда. И ещё слева два звоночка вроде велосипедных. Их молоточки соединены с левыми кнопками, и при их нажатии звоночки подзвякивают примерно в тональности аккордов. В мультике про Чебурашку крокодил Гена играет на такой гармошке.
А гармонист! Если на свете существует татарский бог, то он наверное такой же доброжелательно-безучастный ко всему происходящему, с широким татарским лицом, с яркой татарской гармошкой в руках и окружён всеобщим поклонением. Весь Союз советских композиторов никогда не удостаивался такого почёта и внимания, каким пользуется сельский татарский гармонист.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун , гитара , скрипка , мандолина . Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты

Самый известный из татарских духовых инструментов – курай . Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.



Другой инструмент – сорнай , распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Струнные инструменты

Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра . Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.



Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Другие инструменты

Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.


Из раскопок

Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау , тавышлы асма , таш сыбызгы , шөлдер , шалтыравык и т.д.


Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.



Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней