Конспект урока по предмету традиции и культура родного края на тему "татарские народные музыкальные инструменты". Гармонь (гармошка) — музыкальный инструмент — история, фото, видео Конспект муз инструмент татарская гармонь
Урок музыки на тему
«Сыграй, гармонь!»
2 класс
Учитель: Парфенова С.Н.
Пресногорьковская средняя школа
Тема: Сыграй, гармонь!
Цель: показать самобытность и место гармони в жизни человека.
Задачи: 1. Создать условия для знакомства с русским народным инструментом гармонью;
2. развивать тембровый слух детей; чувство метроритма; эмоциональную отзывчивость на народную музыку.
3.Формировать интерес к народным инструментам.
Работа по теме урока.
I .Организационный момент.
-приветствие;
-Скрипка вот и барабан,
А вот это наш баян,
Балалайка и домбра,
И дабыл, и дангыра,
Отвечайте-ка моментом,
Вместе – это…(инструменты).
Постановка цели:
А) Ребята, можете ли сказать, о чём пойдёт речь на уроке?
Б) Давайте вместе подумаем, какие задачи мы поставим перед собой?
Актуализация знаний:
1. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.
Слово учителя.
В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.
Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:
струнные:
домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн;
Гармо́нь (разговорное - гармошка,греч. ἁρμονικός - созвучный, стройный, гармоничный) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.
Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента - при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия.
С какими музыкальными инструментами мы познакомились?
2. Проведем разминку и посмотрим, как вы их знаете?
II . «Найди лишний инструмент» - разминка
А) домбра, балалайка, труба, комуз.
Б) токылдак, дангыра, дабыл, шертер.
В) горн, кобыз, труба, рожок.
III . «Гармошечка-говорушечка» - введение в тему, беседа.
На уроке мы с вами сегодня познакомимся с еще одним музыкальным инструментом, каким, сейчас угадаем (загадка)
В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)
(показ гармони)
1. Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная).
2. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда?
3. А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? («трехрядная»).
4. А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).
5. А вот ещё загадка, как вы думаете, что это?
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармонь)
6. В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони?
7. Зачем нужны эти пуговки - кнопочки?
9. Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?
10. Изобразите руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.
Слово учителя.
Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.
Объясните, как понимаете, что такое клавишно-пневматический?
Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, болгарина по национальности. Она была очень проста по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку и там услышал гармонику. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. (Плакат с изображением гармони). К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно. Послушаем и сами примем участие в исполнении народных наигрышей. Вы будете сочинять ритмический аккомпанемент на своих музыкальных инструментах.
Физкультминутка :
На горе стоит лесок (круговые движения),
Он не низок (присели), не высок (встали на пальчики),
(имитация гармошки, дудочки, барабана, гармошки).
По тропинке мы из школы к вам пришли из далека (шагают),
Посмотрели вправо, влево (повороты головой),
И сказали мы тогда:
«Столько звуков инструментов мы не слышали пока» (поднять плечи).
Мозговой шторм Отгадай загадку .
Ребята! Я вам буду загадывать загадки, а вы сможете отгадать какие музыкальные инструменты здесь живут?
Давайте попробуем:
1-я загадка:
В руки ты её возьмёшь
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная! (Ответ: Гармонь)
Задание :
1.Проговорить название.
2.Прослушать звучание в записи.
3.Найди инструмент на картинке.
Аналогичные задания к каждой загадке
2 загадка:
А это что за инструмент, угадайте.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны!
(Ответ: Балалайка).
Задание :
3 загадка:
Молодцы, хорошо справились!
А теперь послушаем ещё одну загадку:
Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?
(Ответ: Ложки)
Задание :
4 загадка:
Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье!
(Ответ: Трещотка)
Задание:
5 загадка:
Звук хранится непростой
В дырках палочки пустой.
Кто на дырочки нажмет
И подует, тот поймет.
(Ответ: Дудочка)
Песенная разминка
Учитель. Чтобы песня зазвучала.
Солистов выберем сначала.
Учитель. Ребята, а давайте мы сейчас с вами сделаем себе гармошки из бумаги, а потом Антошке сочиним песню на слова: (делают гармошки из бумаги и сочиняют мелодию)
V . Импровизация:
«Я играю на гармошке и шагаю по дорожке»
VI . Попевка.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу,
За-за-за, за-за-за - убежала в сад коза.
Учитель:
Если хочешь сидя петь,
не сиди ты как медведь,
спинку выпрями скорей,
ноги в пол упри смелей,
раз - вдох и запел, птицей звук полетел,
руки, плечи - все свободно,
петь приятно и удобно.
VII . «Зимние радости» - исполнение, работа над характером песни.
VIII . Рефлексия.
- Что особенно запомнилось с урока?
Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?
С каким настроением закончили урок? (Ответы детей).
Чтобы вы лучше запомнили музыкальные инструменты, которые уже знаете, вам такое задание:
Обыграть куплеты, о каких музыкальных инструментах здесь поется.
На лугу у нас играют,
Ребятишек забавляют:
Утки – в дудки,
Чайки – в балалайки,
Лисички – в скрипочки,
Бараны – в барабаны.
Кони – в гармони,
Подведение итога
Выставление оценок
IX . Домашнее задание: «Рисунок». Нарисовать свою гармонь, которую вы хотели бы сделать.
Конспект музыкально - тематического занятия
(гармонь, баян, аккордеон)
старший дошкольный возраст
Музыкальный руководитель
Портнова Татьяна Николаевна
2017 г.
Конспект музыкально – тематического занятия
«В мире музыкальных инструментов»
(гармонь, баян, аккордеон)
(старший дошкольный возраст)
Цель:
- обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;
- формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов.
Задачи:
Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;
двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,
Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад - школа искусств.
Оборудование:
музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка, баян, аккордеон; платочки и бескозырки.
Ход занятия:
(Дети входят в зал, приветствие – распевание)
Муз. рук. (поет): Здравствуйте, ребята!
Дети (поют): Добрый, добрый день!
Муз. рук . (поет): Здравствуйте, мальчики!
Мальчики (поют): Здравствуйте!
Муз. рук . (поет): Здравствуйте, девочки!
Девочки (поют): Здравствуйте!
Муз.рук: Сегодня я познакомлю вас с музыкальными инструментами, которые внешне очень похожи друг на друга. Исполняют на них разную музыку: народную, классическую, эстрадную и звучать они могут самостоятельно или в оркестре. Какие это инструменты – попробуйте отгадать сами. Послушайте загадку:
(загадывает ребенок):
Ее песня льется и над скукою смеется,
Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.
Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…
Дети отвечают: «Гармонь». (Показываю инструмент).
Муз.рук: Первую гармонь сконструировал немецкий мастер Фридрих Бушман, а затем и по всей России стали мастерить гармошки. Так и стали называть их по местности, где выпускали гармошки: саратовские, орловские, вологодские, елецкие, сибирские и многие другие виды гармоней. Гармошка приспособлена для исполнения только народной музыки.
Послушайте русские народные «Наигрыши» - (обр. и исп. Я. Табачника; музыка звучит в грамзаписи).
На гармошке в старину любили играть на народных гуляниях. Люди пели веселые песни, припевки, частушки. Каждый музыкант демонстрировал свое мастерство. Людей, которые играют на гармошке, называют гармонистами.
А сейчас мы с вами постараемся создать свой маленький оркестр, играть будут девочки под русскую народную плясовую «Яблочко», которая прозвучит в исполнении трио гармонистов, а мальчики исполнят матросский танец.
(Девочки выбирают детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, бубны; мальчики надевают бескозырки; звучит плясовая в грамзаписи).
Вот какой замечательный оркестр у нас получился, мальчики танцевали задорно, весело, передали характер пляски, а солировали – гармошки!
А как называется эта песня, послушайте мелодию и вспомните, пожалуйста. (Играю на фортепиано мелодию знакомой детям песни).
Дети: «Гармошка-говорушка»!
Муз.рук.: Давайте, исполним эту веселую, задорную песню!
«Гармошка-говорушка» сл. муз. З. Роот.
1. Песен на Руси немало,
Все поют и стар и млад.
А с гармошкой-говорушкой
Песни радостней звучат.
Припев:
Ах, гармошка-говорушка,
Всему свету госпожа.
Только кнопки заиграют,
Запоет моя душа.
2. Радостно звучат оркестры,
Все танцуют и поют.
Стоит зазвучать гармошке, -
Все поклон ей отдают.
Припев:
3. Люди добрые, прошу вас,
Дайте мне скорей ответ:
Без гармошки-говорушки
Как же песню мне пропеть?
Припев:
Муз.рук.: Мне очень понравилось, как вы исполнили песню, молодцы!
Сейчас мы будем говорить о другом инструменте, послушайте, пожалуйста, эту музыку и угадайте, о каком из инструментов пойдет речь?
(Дети слушают незнакомую пьесу – «Дунин вальс» - русская народная мелодия для баяна, в исполнении А. Беляева, грамзапись).
Ребенок загадывает загадку:
У него рубашка в складку,
Любит танцевать вприсядку.
Он и пляшет, и поет,
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем,
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Дети отгадывают загадку: «Баян». Показываю инструмент.
Муз.рук Прошло много лет, после создания первой гармошки, когда музыкант Яков Орланский и мастер Петр Стерлигов создали новый инструмент. Этот инструмент получил свое название по имени древнерусского легендарного певца-сказителя Бояна. Музыкантов, которые играют на баяне, называют - баянистами.
(Дети рассматривают инструмент и отмечают, что у баяна больше кнопок, по размеру он больше гармошки и отличается красивым, сильным звучанием).
Муз.рук Наши девочки исполнят хороводный танец «Реченька», под народную музыку «Узоры», которую исполнят баянисты ансамбля «Березка». (Звучит музыка в грамзаписи, в обработке В. Темнова).
Хороводный танец «Реченька» (четное количество девочек, в русских сарафанах, в руках – платочки голубого цвета с петельками, надеты на указательный палец).
Вступление:
Девочки стоят друг за другом, в правой руке платочек, левой берутся за руки.
1 фигура:
Идут друг за другом, хороводным шагом, держась за одну руку, за ведущей – девочкой «змейкой».
2 фигура:
Постепенно перестраиваются в круг, идут друг за другом, правая рука с платочком вытянута в сторону, левая опущена вниз.
3 фигура:
Поворачиваются лицом в круг, руки складывают в «полочку», правая рука с платочком лежит сверху левой, кружатся вокруг своей оси на «шаге с припаданием».
4 фигура:
Руки опущены вниз, медленно, хороводным шагом, на носочках, сужают круг, одновременно все резко поднимают платочек вверх, также медленно отходят спиной назад, постепенно опуская вниз руку с платочком.
5 фигура:
Девочки встают парами, поднимая правую руку с платочком перед собой вверх и соединяя руки наверху в «окошечко», кружатся на носочках.
6 фигура:
Хороводными шагами перестраиваются в две колонны, становятся лицом друг другу.
7 фигура:
Стоя на месте, выполняют легкие покачивания корпусом и рукой, в которой платочек, в конце музыкальной фразы, кланяются, стоя в колоннах.
8 фигура:
Две колонны двигаются навстречу друг другу, образуя одну, идут за ведущей, становятся в одну шеренгу, выполняют поворот вокруг себя на носочках, стоя перед зрителями, делают русский поклон.
Муз. рук : Мальчики, как вы думаете, девочки передали в движениях хоровода характер музыки?
(Мальчики отвечают, оценивая выступление девочек).
Муз. рук: Да, красиво танцевали девочки. Давайте еще раз поаплодируем им!
Муз. рук.: Ребята, отгадайте следующую загадку!
Он по виду брат баяну,
Где веселье – там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком ….(аккордеон).
(С аккордеоном входит мальчик, Вова Б., учащийся школы искусств, бывший воспитанник детского сада; дети рассматривают аккордеон, замечают, что он больше баяна, на нем расположены клавиши, как на фортепиано).
Аккордеону тоже много лет, а изобрел его и дал название – венский мастер Демиан. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры, издавал не один звук, а целый аккорд! Отсюда и название – аккордеон! Музыкантов, которые играют на этом инструменте, называют аккордеонистами.
«Амурские волны» М. Кюсса, исполняет ученик школы искусств, дети слушают музыку, подыгрывают на колокольчиках.
(Все аплодируют юному музыканту).
Муз.рук.: Как красиво звучал аккордеон! И вы, ребята, старались играть на колокольчиках ритмично, слаженно! Вам понравилось? Сегодня вы узнали много нового и интересного о уже знакомых вам инструментах. В следующий раз вас ждет встреча с другими музыкальными инструментами. До скорых встреч в нашей музыкальной гостиной!
Задачи:
Образовательные: Закрепление и расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.
Привить интерес к мордовским и татарским музыкальным инструментам.
Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты на группы (духовые, ударные, струнные).
Развивающие: Развитие музыкальной памяти, мышления, артистизма, творческой инициативы, внимания.
Воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение мотивации обучающихся. Формирование доброго отношения друг к другу.
Ход занятия:
Звучит мелодия «Светит месяц» воспитатель приветствует детей и обращает внимание на экран проектора, где показан слайд с изображением оркестра народных инструментов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре. Посмотрите внимательно на инструменты и скажите, как называется такой оркестр?
Дети: Оркестр русских народных инструментов!
Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну русских народных инструментов. И первый город, который мы с вами посетим – это город ударных инструментов. Как вы думаете, почему они так называются?
Дети: Потому что при игре в них ударяют.
Воспитатель: Совершенно верно. Музыкальные инструменты появились очень давно. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Позже люди натянули на полые деревянные и глиняные предметы кожу и появился первый барабан. Тогда же появились трещотки из камня и древесины.
А теперь послушайте песенки-загадки и отгадайте, какие инструменты живут в этом городе.
Исполняет песни-загадки Н. Мурычевой «Ложки», «Трещетки», «Колокольчик», «Бубен».
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов!
Дети берут бубны, ложки и колокольчики. Проводится ритмическое упражнение «Три медведя» на музыку Е. Железновой.
Воспитатель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И следующий город, который мы посетим – город струнных инструментов. Послушайте, какие инструменты живут в этом городе.
Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гусли», «Балалайка».
Воспитатель: Практически все музыкальные инструменты произошли из обиходных инструментов и охотничьих приспособлений: предком струнных стал охотничий лук. Вероятно, что один из первобытных охотников во время охоты натянул тетиву своего лука и, отпустив её, услышал звук. У русского народа такими инструментами стали балалайка и гусли.
Воспитатель: Отправляемся дальше. И вас приветствует город духовых инструментов!
Исполняет песенку-загадку Н. Мурычевой «Свирель».
Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели, жалейки.
Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево) и дыхательное упражнение «Дудочка» (дети дуют в пустые флакончики, колпачки от шариковых ручек).
Воспитатель: А теперь послушайте последние загадки.
Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гармонь», «Аккордеон».
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, на левой аккомпанемент. Внутри инструмента расположены металлические пластины – язычки. Когда музыкант раздвигает меха гармошки, то под действием воздуха язычки начинают колебаться – издавать звук.
Физкультминутка.
Воспитатель: Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.
Воспитатель: Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.
Домбра - татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Является одним из самых неизученных среди татарских музыкальных инструментов.
Современная домбра, также как и старинный аналог, имеет деревянный грушевидный корпус, однако, в отличии от предшественника, корпус изготавливается не из долбленого дерева, а склеивается.
Курай - татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.
Сурнай - татарский духовой музыкальный инструмент. Считается музыкальным инструментом пастухов и, как правило, изготавливается из рога животного. Имеет относительно небольшой размер 400-550 мм.
Тальянка (тальян-гармун) - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Наряду с гармонью является одним из самых любимых музыкальным инструментов у татарского народа.
Воспитатель: Вот такие веселые инструменты живут в этой стране. Предлагаю вам узнать, хорошо ли вы все их запомнили и сыграть в музыкальную угадай-ку.
Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. За каждый правильный ответ игроки получают фишку. В Конце игры детям, набравшим наибольшее количество фишек, вручается медаль «Знайка-музыкант».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных стран, которые мы сможем с вами посетить. А я предлагаю вам дома самим придумать и смастерить какой-нибудь музыкальный инструмент. До скорой встречи!
Я уже писал, что во время войны мы жили в эвакуации в татарском селе Асекееве Оренбургской области. В местах, увековеченных Пушкиным в "Капитанской дочке". Недалеко от нашего дома был пустырь, на котором молодёжь допризывного возраста собиралась летом почти каждый вечер на гулянку. Это и была вся тамошняя индустрия развлечений. В селе не было клуба. Было какое-то довольно большое общественное помещение, где во время редких приездов кинопередвижки крутили кино. В такие дни туда ухитрялось набиться всё немалое население села.
Программа ежевечерней гулянки не отличалась разнообразием, и неизменно состояла из двух пунктов:
1) пение частушек под гармошку. Девушки поют, а парни топчутся в сторонке и задирают друг друга, психологически подготавливая обязательную драку;
2) собственно драка. Парни дерутся, а девушки стоят в сторонке, смотрят и повизгивают.
Частушки все без исключения были "про это". В простонародном татарском языке нет эвфемизмов, все вещи назывались своими именами. У нас была соседка по имени Зайнаб, ей тогда было наверное лет 14-15, но татарки рано взрослеют, и она уже официально ходила как бы в невестах. Я как-то раз попросил её перевести мне слова частушки, которую в тот момент другие девушки пронзительно выкрикивали под гармошку (слово "пели" сюда мало подходит). Она мне охотно перевела. Я не знал, куда деваться от смущения, а она нисколько не стеснялась таких слов. Она наверное просто не знала, что в русском языке есть более мягкие эквиваленты. И вряд ли поняла бы, кому и зачем нужны такие сложности.
Пока выполнялись оба традиционных пункта молодёжной ежевечерней программы, я во все глаза смотрел на уже довольно пожилого гармониста и его гармошку. Татарская гармошка - это чудо музыкальной техники! Наверное они бывают разные, но ту единственную, что я видел в детстве, я запомнил на всю жизнь. Она была совсем небольшая, вся яркая, с ярко-красными цветами на развёрнутых мехах. Справа всего одна октава кнопок в один ряд. Слева и вовсе две кнопки - два мажорных аккорда. И ещё слева два звоночка вроде велосипедных. Их молоточки соединены с левыми кнопками, и при их нажатии звоночки подзвякивают примерно в тональности аккордов. В мультике про Чебурашку крокодил Гена играет на такой гармошке.
А гармонист! Если на свете существует татарский бог, то он наверное такой же доброжелательно-безучастный ко всему происходящему, с широким татарским лицом, с яркой татарской гармошкой в руках и окружён всеобщим поклонением. Весь Союз советских композиторов никогда не удостаивался такого почёта и внимания, каким пользуется сельский татарский гармонист.
Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.
Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун , гитара , скрипка , мандолина . Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.
Духовые инструменты
Самый известный из татарских духовых инструментов – курай
. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай
с 2 отверстиями.
Другой инструмент – сорнай
, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.
Струнные инструменты
Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра . Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.
Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли
весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.
Другие инструменты
Кубыз
– язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф
и напоминает бубен.
Из раскопок
Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау , тавышлы асма , таш сыбызгы , шөлдер , шалтыравык и т.д.
Многие татарские народные музыкальные инструменты
были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.
Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”