Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такие гетеры. Кто такие гетеры и как они могут быть полезны лично вам Диотима из Мантинеи

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход.

Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок.

"Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.


Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии).

Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.

По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.

Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.


Г. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры.

У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами , притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.

Бюст Аспазии

Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»).

Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование.

Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей.

Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны.

И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом.
В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.
Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).

Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.

Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать.

В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры.

Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены)
По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях.

Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги.

Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников.

К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности.

«Афродита Книдская» (копия)

Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём.

Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность.

Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его.

И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»

За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».

На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот.

Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова:
– Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую.


«Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861, Кунстхалле, Гамбург

200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.

Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы.

Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская, чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов.

Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».
Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…

Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.

Таис Афинская. Художник Артур Брагинский

Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.


Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе. Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г. Симони

– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.

После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.

Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль.

Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора – в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство.

– Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором.

Другие известные гетеры, о которых мало информации:

Археанасса - подруга философа Платона
Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия - сожительница комедиографа Менандра
Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа
Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Летала - любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата - муза поэта Алкмана
Менатеира - подруга оратора Лисия
Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести

По афинским законам женщина была ограничена в политических правах и не могла сама выбирать себе мужа. До замужества она следовала слову родителей, после замужества подчинялась мужу. Браки по любви были редким явлением. Если развода желал супруг, это осуществлялось по первому его требованию, дети оставались у него. Если расторгнуть брак хотела женщина, государство всячески этому препятствовало.

Alcibiades with Hetaerae. Athena Parthenos.


Женщины в основном занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, имели ограниченный духовный кругозор, не принимали участия в зрелищных мероприятиях и пиршествах, не вовлекались в общественную и интеллектуальную сферу. Добродетель их заключалась в послушании, верности, скромности и умении быть как можно менее заметными. Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам — интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

Греческое "ἑταίρα" переводится как подруга, спутница.
Нetaira - это предшественница куртизанки, женщина разносторонне образованная, тонко разбирающаяся в поэзии, музыке, литературе и искусстве, умеющая поддержать интересную беседу на любую тему.
Для гетер существовали специальные школы, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.
Искусство красоты требовало немалого умения, так как девушки не были приучены к этому с детства. Приличным дамам краситься не полагалось и считалось дурным тоном. Знатные матроны могли себе позволить лишь массаж, уход за волосами и притирания восточными благовониями. Гетерам же краситься не только полагалось, но и считалось обязательным. После бурных ночей это помогало маскировать следы усталости. Гетера Аспазия написала "Трактат о сохранении красоты" в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания и всевозможные способы ухода за телом, в который тайно с большим интересом заглядывали благородные афинянки.
Макияж гетеры был долгим и сложным и не обходился без помощи служанки. Чтобы выбелить кожу на лицо толстым слоем накладывались свинцовые белила, как это делали японские гейши, щёки подрумянивали соком тутовника или алканны. Ресницы тогда еще не красили, а брови соединяли в сплошную линию, что считалось красивым, и густо подводили сурьмой. Губы и соски подкрашивали кармином, а все волосы на теле удаляли специальными смолами. Специально обученная рабыня завивала локоны и с помощью золотых игл и шпилек укладывала волосы в сложную причёску. Завершала туалет полупрозрачная туника, украшенная живыми цветами. Убранная таким образом гетера в любом возрасте выглядела прекрасной.

Гетера развлекала мужчин интеллектуально и вполне могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Социальный статус гетер был очень высок, позволить себе такую роскошь могли не многие, а добиться ее благосклонности было непросто. Чтобы встретиться с гетерой, мужчина писал ей послание на специально установленной в Афинах городской доске - Керамик, и если та соглашалась на свидание, то посылала слугу указать внизу "визитки" время и место свидания.

В античную историю вошли такие имена подруг великих людей, как Белистиха — подруга египетского фараона Птолемея II, Археанасса - подруга Платона, Компаста и Таис - любовницы Александра Македонского, Аспазия - вторая жена афинского правителя Перикла, легендарная гетера Фрина, муза и вдохновительница многих великих.

Леэна из Афин.
Вошла в историю в связи с заговором Гармодия и Аристогитона об убийстве правителя-тирана Гиппия, в который Леэна была посвящена. Заговорщики были раскрыты и план провалился. Гармодий был сразу убит телохранителями Гиппия, Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Леэна также предпочла смерть предательству и по легенде, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. За это афиняне воздвигли на Акрополе в честь ее статую, изображающую львицу без языка, а еще позже в честь ее воздвигли храм. (Леэна переводится как Львица)

Лаис из Коринфа
Родилась на Сицилии. В возрасте семи лет попала в число пленников армии генерала Никия, была отвезена в Афины и продана в рабство художнику Апелессу. Подросшую девушку он первым посвятил в тайны любви, а через несколько лет, пресытившись, отпустил на свободу. Лаис отправилась в Коринф и окончила там специальную школу для гетер, где обучалась искусству любви, музыке, философии и риторике. Завершив обучение, по древнему обычаю, она пожертвовала доход от своей "первой ночи" коринфскому храму Венеры и осталась в этом городе навсегда.

Ганс Гольбейн Младший. Lais of Corinth. 1526. Базель. Художественный музей.

Лаис считала роскошную гетеру Фрину своей соперницей, все заработанные деньги вкладывала, чтобы также окружить себя роскошью и преуспела настолько, что народ толпами собирался смотреть на ее выезды в свет. Одетая в самые драгоценные ткани Востока, в шикарной колеснице, она блистала и поражала своей красотой и грацией. Слава о ней разлетелась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные суммы.
Потерявший от нее голову Демосфен не просто добивался ее любви, но и готов был жениться, а жениться на гетере считалось тогда позорным. Но вздорная и капризная Лаис не оценила жертву и потребовала за ночь 10 000 драхм, зная, что он не имел и десятой части этой суммы. Из мести Демосфен сочинил на Лаис свою знаменитую язвительную речь, которую по сей день считают эталоном ораторского искусства.
Тогда Лаис назло Демосфену предложила себя Ксенократу, ученику Платона, совершенно бесплатно, даже не предполагая как будет разочарована. Ксенократ отказался от нее. Возможно, он просто не интересовался женщинами, но это больно ударило по ее самолюбию. "Я взялась соблазнить человека, а не статую", - сказала Лаис, добавив кое-что нелестное о мужских достоинствах философа, но в веках эта фраза так и осталась в урезанном виде.

Лаис прославилась незаурядным умом, несравненной красотой, чрезмерным корыстолюбием и контрастами в любовном выборе, будучи одновременно любовницей изящного тонкого умом Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась чуть ли не публично.
Плата за ее услуги была огромна. Она была так богата, что передавала часть денег на строительство храмов в своем родном городе. В Коринфе на ее деньги построены храмы Венеры и Афродиты.
Сохранилась биография Лаис, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть. Якобы Лаис влюбилась в Гиппострат и оставила Коринф чтобы следовать за ним в Фессалию. Но фессальские женщины не захотели принять в городе распутницу. Они объединились, и заманив ее в храм Афродиты, забили там до смерти.
Коринфяне, в благодарность за царскую щедрость и дары их городу, воздвигли в честь Лаис памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: "Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". (340 до н.э.)


Lais_in_Hades. Print of Lais. 1902

Sappho.
Знаменитая античная поэтесса с острова Лесбос. Родилась 625-570 до н.э. (все биографические данные очень приблизительны). Ее отец Скамандроним занимался торговлей, был представителем знатного рода и "новым" аристократом. В шесть лет Сапфо осиротела, и родственники отдали ее в школу гетер, где она смогла развить врожденное природное чувство ритма, начав писать оды, гимны, элегии, стихотворные эссе, праздничные и застольные песни.

Фреска в Помпеях
После пришествия к власти тирана Мирсила (612-618 до н.э.) многие аристократы, в том числе род Сапфо, были вынуждены бежать из города. Сапфо находилась в изгнании на Сицилии и смогла вернуться на родину только после смерти Мирсила (595-579 до н.э.)
На Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого родила дочь. Муж и ребенок Сапфо прожили недолго. В честь дочери Сапфо написала цикл стихов.


Густав Климт. Сапфо с дочерью. Венский исторический музей.

Сафо приписывают страстную любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, отчего она якобы бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение "броситься с Левкадской скалы" стало поговоркой, означающей "окончить жизнь самоубийством от отчаяния".

Женщины на острове Лесбос пользовались большей свободой, чем в остальных частях Греции, не имели почти никаких социальных ограничений, даже часть семейного имущества могла передаваться по женской линии. Как и мужчины, они могли объединяться в содружества - фиасы. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь Афродиты, который называла "своим домом муз". Одной из целей фиаса была подготовка к замужеству знатных девушек, которых там обучали музыке, танцам и стихосложению.


Рафаэль. Sappho. 1510—1511. Ватикан.

О лесбийских отношениях Сапфо ходило немало вымыслов и неоднозначных мнений, толковавшихся превратно. Именно здесь, на острове Лесбос было заложено понятие лесбийской любви. Слово лесбиянка по происхождению также связано с Сапфо и ее фиасом.
Однополая любовь между женщинами считалась такой же нормой в социально-культурной традиции того времени, как и однополая любовь мужчин, никто не осуждал спартанских эфебов или Сократа за его отношения с учениками.
В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи откровенного страстного содержания, отражающие древние культы женственности, свободы чувства и действия. Это было что-то вроде литературно-поэтического соревнования. Такая поэзия в узком женском кругу естественным образом приобретала откровенное содержание.

Яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее поэзия пользовалась уважением и почитанием Алкея, Солона, Платона и Горация, Катулла. Ммитиленцы помещали на своих монетах ее изображения.
Солон, услышав на пиру одно из ее стихотворений, тотчас выучил его наизусть, добавив, что "не желал бы умереть, не зная его на память". Сократ называл ее своей "наставницей в вопросах любви" (уж кого он только не наставлялся)), Страбон говорил, что "напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии".
Платон назвал Сапфо десятой музой:
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду. Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"

Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей.

Таис афинская
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, вечно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти сведения о том, что именно Таис была зачинщицей пожара в захваченном Александром царском дворце в Персеполе. Во время празднования победы над персами, Таис обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец.
Ее речь была очень пылкой, дерзкой и воинственной. Играя на тщеславии Александра, она сумела убедить его в том, что из всех великих дел, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему огню Афины, месть варварам. Она взывала к тому, что хочет получить хоть небольшую награду за все те лишения, которые испытала в скитаниях по Азии, и наградой ей будет разрешенение Александра позволить ей собственноручно, на глазах у всех первой поджечь дворец.
"И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота!". Ее слова потонули в гуле одобрения и рукоплесканий захмелевших воинов. Александр первым метнул свой горящий факел, а следом за ним Таис и все остальные.
Огромное строение из кедра сразу заполыхало и дворец вскоре был полностью уничтожен.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе.
Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г.Симони

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра. Известно, что после возвращения в Египет Таис стала второй женой царя Птолемея I и родила ему двоих детей.

Campaspe.
Легендарная гетера, чьи многие изображения историки до сих пор не могут отделить от изображений Фрины. Плиний полагает, что не Фрина, а именно Кампаспа послужила Апеллесу моделью для Aphrodite Anadyomene. В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой и некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, попавшей в коллекцию кого-то из римских полководцев. Другие исследователи настаивают на том, что моделью служила именно Фрина, которая вошла в историю, хорошо при этом заработав на позировании.


John William Godward. Campaspe. 1896.

Кампаспа была любовницей и первой женщиной, которой по настоящему увлекся Александр Македонский. О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: "Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель.

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe.

Александр, решив, что великий Апеллес сможет как художник оценить красоту Кампаспы лучше него самого, преподнес Капмаспу ему в подарок. Так он доказал себе, что велик не только в отваге, но еще более велик в самообладании и щедрости." (Pliny the Elder).

Ланглуа. Александр уступает Компаспу Апеллесу. 1819.


Оттин. Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра.


Жак-Луи Давид. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра. 1813. Рисунок на бумаге, акварель, чернила. Sotheby’s.

Jacques-Louis David. Alexander the Great Presenting Campaspe to Apelles.
Wood, (96 x 136 cm.) Musee des Beaux-Arts, France.


Giovanni Battista Tiepolo. Alexander the Great and Campaspe in the Studio of Apelles. 1740.


Apelles Painting Campaspe. 1720.

Gaetano Gandolfi.Alexander Presenting Campaspe to Aptlles. 1797.

Jodokus Winghe. Apelles paints Campaspe. 1686.
(210 x 175 cm.)Венский исторический музей.

"Половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий", и обязанностью гетеры, жрицы любви в Древней Индии, было дарить это наслаждение мужчинам. В трактате о любви "Камасутре" есть много глав, посвященных искусству доставления сексуального наслаждения. Эта книга была адресована каждому индусу, но для гетеры она была живой "библией".

Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини (Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ - ритуальное половое сношение, считавшееся средством обретения божественности.

Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.

"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра.).

Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).

Гетера должна была в совершенстве владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т.д.

Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.

К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало, чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников.

В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.

Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":

"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".

Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение спадало, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.

Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.

Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.

Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.

Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.

Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.

Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.

В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.

В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни.

Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.

"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские певцы, танцоры и музыканты), а этот дом - за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".

Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот “подарок” за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.

Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащимся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.

Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые, согласно древним легендам, живут на райских планетах. Если какой - то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.

Екатерина Некрасова

В разные исторические времена в мире жили женщины, которые выделялись среди других своими умственными способностями и познаниями в отношениях с мужчинами. В Японии их называют гейшами, а в Древней Греции использовали термин – гетеры.

Кто это гетеры?

Представительниц прекрасного пола, которые вели свободный образ жизни и становились любовницами для многих мужчин, называли гетерами. Изначально это понятие применялось только в сторону рабынь, а затем, он перешел и на свободных женщин. Гетера стала почетной профессией. Впервые термин начали использовать в Древней Греции, а затем, он перешел и на другие территории. Чтобы лучше понять, кто это гетеры, рассмотрим несколько фактов о них:

  1. Часто такие женщины играли важную роль в общественной жизни города, поскольку они обладали хорошим образованием, талантами и умом.
  2. Куртизанки могли влиять на судьбы людей, для чего они проводили некие «вечера», где собирались знатные люди разных профессий.
  3. Выясняя, кто такие гетеры, стоит заметить, что такие женщины могли выходить замуж, но они сами в большинстве случаев предпочитали оставаться незамужними.
  4. Куртизанки имели богатых покровителей, которые полностью обеспечивали их всем необходимым, но стоит заметить, что благосклонность таких женщин стоит немало.

Кто такая гетера в греческой мифологии?

Женщины, которых называли гетеры, являлись независимыми, что давало им возможность заниматься саморазвитием, обучаться и проводить время в свое удовольствие. Древнегреческие гетеры существенно отличались от замужних дам, которые в те времена практически не имели прав в сравнении со своими мужьями. Существовали специальные школы куртизанок, где можно было получить необходимые знания. Разбираясь в том, кто такие гетеры в мифологии, стоит отметить тот факт, что многие из таких женщин были не только музами поэтов и художников, но и спасительницами целых народов.

Как стать гетерой?

Многие ошибочно полагают, что такие женщины являются «ночными бабочками». Представительницы прекрасного пола, стремящиеся стать гетерами, должны понимать, что необходимо развиваться в разных направлениях. Все дело в том, что они были не только хорошими в плотских наслаждениях, но и в общении. Женщины гетеры отличались тем, что они умели четко и правильно выражать и формулировать собственные мысли. Они не только соблазняли представителей сильного пола, но и давали им важные советы, и утешали в трудные времена.


Секреты гетер

  1. Куртизанки в Древней Греции знали себе цену и никому не разрешали принижать свое достоинство. Важно не путать это качество с завышенной самооценкой.
  2. Женщина должна знать о своей привлекательности, поскольку у каждой представительницы прекрасного пола есть своя уникальная изюминка.
  3. Гетеры куртизанки были всегда ухоженными и опрятными.
  4. Женщина должна быть веселой и непринужденной, чтобы служить не только музой, но и поддержкой для мужчины.
  5. Важно быть разносторонней, чтобы не только правильно слушать, но и .
  6. Разбираясь в том, кто такие гетеры, стоит отметить, что такие женщины знали, как зацепить мужчину, используя комплименты. Главное, говорить о достоинствах в нужное время.
  7. Нужно знать отличия между сексуальностью и вульгарностью, поскольку всегда должно оставаться место для воображения.
  8. Гетеры никогда не показывали все свои умения и знания, стремясь держать интригу и быть интересной.

Современные гетеры

Хоть мир постоянно меняется, мужчины все, же хотят видеть с собой женщину, которая будет соединять в себе несколько важных качеств: быть хорошей женой и матерью детей, уметь создавать комфорт, поддерживать интеллектуальные беседы и удовлетворять в постели. Современная женщина гетера – это та, которая обладает , чтобы умело объединить в себе все указанные качества важные для представителей сильного пола. Следует поддерживать такой образ в течение жизни и не расслабляться, чтобы мужчина не заинтересовался другой.

Знаменитые гетеры

Во времена Древней Греции многие женщины гордо носили звание «гетеры», но среди них можно выделить несколько известных персон.


Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

В переводе с древнегреческого языка слово «гетера» означает «подруга». Гетеры находились на содержании у богатых покровителей. В этом ли вся независимость? А как же этим женщинам удавалось собрать вокруг себя таких влиятельных людей, быть участниками обсуждений общественной жизни не только какого-либо полиса, но и страны в целом? Все исключительно благодаря их уму, образованности и сообразительности.

Чтобы получить благосклонность таких женщин, нужно было платить немалые деньги. Историки выявили случаи, когда мужчины высекали на каменных плитах цены, предлагаемые гетерам за их общество. Впрочем, не стоит думать о том, что гетеры были банальными проститутками. Считается, что назвать их женщинами легкого поведения нельзя. Они отдавались только тем, с кем их связывали любовные чувства. И еще один довод в пользу того, что гетер не назовешь представительницами первой древнейшей профессии, что параллельно с ними «трудились» действительно проститутки, в том самом понимании, котором привыкли это знать современные люди.

О них слагали стихи поэты

Демосфен - древнегреческий оратор любил говаривать, что грекам-мужчинам надобно иметь сразу 3 женщин. Одна из них продолжательница рода и являлась официальной женой. Другая - рабыня для утех в постели. Третья - гетера. Вот в ней мыслитель видел достижение душевного комфорта.

Гетерам не воспрещалось замужество. Так, у Перикла была жена из ряда гетер. Ее звали Аспасия. Эта очень умная женщина блистала красотой, была образована. По заявлениям некоторых историков, гетеры «рождались» по велению хозяек рабыгь. Девушек обучали и отпускали на волю, либо сразу отдавали достойному покровителю.

Культ гетер связывали с самой Афродитой. Историки и грековеды находят в источниках памятниках, датированных многими веками до н.э., упоминания об этих женщинах. Жили они еще во времена Солона. В Афины проникнуть им довелось довольно просто. Для этого им понадобилось применить немного ума, тонкостей общения с величайшими мужами. Так они быстро достигли и политического влияния. Их чествовали, создавали изваяния, им посвящали стихи и целые поэмы.

Среди имен наиболее известных гетер: Миррина, Леена, Аспасия , Ламия, Лайда, Фаида, Фрина, Фаргелия. Впрочем, были в рядах «почитателей» гетер и те, что называли их простыми шлюхами. Но историки, все же, говорят об обратном. Это образованные, начитанные и даже прогрессивные женщины своего времени.

Кстати, гетеры выгодно отличались от жен. Те, как только попадали под покровительство мужей, становились, можно сказать, затворницами. Они вели домашнее хозяйство, рожали и следили за детьми. Гетеры же оставались свободными. Эти женщины вели активную общественную жизнь, и их нельзя было назвать затворницами, даже несмотря на усиленное покровительство со стороны влиятельных государственных мужей.

Гетеры прекрасно разбирались в философии, художественном искусстве, музыке, литературе. Они вели диалоги о «высоком», при этом в интеллектуальном развитии не уступали мужчинам, а во многом даже превосходили их.

Почему их нельзя назвать проститутками?

Все очень просто. Проститутки древней Греции, как и в нашем стандартном, современном понимании, исполняли лишь роль удовлетворения физиологических потребностей мужчин. От них не требовалось ведения «высоких» бесед об искусствах, ремеслах, культуре разных стран или и вовсе философствовать.

Гетеры были намного интеллектуальнее проституток и выполняли скорее роль собеседниц, нежели утешительниц в физиологическом плане. В социальной лестнице они стояли выше стандартных шлюх на несколько ступенек. Кстати, гетеры пользовались в обществе намного большим уважением, чем проститутки. Что стоит даже то, что с гетерами часто советовались великие деятели политики, философии, литературного дела.

Гетеры могли отказывать тем, кто им не по нраву, но были верными своим возлюбленным, оставаясь постоянно с ними рядом. Гетеры легко писали речи политикам для их выступлений. Кстати, и себе тоже гетеры создавали речи. К примеру, Византийская императрица Феодора в молодости была гетерой. Да и подруга Македонского известна своей необычной красотой и блестящим умом. Догадаться несложно. И она была гетерой. Таис Афинская после смерти Александра Македонского вышла замуж за царя Египта Птолемея Первого.

Фрина - наиболее известная афинская гетера была очень красивой и стала даже моделью для скульптора, создающего статую Афродиты. За это общественность Фрину возненавидела и даже обвинила в противоправных действиях. Гетера предстала перед судом, но была оправдана. Почему? Просто обнажилась перед главным судьей.

Кстати, Фрина назначила цену за свои услуги царю Лидии. Гонорар оказался столь весомым, что в стране пришлось значительно поднять налоги. Иначе бюджету было не вытянуть основных нужд населения. А вот Диоген, умом которого Фрина восхищалась, был удостоен чести пользоваться услугами гетеры абсолютно бесплатно.

Кстати, историки не советуют судить о деятельности гетер только лишь по вышеназванным особам. В Античной Греции к возможности «купить» любовь относились весьма снисходительно и потворствуя данным фактам. Гетеры часто оказывали услуги интимного характера. При этом они были служительницами известных храмов: Афродиты, Венеры

Гетеры процветали не во все времена

В эпоху Античности у умных и образованных дам, которые по желанию оказывали интимные услуги, были ярые противники. Они состояли в философской школе Киников. Представители этого сообщества считали гетер распущенными, а также приверженками получения выгод ради выгод. Фрину осудили за позирование, а памятник Афродите, созданный по ее образу, именовали позорищем, высмеивали.

Противником гетер был и Диоген. Он часто вступал в диалоги с философами иных школ и учений и не переставал ругать их за связи с гетерами, именуя их шлюхами. И еще он утверждал, что этими женщинами пользуются. В прямом и переносном смыслах.

Гетерам приписывали не только исключительно женственные, любовные качества, ум и рассудительность, но и смелость, отвагу, умение дерзить, гордость, озорство и даже некоторую непокорность и отчаяние.

Плутарх писал в воспоминаниях о деве по имени Таис, подруге Македонского. В период пиршества во дворце, девушка вела себя довольно развязно и дерзко. В то же время казалась хитрой и изворотливой, довольно умной. Александра она умудрялась и прославлять, и подшучивала над ним, причем весьма колко. Все смеялись, а некоторые даже гомерически хохотали.

В отместку царю Ксероксу, Таис, когда все гости, да и она сама, уже изрядно захмелели, предложила сжечь дворец. Причем сделать она вызвалась все собственноручно. «Так персам отомстили за Грецию», - писал Плутарх. При этом вид Таис имела весьма воинственный. Во время своей речи то и дело трясла, находившимся в ее руке, факелом. Еще через миг дворец персов пылал.

Считается, что своими поступками гетеры могли вдохновлять воинов и великих политиков на разнообразные «подвиги». Впрочем, не всегда они имели разрушительные цели. Феодора - императрица Византии, в прошлом гетера, была настолько мудра, что лишь созидала. Один раз она бросила королю Болгарии такую фразу, которая потворствовала предотвращению военизированного конфликта и предотвратила разрушение государства.

Так вот, ей достаточно было всего лишь сказать: «Если ты победишь, все заговорят о победе над слабой женщиной, а если поражение потерпишь ты, то люди скажут, что женщина победила тебя!». Так король понял, что любой исход нападения губителен и является заведомым проигрышем. Король тогда заявил, что Феодора славится не силой, в непосредственном понимании, а силой ума и мудростью.

Гетерам, очень умным и начитанным, удавалось не только блистать собственной красотой и смекалкой. Показывая свою женскую слабость и в силу своей мудрости, они делали так, что мужчины казались умнее. «Пусть мужчина сильный и могущественный и с успехом это демонстрирует перед всеми, а я не побоюсь показаться немного глупее, в то время как на самом деле все наоборот», - думали многие гетеры и за счет этого много выигрывали.

Кстати, греческих гетер часто сравнивают с японскими гейшами. Без них избранникам было скучновато проводить свои вечера и ночи. В то время как беседы с гетерами были весьма занимательными и увлекательными. Гетеры прекрасно умели не только говорить, но и слушать своих покровителей. И эта немаловажная особенность делала их в глаза избранников еще ярче, красивее, умнее.

Что может быть мудрее, чем согласиться в споре с мнением оппонента, но в тайне остаться при своем? Доброжелательность, простота в общении, совершенное владение искусством любовных утех. Все это делало гетер незаменимыми подругами и музами.

    Тайное общество-"Филики Этерия" в Одессе

    В начале 19-го века большинство молодых греков стремилось вступить в некое тайное общество, целью которого было свержение османского владычества и провозглашение независимости Эллады. Называлась эта подпольная организация «Филики Этерия» (в переводе с греческого языка «Общество друзей»).

    Остров Корфу(Керкира)

    С самой глубокой древности остров Корфу был в самом центре политических, экономических и культурных событий Средиземноморья. Через него проходили главные торговые артерии, что делало остров лакомым кусочком для многих завоевателей. За всю свою почти 3000 летнюю историю Корфу видел греков, римлян, византийцев, крестоносцев, норманнов, венецианцев, анжуйцев, русских, французов и англичан. И все они пытались утвердить свою власть на нем. Примечательно то, что турки, несмотря на свои многочисленные попытки захватить остров, так и не смогли овладеть им.

    Развалины Микен и Львиные ворота

    Какие острова посетить в Греции в первую очередь.

    Лето в Греции – это в первую очередь, море и экскурсии по знаменательным местам. Также, Греция знаменита своими островами, с которыми связано множество мифов и слышал их, наверно, каждый. Так, какие же острова Греции посетить в первую очередь? Каждый из островов этой страны по-своему уникален - не только рельефом, но и растительным миром, климатом, и, конечно же, своей историей. На каждом из них хорошо развита инфраструктура, обслуживание в отелях соответствует мировым стандартам. Все сделано для того, чтобы туристы могли просто наслаждаться отдыхом. Сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов, и этому есть целый ряд причин.

    Греческая прическа – создайте образ греческой богини

    Когда идешь по улицам греческих городов всегда обращаешь внимание на внешний вид людей. Издревле в Греции люди проявляли большой интерес к своему внешнему виду. Известно, что аристократы обращались за помощью к костюмерам, парфюмерам и к самым лучшим парикмахерам, создающим сложные и продуманные до мелочей прически.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней