Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Моя школа игры на скрипке. Штрихи смычковых струнных инструментов

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская музыкальная школа №3

Им. Ю. Богатикова»

Республика Крым

ДОКЛАД

" Штриховая техника скрипача".

Составила и провела: Cоловьёва Н.Г.

преподаватель по классу скрипки детской музыкальной

школы № 3 им.Ю.Богатикова

Г. Симферополь

ПЛАН

1. Введение.

2. Освоение штриха Detashe.

3. Работа над штрихом Legato.

4. Работа над штрихом Martelle.

5. Прыгающие штрихи:

1) Spiccato,

2) Sautille.

ШТРИХОВАЯ ТЕХНИКА.

(DETAСHE ,LEGATO,MARTELLE,SPICCATO,SAUTILLE)

При работе над штрихами важно обратить внимание ученика на те положении правой руки, которые целесообразны пред началом штриха и после его з авершения, что нередко опускается педагогом из поля зрения. Однако - это имеет чрезвычайно большое значение как для выработки высоко совершенной штриховой техники,так и для артистизма исполнения.

Перед началом штрихового движения правая рука скрипача должна быть не просто свободной, а находиться в определённом состоянии мышечной готовности и в положении из которого удобно естественно начать штриховое движение без каких бы то ни было добавочных перемещени Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При о свобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное, естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое с ерьёзное и пристальное внимание. Следует п остоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и,главное научить ребёнка

управлять своими мышцами. В э той связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений:

1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кист ь и пальцы обеих рук от излишнего напряжения,

2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами, т. е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.

3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.

Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.

В просцессе выполнения штриховых движений, работа мышц должна быть наиболее экономной. Желательно, чтобы в рамках движения мышцы напрягались импульсивно и кратковременно. Тогда возможно максимально использовать движение по инерции, а также естественный вес смычка, пружину его трости. При этом не только между штрихами,но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталось мышц и их "переигрывание" получается именно из - за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихом следует исходить именно из их художественной цели. Художественная цель должна быть ясной и доступной для возраста уч-ся форме поставлена перед ним. Разумное осознание её желательно ещё до начала изучения штриха. Тогда не будет исключено из практики встречающего иногда стремления педагога выработать у ученика а бстрактный штрих без раскрытия его

музыкальной цели. Для у спешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего художественного представления, т.е. внутреннего слышания того высокохудожественного звукового результата,которого следует достичь. Ести это внутренний художественный идеал будет высок, то нет преграды к постепенному совершенствованию реального исполнения, его "подтягиванию" к нужному уровню.

Представление о каждом отдельном штрихе не ограничевается его однозначным определением: legato - связный, detaсhe - раздельный, spiccato - прыгающий и т. д. - эти определения весьма условны и далеко не исчерпывают возможностей выражения бесконечного разнообразия тончайших муз ыкальных оттенков, присущих каждому штриху.

Detaсhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность,поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчёркиваются этим штрихом.

Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detashe – целым смычком. Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах.

Виды деташе могут отличатся не только скоростью исполнения, использованием колличества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности, маркированности.

При исполнении detashe должно быть видно «погружение» волоса в струну в начале штриха и ослабление нажима волоса в конце. При движении вверх, особенно целым смычком, важно сознательно сильнее совершать акценты вверх смычком, а у колодки в большей

степени снимать нажим смычка с омощью мизинца и облегчение плотности прилегания к трости указательного пальца.

При игре detaсhe поочерёдно на разных струнах локоть лучше держать на уровне нижней струны, а верхние «доставать» кистью, и некоторым опусканием предплечья. Следует также учитывать, что на нижних струнах нажим в «струну» н еобходимо делать глубже и дальше по времени,ч ем на верхних.

Данный штрих целесообразно изучать сначала частями смычка, а затем целым. Следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струнам и его распределением.

ШТРИХ LEGATO – один из с амых широко распостранённых приёмов и гры, он выявляет сущность природы скрипки – е ё возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию.

Необходимо важно, чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в legato . При игре необходимо следить за равномерным движением смычка по струне. Во время атаки второго звука не должно быть рывка смычком и дополнительного нажатия на него.С целью ослабления хватательного движения и напряжённости левой руки ученику можно предложить совершить перенос руки в более высокие позиции (до пятой). Плавное течение звука в legato бывает нарушено резкими вибрационными импульсами каждого залигованного звука. Также влияет на качество звучания подготовка и задержание пальцев левой руки при соединении штрихом струн. Влияние оказывает характер постановки пальцев левой руки и вибрации. Так, фразами мягкого напевного характера должна соответствовать округлая постановка пальцев.

При и зучении штриха легато желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях,при перемене направления движения в любую сторону.

В числе штрихов, широко представленных в сольной, камерной и оркестровой литературе, следует назвать МARTELE, SPIKKATO и SAUTILLE.

Martelle - (буквальный перевод –отбиваемый молотком) озачает острый. Акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Martelle - исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого "укола" струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Приготовление нажима в паузе перед звуком, как правило нежелательно, так как оно мешает свободному окончания штриха и освобождению руки перед новым дижением. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрого проведения. При этом должно сохранятся направление двтжения,параллельное подставке.Движение осуществляется как бы рывком хорошо амортизирующими пальцами правой руки.Большую выразительность штриху придаёт сочетание атаки с вибрационным импульсом, совершаемым левой рукой. Остановки между сменами смычка должны возникать как бы сами собой: после рывка движение руки продолжается по инерции и не поддерживаемое мыщцами – разгибателями, естественно прекращается.Отсюда и возникает остановка.”Правильное исполнение штриха, - пишет А.В.Броун, - возможно при предельно свободном состоянии плечевого

сустава. Нажим должен исходить только от пронирующего предплечья” . Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Изучение штриха martelle начинается на открытых струнах,затем подключются упражнения на одной струне, а после уже с перходами на другие струны.

В зависимости от художественной задачи martelle может по характеру звучания приближаться к маркированному detashe, spiccato и portato.

Темп целесообразо использовать сначала медленный. По мере овладения штрихом темп может быть увеличен при внимательном контроле за сохранением рельефных качеств, без которых martele теряет свои выразительные особенности. Первоначальное martele целесообразно изучать в верхней половине смычка.

Spiccato - наиболее распостранённый прыгающий штрих. Spuccato возможно исполнять, начиная от самого медленного т емпа и до определённого предела.

Добиваясь чистого, без призвуков звука в штрихе spiccato нужно найти подходящий для данного материала и ньюанса угол прикрсновения смычка к струне и размер отрезка смычка проводимого по струне.

Наиболее удобно место для исполнения штриха - зона центра тяжести смычка. Здесь прекрасно п олучается spiccato средней длины в ньюансе mf . При игре на f используется нижняя часть смычка, а для мелкого в p - его середину. Недостаточно активный бросок приводит к рыхлому " мазаному " штриху, не имеющего должного рельефно - звонкого звучания. При исполнении spiccato огромное значение имеет свобода кисти. Её скованное состояние здесь ещё в большей степени, чем в

других штрихах, отрицательно сказывается на результате. При достижении хороших результатов при игре по отдельности в каждую сторону, можно перейти к изучению последовательности spiccato вверх и вниз, но в начале с большими паузами.

SAUTILLE - представляет собой мелкое s piccato в быстром темпе, но не следует его считать просто быстрым вариантом spiccato , так как способы исполнения различны.

В sautille исходным положением смычка является его опора на струну, от которой происходит его отскок, а в spiccato смычок удерживается над cтруной. Sautille исполняется в быстром темпе в середине смычка или немного выше,а в более спокойном - ближе к центру тяжести.

Так же часто наблюдается неровность и ритмическая неустойчивость штриха из - за разницы в атаке звука вниз и вверх смычком, рекомендуется тренироваться на триольном рисунке, где сильные доли чередуются вниз и вверх.

Наиболее целесообразно добиться соединения в штрихе движения предплечья (мелкого detashtе) c добавлением небольшого, но сознательного движения кисти, следует научиться переходить с detashe на sautille как постепенно, так и контрастно.

Останавливаясь на выразительной роли штрихов, можно рассматривать их как средство расчленённого и слитного произнесения звуков. Значение этого приёма для музыкального воплощения того или иного характера можно использовать на примере превращения одного и того же музыкального материала на основе изменения штриха.

Список литературы:

1. Кюхлер Ф. "Техника правой руки скрипача".К.,1974г.

2. Ширинский А. А. "Штриховая техника скрипача".М.,1983г.

3. Юрьев А. Ю. "Виражальнi можливостi скрипкових штрихiв”.Л.,1973г.

4. Полянский Ю. А.,Меламед П.Р.,Мурзина Е.И. " Воспитание и

Обучение в ДМШ,скрипка виолончель".К.,"Музична Украiна",1988г.

5. Шульпяков О.Ф. "Техническое развитие музыканта

Исполнителя".Л.,1973г.


Совершенно иного рода излишество царило в семье видного адвоката, музыканта-любителя. Мечтая о блистательной скрипичной карьере сына, желая уберечь обожаемое дитя от каких-либо волнений и физических перегрузок, сохраняя при этом в целости его несомненный талант и предвкушая в дальнейшем бурное его развитие, родители постоянно держали сына в постели, в тепле, в тишине. Они вкусно и обильно его питали, не позволяя излишне двигаться и волноваться. Чередуя десятиминутные уроки с двухчасовым отдыхом, его постоянно угощали сдобными ватрушками, свежим бисквитом, сбитыми сливками с медом и музыкой Дитриха Букстехуде. За поистине сказочной жизнью юного музыканта постоянно наблюдал друг дома - некогда известный профессор консерватории, убежденный гуманист.

Можно лишь догадываться, каким образом этому столь расслабленному, неподвижному, вконец обессиленному юноше удалось прикончить родителей. В тот же злополучный день оборвалась жизнь и верного друга дома, убежденного гуманиста.

Следствие предполагает, что каждую из несчастных жертв потенциальный "гений" душил, наваливаясь своим массивным телом (215 кг) (прим. 20 ).

зачем же скрипачу - два?!

Талейран

ДВОЙНЫЕ НОТЫ

Двойные ноты исполняются на скрипке двояко: чисто и фальшиво. Автор воздерживается от рекомендаций по поводу игры чистыми двойными нотами, так как слышать подобного ему не приходилось, и методика их отработки ему неизвестна. Зато о фальшивых двойных нотах можно говорить часами, создавать методические пособия, сочинять поэмы, оды...

Игра фальшивыми двойными нотами начинает развиваться примерно с середины Х-го века, т. е. со времени появления на скрипках второй струны (прим. 21 ). Этому способствовала недостаточная музыкально-эстетическая подготовка как исполнителей, так и публики, а также далекая от совершенства скрипичная постановка.

Как показывает старинный рисунок, скрипач (тогда говорили "скрыпун"), играя, прижимал инструмент к животу. Боязнь уронить дорогостоящий (и в те времена!) музыкальный инструмент принуждала исполнителя с максимальным усилием сжимать скрипичную шейку большим и указательным пальцами, здесь было уже не до чистой интонации, а короткий гриф и думать не позволял о позиционной игре.

В тот исторический период расцвета инструментального искусства музыканты сопровождали скрипичную игру плясками и пением, между прочим, частушками и, между прочим, порой весьма непристойными, несколько образцов которых, между прочим, сохранились:

"Ты играй, моя скрыпулька,

Весели княгинюшку,

.................................................

"Девки скрыпку полюбили

Еще боле скрыпуна,

.................................................

.................................................

В дальнейшем для безопасности артисты стали привязывать инструмент веревкой к шее, а чтобы ее не натирать, подкладывали по веревку тряпочку. Это, без сомнения, явилось предысторией "подушечки", которую нередко и теперь маленькие скрипачи привязывают к шее.

В те далекие славные времена скрипичные струны изготовлялись из овечьих и козлиных сухожилий без учета их толщин, как говорится, "на глазок", и, выражаясь современным языком, они "плохо строили", при этом интонация двойных нот страдала катастрофически.

В средние века, когда инструмент располагался уже на плече артиста, и ему не приходилось совмещать игру с пением и танцами, фальшивые двойные ноты продолжали уверенное шествие по концертным залам Европы. Причиной этому являлся разгул религиозного мракобесия, захлестнувший многие страны, сожжения ряда строптивых чистоиграющих скрипачей на кострах инквизиции и связанное с этим общее стрессовое состояние музыкантов.

"Чистоиграющие" объявлялись еретиками, поддерживающими связь с сатаной. Их мучили, пытали, путем истязаний принуждали играть фальшиво, а тех, кто упорствовал, отправляли на костер. Как повествуют легенды, некоторые скрипачи, уже объятые пламенем, кричали: "А все-таки чистая интонация лучше!".

Позднее, в эпоху Возрождения, интонационные погрешности в двойных нотах были связаны с провозглашением "свобод", когда вино, табак, любвеобильные соблазнительницы и прочие ядовитые зелья отвлекали музыкантов от вдумчивой домашней работы. Не отличавшиеся трезвостью короли и окружавшие их сонмища подхалимствующих вельмож и знать ничего не хотели о какой-то "чистой интонации" в каких-то "двойных нотах". А простые люди радовались любой, даже фальшивой скрипичной игре, лишь бы она веселила и помогала отвлечься от тягот унылой феодальной жизни.

За многие века фальшивая игра в двойных нотах успела так глубоко проникнуть в плоть и кровь исполнителей, так прочно закрепиться в их генах, что в наши дни стала непременным атрибутом исполнительской практики.

Скрипачам, желающим хотя бы символически избавиться от скверной интонации в двойных нотах, автор предлагает три оправдавших себя на практике способа:

Способ первый (для домашнего употребления) - перед игрой заткнуть уши паклей и замазать их глиной: каолиновой глины - 6 частей, кокосового масла - 2 части, рисовой муки -1 часть, соли - по вкусу, ванили - по запаху (прим. 22 ).

Способ второй (для концертных выступлений) - играть двойные ноты быстро, как только возможно, чтобы в вихре темпа качество интонации утаилось от придирчивого слушателя.

Способ третий (исключительно для кантилены) - играя двойные ноты, до предела расширять размах вибрато. Злые языки называют подобную вибрацию "козлиной" или даже "ослиной", но я называю ее "рыдающей" - она плачет, стонет, вызывая слезы умиления и сочувствия. Грязная интонация скрывается здесь за эмоционально-вибрационным занавесом.

Следует добавить, что продолжительная игра в фальшивых двойных нотах действует угнетающе как на исполнителя, так и на его жертвы, вызывая вспышки взаимной ненависти, доходящей порой до рукоприкладства. Поэтому провозглашаю клич: скрипачи всех стран - назад, к одноголосию!!!

Трель соловья...

Что может быть прелестней!

Арканджело Корелли

СКРИПИЧНАЯ ТРЕЛЬ

Размышляя о методике освоения скрипичной трели, мы невольно переносимся в сказочную тишину майской ночи, в благолепие лесных угодий, в царство давнего соперника скрипачей - Его Величества Соловья...

Сразу же отметим, что, несмотря на общность художественно-исполнительских задач и звуковое сходство, соловьиная трель во многом отличается от скрипичной. Не говоря уже о том, что в отличие от скрипачей, пускающих в ход пальцы, соловей выделывает трель горлом и клювом, трель для него - всего лишь любовная утеха, тогда как для скрипачей это одно из средств существования. Кроме того, соловей - вольная птица, готовая с радостью исполнить трель где, когда и сколько угодно. Неудивительно, что соловьиная трель всегда свежа, ровна и "хорошо звучит". Скрипач же, строго ограниченный композиторскими причудами, не смея исполнить трель там, где ему хочется, постоянно испытывает творческую, а значит, и психологическую подавленность, вызывающую скованность движений, - он теряет артистическую инициативу. В результате - скверное качество трели!

Встречаются композиторы, явно пренебрегающие трелями, а то и вовсе не включающие их в свои сочинения. Дай волю подобным "эстетикам-схимникам", они и соловья бы вконец извели, довольствуясь карканьем ворон, чириканьем воробьев и стонами чибиса... Ну, что было бы Глинке запустить лихую трель в своей знаменитой "Камаринской", или Скрябину - в "Прометее", или тому же Ридингу - в популярном скрипичном Концерте си-минор? Что это - промах, ошибка, пренебрежение или злой умысел?..

Мне думается, настало время пересмотреть отношение профессиональных музыкантов к трели, отобрав у композиторов право на ее использование. На мой взгляд, скрипичной трели следует придать статус, равноценный вибрации. Никогда еще ни одному композитору не приходило в голову указывать исполнителю, сколько и как именно следует вибрировать в данной фразе, на данной ноте, да и специального знака в нотной практике не существует.

"Трель - ад либитум" (исполнение трели по желанию) - вот какой указатель должен быть напечатан в начале каждого издания. Подобное нововведение должно не только украсить, но и духовно обогатить любое музыкальное произведение.

Представим себе радостное удивление Петра Ильича Чайковского, услышавшего первую фразу своего скрипичного Концерта, разукрашенную виртуозными трелями!.. А Вивальди! Как бы он благодарил скрипача, покрывшего трелями первые пять весьма однообразных нот "ля" в начале его гениального ля-минорного Концерта!.. А представьте себе восторг Иоганна Себастьяна Баха, очарованного звучанием любимой "Чаконы", испещренной трелями, словно лионскими кружевами!..

Что есть вибрация -

Уныние иль радость?

Спиноза

ВИБРАЦИЯ

После долгих наблюдений, размышлений и сопоставлений я пришел к выводу, что скрипичная вибрация отнюдь не является украшением звука, как это считалось ранее, а совсем наоборот: она вносит в звучание элементы нервозности, или, напротив, утомляет слух однообразием, бесцветностью, или же, что совсем скверно, чрезмерной бравурностью пробуждает у слушателя низменные инстинкты, бросая его в объятия откровенной звуковой эротики.

Нередко агрессивная вибрация используется прагматичными музыкантами для маскировки фальшивых нот.

Порой вибрация служит ширмой между душой исполнителя и публикой: когда душа скрипача уходит в пятки, взбудораженная вибрация не позволяет публике этого заметить.

Вибрировать можно пальцами, кистью, локтем и, наконец, всей рукой, включая лопатку (так называемое "контрабасовое вибрато"). Скрипач, овладевший последним, без особого труда может перейти на работу с отбойным молотком или стрелять из станкового пулемета.

Самой популярной можно считать монотонную "нарковибрацию". Ею, как правило, кормятся легионы непрозревших молодых и перезревших пожилых музыкантов. Эта разновидность вибрации замечательна тем, что по ходу ее применения пульс у слушателей слабеет, тело покрывается аллергической сыпью (иногда и лишаями), затем появляются признаки неудержимой сонливости... Однако это не мешает публике выражать негодование и забрасывать исполнителя огрызками яблок, банановой кожурой и прочими пищевыми отбросами.

Любопытно, что в южных странах, где публика более экспансивна, фрукты дешевы и выбор их безграничен, скрипача, оснащенного заунывной вибрацией, после, а порой и во время выступления забрасывают персиками, апельсинами, плодами манго и дуриана в таком количестве, что после концерта измученному артисту стоит немалого труда дотащить свалившиеся "с неба" дары природы до своего отеля, а потом всю ночь варить впрок джемы и компоты.

В Италии, признанной скрипичной родоначальницей, дела обстоят посерьёзнее. На голову вибрационного неудачника могут полететь тухлые яйца, гнилые помидоры и, что совсем небезопасно, дохлые кошки и крысы. Возникает опасность поломки инструмента, загрязнения фрака, не говоря уже о непременных царапинах и шишках на лбу. Отмечались и смертельные исходы.

В Монголии - совсем наоборот, монотонная вибрация считается признаком хорошего тона и утонченного вкуса. Такого скрипача здесь ожидает почет, уважение и любовь, как платоническая, так и чувственная. Не исключены стремительные бракосочетания. А забрасывать подобного исполнителя здесь принято местными тугриками и американскими долларами.

На островах Кука, Фиджи и Самоа подобных исполнителей принято считать "наводящими порчу". Поэтому уже в начале выступления они могут быть публикой остановлены, приглашены за кулисы и "обезврежены", т. е. съедены, даже без соответствующей кулинарной обработки.

Автор рекомендует скрипачам быть более самокритичными и, если вибрация не отвечает европейским стандартам, добиваться права на эмиграцию, но, конечно, не на острова Тихого океана, а в самые северные регионы Канады, Норвегии, Гренландии или уже знакомую нам благословенную Монголию.

Скрипичный штрих - порой

сродни затейливой забаве.

Пьетро Педрилло

СКРИПИЧНЫЕ ШТРИХИ

ПОНТИЧЕЛЛО

Это один из любопытнейших скрипичных штрихов. С одной стороны он прост и по-деревенски прямолинеен. В то же время он привораживает слушателя причудливой игрой призвуков: то в нем слышится шелест осенней листвы, то успокоительный рокот засурдиненной кофемолки; вдруг неожиданно доносится шум крыльев испуганного привидения, а то и зубовный скрежет иного, более крутого представителя потустороннего мира...

Понтичелло является наиболее распространенным штрихом и встречается буквально на каждом скрипичном "шагу". У понтичелло имеется общеизвестный синоним - деташе.

ЛЕГАТО

Легато - значит плавно, певуче, слитно, без толчков. Этот сложнейший штрих удаётся лишь в случаях, когда скрипач, играя на одной струне, не покидая избранной позиции, берет несколько нот на один смычок. Любые смены позиций, смены струн или изменения направлений в движении смычка тут же приводят к неожиданным акцентам, внезапным паузам и другим звуковым погрешностям. Ограниченные возможности применения делают этот благородный изысканный штрих практически неисполнимым.

СТАККАТО

Стаккато относится к группе простейших штрихов, доступных всем скрипачам "от мала до велика" вне различия возраста, пола, национальности, степени одаренности и образования. Овладение этим штрихом построено на парадоксе: чем меньше упражняешься, тем выше качество стаккато. Чтобы убедиться в этом, достаточно, не прикасаясь к инструменту в течение пары месяцев, выйти на эстраду высокопрестижного концертного зала, будь то БЗК или "Карнеги-холл", и заиграть вторую часть ми-мажорного Концерта Баха или "Поэму" Шоссона с ее первым продолжительным "си-бемолем"... Автор этих строк ручается не только головой, свободой и честью, но даже своим имуществом, что штрих стаккато, причем отменного качества, получится сразу, на первой же ноте. Возможно даже появление "летучего стаккато"!

СОТИЙЕ

Принимая во внимание, что штрих сотийе используется в пьесах, именуемых "мото перпето", что в переводе означает "перпетуум мобиле", возможность изготовления которого наукой отвергается; учитывая также, что штрих этот практически неисполним, так как правая рука скрипача на первой минуте игры деревенеет и перестает двигаться, я запретил бы его применение. Кроме того, я дал бы строжайшее указание композиторам прекратить сочинение пьес подобного характера. В случаях, когда штрих сотийе включается в музыкальное произведение небольшими порциями, исполнителю следует крепиться духом или заменить его каким-либо другим, схожим по характеру штрихом, например "рикошетом-воланд".

МАРТЕЛЕ

"Марр-теле" - с улыбкой картавят скрипачки из предместий Парижа. "Мартелл-лято" - напевают смуглые уроженцы южной Италии. "Мартле" - рубят грубые немцы. Переводы этих терминов едины - "стучать по скрипке молотком"... Однако не стоит воспринимать это в буквальном смысле. Перед нами всего лишь безобидная метафора - пример тонкого английского, а, может быть, и китайского юмора. Скрипач, таким не обладающий, вызывает искреннее сочувствие. Впрочем, еще большее сочувствие вызывает его обреченный на разрушение инструмент.

Широко бытующее мнение о "сатанизме", якобы заложенном в художественную основу штриха мартеле, весьма спорно и практически почти не подтверждается. В исключительных случаях разговор может идти о "содомо-гоморризме", да и то в весьма умеренной степени.

РИКОШЕТ

Кто из нас в детстве не увлекался отработкой штриха "рикошет", бросая плоские камушки вдоль поверхности воды, будь то пруд, речка, озеро, море или океан? У тех, кто в этой увлекательной забаве преуспевал, - и на скрипке рикошет получится. А тем, кто в свое время прошел мимо этой полезной забавы, я рекомендую на какое-то время вернуться в детство и отправиться к одному из вышеперечисленных водоемов.

СПИККАТО

Спиккато - самый бойкий и жизнерадостный из скрипичных штрихов. Он способен встряхнуть, поднять настроение и развеселить даже угрюмого потомственного пессимиста. Характер звучания этого штриха безграничен: от стрекотания кузнечика и радостных звуков весенней капели до умеренного треска африканского военного барабана или щелканья зубов голодного аллигатора. В процессе исполнения спиккато смычок расходится и начинает прыгать по струнам все выше и задорнее, то перелетая через подставку, то слетая вниз по грифу, пачкая канифолью пальцы левой руки. Иногда, распрыгавшись до крайности, смычок вырывается из пальцев скрипача и улетает в зал, неизменно вызывая взрывы аплодисментов. Причем направление его полета зависит не столько от постановки правой руки скрипача, сколько от кривизны смычковой трости. Некоторые особо изогнутые экземпляры вслед за описанием замысловатой фигуры в пространстве могут, подобно австралийскому бумерангу, возвратиться и пристукнуть своего нерасторопного хозяина.

Автору известен случай, когда исполнителю удалось перехватить вернувшийся из свободного полета смычок и с блеском закончить выступление. Овации продолжались до бесконечности! Но история скрипичного исполнительства знает случаи, когда, улетая, смычок никогда уже не возвращался, и скрипач вынужден был заканчивать пьесу приемом пиццикато.

Там скрипка, как суслик,

свистала в ночи...

Тютчев

ФЛАЖОЛЕТЫ

Не будем лукавить, флажолет вовсе не звук, а всего лишь призвук, писк - "дитя визга", которому иногда выпадает счастье вырваться из сферы немоты и стать достоянием приятно удивленной публики.

Удачно взятый флажолет сравним с драгоценным камнем на вечернем туалете модницы, пронзающим сердце честолюбивого ухажера. Яркий флажолет - явление всепроникающее, ему не может стать препятствием даже "тутти" большого симфонического оркестра!

Помимо выполнения художественных задач, флажолеты оказывают многостороннее воздействие на природу, на окружающую среду. К примеру, уверенно взятый на "квинте" октавный флажолет валит с ног малайзийского буйвола, приводит в беспорядочное бегство стадо антилоп. Европейская лягушка погибает в зоне фальшивых двойных флажолетов в течение семи минут (прим. 23 ). Анаконды из нижних притоков Амазонки при звуках квинтовых, да и квартовых флажолетов впадают в длительное оцепенение, позволяя желающим (даже детям!) себя гладить. Энцефалитные клещи, наоборот, становятся неуправляемыми, начинают буйствовать и усиленно размножаться.

Автором были проведены интереснейшие опыты по воздействию флажолетов на домашних животных. Оказалось, что поведение кошек зависит от их цвета. У черных зрачки сужаются, шерсть встает дыбом, и они готовы броситься на безмятежно музицирующего исполнителя (прим. 24 ).

Белые кошки, напротив, ластятся к скрипачу, мурлыканием выражают признательность. Рыжие ведут себя подозрительно, под видом безразличия скрывают коварные замыслы, а полосатые и многоцветные, отвратительно мяукая, стремглав убегают от флажолетов подальше...

Собаки переносят игру в флажолетах спокойнее. Например, колли дружелюбной улыбкой выражают искреннее удовлетворение. Боксеры, не скрывая радости, прыгают и кувыркаются, а такие "музыкально одаренные" псы, как пудели или ризеншнауцеры, вторят музыканту, чаще октавой ниже, стараясь не нарушать гармонического совершенства.

С тараканами сложнее. В зоне натуральных, искусственных, двойных и даже тройных флажолетов каких-либо изменений в их поведении автором замечено не было. Наблюдения продолжаются (прим. 25 ).

Певчие птицы - дрозды, соловьи, щеглы и синицы - при звуках флажолетов, должно быть, испытывая чувство профессиональной ревности, умолкают и прячутся в чащобе (на воле) или забиваются в угол клетки (в неволе). Одни лишь канарейки - прилежные ученики - включаются в игру, нередко прозрачностью тона и чистотой интонации вгоняя неопытного исполнителя в краску.

О, пицца, пицца - любовь моя!

Джакомелли

ПИЦЦИКАТО

Пиццикато означает "подцеплять струну пальцем" (прим. 26 ). Впервые этот эффектный прием скрипичной игры стал применяться уличными музыкантами Сицилии, игравшими в небольших ресторанчиках под открытым небом - пиццериях.

История возникновения пиццикато весьма любопытна: когда-то, давным-давно, у уличного музыканта во время игры сломался смычок. Не растерявшийся скрипач продолжал исполнение веселой сальтореллы щипком. Посетители пиццерии, которым, должно быть, приелись визгливые скрипичные звуки, восторженно приветствовали творческое начинание молодого солиста. С той поры по всему сицилийскому побережью в многочисленных пиццериях зазвучало ставшее модным пиццикато.

В концертной практике профессиональных музыкантов наблюдались случаи исполнения пиццикато иным способом. Так, небезызвестный Джузеппе Тартини нередко использовал для этого свой нос. Здесь уместно напомнить, что нос высокочтимого маэстро был настолько длинным, что постоянно мешал ведению смычка. Судя по письменным свидетельствам современников, нос Тартини, от частого употребления цветом напоминавший спелую малину, вечно был в царапинах, синяках и канифоли. В литературе описан случай, когда в одном из концертов в момент исполнения сложнейшей фигурации приемом пиццикато нос гениального музыканта сорвался со струны и угодил в эфу. От страшной боли несчастный Джузеппе потерял сознание, а нос в дальнейшем удалось высвободить путем «кесарева сечения», т. е. распилом верхней скрипичной деки.

Надо сказать, что не всякий нос пригоден для подобного музицирования (прим. 27 ). Например, нос генерала де Голля был слишком мясист, массивен и годился скорее для исполнения пиццикато при игре на виолончели. Отличными носами для этого скрипичного приема обладают шейхи Арабских Эмиратов, однако законы ислама не позволяют даже мечтать о подобном их применении.

Китайские, японские и прочие монголоидные носы, увы, вовсе не приспособлены для этого. А вот автор "Мертвых душ" мог бы вполне соперничать с Тартини в этой славной области виртуозного исполнительства, но, к сожалению, скрипичное искусство прошло мимо его бесспорной одаренности.

Отличными носами, пригодными для подобного употребления, обладали представители рода Габсбургов, но... мы несколько отвлеклись.

Нужно сильно чувствовать,

чтобы заставить публику

рыдать и содрогаться...

Паганини

НЕРВЫ, ПСИХИКА И КАРЬЕРА

В кругах творческой интеллигенции, да и среди людей не столь извращенного склада ума, циркулируют слухи, будто бы лицам с расстроенной нервной системой обучаться игре на скрипке противопоказано. С полной ответственностью позволю себе заявить: слухи эти ложны, они основаны на домыслах явных невежд. Все обстоит совсем наоборот. В беспокойной жизни скрипачей, полной нежданных триумфов и несбывшихся надежд, нервам, тем более расстроенно-возбужденным, отведена ведущая роль. Профессионалам доподлинно известно, что на скрипке играют не смычком, не пальцами, не душой и совсем уже не головой, как предполагают некоторые. На скрипке играют нервами, причем обнаженными и до предела натянутыми. "Нервами - по нервам!" - так в свое время охарактеризовал игру Паганини один из величайших мыслителей Франции (прим. 28 ).

Автор, близко знакомый со многими очень, и не очень, и совсем уже не очень выдающимися исполнителями, да и сам, исколесивший со скрипкой в руках по белу свету не один десяток километров (прим. 29 ), свидетельствует: все скрипачи играют по-разному, в меру своего ума, таланта, интеллектуальной и профессиональной подготовки, а нервы у всех в равной мере до предела истрепаны. Нервы рвутся, лопаются, мочалятся, растягиваются, издергиваются, а музыканты их терпеливо связывают, сращивают, склеивают, скручивают... Они знают - без нервов скрипичная жизнь немыслима. Именно нервами опутано и пронизано бремя их артистической славы.

К счастью, ядовитые щупальца обывательских слухов не дотянулись и не осквернили еще одну из важнейших сторон исполнительского искусства - скрипичную психоневропатологию. Дело в том, что за продолжительные годы обучения скрипачи, а еще в большей мере скрипачки, вместе с секретами мастерства приобретают от своих учителей зачатки всех без исключения психических расстройств, включая депрессивную истерию, ипохондрический бред ущерба, прогрессирующую манию величия, а также систематические приступы неврожденного идиотизма (прим. 30 ).

О, Боже! - воскликнет наивный обыватель, как же этот кошмар, этот ужас отражается на жизнедеятельности и работоспособности музыкантов?! Отвечу не таясь - вполне благотворно: выступают в концертах, преподают в школах и консерваториях, получают зарплату, в меру флиртуют, в меру интригуют и с переменным успехом гастролируют за рубежом. Лишь в случаях глобального наслоения и концентрации психотворных недугов скрипача помещают в ближайший "приют скорби", откуда он вскоре возвращается на эстраду отдохнувшим, окрепшим, с обновленным запасом художественных образов и красочных впечатлений.

Да и возможно ли "по-настоящему", с огненным блеском и накалом бушующей страсти исполнить "Цыганку" Равеля или "Сонату-балладу" Изаи, не имея в себе зачатков маниакального психоза, приправленного едким перцем реактивной паранойи?!.. А "Меланхолическая серенада" Чайковского! Какие чувства может вложить в нее исполнитель, не вкусивший прелести сумеречного состояния души в траурно-депрессивном обрамлении?!.. А фуги Баха! Можно ли всерьез рассчитывать на успех в их исполнении, не будучи одержимым манией погони, преследования, не испытав обжигающей остроты шизофренического раздвоения, а порой и растроения личности?!..

Сознавая, что подобное рассекречивание "скрипичных тайн" может вызвать в душе простодушного меломана возмущение, призыв к немедленному запрещению подобного "искусства", сожжению всего тиража данной "изуверско-методической" книжки, изгнания из страны, а еще лучше, за пределы планеты ее социально опасного автора, позволю себе сделать краткое заявление: «Господа "неандертальцы от искусства", отправляйтесь в свои многоэтажные комфортабельные "пещеры". Жизнь скрипачей отнюдь не пример для подражания. Она полна тайн, загадок, иллюзий и прочих метаморфоз... Не мешайте скрипачам жить не по-человечески!»

Прежде, чем устремляться к цели,

подумай, стоит ли к ней устремляться?

Шопенгауэр

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

Очень трудно русским языком объяснить, что такое целеустремленность. Не менее сложно попытаться выполнить это на английском, китайском, арабском, португальском, немецком, нанайском и других, хорошо знакомых автору понаслышке языках (прим. 31 ).

"Любая цель - иллюзии раздутая крупица!" - поговаривал незабвенный Шарль Берио. А Людвиг Шпор тут же добавлял: "А устремленность - есть порыв души больной..." Анри Вьётан, слушая это, молча разводил руками.

Подобная расплывчатость суждений, свойственная скрипачам прошлого, органически чужда современным музыкантам. Дама в необъятных платьях, целомудренно или по каким-либо иным причинам скрывающая очертания своей фигуры, - крик моды конца XVII и начала XVIII века, им явно не по нутру. Нынешнему молодому "эрудиту" предпочтительнее обнаженные истины и голые факты.

Зная, с какой легкостью талантливый поэт способен стихотворной репликой шутя разрешить бесконечные сомнения и споры ученых мудрецов, автор снова ведет читателя по излюбленной, надежной, хорошо утрамбованной поэтическими башмаками, туфельками, валенками и коваными сапогами дорожке.

« Виды штрихов и их исполнение на скрипке»

Преподаватель ДШИ

г. Нарьян-Мар

2014г.

1. Введение.

2. Главная часть:

2.1. Плавные штрихи - легато и деташе.

3. Заключение.

1. Введение.

Одной из главных задач обучения игре на скрипке является воспитание умения добиваться чистого и певучего звука.

Теснее всего работа над звукоизвлечением связана с овладением «орудия» звукоизвлечения – смычком. Овладение штриховой техникой и рост исполнительского мастерства не возможен без работы над штрихами.

Группировка штрихов.

Под словом штрих следует понимать типичный приём звукоизвлечения, характерный для данного музыкального инструмента и отвечающий характеру музыкальной фразы. Штрих в скрипичной игре – это тип движения смычка, с помощью которого добиваются того или иного характера звука. Каждый штрих можно рассматривать с точки зрения его музыкального содержания и со стороны специфики исполнения.

По характеру звучания штрихи делятся на две основные группы: связные и отрывистые штрихи. По исполнительским качествам они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от музыкальных факторов. Принимая в зависимость правую руку, определённые штрихи разделяют на плавные и размашистые.

В верхней части смычка штрихи исполняются при наиболее активном участии предплечья, в нижней части –движением плеча; в средней части необходимо равномерное действие плеча и предплечья. Учитывая исполнительское содержание штриховой техники, штрихи подразделяются на 3 группы:

1. – плавные (деташе, легато)

2. – отрывистые (мартле, стаккато)

3. – прыгающие (спиккато, соттийе)

2.Главная часть.

2.1. Плавные штрихи – легато и деташе.

С помощью плавных, лежащих штрихов – легато и деташе, добиваются основного качества скрипичной игры – певучести, протяжённости, непрерывности и ровности звучания. Штрих легато исполняется с одинаковой лёгкостью и целым смычком и отдельными частями. Деташе используется в различных частях смычка, наиболее удобен в верхней и средней части смычка. Смычок, который лежит на струне, обеспечивает точность руководства штрихами деташе и легато. Проблема незаметного для слуха соединения смычков возникает при исполнении этих штрихов, несмотря на то, что слово «деташе» в переводе с французского означает «отдельный». Следует учитывать, что имеется в виду исполнение на каждый смычок отдельного звука. Наличие «мёртвых точек» при смене смычков отделяет в деташе звук от звука, и задача исполнителя в том, чтобы сглаживать эти точки. Именно в штрихе деташе необходимо научить учеников контролировать ровность звука на всём протяжении смычка.

Музыкально – исполнительское содержание деташе богато оттенками. В пределах певучести оно может быть драматичным и лиричным по трактовке. Широкий диапазон имеют темповые трактовки, от медленного (на целый смычок) до быстрого (коротким отрезком смычка). Характер движения руки в деташе можно определить как плавно-равномерный, с помощью которого достигается поступательное движение смычка. Акцентированное деташе и деташе в быстром темпе должны иметь элементы размашистого сохранения певучего характера. Пропорция плавности и размашистости будет зависеть от характера атаки и от быстроты темпа. Нужно обратить внимание на одинаковое движение смычка на деташе вниз и вверх, т. е. уравновешивать силу тяжести. Правильное исполнение деташе зависит от положения пальцев на трости: как слишком разбросанные, так и собранные пальцы мешают свободе движения. Важно для хорошего звучания ощущение веса руки и смычка, а также всех пальцев. Это нужно обеспечить свободным положением пальцев, которые находятся на трости и кисти, находящейся

выше плоскости трости, почти не прогибая её при движении вниз. Большой палец контролирует ощущение веса руки и смычка.

Полное звучание деташе может быть достигнуто двумя способами:

1. – за счёт ширины штриха, т. е. большей скорости проведения

2. – за счёт плотности смычка.

Преимущество отдаётся первому способу, он благоприятствует ясному звучанию

основного тона и есть возможность использовать размашистый способ в широком

деташе, а это увеличивает эмоциональность исполнения.

Вторым основным штрихом является легато, т. е. связный. Его признаки

заключаются в том, что на одно движение смычка исполняется несколько звуков.

Легато используют тогда, когда музыка требует певучести и беспрерывности.

Базируется легато, главным образом, на плавной форме движения правой руки и

на равномерном движении смычка по струне. Певучести легато, как и в деташе,

способствует свобода пальцев на трости смычка и на ощущении их веса.

Требование распределить длину волоса на одном динамическом оттенке

в зависимости от продолжения звука касается легато. Когда сила отдельных

звуков на легато меняется, должны быть внесены коррективы в изменение

смычка. Трудности исполнения легато возникают при соединении струн. При переходе на новую струну смычок не должен на неё падать – это нарушит плавность движения, смычок следует постепенно приближать к струне по округлённой линии. Приближение смычка к струне осуществляется двумя способами:

1. – равномерно, на протяжении всего звука

2. – в конце звука.

Первым способом пользуются на коротких звуках, вторым – на длинных звуках.

В общем, приближение смычка к струне не должно занимать большой отрезок смычка. Подготовка смены струны во время легато и деташе осуществляется во всей правой руке, а не только в кисти; плоскость предыдущей струны на плоскость новой струны должно сменить плечо, затем кисть. В случае частой смены струн оставляют плечо на среднем уровне и тогда делают смену. Изолированных движений кисти при сменах следует избегать. Её активность допускается в последний момент перед звучанием новой струны. Готовить переход на новую струну на легато должны и пальцы левой руки. Прежде чем смычок коснётся новой струны, её должен коснуться палец для обеспечения плавности соединения звуков. Палец, который последним участвовал в игре на предыдущей струне, оставляют на месте. Таким образом, исполнение легато требует подготовки, с одной стороны, задержания пальцев, с другой – в момент смены струны.

2.2. Отрывистые штрихи – мартле и стаккато.

К группе отрывистых штрихов принадлежат «лежащие» штрихи, в которых смычок делает остановки между звуками, не отрываясь от струны. Это штрихи мартле и стаккато. Они используются в музыкальных фразах энергичного, шутливого характера. Мартле в переводе с французского означает чёткий; этот штрих характерен для музыки сильного динамического оттенка и небольшого темпа. Специфика его исполнения заключается в следующем: упругий нажим смычка на струну, необходимый для акцентированного начала звука, должен смениться быстрым проведением смычка после акцента и закончиться остановкой. Важную роль играет пауза, остановка и начало движения смычка. Чёткое звучание мартле зависит от активности движения смычка. Таким образом, нажим не должен быть сильным ни в паузах между штрихами, ни во время атаки звука. С другой стороны, лёгкое проведение смычка должно быть не поверхностным; следует сохранять постоянное устойчивое касание волоса смычка к струне, как в деташе. Смычок после активного импульса как бы свободно падает, скользя по струне, а рука идёт за ним. Мартле можно исполнять целым смычком и разными участками верхней его части с приближением к концу. Ширина штриха зависит от темпа: чем медленнее темп, чем ярче звучание – тем шире штрих. Штрих мартле по своей природе - размашистый, т. е. начало движения смычка имеет большую скорость (чем окончание).

Несмотря на большую скорость ведения, штрих должен быть пластичным. Пластичным должно быть увеличение нажима руки на смычок, поэтому при исполнении мартле в начале обучения не следует требовать большой остроты и акцентирования, так как это может привести к резкости звучания и зажиму руки. Правильный путь изучения мартле – акцентированное деташе. Затем происходит сокращение протяжённости каждого звука за счёт увеличения скорости смычка и отделение звука паузой. При исполнении мартле выполняется нажим на смычок с помощью вращательного движения . Изолированного нажима кисти не должно быть.

Штрих стаккато (отрывистый) – по характеру звучания напоминает мартле, но стаккато применяется в подвижных фразах на слабых нюансах. Подобно мартле, в стаккато акцентирование в начале и ослабление в конце, звуки чередуются с паузами. Особенность стаккато заключается в том, что на один смычок исполняется несколько звуков коротким отрезком смычка. Во время исполнения стаккато фактор скорости движения не может быть использован, делают нажим во время акцента.

Мартле и стаккато имеют отличия – разный характер нажима на струну. Трудность исполнения стаккато – необходимость использовать плавную и размашистую форму движения руки. Плавность необходима для поступательного движения смычка. Она проявляется в сгибании и разгибании плеча и предплечья. Каждый звук исполняется с помощью короткого вращательного размаха руки. Изолированное движение кисти не может использоваться для акцентирования.

Стаккато сочетает элементы легато и мартле. Трудность его исполнения в том, что акцентирование и отделяемые звуки должны соединяться в плавную линию на одном поступательном движении смычка. Для овладения стаккато необходимо осваивать его смычком вверх и вниз, причём вверх смычок лежит с обычным наклоном трости, вниз поворачивается более прямо (слегка в сторону подставки).

2.3. Прыгающие штрихи – спиккато и соттийе.

Прыгающие штрихи, по сути, отрывистые штрихи, но паузы здесь достигаются не путём остановки смычка на струне, а путём подъёма его со струны (исполняется в середине смычка). От лежащих отрывистых штрихов прыгающие отличаются лёгкостью и грациозностью звучания. В прыгающих штрихах нужен такой темп и сила колебаний трости, которые отвечали бы темпу и силе двигательных импульсов правой руки скрипача. Для этого нужно согласовать следующие факторы:

1. – участок смычка

2. – размах и высоту подъёма над струной

3. – характер опускания на струну

4. – характер держания трости

5. – характер движения мышц.

Прыгающие штрихи зависят от качества «орудия» звукоизвлечения.

Основные виды: спиккато и соттийе.

Спиккато (ясный, чёткий) – это штрих для относительно спокойного темпа музыки. Специфика его исполнения заключается в том, что каждый прыжок смычка на струне осуществляется отдельным движением предплечья и плеча. По высказыванию Флеша « при игре спиккато исполнитель активен, смычок пассивен». Чтобы при спиккато дать возможность выявиться собственным колебаниям трости смычка, нужно использовать незначительную силу и следить, чтобы в руке не было напряжения. Смычок легко держат округлёнными пальцами и касаются ими трости не сверху, а с наружной части. Падение и подъём не должны выполняться с большой высоты. Когда расстояние выше 2 см – сила падения будет большой.

К штриху присоединяется вертикальное и горизонтальное движение (протяжение). Они оба должны быть согласованы друг с другом. Если преобладает вертикальное движение, штрих будет сухой, короткий; при горизонтальном протяжении штрих потеряет чёткость, ибо смычок перестанет прыгать.

Способом регулирования характера смычка является больший или меньший трости. Больший наклон смягчает пружинные качества, меньший – увеличивает. Во время подъёма смычка мизинец играет роль опоры для сохранения равновесия.

В быстром темпе в нюансе piano спиккато исполняется в середине смычка, в сдержанном темпе – близко к колодке.

Штрих соттийе (прыгающий) – близок к спиккато по характеру звучания. Этот штрих используется в быстром темпе на слабых нюансах. Штрих соттийе представляет собой ускоренное и облегчённое спиккато. Смычок в соттийе руководствуется импульсом не на каждый звук, на группу звуков. Он прыгает по струне, главным образом, благодаря проявлению собственных колебаний трости и за счёт скорости смычка. Здесь осуществяется общий контроль со стороны исполнителя. Поэтому исполнитель пассивен – смычок активен, чтобы обеспечить свободу и лёгкость штриха. Смычок держат легко, иногда не касаясь мизинцем. Кисть пассивна и находится на уровне предплечья. Важно проследить, чтобы пальцы были слегка подобранными и организованными, благодаря чему они отойдут от трости сверху и создадут свободные колебания. Характер движения правой руки является размашистым, но движение совершается в минимальном диапазоне с максимальной скоростью. В основе работы над соттийе работа предплечья, плеча и кисти играют вспомогательную роль, хотя кисть внешне выглядит активной. Как и в спиккато, в соттийе присутствуют элементы горизонтального движения. Смычок опускают с наименьшей высоты и протягивают с наименьшей шириной смычка. Трость должна быть почти без наклона. Соттийе следует рассматривать как лёгкое деташе, с приданием трости колебания.

2.4. Смешанные, переходные и комбинированные штрихи.

Кроме основных типов штрихов, техника смычка имеет в своём распоряжении смешанные и переходные штрихи, которые формируются на базе основных. К смешанным принадлежат штрихи, обладающие качеством двух видов портато, в которых соединяются легато и стаккато. Летучее стаккато имеет признаки спиккато, звуки отделяются не паузами на струне, а скачками над струной.

Штрих saltando (сальтандо) использует качества пружины смычка (смычок должен сам прыгать). Рикошет относится к группе броских штрихов. На один смычок играется большое количество нот. Tremolo (тремоло) – соттийе также охватывает несколько звуков на смычок. Рикошет и тремоло, как правило, исполняются в верхней части части смычка, ближе к концу смычка.

Смешанными типами штрихов не ограничивается арсенал техники. Много штрихов переходного типа: раздельное акцентированное деташе – мелкое мартле.

Эти штриховые разновидности содержат общие компоненты между спиккато и деташе: где протяжённость смычка велика для спиккато и мала для деташе. Иногда в старинной музыке эпохи барокко (Бах, Гендель, Вивальди и др.) применяется специальный характерный смычковый штрих portato (портато), который представляет в некотором роде раздельное подчёркнутое деташе.

Комбинированные штрихи – это такие штрихи, где сочетаются элементы разных штрихов. Они могут быть симметричными и несимметричными.

3. Заключение.

Музыкально-художественная выразительность штрихов.

Работа над штрихами – это не абстрактное изучение их качеств, это способ выражения конкретной музыкально-художественной эмоции, каждый штрих должен иметь художественную цель. Даже изучение штриха в упражнении не может быть лишено хотя бы элементарных черт художественной выразительности. Например, изучение мартле на открытой струне невозможно без проявления бодрости, энергичности, собранности. Работа над штрихами в упражнении принесёт пользу тогда, когда штрихи будут изучаться на разных струнах, в разных частях смычка. Окончательное овладение штрихом невозможно на конструктивном материале без шлифования на музыкально-художественном материале.

Штрихи – важный способ артикуляции в музыке, что помогает выявлять художественный характер произведения; точно, грамотно, выразительно передавать характерные стилевые особенности музыкальной эпохи, индивидуальный музыкальный почерк каждого композитора. Реализация художественного характера связана с выбором штриховых приёмов, придания оттенков звучания. С помощью декламационно-выразительных штрихов выявляется характерность, образность музыкального произведения.

Литература.

А. Готсдинер «Начальное обучение игре на скрипке и развитие музыкальных способностей»

М. Либерман «Штрихи – важный способ артикуляции в обучении игре на скрипке»

Ю. Янкелевич «О первоначальной постановке скрипача»

« Воспитание музыкально-исполнительских навыков в начальном этапе обучения в классе скрипки»

Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.


За длительный период времени богатейшая практика игры- в первую очередь на скрипке и на виолончели-накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.


Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) - штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.


В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи - staccato и spiccato - отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.

Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).

В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.

Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов - их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.

Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

С помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.

Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально - шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

В. Григорьев — Штрихи
(из книги «Методика обучения игре на скрипке»)

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка, С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов».

В основе штрихов лежит не деташе , как это часто неверно полагают, — ведь оно само является штрихом, а соотношение пяти различных элементов движения правой руки: 1) проведение смычка; 2) характер начального импульса и заключительное филирование звука; 3) нажим или ослабление давления смычка на струну; 4) использование сил упругой эластичности, заложенных в самом смычке (в частности, вибрация трости); 5) автоматизированные (дрожательные, колебательные) природные движения мышц руки. Эти элементы в той или иной степени присутствуют в каждом штрихе, но их сочетание и баланс различны.

Штрихи можно классифицировать по нескольким признакам. Наиболее плодотворно пользоваться все же двумя основными принципами и объединять их по музыкально-художественной выразительност и или по характеру исполнения, то есть по двигательным элементам .

В первом случае выделяются следующие группы:

1. Протяжные, певучие, плавные — деташе, легато, выдержанный звук (son file), портато, все виды мягких акцентов, вибрато смычком. Они несут основную художественную нагрузку, передают главные оттенки выразительности.

2. Отрывистые, ударные, маркированные — мартле, твердое стаккато, пунктирные штрихи, штрих Виотти, отрывистые, резкие акценты и др., выражающие энергию действия, напор, блестящие, героические образы, кульминационные моменты.

3. Острые, блестящие, полетные — спиккато, сотийе, рикошет, летучее стаккато, тремоло, сальтандо, передающие легкость, блеск, изящество, веселость, игру, радостное возбуждение, фантастические видения и т.п.

4. Смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп.

По характеру исполнения штрихи можно объединить в четыре другие группы: 1) основанные на лежащем смычке; 2) акцентированные, отделенные в той или иной мере друг от друга; 3) бросковые; 4) отскакивающие от струны. Представляется, что первая классификация штрихов, базирующаяся на выявлении их типологической выразительности, гораздо более органична, ибо непосредственно связана с музыкой, со слуховой и двигательной сторонами одновременно, а не только с одной технологической, как во втором случае. Рассмотрим скрипичные штрихи в соответствиии с данной классификацией.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней