Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Посольство российской федерации в республике судан. Древние и Средние века

В этом обзоре мы поговорим о территории, которая на глазах становится независимой страной.

Обывателям на Западе и в России кажется, возможно, что они ничего не знают об этом регионе. Но это впечатление обманчиво.

Жители Южного Судана уже много столетий назад попадали в Европу и Азию в качестве рабов, а европейский читатель часто встречает упоминания о выходцах из этой страны в описаниях восточных гаремов, и арабских и османских.

Сегодня Южный Судан является частью еще негласной, но теперь приобретающей официальный статус, границы, где проходит водораздел между исламским арабским миром и Черной Африкой. И, как кажется, в лице Южного Судана впервые за долгое время от арабского исламского мира отваливается территория, считающаяся вполне в него интегрированной.

Также на второй странице этого обзора материал из первоисточника, представляющий точку зрения правительства Южного Судана на политику, историю и географию своей страны.

На третьей странице - арабская реакция на отделение Южного Судана.

  • аудио файл №1

Арабский колониальный опыт

Карта распространения ислама в Африке с неформальной границей арабского мира и Черной Африки.

Области с преобладанием исламизированного населения обозначены зеленым.

Заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство.

На этой карте распространения ислама в Африке можно также проследить границу арабского мира с Черной Африкой .

Здесь зеленым обозначена территория с преобладанием исламского населения, и заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство. Ислам проник в Африку гораздо дальше, чем собственно арабизация, хотя арабы выступали движущей силой исламизации.

Водораздел между Черной Африкой и арабским миром проходит через несколько стран:

через Мавританию (здесь арабизированное правительство управляет народом, 60% которого составляют светлокожие арабо-берберы, а остальную часть негроидные народы (тукулер, пель, волоф, бамбара и др.), — все исповедуют ислам);

Мали (здесь африканское правительство управляет народом, состоящим из африканских народностей — бамбара, фульбе, сонгаи, малинке, — 70% из которых исповедуют ислам, с небольшим процентом арабов и светлокожих туарегов, исповедующих ислам);

Нигер (здесь африканское правительство управляет африканскими же народами — хауса, джерма, фульбе, принявшими ислам. Также среди населения имеется небольшой процент туарегов);

Чад (здесь арабизированное правительство управляет народом на 30% состоящим из местных африканских племен, подвергшихся арабизации — тубу, загоава, уаддай, хауса, хаджерай и др. Также 10% от населения являются этническими арабами);

пока еще единый Судан (здесь арабское правительство управляло населением, состоящем из примерно 40% арабов, 52% негров, включающих нилотов (нилоты представляют собой народности динка, шиллук, нуэр и др) и нубицев. Обособленная группа беджа (от древних кушитов) составляет 6 %. На Севере этой разделяющейся страны, являющимся регионом с сильным арабским влиянием, почти все население исповедует ислам, на черном Юге составляющие там абсолютное большинство негроидные племена принадлежат к христианству и местным культам);

Джибути (здесь арабизированное правительство управляет народом, 90% которого составляют кушитские племена — исса и афар, принявшие ислам. Остальная часть населения главным образом этнические арабы;

Сомали (здесь расколовшейся страной сомалийским племенами (кушитского происхождения), принявшими ислам, управляют несколько арабизированных правительств;

На этой карте не обозначен крупнейший очаг арабизации в Черной Африке — (у побережья нынешнего африканского государства Танзании, куда он входит сейчас), где до 1964 года арабская династия управляла своими чернокожими подданными.

Остров Занзибар не обозначен, т.к. очаг арабизации перестал существовать там вместе падением арабского государства на острове .

И еще нет Южного Судана, где негроидное население уже добилось независимости от арабоязычного исламского правительства в Хартуме. Но граница в Судане между арабским исламским миром и христианизированной или анимистской Черной Африкой на этой карте видна отчетливо.

В нашем аудиофайле в верхнем левом углу этой страницы можно послушать или скачать новый гимн Южного Судана. Подробнее об этом гимне см. , на второй стр. этого обзора.

Для современных арабов борьба с ними как с угнетателями в третьем мире — это болезненный опыт, т.к. они сами привыкли в последние столетие отождествлять себя с антиколониальным движением .

Арабы как часть народа угнетенных — это представление, устоявшееся в последние сто лет также в западной цивилизации, ввиду того что почти все территории, заселенные арабами, сначала 400 лет пребывали под турецким управлением, а потом на стали на десятилетия западными колониями .

Сегодняшнему имиджу арабской нации как освобождающегося народа способствовало также то, что в XX веке ее государственность возродилась не на основе старых структур единого арабского мира, а через новые обособленные государственные образования.

Однако независимо от этого, в Черной Африке, большей частью, знали других арабов, — арабов времен ли их могущественного халифата, или арабов времен Занзибарского султаната, распавшегося не так давно.

Почти всегда в Восточной Африке арабы всегда были такими же белыми господами, как и европейцы .

При этом деятельность арабских купцов в африканской работорговле насчитывала почти 1000 лет, что в три раза превышает подобную деятельность европейских торговцев .

В отличие от Египта, в Нубии был в ходу в церковной службе не коптский (т.е. производный от древнеегипетского), а старонубийский, и еще греческий языки .

С завоеванием Египта арабами и падением там византийского правления, Нубия была отрезана от христианского мира .

Христиане Нубии все больше испытывали нужду в священниках, которых Египетская коптская церковь, поглощенная собственным выживанием посреди мусульманского мира, не присылала в достаточном количестве .

Военные вторжения арабских войск в тот период на нубийскую территорию не были слишком удачными.

Например, в 651 арабская армия вторглась в Макурию, но была отбита. В результате этого был подписан договор («baqt») о мире, и этот мир продолжался до 13-го века, несмотря на ряд арабо-нубийских столкновений .

Одновременно некоторые древние источники отмечали, что в 8 веке нубийские царства даже организовывали несколько военных походов на Египет в попытке защитить права местных христиан-коптов и Египетской коптской церкви, которая продолжала управлять нубийскими приходами .

Арабизация Нубии, или как возник исламский Судан

После неудачной попытки завоевания Нубии арабский исламский военачальник Абдаллах ибн Саад подписал позднее регулярно обновлявшийся договор с нубийским христианским государством Макурия. Этот договор (заключенный в 651 г.), известный как baqt (от египетского термина «бартер», или от латинского «пакт»), регулировал отношения между завоеванным незадолго до того Египтом и Нубией более чем 600 лет. Все сведения о нем дошли из арабских источников .

Этот договор был нарушен при тюркской династии мамлюков, пришедшей на некоторое время к власти в Египте, после правления местных арабских династий Фатимидов и Аюбидов.

Согласно условиям baqt, арабские скотоводы могли свободно передвигаться в регионе в поисках свежих пастбищ, а арабские моряки и купцы осуществлять через порты Красного моря торговлю специями, рабами и т. д. Смешанные браки и ассимиляция под сенью договора также способствовали арабизации .

Арабы ценили коммерческие преимущества мирных отношений с нубийскими государствами и использовали baqt для обеспечения поездок, торговли и беспрепятственного пересечения через границу .

Baqt также содержал меры обеспечения безопасности, согласно которым обе стороны соглашались придти на защиту друга в случае нападения третьей стороны. Baqt обязывал осуществлять ежегодный обмен данью в виде символа доброй воли — нубийцы отдавали рабов (360 чел. в год, лучших по физическим данным, поровну мужчин и женщин), а арабы — зерно .

Эта формальность только обозначала важнейшие товары между двумя сторонами. Но также в Нубию привозились арабским купцами лошади и ремесленные товары. А еще слоновая кость, золото, драгоценные камни, гуммиарабик (gum arabic — клейкая смола, получаемая с некоторых видов акаций, использовалась при приготовлении блюд и в мануфактуре) и крупный рогатый скот отправлялись из Нубии в Египет и в Аравию.

Договор baqt не предопределял доминирования в Нубии арабов, но этот договор навязывал условия для арабской дружбы, что в конечном итоге позволило арабам достичь привилегированного положения в Нубии . Арабские купцы открыли новые рынки в нубийских городах в целях содействия обмену зерна и рабов. Арабские инженеры контролировали эксплуатацию рудников к востоку от Нила, в котором они использовали рабский труд для извлечения золота и изумрудов. Мусульманские паломники на пути в Мекку путешествовали на паромах через порты Aydhab и Суакин (Suakin) на Красном море , которые также обеспечивали транспортировку грузов между Египтом и Индией. Суакин, располагавшийся в 56 км. от нынешнего Порт-Судана и существующий в виде нового города до сих пор, был позднее крупнейшим центром работорговли на Красном море .

Две наиболее важные арабоязычные группы осели в то время в Нубии, Это были Jaali и Juhayna . Jaali были оседлыми сельскими поселенцами и скотоводами, а также горожанами. Juhayna — кочевниками. Эти две группы в доисламский период принадлежали к коренному населению Аравийского полуострова.

Baqt потерял силу с падением Макурии, хотя правительство Египта настаивало на продолжении выплаты дани .

Рабы и евнухи из Судана

Современный турецкий экскурсовод по бывшему султанскому дворцу Топкапи в Стамбуле Арзу Петек:

«Африканских юношей для гарема специально кастрировали в коптских монастырях в Северном Египте. Султан покупал в гарем только черных невольников. В этом был незатейливый расчет. Если, по мнению султана, от греховного поведения появятся дети, они будут чернокожими. Их сразу можно будет отличить».

Обычно в комментариях из исламских стран на тему кастрации рабов и превращения их в евнухов, отмечается, что мусульмане сами не кастрировали рабов, т.к. этого не одобрял Пророк, а отдавали это дело на откуп христианам и иудеям в Египте. Тем не менее, арабы и турки являлись, наряду с присоединившимся к ним позднее европейскими державами, одними из крупнейших работорговцев черными невольниками в Африке. Путь многих этих невольников начинался в Судане.

Во времена правления в Египте арабской династии Фатимидов, когда Египет уже отделился от единого арабского халифата, Макурия охотно поставляла в Египет также и рабов . При следующей местной династии в Египте — Аюбидах отношения несколько испортились.

Позднее мамлюки (династия тюркских военачальников в Египте, на некоторое время свергнувшая своих арабских хозяев) несколько раз вторгались из Египта в Макурию, когда она не выполняла свои обязательства по охране египетских границ от местных кочевых племен.

Постепенный развал Макурии произошел, в том числе и под влиянием этих кочевых племен и при участии северного соседа. Мамлюки вновь вторглись и оккупировали Макурию в 1312 году. На этот раз на трон была посажена местная мусульманская династия. Ее представитель Сайф аль-Дин Абдулла Баршамбу (Sayf al-Din Abdullah Barshambu) начал преобразование нации в исламскую, и в 1317 году собор в Донголе был превращен в мечеть .

Наиболее известным государством на территории Нубии на развалинах Макурии позднее стал Сеннар . Он представлял собой государство народности фунг, которая прибыла на север Судана с юга — из района болота Sudd, спасаясь от народности шиллук (обе являются негроидными народностями) .

Очень скоро анимистко-христианский Сеннар полностью исламизировался и арабизировался. Султанат Сеннар под управлением т.н. «черных султанов» активно занимался работорговлей .

Частью Сеннара был зависимый султанат Дарфур, ныне также неспокойная территория Судана, где местное негроидное население недовольно управлением арабского правительства в Хартуме, а территория находится по этой причине на грани отделения от Судана .

В 1821 году Исмаил бин Мухаммед Али — сын хедива (правителя) Египта Мухаммеда Али без сопротивления занял Сеннар, также тогда же был поглощен Дарфур. В тот период Египет номинально принадлежал Османской империи, однако, реально был почти независим .

Сонный Юг за болотом Sudd

Характерный пейзаж района болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Упоминание негроидной народности фунг, а также болота Sudd (выше в нашем очерке) впервые с начала статьи возвращают нас в Южный Судан, ведь все о чем говорилось раньше, касалось северной части Судана, за исключением рабов.

На самом деле, вся известная история этой страны вершилась на севере, а Южный Судан всегда пребывал как бы в тени истории .

Как утверждает нынешнее правительство Южного Судана в своих информационных материалах, с древности о южносуданском регионе в мире вспоминали обычно лишь как об источнике наживы .

Начало истории Южного Судана и болото Sudd как преграда

Карта болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Местоположение Suddа на общей карте Судана вы можете найти на иллюстрации-карте в начале этой статьи.

Можно понять, почему в Южном Судане изложение истории в официальном очерке начинают с 1820-х годов. (см. этот очерк, отражающий позицию южносуданского правительства со нашего обзора)

Это был первый период, когда внешние силы (тогда в лице османов и Мухаммеда Али) впервые могли сказать, что они контролируют этот регион .

Причем, как видно из приводимых нами ниже материалов информационного офиса правительства Южного Судана, южные суданцы под «европейскими захватчиками» имели ввиду сначала правительство в Стамбуле .

Южный Судан, в отличие от Северного Судана, (также известного как Нубия), пребывал в девственной самоизоляции именно до прихода Мухаммеда Али и Османской Турции .

Да и интеграция Южного Судана в единый Судан, как считается, тогда ограничилась районом до огромного «чумного болота» — Sudd (Судд) (от арабского سد — «препятствие, преграда»), также известного как Bahr al Jabal. (Болото Sudd площадью в 30000 квадратных километров, а во время разлива и в 130000 кв. км. расположилось в центре Южного Судана.

Это болото являются частью водной системы Белого Нила, который протекая через Южный Судан и его главный город Джубу, сливается уже выше по течению — в Северном Судане с текущим из Эфиопии Голубым Нилом. Две реки и образуют в районе пока еще столицы единого Судана — Хартума собственно знаменитую реку Нил).

Персонажи суданской истории: Мухаммед Али, Махди, англичане...

Мухаммед Али являлся главой Египта, входящего в состав Османской империи, однако при этом правил почти как независимый правитель. Его династия покорила Судан в новое время.

Что касается Махди — то это был местный суданский деятель из низов — Мухаммед Ахмед, провозгласивший себя мессией (на арабском слово «махди» مهدي, mahdī‎‎ - это «ведомый» (Аллахом). В 1881 году Махди возглавил восстание мусульманского населения Северного Судана против пришедших туда англичан. Ему удалось одержать несколько побед, но в 1898 году англичане восстановили контроль над Суданом.

В свою очередь англичане появились в Судане после того как они оккупировали Египет в 1882 году, воспользовавшись слабостью Османской империи, которая не могла обеспечить безопасность Суэцкого канала и справится с деятельностью местного националистического деятеля Ораби-паши, отстранившего от власти Тауфика — умеренного хедива Египта из династии Мухаммеда Али, управлявшего от имени Османской империи (Хедив — от перс. «господин, государь». Этот титул османские наместники Египта получили от правительства в Стамбуле при Исмаил Паше — внуке Мухаммеда Али (который использовал титул и без признания османов) и предшественнике Тауфика. Титул подчеркивал особый статус этой династии наместников — выше других губернаторов в Османской империи).

Чумные болота Sudd препятствовали расширению и египетско-турецкого режима на крайний юг Судана .

Хотя египетско-турецкий режим утверждал, что управлял всем Суданом в течение большей части 19-го века, и для этого основал Экваториальную провинцию в суданской южной части, он не смог установить эффективный контроль над крайним югом.

Именно в последние годы египетско-турецкого правления британские миссионеры прибыли с территории, ныне известной как Кения, в район болота Sudd для обращения местных, преимущественно анимистских, негроидных племен в христианство .

Позднее и сам Египет попал под влияние Великобритании, а 1881 году в Судане вспыхнул мятеж исламской группировки махдистов против как Египта, так и Великобритании, несколько лет спустя подавленный. Но махдистам на некоторое время удалось создать в центре Судана подобие исламистского государства.

С 1898 года Великобритания и Египет управляли всей территорией сегодняшней Судана как англо-египетским Суданом. Но при этом северный и южный Судана был выделены в качестве отдельных провинций в этом англо-египетском кондоминиуме. В самом начале 1920-х даже было объявлено, что необходимы паспорта для поездок между двумя зонами, а также специальные разрешения на открытие бизнеса. Управление регионами осуществляли параллельные администрации.

В период англо-египетского Судана на Юге официальными языками были провозглашены английский и африканские языки местных племен динка, бари, нуэр, латуко, шиллук, азанде и пари (лафон), а на Севере официальными стали арабский и английский .

Британские губернаторы Южного Судана административно относились к колониальной конференции Восточной Африки, а не к Хартуму , при этом и в этот период христианские миссионеры получили разрешение продолжить работу в южной части Судана.

В 1956 была провозглашена независимость Судана от Великобритании. Новое правительство в Хартуме было арбоязычным, в то время как местное чиновничество в южной части Судана своим родным языком считало английский. Юг страны был очень слабо представлен в центральном правительстве страны.

Максим Истомин для сайт

История

С VIII века в Судане начала распространяться арабская письменность , а государства Судана стали приобщаться к арабской культуре, в том числе и к исламу . В результате области Северного Судана становятся вассальными государствами, платящими дань мусульманским правителям Египта. В XVI веке в долине Нила мы уже видим феодальное государство Сеннар , основное негроидное земледельческое население которого постепенно было арабизировано. В Южном же Судане, населенном главным образом негроидными племенами, всё ещё сохранялись дофеодальные отношения (Fadlalla M. H. 2004: P. 13 - 15).

Религия

Проникновение ислама на территорию Судана шло несколькими путями. Во-первых, благодаря усилиям арабских миссионеров , как правило, членов тарикатов . Во-вторых, самими суданцами, проходившими обучение в Египте или Аравии . В результате, суданский вариант ислама сложился под отчётливым влиянием суфийских орденов , с его преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическим практикам.

В начале XIX веке сложилось мощное движение тарикат аль-Хатмийя (или Мирганийя, по имени её основателя).

В 1881 году началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмада, объявившего себя мессией-Махди . Его последователи стали называть себя ансарами. Так в Судане появился второй влиятельнейший суфийский орден - аль-Ансар .

После Второй мировой войны (с 1947) в стране начались проповеди «Братьев-мусульман» , что объяснялось тесными связями Судана с соседним Египтом. Однако если в Египте движение быстро завоевало популярность среди средних слоёв населения, то в Судане «Ихван-муслимун» стал уделом лишь выпускников мусульманских учебных заведений. В 1989 году «Братья-мусульмане» в лице «Национального исламского фронта» захватили власть, став правящей элитой государства (Fadlalla M. H. 2004: P. 18 - 29.).

Приход арабов затруднил распространение христианства на территории некогда христианской Нубии. В XIX веке ещё действовали несколько католических миссий, которые без особых успехов вели пропаганду среди языческого населения, причём католики и протестанты действовали лишь в строго определённых районах. В 1964 году правительство Судана запретило иностранное миссионерство в стране, однако к тому времени христианство уже укрепилось в южных провинцияхи и стало существенным элементом политической системы.

Нельзя также не отметить роль Коптской церкви в Судане. Концентрирующееся на севере немногочисленные суданские копты , тем не менее, держат в руках значительную часть капитала (Кобищанов Т. Ю. 2003: С.6 - 19).

Язык

Говорят на египетско-суданском арабском языке . Сильно различаются суданские диалекты оседлых (га’алийюн) и кочевых (гухайна) племен. Последние близки к диалектам юга Египта. На востоке страны племя хадариб говорит на одном из южно-хиджазских диалектов аравийско-арабского языка.

Прослеживается субстратное влияние нубийских языков (Родионов М. А. 1998: С. 242).

Образ жизни и быт

Сегодня большая часть арабов и близких им как территориально, так и этнически кушитов -беджа - это горожане и земледельцы-хлопководы. Лишь скромная часть арабов и беджа продолжает кочевать со своими стадами.

Но даже эту долю нельзя назвать единой. По организации труда, по культуре быта, даже по внешности различаются верблюдоводы, пастухи коз и так называемые «ковбои» - баггара , занимающиеся разведением крупного рогатого скота. В Нубии разводится древняя порода лошадей, в пустынях Беджа и Сахара - верховые верблюды. Среди арабов по-прежнему остаётся деление на племена со своими культурными особенностями, различными диалектами. Эта тенденция сохраняется даже в городах, где они предпочитают жениться на соплеменницах. Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери о отца; коллатеральные и прямые родственники). Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести; предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201), (Abu-Lughod L. 1986: P. 81-85).

Обработка земли в Судане представляет определённую проблему. Только 3 % территории являются пахотными, на севере Нил - единственный водный источник. Каждый клочок земли тщательно возделывается. По прежнему используются шадуфы (Доклад о развитии человека 2006: С. 164).

Национальная кухня арабов Судана близка к египетской. Традиционные блюда: фуль из бобовых с овощами, мясом, приправами, каша или плов. Спиртные напитки запрещены, в прошлом (вероятно, и сейчас) делались из сорго, проса.

Республика Судан, государство на северо-востоке Африки. Территория страны является частью обширной природной области Судан, которая простирается от пустыни Сахара до влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки.

По своей площади (2,5 млн. кв. км) Судан является крупнейшим государством на Африканском континенте. Численность населения - 41,98 млн. (оценка на июль 2010).

Территории, ставшие частью современного Судана, впервые были объединены в 19 в., а нынешние государственные границы были установлены в 1898. 1 января 1956 была провозглашена независимость Судана. Столица страны - Хартум.

Этнорасовый состав - негры (нилоты, нубийцы) 52 %, арабы 39 %, беджа (кушиты) 6 %, прочие 3 %.

Языки - арабский и английский официальные, нилотские языки, нубийский, беджа.

Религия.

Основная религия - Ислам. Мусульмане - сунниты 70 %, христиане - 5 %, аборигенные культы - 25 %.

Так как подавляющее большинство населения Судана является мусульманами, Ислам является государственной религией, начав здесь распространяться в 8 в. н.э.

Фактически всё население севера страны – мусульмане-сунниты. Исламом пронизаны все сферы общественного бытия, наиболее влиятельные политические партии созданы на базе исламских религиозных организаций. Религиозная же ситуация на юге характеризуется большим разнообразием: каждое племя исповедует свою религию (чаще всего анимистическую), значительная часть южно-суданского населения исповедует Христианство, которое активно насаждалось с середины XIX в. европейскими миссионерами-католиками, протестантами. Этот фактор играет большую роль в углублении проблемы юга. Его игнорирование приносит многочисленные социальные последствия, сказываясь на обычаях и индивидуальном поведении.

На севере страны существует большое количество мечетей и школ для изучения религиозных наук и Шариата (мусульманского права). Все это создает слой людей, умеющих читать и писать и владеющих знаниями в области различных наук. Это ведёт к повышению культуры, появлению писателей, поэтов и политиков.

На юге преобладает христианское население и распространено Христианство. Из Европы направлялись миссии, первой заботой которых было служение колонизаторам и разжигание национальных столкновений между севером и югом.

Опасность религиозного фактора заключается в использовании некоторых слоёв для достижения политических и экономических целей, при котором между народами усиливается межконфиссиональная и межрелигиозная рознь.

В религиозной, политической и культурной жизни страны большую роль играют тарикаты. Крупнейшие из тарикатов – Ансарийя (к нему принадлежат более 50% арабо-суданцев, живущих в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила), Хатмийя (другие названия – Хатымийя, Мирганийя), преобладающий на севере и востоке Судана и Кадирийя. В северном Судане есть много последователей Шазалийского и Тиджанийского тарикатов.

Почти все пришедшие в Судан переселенцы-арабы были мусульманами и распространение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских проповедников и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были суфиями, и придерживались тарика, и в Судане Ислам характеризовался преданностью мусульман своим духовным наставникам и приверженностью к аскетическому образу жизни.

Изначально они являлись объединением искренних и покорных Всевышнему мусульман, приобщенных к тайным знаниям.

Несмотря на многочисленность племен на севере страны, их объединяет арабский язык, являющийся общим для них, даже племена, которые не имеют никакой связи с арабскими родами, говорят на арабском языке, который является для них вторым языком. Его знание обусловлено их контактами с арабскими племенами, составляющими большинство на севере Судана.

Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского языка, это, прежде всего, кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и из Дарфура.

Древние и Средние века.

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой Ислам. Арабское влияние распространилось в основном на севере Судана.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году.

XIX век.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.

Махди Cуданский (1844?–1885).

Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, прозванный как «Махди» в 1881 году попытался объединить племена западного и центрального Судана. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и кровопролитиями. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 году восстание было подавлено англо-египетскими войсками.

Установив господство над Суданом в форме англо-египетского кондоминиума (1899 г.), английский империализм проводил целенаправленный курс на изоляцию южных провинций. В то же время англичане поощряли и разжигали межплеменные противоречия. Южане находились на положении граждан второго сорта. В стране была создана атмосфера взаимного недоверия и враждебности. Благоприятную почву среди южно-суданского населения находили подогреваемые англичанами сепаратистские настроения.

XX век

После окончания Первой мировой войны британские колонизаторы взяли курс на превращение Судана в страну-производитель хлопка. В Судане начала формироваться национальная буржуазия.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих Христианство. Таким образом, закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

Период независимости.

Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. 1 января 1956 Судан был провозглашён независимым государством.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось создавать федеративное государство, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 год.

Страна в XX веке пережила несколько военных и государственных переворотов (в 1958, 1964, 1965, 1969, 1971, 1985), однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с этнической разобщённостью и экономической отсталостью.

В 1983 Джафар аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами Шариата, основанными на Коране. Но в 1986 законы Шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству.

С начала 1990-х годов в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни. Всегда во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса.

В результате длительного колониального господства народы Судана получили в наследство множество проблем.

Получив независимость, Судан унаследовал и проблему юга страны, которая состоит в неравенстве уровней развития южных и северных регионов страны, в дискриминационной политике центральных властей по отношению к южным провинциям.

Судан культурный.

Омдурман, город-спутник Хартума, огромный африканский город с населением порядка миллиона человек. Это один из самых старых городов страны и своеобразные "ворота в сельский Судан". Мечеть Хамеда Ала Ниела (Намду Ниил), постоянно окружённый мусульманами, добавляет очарования облику Омдурмана.

В Омдурмане же находится здание, которое чаще всего фотографируется в стране – могила Махди – одного из самых уважаемых правителей Судана.

Недалеко расположена ещё одна достопримечательность Судана - Белт Аль-Халифа. Здесь экспонируются вещи, так или иначе имевшие отношение к вышеупомянутому Махди: флаги, вещи, оружие. В этом же здании можно увидеть интересную выставку фотографий, запечатлевших Судан во время восстания Махди.

Здесь же располагается лучший рынок страны. Тут можно купить уникальные драгоценности из серебра и другие украшения, а также заказать себе эксклюзивный сувенир из чёрного дерева, который будет исполнен на ваших глазах.

В Судане широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тиснёной кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком. Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на её становление оказала также литература Египта. Первые памятники фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э. и до второй пол. 19 в., литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, алимов и поэтов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхью ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Литература:

Густерин П. В. Города Арабского Востока. - М.: Восток-Запад, 2007. - 352 с. - (Энциклопедический справочник). - 2000 экз. - ISBN 978-5-478-00729-4

Густерин П. В. Санайская группа сотрудничества: результаты и перспективы // Дипломатическая служба. 2009, № 2.

Смирнов С.Р. История Судана. М., 1968 Демократическая Республика Судан. Справочник. М., 1973

Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана.

  • 2058 просмотров

СУДАНЦЫ, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада ; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая «своё» племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней