Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сандро боттичелли положение во гроб. Положение во гроб, или оплакивание христа со святыми

Поздние картины Сандро Боттичелли


Во Флоренции в то время гремели пламенные, революционные
проповеди фра Джироламо Савонаролы. И пока на городских площадях
сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения
искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца
флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная,
поразившая в первую очередь те самые чувствительные, искушенные умы,
что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным
построениям, искренняя потребность в обновлении, стремление опять
обрести прочные, истинные моральные и духовные устои были признаками
глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в
том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и
достигшего апогея 9 ноября 1494 года - в праздник Спасителя и день
изгнания Медичи.

Оплакивание Христа. 1495 г. Милан. Музей Польди
Пеццоли

Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне,
убежденным "пьяньони" (букв. "плакса" - так называли последователей
Савонаролы), испытал сильное влияние фра Джироламо, что не могло не
оставить глубокого следа в его живописи. Об этом красноречиво
свидетельствуют два алтарных образа "Оплакивание Христа" из мюнхенской
Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. Картины датируются
примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Сан Паолино и
Санта Мария Маджоре.


Align="center" border="0" height="600px;" width="700px;">

Положение во гроб. Сандро Боттичелл. 1495-1500 г.
Мюнхен. Старая Пиникотека.

Обличительные речи Фра Джироламо Савонаролы не оставило
Боттичелли безразличным; религиозные темы стали преобладающими в его
искусстве. В 1489-1490 годах он написал "Благовещение" для
цистерцианских монахов (ныне в галерее Уффици).


Благовещание. Сандро Боттичелли.

В 1495 году художник выполнил последние из работ для
Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой
ветви этой семьи, позднее прозванной "dei Popolani". В 1501 году
художник создал "Мистическое Рождество". Впервые он подписал свою
картину и поставил на ней дату.


"Мистическое рождество". Сандро Боттичелли.

В основе боттичеллевской драмы, глубоко личной,
наложившей печать на все его искусство, - полярность двух миров. С
одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая
культура с ее рыцарскими и языческими мотивами; с другой -
реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство
определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и
политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя
флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать
над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной
противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.


В поздних картинах Боттичелли - уже не робкая печаль, а
вопль отчаяния, как, например, в его двух "Оплакиваниях Христа" (в
Милане и Мюнхене), исполненных глубокой скорби. Тут линии фигур подобны
беспощадно нарастающим волнам.



В картине же "Покинутая" (Рим) мы видим
женскую фигуру, одиноко сидящую на каменных ступенях, с горем которой
Боттичелли, возможно, отождествляет свое собственное горе.

Рассказ о творчестве знаменитого флорентийского художника кватроченто (искусство ренессанса 15 века) Сандро Боттичелли может быть бесконечным. Однако нужно когда-то поставить точку в своем повествовании. И я постараюсь сделать это в этом заключительном посте.

Окончание столетия ознаменовалось для Флоренции пламенными, революционными проповедями фра Джироламо Савонаролы . И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные, искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.

Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные, истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года - в праздник Спасителя и день изгнания Медичи .

Боттичелли , живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным "пьяньони" (букв. "плакса" - так называли последователей Савонаролы), испытал сильное влияние фра Джироламо , что не могло не оставить глубокого следа в его живописи. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа "Оплакивание Христа" из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. Картины датируются примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре.

Оплакивание Христа, 1495 г, Милан, Музей Польди Пеццоли

Христианскую драму Боттичелли переживает прежде всего как человеческое горе, как бесконечную скорбь по невинной жертве, прошедшей крестный путь страданий и позорной казни. Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое. Содержание передано языком линии и цвета, претерпевшим к этому времени резкое изменение в творчестве мастера.

Обличительные речи Фра Джироламо Савонаролы не оставило Боттичелли безразличным; религиозные темы стали преобладающими в его искусстве . В 1489-1490 годах он написал "Благовещение " для цистерцианских монахов (ныне в галерее Уффици).


В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи, позднее прозванной "dei Popolani".

В 1501 году художник создал "Мистическое Рождество". Впервые он подписал свою картину и поставил на ней дату.

В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда.

Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему.

Эту священную сцену художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее "простонародным" языком. В своем чудесном "Рождестве" Сандро Боттичелли выразил стремление к обновлению и всеобщему счастью. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота.

В основе боттичеллевской драмы, глубоко личной, наложившей печать на все его искусство, - полярность двух миров. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами; с другой - реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.

Стремление к большей глубине и драматизму, явственно проявляется в зрелых произведениях Боттичелли этого периода. Одно из них - "Покинутая". Иногда встречается другое название этой картины - "Аллегория Добродетели".

"Покинутая", 1490 г., Рим, Собрание Роспиглиози

Сюжет картины, несомненно, взят из Библии: Фамарь, изгнанная Амноном (http://www.bottichelli.infoall.info/txt/3pokinut.shtml). Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины, и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию, и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка. Человек, раздавленный безнадежностью в этой бездушной, безжизненной среде, несомненно, духовный автопортрет самого Боттичелли.

«Клевета » - последняя картина Ботичелли на светскую тему. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62х91) заключено столько смысла и таланта. Картина была предназначена не для стены, а для хранения и рассматривания вблизи, как драгоценность.


Клевета, около 1490 г. , Галерея Уффици, Флоренция

Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса, известного в древности художника, описанной поэтом Лусианом. Лусиан сообщает, что живописец Антифилос, от зависти к более талантливому коллеге Апеллесу, обвинял его в вовлечении в заговор против египетского короля Птолеми IV, при дворе, которого находились оба художника.

Невинный Апеллес был брошен в тюрьму, но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности. Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину. Боттичелли выполнил сюжет по описанию.

Король сидит на троне в зале, украшенном скульптурами (справа на картине) . Рядом - аллегорические фигуры Невежества, Подозрения и Подлости , которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним.

Злость в черном, пристально смотрит на короля, протянув к нему левую руку. Правой рукой Злость тянет вперед Клевету. Клевета левой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. Правой рукой она тянет за волосы свою жертву, обнаженного юношу - Невиновность . Невиновность своей наготой показывает, что ничего не скрывает, но напрасно, Невиновность молит разобраться.

Зависть и Мошенничество стоят за спиной Клеветы, вплетая ей в волосы белые ленты и осыпая розами. Внешне прекрасные, женщины коварно используют символы чистоты, чтобы украсить Клевету.

Раскаяние , старуха в черном, стоит в стороне. С горечью она смотрит на Правду , стоящую слева, желая помочь Невиновности.

Правда, похожая на статую классической богини совершенной красоты, указывает вверх, к Тому, от кого зависит последнее суждение о правде и лжи. "Голая" Правда и Раскаяние отдалены от короля и остальных, не обращающих на них внимания. Правде нечего скрывать, в то время как другие скрывают намерения черной или цветной, яркой одеждой.

Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», указывает на то, что в картине Боттичелли «Последние две фигуры Раскаяние и Правда пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность ».

Самой душераздирающей, эмоциональной картиной позднего периода творчества Боттичелли является "Положение во гроб". Ее характеризуют угловатость и некоторая деревянность фигур. Тело мертвого Христа с его тяжело упавшей рукой предвосхищает некоторые образы Караваджо, а голова потерявшей сознание Марии приводит на память образы Бернини.

Положение во гроб, 1495-1500, Мюнхен, Старая Пиникотека

В этой работе Боттичелли поднимается до трагических высот, достигает необыкновенной эмоциональной емкости и лаконизма.

Следует заметить, что творчество Сандро Боттичелли стоит особняком в искусстве итальянского Возрождения. Боттичелли был сверстником Леонардо да Винчи, который ласково называл его "наш Боттичелли".

Но трудно его причислить к типичным мастерам как Раннего, так и Высокого Возрождения. В мире искусства он не был ни гордым завоевателем, как первые, ни полновластным Хозяином жизни, как вторые.

И без того раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала тяжелого испытания. Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело. В последние годы жизни (он умер шестидесяти четырех лет в 1510 г.) Боттичелли уже ничего не писал.

Изящные грациозные фигуры, застывшая пластика тел, грустные меланхолические лица, прекрасные глаза, не замечающие ничего вокруг... Никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с Сандро Боттичелли в богатстве поэтической фантазии, принесшей ему прижизненную славу. Но на три долгих столетия о его существовании забыли . Интерес к редчайшему из талантов Италии вновь возник только в середине XIX в., заворожив живописцев-прерафаэлитов неповторимостью манер и индивидуализацией художественных приемов, творческой субъективностью и лиризмом этого живописца. Боттичелли занял особое место в искусстве Раннего Возрождения не жадным любопытством к жизни и экспериментаторством, а страстным поиском внутренней чистоты и одухотворенности, особой целомудренностью, отличающими все образы в его картинах . Боттичелли пережил «войну гигантов», как назвали флорентийцы соперничество Леонардо да Винчи и Микеланджело, и появление многообещающего Рафаэля Санти.

Заказчики отвернулись от некогда знаменитого живописца. Душа его погасла. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, наполненном голосами их многочисленных потомков. Как художник он умер для мира. «Звезда его, по словам Макиавелли, — погасла раньше, чем закрылись глаза его».

Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в 1510 г, и 17 мая был похоронен на кладбище церкви Оньисанти во Флоренции, в городе, где расцвело его искреннее взволнованное искусство, сохранившее свою прелесть и очарование до дня нынешнего.

При подготовке материалов для данного сообщения были использованы следующие источники:

Н.А. Бердяев "Смысл творчества", библиотека "Вехи",

http://www.bottichelli.infoall.info/txt/3pozdn.shtml , http://smallbay.ru/bottichelli.html и другие источники, указанные в предыдущих постах.

На этом наш рассказ о творчестве Сандро Боттичелли закончен. Мне не удалось описать всех его работ, да это и не было целью этих постов. Основной целью их было познакомить читателей с его творчеством и зародить интерес к живописи эпохи Раннего Ренессанса. Кого это затронуло, тот найдет в себе силы и желание углубиться более глубоко в изучение его творчества.

Надеюсь, что поставленной цели я, может быть в неполной мере, но все-таки достиг. Об этом судить читателям

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?

Как мы видим, композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)

3. Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.


Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.


Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

4. Ощущение динамики

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.

Никодим также на пределе своих сил. Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.

Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

5. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.


Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители:

Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в обнаженном женском теле. Он даже увидел в нем аллегорию гласа Божьего

1 ВЕНЕРА . Согласно античному мифу, первый правитель мира — бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Капли крови Урана упали в море и образовали пену, из которой и родилась стоящая на раковине Венера. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи — первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Она скончалась во цвете лет от чахотки.
2 РАКОВИНА — символ женского лона, из которого выходит Венера.
3 ЗЕФИР — бог западного весеннего ветра. Неоплатоники отождествляли его с Эросом — богом любви. В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр, где та ступила на землю.
4 ФЛОРА — супруга Зефира, богиня цветов. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.
5 РОЗА — символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами.
6 КАМЫШ — символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.
7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) — одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и поэтому считалась спутницей Венеры.
8 ВАСИЛЕК — символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов.
9 ПЛЮЩ — это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность.
10 МИРТ — растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и поэтому считавшееся еще одним символом плодородия.
11 АЛАЯ МАНТИЯ — символ божественной власти, которой обладает красота над миром.
12 МАРГАРИТКА — символ невинности и чистоты.
13 АНЕМОН — символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного, и родился анемон.
14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО — символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин — вечнозеленое растение).

Обращение Боттичелли к языческому сюжету, да еще с обнаженной натурой, может, на первый взгляд, показаться странным: в начале 1480-х годов художник вроде бы посвятил себя христианскому искусству. В 1481-1482 годах Сандро расписывал Сикстинскую капеллу в Риме, а в 1485-м создал богородичный цикл: «Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой». Но это внешнее противоречие. Дело в том, что по мировосприятию Боттичелли был близок к флорентийским неоплатоникам — кружку, возглавляемому философом Марсилио Фичино, который стремился синтезировать античную мудрость с христианской доктриной.

Согласно представлениям неоплатоников, непостигаемый Бог все время воплощает себя в земной красоте, будь то красота телесная или духовная — одна без другой невозможна. Тем самым языческая богиня у неоплатоников становилась аллегорией гласа Божьего, несущего людям откровение прекрасного, через которое спасается душа. Марсилио Фичино называл Венеру нимфой Гуманности, «рожденной от небес и более других возлюбленной Богом Всевышним. Душа ее — суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность».

Такой синтез христианства и язычества присутствует и в работе Боттичелли. «Композиция «Рождения Венеры», — писала историк искусства Ольга Петрочук, — удивительным… образом заключает содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему «Крещения». Явление языческой богини уподобляется таким образом возрождению души — нагая, подобно душе, выходит она из животворных вод крещения… Немалая смелость понадобилась художнику и выдумка тоже немалая, чтобы заменить фигуру Христа победительной наготой юной женщины — сменив идею спасения аскетизмом на идею всевластия Эроса… Даже библейское «Дух божий носился над водами» здесь приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса, которое воплощают летящие над морем ветры».

«Венера» Боттичелли — первое изображение полностью нагого женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (как, например, при изображении Евы). И кто знает, не будь картины отважного художника, появились бы на свет «Спящая Венера» Джорджоне (ок. 1510) или «Венера Урбинская» Тициана (1538)?

ХУДОЖНИК

Сандро Боттичелли

1445 — Родился в семье дубильщика во Флоренции.
1462 — Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи.
1470 — Открыл собственную мастерскую.
1471 — Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность.
1477 — Написал картину «Весна».
1481-1482 — Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме.
1485 — Закончил работу над «Рождением Венеры». Написал богородичный цикл.
1487 — Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции.
1489 — Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции.
1494 — Закончил картину «Клевета Апеллеса».
1501 — Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб».
1505 — Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия».
1510 — Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.

В мюнхенском «Положении во гроб» Боттичелли угловатость и некоторая деревянность фигур, заставляющие вспомнить об аналогичной картине нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена, сочитаются с трагической патетикой барокко. Тело мертвого Христа с его тяжело упавшей рукой предвосхищает некоторые образы Караваджо, а голова потерявшей сознание Марии приводит на память образы Бернини.

В этой работе Боттичелли поднимается до трагических высот, достигает необыкновенной эмоциональной емкости и лаконизма.

Художник использовал готическую иконографическую схему - Богородица с мертвым Христом на коленях, мастерски вписав группу в многофигурную композицию.

Изображенные на фоне скалы с темным входом в пещеру и каменного саркофага, все фигуры сцены склоняются к ее центру, создавая напряженное внутреннее поле, наполненное их скорбью и трагизмом произошедшего. Их сдержанные, но выразительные жесты, интенсивные краски картины - все это производит неизгладимое впечатление высокой степени драматичного зрелища.

Мария скорбя, обнимает тело Спасителя, лежащее у нее на коленях - молодое прекрасное тело с совершенными пропорциями, словно мерцающее внутренним светом. Внимание привлекает упавшая рука Христа, этот мотив, применявшийся в средневековой скульптуре, благодаря Боттичелли обрел новую образную выразительность и станет отныне примером редкой удачи пластического завершения образа.

Первый ряд композиции образуют две симметричные склоненные фигуры - две Марии, обнимающие и целующие голову и ноги Иисуса. По краям саркофага расположены Апостолы: слева Павел с мечем в руках, справа Петр с ключами от Царства Небесного.

Некоторые исследователи относят его к концу 90-х годов; по мнению других, эта картина возникла позже, в первые годы XVI века, так же как и картины из жизни Св. Зиновия.

Душераздирающее «Положение во гроб» Боттичелли современно раннему «Оплакиванию» («Пьета») Микеланджело - одному из самых спокойных и гармоничных творений скульптора.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней