Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Советское изобразительное искусство. Изобразительное искусство и архитектура в ссср Живопись 30 х годов в ссср

1) Постановление XVI съезда ВКП /б/ «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР»(1930 г.); 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.

Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь ввиду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП /б/ в стране были распущены ряд творческих объединений --- Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом.. Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным -- в угоду техническому мышлению эпохи -- определение писателей как «инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингизхан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-- Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М.Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, A. Cypикова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова.

В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века -- 7-я симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о и том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и, как боец противопожарной команды, жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ» -- означающие «воздушная тревога». Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» -- таким был эпиграф к этому произведению.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою культуру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали», -- писал в те дни Д. Шостакович.

В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля Песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, Солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.

4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России Художественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-- технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А, Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики -- В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в

них шла о проблемах общечеловеческих.

Писатели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную, сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни -- понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь по-, колоний. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет «У озера» кинорежиссера С. Герасимова. Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-студий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художественной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

В целом художественная культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

5. Советская культура 80-х годов XX века Восьмидесятые годы -- время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов -- является возникновение мощного потока «возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-- историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентаций.

В силу специфики российской истории и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социально-экономических укладов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отставших от передовых держав, является то, что «нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствующей элиты, испытавшие на себе определенное влияние западной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне медленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавление этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.

Вместе с тем, идея необходимости преобразований постепенно проникала в умы государственных деятелей и именно государство начинало реформы. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне, и президентов. Отдельные из них были в числе первых, кто осознал и начал реформы. Это, конечно, Петр Великий, а отчасти и Александр I. Однако последний, возможно, как и его бабушка -- Екатерина II, не рискнули подобно Петру I поставить на карту собственную судьбу и начать радикальные преобразования, ломая сопротивление и апатию правящей элиты, да и в значительной мере -- народа.

ИСКУССТВО 30-Х ГОДОВ

1. Общая характеристика

Союз художников

23 апреля 1932 года ЦК партии принял постановление « О перестройке литературно-художественных организаций », которым были ликвидированы все существовавшие в 20-х годах художественные группировки и создана единая организация - Союз художников СССР .

Метод соцреализма

На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году А.М. Горький дал определение « метода социалистического реализма », подразумевающего творческое использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, активное участие искусства в современной жизни, изображение ее с позиций « социалистического гуманизма ». Продолжая гуманистические традиции предшествующего искусства, соединяя их с новым, социалистическим содержанием , «социалистический реализм» должен был представлять собой новый тип художественного сознания .

Официальное искусство

При этом предполагалось, что выразительные средства могут быть самые разнообразные даже в толковании одной и той же темы. Так, во всяком случае, говорилось. На деле же это было на многие десятилетия вперед

официально разрешенное свыше,

« идеологически выдержанное » (что главное),

тяготеющее к натурализму единственно возможное направление в искусстве, некое подобие диамату в науке,

запрещающее всякое инакомыслие художественного сознания,

при этом с четко отлаженным механизмом государственных заказов , планированных (для художников, угодных партии) выставок и наград . (314)

Темы искусства во всех видах и жанрах как будто предполагали разнообразие: от героики революции и Гражданской войны до трудовых будней , подсказанных и выдвинутых самой жизнью. Жанр портрета должен был оставаться одним из ведущих , поскольку реалистическое искусство всегда и прежде всего - исследование человека , его души, его психологии.

Такова была эта довольно расплывчатая на словах и очень жесткая на деле программа. Как она воплощалась - показало следующее десятилетие . Конечно, одна и та же тема может быть развита и раскрыта по-разному, как

в картинах Петрова-Водкина и Дейнеки,

пейзажах Рылова и Нисского,

портретах Кончаловского и Корина,

в графике Лебедева и Конашевича,

в скульптуре Мухиной и Шадра ,

как и в дальнейшем, не отступая от основных реалистических принципов видения натуры, по-разному работали и работают художники современности: В. Попков, Я. Крестовский, В. Иванов, В. Тюленев, Г. Егошин и др. (315)

Идеологизация искусства

Но «метод социалистического реализма», единодушно принятый на съезде « инженеров человеческих душ » в 1934 году, совсем не предполагал какой-либо свободы . Наоборот, художественное творчество все более и жестче идеологизировалось. Как писал один исследователь - В. Пискунов (автор говорил о поэтах, но это в полной мере относится и к художникам), « единым росчерком начальственного пера выбраковывались целые поколения и периоды», и как раз лучшие из мастеров «не удостоились попасть в соцреалистические святцы ». Это всегда следует помнить, читая отечественную историю советского периода.

Художественные выставки

Большие усилия в 30-е годы были приложены к формированию национальных художественных школ , к созданию многонационального советского искусства ». Декады национального искусства и республиканские выставки, участие представителей разных республик в тематических художественных выставках:

«15 лет РККА»,

«20 лет РККА»,

«Индустрия социализма» (1937),

«Лучшие произведения советского искусства» (1940),

в международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939),

в организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939 - 1940) –

одна из форм культурного общения народов СССР в эти годы.

Особенно большой была выставка «Индустрия социализма ». В ней участвовало свыше 700 художников Москвы, Ленинграда и других городов РСФСР и союзных республик; наряду с уже зрелыми мастерами на выставке дебютировала молодежь . Представленные произведения были посвящены « лучшим людям страны , ударникам пятилеток, новостройкам советской индустрии», что впоследствии стало о бязательным компонентом любой масштабной официальной выставки .

Академия художеств

В 1932 году были воссозданы закрытая в первые годы революции Всероссийская Академия художеств и позже - Институт живописи, скульптуры и архитектуры .

Попрание демократических принципов

Следует помнить, что 30-е годы - один из самых противоречивых и трагических периодов как в истории нашего государства, так и в его культуре и искусстве. Попрание гуманистических демократических принципов в жизни общества отразилось на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса - свобода самовыражения художника .

Искусству – роль «разъяснителя»

За все более жестким утверждением единственного стиля и образа жизни , при исключении из действительности какого бы то ни было проявления свободы выбора, все в большей мере декретировалась и единая художественная форма . Поскольку искусству отводилась роль «разъяснителя » директив в наглядной форме, оно, естественно превращалось в искусство иллюстрированное и прямолинейное (« понятное »), утрачивая всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств. (316)

Отрицание прав на свободу духа

Несмотря на демагогическое воспевание простого труженика - «строителя светлого будущего», отрицалось само право человека

на свободу духа ,

на свое видение мира ,

наконец, на сомнение - необходимый стимул к совершенствованию личности, к творческому созиданию.

Ибо что может быть губительнее для творчества, чем насаждение догматически единообразных форм прославления одной неправедно вознесенной над многомиллионным народом фигуры или нескольких фигур , или одной – и ложной - идеи ? Это привело к тому, что пути и судьбы художников все более и более расходились .

Два пути художников

Одни как бы - или в действительности - канули в небытие , другие стали « ведущими художниками эпохи » 30-х годов, судьбой одних было умолчание , безвестность и трагическое забвение , неизбежная фальшь и заведомая ложь сопровождали славу других .

Официальное искусство

Появились бесчисленные произведения вроде картин В. Ефанова и Г. Шегаля о « вожде, учителе и друге », «председательствующем» на съездах, бесчисленные портреты «вождя народов ». Ложно-оптимистически изображалась жизнь деревни в больших праздничных полотнах

С. Герасимов. Колхозный праздник. 1937

А. Пластов. Праздник в деревне. 1937

Все эти и им подобные картины выдавались за подлинную «правду жизни ». Они были полны той жизнерадостности , которая даже отдаленно не соответствовала истине , а ведь Горький именно « исторический оптимизм » считал одним из определяющих свойств «социалистического реализма ».

Фальсификация истории , гуманистических идей вела к психологической ломке творческой личности . И, в свою очередь, художник, создавая образ ложный , фальшивый, но построенный на принципах визуального правдоподобия , заставлял уверовать в него массы , которые были полны искреннего (а в 30-е годы особенно ярко выраженного) стремления к всеобщему счастью трудящегося человечества. Думается, в этом и заключается величайшая трагедия советского времени . (317)

Неофициальное искусство

Вместе с тем в искусстве 30-х годов можно назвать немало имен интересно работавших художников: Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский, Корин. Самая важная в жизни Корина картина « Русь уходящая » так и «не состоялась », и причина этого, как нам представляется, - художественная атмосфера тех лет.

В Ленинграде с 1925 году работала школа-мастерская Филонова . Под его руководством были исполнены оформление знаменитого издания финского эпоса «Калевала », декорации к «Ревизору ». Но в 30-е годы мастерская пустеет . Ученики покидают мастера. Подготовленная еще в 1930 году в ГРМ выставка работ Филонова так и не открылась . Ей суждено было состояться лишь через 58 лет .

2. Живопись

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ИОГАНСОН (1893 - 1973)

Ведущими становятся другие художники. Среди них главное место принадлежит Б.В. Иогансону (1893 - 1973), еще в 20-е годы написавшему такие произведения, как

Рабфак идет (Вузовцы). 1928

Советский суд. 1928

Узловая железнодорожная станция в 1919 году. 1928

представившему на выставке 1933 года «15 лет РККА» картину

Допрос коммунистов. 1933

а на выставке 1937 года «Индустрия социализма» - большое полотно

На старом уральском заводе. 1937

В обоих произведениях Иогансон стремится как будто бы следовать традициям , заложенным русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым . И действительно, художник умеет изобразить « конфликтные ситуации », столкнуть характеры . При общем «благолепии » бесконечных « колхозных праздников » и бесчисленных изображениях « вождя, учителя и друга » это уже достоинство мастера . Оно сказывается прежде всего в композиционном решении .

Конфликтные ситуации

В «Допросе коммунистов» это столкновение двух разных сил , пленных и врагов, в «Урале Демидовском» (второе название картины «На старом уральском заводе») - рабочего и заводчика , взгляды которых по воле художника скрещиваются совсем как взгляды рыжебородого стрельца и Петра в суриковском «Утре стрелецкой казни». Сам процесс работы - Иогансон шел от описательности, дробности, многословия и перегруженности композиции к решению более лаконичному и строгому, где весь драматический конфликт строится на столкновении двух враждебных друг другу миров , - традиционен. Даже замена местоположения женской фигуры - в поисках более типичной ситуации – с первого плана в раннем варианте на мужскую - в окончательном («Допрос коммунистов») чем-то напоминает поиск решения Репиным в «Не ждали».

Большие потенциальные колористические возможности проявлены в этих картинах, особенно в первой, где контрасты светотени , резкие вспышки густо-синего, коричнево-красного, белого усиливают настроение трагизма происходящего . Но в итоге - полный проигрыш .

Неуместная сатира

Художнику изменяет простой вкус , ибо он обращается к сатире, шаржу , столь неуместным в живописном произведении .

Если уж коммунисты - то даже в руках врага бесстрашно на него надвигающиеся ;

если «белогвардейцы » то непременно истерики (вздернутое плечо, отвратительно красный затылок, поднятый хлыст и т. д.);

если заводчик - то взгляд его ненавидящ , но и неуверен,

если рабочий - то полон превосходства , достоинства, гнева и внутренней силы.

Фальшь в произведениях Иогансона

И все это нарочито, излишне, педалированно - и от этого теряет смысл и становится фальшью . (Хотя таких людей на самом деле и таких ситуаций было немало.)

Как историко-революционные полотна Бродского ,

как портреты Ряжского,

эти произведения Иогансона выразительно иллюстрируют развитие отечественного искусства и именно в этом смысле (а не традиционном), действительно, могут считаться « классикой советского искусства ».

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899 – 1969)

В 30-е годы много работает Дейнека.

Лаконизм деталей,

выразительность силуэта,

сдержанный линейный и цветовой ритм –

основные принципы его искусства . Бывшие «остовцы» остаются верны в целом своим традициям . Тематика становится разнообразнее: это жанр, портрет, пейзаж . Но что бы они ни писали, во всем проявляются приметы времени.

Для выставки «20 лет РККА» Дейнека написал одно из поэтичнейших и романтических произведений

Будущие летчики. 1938

три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе , будущие его покорители. Этот романтизм выражен и колоритом - сочетанием

темно-синей воды,

серо-голубого неба,

солнечного света, заливающего набережную.

Зрителю не видны лица мальчишек , но всем строем картины передано ощущение жажды жизни, душевной открытости . Много картин Дейнеки этих лет посвящено спорту .

Акварели Дейнеки

Многоликий мир Европы и Нового Света открылся в его акварелях , написанных им после поездки за границу в 1935 году:

Тюильри. 1935

Улица в Риме. 1935

и другие, конечно, с «позиции» советского человека, у которого «собственная гордость».

Официально признанные художники создавали иллюзорный образ ликующей праздничной жизни 30-х годов , столь не соответствующий действительности . Так, ощущение новой строящейся жизни передает Ю. Пименов в картине

Ю. Пименов. Новая Москва. 1937

Импрессионистские тенденции живо ощущаются в мгновенности

впечатления, умело переданного как бы от лица сидящей за рулем женщины , в богатстве света и воздуха , в динамичности композиции . В яркой праздничной гамме также подчеркивается образ новой Москвы .

Замечательные художники

В эти годы продолжают работать и такие замечательные художники , как Н. Крымов (1884-1958), А. Куприн , каждый из которых своими индивидуальными средствами создавал эпически-величавый образ Родины

А. Куприн. Речка. 1929

А. Куприн. Летний день в Тарусе. 1939/40

А. Куприн. Тиамская долина. 1937

Живописно щедры, романтичны многие крымские и среднерусские пейзажи А. Лентулова , полны жизни и его натюрморты

А. Лентулов. Натюрморт с капустой. 1940

поражаешься жизнерадостности многих произведений художников в эти страшные годы. (320)

Всей живописно-пластической структурой полотна стремился выразить дух современности , напряженные ритмы новой жизни Г. Нисский , изображающий стоящие на рейде линкоры, летящие в морском просторе парусники, уходящие вдаль линии железнодорожных путей

Г. Нисский. На путях. 1933

Можно сказать, что в сравнении с 20-ми годами в 30-е годы расширяются географические рамки пейзажа как жанра . Художники едут на Урал, в Сибирь , на Крайний Север, в Крым . Родина - эта огромная территория многонационального государства - дает богатые впечатления живописцам , в пейзажах которых превалирует одна идея: природа нашей страны , представленная мастерами во всей ее щедрости и прихотливой изменчивости освещения в разное время суток и года,- это не просто символ красоты родной земли, но и символ времени , она так или иначе обновляется трудом миллионов людей. Художники национальных республик с любовью запечатлевают приметы нового в своей стране.

МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ САРЬЯН

М. Сарьян пишет прекрасные пейзажи, портреты

Портрет архитектора А. Таманяна

Портрет поэта А. Исаакяна

и натюрморты. Зеленые долины , ослепительные снежные горы Армении , ее древние храмы и новые, вторгающиеся в ее суровые пейзажи стройки

Алавердский медеплавильный завод. 1935

Сбор винограда. 1937

Цветы и фрукты. 1939

великолепны, озарены ярким талантом прирожденного живописца, его поразительной декоративной щедростью.

О новом облике Армении свидетельствуют пейзажи Г. Гюрцжяна, Ф. Терлемезяна , образ новой Грузии дан в полотнах А. Цимакуридзе, В. Джапаридзе, Е. Ахвледиани .

ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОНЧАЛОВСКИЙ

Интенсивно развивается в 30-е годы портрет. П.П. Кончаловский написал целую серию прекрасных портретов деятелей культуры:

В. Софроницкий за роялем. 1932

Портрет С. Прокофьева. 1934

Портрет В. Мейерхольда. 1938

В последнем, как всегда у Кончаловского, цвет открытый, звонкий , но он дан в контрасте с напряженным взглядом Мейерхольда и его позой, что вносит в образ нечто тревожащее . Это и неудивительно: до его ареста и гибели осталось немного дней . (321)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ

После почти 15-летнего молчания с рядом портретов советской интеллигенции выступил М. Нестеров

Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930

Портрет И.П. Павлова. 1935

Портрет хирурга Юдина. 1935

Портрет В.И. Мухиной. 1940

Кого бы ни изображал Нестеров,

будь то Павлов с его молодым задором, волевой, собранный, одухотворенный, лаконичный и выразительный жест рук которого лишь резче подчеркивает его неуемную, динамичную, «взрывчатую» натуру;

скульптор Шадр , стоящий в сосредоточенном раздумье у гигантского мраморного торса ;

хирург ли Юдин

или художница Кругликова , -

он прежде всего подчеркивает, что люди эти творцы , и смысл их жизни - в творческих исканиях в искусстве или в науке. В портретах Нестерова есть классическая мера, простота и ясность , они исполнены в лучших традициях русской живописи , прежде всего В.А. Серова .

ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ КОРИН (1892-1971)

По пути Нестерова в портрете идет его ученик П. Д. Корин (1892-1971), он также подчеркивает интеллект, внутреннюю сложность человека , но манера письма его иная,

форма жестче, четче,

силуэт острее,

рисунок экспрессивнее,

колорит суровее.

К. Магалашвили

Интерес к творческой интеллигенции еще в 20-е годы проявляет и грузинская художница К. Магалашвили

Портрет скульптора Я. Николадзе, 1922,

Портрет живописца Елены Ахвледиани, 1924,

Портрет пианистки и. Орбелиани, 1925

В 1941 г. она пишет

Портрет пианистки В. Куфтиной. 1941

С. Салам-заде

Азербайджанский художник С. Салам-заде избирает своей темой облик человека труда

С. Салм-заде. Портрет хлопкоробки Маюш Керимовой. 1938

3. Монументальная живопись

Монументальное искусство

30-е годы были определенным этапом в развитии всех видов монументального искусства . (322)

Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ,

канала имени Москвы ,

строительство метрополитена в столице ,

клубов, дворцов культуры, театров, санаториев и пр.,

участие советских художников в международных выставках вызвало к жизни многие произведения

монументальной скульптуры,

монументальной живописи,

декоративно-прикладного искусства.

Художники Москвы, Ленинграда, других городов РСФСР и национальных республик, сохранившие и творчески переработавшие традиции и формы национального искусства, считали главными проблемы синтеза искусств .

Монументальная живопись

В монументальной живописи ведущее место принадлежит А.А. Дейнеке, Е.Е Лансере. Последний сложился как художник еще до революции. В 30-е годы он исполняет

росписи в Харькове, Тбилиси .

Роспись ресторанного зала Казанского вокзала в Москве

Посвящена дружбе и единению народов , рассказывает о природных богатствах страны .

Живопись ресторанного зала гостиницы «Москва»

основана на традициях итальянской иллюзорной плафонной живописи , прежде всего венецианца Тьеполо.

Монументальной живописью в эти же годы занимались также В. Фаворский, А Гончаров, Л. Бруни . В росписи

Фаворский. Роспись Дома моделей в Москве. 1935 (граффито, не сохр.)

Фаворский добился синтеза архитектуры и живописи , работа эта оказала огромное влияние на его учеников.

4. Скульптура

4.1 Памятники

В скульптуре много работали и старые мастера , заявившие о себе еще в первые годы советской власти, и молодые . Следует отметить, что в 30-е годы во всех видах и жанрах скульптуры - в портрете, статуарной композиции, рельефе - стало заметно тяготение к идеализации натуры . Особенно это сказалось в монументальной скульптуре, представленной в конкурсах на многочисленные памятники. (323)

МАТВЕЙ ГЕНРИХОВИЧ МАНИЗЕР (1891 – 1966)

Знаменательно, что в конкурсе на памятник Чапаеву (для города Самары) и Шевченко (для Харькова) победителем оказался М. Манизер, продолжатель академической школы русской скульптуры с ее тяготением к повествовательности и идеализации .

Памятник В. И. Чапаеву. Самара. 1932

Памятник Т.Г. Шевченко. Харьков. 1935

В памятнике Шевченко Манизер представил поэта прежде всего борцом, обличителем самодержавия .

Эта идея усилена тем, что его фигуре противопоставляется печальный образ батрачки , условно названный позже именем героини его поэмы «Катерина»

Катерина.

(одна из 16 фигур, олицетворяющих « этапы борьбы украинского народа за свое освобождение»). Памятник рассчитан на круговой осмотр и поставлен у входа в парк (автор постамента арх. И. Лангбард).

В 1936-1939 годах Манизер исполняет (вместе с учениками) ряд статуй для станции Московского метрополитена «Площадь Революции ». Эту работу вряд ли можно назвать удачной, что усугублялось тем, что ограниченность пространства , низкие арки препятствовали органическому синтезу архитектуры и скульптуры.

Лирическая скульптура

В скульптуре лирического плана, искусно моделированной, глубоко поэтичной, продолжает работать А. Т. Матвеев . Замечательные портретные произведения создает Я. Николадзе

Я. Николадзе. Портрет Г. Табидзе. 1939

Я. Николадзе. Бюст И. Чавчавадзе. 1938

Тонко-психологические или острохарактерные образы - в портретной скульптуре С. Лебедевой

С. Лебедева. Портрет В. Чкалова. 1937 (Этюд, бронза)

На самостоятельный творческий путь вступают в эти годы молодые скульпторы . Для них также первостепенными являются проблемы синтеза скульптуры и архитектуры .

ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА (1889 – 1853)

Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь», устроенной в Париже. Советский павильон был построен по проекту Б.М. Иофана . Скульптурную группу для него сделала В.И. Мухина .

Еще в 1922 - 1923 годах по плану монументальной пропаганды она исполнила полную страстного, бурного движения фигуру , олицетворяющую « пламя революции ». (324)

Крестьянка. 1927

В 1927 году ею создана станковая скульптура крестьянки ,

утяжеленные и крепко сбитые объемы,

лаконичная, выразительная пластика

которой свидетельствуют о постоянном интересе к монументальному обобщенному образу .

В портретах 30-х годов она нашла вполне современный язык реалистической скульптуры, основанной на классических образцах.

Доктор А. А. Замков. 1935

Архитектор С.А. Замков. 1935

Но более всего мастера интересуют принципы синтеза архитектуры и скульптуры .

Рабочий и колхозница. 1937

Одно из оригинальных решений и дала Мухина в работе для Международной выставки. Здание Иофана завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном , который совершенно органично венчала скульптурная группа .

Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот . Трудно было найти более цельное, емкое решение этой темы, чем нашла Мухина. От скульптурной группы исходит могучее движение , которое создает стремительный порыв фигур вперед и вверх . Экспрессивно трактованы складки одежд и шарфа . Легкость, серебристый блеск нержавеющей стали , в которой выполнена скульптура, еще более усиливают динамическое впечатление . Скульптор-новатор Мухина сумела воплотить в этом произведении идеал целой эпохи .

Работа с Иофаном

Совместная работа Мухиной с архитектором Иофаном привела к художественному единству простой, конструктивно-целостной архитектуры и пластически богатых, лаконичных, завершенных скульптурных форм . Причем роль скульптуры здесь превалирующая. Здание, облицованное мрамором с тягами из нержавеющей стали, по сути, лишь постамент для нее, скульптура естественно завершила вертикальные архитектурные ритмы , придала зданию архитектоническую завершенность. Это один из самых выразительных памятников , исполненный в соответствии с некогда задуманным « планом монументальной пропаганды ». Поставленный сейчас на низкий постамент , он потерял всю свою монументальность . (325)

Декоративная скульптура

В эти годы скульптор много работает декоративной скульптуре , а также завершает работу Шадра над начатым им в 30-е годы

Шадр. Памятник А.М. Горькому. 1951

установлен в Москве перед Белорусским вокзалом.

4.2 Анималистическая скульптура

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВАТАГИН (1883 – 1969)

В 30-е годы интересно развивается анималистическая скульптура, где несомненно выделяются имена двух мастеров - В. Ватагина , прекрасно знающего не только особенности, но и психологию животных, много работающего

в дереве

Гималайский медведь. 1925

и бронзе

Тигр. 1925

ИВАН СЕМЕНОВИЧ ЕФИМОВ (1878 – 1959)

и И. Ефимова, исполнявшего свои произведения в самых разных материалах более обобщенно, декоративно , чем Ватагин, и наделяющего зверя чертами антропоморфизма

Кошка с шаром. 1935 (фарфор)

Петух. 1932 (кованая медь).

Драгоценнейшая часть творчества обоих - их рисунки.

5. Графика

5.1 Книжная иллюстрация

Владимир Андреевич Фаворский (1886 – 1964)

В графике этих лет ведущее место продолжают занимать иллюстраторы книги . В.А. Фаворский , который и сам работает очень интенсивно - гравюры на дереве

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»,

Иллюстрации к «Vita Nova» Данте,

Иллюстрации к «Гамлету» Шекспира

возглавляет целую школу графиков . (326)

А. Гончаров с высокопрофессиональными, глубоко проникновенными иллюстрациями к Смолеттy и Шекспиру обслуживает особого внимания в ряду его учеников. В целом, однако, гравюра на дереве оттесняется на второй план литографией , а также рисунком - углем и черной акварелью .

Ленинградская школа

В 30-е годы в искусство ксилографии новую ногу вносит ленинградская школа , в которой больше изящества, идущего еще от «мирискуснических» традиций . Это работы Л. Хижинского , начавшего творческий путь на Украине, Г. Епифанова, Н. Фандерфлита , С. Мочалова , рано умершего Н. Алексеева . Мастерами станковой графики, певцами элегического акварельного пейзажа были В. Пакулин и Н. Тырса , ритмы нового, индустриального Ленинграда запечатлевают акварели Н. Лапшина .

Георгий Семенович Верейский (1886 – 1962)

С середины 30-х годов почти исключительно в технике офорта и литографии работает Г. Верейский (более 50 раз изобразил он актера В.П. Ершова , добиваясь глубины психологической характеристики ).

Константин Иванович Рудаков (1891 – 1949)

В самых разных техниках и жанрах работал блестящий рисовальщик К. Рудаков (иллюстрации к Золя и Мопассану , станковые графические изображения жизни Западной Европы, портреты современников)

Портрет художницы И.К. Колесовой. 1936 (акв.)

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 – 1995)

Плеяда молодых графиков выступает с иллюстрациями к русской и советской классике. Д. Шмаринов , ученик Д. Кардовского, делает полные сурового, трагического чувства

Иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Достоевского. 1935 - 1936

изящные и простые рисунки

Рисунки к «Повестям Белкина». 1937

Серия рисунков к«Петру I » А. Толстого. 1940

Иллюстрации к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова. 1939 - 1940

Рисунки к «Петру I », по сути, целые исторические композиции с яркими характерами, с прекрасной передачей в эскизной манере самого духа петровской эпохи . Шмаринов обошел многие бытовые подробности, чтобы придать серии высокий эпический стиль. (327)

Евгений Адольфович Кибрик (1906 - 1978)

Е.А. Кибрик (1906 - 1978) исполняет полные пленительной простоты и тонкого ощущения галльского духа

Иллюстрации к «Кола Брюньону». 1936

Иллюстрации к «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера. 1938

Позднее Кибрик писал: «Всю жизнь я стремился воплотить один образ. Это образ доброго, смелого, веселого человека . Он любит жизнь и людей . Он борется со злом . Ему хочется подражать . Этот образ выступал в моем творчестве то в лице бургундца, то фламандца, то украинца, то русского » (4, с. 15). (328)

Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964)

С.В. Герасимов в черных акварелях создает темпераментные и сильные характеры героев

Иллюстрации к повести «Дело Артамоновых» А.М. Горького. 1938 – 1939

Кукрыниксы

Кукрыниксы (союз трех художников - М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова ), еще в 20-е годы заявившие о себе как художники-сатирики , иллюстрируют в основном сатирические произведения

Иллюстрации к «Господам Головлевым» М.Е. Салтыкова-Щедрина

или отдельные (сатирические) эпизоды в литературных сочинениях

Иллюстрации к «Климу Самгину» М. Горького

Детгиз

Ленинградские художники К.И. Рудаков, Н.А. Тырса работают над западной и русской классикой , В.В. Лебедев и Е.И. Чарушин - над детской литературой , сохраняя каждый свое творческое лицо. Вокруг Детгиза во главе с В. Лебедевым организовалась целая группа замечательных ленинградских графиков высокой культуры: Ю. Васнецов, В. Курдов, В. Конашевич и многие другие.

«Пушкиниана»

100-летие со дня смерти Пушкина в 1937 году вызвало к жизни целую « пушкиниану »

рисунки и акварели Н. Ульянова , посвященные пушкинским местам,

серии Л. Хижинского ,

литографии П. Шиллинговского

«Какое великое счастье, что у России есть Пушкин . Всю нашу жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце !» - писал позже незаурядный график, мастер острого рисунка Н. Кузьмин , иллюстрировавший «Евгения Онегина» в «пушкинской манере» (5, с. 50).

Национальная литература

Интерес к национальной классической литературе повсеместен. Широкую известность обрели иллюстрации С. Кобуладзе

С. Кобуладзе. Иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 1935 – 1937

Возвышенная приподнятость героических характеров достигается

чеканностью пластической формы,

выверенностъю композиции ,

почти скульптурной осязательностью в передаче антуража,

отбором главного в нем.

Цикл гуашей , посвященных Давиду Сасунскому , исполнил Е. Кочар (1939).

6. Архитектура

Конкурс на Здание Дворца Советов в Москве

Многие (бр. Веснины, М. Гельфрейх, Б. Иофан, М. Гинзбург, даже ш.-э. Корбюзье) известные архитекторы участвовали в конкурсе на Здание Дворца Советов в Москве. Победил проект многоярусного здания , обнесенного колоннами, со статуей В.И. Ленина наверху. Так кубистический Мавзолей мог оказаться в близком соседстве с гигантским сооружением , претендующим на некоторое подо бие классицистической архитектуры. Но проекту не суждено было осуществиться .

Павильоны на ВСХ

Соперничество между конструктивизмом и неким подобием классицизма наблюдается и в архитектуре 30-х годов с явным преобладанием последнего к концу десятилетия. В 1937 - 1939 годах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке возводятся олицетворяющие республики огромные павильоны в псевдонациональном духе .

Московский метрополитен

С середины 30-х годов строятся первые станции Московского метрополитена

с роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура, гризайль, фреска, витраж, разные сорта мрамора, бронза светильников и решеток и т. д.)

и перегруженным советской символикой из серпа, молота

и пятиконечных звезд декором .

Сталинский ампир

Помпезность, чрезмерная парадность , иногда даже в ущерб удобству и здравому смыслу

огромные колоннады,

башни со шпилями , обильно украшенные нелепой скульптурой , в которой формы, претендующие на классицистические, исполнены как бы рукой варвара,

гигантские пролеты-арки ворот , несоразмерные человеку, что само по себе уже нарушает законы архитектоники, идущие от классического искусства

прочно укрепились в более позднее время и были подвергнуты критике только к концу 50-х годов . Но в народе до сих пор держится меткое ироническое название «сталинский ампир».

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

32. Искусство 20-30-х годов

Основные идеи и направления в развитии искусства. Живопись. В межвоенный период в искусстве появились новые течения и направления, развивались старые. До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм. Мир тогда представлялся достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и предпочтения могли оказаться в выборе жанра, композиции, в предпочтении формы или цвета.

Первая мировая война и послевоенная нестабильность привели к тому, что мир потерял свою гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистичное отражение вроде бы теряло смысл. Произошло изменение в понимании художника. Она заключалась не в адекватном отражении мира, а в выявлении художником его видение мира. А такое понимание мира могло подняться, например, до определенного соотношения линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизм. Основателем его был русский художник Василий Кандинский. Сюрреалісти (сюрреализм по-французски означает надреалізм) во главе с Сальвадором дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют предметы, их можно познать, но иногда они странно выглядят и находятся в необычных композициях, как в сновидениях.

Одним из новых направлений в литературе и искусстве был авангардизм. Авангардизм - условное название многих антиреалістичних течений в литературе и искусстве XX в. Возник на почве анархического, субъективного миропонимания. Отсюда разрыв с предшествующей реалистической традиции, формалистические поиски новых средств художественного выражения. Предшественниками авангардизма были модернистские направления первой трети XX вв. - фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и додекафония в музыке. Среди представителей авангардизма и неоавангардизма - художники П.Мондріан, СДалі, писатели Р.Деснос, А.Арто, С.Беккет, композиторы-С.Буссоті, Дж.Кейдогс.

Модернизм - основное направление искусства эпохи 20-30-х годов, характеризующееся разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства. Зародился в 20-30-х годах XX ст., охватил все виды творчества. Художники-модернисты Е.Кірхнер, Д.Енсор, Е.Мунк, Е.Нольде, В.Кандинський, П.Клеє, О.Кокошка предлагали intuitionism и автоматизм в творческом процессе-использование физических свойств геометрических фигур и цвета, отказ от иллюзий пространства, деформацию предметов в изображении символов, субъективизм в содержании.

Реализм - одна из основных свойств искусства и литературы, которая заключается в стремлении к правдивому объективного отражения и воспроизведения действительности в формах, которые ей соответствуют. В более узком смысле - течение в искусстве, что противостояла модернизма и авангардизма в межвоенный период XX в. ее представителями были, в частности, художники Ф.Мазерель (Бельгия), Фужером и Таслицкий (Франция), р. гуттузо (Италия), Г.Ерні (Швейцария).

Театр. Весомых успехов было достигнуто в области театрального искусства и киноискусства. Это касается прежде всего стран Западной Европы и США. Достаточно полно происходило развитие театрального искусства в США. Здесь было основано театры, в которых работали режиссеры Г.Клерман, Е.Казан, Л.Старсберг, Р.Маму-лян актеры - К.Корнелл, Дж.Баррімор, Х.Хейс, Е.Ле Гальєнн. В репертуаре были пьесы молодых американских драматургов К.Одетса, " ю.о"нила, ДжЛоусона, А.Мальци и др.

Кино. Кинопроизводство в США начинается с 1896 p., с 1908 г. сосредоточивается в Голливуде. Выдающаяся фигура американского кино в те годы - режиссер Д.У.Гріффіт, который в своих исторических фильмах заложил основы кино как самостоятельного искусства. Этому способствовала деятельность режиссеров Т.Х.Інса, который положил начало фи-льми-вестерны, и М.Сеннетта, обозначена высокой профессиональной культурой. Крупнейшим мастером кинокомедии стал Чарли Чаплин. Популярные звезды 20-30-х годов - М.Пікфорд, Д.Фербенкс, Р.Валентіно, Г.Гарбо, Л.Гірш, Б.Кітон, К.Гейбл, Ф.Астор, Г.Купер, Х.Богарт. В это время В. Дисней разработал основы мультипликационно- , го фильма. Следует отметить, что среди фильмов были и такие, что поднимали интеллектуальные проблемы, например, "Гражданин Кейн" (1941 p., режиссер О.Уеллес).

В СССР развитие киноискусства происходил в том же направлении, что и в других странах, но имел свои особенности, связанные с существованием тоталитарного государства. В 20-30-е годы были сняты фильмы "Броненосец "Потемкин", "Чапаев", творили выдающиеся режиссеры Эйзенштейн, а. довженко и другие.

В других частях мира киноискусство находилось в зачаточном состоянии, зато активно развивалось театральное искусство. Исключение составляла Индия, где первый фильм был снят еще в 1913 г. В 30-х годах здесь было выпущено картины "Алам Ара" режиссера Иране, "Девдас" режиссера Баруа.

Архитектура. В искусстве 20-30-х годов продолжался интенсивный поиск ответа на вопрос о роли и месте человека в обществе, о принципах ее взаимодействия с окружающей средой и о будущем человечества. Французский архитектор Ле Корбюзье рассматривал архитектуру как составную часть общественного прогресса и отдавал предпочтение разработке удобных жилых домов и комплексов, поддерживал необходимость серийного проектирования и индустриализации строительства. С помощью архитектуры зодчие пытались ликвидировать существующую несправедливость, усовершенствовать общество. Появилась идея рассредоточить население крупных городов в городах-спутниках, создать "город-сад". Подобные проекты осуществляли в Англии, Франции, Голландии. В разных формах идею гармоничного сочетания человеческого жилья и природы реализовали в США, Финляндии, Чехословакии, Швеции и других странах. ее подхватили в СССР, но при этом выхолостили суть, сведя к пропагандистских лозунгов. "Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!" - писал поэт В.маяковский в 1929 г. о развитии города Кузнецкая. Однако и до сих пор там преобладает добывающая и металлургическая промышленность и слабой остается общественная инфраструктура.

В странах с тоталитарным режимом искусству стремились навязать идеи превосходства одного общественного строя над другим, привить символы вечности и незыблемости существующей власти, которая заботится о благосостоянии народа и его духовную чистоту. В архитектуре и скульптуре Германии и Италии воплощались идеи беспрекословного повиновения, национального и расового превосходства, культивировались сила и грубость. В СССР поддерживали тех художников, которые сумели отчетливее и убедительнее показать пафос социалистического строительства и заслуги в нем большевистской партии и ее вождей. Выдающимся явлением интернациональной художественной культуры здесь долгое время называли скульптурную группу В.Мухіної "Рабочий и колхозница", созданную специально для Всемирной выставки 1937 г. в Париже.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48. 48. План Маршалла и его значение для восстановления Европы
49. 49. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в 1945-1998 гг.
50. 50. Соединенные Штаты Америки
51. 51. Канада
52. 52. Великобритания
53. 53. Франция
54. 54. Германия
55.

Владимир

1 вопрос Положение в области культуры и образования Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, являлось осуществление кардинальных преобразований в сфере культуры и образования. В связи с тем, что большинство населения Украины не умело Читати и писать, были приняты действенные меры по ликвидации массовой неграмотности. В 1921 г. была создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью. Благодаря ее усилиям к 1927 г. в Украине научились Читати и писать 2 млн. человек. В 1928/1929 учебном году численность учащихся в школах возросла до 2,6 млн. человек, хотя еще почти третья часть детей школьного возраста не посещала школу. Но уже в 1932/1933 учебном году в Украине насчитывалось 21,7 тыс. школ, в которых обучалось 4,5 млн. учащихся. В 1934 г. было установлено три типа общеобразовательных школ: начальная (четырехлетний курс обучения), неполная средняя (семилетний), средняя (десятилетний). В это же время закончился переход к обязательному всеобщему начальному образованию, а в городах - всеобщему семилетнему. К концу 30-хгг. неграмотность среди взрослого населения в основном была ликвидирована. Значительным недостатком в развитии народного образования являлось то, что в учительской среде 30-хгг. было еще мало подготовленных специалистов, людей с высшим образованием. Почти треть педагогов имела незаконченное среднее образование. Еще меньше учителей имели специальное педагогическое образование. 133 Быстрыми темпами происходило формирование новой интеллигенции. Основную роль в этом процессе играли высшие и средние учебные заведения. Если в 1914-1915 учебном году в Украине насчитывалось 88 средних специальных учебных заведения, в которых училось 12,5 тыс. учеников, то в 1940-1941 учебном году их было уже 693, а число учащихся в них увеличилось до 196,3 тыс. человек. Массовая образовательная кампания проводилась на украинском языке. Благодаря деятельности народного комиссара по вопросам образования Н.Скрыпника более 80\% общеобразовательных школ и 30\% высших учебных заведений осуществляли обучение исключительно на украинском языке. Аналогичное возрождение переживала украинская печать. К 1927 г. на украинском языке в республике печаталось более половины книг, ав 1933 г. из 426 республиканских газет 373 выходили на украинском языке. В украинской литературе 20-хгг. сочетались демократические и революционные традиции. В это время сформировалось яркое революционно-романтическое течение, которое представляли П.Тычина, В.Чумак, В.Сосюра, Н.Бажан. Активно выступали представители других творческих течений - М.Рыльский, П.Филиппович и др. Значительным событием в литературной жизни были памфлеты Н.Хвылевого, новеллы и рассказы Г.Косынки, сатира и юмор О.Вишни, драматургия и проза Н.Кулиша, И.Днепровского, А.Головко. Характерной особенностью литературного процесса в Украине в 20-х гг. было возникновение и распад многих литературных организаций, таких как "Гарт", "Плуг", "Авангард", "Молодняк", "Нова генерація" идр. В 1925 г. возникла Вольная академия пролетарской литературы (ВАПЛИТЕ), идейным руководителем которой был Н.Хвылевой. Все это свидетельствовало о настоящем возрождении украинской литературы и культуры в целом. Однако на литературный процесс отрицательно повлияла подмена общечеловеческих ценностей классовыми, что привело к идеологизации всего искусства. А в конечном итоге - к беспочвенным обвинениям многих деятелей искусства в "национализме". В центре этой кампании одним из первых оказался Н.Хвылевой. В 20-хгг. в Украине интенсивно происходило становление украинского советского театра, связанное с творчеством таких мастеров сцены, как Л.Курбас, Г.Юра и др. Развивались все виды изобразительного искусства, представленного как художниками старшего поколения - М.Бойчуком, К.Трохименко и др., так и молодыми художниками - А.Петрицким, В.Касияном, скульптором М.Лысенко и др. Первые и сразу заметные шаги делало украинское киноискусство. В 1928 г. вышел на экраны первый фильм А.Довженко «Звенигора»

Важной составной частью культурно-политических процессов в Украине в 20-30-х гг былаполитикакоренизации, провозглашенная XII съездом РКП (б). В Украине эта политика дисталла название "украинизации".

Политика коренизации ("украинизации") была обусловлена многими внешними и внутренними причинами:

1. Формированием на международной арене привлекательного имиджа СССРкак государства, в которой якобы обеспечен гармоничный и свободное развитие советскихреспублики гарантировано свободное развитиенациональныхменьшинств.

2. Потребностьюдостижения своеобразного компромисса скрестьянством(основной массой национальных республик было крестьянство) и национальнойинтеллигенциейпутемлиберализациинациональных отношений.

3. Попыткой большевистской партии расширить социальную базу своей системы, привлекая к партиям и к управлению республикой представителей нерусских народов [В 1920 г. в ВКП (б) У Украинская составляли лишь 19%, тогда как они составляли 80% населения УССР, и только 11% коммунистов считали родным языком украинский, а разговаривали ней лишь 2%].

4. Попыткой советского руководства возглавить и поставить под контроль процесс национального возрожденияокраин, чтобы он не вылился в антицентробижни направления.

5. Необходимостью укрепления новообразованного государственного образования - СССР, предоставлением прав "культурно-национальной автономии" хоть частично компенсировать республикам потерю их политическогосуверенитетаи т.д.

В практическом осуществлении "украинизации" в Украине можно выделить следующие последствия:

1. Устранение от властиоткровенных шовинистов первого секретаря ЦК КП (б) У Э. Квиринга и второго секретаря Д. Лебедя, который провозгласилтеориюборьбы двух культур,прогрессивной,революционной, городского русского иконтрреволюционной, отсталой сельской украинской культуры. В их борьбе украинская культурадолжнаотступить и погибнуть.

2. Расширение сферы употребления украинского языка в государственной жизни. [С августа 1923 г. для государственных чиновников и партийных функционеров организуются курсы украинского языка. Тот, кто не прошел их и не сдал экзамена, рисковал потерять должность. С 1925 г. было введено обязательное употребление украинского языка в государственном делопроизводстве. С 1927 г. партийную документацию переведены на украинский язык].

3. Растет количество украинский в партийном и государственном аппарате. Так, в 1923 г. их доля составляла 25-35%, а в 1927 г. - 52-54%. По количественным ростом стояли важные структурные изменения. Одной из них было появление новой государственно-политической, хозяйственной и культурной элиты, костяком которой были так называемые национал-коммунисты, выходцы из бывших украинских левых партий.

4. Наибольшее влияние "украинизация" оказала на развитие национального образования. Она совпала по времени с развертыванием большевиками так называемой культурной революции, одним из главных направлений которой была ликвидация неграмотности. В 1930 г. в Украине начали внедрять общеобязательное первоначальное обучение. В 1927 г. - 97% украинских детей учились на украинском языке. Этот показатель так и не был превзойден за годы советской власти (в 1990 г. он составил лишь 47,9%). Рост сети украиноязычных учебных заведений шло параллельно с развитием научных исследований в различных областях украиноведения.

5. Резко увеличивалось количество украинской прессы (в 1933 г. она составляла 89% всего тиража газет в республике).

6. Украиноязычные стационарные театры в 1931 г. составляли 3 / 4 всех театров в Украине; в 1927/29 гг в Киеве построено наибольшее в Европе того времени киностудии.

7. Город начал терять позиции цитадели российской идентичности.

8. Разноплановая культурно-образовательная работа проводилась среди компактно проживающих за пределами Украины Украинский (на 1925 г. за пределами Украины проживало 6,5 млн. Украинский).

9. Большое внимание уделялось развитию национальных меньшинств в Украине. Так, в течение 1925 г. было образовано 7 немецких, 4 болгарских, один польский и один еврейский национальные районы, а также 954 сельских совета национальных меньшинств, 100 городских советов. В настоящее время в Украине действовали 966 школ с немецким языком обучения, 342 - с еврейской, 31 - с татарской и т.п., а вообще начальный всеобуч осуществлялся более 20-ти языках.

Следует сказать, что ни одна из республиканских "коренизаций" не зашла так далеко как украинская. За десять лет "украинизации" (1923-1933) украинский превратились в структурно полноценную нацию.

Однако, в начале 30-х годов "украинизацию", которую справедливо называли украинским Возрождением, начали постепенно сворачивать. Начинается борьба с буржуазным национализмом, на волне этой борьбы застрелились Хвылевой и Н.Скрипник(1933 г.), что стало своеобразным сигналом конца "украинизации". Окончательно политика "украинизации" была свернута в 1938 г., когда вышло постановление Совнаркома УССР об обязательном преподавании русского языка во всех нерусских школах, которая способствовала процессу русификации, и постановление Политбюро ЦК КП (б) У о ликвидации национальных административно-территориальных образований т.д.

Итак, провозглашенный партией курс на "украинизацию" и его последствия имели огромное значение. Однако было бы большой ошибкой считать его только результатом целенаправленных усилий большевистской партии. Она была прежде далеким отголоском украинской национальной революции 1917-1920 гг Если национал-коммунисты выступали руководящими кадрами политики "украинизации", то огромная армия исполнителей состояла преимущественно из украинской интеллигенции, значительная часть которой принимала участие в национально-освободительной борьбе. Особую группу среди них составляли украинские эмигранты и выходцы из Галичины, которые поверили в серьезность курса на "украинизацию". В целом курс на "украинизацию" был тактическим шагом, который не соответствовал стратегическим планам коммунистической партии.

Искусство 20-30-х годов

Основные идеи и направления в развитии искусства. Живопись. В межвоенный период в искусстве появились новые течения и направления, развивались старые. До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм. Мир тогда представлялся достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и предпочтения могли оказаться в выборе жанра, композиции, в превосходстве формы или цвета.

Первая мировая война и послевоенная нестабильность привели к тому, что мир утратил свою гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отражение вроде теряло смысл. Произошла смена в понимании художника. Она заключалась не в адекватном отражении мира, а в выявлении художником его видение мира. А такое понимание мира могло встать, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизм. Основателем его был русский художник Василий Кандинский. Сюрреалисты (сюрреализм по-французски означает надреализм) во главе с Сальвадором Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют предметы, которые можно познать, но иногда они странно выглядят и находятся в необычных композициях, как в сновидениях.

Одним из новых направлений в литературе и искусстве был авангардизм. Авангардизм условное название многих антиреалистических течений в литературе и искусстве XX в. Возник на почве анархического, субъективного миропонимания. Отсюда разрыв с предыдущей реалистической традицией, формалистические поиски новых средств художественного выражения. Предшественниками авангардизма были модернистские направления первой трети XX ст. фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и додекафония в музыке. Среди представителей авангардизма и неоавангардизму-художники П.Мондриан, сдал, писатели Р.Деснос, А.Арто, С.Беккет, композиторы-С.Буссоти, Дж.Кейдогс.

Модернизм основное направление искусства эпохи 20-30-х годов, характеризуется разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства. Зародился в 20-30-х годах XX ст., Охватил все виды творчества. Художники-модернисты Е.Кирхнер, Д.Енсор, Е.Мунк, Е.Нольде, Кандинский, П.Клее, О.Кокошка предлагали интуитивизм и автоматизм в творческом процессе-использование физических свойств геометрических фигур и цвета, отказ от иллюзий пространства, деформацию предметов в изображении символов, субъективизм в содержании.

Реализм одним из основных свойств искусства и литературы, которая заключается в стремлении к правдивому объективного отражения и воспроизведения действительности в формах, что ей отвечают. В более узком смысле течение в искусстве, противостоявшей модернизма и авангардизма в межвоенный период XX ст. ее представителями были, в частности, художники Ф.Мазерель (Бельгия), фужеров и Таслицкий (Франция), Р. Гуттузо (Италия), Г.Ерни (Швейцария).

Театр. Весомые успехи были достигнуты в области театрального искусства и киноискусства. Это касается прежде всего стран Западной Европы и США. Достаточно полно происходило развитие театрального искусства в США. Здесь было основано театры, в которых работали режиссеры Г.Клерман, Е.Казан, Л.Старсберг, Р.Маму-лян, актеры К.Корнелл, Дж.Барримор, Х.Хейс, Е.Ле Гальенн. В репертуаре были пьесы молодых американских драматургов К.Одетса, Ю.ОНила, ДжЛоусона, А.Мальцы и др..

Кино. Кинопроизводство в США начинается с 1896 p., С 1908 г. сосредоточивается в Голливуде. Выдающаяся фигура американского кино в те годы режиссер Д.У.Гриффит, который в своих исторических фильмах заложил основы кино как самостоятельного искусства. Этому способствовала деятельность режиссеров Т.Х.Инса, который начал фи-льмы-вестерны, и М.Сеннетта, обозначена высокой профессиональной культурой. Крупнейшим мастером кинокомедии стал Чарли Чаплин. Самые звезды 20-30-х годов М.Пикфорд, Д.Фербенкс, Р.Валентино, Г.Гарбо, Л.Гирш, Б.Китон, К.Гейбл, Ф.Астор, Г.Купер, Х.Богарт. В это время В. Дисней разработал основы мультипликационно-, го фильма. Следует отметить, что среди фильмов были и такие, которые поднимали интеллектуальные проблемы, например, Гражданин Кейн (1941 p., Режиссер О.Уеллес).

В СССР развитие киноискусства проходил в том же направлении, что и в других странах, но имел свои особенности, связанные с существованием тоталитарного государства. В 20-30-е годы были сняты фильмы Броненосец Потемкин, Чапаев, творили выдающиеся режиссеры Эйзенштейн, Довженко и другие.

В других частях мира киноискусство находилось в зачаточном состоянии, зато активно развивалось театральное искусство. Исключение составила Индия, где первый фильм был снят еще в 1913 г. В 30-х годах здесь было выпущено картины Алам Ара режиссера Иране, Девдас режиссера Баруа.

Архитектура. В искусстве 20-30-х годов продолжался интенсивный поиск ответа на вопрос о роли и месте человека в обществе, о принципах ее взаимодействия с окружающей средой и о будущем человечества. Французский архитектор Ле Корбюзье рассматривал архитектуру как часть общественного прогресса и предпочитал разработке удобных жилых домов и комплексов, поддерживал необходимость серийного проектирования и индустриализации строительства. С помощью архитектуры зодчие пытались ликвидировать существующую несправедливость, усовершенствовать общество. Появилась идея рассредоточить население крупных городов в городах-спутниках, создать город-сад. Подобные проекты осуществлялись в Англии, Франции, Голландии. В разных формах идею гармоничного сочетания человеческого жилья и природы реализовали в США, Финляндии, Чехословакии, Швеции и других странах. ее подхватили в СССР, но при этом выхолостили суть, сведя к пропагандистским лозунгам. Я знаю город будет, я знаю саду цвести, когда такие люди в стране советской есть! писал поэт Маяковский в 1929 г. о развитии города Кузнецка. Однако до сих пор там преобладает добывающая и металлургическая промышленность и слабой остается общественная инфраструктура.

В странах с тоталитарным режимом искусству стремились навязать идеи превосходства одного общественного строя над другим, привить символы вечности и незыблемости существующей власти, которая заботится о благосостоянии народа и его духовную чистоту. В архитектуре и скульптуре Германии и Италии воплощались идеи беспрекословного повиновения, национальной и расовой пренебрежительности, культивировались сила и грубость. В СССР поддерживали тех художников, которые сумели отчетливее и убедительнее показать пафос социалистического строительства и заслуги в нем большевистской партии и ее вождей. Выдающимся явлением интернациональной художественной культуры здесь долгое время называли скульптурную группу Мухиной Рабочий и колхозница, созданную специально для Всемирной выставки 1937 г. в Париже.

Украинский архитектурный модерн (укр.Український архітектурний модерн ), УАМ - один из украинскихархитектурных стилей, разновидность стилямодерн, которая развивалась на территорииУкраинына протяжении почти 40 лет, с1903по1941 годы.

В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барокковой(см.украинское барокко) влияние которой, начиная с1910 годабыло заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейскогомодерна.

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней