Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тайная вечеря да винчи описание. Неизвестные факты о самой загадочной картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

– Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами.

Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась? И почему эту работу считают вехой в истории искусства? Об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу историк, богослов Тимофей Китнис. Здравствуйте!

– Здравствуйте.

– Сначала несколько слов об авторе хотелось бы услышать. Сам Леонардо да Винчи – кто он был? Гений? Сумасшедший, как думали некоторые современники? Ведь известно, что он не завершил огромное количество работ, которые начал. Что же представлял собой этот человек?

– Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Эта личность во всех смыслах выпадает из общепринятых рамок. Бывают люди, с детства отмеченные Господом. Таким человеком он и был. Дитя любви адвоката и крестьянки, воспитанный хорошо и получивший образование…

– Несмотря на то, что он был незаконнорожденным сыном?

– Да-да. К тому же, он был левшой, и писал иногда справа налево. Поэтому иногда его записки можно прочитать, только если обратить записную книжку к зеркалу. Он от рождения был человеком абсолютно нестандартным. Думаю, очень многое из того, что его современники считали помешательством, можно объяснить одним фактом: Леонардо стремился к совершенству. Он был очень требовательным. Даже когда мы будем говорить о фреске «Тайная вечеря», хотя в строгом смысле это не совсем фреска, там другая техника была использована, – даже ее он писал очень долго. Настолько долго, что это стоило ему неприятностей, жалоб со стороны настоятеля монастыря.

– Вы говорите, что он постоянно стремился к совершенству. Сколько лет он работал над фреской «Тайная вечеря»?

– Здесь нужно рассказать предысторию. Он был приглашен герцогом Лодовико Сфорца в Милан в 1482 году. Его уже знали тогда. Причем, что интересно, он был приглашен не в качестве живописца, а в качестве архитектора, гидротехника, инженера… И приглашен в герцогскую инженерную коллегию.

– А он всеми этими навыками тоже владел?

– Да. Надо сказать, что Леонардо далеко не ограничивался рамками живописи. Своему будущему патрону Сфорца он предложил проекты очень легких прочных мостов, пушек, вооружения и даже проекты, которые предвосхитили изобретение танков. Это такой проект повозок, легких, неуязвимых и быстро исчезающих. В Милане Леонардо многие вещи изобрел. К примеру, он считается изобретателем первого кассового аппарата. В каком-то смысле, Леонардо да Винчи – отец бухгалтерии и бухгалтерского учета.

– Вот не зря его называют человеком-универсумом. Микеланджело, да Винчи, наш Ломоносов – все это уникальные люди, которые вмещали в себя огромное количество разнообразных талантов. Но не будем отвлекаться. Что касается заказчика «Тайной вечери», им был герцог Сфорца?

– Нет, заказчиком был монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, который попросил маэстро расписать трапезную. Это был, в принципе, часто встречающийся именно в трапезных монастырей сюжет – Тайная вечеря. Поэтому в этом как раз нет ничего необычного. Необычное началось позже…

– Очевидно, в тот момент, когда Леонардо увидел, на каком фрагменте стены ему придется расположить свою фреску? Места там было мало, насколько я понимаю.

– Да, места было действительно не очень много. И Леонардо впервые опробовал здесь и воплотил идею полной, идеальной глубокой перспективы. Почему эту фреску и назовут вехой в истории ренессанса.

– Что это значит – глубокая перспектива?

– Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой глубины, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.

– А Вы видели эту фреску своими глазами? Правда ли, что у любого зрителя там возникает ощущение его присутствия за этим самым столом?

– Да, это правда. Тут два момента, которые это ощущение создают. Первое, что бросается в глаза, и это сделано сознательно, – это центральная фигура Христа. Взят тот момент из Евангелия, когда Господь говорит: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Собственно, эти слова обращены к Иуде. Но в этот же самый момент Господь показывает рукой на хлеб и вино. Пространство распределено так, что возникает ощущение притяжения между зрителем и центром картины.

Второе: стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.

– Но богословски это же очень верно, так?

– Думаю, он и писал ее потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие. И он пошел жаловаться на Леонардо герцогу Лодовико Сфорца. А к этому моменту, в принципе, было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо действительно очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него.

Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.

В итоге Леонардо очень интересно решил эту тему. Он отказался от мысли сделать Иуду злобным маньяком. Он его написал человеком, который переживает очень глубокий духовный кризис. Человеком, который еще на тот момент имеет возможность все изменить. Когда Христос говорит: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня», – Он в то же время не называет имя предателя. Это тот самый момент, когда у Иуды есть возможность покаяться, отказаться от своего решения. Только после того, как он возьмет предложенный хлеб и промолчит, не откажется от намерения, в него войдет сатана. Но это был его сознательный выбор.

– Иными словами, Иуда не то чтобы был отъявленный злодей или родившийся с таким роковым предопределением. Это был человек, который сделал свой выбор, и по сути на его месте мог оказаться любой из нас, так?

– Конечно, не надо забывать, что Иуда был избран Христом. Что Иуда так же творил чудеса, как и другие апостолы. Он так же проповедовал, изгонял злых духов… Об этом тоже надо помнить. Но другое дело, что свобода воли до последнего дня жизни остается в руках человека. Мы должны помнить о том, что выбирая зло, мы можем дойти до такого состояния, когда это зло может стать необратимым. С другой стороны, мы можем вспоминать и апостола Петра, который тоже присутствовал на Тайной вечере и который отрекся от Христа. Но он нашел в себе силы изменить себя. И он стал Первоверховным апостолом.


– А расскажите в нескольких словах о судьбе фрески. Насколько я помню, она трагична в том плане, что Леонардо пытался экспериментировать с материалами, из-за чего краска довольно быстро начала портиться.

– Дело в том, что Леонардо написал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это обычно делается. Обычно на влажную штукатурку наносится краска, которая быстро высыхает, и изменить уже ничего нельзя. А Леонардо как раз хотел менять. Видимо, он чувствовал, что писать будет долго. Поэтому он писал темперой по сухой поверхности. То, что это не фреска, поняли достаточно поздно, уже после того, как было предпринято несколько попыток ее восстановить.

А осыпаться краска начала еще при жизни Леонардо. И это была очень большая трагедия. Перед самым своим отъездом во Францию он навестил трапезную монастыря и увидел, что его гениальная завершенная работа, очевидно, погибнет. То, что он переживал в этот момент, трудно себе даже представить. И то, что что-то сохранилось после того, как ее восстанавливали и сколько раз она подвергалась нападениям, – это действительно чудо. Солдаты Наполеона устраивали в этой трапезной склад, выковыривали глаза у апостолов, поскольку были атеистами. До этого в XVIII веке один реставратор предпринял попытку отреставрировать фреску и переписал все лица. Но он вынужден был остановиться, потому что общественность стала возмущаться. Потом, уже после Наполеона, в 1821 году за дело взялся другой реставратор, который специализировался на восстановлении фресок. Он как раз и понял, что это не фреска. Потом во время войны в трапезную попала бомба. Стена была обложена мешками с песком, но от удара фреска все равно не могла не пострадать.

Последняя и самая удачная реставрация, с использованием современных средств, продолжалась 21 год. И 28 мая 1999 года роспись была снова открыта для просмотра. Так что теперь посетители могут увидеть вариант, наиболее приближенный к работе Леонардо да Винчи.

Вячеслав Адров:

Анонс...

В Милане, в церкви Санта Мария делла грацие находится знаменитая фреска, не дающая покоя многочисленным исследователям личности ее автора сотни лет. Поскольку это сам Леонардо, то считается, что в его произведении должна быть какая-нибудь тайна или, как минимум, загадка. Известно много идей и версий о тайных посланиях, заложенных во фреске. Например, наделавшая много шума в мире искусства версия Дэна Брауна. Я, как и все, пристально присмотрелся к изображению и, что бы вы думали - мне кажется, что я понял ее дополнительный смысл (если он был заложен)! А версия Дэна Брауна - это всего лишь поверхностная реакция на деталь, необходимую для отражения целостного замысла автора. Причем, деталь (женообразная фигура рядом с Христом), которая несет абсолютно другую смысловую нагрузку. Никаких намеков на спутницу жизни Христа!

С целью сохранения эмоциональности и динамики раздумий я решил записывать мысли и интеллектуальные порывы по мере их возникновения и реализации. Таким образом, я сохранил атмосферу исследования, записывая очередную порцию мыслительных наработок, я еще не знаю, пригодятся ли они в дальнейшем и, вообще говоря, чем это все закончится? Получится ли какой-нибудь интересный результат? Поэтому, в подзаголовке именно так обозначен жанр.

Загадка фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

(детектив-расследование одного предвзятого разглядывания знаменитой фрески)

Часть 1.

Начинаю, как обычно. Возвратившись из очередного путешествия, организованного «Клубом 7 вершин», сидя в кресле-качалке, укутавшись пледом, глядя на беснующиеся огненные язычки печи-камина и потягивая … (вставьте сами: трубку, сигару, коньяк, кальвадос,…), я обдумывал и оценивал результаты поездки, готовился к следующей. И тут мне на глаза попалась (или всплыла в воображении) репродукция фрески «Тайная вечеря» кисти Леонардо да Винчи. Как и положено нормальному путешественнику, я, конечно, был в той самой трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане. И, конечно, восхищался (а теперь - тем более) одним из величайших творений мастера (хотя на ней почти ничего не видно, фото 1).

Кратенько, для освежения памяти. Фреска (хотя, по сути, это изображение на является фреской из-за особенностей технологии ее создания) имеет размеры 450*870 см и создана в период с 1495 по 1498 годы по заказу герцога Людовико Сфорца и его супруги - Беатриче д’Эсте. Из-за того, что она создана не как типичная фреска - рисовалась яичной темперой по сухой стене, покрытой слоями смолы, гипса и мастики - она начала очень рано разрушаться и много раз реставрировалась. При этом, отношение реставраторов к ней не всегда отличалось таким пиететом, как принято сейчас - поправлялись лица, фигуры, использовались различные технологии нанесения краски и защитного покрытия. При попытке ее переноса в другое место в 1821 году она чуть не была разрушена. Нечего и говорить об отношении к ней оккупантов-французов, которые устроили в монастыре оружейный склад и заключенных тюрьмы (был и такой эпизод в истории трапезной).

Немного о сюжете. Он навеян библейской истории о последнем совместном ужине Иисуса с учениками, на котором он сказал о том, что один из присутствующих его предаст. По мнению большинства искусствоведов, произведение Леонардо наиболее выразительно из всех подобных произведений на этот сюжет передает степень эмоциональной реакции апостолов на эти слова Иисуса.

Сколько времени существует эта фреска (более 500 лет), столько же лет исследователи и толкователи изучают эту работу, находя или пытаясь найти тайные знаки, символы, загадки, послания,… Здесь и удивление качеством переданной перспективы, доказательства использования золотого сечении, поиск тайны числа 3 (3 окна, 3 группы апостолов, треугольник фигуры Христа). Кто-то видит на фреске изображение Марии Магдалины (с женским символом V и символом M, связанным с ее именем - это про Дэна Брауна), или Иоанна Крестителя с его любимым жестом - поднятым вверх указательным пальцем. Мне все это интересно, но не очень. Как наш человек - инженер - Леонардо должен быть практичным, хотя историческая обстановка вносит свои коррективы на необходимость использования «Эзопова языка», и он мог оставить на своем произведении ДАТУ! Какую? Это его выбор, но дату важную для него самого или для всего Света события. И я начал искать ее на изображении!

Напомню, что самый надежный способ фиксации дат, который не зависит от систем летоисчислений, календарных реформ, продолжительностей правлений царей и герцогов, оснований и разрушений городов и даже назначения даты сотворения Мира - по звездам, т.е., составление гороскопа! И этот способ широко использовался не только в средневековье. Вы спросите, почему это я вдруг решил, что на изображении может быть дата? Мне кажется, что автор с удовольствием использовал шикарный шанс, связанный с числом 12. 12 часов, 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов,… Ну, еще скажу про гороскоп. Он однозначно определяет дату, если указаны расположения даже семи видимых невооруженным глазом планет в созвездиях в момент наблюдения. Повторения таких сочетаний очень редки и случаются через сотни тысяч лет! (При меньшем количестве точно указанных планет период повторений меньше, но все равно очень большие шансы точно указать дату на историческом периоде.) Поскольку, современные расчетные методы, основанные на законах небесной механики, позволяют восстановить положение планет на небе в любой момент, то для определения даты остается только правильно задать исходные данные - то есть расположение планет по созвездиям в искомый день.

Итак, начинаю вглядываться и рассматривать.

Апостолы. Скорее всего (из-за их количества) это - символы знаков зодиака. Но как знаки могут быть распределены между персонажами, кому какой знак соответствует? Сразу возникает несколько замечаний.

На многих изображениях этого сюжета, в том числе на иконах, судя по внешнему виду персонажей, не то что непостоянен порядок рассадки, но и сидят они то в ряд, то по кругу, то группами, то есть канонического порядка (традиционного) вроде бы нет.Долгое время на изображении Леонардо не могли идентифицировать всех персонаже. Надежно опознавались (из 13ти!) только четверо: Иуда, Иоанн, Петр и Христос. Якобы, в ХIX веке «обнаружились» дневники самого Леонардо и все определилось (были еще подсказки в виде подписей под персонажами на некоторых современных фреске ее копиях).Из-за динамичного расположения фигур - их «перемешивания», «выглядывания» друг из-за друга - есть вероятность, что созвездия (если они там есть) идут не по зодиакальному порядку.

Так или иначе, в соответствии со сложившимися представлениями, на фреске изображены (слева направо, в порядке расположения ЛИЦ):

Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Иуда Искариот, Петр, Иоанн, Иисус Христос, Фома, Иаков Заведеев, Филипп, Матвей, Иуда Фаддей, Симон.

Для выявления признаков, по которым можно было бы распознать в апостолах намеки на знаки зодиака, я попытался собрать доступную фактическую информацию о биографиях персонажей, пока не зная, что из этого может пригодиться (таблица 1):

Их другие имена и прозвища;

Порядок призыва Христом (известно только о четырех первых);

Примерный возраст на основе визуальной оценки изображений (больше по копии неизвестного художника (фото2);

Степень родства с Христом и другими апостолами (кому интересна эта тема - рекомендую литературу, кроме, конечно Евангелий: Джеймс Д. Тейбор «Династия Иисуса» (АСТ, 2007), Майкл Бейджент «Бумаги Иисуса» (Эксмо, 2008), Робер Амбелен «Иисус или Смертельные тайны тамплиеров» (Евразия, 2005), В.Г. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян» (Нева, 2005), «Апокрифические сказания (патриархи, пророки и апостолы)» под ред. В.Витковского (Амфора, 2005));

Род занятий апостолов до их служения;

Обстоятельства смерти;

Местонахождение могил и мощей апостолов.

Предлагаю желающим уточнить и добавить подробности для более полного заполнения таблицы - это очень занимательно, а информация может пригодиться.

Поиск информации для заполнения этой таблицы был очень интересным и познавательным процессом, но он никак не наталкивал на какие-либо необходимые мне идеи!

Продолжаем. Поскольку Леонардо расположил апостолов группами по 3 человека, да еще их там перемешал, то, может, для него порядок следования знаков неважен? Вдруг, если уж обыгрывать эти тройки - это группировки знаков по видам стихий?! Огонь, земля, воздух, вода? А что - 4 группы по 3 знака! А может надо учитывать фигуру Христа как знак зодиака, а Иуду вообще исключить из рассмотрения!? Ведь практически на всех изображениях тайной вечери художники отделяли Иуду от остальных - или рисовали очень темными красками, или отворачивали его лицо от зрителя, или, как на иконах, лишали его, в отличие от остальных, нимба. А тогда - какой знак может изображать фигура Христа? Может его же знак - Козерог? Тогда вроде как нарушается разбиение на группы и теряет смысл (если он есть) сама разбивка на группы. Да и Иуда у Леонардо изобразительными средствами не очень принижен. Он, как и 7 (!) других из 12 апостолов изображен в профиль, но только чуть сильнее повернут в сторону от зрителя.

Будем дальше рассматривать детали изображения. Предметы на столе: может где-то есть подсказки - наполнение и расположение стаканов, расположение хлебов, тарелок, солонок, других предметов,…? Элементы, цвета одежды,…? Прически, степень седины, наличие и длина бороды, …? Стоп! Борода! Всего видимых планет и известных до изобретения трубы Галилея, вместе с Солнцем и Луной - семь, еще - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Таким образом, максимальное число указателей на планеты - 7. Считаем бороды: всего, разной длины, их - 8. Вместе с бородой Иисуса. Но может быть его бороду не надо считать? Интересно, а кто тогда Солнце, если не он?! Идем дальше - руки. Кто что держит? Может какие-то комбинации на пальцах? Их взаимное положение? Заполняем таблицу дальше, чтобы постоянно была перед глазами. Может не сразу, но что-то откроется?

Качаюсь в кресле, потягивая… А может бородатые - все-таки планеты, ну и, например, комета какая-нибудь? Но, ведь из семи планет две - женского рода: Венера и Луна, как-то сложно ассоциировать с бородами и их тоже. Присмотримся-ка к апостолам: двум фигурам художник придал явную женообразность: Иоанну и Филиппу - и лица, и позы со скрещенными руками. Может это намек на «женские планеты»? Опять качаюсь в кресле: Леонардо да Винчи при жизни не собирался быть знаменитым в веках и фреску писал для Заказчика и своих современников, так, чтобы они при небольшом напряжении ума смогли понять его дополнительное послание (кроме смыслового и эстетического).

А что там в руке у Иуды? Да и у Петра? Нет, у Иуды, видимо, мешочек с сребрениками, которые он вскоре получит, а у Петра - нож, наверное как символ его будущей (показной?) решимости в процессе задержания Иисуса. Все это - смысловая атрибутика.

Все-таки надо определяться. Выдвигаю гипотезу. Взгляд зрителя инстинктивно притягивается к фигуре Иисуса - это Бог, это - Солнце! По правую руку от него - молодой, но очень энергичный и агрессивный мужчина (Иоанн), которого Иисус, как и его брата - Иакова Заведеева - называл Воанергес (Боанергес) - видимо, «очень, двукратно энергичные»! Они очень агрессивно и порой с гневом реагировали на несправедливость, унижения и оскорбления и на то, что идет не так, как им бы хотелось! Причем, совершенно в стиле кавказцев, так, что Христу приходилось их сдерживать! (вот где пригодилась предварительно собранная информация в таблице1 -

Это подразумевает, что они имели соответствующие гормональный фон и вторичные половые признаки. А каким мы видим этого агрессивного человека у Леонардо - да это смиренная девушка, такая, что некоторые (Дэн Браун) ее и считают женщиной - Марией Магдалиной! Таким явным несоответствием Леонардо намекает - это созвездие Девы! А теперь еще раз обратим внимание на Иакова Заведеева, чья фигура (а НЕ ЛИЦО) - ближайшая слева от Христа. Он развел руки в разные стороны. По мнению комментаторов, он сдерживает эмоционально воспринявших слова Христа апостолов (или, может быть, физически защищает Иисуса от возможного неконтролируемого выброса энергии (это он-то, Воанергес!). А что вижу я? С его разведенными руками он похож … на Весы!!! Тогда получается, что Иисус-Солнце находится между созвездиями Девы и Весов! И все знаки выстроены в привычном порядке - от Овна до Рыб! А где же остальные планеты, кроме Солнца? Встаю, чтобы пересесть в кресло-качалку. Бросаю взгляд на разложенные таблицы, распечатки фрески. Мама миа! (бью себя по лбу!) Да вот же они, знаки планет!!!Просто очевидные! На самом видном месте! Никакого ломания головы! Сейчас напишу. Эх, чернила в ручке закончились! Пойду заправлю ручку, ну и чуть покачаюсь в кресле. Подождете?

Обращаю ваше внимание - поскольку мы отождествили с Весами Иакова Старшего, это означает, что созвездия распределяются не порядку следования ЛИЦ, а по порядку следования сидящих ФИГУР!

Художник, ученый, писатель, инженер, архитектор, изобретатель и гуманист, настоящий человек эпохи Возрождения, Леонардо недалеко от итальянского городка Винчи, в 1452 году. Почти 20 лет (с 1482 по 1499 год) он «работал» на герцога Миланского, Людовика Сфорца. Именно в этот период его жизни была написана «Тайная Вечеря». Умер да Винчи в 1519 году во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

Новаторство композиции

Сюжет картины «Тайная вечеря» не раз был использован в живописи. Согласно Евангелию, во время последней совместной трапезы Иисус «истинно , что один из Вас предаст меня». Художники обычно изображали апостолов в этот момент собравшимися вокруг круглого или квадратного стола, но Леонардо хотел показать не только Иисуса как центральную фигуру, он хотел изобразить реакцию всех присутствующих на фразу Учителя. Поэтому им была выбрана линейная композиция, позволяющая изобразить все персонажи в фас или в профиль. В традиционной до Леонардо иконописи также было принято изображать Иисуса, преломляющего хлеб с Иудой, и Иоанна, прильнувшего к груди Христа. Такой композицией художники пытались подчеркнуть идею предательства и искупления. Да Винчи нарушил и этот канон.
В традиционной манере были написаны полотна с изображением Тайной Вечери Джотто, Дуччо и Сассетта.

Центром композиции Леонардо делает Иисуса Христа. Доминирующее положение Иисуса подчеркнуто пустующим пространством вокруг него, окнами за его спиной, предметы перед Христом упорядочены, тогда как на столе перед апостолами царит хаос. Апостолы распределены художником на «тройки». Варфоломей, Иаков и Андрей сидят слева, Андрей вскинул руки в жесте, означающем отрицание. Далее следуют Иуда, Петр и Иоанн. Лицо Иуды скрыто в тени, в руках его холщовый мешок. Женственность фигуры и лица Иоанна, потерявшего сознание от новости, позволила многочисленным интерпретаторам предположить, что это Мария Магдалина, а не апостол. За Иисусом сидят Фома, Иаков и Филипп, они все обращены к Иисусу и как бы ожидают от него разъяснений, последняя группа – Матфей, Фаддей и Симон.

На сходстве апостола Иоанна с женщиной во многом базируется сюжет произведения «Код да Винчи» Дэна Брауна.

Легенда об Иуде

Для того, чтобы точно написать эмоции, охватившие апостолов, Леонардо делал не только многочисленные наброски, но и тщательно подбирал натурщиков. Картина, размером 460 на 880 сантиметров, писалась в течение трех лет, с 1495 по 1498 год. Первой была выписана фигура Христа, для которой, согласно легенде, позировал молодой певчий с одухотворенным ликом. Последним должен был быть написан Иуда. Да Винчи долго не мог найти человека, чье лицо несло бы соответствующую печать порока, пока удача не улыбнулась ему и он, в одной из тюрем, не встретил достаточно молодого, но опустившегося и на вид крайне развращенного человека. После того как он закончил с него Иуду, натурщик :
- Мастер, неужели вы не помните меня? Несколько лет назад вы писали с меня Христа для этой фрески.
Серьезные искусствоведы опровергают правдивость этой легенды.

Сухая штукатурка и реставрации

До Леонардо да Винчи все художники писали фрески по мокрой штукатурке. Важно было успеть закончить роспись до того, как она высохнет. Поскольку Леонардо хотел тщательно и кропотливо выписать малейшие детали, а также эмоции персонажей, он решил написать «Тайную Вечерю» по сухой штукатурке. Сначала он покрыл стену слоем смолы и мастики, затем мелом и темперой. Метод не оправдал себя, хотя и позволил художнику работать с нужной ему степенью детализации. Не прошло и нескольких десятков лет, как краска начала осыпаться. О первых серьезных повреждения писали уже в 1517 году. В 1556 знаменитый историк живописи Джорджо Вазари утверждал, что фреска испорчена.

В 1652 картина была варварски повреждена , проделавшими в нижней части по центру фрески дверной проем. Только благодаря сделанной до этого неизвестным художником копии картины сейчас можно увидеть не только первоначальные детали, утраченные из-за разрушения штукатурки, но и уничтоженную часть. С 18 века предпринимались многочисленные попытки сохранить и отреставрировать великое произведение, но все они не шли на пользу картине. Яркий пример тому – занавес, которым фреску закрыли в 1668 году. Он заставлял скапливаться на стене влагу, что привело к тому, что краска стала еще больше шелушится. В 20 веке на помощь творению были брошены все самые современные достижения науки. С 1978 по 1999 год картина была закрыта для просмотра и над ней работали реставраторы, пытавшиеся максимально уменьшить урон, нанесенный грязью, временем, усилиями прошлых «хранителей» и стабилизировать роспись от дальнейшего разрушения. С этой целью трапезная была максимально загерметезирована, в ней поддерживается искусственная среда. С 1999 года к «Тайной вечере» пускают посетителей, но только по предварительной записи на срок не более 15 минут.


Тайная вечеря. Для многих ученых-историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет. «Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры - приблизительно 15 на 29 футов.

Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент. Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие. Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг - когда Христос объявляет о предательстве - и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии - причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины - с высоты примерно 13-15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26-33 футов от нее. Есть мнение - ныне оспариваемое, - что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции. Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо. Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах. Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) - не Иоанн, а некая женщина.

На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа - для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя - слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей.
Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку? Принс и Пикнетт утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V - символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя - Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать. Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра? Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго. Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа - для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, я советую прочитать книгу «Открытие тамплиеров». Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине «Поклонение волхвов». Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Николай Ге «Тайная вечеря», 1863

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.


Лодовико Сфорца

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.


Санта-Мария-делле-Грацие

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.


Статуя да Винчи во Флоренции

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней