Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема как жили наши предки. Древнерусская деревня

Вспомним, как жили наши предки, чем питались и во что одевались.
Если кто-то думает, что жилось в то время сладко, то сильно ошибается.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...
В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.


Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".


Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.


Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.


Вот так сделана кровля


А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.


Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.


Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.


Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.


В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.


Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания. Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.


Жизнь любого человека сильно зависит от окружающей его обстановки, природных условий, климата. Не была исключением и жизнь древних славян. В целом она была очень простой, самобытной. Жизнь шла своим чередом, размеренно и непринужденно. Но, с другой стороны, приходилось выживать и искать пропитание себе и своим детям ежедневно. Так как жили наши предки – славяне?

Земледелие

Жили они близ рек и других водоемов. Причина этому – нужда в большом количестве воды, да и земли там очень плодородны. Особенно могли похвастаться такими землями южные славяне. Поэтому одним из их основных занятий было земледелие. Основными выращиваемыми культурами были просо, гречиха, лен. Для обработки земель имелись специальные приспособления: мотыги, борона, соха и другие. У славян было несколько видов земледелия (например, подсечно-огневое). Оно отличалось в разных регионах проживания. Чаще всего жгли деревья в лесу. Образовавшаяся зола шла на удобрение. После того, как земля «уставала» (обычно через три года), переходили на новые территории.

Жилище

Славяне старались селиться так, чтобы вокруг были крутые склоны. Это могло спасти их от нападений врагов. С этой же целью вокруг жилищ ставили частокол. Его делали из бревен.

Как известно, на территории современных России и Европы бывают морозные зимы. Поэтому свои жилища (шалаши) славяне на этот период утепляли глиной. Внутри разжигали огонь, для дыма были предусмотрены специальные отверстия. Позже уже начали строить настоящие избы с печью. Но изначально такой ресурс, как бревна, был доступен только славянам, живущим возле леса.

Что касается предметов домашнего обихода, то они были также сделаны из разных пород деревьев (это и посуда, и столы, и скамейки, и даже детские игрушки). А одежду шили из льна и хлопка, которые сами и выращивали.

Жизненный уклад

У славян с течение времени образовался родоплеменной строй, родоплеменные отношения. Единицей, или ячейкой был род. Это совокупность людей, объединенных родственными связями. Сегодня это можно представить так, как будто все дети родителей со своими семьями живут вместе. Вообще для жизни славян была характерна сплоченность, все делали вместе и сообща. Когда возникали трудности или споры, но они собрались на специальном собрании (вече), где старейшины рода решали проблемы.

Питание

Если славяне в основном то, что вырастили и поймали сами. Готовили супы (щи), каши (гречневую, пшенную и другие). Из напитков пили кисель, квас. Из овощей использовали капусту, репу. Картофеля, разумеется, еще не было. Готовили славяне и различную выпечку. Самыми популярными были пироги и блины. Из леса приносили ягоды, грибы. Вообще лес для славян был источником жизни. Оттуда брали и дерево, и животных, и растения.

Охота и скотоводство

Важно отметить, что наряду с земледелием наши предки занимались и охотой. В лесу обитало множество зверей (лисы, зайцы, лоси, кабаны, медведи). Из них извлекали двойную выгоду. Во-первых, мясо шло на еду. Во-вторых, шерсть и мех животных – на одежду. Чтобы охотиться, славяне сооружали примитивное оружие – лук и стрелы. Также немаловажной была и рыбалка.

С течением времени появилось и скотоводство. Теперь за животными можно не бегать, они жили рядом. В основном у славян были коровы и свиньи, а также лошади. Скотина также приносила много пользы для человека. Это и вкусное мясо, и молоко. А крупных животных использовали и в качестве рабочей силы на полях, и в качестве транспорта.

Досуг славян

Отдыхать тоже надо уметь! Как же развлекались наши предки? Во-первых, из дерева они вырезали различные картины, затем придавая им яркий цвет. Во-вторых, любили славяне и музыку. У них были гусли, дудки. Все музыкальные инструменты, разумеется, также изготавливали из дерева. В-третьих, женщины ткали и вышивали. Ведь вся одежда у славян всегда была украшена причудливыми орнаментами и узорами.

В заключение

Вот такой и была жизнь древних славян. Хоть она и не была наполнена простыми бытовыми удобствами, но она была. И была не хуже, чем у других племен, развивавшихся параллельно со славянами и часто имевших лучшие условия. Славяне смогли освоиться, смогли перешагнуть на следующую ступень. Вряд ли современный человек смог бы выжить в то время без всех своих удобств, которых уже не замечает. Поэтому давайте уважать и чтить память наших предков. Они сделали то, чего не смогли бы сделать мы с вами. Мы обязаны им тем, что имеем на сегодняшний день.

Специальный репортаж - Один в прошлом.

Один в прошлом - Особенности древнерусской еды.

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Скифы парились с коноплей

Внутри первобытной бани – «мыльни» - стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».

На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.

Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.

Баня по-черному, или как помыться в копоти

Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.

Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.

Как мылись тогда

Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.

Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.

Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).

Священное действие

Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.

В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.

Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.

«Нечистое место»

Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.

По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.

Есть ли польза от русской бани

На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.

Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.

Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.

Существует множество теорий о том, как произошел человек. Как жили наши предки? Кем они были? Вопросов очень много, а ответы, к сожалению, неоднозначны. Что ж, попробуем разобраться, откуда произошел человек, и как он жил в далекой древности.

Теория происхождения

  • Существует несколько теорий о том, как появился человек: он - создание космоса, существо из другого мира;
  • создатель человека - Бог, именно он заложил все возможное, чем обладает человек;
  • человек появился от обезьяны, эволюционируя и выходя на новые ступени развития.

Что ж, поскольку большинство ученых все-таки придерживаются третьей теории, ведь человек так похож по своему строению на животных, разберем именно эту версию. Как жили в самой глубокой древности?

Первый этап: парапитек

Как известно, предком и людей, и обезьян был парапитек. Если сказать примерное время существования парапитека, то эти животные населяли Землю около тридцати пяти миллионов лет назад. Несмотря на то, что ученым известно слишком мало о столь древних млекопитающих, есть множество доказательств того, что человекообразные обезьяны - это эволюционировавшие парапитеки.

Второй этап: дриопитек

Если верить еще недоказанной теории происхождения человека, то дриопитек - это потомок парапитека. Однако точно установленный факт - дриопитек - предок человека. Как жили наши предки? Точное время жизни дриопитека до сих пор не установлено, однако ученые говорят, что жили они на Земле примерно восемнадцать миллионов лет назад. Если говорить об образе жизни, то, в отличие от парапитеков, которые селились исключительно на деревьях, дриопитеки уже селились не только на высоте, но и на земле.

Третий этап: австралопитеки

Австралопитек является прямым предком человека. Как жили наши предки-австралопитеки? Установлено, что жизнь этого древнего млекопитающего зародилась около пяти миллионов лет назад. Австралопитеки уже больше походили на современного человека своими повадками: они спокойно передвигались на задних лапах, использовали самые примитивные орудия труда и защиты (палки, камни и т. д.). В отличие от своих предшественников, австралопитеки питались не только ягодами, травами и другой растительностью, но и ели животное мясо, поскольку эти самые орудия часто служили и для охоты. Несмотря на то, что эволюция явно шла вперед, австралопитек был больше похож на обезьяну, нежели на человека - густой волосяной покров, небольшие пропорции и средний вес все-таки отличают их от современного человека.

Четвертый этап: человек умелый

На данном этапе развитии эволюции предок человека ничем не отличался от австралопитека по своему внешнему виду. Несмотря на умелый отличался тем, что он мог свободно делать орудия труда, средства для защиты и охоты самостоятельно. Все изделия, которые производил этот предок, были сделаны, в основном, из камня. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что в своем развитии человек умелый дошел до того, что он пытался передавать информацию себе подобным с помощью определенных сочетаний звуков. Однако теория о том, что именно в это время уже существовали зачатки речи, не доказана.

Пятый этап: человек прямоходящий

Как жил наш предок, которого сегодня мы называем «человеком прямоходящим»? Эволюция не стояла на месте, и теперь данное млекопитающее очень напоминало современного человека. Кроме того, уже на этом этапе развития человек мог издавать звуки, которые служили определенными сигналами. Значит, можно сделать вывод о том, что речь в это время уже была, однако она была нечленораздельной. На этом этапе у человека очень сильно увеличился объем головного мозга. Благодаря этому человек умелый работал уже не одиночно, а работа была коллективной. Этот человеческий предок мог охотиться на крупных животных, поскольку орудия для охоты уже были достаточно сложными, чтобы убить большого зверя.

Шестой этап: неандерталец

Очень долго теория о том, что неандертальцы были прямыми предками человека, считалась верной и принималась многими учеными. Однако исследования показали, что неандертальцы не имели никаких потомков, а значит, ветвь этого млекопитающего была тупиковой. Несмотря на это, по своему строению неандертальцы очень схожи с современным человеком: большой головной мозг, отсутствие шерсти, развитая нижняя челюсть (это говорит о том, что неандертальцы обладали речью). Где жили наши "предки"? Неандертальцы жили группами, устраивая свои жилища на берегах рек, в пещерах и между скалами.

Последний этап: человек разумный

Учеными доказано, что этот вид появился 130 тысяч лет назад. Внешнее сходство, строение мозга, все умения - все это говорит о том, что человек разумный - это наш прямой предок. Именно на этом этапе революции люди начинают свое собственное выращивание средств пропитания, селятся не просто группами, а семьями, ведут свое личное хозяйство, держат свой собственный скотный двор и начинают исследование новых культур растений.

Славяне

Как жили наши Это уже окончательно развитый предок современного человека, которому свойственно деление на расовые группы. Предки человека, живущие в эпоху Средневековья, в основном были славянами. Вообще, данная раса появилась в прибалтийских землях, а вскоре из-за своей многочисленности расселилась по всей территории западной Европы и северо-западной части России. Кроме того, славяне вели постоянные битвы, отличались особой техникой владения оружия и стойкостью в бою. Славяне - это предки конкретно русского, германского, прибалтийского и других народов.

Жизнь крестьян состояла не из одних трудов праведных. Деревня умела и отдыхать. К праздникам готовились загодя, его ждали не только взрослые, но и дети. Дети – даже особенно. И не только ради подарков или обильного угощения, хотя здесь, наверное, уместно сказать, что очень уж желанным был для всех любой праздничный стол из-за частых и длительно изнурительных постов. Для крестьянина многие, если не все, народные и церковные обычаи, традиции, обряды естественно и закономерно вписывались в круг его хозяйственной деятельности и духовной жизни, служа своеобразной наградой за нелегкие, порой изнурительные будни.

Как отдыхали наши предки

Девушки на вечеринки приходили с прялками, но делали они это, как говорится, для отвода глаз: много ли напрядешь, если гармошка так заливается, что ноги сами в пляс просятся. Плясали чаще всего четырехколенную кадриль. В перерывах пели песни, частушки, вели беседы, щелкая орешки (позднее появились и семечки). Парни, случалось, на вечеринках баловались винцом, но именно баловались, а не напивались. Отгуляв, таким образом, вечер-другой, переходили в другую деревню, знакомились, приглядывались к соседям и соседкам, задерживаясь там, где находили для себя личный интерес.

Праздничные, да и любые обычные вечеринки затягивались обычно далеко за полночь.

Посетите музей под открытым небом Малые Карелы в выходной и ли праздничный день, и вы воочию увидите, как отдыхали наши предки.

Однако не скучала молодежь и днем. Устраивали ледяные горки и катались с них в специальных санках-чунках. Горки строились на высоком берегу реки, санки улетали с них по льду метров на 300-400. Каждый парень, если он начинал женихаться, должен был обязательно прокатить с такой горки свою девушку. То-то игрище было – с визгом, смехом, если парочка летела в сугроб, что порой и делалось преднамеренно.

Гуляния на Масленицу

А на Масленицу, кроме катаний на чунках, устраивались катания в санях по деревне, да не в одиночку, целыми поездами. Это было прекрасное зрелище. В деревне — был самый настоящий самодеятельный праздник, свое собственное действо, в котором ты и зритель, и артист, сам веселился и других веселил. В гриву каждой лошади их хозяева вплетали яркие ленты, на дугу крепили звонкий валдайский колокольчик, да и сани украшались – кто на что горазд был. Несется по деревне такой поезд – по тридцать-сорок саней сразу – аж дух захватывает! Посмотреть на эту забаву даже немощные старики выходили. А поезд пролетал деревню, задержавшись на какое-то время у ледяной горки, где снова катались в чунках, и мчался к следующей деревне общества. И так — пока всю округу не объедет, не обскачет с шумом, звоном, гамом, с песнями да развеселой музыкой. Незабываемое зрелище…

Престольные праздники

Отмечала старая деревня праздники и летом, даже в дни страды. Это были в основном престольные праздники — в честь того или иного святого, которому была посвящена деревенская церковь. Так что у каждой деревни, если она имела храм божий, был и свой престольный праздник.

На престольные дни в каждом доме варили пиво, готовили закуски и пировали два-три дня. Взрослые люди проводили праздники обычно дома, а молодежь облюбовывала себе место на лугу у реки. Как правило, на такие гулянки собирались парни и девчата из четырех – пяти окрестных деревень. Плясали под разноголосые гармони все ту же кадриль, пели песни, компаниями, в ряд, гуляли по лугу. Гулянье начиналось в полдень и заканчивалось поздно вечером, но нередко продолжалось оно и на другой день. Люди в возрасте тоже приходили вечером на луг, но не петь-плясать, а, прежде всего, присмотреть для своего сына невесту.

Рождественские праздники

Но главные праздники – отрада и украшение деревенской жизни выпадали на зиму. И первым среди них по старшинству и почитаемости шло Рождество. Это был какой-то светлый и радостный праздник, ожидаемый всей семьей. Конечно, необычайно сильную, заглавную, можно сказать, окраску придавало ему религиозное начало: ведь дата рождения Христа – это до сих пор отправная точка и нашего летоисчисления. Но в то же время народное сознание, руководствуясь отголосками каких-то смутных, еще более древних ритуальных обычаев, связывало с этим днем и завершение крестьянином извечного цикла многотрудных работ на земле, и стремление предугадать, окажется ли будущий год благоприятным для земледельца или нет.

В этот день (или канун его) крестьянин брал на заметку многое в природных явленияк: есть ли иней на деревьях, ясный день или метет метель, звездится небо, хорош ли санный путь, полагая, что густой иней сулит обильные хлеба, метель – роенье пчел, а звезды – урожай на горох. Вся эта система примет и поверий наделяла Рождество особым смыслом – таинственным, загадочным, уходящим в несказанно седую древность и полным неясных надежд.

Но зато всеобщее желание наконец-то вкусно поесть и погулять после унылого, надоевшего и изнурительного поста начисто лишало его всякой мистики, делало по земному близким и понятным, да еще каким близким и понятным.

Попробуй, посиди неделю за неделей на киселях да затирухе, не захочешь, да вспомнишь, как строжила тебя бабушка: «Погоди, пост, он подожмет тебе хвост!»

Что верно, то верно, поджимал пост хвосты, хотя и амбар, и клеть не были пусты. Но с наступлением праздника приходил конец и вчерашнему хлебу на столе, и приевшейся картошке в горшке. Мясное заговенье разрешало все: и долгожданные щи с мясом, и обмасленные пышные пироги, шаньги. Но прежде, чем сесть за стол, надо было обязательно сходить в церковь,причаститься.

Свадьбы на селе

Свадьбы на селе чаще всего игрались весной или осенью. В целях обеспечения молодым счастья на протяжении всей свадьбы проявлялось сопротивление ей. До самого свадебного дня противилась происходящему невеста, даже если она шла замуж своей охотой. Отсюда её причитания, которые всегда были импровизацией, не нарушающей строгих традиционных форм. Причитая, просватанная девушка «вопила громко», хлястая руками о лавку и пол». И все воспринимали это как должное, ей говорили: «не наплачешься за столом, дак наплачешься за столбом».

Сопротивление свадьбе исходило не только от невесты, но и от «приходящих» — односельчан, в день свадьбы провожающих невесту из родной деревни. Они загораживали дорогу свадебному поезду, пели так называемые корильные песни, в которых укоряли «жениха, ругали и высмеивали «сватовца» (или «вершника», если он ехал верхом на лошади, возглавляя свадебный поезд»).

Сватовец, сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Все ходил да лукавился,
Не путем, не дорогою,

Ой, не путем, не дорогою –
Стороной обоколицей,
Стороной обоколицей,
Да собачьими тропами,

Ой, все собачьими тропами,
Да звериными нормами,
Все звериными норами,
Все ходил да нахваливал,

Все ходил да нахваливал,
Чужую дальнюю сторону,
Чужую дальнюю сторону.
Все зложейку незнакомую,
Ой, зла –чуда сына отецкого

Старую деревню невозможно представить без песен. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные. Под колыбельные качали люльку с младенцем, под поминальные прощались с умершим.

Использованные источники:

(По материалам книг Плотникова Н. «Выставочные давности» и Ариниан Е.И. «Религия Вчера, сегодня, завтра», а также воспоминаниям старожилов).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней