Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Торгового сбора в городах федерального значения. Как определить торговую площадь магазина, чтобы посчитать торговый сбор? Кто должен платить торговый сбор при осуществлении торговой деятельности по агентскому договору

Внес глобальные изменения в Налоговый кодекс. Основное нововведение — во второй части НК РФ появилась новая глава 33 «Торговый сбор».

Сбор для трех городов

Теоретически законодатели предусмот­рели возможность введения торгового сбора на территориях любых муниципальных образований. Конечно, при условии, что местные власти примут соответствующее решение. Такое положение прямо закреплено в п. 1 ст. 410 НК РФ.

Но практически торговый сбор пока смогут ввести на своих территориях только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дело в том, что в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее - Закон № 382-ФЗ) сказано, что торговый сбор может быть введен в указанных городах не ранее 1 июля 2015 г. А вот в муниципальных образованиях, не входящих в состав этих городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Для кого увеличится налоговая нагрузка

Уплачивать торговый сбор должны будут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, в отношении которой местными властями установлен данный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории указанных городов (п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 413 НК РФ). От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели на ПСН, а так же налогоплательщики, перешедшие на ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Что такое торговля…

Для лучшего понимания того, какие виды бизнеса подпадают под уплату торгового сбора, сразу скажем, что законодатели понимают под торговлей. Определение торговли содержится в подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. Итак, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров. При этом к торговой деятельности законодатели отнесли (п. 2 ст. 413 НК РФ):

  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (исключение - автозаправочные станции);
  • торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.

Обратите внимание: в целях данной главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляю­щих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

…и объект торговли

Как мы уже сказали, под торговый сбор подпадают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и недвижимого имущества. Обратите внимание: в главе 33 НК РФ такое имущество называется «объекты осуществления торговли». К ним отнесены здания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка (п. 4 ст. 413 НК РФ).

В главе 33 НК РФ не говорится, какое движимое имущество имеется в виду для целей уплаты торгового сбора. Ответ был бы очевиден, если бы новая глава НК РФ содержала понятия стационарный и нестационарный торговый объект. Но их в ней нет.

На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос стоит обратиться к главе 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. Дело в том, что законодатели привязали ставку торгового сбора именно к сумме налога, уплачиваемой на основании патента. Кроме того, глава 33 НК РФ содержит для некоторых определений (например, для площади торгового зала) ссылки именно на главу 26.5 НК РФ.

Итак, согласно подп. 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ к нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирую­щая на принципах развозной и разносной торговли, то есть с использованием движимого имущества (например, автомобилей или фургонов).

И еще один важный момент: в перечне объектов осуществления торговли прямо не поименованы торговые автоматы. Поэтому может сложиться впечатление, что торговля через них не подпадает под уплату сбора. Мы считаем, что это не так.

Если опять же обратиться к ст. 346.43 НК РФ, то мы увидим, что к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены торговые автоматы. А как мы уже сказали ранее, глава 33 НК РФ относит к торговой деятельности торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. Таким образом, торговля через автоматы также будет подпадать под уплату торгового сбора.

Что касается деятельности по организации розничных рынков, то здесь объектом осуществления торговли будет являться недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.

Объект для сбора и период

Объектом обложения сбором признается использование для осуществления торговой деятельности объекта торговли хотя бы один раз в течение квартала. При этом датой возникновения объекта обложения сбором является дата начала использования указанного имущества для торговой деятельности, а датой прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования такого имущества для торговой деятельности (ст. 412 НК РФ).

Периодом обложения торговым сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).

Ставки сбора

А теперь перейдем к самому интересному - ставкам для торгового сбора. Они устанавливаются местными властями в рублях за квартал в расчете на один объект торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). Размер ставки будет зависеть от вида осуществляемой деятельности (опт или розница), а также от площади торгового зала.

Небольшие магазины

В пункте 1 ст. 415 НК РФ сказано, что ставка сбора не может быть больше расчетной суммы налога, подлежащего уплате в Москве, Санкт-Петербурге или в Севастополе в связи с применением патентной системы налогообложения по соответствующему виду деятельности на основании патента, выданного на три месяца.

ПСН можно применять в части торговой деятельности только для розницы. При этом на ПСН переводится:

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестацио­нарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с п. 2 ст. 415 НК РФ в данном случае для целей определения предельных ставок торгового сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по розничной торговле. Напомним, что они преду­смотрены подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что не относится к розничной торговле реализация:

  • подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ;
  • продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
  • газа;
  • грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;
  • товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
  • продукции собственного производства (изготовления);
  • передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

То есть для целей уплаты торгового сбора все вышеперечисленные виды деятельности будут признаваться розничной торговлей.

Пример 1

Компания осуществляет в Москве розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв м.

Для этого вида деятельности Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» установлен потенциально возможный к получению годовой доход в размере 2 000 000 руб. Сумма налога при ПСН на год составит 120 000 руб. (2 000 000 руб. х 6%), а на три месяца - 30 000 руб. (120 000 руб. : : 12 мес. х 3 мес.).

Следовательно, сумма торгового сбора за квартал по указанному виду дея­тельности не должна будет превышать 30 000 руб.

Крупная розница и опт

А какие ставки применять компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют розничную торговлю через объекты, у которых площадь превышает 50 кв. м, или со склада? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 415 НК РФ. Для таких плательщиков ставка устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. Обратите внимание: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

Пример 2

Немного изменим условия примера 1. Предположим, что компания осуществляет в Москве розничную торговлю через магазин с торговой площадью 51 кв. м.

Рассчитаем максимально возможную сумму торгового сбора для этого случая. В примере 1 мы уже рассчитали сумму налога за три месяца при применении ПСН по розничной торговле через объект стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м. Она составила 30 000 руб.

Чтобы узнать, сколько придется заплатить торгового сбора за 1 кв. м в рассматриваемом примере, разделим 30 000 руб. на 50. Получится 600 руб.

Соответственно, максимальная сумма торгового сбора для магазина с торговой площадью 51 кв. м в квартал составит 30 600 руб. То есть каждый «лишний» квадратный метр обойдется компаниям не больше чем в 600 руб.

Обратите внимание: в п. 5 ст. 415 НК РФ сказано, что площадь торгового зала для целей главы 33 НК РФ определяется в порядке, установленном для ПСН, то есть в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме Кодекса площадь торгового зала - это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. К ней относится площадь:

К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Розничные рынки

Максимальный размер ставки в отношении деятельности по организации розничных рынков составляет 550 руб. на 1 кв. м площади рынка. При этом указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).

Могут быть льготы

Согласно п. 6 ст. 415 НК РФ местные влас­ти могут устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельнос­ти, категории плательщиков, особеннос­тей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов торговли. При этом ставка сбора в отдельных случаях может быть снижена до нуля.

Встаем на учет

Не позднее пяти дней с даты возникновения объекта торгового сбора организация или индивидуальный предприниматель должны подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). Форму уведомления должна будет разработать и утвердить ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ). Уведомление можно будет подать на бумажном носителе либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ). В уведомлении указывается:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • объект, в котором осуществляется торговая деятельность;
  • характеристики (количество и (или) площадь) объекта торговли.

Если для торговли используется объект недвижимости, то постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения объекта торговли. В иных случаях встать на учет нужно по месту нахождения организации (мес­ту жительства индивидуального предпринимателя). При этом если у компании или коммерсанта есть несколько объектов торговли в одном городе (Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но они находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет осуществляется по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили первыми (п. 7 ст. 416 НК РФ).

Обратите внимание: осуществление дея­тельности, в отношении которой установлен торговый сбор, без направления налоговикам уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). Возникает вопрос: будут ли организация или индивидуальный предприниматель привлечены за это к ответственности?

Пунктом 2 ст. 116 НК РФ предусмот­рен штраф за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. Его размер составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Основания для постановки на налоговый учет указаны в ст. 83 НК РФ. Так, организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Рассматриваемый нами случай как раз и подпадает под иные основания. Таким образом, если организация или бизнесмен не встанут на налоговый учет для уплаты торгового сбора, им грозят штрафные санкции.

Правда, налоговые органы могут осуществить постановку на учет и самостоятельно. Это произойдет, если орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, предоставит налоговикам информацию о том, что компания или бизнесмен ведет торговую деятельность (п. 4 ст. 418 НК РФ). Заметим, что такой уполномоченный орган должен быть определен законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 418 НК РФ).

После получения уведомления налоговики в течение пяти дней должны поставить на учет плательщика сбора. И еще пять дней им дано для направления ему соответствующего свидетельства.

Если организация или предприниматель прекратят осуществлять деятельность, подпадающую под уплату торгового сбора, они должны в течение пяти дней сообщить налоговикам об этом факте, направив в налоговый орган уведомление. Налоговики снимут плательщика с учета. При этом датой снятия с учета будет являться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).

Рассчитываем сбор и перечисляем в бюджет

Плательщики торгового сбора должны самостоятельно определить сумму сбора для каждого объекта обложения. Сделать это необходимо начиная с периода, в котором возник объект обложения сбором. Для определения суммы сбора надо взять соответствующую ставку и умножить на фактическое значение физичес­кой характеристики соответствующего объекта торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Таким образом, если ставка установлена по объекту, то она умножается на 1. А в том случае, когда ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), то ее необходимо умножить на размер площади.

Перечислить в бюджет сбор нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Обратите внимание: если налоговики поставили на учет организацию или предпринимателя самостоятельно на основании имеющейся у них информации, то они выставят требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации. При этом сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом. Такой порядок установлен в п. 3 ст. 417 НК РФ.

Сопутствующие поправки

В связи с появлением в Налоговом кодексе новой главы возникла необходимость по внесению поправок в уже имеющиеся положения части первой и второй НК РФ.

Перечень местных налогов и сборов расширен

Установленный новой главой НК РФ торговый сбор не вписывается в понятие сбора, закрепленное в первой части НК РФ. Чтобы сделать его существование законным, потребовалось внести изменения в ст. 8 и 12 НК РФ.

Понятие «сбор» содержится в п. 2 ст. 8 НК РФ. Сейчас под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц. При этом его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Комментируемый закон это понятие дополнил еще одним основанием для взимания сбора: его уплата обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, внесена поправка в ст. 12 НК РФ, которая устанавливает виды налогов и сборов на территории РФ. До сегодняшнего дня сбор мог быть только федеральным. Благодаря изменениям, внесенным в п. 4 этой нормы Кодекса, появилось такое понятие, как местный сбор. Так же как и местный налог, местный сбор устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местный сбор могут вводить на своих территориях власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ставки сборов определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Так же могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Ну и конечно же, торговый сбор включен в перечень местных налогов и сборов, установленный ст. 15 НК РФ.

НДФЛ

Внесено изменение в ст. 225 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления налога на доходы физических лиц. Она дополнена новым пунктом 5. Им смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели, уплачивающие торговый сбор. По итогам налогового периода они имеют право уменьшить сумму налога, рассчитанного по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

Но если бизнесмены сами не встали на налоговый учет, а уплатили торговый сбор на основании требования налогового сбора, то снизить сумму НДФЛ они не смогут. Об этом прямо сказано в п. 5 ст. 225 НК РФ.

Налог на прибыль и спецрежимы

Организации, уплачивающие торговый сбор, не смогут учесть его при расчете налога на прибыль в составе расходов. Такой запрет установлен в п. 19 ст. 270 НК РФ. Но расстраиваться не стоит. На сумму торгового сбора можно будет снизить непосредственно налог на прибыль. Соответствующим положением дополнена ст. 286 НК РФ.

В новом п. 10 данной нормы Кодекса сказано, что плательщики торгового сбора имеют право на сумму сбора сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода. При этом уменьшается налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Снизить налог на прибыль можно на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

И опять же, если торговый сбор был перечислен на основании выставленного налоговиками требования, то ни о каком уменьшении налога на прибыль речи быть не может.

Аналогичные правила установлены и для тех компаний и бизнесменов, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Соответствующим п. 8 дополнена ст. 346.21 НК РФ.

А вот с ЕНВД дела обстоят совсем иначе. Если на территориях Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя будет введен торговый сбор, то организации, осуществляющие розничную торговлю, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД. Такое изменение внесено в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ.

Источник: БухОнлайн.ру

С 1 июля 2015 года в РФ появятся торговые сборы для малого бизнеса. Торговому сбору законодатели отвели новую . Этот сбор с торговли является местным и может быть введен не ранее 1 июля 2015 года только в городах федерального значения - в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На других территориях власти смогут вводить торговый сбор только после принятия специального федерального закона.

Торговый сбор, по сути, является обязательным платежом, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Поэтому если с 1 июля 2015 года он будет введен, допустим, в городе Москве, то его уплата на этой территории станет обязательной. Плательщиками торгового сбора, в таком случае, станут занимающиеся торговлей организации и ИП, применяющие общий режим налогообложения или УСН.

Глава 33 НК РФ. Торговый сбор

Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Плательщики торгового сбора

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Освобождаются от уплаты торгового сбора

ИП на патентной системе и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (п. 2 ). А ЕНВД нельзя применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора (п. 2.1 ).

Кто должен платить торговый сбор при осуществлении торговой деятельности по агентскому договору

Специалисты Минфина России в письме от 18.08.17 № 03-11-09/53070 рассмотрели вопрос об уплате торгового сбора в случае, когда торговая деятельность осуществляется в рамках агентского договора. Кто должен платить торговый сбор - агент или принципал? По мнению чиновников, ответ на этот вопрос зависит от того, от чьего имени агент ведет торговлю.

Если агент ведет торговлю с использованием движимого и (или) недвижимого имущества от имени и за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается принципал. Если же агент ведет торговую деятельность от своего имени, но за счет принципала, то плательщиком торгового сбора признается агент.

Объект обложения торговых сборов

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В целях НК РФ используются следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Виды предпринимательской деятельности для торгового сбора

Причем в законе не уточняется, какими именно товарами должны торговать те, кто подпадает под действие торгового сбора. Это означает, что торговым сбором, по всей видимости, будет облагаться торговля любыми товарами.

Сбор для малого бизнеса устанавливается правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

Чтобы стать плательщиком взноса объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал (п. 1 ). То есть если ИП хотя бы раз квартал продаст свои товары, например, на рынке выходного дня, то после этого он становится плательщиком торгового взноса.

В законе не уточняется, на каком праве организация или ИП должны пользоваться объектом осуществления торговли. Не имеет значения, находится ли магазин или торговый павильон в собственности или же арендуется. Определяющее значение, повторимся, имеет сам факт осуществления торговли через торговый объект хотя бы раз в квартал.

Сумма торгового сбора

Какую сумму потребуется заплатить в качестве торгового сбора? Точного ответа пока нет, до вступления в силу федерального закона.

Организации и ИП п общему правилу должны будут рассчитывать торговый сбор самостоятельно по каждому объекту торговли. Формула для расчета будет такая:

Торговый сбор

ставка торгового сбора

фактическое значение физической характеристики объекта торговли

Фактическое значение характеристики объекта, это, например, площадь объекта торговли. Ставка сбора описана ниже.

Изменение характеристик объектов торговли

В течение квартала количество торговых объектов или размер торговых площадей может измениться. Такое изменение влияет на сумму торгового сбора. Если количество объектов или их площадь увеличилась, при расчете торгового сбора изменения нужно учитывать с начала квартала, в котором изменение произошло. Если же количественные характеристики уменьшились, они снизят размер торгового сбора только со следующего квартала. Об этом сказано в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229 .

Ставки торгового сбора для малого бизнеса 2019

Согласно закону о торговых сборах, ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

В целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 .

Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на 3 месяца, деленную на 50.

Максимальная ставка торгового сбора , установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на , установленный на соответствующий календарный год.

Площадь торгового зала определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 .

Нормативными правовыми актами муниципальных образований, могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Итак, законом предусмотрено ограничения по максимальным ставкам, которые зависят от нескольких различных показателей:

  1. от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  2. от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  3. от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Пример расчета максимальной суммы торгового сбора

Есть стационарная торговая точка находится в городе Санкт-Петербург. Площадь составляет 100 кв. м Патент на розничную торговлю на 3 месяца сейчас стоит 30 000 рублей. Поэтому максимальный торговый сбор за квартал () составит 60 000 рублей (30 000 рублей / 50 × 100 кв. м.).

Итак величина торгового сбора связана с размером стоимости патента. А этот размер власти городов федерального значения, вправе увеличивать. Тем самым может увеличиваться и максимальный размер торгового сбора.

Учет плательщиков торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор для малого бизнеса, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, о расчете сбора, служащее основанием для исчисления и уплаты сбора.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  1. по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения указанного объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора, впервые.

Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

Согласно закона, в случае, если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в городе Севастополь), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя. Потому что НДФЛ платится по месту прописки, а не ведения бизнеса.

УСН доходы-расходы

Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» учитывают сумму уплаченного сбора в расходах.

УСН доходы

Организации или ИП на «упрощенке» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно (например, на страховые взносы: п. 3.1 ) вправе будут уменьшать налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ).

Организации на УСН могут иметь обособленные подразделения (письмо Минфина России от 12.05.14 № 03-11-06/2/22075). И в этом случае единый налог уплачивается головной организацией. Поэтому если головная организация находится, например, не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то право на уменьшение налога можно и не получить.

Однако если у вас несколько видов деятельности на «доходной» УСН, на сумму сбора можно уменьшить только сумму налога с доходов от розничной торговли, по которой уплачивается торговый сбор. Поэтому вам придется учитывать доходы от розницы отдельно.

Льготы по торговым сборам

Какая торговля не облагается торговым сбором

Разновидность торговой деятельности
Облагается / не облагается
Комментарий ФНС
Реализация ломбардом предметов залога
не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита
облагается в случае продажи через торговые точки
не облагается в случае продажи через объекты общепита
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42962
Реализация продукции собственного производства
облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты
не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Использование офиса для заключения договоров купли-продажи
не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730
Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг
не облагается
письмо Минфина России от 27.07.15 № 03-11-09/42966
Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером
облагается
письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730

Рекомендуемые формы уведомлений для плательщиков торгового сбора, ТС-1, ТС-2

Федеральная налоговая служба разработала формы, форматы и порядок заполнения уведомлений для плательщиков торгового сбора (письмо от 10.06.15 № ГД-4-3/10036@). Данные уведомления необходимо заполнять тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые подпадают под уплату сбора.

Как известно, торговый сбор может быть введен с 1 июля 2015 года в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день .

Комментируемым письмом ФНС утвердила следующие формы:

  • ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;
  • ТС-2 «Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;

    Если деятельность, с которой уплачивался торговый сбор, прекращена, об этом тоже необходимо уведомить налоговую инспекцию. Порядок тот же, что и при постановке на учет: в течение пяти дней в инспекцию нужно направить уведомление. Оно будет основанием для снятия с учета в качестве плательщика сбора. Датой снятия будет считаться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ).

  • ТС «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора» .

В письме приведены порядок заполнения форм уведомлений ТС-1 и ТС-2 . Формы № ТС-1, № ТС-2 заполняются рукописным способом чернилами черного либо синего цвета или с использованием принтера и соответствующего программного обеспечения в одном экземпляре. Все разделы и поля форм № ТС-1, № ТС-2 подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных Порядком. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать документа на бумажном носителе, скрепление листов документов, приводящее к порче бумажного носителя.

В ФНС отмечают, что данные формы являются рекомендуемыми. Поэтому, если уведомление о постановке на учет либо уведомление о снятии с учета представлены в произвольной форме, но содержат необходимые сведения, налоговики не вправе отказать в их приеме.

Примечание :
1. Скачать бланк пустой формы ТС-1 (формат pdf)
2. Скачать пример заполнения ТС-1 для предпринимателя торгового киоска

Напоминание!

в Москве уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора необходимо подать до 7 июля.

Куда подавать уведомление о постановке на учет торговый сбор

Налоговая служба в письме от 17.06.15 № ГД-4-3/10382@ разъяснила некоторые нюансы постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков торгового сбора. Постановка на учет и снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора осуществляются:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

Например, те организации или ИП, которые состоят на учете в налоговом органе в Московской области и осуществляют в Москве торговую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин), обязаны представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в инспекцию по месту нахождения данного недвижимого имущества.

Если указанные организации или ИП осуществляют в Москве торговую деятельность с использованием движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.), то уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора нужно подать в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в ФНС отмечают, что в уведомлении о постановке на учет могут быть указаны несколько объектов, в отношении которых установлен торговый сбор. Если эти объекты находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то уведомление о постановке на учет следует представить в инспекцию по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны в таком уведомлении первыми.

Торговый сбор: чтобы не платить, просто «свернуть» торговлю недостаточно

Организации или ИП, которые прекратили вести деятельность с использованием торгового объекта, но не уведомили об этом должным образом налоговую инспекцию, продолжают считаться плательщиками торгового сбора.

При прекращении деятельности с использованием объекта торговли плательщик торгового сбора должен представить соответствующее уведомление в ИФНС. В этом случае торговец будет снят с учета в качестве плательщика сбора с той даты, которую он указал в уведомлении как дату прекращения деятельности в торговой точке.

Если такое уведомление не представлено, компании или ИП придется исполнять обязанности плательщика торгового сбора, т.е. уплачивать сумму сбора в бюджет, даже если торговля уже не ведется.

Ошибочное уведомление о торговом сборе: как отменить постановку на учет

ФНС РФ в своем письме № ГД-4-3/14721@ от 20.08.2015 приводит разъяснения по вопросу ошибочного предоставления уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Письма Минфина посвященных торговому сбору.

Письмо Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ;
Письмо Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

ФНС дала разъяснения по торговому сбору

Департамент экономической политики и развития г. Москвы.

в письме ДЭПиР г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15 дал 24 ответа ответы на многочисленные вопросы по торговому сбору: когда возникает обязанность по уплате торгового сбора, постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, определения площади торгового зала в целях уплаты сбора, а также ставок данного сбора и сроков его уплаты.

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ: Торговый сбор: кто плательщик

С 1 июля в Москве начал действовать торговый сбор. Это новый сбор, а четкого определения понятий в нет. Поэтому те, кто ведет торговлю в столице, часто не могут разобраться, надо ли им платить торговый сбор и если да, то в зависимости от чего рассчитывается его размер. Читать интервью...

Департамент экономической политики и развития Москвы дал ответы по торговому сбору в Москве

Среди прочего разъяснено, нужно ли вставать на учет в качестве плательщика данного сбора ИП и организациям, подпадающим под льготу и в связи с этим освобожденным от его уплаты. Также описаны критерии отнесения объекта торговли к стационарному или нестационарному в целях уплаты нового сбора.

Торговый сбор, который с 1 июля 2015 года будут платить торговые объекты на территории Москвы, называют альтернативой так и не принятого налога с продаж. Уже только сама возможность введения этого налога вызвала резко негативную реакцию у бизнесменов и потребителей. Потом последовала попытка ввести за право заниматься определенными видами деятельности с умопомрачительными суммами. В конце концов, Налоговый кодекс пополнился главой 33, которая ввела в действие новый вид обязательного платежа - торговый сбор .

Назвали этот платеж именно сбором, а не налогом, чтобы налоговая нагрузка предпринимателей (формально) не была увеличена. Это дало возможность вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу заверить налогоплательщиков в том, что честные бизнесмены никак не пострадают от необходимости уплаты торгового сбора, т.к. сбор - это не налог, кроме того, эти суммы можно учесть при расчете других налогов.

На самом деле, в каждом конкретном случае надо рассчитать, будут ли затраты на торговый сбор компенсированы полностью. Справедливость расчета торгового сбора пока что вызывает большие сомнения.

Во-первых, расчет привязан к реальным квадратным метрам только на торговой площади свыше 50 кв. метров. А до 50 квадратов владелец пятачка в 5 кв. м и торгующий на площади 48 кв. м будут платить одинаковую сумму торгового сбора. Облагаться в этом случае будут не метры, а сам объект осуществления торговли.

Во-вторых, не учитывается характер товара и рентабельность его продаж. Согласитесь, что торговля свежими овощами и продажа дорогой мебели будет приносить разный доход. Никаких льгот не предусмотрено при начислении торгового сбора с продаж социально значимых товаров - первой необходимости; продуктов; детских товаров и т.д.

В-третьих, не очень понятно, как оценивать необходимость уплаты торгового сбора, если налогоплательщик совмещает услуги с реализацией сопутствующих товаров. Например, должна ли мастерская по ремонту обуви быть плательщиком торгового сбора, если она попутно продает стельки и средства по уходу за обувью?

В-четвертых, сумма торгового сбора рассчитывается за квартал, независимо от того, сколько дней реально торговал налогоплательщик. Кодекс содержит такое понятие, как «использование объекта осуществления торговли, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала». То есть, если магазин не работал ни одного дня в течение квартала, то теоретически платить торговый взнос за этот квартал не надо. А вот если вы начали торговлю в конце отчетного квартала и проработали пару недель или даже пару дней, то будьте добры, уплатите полную (!) квартальную сумму торгового сбора.

В-пятых, до конца не проработана возможность уменьшения налога, соответствующего выбранному режиму, за счет уплаченного торгового сбора. Множество мелких нюансов в учете еще не отражены ни в каких инструкциях. Не подготовлена к учету торгового сбора и форма декларации на УСН (хотя время для ее сдачи еще есть). А как быть, если сумма торгового сбора окажется выше, чем налог, из которого ее можно вычесть? Создается впечатление, что торговый сбор ввели в действие «сырым» - начнем, а там видно будет, налогоплательщики у нас ко всему привычные…

Кто должен платить торговый сбор?

Возможность введения торгового сбора на сегодня существует только для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и только после принятия соответствующего регионального закона. В 2014 году такой закон был принят лишь властями Москвы, а вступает он в действие 1 июля 2015 года. Очень вероятно, что при хороших поступлениях в бюджет торговый сбор будет введен и на других территориях.

Платить торговый сбор должны организации и индивидуальные предприниматели,работающие на и на . Вид их деятельности исходит из названия сбора - это торговля через:

  • стационарные торговые объекты с торговым залом;
  • стационарные торговые объекты без торгового зала;
  • нестационарные торговые объекты (включая развозную и разносную торговлю).

Индивидуальные предприниматели, работающие на , торговый сбор платить не будут. Жаль, что патент могут купить только ИП, хотя предложение позволить организациям переходить на ПСН периодически обсуждается. Не признаются плательщиками торгового сбора и те, кто работает на и реализует сельхозпродукцию собственного производства, но таких бизнесменов в Москве немного.

Что касается совмещения уплаты торгового сбора и ЕНВД, то согласно статье 326.26 НК РФ «в случае установления в муниципальном образовании или городе федерального значения торгового сбора, в отношении таких видов деятельности ЕНВД не применяется». Это означает, что если вы торгуете на , а потом в вашем регионе ведут торговый сбор по вашему виду деятельности, то с вмененки придется сняться. В Москве, напомним, ЕНВД не применяется вообще.

Выведены из-под уплаты торгового сбора еще и следующие объекты:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • торговые (вендинговые) автоматы;
  • ярмарки выходного дня, специализированные и региональные ярмарки;
  • торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков;
  • разносная розничная торговля, осуществляемая в помещениях автономных, бюджетных и казенных учреждений.

Также уже сейчас обсуждается возможность освобождения от уплаты торгового сбора торговых точек в кинотеатрах, театрах и музеях, киосков печати и в отношении небольших объектов, оказывающих бытовые услуги, для которых доход от торговли не является основным (например, ателье, реализующее ткани для пошива на заказ).

По поводу рынков - хотя торговые точки, на них расположенные, торговым сбором не облагаются, но облагается сама площадь рынка. Не стоит даже сомневаться, что владельцы рынков попросту перенесут эти расходы на торговцев, увеличив плату за право торговли на рынке.

Что облагается торговым сбором?

Базой для расчета торгового сбора являются не реальные доходы, а просто использование торгового объекта . В законе его называют объектом осуществления торговли и понимают под ним не только магазины, палатки, киоски и т.д., но и объекты развозной (типа автолавок и передвижных лотков) и разносной торговли (тут, очевидно, имеется в виду само лицо, ведущее торговлю).

Исходя из этого, на обязанность уплаты торгового сбора не влияет:

  • Право собственности на помещение. Платить торговый сбор должны те, кто осуществляет торговлю на этой площади, и не важно, кто это - собственники или арендаторы торговых площадей.
  • Место регистрации налогоплательщика. Уплата торгового сбора обязательна для всех тех, кто ведет торговлю на территории Москвы, независимо от места регистрации. Например, ИП, прописанный не в Москве, но ведущий в столице торговую деятельность, будет его плательщиком.
  • Регулярность или доходность торговли. Успешность вашего бизнеса никак на сумме торгового сбора сказываться не будет, она привязана только к квадратным метрам или объекту осуществления торговли. То же самое относится и к регулярности торговли - выше мы уже говорили, что заплатить торговый сбор в полном размере придется даже если вы торговали всего один день в квартале.

Интересно подошли столичные законодатели к обложению торговым сбором складов. В главе 33 НК РФ сказано, что торговым сбором, среди прочего, облагается и торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада. Однако в закон Москвы о торговом сборе это определение не попало, ставка сбора для торговли со склада попросту не установлена. Это позволяет надеяться, что огромные оптовые склады облагаться не будут, а значит, это не скажется на отпускной цене складских товаров.

Вопрос уплаты торгового сбора может стать очень спорным для , доставляющих товары на территории Москвы. С одной стороны, товары интернет- магазинов хранятся на складах, на которых торговый сбор, судя по региональному закону, не распространяется. С другой стороны, высока вероятность того, что налоговые органы попытаются подвести доставку товаров покупателям под разносную или развозную торговлю. А такая торговля торговым сбором облагается.

При этом в соответствующей главе 33 НК РФ понятий объектов разносной или развозной торговли не определено. Если считать, что они аналогичны тем, которые применяют при расчете ЕНВД, то это может быть один курьер или один автомобиль. Ставка квартального торгового сбора на один объект разносной или развозной торговли равна 40 500 рублей. А если курьеров хотя бы три? Или все-таки объектом будут считать сам интернет-магазин? Или действительно, на интернет-магазины торговый сбор распространяться не будет? Пока неясно.

Ставки торгового сбора в квартал на территории г. Москвы

С полным перечнем ставок торгового сбора с перечислением конкретных районов и поселений Москвы вы можете ознакомиться в законе от 17.12.2014 г. № 62 . А из этой краткой таблицы можно получить общее представление о размерах сумм квартального торгового сбора:

Торговый объект

В пределах ЦАО

Округа в пределах МКАД (кроме ЦАО)

За пределами МКАД

Стационарный, с торговым залом, площадью до 50 кв. м

60 000 рублей

30 000 рублей

21 000 рублей

Дополнительно за каждый кв. м с площади более 50 кв.м

Нестационарный объект или стационарный, но без торгового зала

81 000 рублей

40 500 рублей

28 350 рублей

Рынки - за каждый кв. м площади рынка

Постановка на учет плательщика торгового сбора

В срок не позднее 5 рабочих дней с момента начала торговли, подпадающей под торговый сбор, налогоплательщик должен подать уведомление о постановке на учет. Торговые точки, уже работающие на момент вступления в силу закона, должны уложиться в срок не позднее 7 июля 2015 года . Непонятно, чем вызваны такие жесткие сроки подачи уведомления, тем более по новой для налогоплательщиков форме, да еще и в разгар лета, когда многие предприниматели находятся на отдыхе.

Уклоняться от постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора нет смысла. Торговые точки и так находятся под контролем налоговых инспекций, и в них прекрасно знают, от какой деятельности налогоплательщик получает доход. Кроме того, на помощь ФНС для выявления торговых объектов придет Департамент экономической политики и развития г. Москвы. Если вы не подадите своевременно соответствующее уведомление, то Департамент самостоятельно передаст сведения о вас, как о плательщике торгового сбора, налоговикам.

Плательщик торгового сбора, не вставший на учет добровольно и своевременно, рискует получить штраф не менее 40 тысяч рублей , и к сожалению, очень вероятно, что таких случаев будет немало. Во-первых, сама ФНС очень долго тянула с разработкой форм уведомления, и письмо, их содержащее, датировано всего лишь 10 июня 2015 года. Во-вторых, многие налогоплательщики, если и слышали о введении торгового сбора, то могут не знать об уведомительном порядке постановки на учет. В-третьих, трудно представить, как смогут все действующие торговые точки Москвы сообщить о себе в налоговые инспекции в течение всего лишь пяти рабочих дней.

Журнал «Спутник Главбуха» информирует, что Максим Решетников, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы, на вопрос корреспондента о сроках подачи уведомлений о торговом сборе сообщил: "После 7 июля ИФНС вывесит на своем сайте списки тех, кто не встал на учет по торговому сбору. У компаний, которым не ясно, должны они платить сбор или нет, будет 20 календарных дней на то, чтобы найти себя в списках. Затем чиновники отправятся на объекты и составят акты о том, что магазин работает без постановки на учет. И только после этого к владельцам торговых точек применят санкции. Кроме того, эти организации лишатся возможности вычитать уплаченный сбор из налога на прибыль и налога по упрощенке".

Однако этот случай, когда слово к делу не пришьешь, ведь никаких официальных документов, подтверждающих слова Максима Решетникова, нет. Да и потом, правом применять или не применять штрафные санкции за нарушение сроков подачи уведомления обладает ФНС, а не ДЭПР, так что особо полагаться на это обещание не стоит.

Вставать на учет плательщики торгового сбора должны в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости, где ведется торговля (статья 416 НК РФ), и только в иных случаях (очевидно, при разносной и развозной торговле) по месту своей регистрации. Если торговых точек несколько, то подавать уведомление можно в одну из налоговых инспекций по выбору. После подачи уведомления налоговая инспекция должна в течение пяти рабочих дней выдать свидетельство плательщика торгового сбора.

При прекращении деятельности, облагаемой торговым сбором, его плательщик должен сообщить в налоговую инспекцию в тот же пятидневный срок со дня прекращения.

Уплата и учет торгового сбора

Заплатить торговый сбор в полной сумме надо по итогам квартала, не позднее 25 числа квартала, следующего за отчетным , т.е. в первый раз столичным торговцам надо будет заплатить его в срок с 1 по 25 октября 2015 года. Никакой отчетности по торговому сбору НК РФ пока что не установил.

Уплаченный торговый сбор не учитывается в расходах организации при расчете налога на прибыль, но уменьшает сам налог на прибыль. То же самое относится к и НДФЛ для ИП, работающих на общей системе налогообложения.

Относительно возможности учесть торговый сбор при расчете единого налога на УСН, специалисты (за неимением разъяснений Минфина по этому вопросу) расходятся во мнениях. Неясности возникают, как минимум, по следующим пунктам:

  • Право уменьшить единый налог за счет торгового сбора явно прописано только для УСН Доходы (статья 346.21 НК РФ). А плательщики УСН Доходы минус расходы могут пока что руководствоваться правом учесть в расходах суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством (статья 346.16 НК РФ), т.е. и торгового сбора в том числе. Однако в этом случае уменьшить они могут только налоговую базу, а не сам единый налог, что ставит их в неравнозначное положение с другими плательщиками торгового сбора.
  • Непонятно, насколько можно уменьшить за счет уплаченного торгового сбора единый налог плательщикам УСН Доходы - на всю сумму или только на 50%. Дело в том, что пункт 8 статьи 346.21 НК РФ, позволяющий учесть торговый сбор, отсылает к правилам пункта 3.1 этой же статьи, где речь идет об уменьшении единого налога за счет страховых взносов. Возникает вопрос - могут ли упрощенцы, имеющие работников, уменьшать единый налог за счет торгового сбора на всю сумму налога или только до 50%, аналогично учету страховых взносов?
  • Как быть, если сумма торгового сбора превысит сумму рассчитанного единого налога? Можно ли будет зачесть эту разницу в счет будущих налоговых платежей, ведь законодатели уверили, что общая налоговая нагрузка бизнеса за счет торгового сбора не вырастет?

Резюме по торговому сбору

  1. Торговый сбор - это новый вид обязательного платежа, установленный главой 33 НК РФ. С 1 июля 2015 года платить его обязали только торговые объекты (в том числе разносной и развозной торговли), работающие на территории Москвы.
  2. Ставки торгового сбора установлены законом г. Москвы от 17.12.2014 г. № 62 и зависят от типа торгового объекта и его местоположения.
  3. Подать уведомление уже действующим плательщикам торгового сбора надо в срок с 1 по 7 июля 2015 года, а новым торговым объектам - в течение пяти рабочих дней со дня начала торговой деятельности.
  4. Торговый сбор рассчитывается, исходя из целого квартала, поэтому даже если вы проработали в отчетном квартале всего один день, платить придется полную сумму квартального сбора.
  5. Уплаченный торговый сбор уменьшает налог на прибыль, НДФЛ и единый налог на УСН Доходы. Плательщики УСН Доходы минус расходы могут уменьшить за его счет налоговую базу, но не сам налог (по крайней мере, до получения новых разъяснений).

2 июля 2015 года по теме введения торгового сбора была проведена пресс-конференция руководителя УФНС по г. Москве Марины Третьяковой и руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Максима Решетникова. Видеозапись конференции вы можете просмотреть здесь.

Инструменты для бизнеса

Дополнительно мы подготовили для вас подборку договоров, востребованных в торговле, которые вы можете создать в нашем конструкторе за пять минут.

Торговый сбор - самый новый сбор в налоговой системе России. Он введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ - этим законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 "Торговый сбор".

Торговый сбор относится к местным налогам, то есть он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Торговый сбор обязательно должен быть введен нормативным документом на местном уровне - и если такой документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. В муниципальных законах могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Пока сбор установлен только Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2017 году торговый сбор не введен.

Плательщики торгового сбора

Плательщики сбора - организации и ИП, которые занимаются торговой деятельностью, в отношении которой установлен сбор. Это могут быть:

  1. торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);
  2. торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  3. торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  4. торговля со склада.

К торговой деятельности также приравнивается организация розничных рынков.

Важно, что для применения торгового сбора не имеет значения, чем конкретно торгует компания или ИП.

Не уплачивают торговый сбор:

  • ИП на патентной системе налогообложения;
  • налогоплательщики на ЕСХН.

Постановка на учет в качестве плательщика сбора

Чтобы уплачивать торговый сбор, организациям и ИП нужно встать на учет в качестве плательщиков. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора (количество объектов, площадь). Уведомление надо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. После этого, тоже в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство.

Место постановки на учет:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в остальных случаях.

В дальнейшем, если какие-либо характеристики торгового объекта изменились, об этом также нужно сообщить в налоговую в течение 5 дней. Снятие с учета также производится после направления плательщиком уведомления.

Форма уведомления и порядок заполнения установлены Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/

Объекты налогообложения

Объект обложения торговым сбором (согласно статье 412 НК РФ) - это использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор.

Использоваться объект может хотя бы один раз в квартал - и в этом случае возникает обязанность по уплате сбора. Датой возникновения объекта обложения будет дата начала использования этого имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества.

Объектами обложения торговым сбором могут быть: здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.

Налоговый период

Ставки торгового сбора

Ставки сбора устанавливаются на муниципальном уровне (или в городах федерального значения). Они должны быть выражены в рублях за квартал в расчете на каждый объект или на его площадь.

Важно! Налоговый кодекс запрещает устанавливать ставки торгового сбора выше суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента, выданного на три месяца. Здесь речь идет о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

В случаях торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 метров по каждому объекту, а также по торговле со склада, ставка сбора не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца.

Ставка сбора по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Эта ставка ежегодно умножается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,237).

На муниципальном уровне могут применяться дифференцированные ставки сбора. Ставка сбора может быть даже снижена до нуля.

Льготы по торговому сбору

Торговый сбор относится к местным налогам, поэтому все льготы по нему устанавливаются на муниципальном уровне (или законами городов федерального значения).

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма торгового сбора исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Уплатить его необходимо до 25-го числа каждого следующего квартала.

Если плательщик сбора не встал на обязательный учет, и налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму сбора и пришлет требование о его уплате.

Торговый сбор в Москве

Торговый сбор в Москве введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. Срок ввода сбора - 1 июля 2015 года. В законе установлены также ставки сбора и льготы по нему.

Ставки торгового сбора в Москве:

Вид торговой деятельности

Физический показатель

Ставка торгового сбора (рублей за квартал)

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в:

Объект осуществления торговли

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы;

2) свыше 50 кв. метров, расположенные в:

1 кв. метр площади торгового зала

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

Организация розничных рынков

1 кв. метр площади розничного рынка

Льготы по торговому сбору в Москве:

От уплаты сбора освобождены:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • использование объектов для:
    • розничной торговли с использованием торговых автоматов;
    • торговли на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
    • торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети на территории розничных рынков;
    • разносной розничной торговли в зданиях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней