Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери). Фёдор Шаляпин: бас со скверным характером Певец ф и шаляпин

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (род. 1873 - ум. 1938) - великий русский оперный певец (бас).

Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани. Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). В детстве Шаляпин был певчим. Получил элементарное образование.

Началом своей артистической карьеры, сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно позаняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нем большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и пел с успехом партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896-1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд типов в русских операх. В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрел громкую известность.

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»: «Или жить вам, / как живет Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики - / я первый крикну: / - Обратно катись, / народный артист Республики!» В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

Федор Иванович Шаляпин - великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Федор Иванович Шаляпин родился (1) 13 февраля 1873 года в Казани, в семье крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных. Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Федор работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в архиерейском хоре. С юношеских лет увлекался театром. С ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

В 1890 году Федор стал хористом оперной труппы в Уфе, с 1891 года с украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892-1893 годах он занимался у оперного певца Д.А. Усатова в Тбилиси, где начал профессиональную сценическую деятельность. В сезон 1893-1894 годов Шаляпин исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Мельника («Русалка» Даргомыжского) и многие другие.

В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий.

В 1896 году по приглашению Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым.

За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба) и др.

Большой успех имел Шаляпин во время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. С 1899 года он пел в Большом и одновременно в Мариинском театрах, а также в провинциальных городах.

В 1901 году с триумфом выступал в Италии (в театре «Ла Скала»), после чего начались его постоянные гастроли за рубежом, принесшие певцу мировую славу. Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907-1909, 1913, Париж), как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. Особая дружбы связывала Федора Ивановича с Максимом Горьким.

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги (1874 - 1965?). Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.


Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе - первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы - Таня и Федя.


Иола Торнаги, первая жена Федора Шаляпина, в окружении детей — Ирины, Бориса, Лидии, Федора и Татьяны. Репродукция. Фото: РИА Новости / К. Карташьян

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд (1882-1964), была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009, мисс Россия 1931, актриса) и Дасия (1921—1977). Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

Константин Маковский - Портрет Иолы Торнаги

После победы Октябрьской революции 1917 года Шаляпин был назначен художественным руководителем Мариинского театра, но в 1922 году, уехав за границу на гастроли, он не вернулся в Советский Союз и остался жить в Париже. Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина. Прожила Иола Торнаги 91 год

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Портрет М.В.Шаляпиной. 1919

(Портрет Марии Валентиновны Петцольд)

В 1927 Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание. В конце лета 1932 года актер снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста "Приключения Дон Кихота" по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актеров. В 1991 году Федор Шаляпин был восстановлен в звании.

Глубокий интерпретатор романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Шумана, Шуберта - он был также проникновенным исполнителем русских народных песен.

Многогранная художественная одаренность Шаляпина проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графических работах. Он обладал также литературным даром.

К. А. Коровин. Портрет Шаляпина. Масло. 1911

Рисунки, портреты Федора Шаляпина можно посмотреть

  • В браке с

Федор Иванович Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, один из самых ярких и талантливых солистов Большого театра Москвы первой половины 20 века.
Родился в 1887 году в Казани, получил начальное образование в приходской школе, где также участвовал в церковном хоре. В 1889 году был зачислен в театральную труппу Василия Серебрякова на должность статиста, но уже через год исполнил свою дебютную сольную партию в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
После переезда в Москву на Федора Ивановича Шаляпина обратил внимание известный столичный меценат Савва Мамонтов, который предсказал начинающему певцу всемирную славу и пригласил в оперный театр на ведущие роли. Несколько лет работы в частной труппе Мамонтова открыли Федору Шаляпину путь на сцену Большого театра, где он прослужил с 1899 по 1921 год.
Первый успех пришел к Федору Шаляпину во время зарубежных гастролей в 1901 году, после которых он был признан одним из лучших русских оперных солистов.
В 1921 году, оправившись в мировое турне вместе с труппой Большого театра, Шаляпин решил не возвращаться на родину, и с 1923 года начал сольную карьеру, параллельно снимаясь в кино у австрийского режиссера Георга Пабста.
В 1938 году скончался в Париже от лейкемии, а спустя 46 лет его прах был перевезен в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина

Название: «Блоха»
Размер файла: 2,62 Мб, 128 кб/с

Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с

Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с

Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с

Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с

Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с

Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с

Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с

Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с

Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Слава об его уникальном раскатистом басе и мощном таланте драматического актера гремела на весь мир, но человек он был далеко не однозначный.

Стеснялся своего происхождения

Судьба Федора Шаляпина – это история о том, как крестьянский паренек сумел подняться к вершинам не только российской, но и мировой славы. Он стал воплощением национального характера и русской души, которая настолько широка, насколько и загадочна. Он любил Волгу, говорил, что народ здесь совершенно другой, «не сквалыжники».

А между тем, по воспоминаниям современников, Шаляпин словно стеснялся крестьян. Часто во время отдыха у друзей в деревне у него не получалось поговорить с крестьянами по душам. Он словно надевал на себя маску: вот он, Шаляпин, парень-рубаха, душа на распашку, и одновременно «барин», постоянно на кого-то жалующийся и намекающий на свою горькую участь. Был в нем тот надрыв, который так свойственен русским людям. Крестьяне же боготворили «золотого парня» и его песни, которые «за душу берут». «Вот бы царь послухал, - говорили они. – Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь». Шаляпин любил сетовать, что народ спаивают, замечая при этом, что водка придумана исключительно для того, чтобы «народ положения своего не понимал». И этим же вечером – напивался.

Неблагодарность

Неизвестно, как бы сложилась судьба Шаляпина, если бы в 1896 году он не встретился с великим русским меценатом Саввой Мамонтовым, который уговорил его покинуть Мариинку и перейти в свой оперный театр. Именно во время работы у Мамонтова Шаляпин приобрел известность. Он считал четыре года у Мамонтова важнейшими, ведь в его распоряжении был репертуар, который позволял реализовываться. Шаляпин прекрасно осознавал, что как ценитель всего прекрасного, Мамонтов не может им не восхищаться. Желая однажды проверить отношение Саввы Ивановича к себе, Федор Иванович заявил, что хочет получать жалование не помесячно, а как гастролер, за каждый спектакль. Дескать, любишь – плати. А когда Шаляпина упрекнули в неблагодарности, ведь именно благодаря Мамонтову он получил и имя, и славу, и деньги, бас воскликнул: «А каменщикам, которые театр строили, я тоже должен быть благодарен?» Говорили, что когда Мамонтов разорился, Шаляпин ни разу его не навестил.

Тяжелый характер

У Шаляпина был скверный характер. Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился. В один из таких дней, перед исполнением главной партии в «Борисе Годунове», Шаляпин умудрился поскандалить с дирижером, парикмахером и… хором. В тот вечер он пел особенно восхитительно. Сам Шаляпин говорил, что ощущал себя на сцене Борисом. Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно. Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы. Часто не ладил с дирижерами, считая, что многие из этих «идиотов» не понимают, что играют: «Ноты – это еще не музыка! Ноты – это только знаки. Из них еще надо сделать музыку!» Среди знакомых Федора Ивановича было много художников: Коровин, Серов, Врубель, Левитан. Шаляпин мог напрямую заявить, что не понимает, что на картине: «Разве ж это человек? Я б такую не повесил у себя!» В итоге он рассорился почти со всеми.

Нежелание прощать

Шаляпин всегда повторял, что не любит прощать: «Прощать все равно, что дураком выставляться». Он считал, что если позволить, любой начнет тебя «эксплуатировать». Известен случай, который произошел с ним в Баку. Он сильно повздорил с антрепренершей, которая после спектакля выставила никому неизвестного певца без копейки со словами: «Гоните его в шею!» Много позже женщина, будучи в столице, решила навестить знакомого, имя которого стало уже популярным. Узнав, кто его спрашивает, Шаляпин громко пробасил: «Антрепренерша? Из Баку? Гоните ее в шею!»

Бросил Родину

Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. Но события 1905 года только ухудшили ситуацию. Глядя в окно, Шаляпин говорил, что «в этой стране жить нельзя». «Электричества нет, даже рестораны закрыты…» И несмотря на сетования, он проживет в России еще 17 лет – целую жизнь. За это время он дебютирует в кино, исполнив роль Ивана Грозного, неоднократно выступит в роли режиссера и станет руководителем Мариинки, а также получит звание Народного артиста. Шаляпину запретят вернуться в Страну Советов и лишат звания Народного в 1927 году по причине его якобы нежелания «возвращаться и обслуживать тот народ, звание артиста которого было ему присвоено». Да, Шаляпин не был на Родине уже 5 лет - в 1922 году он отправился в заграничные гастроли, а накануне «приговора» посмел передать деньги от концерта детям эмигрантов (по другой версии, Шаляпин в эмиграции щедро финансировал монархистов). Как бы то ни было, увидеть родной дом Шаляпину больше не удастся.

Тяготился славой

В начале XX века Федор Иванович Шаляпин был одним из самых популярных людей не только в России, но и во всем мире. Его любили все, независимо от чинов и сословий: министры и ямщики, композиторы и плотники. Вспоминали, что в первый же сезон работы у Мамонтова Шаляпин стал настолько знаменит, что любой обед в большом ресторане превращался в немую сцену: Шаляпин ел – публика смотрела. Позже Шаляпин будет жаловаться, что слишком устает от «всей этой ерунды»: «Терпеть не могу славу! Им кажется, что это очень легко – петь. Есть голос, спел и, ап, Шаляпин!» Конечно, были те, кто не понимал Шаляпина. Говорили: «Хорошо ему! Спел и пожалуйте – вот вам денежки». Видимо, злословившие забывали, что на одном таланте далеко не уедешь. Чтобы добраться до таких вершин, и, тем более удержаться, надо было неустанно работать. А Шаляпин, безусловно, был великим тружеником.

Особенную усталость Шаляпин ощущал под конец жизни. В последние месяцы перед кончиной от лейкемии Федор Иванович мечтал попеть еще пару годков, а затем, как он говорил, «на покой, в деревню». «Там уж буду называться Прозоровым, по матушке. А Шаляпина не надо! Был да сплыл!»

Хотел выразить интонацию

В своих мемуарах «Маска и душа» Шаляпин писал: «Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Всё вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Но есть интонация вздоха. Как написать или начертать эту интонацию? Таких букв и знаков нет!» Всю свою жизнь Федор Иванович великолепно передавал эту самую едва уловимую интонацию. Именно он открыл русскую оперу не только для мировой публики, но и для самой России. Почти всегда было непросто, но Шаляпин обладал теми качествами национального характера, которые позволили ему стать русским достоянием и гордостью: удивительным талантом, широтой души и умением прятать сокровенное где-то глубоко внутри.

Великие исполнители ХХ века

Фёдор Шаляпин. Царь-бас

Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю:
«Радость безмерная!»
Великое счастье на нас с неба упало!
Новый, великий талант народился...

(В. Стасов)

Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали обычным, повседневным явлением. Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас, так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость безмерная!» - слышим голос Шаляпина.

Царь-бас

«Про Шаляпина кто-то сказал, - писал В. И. Немирович-Данченко, - когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Этот голос, однажды услышав, действительно невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на несовершенство старых грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и после Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс.

Шаляпин поднял вокальное искусство на новую высоту, преподав уроки музыкальной правды тем, кто был рядом, и щедро поделившись своими секретами с грядущими поколениями артистов.

А история жизни русского Царь-баса – это урок для всех. В каких бы условиях ты ни жил, коль есть в тебе искра таланта – иди за мечтой, трудись, стремись к совершенству… И всё получится.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастроли за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поёт партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Энрико Карузо , дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14).

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании ёмких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одарённость великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело.

Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижёры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижёра и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всём стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди ...»

Особое значение имело участие Шаляпина в «Русских сезонах» как пропагандиста русской музыки, прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова . Он был художественным руководителем Мариинского театра (1918), выборным членом директорий Большого и Мариинского театров. Выехав в 1922 году за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз, жил и умер в Париже (в 1984 году прах Шаляпина перенесён на Новодевичье кладбище в Москве).

Крупнейший представитель русского исполнительского искусства, Шаляпин, был равно велик и как певец, и как драматический актёр. Его голос - удивительный по гибкости, тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим сарказмом.

Мастерски владея искусством фразировки, тончайшей нюансировки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыслом, наполнял её глубоким психологическим подтекстом. Шаляпин создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир своих героев.

Вершинными творениями артиста явились образы Бориса Годунова («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) и Мефистофеля («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто). Среди других партий: Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон-Кихот («Дон-Кихот» Ж. Массне).

Шаляпин был выдающимся камерным певцом: чутким интерпретатором вокальных произведений М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского , А. Г. Рубинштейна , Р. Шумана, Ф. Шуберта, а также проникновенным исполнителем русских народных песен. Выступал и в качестве режиссёра (постановки оперы «Хованщина», «Дон Кихот»). Снимался в кино. Ему принадлежат также скульптурные, живописные работы.

Память об артисте увековечена в городе его детства – Казани. К 125-летию со дня рождения здесь был открыт первый в мире городской памятник Ф. И. Шаляпину работы скульптора Андрея Балашова. Он занял место на пьедестале возле Богоявленского собора, в котором когда-то крестили Шаляпина, на центральной улице города.

Арии из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

Больше всех композиторов Шаляпин любил Мусоргского. И пел его так, что кажется, будто всё, созданное Мусоргским, создано именно для Шаляпина. А между тем...

«Большое моё огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Моё горе…»

Да, они никогда не знали друг друга. Впрочем, нет, это не так. Мусоргский Шаляпина действительно не знал. И об этом очень грустно думать. Как был бы счастлив Модест Петрович Мусоргский, если бы услышал, увидел в исполнении Шаляпина своего царя Бориса, своего Варлаама, Пимена, Досифея, всех своих мужиков, которых с такой любовью, с такой огромной болью и состраданием воспел в музыке.

А Шаляпин знал Мусоргского. Он понимал и любил его, как самый близкий друг. Сердцем большого художника он чувствовал каждую мысль его музыки, знал в ней каждую ноту. Все сочинения Мусоргского, которые мог спеть бас, были в его репертуаре. В опере «Борис Годунов» - три басовых партии. И все три исполнял Шаляпин.

Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром. И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё - Шаляпин.

И ведь не только грим и костюм так меняют артиста.

Борис Годунов . У Бориса Годунова сильное, волевое лицо; это красивый, мужественный человек с острым, пытливым взглядом. Но где-то в глубине его умных, прекрасных глаз бьётся, кричит большая тревога, почти отчаяние.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса (пролог) «Скорбит душа…» из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Дочь Шаляпина, Ирина, вспоминает:

«Поднялся занавес, и под колокольный звон, «ведомый под руки боярами», появился царь Борис.

Скорбит душа...

Мы слушаем, как поёт Шаляпин. Красивый, сочный, густой, хочется сказать - царственный голос. Только в царственном этом величии нет покоя. В голосе ясно слышится тревога и печаль. Смутно на душе у царя Бориса. Не радует его колокольный звон, не радует торжественное избрание на царство. Но Борис Годунов - человек сильной воли. Он переборол свою тревогу. И вот уже по-русски широко:

А там сзывать народ на пир…

Словно обнял всех этот могучий, щедрый бас:

Всем вольный вход; все гости дорогие…

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти...» (2 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Пимен - совсем другой. Много знает этот старик. Многое видит. Он спокоен и мудр, его не мучают угрызения совести, оттого его взгляд так прям и покоен. Помните, у Пушкина: «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Пимен пишет перед лампадой» .

Приглушённо звучат голоса струнных в оркестре, неторопливо, однообразно нанизывается нотка за ноткой. Словно тихий шелест гусиного пера по старинному пергаменту, словно тянется затейливая вязь славянского письма, повествуя о «минувшей судьбе родной земли».

Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя...

Мудрый усталый голос. Очень стар этот человек. Из голоса Шаляпина исчезла вся страстность, вся напряжённость, которая так потрясала нас в Борисе. Сейчас он звучит совсем ровно, совсем спокойно. И в то же время есть в нём какая-то неуловимая характерность. Что-то он напоминает. Но что? Впрочем, вам он может и ничего не напомнить: вы, наверное, не слышали никогда церковного пения. Разве только в кино. А Шаляпин хорошо знал, как поют священники: всегда хоть немного, но «в нос», чуточку гнусавя. Вслушайтесь в голос Шаляпина Пимена... Певец придаёт ему еле заметный «церковный» оттенок. Он чувствует, что этого требует музыка Мусоргского.

Почти весь монолог Пимена звучит неторопливо, раздумчиво. Но в голосе Шаляпина нет однообразной, скучной монотонности. Если в партии Бориса его можно сравнить с палитрой художника, на которой вы видите самые разные краски - и синюю, и жёлтую, и зелёную, и красную, то голос Шаляпина-Пимена - это как бы палитра с разными оттенками одной краски (мне почему-то представляется - лиловой) от густого тёмного до светлого; размытого.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Пимена (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исп. Ф. Шаляпина.

Варлаам . Вот он, весь как на ладони - неряшливый, обрюзгший, полупьяный бродяга. Но стоит взглянуть в его глаза, сразу видишь: нет, совсем не так прост этот беглый монах,- глаза у него умные, хитрые и очень недобрые.

Каким представляет его себе сам Шаляпин?

«Мусоргский с несравненным искусством передал бездонную тоску этого бродяги... Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное...»

Вот почему такие глаза у Варлаама-Шаляпина.

В трагедии Пушкина роль Варлаама очень небольшая. Больших монологов у него нет. И Мусоргский, создавая своего Варлаама, не стал выдумывать ему какие-то специальные арии. Но помните, у Пушкина сказано: «Варлаам запевает песню «Как во городе было во Казани»?

Всезнающий Стасов разыскал подлинный текст этой старинной русской песни, которая рассказывает о том, как царь Иван Васильевич Грозный брал Казань. Эта песня и стала первой характеристикой Варлаама. А вместо второй, указанной у Пушкина песни Варлаама «Молодой чернец постригся», Варлаам Мусоргского поёт песню «Как едет ён».

Две песни и рассказывают нам о характере Варлаама. И как рассказывают! Особенно если Варлаама поёт Шаляпин.

Мы слушаем первую песню - «Как во городе было во Казани» и понимаем, что Шаляпин, говоря о том, как он представляет себе своего Варлаама, открыл нам не всё, что есть в его беглом монахе.

Как и с порохом, та бочка закружилася,
По подкопам, по подкопам покатилася,
Да и грохнула...

О нет, не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Стасов говорит, что Варлаам «распевает зверообразно и люто». Он говорит это о музыке Мусоргского, но и Шаляпин поёт именно так – «зверообразно и люто». Огромная сила - дремучая, неуёмная – чувствуется в этом человеке. Вырвется она когда-нибудь на волю!.. И вырывается.

«Впоследствии, - пишет Стасов, - этот самый Варлаам могучей рукой поднимет грозную народную бурю против иезуитов, забредших в Россию с Лжедмитрием» . Речь идёт о сцене, которая в дореволюционные времена была запрещена цензурой. Это финальная сцена оперы - народное восстание под Кромами, в котором Варлаам играет очень важную роль.

Вот вам и беглый пропойца-монах!

Три роли - три разных человека. У таких разных людей, конечно, и голоса должны быть совершенно разными. Но раз мы говорим о Шаляпине, то вполне понятно, что голос будет у всех один - незабываемый шаляпинский бас. Его узнаешь всегда, если слышал хоть один раз.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Ф. И. Шаляпин исполнял в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» партии Руслана и Фарлафа, и именно во второй роли он, по словам А. Гозенпуда, достиг вершины, превзойдя своих знаменитых предшественников.

Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчёркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной лёгкостью побеждая технические трудности.

Слушание: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», в исполнении Ф. Шаляпина.

Песня варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Песня Варяжского гостя в исполнении Шаляпина - суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга - отважного воина и морехода.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко», в исполнении Ф. Шаляпина.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь моя заря…» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

«Шаляпинский Сусанин – это отражение целой эпохи, это виртуозное и таинственное воплощение народной мудрости, той мудрости, что в тяжёлые годы испытаний спасла Русь от погибели».

(Эдуард Старк)

Арию Сусанина Шаляпин с блеском исполнил на закрытом дебюте в Мариинском театре, когда приехал из провинции покорять столицу и был принят на императорскую сцену в день своего полного совершеннолетия 1 (13) февраля 1894 года.

Это прослушивание состоялось по рекомендации покровителя искусств, крупного чиновника Т. И. Филиппова, известного своей дружбой с русскими композиторами и писателями. В доме Филиппова юный Шаляпин встречался с сестрой М. И. Глинки Людмилой Ивановной Шестаковой, которая осыпала молодого певца похвалами, услышав в его исполнении арию русского национального героя.

Иван Сусанин в творчестве Фёдора Шаляпина сыграл судьбоносную роль. Весной 1896 года певец решает на лето ехать в Нижний Новгород. Там происходит его встреча с С. И. Мамонтовым – Саввой Великолепным, промышленником и меценатом, реформатором оперного театра, создателем Русской Частной оперы и подлинным собирателем талантов. 14 мая спектаклем «Жизнь за царя» с Шаляпиным в главной роли начались регулярные выступления труппы Мамонтова, гастролировавшей в Нижнем Новгороде.

Слушание: М. Глинка. Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря» из оперы «Иван Сусанин», в исп. Ф. Шаляпина.

Шаляпин был необычайно музыкален. Он не просто понимал и знал музыку, он жил в ней, музыка пронизывала всё его существо. Каждый звук, каждое дыхание, жест, каждый шаг - всё было подчинено ей.

Великий певец всегда «выбирал» из богатейшего арсенала технических приёмов именно тот, которого требовал от него музыкальный образ. Шаляпин полностью отдаёт свой голос на службу музыке. Он люто ненавидит певцов, которые главным в своей деятельности считают собственное пение.

«Ведь вот знаю певцов с прекрасными голосами, управляют они своими голосами блестяще, то есть могут в любой момент спеть и громко и тихо... но почти все они поют только ноты, приставляя к этим нотам слоги или слова... Поёт такой певец красиво... Но если этому очаровательному певцу нужно в один вечер спеть несколько песен, то почти никогда одна не отличается от другой. О чём бы он ни пел, о любви или ненависти. Не знаю, как реагирует на это рядовой слушатель, но лично мне после второй песни делается скучно сидеть в концерте».

Не думайте, однако, что глубокое понимание музыки пришло к Шаляпину само собой. Были у него и ошибки, и неудачи, и срывы. Была неудовлетворённость собой. Так было даже с обожаемым им Мусоргским.

«Мусоргскому я упорно не изменял, исполнял его вещи на всех концертах, в которых выступал. Я пел его романсы и песни по всем правилам кантиленного искусства - давал рёберное дыхание, держал голос в маске и вообще вёл себя, как порядочный певец, а Мусоргский выходил у меня тускло...»

Так было в молодости. И Шаляпин пробует, репетирует, добивается. По-шаляпински страстно он рвётся к знаниям, жадно впитывает всё, что кажется ему нужным для достижения единственной цели. Цель эта - служение музыке.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Опера «Иван Сусанин»:
Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря...» , mp3;
Глинка. Опера «Руслан и Людмила»:
Рондо Фарлафа, mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов»:
Монолог Бориса (пролог), mp3;
Монолог Пимена (1 действие), mp3;
Песня Варлаама (1 действие), mp3;
Монолог Бориса (2 действие), mp3;
Римский-Корсаков. Опера «Садко»:
Песня Варяжского гостя, mp3;
(все произведения в исполнении Фёдора Шаляпина)
3. Сопровождающая статья, docx.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней