Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Всё о том как жили наши предки. Как жили наши предки

Наши предки славяне в далекую старину пришли на территорию Европы из Азии. Поселились славяне по нижнему течению великого Дуная. Тут и климат хороший, и земли плодородные. Не ушли бы наши предки из тех мест, но их начали теснить другие народы. Разделились наши предки на несколько территорий:

  • Часть славян осталась жить на Дунае. От них пошло начало сербов и болгаров.
  • Другая часть племени ушла на север. Тут нашли свое начало моравы, поляки и словаки.
  • Еще часть народа ушла к притокам Днепра и дала начало русскому народу, который и является нашим предком.
  • Полянами стали называться те славяне, которые жили в полях возле среднего течения Днепра.
  • Появились и древляне, которые расселились в лесах возле могучей реки Припять.
  • Появились другие различные племена славян. Например, родимичи, полочане, северяне.

Хозяйство славян

Как жили наши предки славяне, когда пришли на разные территории Европы? Когда наступила стужа, предки наши задумались о том, как сделать себе более крепкий и теплый кров. Шалаши, которые были ими построены, они начали обмазывать глиной. А те племена, которые поселились возле лесов, решили строить избы из бревен. Среди жилищ славяне делали очаги, чтобы развести огонь. Дым, который шел от огня, уходил в дыру на крыше или же в стене. Столы и различная утварь были сделаны из дерева.

Ненастье и низкая температура заставили славян сделать и теплую одежду себе. В лесах жили различные пушные звери. Чтобы поймать быстрого зайца или хитрую лисицу, сделал человек лук и острые стрелы. Таким орудием можно и птицу в небе догнать, и зайца быстрого в поле.

Конечно, в те далекие времена не было хорошего оружия у предков наших. Но у них все же были и стрелы, и лук, и копья с острыми наконечниками.

Занятия наших предков

Чем же занимались славяне, как жили наши предки, для того чтобы иметь еду, культуру?

Славяне любили земледелие. Выращивали предки наши просо, гречиху, лен. Обрабатывали они плодородные Южные земли. Чтобы засеять их, славяне тратили три года на обработку новой почвы:

  • 1 год: вырубка деревьев;
  • 2 год: все деревья сжигали, а золу оставляли для повышения плодородности земель;
  • 3 год: засев и сборы урожая.

По истечении трех лет эта земля теряла свою плодородность, поэтому в обработку брали новые участки. Главными орудиями труда славян были топор, соха, мотыга, цепи, борона.

На Юге также расположилось много плодородной почвы. Засев на каждом участке длился около трех лет, затем участки меняли на новые земли. Тут орудием предков стали рало, соха и деревянный плуг.

Предки наши славяне занимались скотоводством. Разводили тут и свиней, и коров, и лошадей, и волов. Рыболовство и охота были одним из важнейших занятий на то время.

Славяне питались грубой пищей, а иногда и вовсе сырой:

  • мясо животных;
  • рыба;
  • молоко.

Искусство славян

Искусство не обошло стороной наших великих предков. Они умели вырезать на дереве различные образы, раскрашивать их. Музыка была одним из самых любимых видов искусства. Славяне делали различные музыкальные инструменты и учились на них играть:

  • гусли;
  • волынки;
  • дудки.

Славянская грамота

Что можно познать еще о том, как жили наши далекие предки? Грамоты они не знали, но имели сведения о хронологии и арифметике. Многосложное счисление не было загадкой для предков. Славяне наблюдали за временами года и дали им 12 названий так, как это сделали римляне.

Правление у славян было народным, а затем трансформировалось в «аристократическое». В правители выбирали военных вождей, а затем уже и бояр, князей, панов и королей.

Язык у славян был довольно грубым в своем звучании. У восточных предков наших язык был общий очень долгое время. Эти славяне стали прародителями русских, белорусов и украинцев. После влияния различных факторов, язык начал изменяться. Новые слова образовывались из общих, либо же переосмысливались старые выражения, а некоторые слова были заимствованы.

Славянская религия

Как жили наши предки в религии? До конца Х века славяне были язычниками и поклонялись силам природы и душам усопших предков.

Главным божеством у всех славян был бог-громовержец Перун. Представляли его высоким, черноволосым и черноглазым мужчиной с золотой бородой. В правой руке он держал лук, а в левой – колчан с острыми стрелами. По древним поверьям Перун мчался по небу в своей колеснице и пускал огненные стрелы.

Было много почитаемых богов у предков наших славян:

  • Стрибог – бог ветра;
  • Дажбог – божество солнца;
  • Велес – покровитель стад;
  • Сварог – бог неба и отец всех божеств.

О том, как жили наши далекие предки, может рассказать и их верование в будущую загробную жизнь. Покойников славяне закапывали в землю, но были случаи, когда их сжигали. С умершим человеком в могилу и на костер клали его утварь, пожитки, оружие. Если славянин был воином, то его боевого коня также клали рядом. Наши предки верили в то, что умершие снова воскреснут, и там им понадобиться все то, что сопутствовало их жизни на земле. После ритуала погребения были организованы тризны – пиры.

Предзнаменования для славян тоже играли большую роль. Считалось, что боги посылают разные приметы, чтобы люди узнали будущее. От этого верования пошел обычай гадания. Люди, которые знали толк в предзнаменовании и гадании, носили имена волхвов, ведунов, ведьм и кудесников.

16 июля 2017 года в московском историческом парке Коломенское пройдет фестиваль "Битва Тысячи Мечей", где русские реконструкторы и гости из Болгарии, Польши, Чехии, Венгрии, Ирландии и других стран представят жизнь средневековой Руси и ее соседей. Это будет военный праздник, главным украшением которого станет, конечно же, Битва. Праздник пройдет на месте Дьяковского городища, древнего поселения V века. В преддверии фестиваля Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Мы сейчас живем в такое время, когда после нескольких десятилетий блужданий по миру многие начали возвращаться к вопросу "а мы-то кто?". Кому-то кажется, что вопрос риторический, и все ясно - вон, почитайте Карамзина. А кого-то этот вопрос и не волновал никогда, и никогда не будет. Но если спросить, откуда и когда пошла Русь, кто такие русские, то многие тут же начнут путаться. Надо этот вопрос разъяснить, решили мы. Как в книге "Generation П" сказал Вовчик Малой, чтобы можно было "любому из Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть".

>

Итак, начнем нашу повесть о Древней Руси. Как говорят ученые мужи, наша цивилизация на Земле не первая и не вторая, и не последняя. И народы расселялись по территории планеты в разные века и из разных стартовых точек. Смешивались этносы, образовывались и исчезали различные племена. Наступали природные катаклизмы, менялся климат, флора и фауна, даже полюса, говорят, перемещались. Таяли льды, повышался уровень океана, изменялся центр тяжести планеты, прокатывалась по материкам гигантская волна. Оставшиеся в живых собирались в кучки, образовывая новые племена, и всё начиналось снова. Все это происходило настолько медленно, что трудно себе представить. Сложнее было бы наблюдать, наверное, лишь как формируется уголь.

Так вот. В истории нашей цивилизации было такое время, которое у историков носит название Эпоха переселения народов. В IV веке нашей эры было вторжение гуннов в Европу и дальше пошло-поехало. Все забурлило и запередвигалось. Предки славян венеды, описанные Геродотом еще в V веке до н.э., проживали между реками Одер и Днепр. Расселение их происходило в трех направлениях - на Балканский полуостров, в междуречье Эльбы и Одера и на Восточно-Европейскую равнину. Так сформировались три ветви славян, которые существуют и по сей день: славяне восточные, западные и южные. Нам известны названия племен, сохранившиеся в летописях - это поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

К VI веку н.э. славяне находились на этапе разложения первобытно-общинного строя, его место постепенно занимала так называемая военная демократия. Племена расширяли свои владения, и все большее значение приобретала военная сила каждого племени или союза племен. Дружина начала играть ключевую позицию в обществе, а во главе ее стоял князь. Соответственно, сколько дружин, столько и князей, а если племя расселилось широко да поставило несколько городов - так и князей там будет несколько. В IX веке мы уже можем говорить об устоявшихся границах княжеств, называть это образование Древней Русью с центром в городе Киев.

В интернет-поисковиках очень просто найти карты Руси IX-X веков. На них мы увидим, что территория Древней Руси не была локализована вокруг столицы. Она протягивалась с юга на север от Черного моря до Балтики и Онежского озера, а с запада на восток - от современного белорусского города Брест до Мурома. То есть, до границы финно-угорских племен, частично включив их в свой состав (вспомним, что Илья Муромец пришел к киевскому князю из села Карачарова).

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Территория огромная не только по тем временам, но и по временам нынешним. Сейчас нет ни одной европейской страны такого размера, не было ее и в то время. Одна проблема - все князья были между собой равны, признавая верховенство князя, который сидит в Киеве. Почему в Киеве? Потому что с древних времен славяне предпочитали селиться на берегах рек, а когда наладилась активная торговля, то богатели и привлекали к себе самый активный и творческий народ те поселения, которые стояли на торговых путях. Славяне активно торговали с югом и востоком, и "путь из варяг в греки" проходил как раз по Днепру.

Пара слов о дружине и о крестьянстве. Крестьянин в то время был свободен и мог менять место жительства, благо свободных глухих мест было полно. Способов закабаления его не было еще придумано, не те были социальные условия. Княжеские дружинники также были людьми свободными и никак не зависели от князя. Их интерес был в совместной военной добыче. Князь, который был для дружины, скорее, просто боевым вождем, мог враз потерять ее расположение, если военная удача ему не сопутствовала все время. Но за пару столетий эта система отношений поменялась. Дружинники стали получать от князя земельные наделы, обрастать хозяйством и своими собственными маленькими дружинками. Возникла потребность закрепить крестьян на своей земле. Дружина превратилась в поместное дворянское войско.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Конечно, жизнь княжеств не была похожа на идиллию. Князья завидовали друг другу, ссорились, шли друг на друга войной, услаждая свои амбиции. Это происходило в первую очередь потому, что права наследства передавались не от отца к сыну, а вертикально - по братьям. Князья плодились, рассаживая сыновей по престолам в разных городах и городишках. Так большие княжества дробились на так называемые удельные. Каждому брату давался свой удел, которым он правил, защищал, собирал с народа дань и отдавал ее часть Великому князю. Так князья начинали соперничать.

Это все продолжалось долго, покуда в XIII веке не начался обратный процесс собирания мелких княжеств в большие. Это происходило из-за внешних факторов - во-первых, потребность дать отпор внешнему врагу, которым и для Европы, и для Руси стали ордынские монголы. Во-вторых, смещались торговые и политические центры. Торговля по Днепру угасала, открывались новые торговые маршруты, например, по Волге. Древняя Русь дала жизнь таким политическим образованиям как Киевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. В результате все свелось к противостоянию двух больших государственных объединений - Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского. Но это уже совсем другая история.

Что означает ваша фамилия? Федосюк Юрий Александрович

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

В старину человека нередко называли и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий. Для историка они особенно интересны, по ним можно дополнить представление о занятиях и профессиях далеких предков, в особенности же получить представление о профессиях ныне забытых и неизвестных.

Из представителей этого рода фамилий больше всего у нас, пожалуй, Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются и менее понятные, происхождение которых забылось: некоторые свидетельствуют о четкой специализации и даже об отдельных стадиях технологического процесса прошлых веков.

Возьмем, например, выражаясь современно, текстильно-швейное производство. Потомки древних мастеров носят фамилии Ткачевы, Крашенинниковы, Красильниковы, Синельниковы, Шевцовы и Швецовы (от слова «швец», или «шевец»; украинский вариант – Шевченко), Кравцовы (кравец – закройщик; украинская фамилия Кравченко), Епанешниковы (епанча – род плаща), Шубниковы, Рукавишниковы, Голич-никовы (голицы – тоже рукавицы), Скатерщиковы, Тулупниковы и т.д.

Любопытна фамилия Пустовалов. Ее первоначальный корень – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение слова «постовал» за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслялась или, вернее, обессмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов.

Мастер, выделывавший «берда» (гребни у ткацких станков), назывался бердником – отсюда Бердниковы.

Кожевенным и шорным ремеслом занимались предки Кожевниковых, Кожемякиных, Сыромятниковых, Овчинниковых, Шорниковых, Рымаревых, Седелыциковых, Ременниковых.

Специалистами по головным уборам были родоначальники Колпашниковых, Шапошниковых, Шаповаловых, Шляпниковых.

Гончары, горшени, черепаны занимались керамическим промыслом. Впрочем, черепанами называли и жителей Череповца!

Бондарные изделия изготовляли предки Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых.

Широк круг «мукомольных» и «пекарских» фамилий. Это прежде всего Мельниковы, затем Мирошниковы, Прудниковы, Сухомлиновы, Хлебниковы, Калашниковы, Прянишниковы, Блинниковы, Проскурниковы и Просвирины (от проскура, просвира или просфора – хлебец особой формы, применяемый в православном богослужении). Любопытно, что фамилии Пекарев и Булочников сравнительно редки: оба исходных слова вошли в наш язык позднее, только в XVIII веке.

В фамилии Свешников уже не всякий догадывается об исходном – свеча; предки Воскобойниковых тоже сбивали из воска свечи и другие изделия.

Изготовлением и продажей масла занимались предки не только Масленниковых, но и Олейниковых или Алейниковых: олей – растительное масло.

Медиковых и Ветеринаровых вряд ли кто из нас встречал. Лечением людей в старину занимались предки Лекаревых и Балиевых (балий – врач, знахарь), лечением животных – предки Коноваловых.

Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде. Тарханами называли странствующих торговцев, обычно москвичей и коломенцев, и еще сто лет назад на Волге можно было слышать такую песенку:

Со чужой ли стороны

Наехали тарханы,

Подмосковные купцы,

Все ребята молодцы.

Фамилия Целовальников тоже «торговая». Целовальниками назывались люди, занимавшиеся казенной или откупной продажей вина в розницу. Естественно услышать вопрос: при чем же тут поцелуй? А вот при чем: получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны «целовать крест», присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.

А вот наиболее вероятное пояснение некоторых других «профессиональных» фамилий:

Следует добавить: к «профессиональным» фамилиям можно отнести и те, что произошли не от названия профессии, но и от самого объекта ремесла. Так, шапочника могли прозвать просто Шапкой, а потомки его стали Шапкиными, гончара – Горшком, кожевника – Скуратом (что означает лоскут кожи), бочара – Лагуном (бочкой). Иные же прозвища давались от орудия труда: сапожника могли называть Шилом, плотника – Топором и т.п.

Из уроков литературы вы знаете, что уподобление по сходству называется метафорой, а уподобление по смежности – метонимией. Разумеется, отделить метафорические фамилии от метонимических – задача не из легких. Ведь Бочкой могли прозвать и толстого человека, и бочара, Шилом – и сапожника, и острого на язык. А если нам известно, что, скажем, родоначальник Шиловых был и сапожником, и острословом, тут уж просто остается гадать: какое же из этих свойств привело к образованию фамилии. Может быть, оба сразу.

И в заключение закономерен вопрос: почему же в фамилиях в столь незначительной степени отражены названия новейших профессий? Да очень просто: в XVIII – XIX веках специалисты, как правило, уже имели свои наследственные фамилии и в новых не нуждались. Из более или менее современных фамилий этого рода чаще других встречаются Машинистовы. Но вряд ли это потомки первых паровозных машинистов. В конце XVIII века машинистом назывался человек, обслуживающий всякую машину, то есть машинный рабочий или механик.

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧАСТЬ III. КАМЕННЫЕ ПРЕДКИ: ЗАСТЫВШИЙ СОН На острове Пасхи… тени ушедших строителей все еще владеют землей… воздух дрожит от стремлений и энергии, которая была и которой больше нет. Что это было? Почему так случилось? Кэтрин

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители автора Кемпбелл Сьюзен

Наши духовные наставники - предки Духи «предков», по описанию целителей, похожи на ангелов-хранителей. Мне нравились истории, которые рассказывали целители, однако до тех пор, пока я сама не пережила ясные сновидения, я считала «предков» просто красочной особенностью

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мось и Пор - предки людей Ханты и манси делятся на две родовые группировки, фратрии («братства»), которые могут обмениваться женами: это Мось (Мощ) и Пор. У них свои священные символы и ритуалы. Люди Мось (это имя считается родственным имени самого народа манси) верили, что

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Боги и предки Только по данным языка можно обнаружить древние корни венгерских представлений о богах. Обозначение христианского бога Иштен связано с представлениями о предке, «отце»: видимо, к нему трижды обращались венгры перед походом на будущую родину. Молния

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы думаете, что люди в прошлом были менее эксцентричными, чем нынешнее поколение, то вспомните их моду и традиции - там найдется немало удивительного.

сайт составил небольшой список того, что наши предки считали нормальным, и выяснил, что мы с вами не такие уж странные.

Первый и второй сон

Европейцы, жившие в Средние века, практиковали то, что в наше время называют двухфазным сном . Первый сон начинался с закатом солнца и длился примерно до полуночи, затем люди просыпались и бодрствовали 2—3 часа. Кто-то в это время молился или читал, а другие общались с домочадцами или соседями. Затем наступало время второго сна, который продолжался до восхода солнца.

Живые будильники

Knocker-up , или человек-будильник, - это профессия, которая существовала с конца XVIII века до 1920 года. В обязанности таких людей входило пробуждение тех, кто должен был отправиться на работу. "Будильники" стучали в окна своих клиентов палками или стреляли в них горохом из духовой трубки. Не совсем ясно, кто будил самих knocker-up, но есть версия , что они вовсе не ложились спать до работы.

Платья для мальчиков

Начиная с XVI века и примерно до 1920 года мальчиков до определенного возраста (4—8 лет) было принято одевать в платья , и это никого не смущало. Вероятно, основной причиной этого была дороговизна одежды, а платья было легче шить на вырост. Традиция не миновала даже семью Николая II - на фото его сын царевич Алексей в платьице, похожем на те, что носили его сестры.

Чопины

Чопины , также известные как цокколи и пьянелли, - вид обуви на платформе, высота которой могла достигать 50 см. Неудивительно, что носившим эти туфли требовалась помощь слуг, чтобы в буквальном смысле не пасть жертвой моды. Впрочем, носили чопины не только из стремления к красоте, а еще и для того, чтобы не испачкать одежду в уличной грязи.

Кровопускание от всех болезней

Боязнь водных процедур

В Средние века в некоторых странах считалось, что вода приносит человеку лишь болезни, а вшей называли "божьими жемчужинами". Эти убеждения разделяли и монархи. Изабелла Кастильская гордилась тем, что в своей жизни мылась только дважды: при рождении и перед свадьбой. Как-то кавалер обратил внимание на ее грязные руки и ногти, на что королева ответила: "О, видели бы вы мои ноги!"

Посмертные фотографии

Еще один обычай , который в наше время выглядит если не жутко, то как минимум очень странно. Но в XIX веке это был способ сохранить память об ушедших близких. Как правило, усопшим перед фотографированием придавали "живой" вид: усаживали в естественных позах и рисовали им глаза на закрытых веках - так же, как на этой фотографии.

Радиоактивные продукты и косметика

В начале XX века радиация воспринималась людьми как исключительно положительное явление, чем не преминули воспользоваться мошенники: в продаже появились косметика, продукты и напитки, обогащенные радием и торием, радиоактивные сувениры и даже приборы для насыщения воды радиоактивными элементами.

Увы, не обошлось без жертв: атлет Эбен Байерс выпивал огромные дозы напитка Radithor, в результате чего скончался. "Уолл Стрит Джорнал" отреагировал на это печальное событие ехидной заметкой: "Вода с радием отлично ему помогала. До тех пор, пока у него не отвалилась челюсть".

Героин как лекарство от кашля

Удивительно, но 100 лет назад героин считался безвредной альтернативой морфину и продавался в аптеках как лекарство от кашля. Причем его рекомендовали даже детям. Впоследствии было выяснено, что героин превращается в морфин в печени, и в 1924 году его использование было запрещено, однако в

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней