Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Художник рафаэль санти интересные факты о нем. Десять наиболее известных картин Рафаэля

Рафаэль - художник, оказавший монументальное влияние на то, как развивалось искусство. Рафаэля Санти заслуженно считают одним из трех великих мастеров итальянского Высокого Ренессанса.

Введение

Автор невероятно гармоничных и безмятежных полотен, он получил признание современников благодаря изображениям мадонн и монументальным фрескам во дворце Ватикана. Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода.

За 37 лет жизни художник создал несколько самых красивых и влиятельных композиций за всю историю живописи. Композиции Рафаэля считаются идеальными, его фигуры и лица - безупречными. В истории искусства он фигурирует как единственный художник, которому удалось достичь совершенства.

Краткая биография Рафаэля Санти

Рафаэль родился в итальянском городе Урбино в 1483 году. Отец его был художником, но умер, когда мальчику было всего 11 лет. После смерти отца Рафаэль стал учеником в мастерской Перуджино. В первых его работах чувствуется влияние мастера, но к концу обучения молодой художник стал находить собственный стиль.

В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В культурной столице он начал создание серии прекрасных мадонн; там же ему поступили первые заказы. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело - мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной - судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.

Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра.

Творчество Рафаэля

Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.

Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.

При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении.

Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508-1520 гг.).

Флорентийский период

С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.

Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода - «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.

Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.

Римский период

В 1508 году Рафаэль приехал в Рим и жил там до конца своих дней. Дружба с Донато Браманте, главным архитектором Ватикана, обеспечила ему теплый прием при дворе папы Юлия II. Практически сразу после переезда Рафаэль начал масштабную работу над фресками для Stanza della Segnatura. Композиции, украшающие стены папского кабинета, до сих пор считаются идеалом монументальной живописи. Фрески, среди которых особое место занимают «Афинская школа» и «Спор о причастии», обеспечили Рафаэля заслуженным признанием и нескончаемым потоком заказов.

В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения - под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).

Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Непродолжительно он был одним из самых влиятельных архитекторов Рима. К сожалению, немногие из разработанных планов удалось реализовать из-за безвременной его кончины и последующих изменений в архитектуре города.

Мадонны Рафаэля

За свою богатую карьеру Рафаэль создал более 30 полотен с изображением Марии и младенца Иисуса. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские.

Флорентийские мадонны - созданные под влиянием Леонардо да Винчи полотна, изображающие молодую Марию с младенцем. Часто рядом с Мадонной и Иисусом изображен Иоанн Креститель. Флорентийские мадонны характеризуются спокойствием и материнской прелестью, Рафаэль не использует темных тонов и драматичных пейзажей, поэтому главным фокусом его картин являются прекрасные, скромные и любящие матери, изображенные на них, а также совершенство форм и гармония линий.

Римские мадонны - картины, на которых кроме индивидуального стиля и техники Рафаэля не прослеживается больше никакого влияния. Еще одним отличием римских полотен является композиция. В то время как Флорентийские мадонны изображены на три четверти, римские чаще написаны во весь рост. Основным произведением этой серии является великолепная «Сикстинская Мадонна», которую называют «совершенством» и сравнивают с музыкальной симфонией.

Станцы Рафаэля

Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.

Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие - композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).

Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая - божественное покровительство церкви.

Рафаэль Санти: портреты

Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.

Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II - люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.

Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля - «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Графические работы

Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.

На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.

Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.

Художественное наследие

Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.

Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.

Рафаэль Санти - это человек с невероятной судьбой, самый тайный и прекрасный живописец эпохи возрождения. Правители Италии завидовали таланту и уму гениального живописца, представительницы слабого пола обожали его за веселый нрав и ангельскую привлекательность, а за доброту и щедрость друзья прозвали художника посланцем рая. Однако Современники не подозревали о том, что великодушный Рафаэль до конца своих дней опасался того, что его ум провалится в бездну сумасшествия.

История всегда имеет свое начало и продолжение. Так 6 апреля 1483 года, в небольшом городке Королевства Италии Урбино, в доме придворного живописца урбинских герцогов и поэта Джованни Санти, родился великий Рафаэль Санти .

Джованни Санти возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Трагедия, в которой он лишился любимой жены и матери, произошла ночью, в его доме. Во время нахождения художника в Риме, где он писал портрет папы Иоанна II, его брат Никколо в припадке помешательства убил престарелую мать и тяжело ранил беременную Маджию, жену художника. Стража, прибывшая на место преступления, арестовала преступника, однако ему удалось сбежать. Охваченный безумным страхом, Никколо бросился с моста в ледяную реку. Солдаты стояли на берегу и пытались выловить тело, тогда, когда Маджия Санти уже родила младенца и скончалась от полученных ран. О беде Джованни узнал от странствующих торговцев. Бросив все он поспешил домой. Но, друзья и соседи уже окрестили мальчика Рафаэлем , похоронили его жену и мать.

Детство великого художника протекало весьма счастливо и беззаботно. Джованни Санти, пережив ужасную трагедию, вкладывал все силы в Рафаэля, оберегая его от забот и хлопот реального мира, предупреждал возможные ошибки и исправлял уже совершенные. Рафаэль с детства занимался только с лучшими учителями, отец возлагал на него большие надежды, прививая вкус к живописи. Первыми игрушками Рафаэля были краски и кисти из мастерской отца. А уже в семь лет, Рафаэль Санти свои одаренные магические фантазии выражал в мастерской придворного живописца - в мастерской своего отца. Вскоре Джованни вновь женился на Бернардине Парте, дочери золотых дел мастера. От второго брака родилась дочь Элизабетт.

С каждым днем мальчишка доставлял все больше радости. Джованни наблюдал за тем, как размышляет и действует в своем вымышленном мире его сын, и как эти слабые и еще неуклюжие ручки выражают все на холсте. Он понимал, что талант и сверхъестественные способности Рафаэля намного достойнее его собственного, поэтому отдал мальчика в обучение к своему другу - художнику Тимотео Вити.

В период обучения десятилетний Рафаэль впервые отошел от канонов классического итальянского портрета эпохи Возрождения и освоил ту неповторимую игру цветов и красок, которая в наши дня является загадкой для художников и искусствоведов всего мира.

В 1494 году от сердечного приступа умирает отец маленького гения, и по решению городского магистрата мальчик остался на попечении в семье торговца сукном фри Бартоломью. Он был младшим братом художника Джованни и в отличие от сумасшедшего Никколо был общителен, имел заботливый, веселый и добрый нрав, не оставался равнодушным и всегда был готов прийти на помощь тем, кто нуждался в этом. Этот добродушный купец обожал племянника - сироту и не жалел денег на его обучение живописи.

Уже в семнадцать лет он с легкостью творил яркие талантливые произведения, до сих пор восхищающие современников. В ноябре 1500 года семнадцатилетний юноша покинул свой маленький провинциальный городок Урбино и переехал в шумный портовый город Перуджо. Там поступил в мастерскую знаменитого живописца Пьетро Вануччи , известного под именем Перуджино. Посмотрев первые экзаменационные работы своего нового ученика, седовласый маэстро воскликнул: «Сегодня у меня радостный день, потому что я открыл для мира гения!»

В эпоху Возрождения мастерская Перуджино была творческой лабораторией, в которой воспитывались гениальные личности. Глубокая лиричность Перуджино, его нежность, спокойствие и мягкость нашли отзвук в душе Рафаэля . Рафаэль переимчив. Он быстро усваивает живописную манеру своего учителя, изучает под его руководством работу над фресками, знакомится с техникой и образной системой монументальной живописи.


Тополиное дерево, масло. 17,1 × 17,3


Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18


Около 1504.

Масло на тополиной панели. 17 × 17

Некоторое время Рафаэль еще находится под мощным влиянием Перуджино. Лишь робко, как мгновенный всплеск, вдруг возникает неожиданное композиционное решение, несвойственное Перуджино. Вдруг своеобразно начинают звучать краски на полотнах. И, несмотря на то, что его шедевры этого периода подражательны, нельзя отойти в сторону и не осознавать, что делал их бессмертный мастер. Прежде всего это «», «», «». Все это завершает созданное монументальное полотно «» в городе Чивита - Кастеллан.

Это как бы его последний поклон учителю. Рафаэль уходит в большую жизнь.

В 1504 году он приезжает во Флоренцию, где сосредоточился центр итальянского искусства, где зарождалось и поднялось Высокое Возрождение.

Первое, что увидел молодой Рафаэль , ступив на землю Флоренции, - была величественная статуя библейского героя Давида на площади Синьории. Эта скульптура Микеланджело не могла не ошеломить Рафаэля, не могла не оставить отпечаток в его впечатлительном воображении.

В это время во Флоренции работал и великий Леонардо . Как раз тогда вся Флоренция с замиранием духа следила за поединком титанов - Леонардо и Микеланджело. Они работали над батальными композициями для Зала Совета дворца Синьории. Роспись Леонардо должна была изображать битву флорентийцев с миланцами при Ангиари в 1440 году. А Микеланджело писал битву флорентийцев с пизанцами в 1364 году.

Уже в 1505 году флорентийцы имели возможность оценить оба картона, выставленные вместе.

Поэтичный, величавый Леонардо и бунтующий, с ослепительной страстью к живописи Микеланджело ! Настоящая титановая битва стихий. Молодому Рафаэлю надо выйти из огня этой битвы не опаленным, оставаясь самим собой.

Во Флоренции Рафаэль овладевает всей той суммой знаний, которые необходимы художнику, чтобы подняться вровень с этими титанами.

Он изучает анатомию, перспективу, математику, геометрию. Все отчетливее и яснее проступает его поиск прекрасного в Человеке, его поклонение Человеку, у него развивается почерк монументалиста, мастерство его становится виртуозным.

За четыре года он из робкого провинциального живописца превратился в настоящего мастера, уверенно владеющего всеми необходимыми ему для работы секретами школы.

В 1508 году двадцатипятилетний Санти приезжает по приглашению папы Юлия II в Рим. Ему поручают роспись в Ватикане. Прежде всего надо было сделать фрески в Зале Подписи, который отводился Юлием II под библиотеку и кабинет. Росписи должны были отразить различные стороны духовной деятельности человека - в науке, философии, богословии, искусстве.

Станца делла Сеньятура. 1509 - 1511

Станца делла Сеньятура. 1509 -1511

Здесь он перед нами не только живописец, но художник - философ, дерзнувший подняться до огромных обобщений.

Зал Подписи - Станца делла Сеньятура - воссоединил представления эпохи о силе человеческого разума, о силе поэзии, о законности, о гуманности. В живых сценах столкнул художник философские идеи.

В историко - аллегорических группах Санти оживляет образы Платона, Аристотеля, Диогена, Сократа, Эвклида, Птолемея. Монументальные произведения требовали от мастера знания самой сложной техники живописи - фрески, математического расчета и стальной руки. Это был поистине титанический труд!

В своих станцах (комнатах) Рафаэлю удалось найти небывалый синтез живописи и архитектуры. Дело в том, что интерьеры Ватикана были очень сложны по конструкции. Перед художником вставали почти невозможные по трудности композиционные проблемы. Но Санти вышел из этого испытания победителем.

Станцы являются шедеврами не только по пластическому решению фигур, характеристик образов, колорита. В этих фресках зрителя поражает величием архитектурных ансамблей, созданных кистью живописца, созданных его мечтой о прекрасном.

В одной из фресок Зала Подписи среди философов и просветителей, как бы участником этого высокого диспута, присутствует и сам Рафаэль Санти . На нас смотрит задумчивый молодой человек. Большие, красивые глаза, глубокий взгляд. Он видел все: и радость и горе - и лучше других чувствовал Красоту, которую оставил людям.

Рафаэль был великолепнейшим портретистом всех времен и народов. Образы его современников папы Юлия II , Бальтасара Кастильоне , портреты кардиналов рисуют нам гордых, мудрых и сильных духом людей эпохи Ренессанса. Пластика, колорит, острота характеристик образов на этих полотнах потрясают.

Дерево, масло. 108 x 80,7

Холст, масло. 82 х 67

Дерево, масло. 63 х 45

Холст, масло. 82 × 60,5

Около 1518. 155 x 119

Дерево, масло. 63 х 45

Вообще за свою короткую тридцатисемилетнюю жизнь мастер создал множество непревзойденных, уникальных живописных полотен. Но все же самым главным остаются вдохновенные Мадонны, которые отличаются особой таинственной красотой. В них сплелись воедино и Красота, и Доброта, и Истина.

Картина «Святое семейство. Мадонна с безбородым Иосифом » или «», написанная в двадцатитрехлетнем возрасте, представляет собой своеобразное творческое «упражнение» художника, решавшего задачу построения идеально согласованной во всех своих частях композиции.

Ее центр обозначен фигурой Младенца. Выделенная направленным прямо на нее лучом света, она, самое светлое пятно в картине, сразу обращает на себя внимание зрителя. Поистине замечательны те настойчивость и целеустремленность, с которыми Санти последовательно добивается впечатления внутренней взаимосвязи между персонажами и их пространственным окружением. Младенец сидит на коленях Марии, но его взгляд обращен в сторону Иосифа - обычный для Рафаэля композиционный прием, с помощью которого удается усилить связь друг с другом расположенных рядом фигур не только зрительно, но и эмоционально. Чисто живописные приемы работают на ту же цель. Так, намеченные в очертаниях рукава Девы Марии плавные параболические линии находят отзвук и в абрисе фигуры Младенца, и в движении складок плаща Иосифа.

Мадонна с Младенцем - один из лейтмотивов в искусстве Рафаэля : только за четыре года пребывания во Флоренции он написал не менее полутора десятков картин, варьирующих этот сюжет. Богоматерь иногда сидит с Младенцем на руках, иногда играет с ним или просто о чем - то размышляет, поглядывая на сына. Иногда к ним добавляется маленький Иоанн Креститель.

Холст (переведена с дерева), масло. 81 x 56

Доска, масло. 27,9 x 22,4

Около 1506.

Доска, масло. 29 x 21

Так, «», написанная им в 1512 - 1513 годах, получила высочайшее признание. Мать держит на руках ребенка и несет его к нам, в наш мир. Святое таинство свершилось - родился человек. Теперь перед ним жизнь. Евангельский сюжет - это только предлог для решения путем сложной аллегории извечной идеи. Жизнь для вступающего в нее человеческого существа не только радость, но и искания, падения, взлеты, страдания.

Женщина несет сына в холодный и страшный, полный свершений и радости мир. Она мать, она предчувствует судьбу своего сына, все, что ему уготовано. Она видит его будущее, поэтому в ее глазах - ужас, ужас перед неизбежным, и скорбь, и страх за своего младенца.

И все же она не останавливается у земного порога, она переступает его.

Лицо Младенца всего поразительнее. Вглядываясь в глаза Младенца, необыкновенно яркие, блестящие, почти пугающие зрителя, то впечатление сказывается не только грозного, но чего - то дикого и «одержимого» с осмысленным взглядом. Это Бог, и, как Бог, он тоже посвящен в тайну своего будущего, он тоже знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.

Невесом полет мадонны. Но еще мгновение - и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое - своего сына, нового человека. Примите его, люди, он готов за вас принять смертные муки. Это основная мысль, которую художник выразил в живописи.

Именно эта идея пробуждает в зрителе добрые чувства, связывает Санти с именами первейшими, возносит его как художника на недосягаемую высоту.

В середине XVIII века бенедиктинцы продали «Сикстинскую Мадонну » курфюрсту Фридриху - Августу II, в 1754 году она оказалась в собрании Дрезденской Национальной галереи. «Сикстинская Мадонна » стала предметом поклонения всего человечества. Ее стали называть самой Великой и Бессмертной картиной мира.

Образ чистой красоты можно увидеть в портрете «». «» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ юной прекрасной девушки полон очарования и девственной чистоты. Это впечатление связано также с загадочным зверьком, умиротворенно лежащий на ее коленях - единорогом, символом чистоты, женской непорочности и целомудрия.

Долгое время «Даму с единорогом » приписывали то Перуджино, то Тициану. И только в 1930 - е годы было открыто и подтверждено авторство Рафаэля. Обнаружилось, что первоначально художник изобразил даму с собачкой, потом на ее коленях оказалось мифическое существо - единорог.

Прекрасная незнакомка, изображенная Рафаэлем , кажется «божеством», «святыней». Она пребывает в безграничной гармонии с миром, который ее окружает.

Эта работа Рафаэля как бы своеобразный диалог гения Ренессанса с Леонардо да Винчи , только что сотворивший свою знаменитую «Мону Лизу », которая сумела произвести на молодого художника глубокое впечатление.

Используя уроки Леонардо, Мастер Мадонн следует за учителем. Он размещает свою модель в пространстве на балконе и на фоне пейзажа, разделив плоскость на разные зоны. Портрет изображенной модели ведет диалог со зрителем, создавая новую образность и раскрывая свой иной, не обыденный внутренний мир.

Колористическое решение в портрете так же играет огромную роль. Красочная и яркая палитра, построенная на градации светлых и чистых цветов, придает пейзажу ясную прозрачность, незаметно окутанной легкой туманной дымкой. Все это еще более подчеркивает цельность и чистоту пейзажа на его фоне образа дамы.

Фреска темперными красками по дереву «Преображение Господне », которое Рафаэль начал писать в 1518 году по заказу кардинала Джулио Медичи для собора г. Нарбонна, может восприниматься как художественная заповедь художника.

Полотно разделено на две части. В верхней части представлено сюжет Преображения. Спаситель с воздетыми руками, в развевающейся праведной одежде парит на фоне освещенной блеском Его собственного сияния дымке. С обеих сторон от Него, также парящие в воздухе, Моисей и Илия - старцы; первый, как уже отмечалось, со скрижалями в руках. У вершины горы в разных позах лежат ослепленные Апостолы: они руками прикрывают свои лица, не в силах переносить исходящего от Христа света. Слева на горе два посторонних свидетеля чуда Преображения, у одного из них четки. Их присутствие не находит оправдания в евангельском рассказе и было, видимо, продиктовано какими - то неизвестными нам сейчас соображениями художника.

Ощущение чуда и благодати фаворского света в картине нет. Зато есть ощущение эмоциональной перенасыщенности людей, которое перекрывает само чудесное явление.

В нижней половине картины у подножия горы Санти изобразил две оживленные группы людей: слева - остальные девять Апостолов, справа - толпа иудеев, в которой на первом плане видны коленопреклоненная женщина и еврей, поддерживающий бесноватого мальчика, сильные корчи которого, помутившийся взгляд и открытый рот, обнаруживают его тяжелые душевные и физические страдания. Толпа умоляет Апостолов излечить бесноватого. Апостолы же с изумлением смотрят на него, не в силах облегчить его участь; некоторые из них указывают на Христа.

Если присмотреться к лицу Христа, которое Рафаэль написал накануне своей кончины, и сравнить его с «» художника, можно найти некое сходство.

1506. Дерево, темпера. 47,5 х 33

Рафаэль Санти - Великий Художник с веселым и добрым нравом скончался неожиданно весенним вечером, в свое тридцатисемилетние. Он оставил этот мир полный божественной красоты после недолгой болезни 6 апреля 1520 года в своей мастерской. Казалось, что искусство умерло вместе с Великим и Почитаемым Художником. По завещанию Рафаэля Санти, его похоронили среди великих людей Италии в Пантеоне.

(1483-1520) является одним из самых ярких гениев . Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. что он хотел, — многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении собора св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений — «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция. цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна ». ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное, близкое и недоступное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, достоинство, величие.

Главным среди них, по мнению Винкельмана, являются «благородная простота и спокойное величие». В картине царит мера, уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых Античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.

Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итатьянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.

Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.

Детские и юношеские годы

Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.

Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.

Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве. И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства. Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.

Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (полотно написано в 1499-1500 годы);
  • «Коронование св. Николы из Толентино» (над этим алтарным образом Санти работал в 1500-1501 годы).

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

Другие таланты Рафаэля

Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.

Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди. Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).

Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.

Личная жизнь

Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

Смерть художника

Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.

Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.

Детство

Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.

Развитие таланта

Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».

В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.

Работа в Ватикане

Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.

В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.

Рисунок и живопись

Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.

Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.

Смерть

Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.

— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней