Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Культура древних шумеров характеризуется. Культура шумеров – бесценный вклад в историю - Искусство

Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

Шумер - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Месопотамии. 5-4 тыс. лет до н.э.

География: С древнегреческого языка слово “Месопотамия” переводится как “(страна) между рек”. Месопотамия простирается между реками Тигр и Евфрат в их среднем и нижнем течении. Реки эти берут свое начало в горах Армении и на территории современной Турции. Именно в южной части Междуречья и располагалась страна, которую мы называем Шумером. И именно там следует искать истоки шумеро-аккадской цивилизации.

Развивается каменное строительство. Появилась клинопись - это своеобразная система письменности по глине, в которой использовалась система трехмерных символов, из комбинации которых рождался смысл. Подобным глиняным табличкам свойственна линзообразная форма. Книга в шумерской традиции – корзина с каменными табличками. Клинопись развивается в единую систему. БИБЛИОТЕКА АШШУР-БОННЕПАЛА.

Храмы Двуречья.

Центром каждого города-государства являлся храм с выделенным ему общиной крупным храмовым хозяйством, в котором работали зависимые свободные и рабы, а позже - исключительно рабы. Древнейший образец шумерского храма восходит еще к периоду позднего неолита. Хотя это здание, раскопанное в городе Эриду (современный Абу-Шахрайн), сохранилось плохо, но, судя по планировке, там уже были налицо все основные особенности, характерные и для более поздних храмов южного Двуречья. Храм стоит на высокой платформе, к которой с двух сторон ведут лестницы (или пандусы); собственно святилище несколько сдвинуто к краю платформы и имеет внутренний, открытый сверху дворик; единственным, по существу, украшением храма является членение стен узкими прямоугольными нишами с наружной и внутренней стороны. Не менее характерно отсутствие окон, которые не были нужны в очень жарком климате Южного Двуречья. Для притока воздуха и верхнебокового освещения служили прямоугольные дверные проёмы и небольшие отверстия - отдушины под потолком. Строились храмы посвященные богам. Их называли по окраске стен. Пример: «Белый» и «Красный» храмы в Уруке (посвящены Ану – богу неба; отделаны глазурованной плиткой). Тель-укаир – храм на высокой подушке, сохранились фрески, фриз с львами, леопардами; множество лестниц. Построен из кирпича-сырца. К периодам Урук и Джемдет-Наср относится и единственный обнаруженный образец постройки общественного назначения - дом народных собраний, так называемое Красное здание в городе Уруке конца 4 тысячелетия до н.э. Характерен его план: большой замкнутый двор с трибуной у одной из стен окружен мощными полуколоннами и колоннами из сырцового кирпича. Полуколонны и колонны декорированы геометрическим орнаментом, который получен в результате своеобразного приема - при помощи забитых в сырцовую кладку каменных или глиняных обожженных конусов, плоско срезанные концы которых окрашены в красный, черный и белый цвета. Очевидно, эта оригинальная декорация является имитацией плетеных циновок. Подобная система украшения поверхности исчезает в искусстве Двуречья более поздних периодов.

Архитектура во 2 тысячелетии.

С середины 3 тысячелетия до нашей эры правители начинают строить себе дворцы. Дворец представляет собой разросшийся дом с рядом внутренних дворов, иногда с наружной стеной крепостного типа. К началу 2 тысячелетия до нашей эры относится дворец царя Зимрилима в Мари, где открыты парадные помещения со стенными росписями культового характера. Изображаемые сцены статичны, что обычно для религиозных сюжетов в искусстве Двуречья, но очень красочны. Содержание изображений - орнаментально обрамленные процессии богов и культовые сцены; культовый характер имеет, очевидно, и интересная сценка сбора фиников, занимающая, впрочем, подчиненное место в общей композиции. О фресковой живописи, конечно, в это время говорить не приходится - перед нами простое раскрашивание стен посуху.

Зиккурат – ступенчатая прямоугольная башня из кирпича, на первой площадке храм посв. какому-либо богу – неотъемлемая часть храмового комплекса. Пример: Зиккурат в Нипуре – состоял из трёх ступеней разных цветов, общая высота 21 м, 60х40 м ширина. Также являлся древнейшей обсерваторией. Жрецы наблюдали за звёздами, давали названия планетам, богам. Эту традицию заимствовали римляне.

Царские гробницы в Уре большое количество высокохудожественных произведений иск-ва: оружие, шлемы, изделия из драгоценных металлов, камней; найдена арфа украшенная золотом, декорированная головой быка.

Гробница Мескаламдуга – нашли церемониальный шлем из золота.

Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен, путем чередования выступов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т.д.

Изобразительное искусство

Искусство раннего Шумера отличается от памятников искусства позднего неолита, прежде всего отказом от условности фигур и геометризма (за редкими исключениями). Напротив, наблюдается явное стремление, но возможности точнее передать изображаемую натуру, особенно когда речь идет о воспроизведении представителей животного мира. Маленькие фигурки домашних животных - телят, бычков, баранчиков, коз - сделаны из мягкого камня (серпентина, песчаника); разнообразные сцены, связанные с жизнью домашних и диких животных, представлены па рельефах, культовых сосудах, печатях. Многие из этих изображений настолько точны, что можно легко определить вид и породу животного; живо передаются их характерные позы и движения. Однако как ни жизненно иной раз художник воспроизводил натуру, все эти изображения были подчинены магическим целям, хотя, к сожалению, не всегда можно догадаться, какие требования и задачи предъявляла магия к изображению в каждом отдельном случае.

Прекрасный образец пластики древнего Двуречья, позволяющий судитьо характерных чертах искусства этого времени, представляет собой сосуд, найденный в Уруке. Сосуд предназначался для жертвенных возлияний и имел два горлышка. По бокам слива, как бы охраняя его, стоят две фигуры льва. На тулове сосуда -два льва, поднявшись на задние лапы, нападают на двух бычков. Все фигуры даны в очень высоком рельефе, а головы животных выступают с поверхности, поэтому можно говорить о пластическом, скульптурном оформлении сосуда. Тела бычков даны несколько укороченными, что создает видимость перспективного сокращения. На культовом сосуде из Урука, который показывает нам праздничное шествие с дарами, мы ясно видим эти характерные для древневосточного искусства особенности изображения: фигуры с поворотом торса в фас, лицом в профиль, с глазом в фас, ногами в профиль; животные представлены целиком в профиль, река передала волнообразными линиями.

Главные памятники изобразительного искусства древнешумерской цивилизации:

    Круглые или цилиндрические печати, необходимые для «подписи», а иногда представляющиеся амулетами.

    Геральдические композиции - медные рельефы храмов (гербы).

    Палетки - пластины из натурального камня с вырезанными изображениями.

    Стеллы - каменные, мраморные, гранитные или деревянные плиты с высеченными на ней изображениями, но чаще текстами. Чаще всего устанавливались в качестве погребального камня.

    Доранты - посвятительные статуэтки человека в позе молящегося.

Скульптурная голова из Урука, размером несколько меньше натурального, в которой предположительно видят богиню Инанну (скульптура находилась в храме Инанны в Уруке), обнаруживает сочетание тонко подмеченных, может быть, даже индивидуальных черт лица, с чертами, трактованными определенно канонически и условно (брови, огромные инкрустированные глаза). Это придает особую выразительность памятнику, одному из лучших в истории изобразительного искусства Двуречья.

Голова богини из Белого храма в Уруке (богиня плодородия Иштар) плоская, 2 метра в высоту. Волнистый парик из листового золота+ инкрустирование дорогими камнями, раковинами. Монументальная пластика. Связующий материал – битум (местного происхождения).

Штандарт «войны и мира» из Ура – техника инкрустирования + фигурки из золота + перламутр + орнамент = 3 регистра. В изобр. искусстве роль главного героя подчеркивается размерами (если царь, то самый большой на изображении), так же чем больше оборок на юбке, чем она пышнее – тем важнее персонаж.

Эпиграфика - наука изучающая древние надписи.

Стелла коршунов, Закладные плиты, Шумеро-аккадсткая культура.

Некоторые правители: Саргон 1, Нарам Суэн

Столица: Аккад.

Примерно в начале III тысячелетия до н. э. на земли Верхней Месопотамии, предположительно с Аравийского полуострова, переселяются восточные семиты - предки аккадцев. Со временем они заимствуют у шумеров письменность, приспособив её под свой язык, а также мифологию и образ жизни

Памятники искусства:

    Бронзовая голова статуи царя Аккада Саргона Древнего. Прекрасно переданы черты: величавость и властность. Саргон Древний создал династию, которая правила 150 лет. Объединил всё Двуречье, создал централизованное гос-во с элементами вост. диспотии.

Нарм-Суэн – внук Саргона – считал себя богом Аккада, велел изобразить себя в головном уборе с рогами.

Не смотря на то, что Аккадское царство попало под удар племен гутиев, на юге города переживали расцвет. В культуре и искусстве аккадского периода главным мотивом была идея героя. Это либо обожествлённый царь незнатного происхождения, который сумел добиться власти, собрать и повести за собой огромную армию, объединить земли Междуречья и отправиться походом в далёкие земли. Либо это был человек из низов общества, благодаря своей силе и способностям отличившийся в военных походах и возвышенный царём. Таким образом, в искусстве аккадцы придавали большее значение личности человека, чем шумеры в предшествующий период.

Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники - каменные стелы царей Римуша и Нарам-Суэна.

Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудрагоценных камней, а их оттиски передавали различные мифологические сцены. В отличие от памятников архитектуры и скульптуры, печатей аккадского периода сохранилось довольно много.

Скульптура. Скульптурные изображения из разных пород камня (известняка, песчаника местного алебастра), бронзы, а возможно, и из дерева исполняли преимущественно для храмов. Размер их в основном небольшой - до 35-40 см.

Фронтально расположенные фигуры статичны. Они переданы стоящими, очень редко с выдвинутой вперед одной ногой, или сидящими. Согнутые в локтях руки сомкнуты ладонь в ладонь у груди просительным жестом. В широко открытых, прямо глядящих глазах и в тронутых улыбкой губах - мольба. Молитвенная поза и мимика просителя - вот то главное, что требовалось выразить при исполнении этой скульптуры. Отсутствовало религиозное, магическое требование воплощать конкретные, индивидуальные признаки оригинала. В облике человека передавали характерные этнические его признаки как шумерийца: крупный нос, тонкие губы, маленький подбородок, большой покатый лоб. Сквозь них лишь проглядывают черты того или иного конкретного человека. Не случайно на спине или плече многих фигур вырезали в прямоугольной рамке имя того, кого скульптура изображала, а также имя божества, которому она была посвящена.

Мастера-художники раннединастического периода создавали типизированных человеческие фигуры-символы. Однако в ту эпоху, несмотря на общую идеологию, еще отсутствовали устоявшиеся и узаконенные официальной традицией и единой верховной светской и религиозной властью нормы и приемы исполнения. Каждую из скульптур делали, не повторяя буквально, не копируя другие. Очень различны лепка причесок, бород, крупных прядей шерсти на одежде. Линии и завитки этих прядей глубоко прорезаны по поверхности статуй и рельефов, то плавно и легко, а то угловато и сухо. Эти детали наряду с инкрустированными черным и белым камнем глазами оживляют изображения, делают их декоративными, нарядными.

Статуя Эбих-Иля созданная из голубого и белого камня, его просительно воздетые глаза придают облику этого бородатого человека выражение наивности. Эбих-Иль сидит на круглом «табурете» в пышной юбке с украшающими ее прядями густой шерсти. Вся его фигура реалистична, пропорциональна. Торс и руки обнажены.

Рельефные изображения раннединастического периода в связи с отсутствием еще единых канонизированных норм исполнения, отмечены своеобразной выразительностью и декоративностью. Это сказывается, в первую очередь, в разнообразии композиций в различной моделировке форм. Господствует последовательность изобразительного повествования о том или ином событии. Чтобы передать всё как можно более ясно, отдельные сцены распределены поясами, фигура главного персонажа - правителя или бога - выделена большим, чем другие размером, как бы более крупным планом.

Рельефы вырезаны на нейтральном, не занятом другими изображениями фоне четкими более или менее плоскими силуэтами. Лица, а также фигуры в целом типизированы.

Наиболее распространенные сюжеты: закладка храмов, победа над врагами, пир после закладки или победы.

Стела Эанатума была создана в ознаменование победы города-государства Лагаша над одним из соседних городов Уммой. Стела Эанатума высечена, несомненно, творчески одаренным автором. Победу олицетворяет крупная фигура бога Нингирсу, которая занимает всю лицевую сторону плиты. Однако бог вполне реально добивает булавой пленных воинов Уммы, барахтающихся в сетчатом мешке. Рельефные строки на другой стороне стелы еще более конкретны. Эанатум на колеснице, занеся копье, вступает в бой. За ним воины. Выше Эанатум возглавляет пеший строй лагашитов. Всего девять голов воинов видны над большими щитами, закрывающими их тела. Возникает же ощущение очень большой, неуклонно движущейся массы людей. Такой результат получен при помощи изображения высовывающихся из-за шитов многочисленных рук, сжимающих копья.

Строгость, сдержанность силуэтов, ясность форм, тонкая проработка деталей характеризуют золотой парадный шлем Мескаламдуга. золотые сосуды - чаши, кубки.

Как в круглой пластике и рельефах, во всех этих изделиях господствуют монументализирующие их крупные членения. Колористический их строй основан на глубоких, насыщенных цветовых сочетаниях естественной окраски полудрагоценных камней - темно-синего лазурита, оранжево-розового сердолика, золота и серебра (т.е., на природной декоративности этих материалов).

Известны многочисленные фигуры, статуи выполненные из дионита. Представлено хорошее знание анатомии, портрета.

11.Искусство Вавилонии. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса : М. В. Доброклонский. История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР, гнедич.

История Древнего Востока, искусство В. делится на 2 переода: Старовавилонский период (20-17 вв. до н. э.) и Нововавилонское искусство (7-6 вв. до н. э.). В первой половине 2 тысячелетия до н.э. наиболее значительной в Двуречье была так называемая старовавилонская культура. Она оформилась в результате важного политического преобразования. Царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), правивший на среднем течении Евфрата, объединил области Шумера и Аккада в одно государство под главенством города Вавилона, (в переводе «Ворота бога»).Стиль исполнения дошедших до нас произведений старовавилонской поры свидетельствует о жизненности в то время традиций шумеро-аккааского искусства.

Скульптура. Диоритовая стела царя Хаммурапи, со сводом законов и рельефом в верхней ее части, является характернейшим памятником эпохи. Рельефная композиция на стеле символична. Это инвеститура - сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша. Сидящий на схематизировано переданном зиккурате Шамаш протягивает царю кольцеобразно свернутую веревку и жезл, а может быть, и меры длины, то есть атрибуты строителя. Божество как бы передает правителю страны, своему главному слуге, полномочия действовать от его, божества, имени и для его прославления. Композиция из двух фигур бога и царя, помещенных друг против друга, отличается уравновешенностью. На неровной, сильно выступающей, почти трехгранной лицевой поверхности камня достичь этого было непросто. Складки одежд и пряди волос персонажей проработаны, прорезаны живописными углублениями, с расчетом на игру света и тени. Лицо царя худое, с сильно запавшими щеками и выделяющимися высокими скулами, портретно. Последнее обстоятельство особенно ясно подтверждает высокий художественный уровень исполнения памятника. Становится несомненным восприятие нововавилонскими художниками реалистических достижений аккадского искусства. Пластику старовавилонского периода столь же ярко представляет диоритовая мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи. При монументальной компактности общего объема головы все части ее переданы пластически мягко и живописно. Несомненна портретность резких, волевых, даже суровых черт узкого лица с впалыми щеками. Памятники 18 в. до н.э. из города-государства Мари, на среднем Евфрате, с западной окраины Вавилонии, являются ценнейшим свидетельством о стиле старовавилонского искусства. Главой Мари был правитель Зимрилим. Археологическими раскопками открыты руины дворца Зимри-лима. который представлял собой обширный архитектурный ансамбль. Строили этот дворец из сырцового кирпича на протяжении второй половины 3 тысячелетия до н. э. На нижних цокольных частях стен были нанесены декоративные орнаментальные полосы. Высокими художественными качествами отличается и алебастровая статуя богини Иштар из ее храма во дворце Зимрилима. Будучи немногим более одного метра в высоту, она очень монументальна. Это качество сообщает статуе спокойная фронтальная постановка, а также очень небольшая расчлененность общего цилиндрического объема фигуры и каждой ее части, выделенной лишь крупной массой. Платье богини мягко ниспадает до земли тяжелым колоколом. Легкие складки, опоясывающие одеяние оживляют эту колоннообразную форму. Слегка выступают из-под приподнятого спереди края юбки пальцы и ступни богини. Верхняя часть скульптуры - торс и голова в сферической шапке - тиаре, которая увенчана двумя массивными большими рогами, плавно загнутыми надо лбом,-завершает это изваяние подобно капители. Богиня представлена красивой женщиной с широким лицом, дышащим внутренней силой. Двумя перекрученными косами лежат на ее покатых плечах крупные пряди волос. Массивны округлые серьги в шесть рядов круглых бусин ожерелья. Она поддерживает у талии двумя руками массивный кувшин. Это - богиня, в чьей власти истоки жизни. Чистую ключевую воду - «воду жизни» несет она людям в этом сосуде. Из просверленного через статую отверстия, из горла кувшина, когда-то в ответ на моления выливалась, конечно, с помощью жрецов, струя воды. Город-государство Мари в течение почти четырех десятилетий был союзником Вавилона. Но в конце этого срока существование его было пресечено захватническим походом царя Хаммурапи. Воины Хаммурапи, осадив и взяв город и дворец, разграбили все и разрушили.

Нововавилонское искусство.(7-6 вв. до н. э.) С конца 2 тысячелетия до н. э., после падения касситской династии, Вавилония находилась в состоянии полной экономической и политической беспомощности. Новое кратковременное возвышение Вавилона началось с конца 7 в. до н.э., когда (в 626 году до н.э.) верховную власть в Вавилоне захватил военачальник Набопаласар. Ему удалось включить в состав Вавилонии бывшие владения Ассирии, а также большую часть Двуречья, Элама, всю Сирию, Финикию и Палестину. Развитие культуры времени Нового Вавилона происходило под сильным воздействием культуры разгромленной им Ассирии.

Архитектура. Архитектура была главным видом нововавилонского искусства Ярким свидетельством этого является город Вавилон, превращенный за десятилетия его последнего расцвета в целостный по планировке и стилю архитектурный ансамбль. Расположенный на обоих берегах Евфрата, Вавилон имел в плане вид вытянутого прямоугольника и был разделен рекой на две части. Более древние районы, так называемый Старый город, находились на восточном берегу. Обороне Вавилона служили четыре комплекса зубчатых стен с башнями - контрфорсами из сырцового и обожженного кирпича с добавлением каменной кладки, а также глубокий ров. Длина внутренней стены была свыше 3 км, а внешних - 18 км. Попасть в город можно было через восемь ворот-бастионов, посвященных разным богам. От каждых ворот начинались прямые широкие улицы, прецессионные дороги, которые четко делили город на большие участки. Внутри этих кварталов проходили улицы, в отличие от шумерийских довольно регулярно спланированные, но не широкие: расстояние между глухими стенами жилых домов по их сторонам было не свыше 4 м. Типичная планировка возведённых из сырцового кирпича жилищ, усадеб Вавилона - группировка помещений вокруг центрального двора Святилище бога Мардука-Эсагила. В городе, который был средоточием религиозной жизни державы, существовало 53 значительных крупных храма н несколько сотен небольших святилищ и алтарей. Главнейшим из них было святилище верховного бога Мардука-Эсагила, представлявшее собой священный участок площадью в 16 гектаров. Его обширная территория была выделена среди жилых кварталов города тем, что ее окружала двойная стена, массивностью своей создавшая впечатление крепостной твердыни: в стене имелось 12 входов-ворот. Главные - «священные» ворота вводили на территорию святилища Мардука-Эсагилы с самой важной процессионной дороги, проложенной от ворот Иштар. Напротив этих ворот, на другой стороне священного участка, находился громадный массив прославленного зиккурата, так называемой Вавилонской башни.

Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.

Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.

Обе реки для Месопотамии - то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.

Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре - памятник шумерской архитектуры бронзового века.
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
2. Средний бронзовый век (2000-1600 д.н.э)
3. Поздний бронзовый век (1600-1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия
Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.

Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.
Шахматные поля – горы.

В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.


Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
Был побелен известью – отсюда название.



Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.


На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.


Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.




Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.
Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).


, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.



Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.


Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровая властная личность.



Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.
Построчное повествование.
Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.




Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:
- Нижняя терраса была окрашена черным битумом,
- вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена.
Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.
Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.



Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.


Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)
Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.


. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.


. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.


Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.


Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.





Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.




Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня . 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.


Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.


Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.


Изображено было шествие львов, быков и драконов.



Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Династия Ахименидов
Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.



Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.




Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IY-III тысячелетий до н.э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IY тысячелетия до н.э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Большинство зданий возводили из менее долговечного материала - необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное Здание в Уруке (3200-3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Обычно приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное здание с внутренним двором. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант , который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов - их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства; главная ее особенность - это условной изображения.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храмов), так и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов, события разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других (стелла правителя города Лагаша Эаннатума - около 2470 г. до н.э.).

Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и тщательно выстроенной композицией . Большинство изображенных на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Печати считали предметами, обладавшими магическим значением, их хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


В конце XXIY в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считают семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Великий подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н.э. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат . Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - “лестница в небо”. В XXI в. до н.э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитый из меди портрет - возможно является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Мастер стремится воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт четкий, детали выполнены тщательно - все свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу.

Т.о., в шумерский и аккадский периоды в Месопотамии определились основные направления искусства - архитектура и скульптура, которые в дальнейшем получили свое развитие.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней