Фундаментальные исследования. Диалог культур в многонациональной образовательной среде Диалог культур поиск универсальных подходов к детству
В данной статье раскрывается культурологический подход как теоретическая основа ментального воспитания будущего учителя, способного эффективно работать в поликультурной образовательной среде; рассматривается концепция «диалога культур», на базе которой возможен анализ современных тенденций развития педагогики высшей школы; обосновывается значение диалогической культуры как важнейшей составляющей профессиональной и личностной компетентности современного специалиста; раскрываются воспитательный потенциал педагогических дисциплин и технологии организации учебно-познавательной деятельности в высшей школе, обеспечивающие эффективную реализацию диалога культур как средства ментального воспитания будущего учителя. Диалог культур в современной высшей школе формирует такие общенаучные и профессиональные компетенции, как способность понимать значение культуры как формы человеческого существования; руководствоваться в своей деятельности современными принципами диалога и сотрудничества; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и этнокультурным традициям различных народов. Диалог культур в исследовании обозначен как средство самоорганизации личностной рефлексии, характеризующейся направленностью на сотрудничество в общении, признанием права партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умением слушать и слышать партнера, готовностью посмотреть на предмет общения с позиции партнера, способностью к сочувствию, сопереживанию.
культура
культурологический подход
концепция «диалога культур»
ментальное воспитание будущего учителя
способы реализации диалога культур в высшей школе
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 314 с.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – 245 с.
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 254 с.
5. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / под общей ред. Е.В. Бондаревской. – М., 1999. –560 с.
6. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // История педагогики в России: хрестоматия для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С. 227–230.
7. Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К.Д. Ушинского // Историко-педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 118–126.
8. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В.С. Библера.–Кемерово, 1993. – 414 с.
В условиях социального, культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества подготовка будущего учителя, способного создать в многонациональной и поликультурной школе атмосферу взаимопонимания, диалога и сотрудничества, становится первостепенной задачей высшего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации.
Подготовка компетентного специалиста в контексте вышесказанного невозможна без учета культурологического компонента содержания высшего образования. Если обратиться к содержательному анализу понятия «культура», то оно чаще всего выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества. Так, например, Н.А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» .
Сегодня на крутом переломе нашей истории ментальное воспитание будущих учителей как никогда должно основываться на национальных ценностях, традициях и национальной культуре. Еще основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский сформулировал принцип прямо пропорциональной зависимости между уровнем развития самосознания народа и уровнем заимствований. В соответствии с этим принципом, чем больше национального характера в общественном образовании, тем свободнее оно может заимствовать все, что ему угодно у других народов. Сердцевиной ментального воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, должно стать изучение родного языка, отечественной культуры, в том числе религиозной культуры и истории Отечества, а также формирование уважения к своему отечеству . Подчеркивая чрезвычайную важность сохранения и приумножения национальных культурных традиций, К.Д. Ушинский вводит в научный оборот педагогики категорию народности, которая имеет для него выраженную ментальную окраску. По мнению Н.К. Чапаева и И.П. Верещагиной, «…сила гения К.Д. Ушинского проявляет себя в том, что он видит возможности устранения социально-экономических неурядиц не в революционных преобразованиях, не в «возрождении России», не в «построении новой России», а на путях умножения и обогащения знания России и уважения себя» .
В работах педагога-исследователя Е.В. Бондаревской менталитет определяется как характеристика образа жизни нации, социального сообщества, а ментальность - как отражение отношения отдельных людей, их представления о менталитете других людей, о формах их поведения. Ментальность выступает важнейшей характеристикой, раскрывающей культурный, ценностный потенциал личности и определяющей в дальнейшем формирование ее мировоззрения. Ментальность выражает обусловленные коллективными представлениями верования, традиции, содержащие в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения. Знакомство с национальной культурой является одним из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, составляет духовную основу для формирования личности, воспитания её ментальности .
В трактовке тенденций развития современного образования в России и его ментальных характеристик можно встретить несколько точек зрения. Согласно одной из них, российская система образования и воспитания находится в глубоком кризисе. Вторая точка зрения базируется на установке, в соответствии с которой, если интегрировать все лучшее, что создано в отечественной педагогике с тем, что наработано в области образования и воспитания в Западной Европе и США, то мы непременно решим все свои педагогические проблемы. Мы являемся сторонниками точки зрения, согласно которой в условиях многонационального поликультурного общества залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является постоянная опора на свои культурно-образовательные и воспитательные ценности и традиции; на критическое осмысление зарубежного опыта в области образования и воспитания; на глубокое знание и усвоение этнопедагогики народов России, в которой заложен огромный духовно-нравственный потенциал, накоплен богатый опыт формирования культуры межнационального общения. Наша страна представляет собой «духовное пространство» для диалога самобытных культур, проживающих на нем различных народов и народностей.
Диалогичность органически присуща человеку на всех этапах его эволюции. «Жизнь по природе диалогична, - считает М.М. Бахтин, - жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, душой, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалектическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум… Каждая мысль и каждая жизнь вливается в незавершенный диалог» . В.С. Библер, разъясняя особенности своей концепции «Школы диалога культур», отмечает, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры - это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования, трансформации, преобразования - вот чем должен обладать выпускник нашей школы» . В современной социокультурной ситуации личность находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от нее диалогичности, понимания, уважения «культурной идентичности» других людей.
Современные исследования показывают, что реализация концепции «диалога культур» в образовательном пространстве возможна в нескольких направлениях. Во-первых, усиление диалогичности, критичности в постижении окружающего мира, который нас окружает, который мы изучаем, в том числе и посредством включенности в совместную деятельность с другими людьми. Во-вторых, развитие внутреннего диалога человека для углубленного понимания и постижения самого себя. В-третьих, это усиление диалогичности между всеми участниками образовательного процесса .
«Диалог культур» как элемент культурологического и компетентностного подходов в подготовке будущего специалиста призван формировать такие общенаучные и профессиональные компетенции, как
● способность понимать значение культуры как формы человеческого существования;
● руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
● готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям различных народов.
Особое значение для практической организации процесса подготовки будущих учителей в контексте вышеуказанных подходов приобретают исследования Е.В. Бондаревской. Диалогичность в ее исследованиях рассматривается как критерий самоорганизации личностной рефлексии, характеризующейся направленностью на партнерство в общении, признанием права партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умением слушать и слышать партнера, готовностью посмотреть на предмет общения с позиции партнера, способностью к сочувствию, сопереживанию. Использование диалога, по ее мнению, позволит достичь высокого уровня самоорганизации - переход обучаемых в статус субъектов в условиях, если
● диалог станет действительно обменом информацией (содержанием культуры), а не насаждением «правильных» позиций, знание будет трактоваться как часть культуры, а не репродуктивное воспроизведение прочитанного материала;
● будет иметь место «взаимодополнение» мнений, а не ориентир на «единственно верный» ответ преподавателя (учителя);
● преподаватель (учитель) будет побуждать студентов (учащихся) мыслить, критически оценивать, мотивировать, используя при этом косвенные механизмы управления .
Однако умение вести продуктивный диалог со студентами с учетом вышеупомянутых принципов еще не стало профессиональным достоянием каждого вузовского преподавателя. На наш взгляд, это возможно только при одном условии - если преподаватель высшей школы овладеет технологиями обучения, направленными на формирование диалогической культуры будущего специалиста. Особенно эта проблема актуальна при подготовке будущего учителя. Именно в процессе учебно-познавательной деятельности в вузе будущие учителя овладевают способами, формами и культурой организации диалога, приобретают опыт диалогового общения, чтобы в дальнейшем реализовывать его в своей профессиональной деятельности. Кроме того, сотрудничество и диалог в учебном процессе обеспечивают личностно-смысловое развитие субъектов взаимодействия, где вступают в действие механизмы саморазвития, самореализации и самовоспитания личности будущего специалиста.
Многолетний практический опыт преподавательской деятельности в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета на факультетах, готовящих учителей для работы в многонациональной школе (факультет башкирской филологии, филологический факультет (русское отделение, татарско-русское отделение, чувашско-русское отделение, иностранное отделение)), показывает, что эффективная реализация диалога культур как средства ментального воспитания студентов предполагает включение в содержание педагогического образования таких элементов, как
● расширение этнокультурного и этнопедагогического компонентов за счет усвоения знаний по этнопедагогике и этнопсихологии;
● усвоение содержания, форм и методов педагогики и психологии межнационального общения;
● формирование соответствующих умений и навыков по использованию полученных знаний в практической деятельности в поликультурной образовательной среде;
● развитие и совершенствование необходимых личностных качеств будущего учителя.
Реализация диалога культур как важного средства ментального воспитания будущего учителя возможна при условии эффективной организации таких направлений деятельности преподавателя высшей школы, как
● определение и использование в учебно-воспитательном процессе духовно-нравственного потенциала народной педагогики;
● понимание народной педагогики как мировоззренческой и инструментальной основы профессиональных процессов социализации и становления личности;
● формирование у студентов гордости за свою культуру и в то же время преодоление у них национальных предрассудков и предубеждений;
● использование воспитательного потенциала народной педагогики, в традициях которой заложены неограниченные возможности совершенствования культуры межнациональных отношений;
● формирование у будущих педагогов позитивной мотивации к осуществлению этнокультурного образования и воспитания детей, развитие у них восприимчивости к культурному плюрализму, знание особенностей и традиций воспитания в зарубежной педагогике;
● вооружение педагогов знаниями о социализации детей в различных этнокультурах, об особенностях межэтнического взаимодействия, о моделях и технологиях внедрения этнокультурного компонента в образование воспитанников и подготовка их к эффективному межэтническому взаимодействию;
● усвоение и учет в учебно-воспитательной работе психологических особенностей учащихся различных культур и национальностей;
● вооружение студентов методами диагностики этнопсихологических особенностей учащихся, методами и средствами народной педагогики.
Особое внимание на занятиях по педагогике нами уделяется проблеме взаимодействия людей различных рас, культур и вероисповеданий в историческом и сравнительном аспектах, что позволяет студентам глубже понять сложные проблемы современного образования. Решению поставленных задач способствует изучение таких спецкурсов и курсов по выбору, как «Природосообразная педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Поликультурное образование», «Сравнительная педагогика», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве», «Психолого-педагогические детерминанты формирования толерантного сознания личности», «Народная игровая культура» и др.
Эффективными способами реализации диалога культур как средства ментального воспитания в процессе подготовки будущего учителя являются такие, как
● посещение спектаклей, краеведческих музеев, выставочных залов;
● организация праздников (например, «Моя родословная» («Шежере байрамы»)), олимпиад, викторин, конкурсных программ с включением этнопедагогического материала, этнопедагогических экспедиций;
● анализ ситуаций с использованием примеров из практики формирования культуры межнационального общения.
Огромный воспитательный потенциал в плане осуществления диалога культур как средства воспитания заложен также в интерактивных и активных формах и методах работы, формирующих устойчивый интерес к процессу развития личностной диалогической культуры и потребности в саморазвитии, таких как
● работа в микрогруппах по составлению планов-конспектов внеклассных мероприятий, ориентированных на общечеловеческие и национальные ценности;
● творческие, индивидуально-групповые формы работы по изучению, иллюстрированию и драматизации народных национальных обычаев, праздников и традиций;
● «защита проектов», деловые игры, учебные дискуссии, «круглые столы», презентации, направленные на обсуждение проблем формирования культуры межнационального общения;
● исследовательские задания, мастер-классы по сравнительно-сопоставительному анализу различных народных систем воспитания;
● игры-путешествия, ролевые игры («Россия - Родина моя», «Путешествие по Республике Башкортостан» и др.);
● игровые и коммуникативные тренинги по приобретению студентами опыта межнационального общения во время обучения в школе, в семье, в коммуникационной среде.
Значительную роль в реализации диалога культур как средства воспитания в высшей школе играют культурные и спортивные мероприятия с использованием народных обычаев и традиций, в процессе проведения которых складывается особая воспитательная среда, предоставляющая каждому студенту возможность проявить свои творческие способности и возможности в неформальной обстановке.
Проблему реализации диалога культур как средства ментального воспитания будущего учителя необходимо рассматривать комплексно, имея в виду создание в высшем учебном заведении образовательного пространства, способствующего эффективной подготовке будущего специалиста к работе в многонациональной и поликультурной среде.
Рецензенты:
Козлова П.П., д.п.н., профессор кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;
Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.
Работа поступила в редакцию 29.11.2013.
Библиографическая ссылка
Валеева Р.Р., Абдрахманова М.В. ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДСТВО МЕНТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-13. – С. 2949-2953;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32942 (дата обращения: 22.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Ирина Лукьянова
Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур
И. Н. Лукьянова
МБДОУ д/с № 6 «Здоровье» , г. Ставрополь
Аннотация. В статье рассмотрена сущность поликультурного подхода , его особенности в дошкольном образовании ; представлены условия приобщения дошкольников к диалогу культур через поликультурный подход .
Abstract. In the article shows the essence of a multicultural approach, its features for pre-school education; it’s also represents the conditions of preschoolers initiation to the dialogue of cultures through a multicultural approach.
Ключевые слова : поликультурный подход , дошкольник , дошкольное образование , диалог культур .
Keywords: multicultural approach, preschooler, preschool education, dialogue of cultures.
Для нашего многонационального региона вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, должны рассматриваться в контексте укрепления государственности и сплочения государства.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры , с развитием у детей культуры межэтнического общения. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность , формировать этническое самосознание; с другой, – воспитывать уважительное отношение к окружающим, понимать инаковость, укреплять российское общество.
Поликультурное воспитание в целом понимается как воспитание ребёнка на культуре народов региона , где проживает малыш, с приоритетом культуры его национальности . Раскрывая сущность поликультурного образования , Э. Р. Хакимов подчёркивает, что оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей , норм и форм деятельности, существующих в данном обществе, и базируется на принципах диалога и взаимодействия разных культур .
Организация, формы и виды поликультурного образования необходимым образом реализуются на основании следующих принципов [напр., 3]: принцип полилингвальности ; принцип дифференциации и разнообразия; принцип креативности; принцип культурной целостности ; принцип объёмной (стереоскопической) картины мира; принцип вариативности; принцип этической актуальности.
Т. И. Куликова отмечает, что поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам . Именно в этом смысле через цели, задачи и принципы поликультурного образования формируется структура и реализуется подход диалога культур в воспитании и обучении ребёнка .
В последнее время в ходе дискуссий по проблемам поликультурного образования появляются концепции и отдельные теоретические положения, которые условно можно объединить в содержательных границах социально-психологического подхода . Он в полной мере в науке ещё не сформировался, но вместе с тем, уже можно выделить его некоторые отличительные признаки, наиболее важным из которых является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих ребёнку осуществлять в рамках задач для своего возраста межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур , а также толерантность по отношению к их носителям .
Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры , культуры общения и взаимодействия с другими, то это наиболее благоприятное время для развития у ребёнка интереса и уважения к родной культуре , принятия многообразия и специфичности этнических культур , воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности .
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребёнка к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в многонациональном дошкольном учреждении .
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребёнка , формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре , которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда» : имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой , трудом и бытом разных народов; имеется уголок краеведения («изба» , комната быта и прочее); имеются образцы народного быта; имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых) ; имеется художественная литература (сказки и легенды народов региона) .
Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста должны использоваться разнообразные средства : общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальные кушанья .
Таким образом, поликультурный подход в дошкольном образовании выступает как условие для обучения ребёнка в процессе его приобщения к диалогу культур . В дошкольной образовательной организации существуют условия реализации поликультурной среды ребёнка , формирующие у него представления о человеке в истории и культуре , – это учёт совокупности принципов поликультурного образования , обусловливающих достижение цели и решение соответствующих задач, использование многообразия форм и методов работы с детьми, наличие системы взаимодействия с родителями и педагогами образовательного учреждения.
Список литературы :
1. Бакунова И. В. Межличностное общение у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 5. – С. 219-220.
2. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда : генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12635 .
3. Диалог культур : социальные, политические и ценностные аспекты : материалы Московского форума. – М., 2015. – 616 с.
4. Куликова Т. И. Структурно-содержательная модель поликультурной образовательной среды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ : электрон. науч. журн. – 2015. – № 3. URL: http://ppip.idnk.ru
5. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ, 2009. – № 3. – С. 189-191.
Публикации по теме:
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к искусству витража».
Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг. Цель проекта: формирование у ребёнка раннего возраста интереса к книге и чтению.
Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни Понятие «социокультурные.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.
Педагогическая технология В. В. Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников в ДОУ Процесс модернизации системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, диктует поиск новых, более.
Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.
Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.
Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.
Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает.
Библиотека изображений:
Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.
Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смысл образующей рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутри личностный диалог, диалог как речевое общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
Целевые ориентации:
Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.
Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи:
Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.
Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры.
В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:
1. Форма организации обучения.
2. Принцип организации самого содержания науки:
а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;
Особенности организации содержания:
1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:
Античное мышление - эйдетическое;
Средневековое - причащающее мышление;
Новое время - рационалистическое мышление, разум - все;
Современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.
2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры.
3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.
I-II классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.
III-IV: Античная культура.
V-VI: Культура Средневековья.
VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.
IX-X: Культура современности.
XI: Класс специально диалогический.
4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах нашей школы.
5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.
6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.
И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.
Особенности методики:
Создание ситуации диалога. По В.В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии:
1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на само изложение и восприятие иных точек зрения;
2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;
4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;
5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;
6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.
Точки удивления, загадки бытия.
Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания - в мышление, мышления - в сознание. Происходит торможение и выдумывание в странность этих узлов. Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление - сознание», эти исходные предметы удивления и должны стать «спорами» спора... во всех последующих классах - возрастах - культурах.
А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания – в разных «речевых жанрах» , слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытности, в его внутри речевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации в споре с идеей слова, языка, речи, в его само вслушивающемся смысле, как основа рефлексии, само отстранения, в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.
Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения, 2) счета дискретных, единичных, неделимых вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.
В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть и - ее начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.
Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя основной субъект обучения в нашей школе ученик.
Если семи восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося, то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.
Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность». Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и -замыкание на феномен культуры. Время и вечность. Типы историзма. Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в Движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое. История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти - точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».
Игровые средоточия:
Основной смысл этих средоточий - метод «физических действий» , по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:
A. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.
Б. Словесные игры с элементами поэтики и с особым вниманием к интонационной составляющей речи.
B. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.
Г. Элементы ручного труда, ремесла.
Д. Музыка рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
Методические особенности урока-диалога.
Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров.
Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура»; б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории; в) преподавание по четыре предметному синхронизированному программному комплексу.
МБДОУ № 27
«Журавушка»
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
современный подход к диалогу культур
Известно, что исторический опыт сосуществования и взаимодействия разных культур основывается на непременном учете их реальной специфики, что позволяет определить наиболее предпочтительные варианты межкультурной интеграции и оптимальные формы процесса межкультурного обмена и взаимодействия.
По мнению многих культурологов, позитивность современной эпохи заключается в отчетливо наблюдающемся уходе от монокультурного взгляда на окружающую действительность.
Понимание культуры как отражения сферы общественного сознания человека привело к конструированию передовой формы человеческих отношений - диалогу культур и форм межкультурного взаимодействия.
В настоящее время, когда население практически всех регионов России утратило монокультурность и моноэтичность, возникает необходимость проектирования такого подхода к диалогу культур, который предполагал бы не взаимодействие между собой предметов и программ в рамках одного общеобразовательного учреждения, а организацию процесса образования и воспитания с дошкольного детства до старшего школьного возраста, основанного на идеях межкультурного диалога, кросскультурализма и личностного взаимодействия.
Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам
многонациональной культуры, их современное развитие.
Попытка стандартизации содержания дошкольного воспитания и образования на новом современном уровне через осуществление диалога культур, предпринятая в программе «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА», отличает ее от других современных дошкольных программ (типовых и вариативных) и определяет особую целевую направленность новой программы.
Основной стратегической целью программы «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» является развитие личности ребенка на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Основной задачей программы «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» является обеспечение для каждого маленького россиянина равных условий (равного старта) для освоения культурных ценностей его родной страны.
Для реализации программы в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка;
национальные кушанья.
Но универсальной единицей организации обучения и воспитания в нашей работе стала СКАЗКА , работа над которой ведется в междисциплинарном и коммуникативно-когнитативном ключе.
Воспитатель второй
Шилова И.В.
Из опыта работы:
В своей группе я адаптировала учебно-методический комплекс с усложнениями.
В 2014 году я разработала серию занятий под общим названием «ЭБИЕМ САНДЫГЫ» (БАБУШКИН СУНДУК).
На этих занятиях главным действующим персонажем является ЭБИ (бабушка), к которой мы очень любим приходить в гости.
Эби- опытная пожилая женщина, которая много знает и многое может нам рассказать. Есть у ЭБИ волшебный сундучок, в котором хранится много волшебных секретов.
На занятиях для развития полного
игрового общения я использую игровые
ситуации, в которые попадает ЭБИ.
Через игровой сюжет мы знакомимся
с различными новыми предметами
из сундучка, детально рассматриваем
их, изучаем, обследуем , играем с ними.
Игровой персонаж предоставляет возможность мне, воспитателю,
поставить ребёнка в позицию субъекта познавательной активности.
В этом сундучке могут оказаться различные персонажи
известных сказок, с которыми мы создаём игры-драматизации
и театрализованные игры…
Программа «Разноцветная планета» призвана обеспечить каждому ребенку, живущему в России, равный старт, который позволит ему в дальнейшем успешно обучаться как на русском языке, так и на других языках народов РФ. Развитие ребенка в программе осуществляется интегративно, через организацию игровой деятельности детей на основе сказки; предполагает осуществление диалога культур народов России, а также общее знакомство детей с мировым наследием. Билингвальное и поликультурное построение программы «Разноцветная планета» позволяет при необходимости включить любой родной язык в образовательное и воспитательное пространство, что делает программу уникальной.
Воспитатель средней группы
Шафиева Ф.Р.
Из опыта работы:
Приходите
к нам