Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где высадились в 1944 г союзные войска. Открытие второго фронта в Европе (высадка в Нормандии)

Высадка англо-американских войск в Нормандии стала крупнейшей в истории морской десантной операцией, в которой приняли участие около 7000 кораблей. Во многом своим успехом она обязана тщательно проведенной подготовке.

Решение об открытии Второго фронта — крупномасштабном вторжении в Западную Францию — было принято президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. В январе 1943 года на конференции в Касабланке лидеры двух стран Антигитлеровской коалиции обсудили текущие проблемы вместе с членами Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании. Во исполнение принятого решения Генеральные штабы обеих стран сформировали рабочую группу во главе с британским генералом Фредериком Морганом, которая приступила к разработке плана будущей операции.

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД»

Подготовка операции, получившей название «Оверлорд» (Overlord), велась англо-американским командованием тщательно и масштабно. Было резко расширено производство десантных и противолодочных средств, спецтехники и необходимого при высадке вооружения, разработаны и построены чрезвычайно дорогие разборные искусственные гавани «Малберри», которые затем планировалось собрать на французском побережье. В Англии к местам предполагаемой погрузки были подведены специальные подъездные пути для техники. В конце мая 1944 года войска были сосредоточены в районах сбора, после чего были приняты чрезвычайные меры по обеспечению секретности. Сначала планировалось начать операцию в мае, но затем Бернард Монтгомери настоял на высадке десанта также и на полуострове Котантен (будущий участок «Юта»), поэтому пришлось несколько сдвинуть День «Д» — дату высадки. Верховный главнокомандующий войсками союзников в Европе, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, 8 мая 1944 года назначил окончательную дату — 5 июня. Но 4 июня погода неожиданно испортилась и высадку отменили. На следующий день метеорологическая служба доложила Эйзенхауэру, что 6 июня погода немного улучшится. Генерал приказал готовиться к высадке.

ДЕНЬ «Д»

Операция в Нормандии, получившая название «Нептун» (Neptune), была составной частью более масштабной операции «Оверлорд», которая предусматривала очищение от немецких войск всей Северо-Западной Франции. В ходе операции «Нептун» должна была произойти высадка на Нормандском побережье 156 000 военнослужащих британских и американских войск. Предварительно в первом часу ночи в тыл противника было заброшено 24 000 парашютистов, которые должны были вызвать панику в рядах противника и захватить стратегически важные объекты.

Основной этап операции — сама высадка британских и американских войск с кораблей — началась в 6:30 утра. Для десантирования командование союзников после долгих раздумий и дискуссий выбрало 80-километровый участок Нормандского побережья от устья реки Орн до коммуны Озвиль (кантон Монтбур района Шербур-Октевиль департамента Манш). Всего высадка производилась на пяти участках: на трех — «Голд» (Gold), «Джуно» (Juno) и «Суорд» (Sword) — высаживались войска 2-й британской армии, на двух — «Юта» (Utah) и «Омаха» (Omaha) — 1-й армии США.

ВЫСАДКА БРИТАНСКИХ ВОЙСК

На британских участках высаживалось 83 115 человек (в т. ч. 61 715 англичан, остальные — канадцы). На участке «Голд» британским войскам удалось со сравнительно небольшими потерями подавить оборонявшиеся здесь немецкие части и прорвать линию их укреплений.

То, что британским войскам на этом участке удалось успешно прорваться в глубь французской территории, во многом стало возможным благодаря использованию спецтехники — танков «Шерман», оснащенных бойковыми тралами Хоббарта для расчистки минных полей. На участке «Джуно» основная тяжесть боев легла на плечи канадцев, которые столкнулись с яростным сопротивлением 716-й немецкой пехотной дивизии. Тем не менее после тяжелого боя канадцам все же удалось закрепиться на береговом плацдарме, а затем оттеснить противника и установить контакт с британскими войсками, высаживавшимися на соседних участках.

Несмотря на то, что канадцам не удалось полностью выполнить поставленную задачу, на занятых позициях они закрепиться сумели и дальнейший ход операции под угрозу не поставили. На участке «Суорд» британские войска быстро смяли слабые части противника на побережье, но затем вышли ко 2-й, более прочной, линии обороны, где их продвижение застопорилось. Затем они были контратакованы моторизованными частями 21-й немецкой танковой дивизии. Хотя потери англичан были в целом невелики, главную задачу — взять французский город Кан — они выполнить не смогли, не дойдя до него всего шесть километров.

К концу Дня «Д», несмотря на отдельные неудачи, можно было констатировать, что высадка британских войск состоялась, причем потери для столь сложной операции были достаточно низкими.

День «Д»: американские сектора

Высадка американских войск 6 июня 1944 года проходила в сложных условиях, и в какой-то момент американское командование даже рассматривало вопрос об отмене операции и отводе уже высадившихся войск.

В американском секторе Нормандского побережья высаживались части 1-й армии США — всего 73 тысячи солдат, в т. ч. 15 600 десантников. В ходе первого этапа операции «Нептун» была осуществлена выброска воздушного десанта, которые составляли части 82-й и 101-й американских воздушно-десантных дивизий. Зона высадки — позади участка «Юта» на полуострове Котантен, севернее города Карантан.

УЧАСТОК «ЮТА»

Задачей американских десантников был захват дамб через затопленные немцами луга и мосты в районе городов Сент-Мер-Эглиз и Карантан. Им сопутствовал успех: немцы не ожидали здесь высадки и не готовились к серьезному отпору. В результате парашютисты вышли к намеченным целям, сковав противника у Сент-Мер-Эглиза. Этот городок и стал первым французским населенным пунктом, освобожденным в ходе Нормандской кампании.

Высадка морского десанта на участке «Юта» была проведена практически идеально. Сначала на позиции слабой 709-й немецкой стационарной дивизии обрушились снаряды главного калибра американских боевых кораблей. За ними последовала армада средних бомбардировщиков, полностью подорвав волю к сопротивлению и без того не слишком надежных подразделений противника. Ровно в 6:30, как и было предусмотрено планом, начали высаживаться части 4-й американской пехотной дивизии. Они подошли на несколько километров южнее запланированного участка, что сыграло им на руку — береговые укрепления здесь оказались значительно слабее. Одна за другой волны десанта высаживались на берег, сминая деморализованные немецкие части.

Потери американских войск на участке «Юта» составили всего 197 человек убитыми; даже потери флота США были больше — на минах подорвались и затонули эсминец, два пехотно-десантных катера и три малых танкодесантных корабля. При этом все поставленные перед войсками цели были достигнуты: на берег высадилось более 21 тысяч солдат и офицеров, 1700 единиц техники, был создан плацдарм 10 х 10 км и установлены контакты с американскими парашютистами и войсками на соседних участках.

УЧАСТОК «ОМАХА»

Если на участке «Юта» события развивались по плану, то на восьмикилометровом участке «Омаха», тянувшегося от Сен-Онорин-де-Перт до Вьервиль-сюр-Мер, ситуация была совершенно другой. Хотя и здесь немецкие войска (352-я пехотная дивизия) состояли в значительной степени из не имевших боевого опыта и плохо обученных солдат, они занимали достаточно хорошо подготовленные позиции вдоль побережья. Операция не заладилась с самого начала.

Из-за тумана корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, которые должны были подавить оборону противника, не смогли нащупать цели и никакого урона позициям немцев не нанесли. Вслед за ними начались трудности у экипажей десантных кораблей, которые также не смогли вывести их к запланированным целям. Когда же американские солдаты начали выбираться на берег, они попали под сильный огонь занимавших удобные позиции немцев. Потери начали стремительно расти, а в рядах высадившихся войск начала развиваться паника. Именно в этот момент командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли пришел к выводу, что операция провалилась и собрался остановить высадку, а уже высадившиеся на «Омахе» войска эвакуировать с Нормандского берега. Лишь чудом операция «Нептун» не оказалась проваленной. Огромными усилиями американским саперам удалось пробить несколько проходов в обороне и минных полях противника, но у этих узких переходов сразу же образовались пробки- Столпотворение на прибрежной линии не давало высаживаться новым войскам.

70 лет назад, 6 июня 1944, тысячи солдат и офицеров готовились принять участие в операции, которая ознаменовала собой конец Второй мировой войны. Высадку союзников в Нормандии, в которой было задействовано более 130 тысяч военных, планировали больше года. К вечеру того “самого длинного дня” более 10 тысяч человек погибли, получили ранения и попали в плен. Эта операция стала крупнейшим морским сражением в мировой истории.

Вы можете познакомиться с самыми знаковыми и, в том числе, малоизвестными фактами той операции и увидеть редкие фотографии.

1. Смертельная репетиция “Дня Д”

28 июля 1944 года восемь кораблей с американскими пехотинцами и оборудованием на борту оставили берега британского Девона и начали репетицию запланированной высадки в Нормандии. Однако не все прошло гладко. Суда использовали радиочастоты, которые перехватили немецкие разведчики. Из-за плохо налаженной системы коммуникаций корабли стали легкой мишенью для подводных лодок гитлеровской армии. В итоге погибло около 800 человек.

Обеспокоенное утечкой секретной информации, командование армий государств-союзников заморозило все архивы данных. Следовательно, некоторые семьи так и не смогли выяснить, как погибли их близкие.

2. Искушение

В книге Джонатана Майо “День Д” рассказывается о необычном испытании, которое устроил своему воинскому подразделению подполковник Теренс Отвей. Он хотел быть уверенным, что перед высадкой солдаты не проболтаются о планируемой операции. Чтобы проверить солдат “на прочность”, Отвей попросил самых красивых девушек из воздушной эскадрильи пойти в паб, соблазнить военных, которые там отдыхали, и выведать тайну. Никто из военных не попал в ловушку.

3. О чем думал Черчилль накануне операции?


Уинстон Черчилль, блистательный оратор, известный умением убедить любую аудиторию, накануне “Дня Д” чувствовал себя не слишком уверенно. Своими страхами он поделился с женой: “Ты понимаешь, что завтра утром, когда ты проснешься, 20000 солдат уже никогда не проснутся? “ – спросил британский премьер.

4. Кодовые названия “ Дня Д”

При подготовке операции был использовано ряд кодовых названий. “Юта”, “Омаха”, “Голд” и “Сордо” обозначали пляжи на побережье Нормандии. “Нептун” – название самой
высадки, а “Оверлорд” – всей операции по освобождению Нормандии от нацистов. ‘Биго “ – кодовое название для тех, кто имел допуск на самом высоком уровне.

Эти секретные данные прятали за семью замками. Как перепугалось командование, когда, незадолго до начала операции, в Daily Telegraph напечатали кроссворд, содержащий целых пять кодовых названий, в том числе “Юта”, “Омаха” и “Нептун”. Британская разведка забила тревогу, подозревая, что таким образом кто-то пытается передать врагу секретную информацию. Однако обыски в доме автора кроссворда ничего не дали.

5. Кампания по дезинформации

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенность в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции “Оверлорд”.
Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена крупнейшая в истории дезинформационная операция (операция Fortitude).

Чтобы дезинформировать противника, союзные армии разработали фальшивые коды и планы операции.

Рано утром 6 июня в Нормандии и Па-де-Кале высадились отряды барабанщиков в военной формае. У них было специальное шумовое оборудование, которое имитировало звук стрельбы и воздушного налета. Этот эпизод вошел в историю под названием “Титаник”. Его главной целью было отвлечь внимание врага от основных сил союзников, высадившихся немного западнее этого места.

6. Что означает “Д” в термине “День Д”?

На протяжении многих лет люди задумывались, что же означает буква “Д” в названии “День Д”, под которым известна Нормандская операция.

“День Д” – это общепринятый в военном деле термин, которым обозначается день начала военной операции. Он использовался как до высадки союзников во Франции, так и после.

Военные термины “день Д” и “час Ч”, обозначают время начала какой-либо операции, реальный срок которой определить однозначно нельзя и где соблюдается режим строгой секретности.

Как правило, “Д” и “Ч” , заранее вообще неизвестны. Время начала действий сообщается в день наступления. В документах по планированию действий в течение военной операции время рассчитывается примерно следующим образом: время подготовки к операции – “Ч” минус XX часов XX минут, а все последующие действия – “Ч” плюс XX часов XX минут.

7. Письмо генерала Эйзенхауэра на случай поражения

Генерал США Эйзенхауэр написал письмо, которое должно бы было быть опубликовано в случае поражения.
“Высадка наших войск в зоне Шербург-Гавр не принесла успешных результатов и я отозвал наши войска. Мое решение нанести удар на данный момент основывается на информации, заслуживающей доверия. Наши морские и воздушные войска продемонстрировали небывалое мужество. Если кто-то и виноват в их поражении, то только я сам “, – говорилось в письме, которое генерал случайно подписал 5 июля, а не 5 июня.

8. Погода оказалась на стороне союзников

Первоначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, однако плохая погода заставила генерала Эйзенхауэра отложить операцию на сутки. Согласно документам Морской библиотеки США немецкое командование ожидало вторжения союзников в конце мая, когда была полная луна, прилив и слабый ветер. немного ветра. Когда в начале июня погода ухудшилась, немцы расслабились и потеряли бдительность. В этот момент метеослужба союзников дала благоприятный прогноз, и операция началась.

9. Взломать код “Энигмы”


В Германии шифровальный аппарат “Энигма” использовали с 1920 года. Уникальная машина создавала возможности для более чем двухсот триллионов комбинаций букв и считалась несокрушимой. Однако незадолго до высадки в Нормандии союзникам удалось разгадать код аппарата, и в Берлине об этом не узнали. Расшифрованные данные раскрыли координаты расположения гитлеровских войск в Нормандии и подтвердили, что немцы купились на дезинформацию о фальшивых планах высадки.

10. “Человек, который выиграл войну”

Генерал Дуайт Эйзенхауэр как-то сказал: “Эндрю Хиггинс – человек, который выиграл войну для нас”.
Так кто же он – Эндрю Хиггинс?

Хиггинс – гений -самоучка в области конструирования маломерных судов, который разработал и сконструировал десантные катера-амфибии, с помощью которых силы союзников пересекли Ла-Манш. “Если бы Хиггинс не создал эти суда, мы никогда не смогли бы высадиться на открытом пляже. Стратегия всей войны была бы совсем другой”.

Операция «Оверлород»

Много лет прошло со дня знаменитой высадки союзных войск в Нормандии. И до сих пор не утихают споры - нужна ли была эта помощь советской армии - ведь перелом в войне уже наступил?

В 1944 году, когда уже было ясно, что война вскоре придет к победному концу, было принято решение об участии союзных войск во Второй мировой войне. Подготовка к операции началась еще в 1943 году, после знаменитой Тегеранской конференции, на которой , наконец, сумел найти общий язык с и Рузвельтом.

Пока советская армия вела ожесточенные бои, англичане и американцы тщательно готовились к предстоящему вторжению. Как говорят английские военные энциклопедии на эту тему: «Союзники располагали достаточным временем для подготовки операции с той тщательностью и продуманностью, которой требовала ее сложность, на их стороне были инициатива и возможность свободного выбора времени и места высадки». Конечно, нам странно читать про «достаточное время», когда в нашей стране ежедневно гибли тысячи солдат…

Операция «Оверлород» должна была осуществляться и на суше, и на море (морская ее часть имела кодовое название «Нептун»). Задачи ее были таковы: «Высадиться на побережье Нормандии. Сосредоточить силы и средства, необходимые для решительного сражения в районе Нормандия, Бретань, и прорвать там оборону противника. Двумя группами армий преследовать противника на широком фронте, сосредоточив основные усилия на левом фланге, чтобы захватить необходимые нам порты, выйти к границам Германии и создать угрозу Руру. На правом фланге наши войска соединятся с силами, которые вторгнутся во Францию с юга».

Невольно поражаешься осторожности западных политиков, долго выбиравших момент для высадки и откладывающих ее день за днем. Окончательное решение было принято уже летом 1944 года. Черчилль так пишет об этом в воспоминаниях: «Таким образом, мы подошли к операции, которую западные державы с полным основанием могли считать кульминационным пунктом войны. Хотя лежащий впереди путь мог оказаться длинным и тяжелым, мы имели все основания быть уверенными в том, что одержим решающую победу. Русские армии изгнали немецких захватчиков из своей страны. Все то, что Гитлер так быстро завоевал у русских за три года до этого, было им утрачено при громадных потерях в людях и снаряжении. Крым был очищен. Были достигнуты польские границы. Румыния и Болгария отчаянно пытались избежать мести со стороны восточных победителей. Со дня на день должно было начаться новое наступление русских, приуроченное по времени к нашей высадке на континенте»…
То есть, момент был самым подходящим, и советские войска все подготовили для успешного выступления союзников…

Боевая мощь

Высадка должна была осуществляться на северо-востоке Франции, на побережье Нормандии. Войскам союзников следовало захватить штурмом берег, а потом отправиться освобождать сухопутные территории. В военных штабах рассчитывали на то, что операция увенчается успехом, так как Гитлер и его военачальники считали, что в этой местности десанты с моря практически невозможны - слишком сложный рельеф берега и сильное течение. Поэтому район побережья Нормандии был слабо укреплен немецкими войсками, что увеличивало шансы на победу.

Но при этом Гитлер не напрасно считал, что высадка врага на этой территории невозможна - союзникам пришлось немало поломать голову, придумывая как же все-таки осуществить высадку в таких невозможных условиях, как преодолеть все трудности и укрепиться на необорудованном берегу...

К лету 1944 года на Британских островах сосредоточились значительные силы союзников - целых четыре армии: 1-я и 3-я американские, 2-я английская и 1-я канадская, которые включали в себя 39 дивизий, 12 отдельных бригад и 10 отрядов английской и американской морской пехоты. Воздушные силы были представлены тысячами истребителей и бомбардировщиков. Флот под руководством английского адмирала Б. Рамсея насчитывал тысячи боевых кораблей и катеров, десантных и вспомогательных судов.

Согласно тщательно разработанному плану, морской и воздушный десант должны были высадиться в Нормандии на участке протяженностью около 80 км. Предполагалось, что на берег в первый день десантируется 5 пехотных, 3 воздушно-десантных дивизии и несколько отрядов морской пехоты. Зона высадки была поделена на два района - в одном должны были действовать американские, а во втором - английские войска, усиленные союзниками из Канады.

Основная нагрузка в этой операции ложилась на морской флот, которому следовало осуществить доставку войск, обеспечить прикрытие десанта и вести огневую поддержку переправы. Авиации следовало прикрывать район высадки с воздуха, нарушать коммуникации врага, подавлять оборону противника. Но самое тяжелое пришлось испытать пехоте, которой руководил английский генерал Б. Монтгомери…

Судный день


Высадка была назначена на 5 июня, но из-за плохой погоды пришлось отложить ее на день. Утром 6 июня 1944 года началось великое сражение…

Вот как об этом рассказывает британская военная энциклопедия: «Никогда ни одно из побережий не претерпело того, что пришлось претерпеть побережью Франции в это утро. Параллельно велись обстрел с кораблей и бомбардировка с воздуха. Вдоль всего фронта вторжения земля была загромождена обломками от взрывов; снаряды из корабельных орудий пробивали бреши в укреплениях, а с неба на них сыпались тонны бомб... Сквозь тучи дыма и падающие обломки защитники, охваченные ужасом при виде картины всеобщего разрушения, смогли с трудом различить сотни кораблей и других плавательных средств, неумолимо приближавшихся к берегу».

В грохоте и взрывах десант начал высадку на берег, и к вечеру на территории, захваченной врагом, оказались значительные силы союзников. Но при этом им пришлось понести немалые потери. Во время десантирования погибли тысячи военнослужащих американской, британской, канадской армий… Был убит практически каждый второй солдат - такую тяжелую цену пришлось заплатить за открытие второго фронта. Вот как об этом вспоминают ветераны: «Мне было 18. И мне было очень тяжело смотреть, как ребята умирают. Я просто молился Богу, чтобы он дал мне вернуться домой. А многие не вернулись».

«Я пытался оказать помощь хоть кому-то: быстро делал инъекцию и писал на лбу у раненого, что я ему вколол. А потом мы собирали погибших товарищей. Знаете, когда тебе 21 год, это слишком тяжело, тем более, если их сотни. Некоторые тела всплывали через несколько дней, недель. Мои пальцы проходили сквозь них»…

Тысячи юных жизней оборвались на этом негостеприимном французском берегу, но задача командования была выполнена. 11 июня 1944 года Сталин прислал Черчиллю телеграмму: «Как видно, массовая высадка, предпринятая в грандиозных масштабах, удалась полностью. Мои коллеги и я не можем не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения».

Союзные войска продолжали свое победное наступление, освобождая один городок за другим. К 25 июля Нормандия была практически очищена от врага. Союзники за период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тысячи человек. Потери немецких войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, а также 2 117 танков и 345 самолетов. Но в результате операции Германия оказалась между двух огней и была вынуждена вести войну на два фронта.

До сих пор продолжаются споры, так ли необходимо было участие союзников в войне. Некоторые уверены, что наша армия сама бы успешно справилась со всеми трудностями. Многих раздражает тот факт, что в западных учебниках по истории очень часто рассказывается о том, что Вторую мировую войну на самом деле выиграли английские и американский войска, а кровавые жертвы и битвы советских солдат вообще не упоминаются…

Да, скорей всего, наши войска самостоятельно справились бы с гитлеровской армией. Только произошло бы это попозже, и с войны не вернулось бы гораздо больше наших солдат… Конечно, открытие второго фронта приблизило окончание войны. Только жаль, что союзники приняли участие в военных действиях лишь в 1944 году, хотя могли бы сделать это намного раньше. И тогда страшные жертвы Второй мировой войны были бы меньше в несколько раз…

Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны Шефов Николай Александрович

Высадка союзников во Франции

Высадка союзников во Франции

6 июня 1944 года началась высадка союзных войск на северо-западном побережье Франции, в Нормандии. Предстоящее вторжение скрыть было невозможно. Поэтому главный вопрос заключался в том, где начнется высадка. Линия французского побережья, составлявшая свыше 2 тыс. км, давала широкие возможности для выбора района десантирования. Это вынуждало немцев распылять свои ограниченные силы на широком фронте.

Время и место высадки сохранялись в глубокой тайне. Например, в прибрежные районы, где находились готовые к вторжению войска, был закрыт доступ для гражданского населения. Проводилась активная работа по дезинформации относительно района вторжения. Немецкой разведке не удалось добыть необходимые сведения о времени и месте высадки. В результате германское руководство не располагало точной информацией. Оно ожидало высадки союзников в районе пролива Па-де-Кале, где расстояние между Англией и материком было минимальным. Здесь были сосредоточены главные силы, а также находилась наиболее укрепленная часть так называемого «Атлантического вала» - системы оборонительных сооружений на французском побережье. Другие районы были защищены значительно слабее.

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «В» под командованием фельдмаршала Роммеля в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса. Общее командование немецкими войсками на Западе осуществлял фельдмаршал К. фон Рундштедт. Экспедиционные силы союзников под командованием генерала Г. Монтгомери объединялись в 21-ю группу армий (1-я американская, 2-я английская, 1-я канадская армии).

Соотношение сил и средств сторон накануне высадки союзников в Нормандии

Из таблицы видно, что союзники имели подавляющее превосходство в силах. В таблице учтены немецкие войска, которые могли быть привлечены для отражения десанта, в том числе и из других районов Франции. Но при господстве в воздухе союзной авиации и активных действиях французских партизан сделать это было крайне трудно. Впрочем, и войска союзников были высажены во Франции не одновременно.

Высадка союзников в Нормандии (операция «Оверлорд») оказалась для немецкого командования полной неожиданностью. В ночь на 6 июня под прикрытием массированных ударов авиации севернее Карантана и северо-восточнее Канна было высажено два крупных воздушных десанта (до 18 тыс. чел.), которые постарались блокировать немецкие коммуникации.

С наступлением рассвета авиация и корабли союзников засыпали северное побережье Нормандии градом авиабомб и снарядов. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали линии связи. Под прикрытием этого мощного огня к берегу подошли десантные суда.

Утром 6 июня на 100-километровом участке между рекой Орн и восточной частью полуострова Котантен были высажены морские десанты. Они захватили 3 крупных плацдарма глубиной от 2 до 9 км. Для высадки было использовано свыше 6 тыс. боевых кораблей, транспортных и десантных судов. Благодаря успешным действиям надводных кораблей и авиации немцам не удалось использовать свое превосходство в подводных лодках, чтобы помешать доставке войск и грузов. К исходу 6 июня союзники высадили на побережье 156 тыс. солдат, а также доставили на захваченные плацдармы более 20 тыс. единиц техники. Это была крупнейшая десантная операция Второй мировой войны.

Находящиеся в данном районе немецкие силы были далеко не достаточны, чтобы оказать серьезное сопротивление численно превосходящим соединениям союзников. Кроме того, германское командование не сразу разобралось в ситуации, продолжая считать десант в Нормандии отвлекающим маневром. Гитлер, убежденный, что вскоре в районе Па-де-Кале высадится основной десант, запретил поначалу выдвигать крупные резервы в Нормандию.

Этого предвзятого мнения германское высшее командование твердо придерживалось в течение нескольких дней. Когда же, наконец стало ясно что дело идет о серьезной масштабной операции, драгоценное время было упущено. Союзники закрепились на плацдармах, и выбить их оттуда при имеющемся соотношении сил и средств у немцев было очень мало шансов.

Тем не менее благодаря постепенному подтягиванию подкреплений численность немецких войск была доведена в ближайшие дни до трех пехотных и одной танковой дивизии. Это позволило им оказать упорное сопротивление. Но оно не могло сдержать превосходящих сил союзников, которым при поддержке корабельной артиллерии и авиации удалось установить связь между плацдармами. К 10 июня из них был создан один плацдарм, имевший свыше 70 км по фронту и 10–17 км в глубину. К 12 июня численность войск на нем достигла 327 тыс. чел., 5400 самолетов, 104 тыс. тонн боевой техники и снаряжения. Сбросить такую массу людей и техники в море немцам, не имевшим серьезной поддержки танков, авиации и артиллерии, было уже практически невозможно. Основные усилия немецких войск теперь шли на то, чтобы как можно дольше задержать продвижение союзников и не дать им вырваться на оперативный простор.

Плацдарм тем временем расширялся. 18 июня 7-й корпус США достиг западного побережья полуострова Котантен. В результате этой операции оказался изолирован находящийся на северной оконечности полуострова порт Шербур. К 21 июня американцы подошли к Шербуру и после мощной авиационной подготовки начали штурм крепости. 27 июня ее гарнизон сложил оружие.

Вскоре после высадки союзников в Нормандии немцы начали обстрел Англии своим новым оружием - крылатыми ракетами ФАУ-1. Гитлер в течение трех лет шел на огромные затраты, разрабатывая программу производства ракет дальнего действия, мишенью которых должен был стать Лондон и южные английские порты. В середине июня 1944 года состоялся первый обстрел Лондона. В конце лета появилась еще более мощная ракета ФАУ-2. За семь месяцев немцы выпустили по Лондону 1100 ракет ФАУ-2, а по Льежу и Антверпену - 1675 ракет. Однако новое оружие не дало того эффекта, на который рассчитывали руководители рейха, и не смогло серьезно повлиять на ход войны.

К концу июня плацдарм на побережье Нормандии достигал 40 км в глубину и 100 км в ширину. На нем находилось 875 тыс. солдат и 23 аэродрома, куда перебазировалась значительная часть союзной авиации. На плацдарме теперь имелся крупный порт Шербур, который после восстановления (в первой половине июля) стал играть существенную роль в снабжении союзных войск во Франции.

Против плацдарма на фронте в 100 км действовало 18 немецких дивизий. Это была очень высокая плотность обороны. Однако эти немецкие дивизии испытывали нехватку личного состава и боевого снаряжения, а также терпели серьезный урон от мощных ударов артиллерии и авиации. Резко увеличивать свои силы в Нормандии Гитлер все-таки не решался из-за опасения высадки второго десанта в Па-де-Кале. Крупных же резервов у немцев во Франции не было. Главные силы вермахта сражались на Восточном фронте, где в то время началось мощное наступление советских войск в Белоруссии. К 1 июля германское командование было вынуждено констатировать, что справиться с группировкой противника в Нормандии не удалось и не удастся.

Однако попытки союзников расширить плацдарм в июле месяце наткнулись на упорное сопротивление немецких частей. С 25 июня по 25 июля фронт в Нормандии сдвинулся всего на 10–15 км. Наиболее жестокие бои в июле развернулись за узлы дорог - городки Сен-Ло и Канн. Полное превосходство союзников в воздухе сочеталось с четким взаимодействием армии и авиации. Вот как описывает генерал Арнольд продвижение американских войск на Сен-Ло: «Истребители и истребители-бомбардировщики, поддерживая самую непосредственную связь и действуя под общим командованием, летели впереди, поражая военные цели. Поддерживая прямую радиосвязь с танками, истребители в постоянной боевой готовности барражировали над нашими танковыми колоннами. Офицеры с земли вызывали истребители для бомбежки или обстрела попадавших на пути артиллерии или танков. Летчики предупреждали командиров танков о противотанковых ловушках».

Не имея поддержки с воздуха, немецкие войска тем не менее не собирались отступать и сражались стойко. Они создали глубоко эшелонированную оборону, обеспеченную большим количеством противотанковых средств. Несмотря на авиаподдержку 2000–2200 бомбардировщиков, взять этот узел сопротивления удалось лишь после многочисленных атак. Сен-Ло пал 18 июля.

В тот же день был осуществлен самый сильный танковый удар под Канном. В нем участвовало сразу три бронетанковых дивизии союзников. Они перешли в наступление после интенсивных бомбовых ударов, которые нанесли 2 тыс. бомбардировщиков. Эти удары были столь мощны, что большинство пленных, оглушенных разрывами, почти сутки не могли даже отвечать на вопросы. Казалось, что союзники обречены на успех прорыва и выхода на оперативный простор. Однако оборона немцев оказалась гораздо более глубоко эшелонированной, чем предполагало союзное командование. Канн продержался еще три дня и пал 21 июля после ожесточенных боев. К 25 июля союзники вышли на рубеж Сен-Ло, Комон, Канн.

На этом операция «Оверлорд» завершилась. Союзники потеряли в ней около 122 тыс. чел., немцы - около 117 тыс. человек. Медленное продвижение союзных армий в июле не оправдывало больших надежд, появившихся после успешного осуществления высадки. Плацдарм, захваченный в ходе операции в Нормандии (до 110 км по фронту и глубиной 30–50 км), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзники смогли беспрепятственно сосредоточить на нем достаточные силы и средства для проведения крупной наступательной операции.

Тяжелое положение немцев на фронте усугубилось дезорганизацией их высшего командования. Высадка союзников в Нормандии и разгром немецких войск в Белоруссии вызвали политический кризис в Германии. Он выразился в попытке государственного переворота, который организовали недовольные Гитлером военные. Заговорщики предполагали физически устранить фюрера, захватить власть, а затем заключить мир со всеми странами антигитлеровской коалиции.

Убийство главы Третьего рейха было возложено на полковника Штауфенберга. 20 июля он оставил в комнате, где Гитлер проводил совещание, портфель с бомбой замедленного действия. Но взрыв вызвал лишь небольшие разрушения, и фюрер остался жив. Заговор потерпел неудачу. Его организаторы были схвачены и расстреляны. Дело Штауфенберга негативно отразилось на моральном состоянии офицерского корпуса Германии, породив в его рядах страх перед репрессиями.

А тем временем союзники готовились перейти в решительное наступление. Для этого они имели 32 дивизии, 2,5 тыс. танков и 11 тыс. самолетов. Им противостояли 24 немецкие дивизии, имевшие около 900 танков, которые имели слабое прикрытие с воздуха. Наступление началось утром 25 июля с мошной авиационной подготовки. На район предполагаемого прорыва (глубиной 8 и шириной 1,5 км) было сброшено 4700 т бомб. Используя этот нокаутирующий бомбовый удар, союзные дивизии рванулись вперед. К исходу третьего дня боев немецкая оборона была прорвана на всю тактическую глубину (15–20 км).

Преследуя отступающие немецкие части, союзные войска вышли на оперативный простор. Стремясь остановить этот прорыв, немцы бросили в бой последние резервы. Но тщетно. Попытка немецкого контрудара 8 августа в районе Мортена с целью рассечь надвое наступавшие войска не удалась. Значительную роль в неудаче немцев сыграла нехватка у них горючего и массированные удары авиации союзников по танковым колоннам. Не достигнув поставленных целей, контрудар под Мартеном обернулся для немецких войск серьезной проблемой. Он задержал их отход, пока союзные войска обходили с флангов контратакующие немецкие части.

После провала контрудара под Мортеном значительная часть застрявших к западу от Сены немецких войск была отрезана от основных сил и угодила в мешок в районе Фалеза. Тем временем командующий с начала июля немецкими войсками во Франции фельдмаршал Клюге отводил свои уцелевшие армии за Сену. Он стремился поскорее вырваться из ловушки, в которой они оказались вследствие запрета Гитлера отходить от занимаемых позиций. Из-за недостаточной координации действий союзников основные силы окруженных сумели пробиться на восток через коридор между Аржантаном и Фалезом. Хотя основная масса к 19 августа вырвалась из фалезского мешка, около 50 тыс. немцев все же попало в плен, а 10 тыс. погибло в боях.

В результате прорыва союзников из Нормандии немецкий фронт в северной Франции был расколот надвое. Его восточная часть продолжала отходить к границам Германии, а западная группировка (до 200 тыс. чел.) оказалась отрезанной и прижатой к западному побережью Франции. Большая часть отрезанных войск засела в гарнизонах прибрежных городов-крепостей. Некоторые из них (в Лорьяне, Сен-Назере и др.) продолжали сопротивление до конца войны.

16 августа Гитлер отстранил Клюге от командования и назначил на его место фельдмаршала Моделя. Но новый командующий не смог сколько-нибудь существенно исправить ситуацию. 25 августа войска союзников достигли Сены и вступили в столицу Франции Париж, освобожденный накануне в ходе народного восстания. На восточном берегу реки был захвачен плацдарм в районе Эвре.

Во время наступления на Париж союзники 15 августа 1944 года высадили крупный десант в Южной Франции, между Каннами и Тулоном. Там высадилась 7-я американская армия под командованием генерала А. Пэтча. В ее состав входили испытанные части, имевшие опыт боев в Северной Африке и Италии. Высадку десанта обеспечило около 700 боевых кораблей.

К 19 августа союзные войска создали плацдарм до 90 км по фронту и до 60 км в глубину. На нем было сосредоточено до 160 тыс. чел., 2500 тыс. орудий и 600 танков. Американцы извлекли уроки из своих предыдущих десантных операций и отказались от принципа наступления с планомерно подготовленного плацдарма. Теперь все высадившиеся войска, не теряя времени, продвигались как можно дальше вперед.

Находящаяся на юге Франции 19-я немецкая армия (10 дивизий) была плохо укомплектована людьми и имела низкую боеспособность. Ее войска, которые несли большие потери от ударов артиллерии и авиации, нигде не смогли оказать сколько-нибудь значительного сопротивления. Они начали поспешный отход на север, стремясь избежать окружения и разгрома.

Преодолевая незначительное сопротивление, союзники заняли Марсель и начали продвигаться вдоль долины Роны. За 8 дней они продвинулись вперед на 225 км. Немецкая 19-я армия отступила к Бельфору. К 10 сентября наступавшие с юга части союзников соединились в районе Дижона с подразделениями 3-й американской армии. В результате образовался единый фронт союзных войск на западе.

Первоначальный план Моделя оборонять северный берег Сены оказался неосуществимым. Немного задержавшись на этом рубеже, германская армия, сохранившая боеспособность, отступила к новой линии обороны у границ Германии.

В начале сентября командование немецкими войсками на западе вновь принял фельдмаршал Рундштедт. Фельдмаршал Модель стал лишь командующим группой армий «В». В это же время руководство всеми сухопутными операциями союзников на западе возглавил генерал Д. Эйзенхауэр. На левом фланге союзников наступала 21-я группа армий под командованием фельдмаршала Монтгомери (1-я канадская и 2-я английская армии). В центре 12-я группа армий под командованием генерала Д. Брэдли (1-я, 3-я и 9-я американские армии). На правом фланге - 6-я группа армий под командованием генерала Д. Диверса (7-я американская и 1-я французская армии).

Преследуя отступающие немецкие части, союзники вступили на территорию Бельгии. 3 сентября они заняли Брюссель, а на следующий день почти без боя вошли в Антверпен, где им достались полностью сохранившиеся портовые сооружения. Освобождение Франции в целом завершилось. Общее количество союзных войск на ее территории превысило к тому времени 2 млн человек. Мечта Гитлера о неприступной «крепости Европа» рушилась на глазах. Война подходила к рубежам, откуда она пришла четыре года назад.

Получив места базирования во Франции, союзники продолжили воздушное наступление на Германию. Так, английская бомбардировочная авиация за июнь - август сбросила по объектам на территории Германии около 32 тыс. тонн бомб. За это же время 8-я американская воздушная армия сбросила на объекты в Германии около 67 тыс. тонн бомб. Эти мощные бомбардировки вели к сокращению промышленного производства в Германии и странах - ее сателлитах. Так, производство горючего в Германии и союзных ей государствах составило в сентябре 32 процента от уровня начала лета 1944 года.

В ходе сражения за Францию немецкие войска потерпели сокрушительное поражение. Они потеряли почти полмиллиона человек. Потери союзников составили около 40 тыс. чел. убитыми, 164 тыс. ранеными и 20 тыс. пропавшими без вести. К середине сентября немецкое командование располагало на западном фронте всего 100 боеспособными танками против 2000, действовавших в составе первых эшелонов союзных сил, и 570 самолетами (у союзников их было 14 тыс.). Таким образом, союзные армии превосходили немцев в 20 раз по танкам и почти в 25 раз по самолетам.

Эти потрясающие успехи произвели на Монтгомери столь сильное впечатление, что он обратился к Эйзенхауэру с просьбой обеспечить ему подвоз достаточного количества снаряжения для прорыва вплоть до самого Берлина. Подобный оптимизм имел под собой веские основания. По воспоминаниям немецкого генерала Блюментрита, в конце августа 1944 года немецкий фронт на западе был фактически открыт. Когда в начале сентября союзники приблизились к германским границам, немцы не имели за Рейном крупных войск, и ничто не могло задержать продвижения союзников вглубь Германии.

Однако, когда победа казалась совсем близка, темпы продвижения союзных войск резко упали. Существенной причиной их замедления стали перебои с подвозом горючего. Коммуникации союзников растянулись, и строевые части далеко оторвались от баз тылового обеспечения. Войска испытывали острую нехватку топлива.

Не менее серьезным тормозом стало сопротивление немецких войск. В критической ситуации первой половины сентября тонкая линия остававшихся в строю частей вермахта ценой неимоверных усилий прикрыла собой путь к Рейну и продолжала удерживать позиции до подхода необходимых резервов. В результате броска за Рейн не вышло. Последнюю сотню километров на пути к этой реке союзникам пришлось преодолевать почти полгода с большими усилиями и потерями.

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава V. Политические события весны 1944 г. СССР и высадка союзников в Нормандии К середине мая 1944 г. на советско-германском фронте наступил период относительного затишья. Теперь фронт (за исключением огромного белорусского выступа в центре, где немцы все еще вклинивались

Из книги История русской армии. Том третий автора Зайончковский Андрей Медардович

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Из книги Ни страха, ни надежды. Хроника Второй мировой войны глазами немецкого генерала. 1940-1945 автора Зенгер Фридо фон

ВЫСАДКА СОЮЗНИКОВ Высадка 10 июля не стала неожиданностью. Вот выдержки из журнала боевых действий германской миссии связи при 6-й итальянской армии:«9 июля, 18.20. В радиосообщении из 2-го авиационного корпуса говорится о шести конвоях общей численностью 150-200 судов в водах

Из книги Секретные задания РСХА автора Скорцени Отто

Высадка На следующий день – а это было воскресенье 12 сентября 1943 года – мы отправляемся в пять утра на аэродром, где выясняется, что планеры будут приблизительно в десять. Я воспользовался этой отсрочкой, чтобы лишний раз проверить снаряжение своих людей. Каждый из них

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 4 ВЫСАДКА СОЮЗНИКОВ В КРЫМУ Поражение турок в Синопе ускорило вступление в войну Англии и Франции. 22 декабря 1853 г. (3 января 1854 г.) соединенный англо-французский флот вошел в Черное море. Через три дня английский пароход «Ретрибюшен» подошел к Севастополю и объявил

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Операция "Драгун" - высадка в Южной Франции Через некоторое время после занятия союзниками Рима (а оно, как мы помним, почти совпало с вторжением в Нормандию) три американские и две французские дивизии были отозваны с итальянского фронта для участия в операции "Драгун"

Из книги Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика. 1939–1945 автора Алябьев Александр Николаевич

Глава 9 Курская дуга. Высадка союзников в Сицилии. Начало итальянской кампании Июль - декабрьЧетверг, 1 июля 1943 г.Секретный доклад службы безопасности СС о внутриполитическом положении № 410 (выдержка):«I. Общее.Наблюдается распространение слухов о новом оружии и

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

7. Высадка в Южной Франции К тому времени, когда разгром группы армии «Б» нашел свое очевидное символическое выражение в потере французской столицы, обстановка в Южной Франции также коренным образом изменилась. На 15 августа Эйзенхауэр назначил давно уже намеченную и

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Влияние морской силы на историю 1660-1783 автора Мэхэн Алфред

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1944, 6 июня Начало операции «Оверлорд», высадка союзников в Нормандии Союзники (американцы, англичане, канадцы, а также французы и поляки) довольно долго готовились к этой беспримерной десантной операции, в которой участвовало более 3 млн человек. Был учтен опыт

автора

2.2. Решающее наступление фашистского блока летом 1942 года Высадка союзников в Северной Африке вместо открытия второго фронта Сталинград - начало коренного перелома Фашистский блок рвется к победе на главном театре войныКрах «блицкрига» под Москвой поставил Германию и

Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович

2.3. 1943 год Обещанный второй фронт вновь отложен Курская битва - коренной перелом во Второй мировой войне Высадка союзников в Сицилии, антифашистская борьба в Италии Наступательные операции советских войск и союзников зимой - весной 1943 годаКонтрнаступление под

Из книги Крымская война, 1854–1856 автора Духопельников Владимир Михайлович

Высадка союзников на Крымский полуостров. Первые сражения Корабли объединенной эскадры у черноморских берегов России появились 8 (20) апреля 1854 г. и остановились в трех километрах от Одессы. 22 апреля 9 неприятельских кораблей подошли к берегу и начали бомбардировку


Нормандская операция, или операция «Оверлорд» - стратегическая операция Союзников по высадке войск во Франции, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный (или т. н. «второй») фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Нормандская операция осуществлялась в два этапа:
  • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
  • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу по завершении первой фазы

Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.

Взвод чернокожих американских солдат в городе Вьервилль-сюр-Мер (Vierville-sur-Mer) готовится к поиску снайпера, засевшего неподалеку.
Сержант и солдат слева вооружены карабинами М1, солдат по центру - винтовкой М1 Гаранд.

Расчет зенитной пушки на транспорте Береговой охраны США во время высадки в Нормандии.
На фото слева - матрос 3-го класса Джон Р. Смит (John R. Smith), справа - Дэниэл Кашоровски (Daniel J. Kaczorowski).
Джон Смит участвовал в высадках в Африке, Сицилии и Италии.

Учения-репетиция высадки союзников в Нормандии. Проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-20, выброшенный на берег штормом во время высадки союзников в Нормандии. Корабль получил пробоину в днище. Позже был переправлен в Великобританию и отремонтирован.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-21 во время высадки союзников в Нормандии
Этот корабль принадлежал к спасательной флотилии ВМС США и занимался спасением солдат с потопленных или поврежденных десатных кораблей.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-1 швартуется к десантному кораблю #549 в день высадки союзников в Нормандии в районе пляжа Омаха.

Американские солдаты направляются на десантные суда перед высадкой в Нормандии в одном из портов Великобритании.

Американский солдат у своего товарища, раненного во время высадки на пляже Омаха.

Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на на пляж «Омаха» под обстрелом.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь - остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».

Американский солдат в воде на пляже «Омаха» под обстрелом.

Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.

Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.

На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.

В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.

На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).

Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.

Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.

Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.

Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.

Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.

Крайний слева - первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа - капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).

Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.

Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой - LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.

Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.

Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.

Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.

Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега.
Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.

Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».

Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.

Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.

6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.

Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер».

Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» в Нормандии - месте высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.

Подготовка к операции «Оверлорд». На переднем плане три американских солдата в БТР M3A1, оснащенном пулеметом M2 50-го калибра. Начало июня 1944 года.

Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.

Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».

Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.

Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».

Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.

Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.

Американские десантники выбираются из воды на пляж Омаха.

Десантный катер LCVP с группой солдат передового отряда 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки Омаха.

Панорамный вид на пляж «Омаха». Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии.

Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.

Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.

Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).

Омаха-бич, наши дни

При подготовке материала активно использовались сайты:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней