Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Могучее царство шопена вдали от родины презентация. Вечные темы искусства и жизни

Урок музыки 6 класс программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки». Тема урока «Могучее царство Шопена» Цель : знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф.Шопена. Задачи: Воспитательная : прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф.Шопена. Образовательная: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки. Развивающая: учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен, Знать: основные моменты творчества Ф.Шопена; различные жанры фортепианной миниатюры.

Ход урока

Организационный момент. Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести.

Cлайд №2 и №3 Слушание Вальс и Полонез.

Догадались? Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить. - Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы - Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки. - Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Слайд №4 (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Слайд №5 - Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить? Слайд №6

Фрагмент документальной энциклопедии «Ф.Шопен», работа с карточками .

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего ему были близки жанры миниатюры Слайд №7 (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым. Конечно, в современном мире слушателям классической музыки становиться, понятен музыкальный язык Ф.Шопена. В знак любви и уважения к творчеству Ф. Шопена петербургский композитор Сергей Савенков использует мелодию ноктюрна и пишет изумительную песню на стихи Татьяны Тарасовой. Песня имеет популярность среди детских коллективов, часто звучит и на радио. Слайд №8

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Слайд №9
Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац)

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. Слайд №10

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает? Слайд №13 Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё! Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера Слайд №14, 15 - Этюд № 12 и Прелюдию № 24, что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Слайд №16 Слайд №17 Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист. Владимир Ефремович Шостак

    Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен. Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему. Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании? Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки) Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность) Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?
Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. Слайд № 18 Какое на родине утро! Какие луга и леса, Сверкает роса перламутром. Родная земля...Эх! Краса! Здесь пахнет полынью, травою, Молодою зелёной листвой Ах, родина, только с тобой Я связан навек судьбой!
Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Слайд №19

Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской .

Слайд №20,№21, №22, №23,№24, №25, №26, №27 Домашнее задание: прочитать дополнительную литературу по любому из адресов, у кого нет Интернета можно в любой дополнительной литературе.

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

    Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”. Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке? Любимый инструмент Шопена. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
Слайд №28 Здесь в зале сам Шопен, И сладок песен плен И чутко ловит слух Музыки длинный звук. Рояль, как белый дух, Мелодия плывет, То радость в сердце льет, То светится печалью. Мелодия плывет… И легкий вальс цветет – То плачет, то смеется, То к небу вознесется, То эхом отзовется - Любви воспоминанье И гения дыханье.
4





Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он присел: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».


В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально- освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…






Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов.



Ход урока:

1. Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент из произведения « Ноктюрн - ля бемоль мажор» Ф. Шопена. Приветствие!

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как называется музыкальное произведение, фрагмент которого вы услышали, и кто его написал?

Ученики: Это «Ноктюрн - ля бемоль мажор» композитора Фредерика Шопена.

Учитель: Правильно!Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Ребята, по названию темы можете сказать, какая цель нашего урока? (Ответы) Его цель - осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, проникновение в музыкальный язык, содержание произведений этого гениального композитора.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. В какие годы жил композитор? (1810 - 1849)

Ребята, что вы знаете о композиторе Шопене? Обратимся к таблице:

Вопрос

Ответ

1. Национальность

Поляк

2 В каком месте Польши родился композитор?

Желязова Воля близ Варшавы

3. Первое сочинение, выступление

В 7 лет, полонез

4.Любимый инструмент Ф. Шопена

Фортепиано

5. Кем стал он?

Великим композитором, пианистом - виртуозом

6.В какую эпоху творил композитор?

Романтизм

Его полное имя: Фредерик Франсуа Шопен. Он жил в трудную, но интересную эпоху. Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом. Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.

4. Распевание. Исполнение - «Жаворонок» (польская народная песня).

Учитель: Ребята, кто это поет? (слушание пения жаворонка)

Ученики: Птица жаворонок.

Давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте (исполнение песни учителем) О ком эта песня?

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Но сначала распоемся, пропоем только мелодию на гласную «а». (исполнение). Ребята, как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ.

Учитель: Правильно. А теперь польская народная песня «Жаворонок» со словами (исполнение песни обучающимися).

Учитель: Молодцы! Ребята, вы пропели без сопровождения. Скажите, как называется такое пение?

Ученики: а, капелла.

5. Слушание - «Вальс №10» и «Вальс - минутка» Шопена.

Учитель: Ребята, сейчас послушайте 2 сочинения Шопена. Что общего между ними, и что отличает их друг от друга? Обратимся к видеозаписи. Исполняет русский пианист Евгений Киссин(слушание двух вальсов)

Учитель: Есть что - то общее между этими произведениями?

Ученики: И первое произведение, и второе - это вальсы. Звучали 2 вальса.

Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень - очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, очень лиричный.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену - романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Зная культуру и обычаи народной Польши, композитор Фредерик Шопен глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.

6. Слушание и участие в исполнении - « Полонез А - dur» Ф. Шопена. Работа по карточкам.

Учитель: Сейчас мы увидим видеозапись с концерта. Ребята, какая прозвучит по характеру музыка: маршевая, песенная, танцевальная? Подумайте, карточку с нотой какого цвета вы выберете. Исполняет известный польский пианист Рафал Блехач. Он начал играть с 5 лет, сейчас ему 30 лет (слушание полонеза).

Ученики: Звучала маршевая музыка и одновременно она была похожа на танец, танцевальная (работа по карточкам). В ней есть легкость, чувствуется поступь.

Учитель: А кто из вас скажет, как называется танец - шествие?

Ученик: Полонез.

Учитель: Молодец! Звучал «Полонез» Фредерика Шопена.

Полоне́з - польский торжественный танец-шествие, возник в Польше около XV века. Исполнялся, как правило, в начале балов. Композитором Ф. Шопеном написано 16 полонезов. Обратимся к видеозаписи, танцующих полонез (слушание и участие в исполнении).

7. Слушание - «Мазурка №5» Ф. Шопена.

Учитель: Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. К мазурке Шопен обращался чаще, чем к любому другому жанру. Мазурка была постоянной спутницей его жизни, «зеркалом души». В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. И сейчас мы послушаем «Мазурку №5» композитора Шопена (слушание).

Учитель: Какая музыка по характеру звучания?

Ученики: Танцевальная, легкая, мечтательная.

Учитель: Мы услышали вальсы, полонез, мазурку. Композитор написал много танцевальной музыки, обращаясь к творчеству польского народа, его народным мелодиям. Скажите, какой музыкальный инструментом был для Фредерика Франсуа любимым?

Ученики: Инструмент фортепиано. Композитором написано много произведений для этого инструмента. Сам он превосходно играл на фортепиано.

Великий современник, романтик Роберт Александр Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

Учитель: Что значит писать по - шопеновски?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки - поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения.

8. Исполнение - музыка Р. Шумана, слова Г. Фаллерслебена, пер. Я. Родионова

Учитель: Урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню композитора - романтика Роберта Шумана, на слова Г. Фаллерслебена, перевод Родионова «Вечерняя звезда» (исполнение песни).

9. Слушание - «Этюд №12» («Революционный»).

Учитель: Но есть и другая грань творчества Фредерика Шопена, он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром всемирно изветный советский пианист Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Музыка Шопена - это «пушки, прикрытые цветами». Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 - х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. Слушаем «Этюд №12». Исполняет Святослав Рихтер. Что характерно для музыки этого сочинения? (слушание)

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе. В этом смысле в высшей степени характерен «Этюд №12».

Учитель: Поэтому название этого этюда «Революционный». В нем нашли отражение чувства поляка - аристократа и революционера - романтика. Сам Фредерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно - освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение, вынужден был жить за границей во Франции с 1831 года и умер очень рано в Париже.

10. Закрепление темы урока. Выполнение заданий.

Учитель: Ребята,с целью закрепления учебного материала выполним задания. Обратимся к слайдам (обучающиеся выполняют задания).

11. Слушание и видеопросмотр музыкальных сочинений других авторов, посвященных памяти Ф. Шопена.

Учитель: После смерти композитора написано множество произведений в его память. Ребята, вы можете назвать эти музыкальные произведения? Они известны…

Ученики: Елена Ваенга песня «Шопен», музыкальная обработка «Я ловлю радугу» (на тему Фантазии - экспромта Шопена), Митье Кот «Элегия памяти Шопена».

Учитель: Меня вдохновляет, что вы слушаете, изучаете музыку и знаете эти произведения. Мы можем вспомнить песню автора и исполнительницы Е. Ваенги «Шопен», увидев видеофрагмент записи с концерта (просмотр видеоролика).

Есть известнейшее музыкальное произведение «Шопениа́на». Это балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым и М. Келлером, затем С. И. Танеевым, А. К. Лядовым, Н. Н. Черепниным и Гершвиным.

Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым.

Романтический лирический балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа. Первоначальный свой замысел Михаил Фокин дополнил новыми музыкальными номерами.

Вторая редакция спектакля. В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года, под названием «Балет под музыку Шопена».

Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеофрагмент из балета «Шопениана». Запись сделана в 2011 году в Париже. Русские сезоны в Париже в 21 веке (просмотр, обмен впечатлениями).

12. Исполнение - автор Андрей Кунец песня «Оглянись вокруг».

Учитель: Ребята, скажите, ради чего люди творят, создают что - то новое, интересное?

Ученики: Чтобы радовать других людей, в этом они видят смысл своей жизни. Я думаю, что они и правят миром, движут нашу жизнь, потому что без таких людей не было бы прогресса, будущего. Они меняют нашу жизнь к лучшему!

Учитель: Молодцы! Как вы умеете рассуждать. Очень важно творить, радоваться жизни. И хочется закончить наш урок песней «Оглянись вокруг». Автор Андрей Кунец (пение с музыкально - ритмическими движениями).

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, произведения какого композитора сегодня звучали на нашем уроке? Что отличает музыку композитора Фредерика Шопена? Какие стилистические особенности характерны для музыки этого композитора? Какие «вечные» проблемы он затрагивал?

Ученики: Черты стиля - танцевальность, легкость, поэтичность, мечтательность. Написаны им произведения стремительноного, революционного характера.Ф. Шопен затрагивалпроблемы жизни и смерти, добра и зла, любви. Композитор хотел, чтобы жизнь людей была лучше и выражал ее красоту музыкальными звуками. В этом заключается сила его музыки, смысл всей его жизни. (Оценка работы класса и отдельных обучающихся)

12. Домашнее задание. Прослушать музыкальные сочинения Ф. Шопена и составить и написать музыкальную характеристику на одно из его произведений.

13. Рефлексия.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу и хочется узнать ваше мнение о нем. Чем запомнился вам урок? Что почерпнули вы для себя? (Ответы)

Учитель: У каждого из вас на столах карточки с нотами трех цветов. Те, кому очень понравился урок, он был интересным, содержательным, поднимите, пожалуйста, карточку с нотой красного цвета. Те, кому урок понравился, поднимите карточку с желтой нотой. Может кому - то из вас урок не показался интересным, тогда вы поднимите карточку с нотой голубого цвета. Пожалуйста! Спасибо всем за урок! До свидания!

Звучит музыкальное произведение Ф. Ф. Шопена.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока : комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни «Приходят к дедушке друзья» музыка Н. Никифоровой, слова В. Савельева;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • музыкальные произведения Ф. Шопена: попурри на пройденные в разных классах произведения, сделанное в программе Audacity, этюд 12 «Революционный», «прелюдия 24»;
  • нотный материал;
  • текст песни «Приходят к дедушке друзья» музыка, слова - Приложение ;
  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Молодцы! Ваши ответы практически исчерпывающе подготовили появление на слайде определения камерной музыки.

Слайд 3

Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.

Ученики: Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола»…

Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.

Слайд 4 (во время иллюстрации нотных фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор).

Учитель:

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?

Ученики: Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.

Учитель: (часто дети не узнают произведений и тогда …)

Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?

Ученики: Мазурка, полонез.

Учитель : Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Слайд 5

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд 6

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?

Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Слайд 7

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой). В 5 классе мы познакомились с этим стихотворением и мне кажется, что самое время его вспомнить. (кто-то из детей читает наизусть).

Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Учитель: Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Слайд 8

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд 9

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

2. Слушание и обсуждение

Слайд 10

Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

Учитель: Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?

Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»…

Учитель: Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: (На слайде 10 анимационно выводится Этюд 12 «Революционный»)

Слайд 11

Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев

Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?

Ученики: Конечно, можем!

3. Творческая работа

Слайд 12

Учитель: Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.

  • Сформулировать тему синквейна одним существительным.
  • Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
  • Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
  • Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
  • Слово – резюме, характеризующее суть.

Учитель: А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды Вашего творчества.

Ученики: Читают сочинённые синквейны.

4. Заключение

Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки?

Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.

Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена?

Ученики: Но в этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе?

Учитель: Совершенно верно, причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?

Ученики: Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.

Слайд 13 (Определение этюда)

Учитель: В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:

  • эпическое повествование;
  • взволнованный рассказ;
  • драматическую декламацию?

Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?

Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)

Ученики: Ответы детей.

III. Работа над песней.

В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. К 65-летию Великой Победы я написала песню на слова В. Савельева «Приходят к дедушке друзья». Предлагаю Вам послушать и начать разучивание. Показ песни. Разучивание 1 куплета.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы.

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.
  2. Воронов Ю., Блокада. – Лениздат, 1986.

Список сайтов

  1. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
  2. www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
  3. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
  4. www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
  5. Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
  6. Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
  7. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/

Урок музыки №27 6 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.СергеевойРаздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Тема: «Могучее царство Шопена». «Вдали от Родины».
Цель: осмысление принципа музыкального развития, построения музыкальной формы на примере творчества Фридерика Шопена.
Планируемые результаты
Предметные:
Умение видеть жизненные явления как основу искусства;
Умение видеть музыкальные образы, воплощенные в жанрах фортепианной миниатюры Шопена;
Знакомство с жанрами фортепианной музыки: прелюдии, вальсами, мазурками, этюдами Ф.ШопенаУмение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).Метапредметные:
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;.
Тип урока:
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход
Музыкальный материал:
«Ноктюрн №2»
«Революционный этюд»
«Вальс №7»
«Прелюдия №24»
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Музыкальное приветствие
- Мы знаем, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.
Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика.
Шекспир
- Как вы понимаете эти слова?
- о чем пойдет разговор на уроке? (о связи музыки и поэзии). Узнайте, о каком композиторе идет речь?
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это … (Фридерик Шопен)
Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. Послушайте, как он о нем отозвался.
«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.
- Попробуйте определить тему урока:
(запись в тетради)
- Что вы знаете об этом композиторе?
Сообщение о жизни и творчестве: Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.
Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.
А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.
Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.
- Какой любимый инструмент Шопена? (фортепиано). Основную часть его творчества составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений. Во времена Шопена очень популярны были балы, на которых звучали вальсы, полонезы, мазурки. Не остался равнодушным к этим жанрам и Шопен.
Слушание «Вальса № 7»
ВАЛЬС
Лев Озеров
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
- Этот вальс просто танец или вы услышали нечто большее?
- Какие чувства вы услышали в музыке?
- Что испытывал композитор при сочинении Вальса? (спокойствие, счастье) Почему? (потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких)
В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.
«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».
Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.
- Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)
Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.
Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.
ГОРСТЬ ЗЕМЛИ
(Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой)Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике: «Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [...] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным». В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники - только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу.
- А теперь что происходит в сердце Шопена?
Звучит «Революционный этюд»
- Что вы слышите в этой музыке? (призыв, ярость, гнев, борьба)…
- Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?
(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина)
Прозвучал «Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности? (пунктирный ритм, быстрый темп, минор, мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация)
Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?
- Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.
Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии?
Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.
В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука. Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? - Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.
А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!
Внимание, в мелодии две интонации - восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И Поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? - Призыв не останавливаться, бороться, бороться….
- В жанре этюда Шопен привнес много нового- он соединил техническую сторону с художественной. Шуман сказал: «это не столько этюд, сколько поэма»
- Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…
Из письма Шопена: «Милая моя, далекая, единственная! …- Кому адресует это письмо Шопен? (родине)
… Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
- Еще одно произведение Шопен посвятил своей родине.
Слушание «Прелюдия№24»
Анализ прослушаннного произведения.
В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.
СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
Вселенная Шопена – водоём
Божественного чистого сознанья.
Он – только человек! Откуда в нём
Живёт нечеловеческое знанье?..
Д. Бочаров
Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»- Можем ли мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?
Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева(на фоне ноктюрна)
…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.
Мелодия любви рождалась и плыла.
И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.
И чувственная грусть – как хрупких два крыла.
Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,
Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.
Царили в звуках тех торжественность и тайна,
Манило колдовство нездешних, тонких рук.
А где-то далеко, совсем в ином пространстве,
Остались суета, страдания и боль…
И по коврам пушистым в дивном, нежном танце
Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..
Рефлексия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней