Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто может быть казаком? Запорожская Сечь. Как становились казаками-запорожцами

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» - из истории России ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой нации - исключительно уничижительном. Но из песни слова не выкинешь - евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен).

Не только вместе жили, но и служили

Первое упоминание о казачестве в русских летописях относится к 1444 году, а его расцвет приходится на начало XVII века. Сформировалось донское казачество, низовья Днепра и территория Запорожья - также места массового расположения казачьих поселений.

Запорожская Сечь, как утверждал польский историк Яков Собесский, всегда была довольно интернациональной - бок о бок с украинцами, поляками, литовцами, белорусами, болгарами, татарами, турками, калмыками, грузинами, немцами, французами, итальянцами, испанцами и англичанами мирно сосуществовали и евреи. Причем, не только и не столько торговали и ремесленничали - вояк среди евреев хватало. Об отваге еврея Берахи, в частности, упоминается в документе, где описывается роль 11 евреев-казаков в войне 1613 года: «…И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами…».

Особы, приближенные к гетману

Гетманщина для многих еврейских родов стала периодом массового перехода в казачество - он начался в конце XVII века и продолжался до правления гетмана Ивана Мазепы . Роды Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов не просто поменяли свой социальный статус, их представители оставили заметный след на службе в казачестве.

К примеру, представителю рода Боруховичей, Михайле Андриевичу Боруховичу, удалось дослужиться до полковника и даже побывать в должности наказного гетмана! А выкреста, ставшего полтавским полковником, Павло Петровича Герцика, гетман Мазепа и вовсе ввел в свое ближайшее окружение.

Влияние еврейской «ассимиляции» в казачестве стало ощутимо заметно на исходе XVIII века - исследователями отмечается интересная тенденция: довольно большое количество казачьих фамилий имело явно еврейское происхождение. У казаков Юдиных, Юдаевых, Халаевых, Нивроченков, Мацуненков, Шабатных, Жидченковых, Шафаревичей и Маривчуков предки были точно иудеями.

Окреститься, чтобы в дружину влиться

Непременными условиями для зачисления в казаки в золотой век казачества были профессионализм и собственно стремление человека, его национальность при этом решающего значения не имела. Правда, казак должен быть именно христианином - до 1635 года в казачестве допускалось как православие, так и католичество, а потом условия ужесточились - настоящим казаком мог стать только православный. Однако из правил были и исключения - метрические книги указывают, что в Майкопском и Лабинском отделах в нескольких станицах жили казаки-евреи, которые исповедовали иудаизм.

Согласно исследованию историка В. Грибовского, в XVIII веке, за время существования Новой Запорожской Сечи (с 1734 по 1775 годы), превращение этнических евреев в казаков было вполне себе привычным явлением. Причем многие из этих выкрестов сделали при переходе в Сечь неплохую карьеру. Как, к примеру, Семен Чернявский, дослужившийся до казацкого старшины и участвовавший в запорожской посольской делегации, посетившей Екатерину ІІ.

И с большевиками они воевали

Казаки евреев в Гражданскую войну не жаловали, поскольку много вождей Красной Армии были иудеями. Тем не менее, это вовсе не означает, что они повсеместно и свято блюли «расовую чистоту» в своих рядах. Известно, к примеру, о сыновьях новочеркасского доктора Сегаля, которых в разгар Гражданской войны за заслуги в сражениях с большевистской властью приняли в казаки и наградили участком земли. А ростовскому еврею-домовладельцу Г. Л. Халиевскому удалось проявить себя в штабе Донской армии, где обер-офицер был порученцем высшего командного состава.

Первый казак - еврей?!

Эта сенсационная версия была выдвинута «инженер-генерал-майором и кавалером» Александром Ригельманом, в конце XVIII века составившим сборник, куда вошли малороссийские и казацкие летописи. Книгу издали в 1847 году. Особое внимание в данной работе привлекает летопись под названием «Сказание козаков о себе».

Смысл этого сказания состоит в том, что казачий род берет свое начало в 948 году от «вышедшего из Польши » человека по имени Семен «роду казарского» (то есть, хазарского). Этот Семен обосновался на устье Бог-реки, чтобы заниматься рыбной ловлей и промыслом зверя. Бог-река - современный Южный Буг, расположенный на украинском Подолье (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и отчасти в Приднестровье). Примечательно, что «БУГ» в переводе с польского как раз и означает «БОГ».

К Семену, как пишет летописец, «присовокупились» земляки и поставили его над собою атаманом. Численность «шайки» (так она поименована в сказании) с течением времени росла. Этимология слова «казак» («козак») Ригельманом объясняется просто: Семен со товарищи «носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков».

Исследователи «Сказания козаков о себе» подмечают интересные детали: 1) раз Семен (Шимон) хазарин, то он по определению должен быть иудеем - в Х веке хазары исповедовали именно эту религию; 2) год обоснования Семена в окрестностях Бог-реки - 948-й - по мнению историков, как раз время, когда Хазария начала войну против Киевской Руси; тогда же германцами-христианами стали завоевываться земли западных и южных славян - вследствие этих обстоятельств хазарин-иудей на самом деле мог сменить место жительства; 3) в иврите есть слово «хазак», означающее силу, мужество - не от него ли в действительности произошло наименование «казак»?

Люди, которые встречают Верных казаков на военных сборах в воинских частях, на общественных мероприятиях, видят нашу работу с детьми и молодёжью в лесопарковых зонах и просто на улицах, всё чаще спрашивают - как стать казаком?

Есть среди нас родовые казаки, кто помнит историю своего рода на много поколений, имеет документы, удостоверяющие казачью принадлежность предков. Есть те, чьё происхождение из казаков известно только по рассказам дедушек и бабушек. Но не закрыт путь в казачество и тем, кто не имеет казачьих предков или ничего не знает о них.

Были в истории периоды, когда путь в казаки был свободен, когда в казаки принимали «тех, кто загнан, неприкаян», а были - когда доступ в казачьи войска был ограничен. Ограничен он был, в основном, тогда, когда жизнь казачьих войск была установившейся, подчинялась строгому распорядку, когда казаки были частью регулярной армии и бесконтрольное расширение казачества была не нужна ни государству, ни самим казакам, имевшим право на свой пай земли и различные льготы.

Бывали и другие времена. О них писал Гоголь: « Казачество - это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед». Тогда единственной льготой было отдать всё, включая жизнь, за Веру, Родину и товарищей. В казаки принимали всех, как в повести «Тарас Бульба». «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень». Не было, естественно, никаких разговоров про «українську мову» или глупостей про «горилку п"єш?». Потому что на Сечи не было уродов, разделяющих православных людей по языку. Говорили так, как было удобно. Отсуда и появились татарские «кош», «бунчук», «сагайдак», другие польские и немецкие слова. Грамотные казаки писали на том едином для всех старорусском языке, на котором говорили в Новгороде и в Вильно, на котором Иван Фёдоров печатал свой «Апостол» в Москве и во Львове.

Сегодня Русь находится в похожем положении. Всё ли хорошо на Украине? В Российской Федерации? Все знают, что нет. Кто-то - валит за кордон. Кто-то - по частям продаёт Родину Западу. Кто-то - замыкается на проблемах своих и своей семьи. А казаки, подобно капелькам ртути, собираются в ватаги и стараются сделать мир лучше.

Приходящий на Сечь либо погибал в первых же боях, либо становился казаком. Участие в бою мы сегодня гарантировать не можем, но повседневным жертвенным служением - обеспечим. Жатвы много, а делателей мало. Детей воспитывать казаками, воинами - надо. Беречь православную веру от ересей и расколов, общество - от бездуховности - тоже. Крепить братство и единство славян - просто необходимо. И делать это лучше всего могут именно казаки.

Хочешь стать казаком? Присмотрись, кто есть рядом. Есть казачьи организации? Казачьи ли они по духу и по делам? Или только по названию?

Отдают они своё время, силы и средства воспитанию казачат, службе Родине, защите казаков и просто близких людей? Или собираются раз или два в году на «рады», неизменно заканчивающиеся пьянкой?

Стоят ли они за единство славян, за народы Украины, Беларуси и России? Или ходят на нацистские марши, крутя дули в адрес братьев на Дону и Кубани?

Взвесь всё и выбери казачью организацию по сердцу.

Лучше всего - такую, где не увлекаются званиями и медальками. Все современные казачьи звания и награды - условность. А когда каждый второй-третий - «генерал казачества» - это уже диагноз.

Такую, где представлены все возрасты - от самых юных до ветеранов. Это значит, что организация жива.

Такую, в которой казаки постоянно повышают уровень своей воинской выучки, осваивают знания и умения, позволяющие лучше служить Родине и казачеству.

Такую, как Верное Казачество.

Приди в такую организацию и докажи, что ты достойный мужчина и побратим.

Тогда казаки признают тебя своим.

А если вблизи нет казаков или есть только ряженные - собери единомышленников, создай казачью общину и выйди на связь с достойной казачьей организацией. Например, с Верным Казачеством. Участвуйте в казачьей жизни, будьте честными и верными - и тогда казаки примут вас в свой круг.

К азачество ведет свою историю с древних времен, первое официальное упоминание о нем относится к XVI веку. Отряды казачьих войск и отдельные батареи принимали участие в Отечественной войне 1812 года и в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Незаменимый авангард Российской императорской армии посылали в горячие точки, он исполнял самые сложные военные задачи. Ни одно значительное событие нашей истории не прошло без упоминания казаков. Даже в мирное время казачество служило стране живым щитом, защищая огромные приграничные территории России.

Лев Толстой писал в дневнике: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть». Массовое возрождение казачества в наши дни соотносят с возрождением всего русского народа.

Какими качествами, навыками и пристрастиями должен обладать истинный казак?

Купить шашку

Конное шоу Кремлевской школы верховой езды на ВДНХ. Фотография: О. Алёшина / фотобанк «Лори»

Владению шашкой казачок удалой начинал обучаться с 10-летнего возраста. Это помогало развивать общую физическую форму, вырабатывать быструю реакцию и выносливость. Первоначально он учился рубить струю льющейся воды, чтобы при ударе не разлетались брызги, затем - рубить лозу, сидя на бревне, и лишь потом упражнялся в рубке на скаку, сидя верхом на лошади. Говорят, что со своим оружием казак не расставался даже в церкви: во время службы он держал руку на эфесе и даже мог его немного выдвинуть, чтобы «сталь слушала».

Научиться петь

Музыкальной грамоте казаков с юных лет обучали в станичных школах. Начальство неизменно поощряло увлечение казаков хоровым пением. Колоритно звучат историко-героические песни о военном быте и исторических событиях. Календарные и семейные празднества сопровождают обрядовые песни. «Пение казаков радует душу и исцеляет от печалей, ибо их напев приятен, идет от сердца и исполняется как бы из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладостные мелодии» (Павел Алеппский, путешественник и писатель). Многие из казачьих песен знают, помнят, любят и поют в русских семьях.

Оседлать коня

Донской казак и его конь. Фотография: О. Пчелов / фотобанк «Лори»

Казак без коня, что воин без ружья. Казак знает склад и темперамент своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем, держаться в седле и находится с ним в тесной связи. Умело воздействуя на лошадь, он заставляет ее выполнять свои требования. Находясь месяцами в походах или участвуя в боях, казак и конь неразлучны. Они же - верные спутники в скачках и на состязаниях. Это самый близкий друг казака, спасающий во время сечи, с которым они вместе живут и вместе умирают. Боевой завет казаков гласит: «Конь подо мной, так и Бог надо мной», «Сам не поешь, а коня покорми», «Береги коня пуще своего глаза: он тебя и до неприятеля домчит, и от беды унесет, и с донесением доставит; а иначе выйдет так: хотел ехать, да кони стали».

Сшить военную форму

Форменная одежда - обязательная составляющая облика истинного казака. Особенно чтится военная форма и ее этническая символика. Лампасы - неотъемлемая часть формы и в мирные дни. Их расцветка зависит от рода войск и принадлежности к региону. В одежде важен каждый элемент: фуражка, папаха, бешмет, шаровары - всё согласно особой системе иерархии и чинопроизводства. Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку кладут на видное место в доме, если хозяева считают себя казаками.

Выучить заповеди

Одна из главных заповедей казака - «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». Будучи православными верующими, возвращаясь из походов, казаки часть боевых трофеев жертвовали церкви. При переезде станицы в полном составе местную церковь разбирали и перевозили с собой. Прежде чем начать возводить домá на новом месте, собирали церковь. Стены казачьих изб неизменно украшали иконописные образы. Каждый казак знал молитвы своих предков и всегда молился перед сражениями. Многие казаки до сих пор считают, что чтение начальной части псалма 90 «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится» помогает уберечься от ранений и смерти в бою.
Каждый казак строго соблюдает жизненный принцип «По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе». Вся его жизнь подчинена дисциплине, умению владеть собой и контролировать эмоции.

Любить покушать

Казаки угощают ухой, сваренной на полевой кухне. Фотография: А. Пирагис / фотобанк «Лори»

Основа рациона казаков - блюда из рыбы. Станичные поселения располагаются вблизи водоемов, даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю. Каждая хозяйка-казачка владеет особыми рецептами и готовит кушанья на свой лад. Так, терские казаки предпочитают борщ с мясом, а уральские - мясные щи с картофелем и крупой. Кубанские казаки солят арбузы и дыни. Из напитков среди казаков наибольшей популярностью пользовался чай, им начинались и завершались все трапезы и застолья. Забайкальские казаки предпочитали чай из молока, масла и яиц с добавлением пшеничной муки и конопляного семени. А старообрядцы заваривали дикорастущие травы и коренья.


Загадочных черкасов считают прародителями казаков. По мнению большинства историков, казачество бы просто могло не появиться без их самобытной культуры степняков. Влияние на славян они оказали колоссальное, вплоть до того, что множество украинских и русских фамилий сегодня так или иначе имеют отношение к черкасам. А также названия крупных городов и населенных пунктов.

Воинственные кочевники: как черкасы стали казаками


Происхождение слова «черкасы» до конца не выяснено. Согласно одной из версий, оно происходит от тюркского чири киши или чири киси, что можно перевести как «люди армии» или «люди силы». Иными словами, воинственный или вооруженный народ, внушавший уважение соседям и врагам. Некоторые полагают, что «черкасы» – одно из названий хазар, кто-то считал их потомками татар или неславянских племен.

Как бы там ни было, черкасы (также встречаются варианты черкесы и черкясы) в XVI–XVIII веках занимали прочное место на исторической сцене, а отдельные упоминания о них можно найти и гораздо раньше. Со второй половины XVI века черкасами стали называть расселившихся в Причерноморье казаков, и эти понятия сделались взаимозаменяемыми синонимами.

Именно черкасам (согласно наиболее распространенной версии) обязан своим названием город Черкассы, на месте которого когда-то были казацкие поселения. В летописях также можно найти упоминания о «черкесах», составлявших личную дружину Мстислава Удалого, князя Тмутараканского и Черниговского. Татищев считал первых казаков выходцами с Кавказа, потомками «горских черкес», Карамзин возводил их происхождение к тюркским племенам торков и берендеев (в свою очередь считавшихся наследниками исчезнувших скифов). По его мнению, русские переселенцы, бежавшие в поисках воли на юг, смешивались с местным населением, образуя, по сути, новый народ, «который сделался совершенно Русским».


Действительно, в период XIV–XV веков в результате массовых миграций происходит активное заселение земель вдоль Днепра, вследствие чего этот регион даже получает название Черкасия (или Черкесия, в ином написании). Возникшая здесь своеобразная вольница привлекала людей благодаря отсутствию зависимости от какого-либо конкретного правителя, свободными порядками и возможностью военных походов в Крым или даже Турцию.

Карамзин описывал живущих тут казаков-черкасов как «людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои». Казацкие укрепленные поселения в низовья Днепра назывались кошами (слово «кош» тюркского происхождения и означает место стоянки, сходного происхождения слово «кочевник»), их жители занимались такими промыслами как охота и рыболовство, а также разводили пчел. Казаки называют себя «Войском Запорожским», а столицей этого войска становится Запорожская Сечь.

Христианская республика на берегах Днепра


Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков, а всего историки насчитывают до 8 сменявших друг друга «сечей», бывших ее центрами в разное время. По сути, эта совокупность укрепленных поселений представляла собой военную республику, причем республику в первую очередь христианскую. Главным занятием казаков была и оставалась оборона южных земель от татар и турок, противостояние экспансии Крымского ханства. И если этнический состав казачества оставался довольно пестрым (национальная принадлежность не играла роли при принятии в войско, к тому же казаки нередко женились на захваченных в походах женщинах), православная вера была столь же необходима запорожцу, как и умение владеть оружием.

Столицу казацкой республики окружал высокий вал с частоколом и срубными башнями, на которых были установлены пушки. Любопытно, что слово «Сечь» имеет тот же корень, что и «высекать», «засека», то есть обозначает деревянное оборонительное сооружение. В центре поселения располагалась площадь, на которой стояла церковь, рядом располагался рынок, школа, военные и хозяйственные постройки, а также дома старшины. Церковные школы были при всех действующих храмах Сечи, причем изучение Священного Писания было обязательным.


Примечательно, что существовал своеобразный неофициальный свод требований, которым должен был соответствовать любой, кто желал быть принятым в ряды запорожцев. От кандидата требовалось следующее:

Быть вольным и неженатым. Происхождение и социальное положение роли не играли, но лично несвободным людям (например, холопам) путь в казаки был заказан.
- православное вероисповедание и знание молитв. Запорожцы принимали к себе даже турок, татар и иудеев, но с условием креститься в православную веру.
- умение говорить «казацким языком».
- обладание военными навыками и соответствующей подготовкой.

Как правило, новичкам давали «казацкие» прозвища (например, Лисиця, Не-пий-пиво и тому подобное), которые впоследствии становились фамилиями.

Запорожских казаков продолжали называть «малороссийскими черкасами» вплоть до XVIII века (позднее употреблялось уже собственно наименование «казаки»). Корень «черкас» или «черкес» и сейчас можно найти во множестве русских и украинских фамилий (Черкасов, Черкащенко, Черкалин и т. д., а также княжеский род Черкасских), многочисленных населенных пунктах на территории обоих государств; в Кремле существовал Черкасский двор (или двор Черкасских, по фамилии владельцев), можно вспомнить еще Большой и Малый Черкасские переулки Москвы… Список получится весьма внушительным. А завезенная с Кавказа черкеска приглянулась не только казакам: ее с удовольствием носили русские военные вообще. Барон Врангель, которого во время Гражданской войны называли «черным бароном», обязан этим прозвищем как раз повседневной черкеске черного цвета.

На службу Российской империи


В Российской империи всегда ценили казаков за их высокие военные качества. Запорожские казаки принимали участие в русско-турецкой войне в составе армии Румянцева, а после ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году по указу Екатерины II в их судьбе принимает непосредственное участие князь Потемкин. Благоволивший казакам со времени крымских походов, он добивается у императрицы создания нового военного образования – Войска Верных Запорожцев (в противовес Задунайской Сечи, созданной после роспуска Запорожской на территории Турции и формально подчинявшейся турецкому султану). Казацкие части под теми или иными названиями участвовали практически во всех войнах, которые вела Российская империя, казачьи полки существовали в русской гвардии, казацким был и охранявший царя Собственный Его Императорского Величества Конвой.

Кто такие казаки.

Этимология слова «казак» достаточно богата и неоднозначна. Существует несколько вариантов того, откуда появилось название этого народа. Так или иначе, еще не выявлена ни одна точная этимология данного слова, нам остается лишь решать, которая больше всего нас устраивает. Популярных вариантов несколько, это:

  1. От тюркского «каз» переводится как «рыть»;
  2. От монгольского «касак-тэргэн», как «повозка»;
  3. От «каз» и «ак», как «гусь» «белый».

Это наиболее признанные миром варианты, хотя наиболее близкого для народа перевода не существует. В любом случае, слово «казак» раньше характеризовала того или иного человека скитальцем или изгнанником, при этом внешне удалым и по характеру храбрым. Выходит, что казак – это человек, который был частью своего народа, но в свое время оторвавшийся от него и ставший свободным, рвущийся к приключениям и самостоятельности. Таких людей было много во все времена, потому появились целые казачьи общества, общины.

Не было ограничений, чтобы стать казаком, им мог стать любой, кто только пожелает этого, любой национальности, любого социального положения. Истории известны обеспеченные казаки, например, дети ханов, султаны, основатели государств, хотя через некоторое время они и вернулись к своему обеспеченному быту.

Как вступить в казачье общество сегодня.

Если вы думаете, как стать казаком на сегодняшний день, помните, что для этого есть особые правила и особый ритуал. Итак, что бы стать членом казачьего общества необходимо:

  1. Написать прошение на имя атамана общества о приеме вас в состав данного казачьего общества. Так же нужно приложить такие документы, как анкета, фотографии, ходатайства в письменной форме от 2 членов этого общества (они должны пребывать в нем более 2 лет без испытательного срока), документы, подтверждающие окончание учебных заведений, военный билет с отметкой о прохождении военной службы, доказательства полученных наград;
  2. В казачьи общество принимают общим собранием общества, а именно голосованием в конце схода. Точно примут в казачье общество, если вы из первичного казачьего общества, для остальных же результат будет неизвестен до того, как будет утвержден приказ атамана. Так или иначе, вступать в казачье общество могут люди, желающие этого добровольно, имеющие православную веру, старше 18 лет, поддерживающие казачество и его идеи, готовые изучить и придерживаться устава;
  3. Атаман назначает испытательный срок, во время которого вы должны изучить Устав общества, законодательную базу в отношении данного общества, инструкции и пр., а так же приобретает казачью одежду и изучает правила в отношении этой одежды, активно участвует в деятельности казачества;
  4. В штабе общества оформляются дела на каждого члена казачества.

Существует и особый ритуал вступления новичка в члены казачьего общества:

  1. Собираются члены общества, атаман, священнослужитель и начинается торжественная церемония, казачье общество встает в строй,
  2. Новобранцы-казаки выстраиваются в первой шеренге,
  3. Атаман торжественно объявляет результаты испытательного срока и назначает голосование,
  4. Священнослужитель благословляет новичков на принятие казачьей Клятвы, которую позже зачитывает каждый новичок,
  5. Новый член общества ставит свою подпись в документе, крестится перед священнослужителем, целует крест и Евангелие, преклоняется в колено перед Знаменем казачьего общество и целует его,
  6. Произносится поздравление новобранцев-казаков атаманом и священнослужителем, общество строем проходит на выход. Ритуал окончен!


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней