Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Культура древнего рима основные аспекты. Художественная культура древнего рима

Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Проза

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Социальное устройство и экономика.

Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:

    патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих ру­ках всю власть;

    клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местнос­ти и обрабатывавшие земли патрициев;

    плебеи, потомки покоренных народов, самый многочис­ленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бес­правными;

    рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись во­еннопленными.

Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:

    сельское хозяйство;

    промышленное производство (оружие, стекло, керами­ка);

    торговля;

    военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеван­ные народы.

Религия и мифология.

Религия первоначально основыва­лась на смешении обрядов и верований. Мифология и рели­гиозные представления древних римлян просты и безыскус­ны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - по­кровители семьи. Покровителями общин и их земель счита­лись Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с гре­ческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Вене­ра - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Мерку­рий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале но­вой эры все большее распространение получает христиан­ство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало ми­ровой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рож­дества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по сво­ему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мес­сией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Кон­стантину оно стало государственной религией Римской импе­рии, принеся с собой в его культуру не только новое мировоз­зрение, но и новое искусство.

Зрелища и праздники.

Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обо­жали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраива­лись во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды кон­ницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, вы­ступления редкостных зверей. Большую популярность име­ли сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.

Научные и технические достижения

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просве­щенных домах учили не только греческому языку, но и пра­вильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются са­мобытное, оригинальное искусство, философия, наука, фор­мируется свой метод творчества. Их главная черта - психо­логический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Собы­тийная модель римлянина упростилась до двух событий: со­бытие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их ста­ло значительно легче, но было утеряно нечто невосполни­мое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древне­греческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей рас­тущей Римской империи. Математика, география, естествоз­нание и прочие науки у римлян носили узко прикладной харак­тер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Алек­сандрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную по­дошел к открытию значения нервов для двигательных реф­лексов и кровообращения.

Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техни­ка, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершен­ствовались механика, использовались грузоподъемные меха­низмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для на­гревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркаль­ные черепицы для отражения солнечных лучей.

Большой популярностью пользовалась астрология, кото­рой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспру­денция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетают­ся принципы различных учений греческих мыслителей, осо­бенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное зна­чение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в до­стижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, счита­ет Сенека, человек должен посвящать собственному совер­шенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая фило­софия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современ­ных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда так­же киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были фи­лософские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Золотому веку римской науки присуще не столько умноже­ние знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась це­лая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных уче­ных. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов гречес­ких и римских авторов составил энциклопедическую «Есте­ственную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности свя­заны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосред­ственного волеизъявления правящей верхушки или всеобще­го собрания граждан, то управление огромной Римской дер­жавой потребовало создания детально разработанной систе­мы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регули­рующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулиру­ющий уголовные, финансовые, торговые отношения. Посто­янное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного пра­ва, регулирующего отношения между латинянами и покорен­ными народами, живущими в провинциях.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно зало­жили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочислен­ныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. От­сюда вытекает одна из главных черт римской культуры - по­литизированность.

Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высо­кому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Ци­церон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судеб­ных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от го­сударства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание ора­тора» в 12 книгах.

Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, со­стоящую в несовместимости императорской власти и свобо­ды граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.

Литература

С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литерато­ры писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала иг­рать немаловажную роль в древнеримской культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей сво­его времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Верги­лий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближен­ного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в ко­торой соединились воедино любовь автора к древним преда­ниям, греческие философские воззрения на строение Космо­са, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Эне­ида» является самым популярным памятником римской ли­тературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал поро­ки римского общества. Это его перу принадлежит знамени­тое стихотворение «Памятник», которое так мастерски пере­водили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особен­но поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в ко­тором повествуется о превращениях людей в растения и жи­вотных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Художественная культура

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей игра­ли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали мно­гочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племен­ного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие по­лисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и хра­мом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфи­театр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в обще­ственной жизни. Именно поэтому римская архитектура изо­билует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим раз­нообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопро­никновения самобытного искусства местных италийских пле­мен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монумен­тальной живописью, скульптурным и живописным портре­том, отличающимся острым восприятием натуры и характе­ра. С этрусской традицией связан специфический италийс­кий тип жилого дома, композиционным центром которого яв­лялся атриум - обширное помещение типа зала с прямоу­гольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.

Основные принципы художественной культуры двух наро­дов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого госу­дарства и единого географического пространства, а лишь кон­гломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был еди­ным государством, империей, простиравшейся на тысячи ки­лометров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римс­кой жизни определялся этой великой мощью. Личные талан­ты не выдвигались и не культивировались - социальная ус­тановка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, ко­торая играла ведущую роль в римском искусстве.

Архитектура и строительство. Основные принципы древ­неримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоря­ют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе ми­рового зодчества, в котором основное место принадлежало со­оружениям общественным, рассчитанным на огромные коли­чества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробни­цы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию ти­пов сооружений, богатству композиционных форм, масшта­бу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как ар­хитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пей­заж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструк­ции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тя­готевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не по­терявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или го­сударственные, стоявшие в ведении центральной власти, ма­лые, принадлежащие общинным магистратам, частные и по­левые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Гре­цией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строи­тельства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и по­лучают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить при­менение квалифицированных мастеров, переместив строи­тельные процессы на плечи малоквалифицированных и не­квалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолит­ных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-за­полнителя. Был получен искусственный монолит путем сме­шивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он выво­зился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполня­лась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Рим­ляне знали все преимущества обожженной глины, изготав­ливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости чис­ловых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не име­ет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчан­ного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).

В конце I в. до н.э. Древний Рим становится мировой державой. Римская культура сложилась в результате взаимодействия культуры местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческой культурой, осуществляемого сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем оно усилилось в результате завоевания Греции Римом.

Культура Древней Италии и Древнего Рима распадается натри основных периода:

  • 1) культура доримской Италии (3 тыс. - III в. до н.э.);
  • 2) культура Римской республики (III-I вв. до н.э.);
  • 3) культура Римской империи (I-V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI-V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.

В живописи и скульптуре этрусков просматриваются греческие влияния (статуя Аполлона из Вей, мастер Вулка, VI в. до н.э.; росписи гробниц в Корнето, Кьюзи, Вульчи, Черветри, Орве- то, VI-V вв. до н.э.), но были и собственно этрусские традиции, которые ярче всего выражены в монументальных терракотовых саркофагах с фигурами умерших (саркофаг из Черветри, VI в. до н.э.), бронзовом литье (Капитолийская волчица, VI в. до н.э.), изготовлении глиняных сосудов буккенеро («черной земли»).

Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой - долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами.

Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса - Юпитером, Афродиту - Венерой, Ареса - Марсом, Диониса - Вакхом и т.д.

В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры. Римляне считали, что богам нужны не чувства людей, а жертвы (вино, кровь, дым и т.д.), и само латинское слово «религия» (religio ) означает первоначально связь между человеком и богами (я даю тебе, чтобы ты дал мне).

Практический склад римской культуры сказывается во всем: в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство - все переосмысливалось с точки зрения «Рим - центр Мира».

Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения.

Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но не были равны в политической и социальной сферах. Знатные и богатые имели монополию на права, но они же и в большей степени несли обязанности. В отличие от греков, простые люди не могли рассчитывать на высокие посты, но любой римский гражданин имел право на земельное владение.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому строительству. Римляне изобрели водоупорный бетон; широко применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции; ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости); усовершенствовали планировку больших городов. Общественная жизнь протекала на

форуме - площади, украшенной храмами, базиликами, лавками торговцев, статуями именитых граждан, рынками. Форум был центром торговли, политической и общественной жизни римлян (Римский форум или форум Романум, форумы императоров Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна).

Потребности римского общества породили и такие типы сооружений, как амфитеатры (Колизей), термы (бани Каракаллы, Диоклетиана), триумфальные арки (арка Тяга) и колонны (колонна Траяна). В архитектуре Древнего Рима появились новые типы дворцов, загородных вилл и надгробных памятников.

Гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (от лат. colosseum - колоссальный) было предназначено для грандиозных представлений и гладиаторских боев. Колизей, построенный из туфа, вмещал до 50 тыс. зрителей. Начал строительство амфитеатра пришедший к власти после гражданской войны 68- 69 гг. н.э. Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н.э.). Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана - Тита (с 79 по 81 г. н.э.). В честь открытия Колизея были устроены стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (524 м в окружности), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик Колизея, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу - тосканский, выше - ионический, в третьем ярусе - коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.

С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была сооружена подземная труба - клоака. Римляне шагнули далеко вперед по сооружению необходимых в хозяйстве построек. В Риме строились общественные бани - термы, имевшие постоянную подачу чистой воды; бассейны с теплой и холодной водой.

Лучшим в наследии римской культуры был портрет как самостоятельный вид творчества с начала I в. до н.э. Римляне проявляли реализм в изображении черт лица конкретного человека. Римские портретисты исторически фиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

В живописи Римской империи один декоративный стиль сменяет другой. Появляются первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками. Их отличительной особенностью является использование формы тондо - круга. Живопись II в. н.э. - это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов), отличающееся строгостью образцов и статичностью фигур.

В древнеримском искусстве стоит также сказать о монументальной настенной живописи, известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие.

Римский театр, в отличие от греческого, был мало связан с религиозными культами. Главное место среди сценических представлений играл мим. Актеры могли свободно импровизировать. Важная роль отводилась танцу и жесту.

По греческому образцу в Риме перестраивались сценические представления. Авторы обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Полностью сохранились комедии Плавта и Теренция. Комедии Плавта (ок. 254-184 до н.э.) были очень популярны. Главным героем его произведений стал ловкий, неистощимый на выдумки раб, помогавший сыну хозяина обманывать его скупого отца, выманивая у него деньги. Представления сопровождались игрой на флейте, использовались маски. Своего высшего развития лирическая поэзия республиканского Рима достигла в творчестве Катулла (87-54 гг. до н.э.). Римский поэт выдвигает на первый план стихийные, противоречивые, неподвластные разуму эмоции, обращается к внутреннему миру человека, воспевает любовь.

В эпоху первого императора Августа его сподвижник Меценат оказывал материальную поддержку и покровительствовал выдающимся поэтам - Вергилию, Горацию и Овидию. Вергилий

(70-19 гг. до н.э.) опубликовал «Буколики», сборник, где он прославлял Августа; «Георгики» - поэму, посвященную сельской жизни. А славу принесла ему поэма «Энеида». Гораций (65-8 гг. до н.э.) воспевал в стихах старину и также восхвалял Августа. Писал любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э) прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов.

В I в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Самым выдающимся из римских мыслителей считался философ- материалист Лукреций Кар (ок. 98-54 гг. до н.э.). Свои взгляды на возникновение вселенной, природы, человека он изложил в поэме «О природе вещей», где с блестящим мастерством описал в доступной форме, стихами сложные философские проблемы.

В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось христианство. Жесткая внутренняя борьба за власть и изменения в социально- экономических и политических условиях жизни народов Европы привели Римскую империю к упадку. Христианская церковь негативно и враждебно относилась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила существование в 476 г. Восточная Римская империя, получившая название Византии, просуществовала еще тысячу лет. Разрушенный и разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел; среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией. Религии Древнего Рима брали начало в тотемизме (легенда об основателях Рима – Ромуле и Реме). Пантеон богов Рима, как и обрядность большей частью заимствован у греков. Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Деметра – Церера и т.д. Культ Юпитера (храм на Капитолийском холме). Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, которые не обладами чертами живых личностей. В честь таких богов строились храмы, приносились жертвы. Мифология не получила развития.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Римскаякультура представляет заключительное звено древней истории Средиземноморья. Она продолжает культурные традиции этрусков, греков и других покоренных Римом народов. «Вечный Рим» прошел огромный путь от маленькой крестьянской общины на р.Тибр до огром-ной мировой державы, владеющей всем миром. С возникновением Римского государства антич-ные центры культуры были уже не отдельными островками цивилизации, а связанными между собой компактными образованиями, определявшими ход и основные тенденции исторического развития.

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: царский Рим (VIII-VIвв. до н.э.),

ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.),

Римская республика (III-I вв. до н.э.),

расцвет Римской империи (I-II вв. до н.э.),

упадок Римской империи (III-V вв. до н.э.).

Эта культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была очень сложным, синтетическим явлением, положившим начало цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.Если греческий гений был художественным и эллинскую историю творили художники, то римский гений — политика и патриотизм. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Римляне считали главными три занятия: воевать, править и строить. Еще Гораций говорил: «Сыновья Иула рождены, чтобы править миром». Иное считалось недостойным свободного человека. Владычество было самоцелью. Отсюда войны на протяжении нескольких столетий и, как итог, огромная империя, где действовал принцип: воевать можно не только оружием, но и законами. И все делалось ради господства, укрепления мощи и престижа государства. «Мерой всех вещей» в Римской империи был не человек, как в Греции, а государственная власть.

Роль художника в Древнем Риме была иной, нежели в античности, — менее связанной с общечеловеческими проблемами, более приспособленной к нуждам текущего дня. Римские юноши мечтали о военной карьере, занятия искусством были предоставлены покоренным народам. Между тем корабли, груженные произведениями древнегреческого искусства, прибывали в Рим беспрестанно. Римляне начали копировать, и нет худа без добра: благодаря римским мраморным копиям мы во многом знакомы с греческим искусством ваяния (оригиналы, выполненные из недолговечной глины, исчезли). Но речь идет не о слепом копировании культуры греков. Римляне заимствовали то, что было им близко и понятно, и перерабатывали все в собственном стиле. Кроме того, и культура этрусков стала образцом для римлян. В прикладных искусствах, военном мастерстве и строительном деле римляне переняли от этрусков ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, знаки власти правительственных лиц, архитектуру храмов с облицовкой и т.д. Через этрусков, как полагают ученые, пришло к римлянам и греческое письмо.

Новаторский дух римлян проявился в создании своеобразной архитектуры, скульптуры, права, некоторых жанров литературы (в частности, сатиры). Они были авторами хорошо спланированных городских ансамблей с водопроводом и прекрасными дорогами, многие из которых действуют и поныне. В архитектуре ценилась грандиозность в сочетании с великолепием: памятники зодчества должны были внушать почтение, удостоверять могущество, поднимать достоинство власти. Ордерная архитектура была дополнена новыми формами, появились арка, свод, купол. К числу наиболее выдающихся творений римлян относятся акведуки, триумфальные арки, прославляющие победы полководцев. Своего рода местами отдыха и развлечения людей были термы, включающие в себя бани, бассейны, залы для прогулок, спортивные площадки, библиотеки. В знаменитых термах Каракаллы могли отдыхать одновременно тысячи людей. Это были шедевры архитектурного мастерства, роскошно убранные мрамором и другими дорогими материалами. Мировой известностью пользуются Колизей — самый большой амфитеатр древнего мира, вмещавший более 50 тысяч зрителей; колонна императора Траяна, высотой ок. 38 метров, покрытая семисотметровой лентой скульптурного рельефа; «храм всех богов» Римской империи — Пантеон, перекрытый куполом диаметром свыше 43 метров. Для таких грандиозных построек, естественно, требовались новые строительные материалы, и римляне вводят в практику водонепроницаемый бетон. Здания снаружи облицовываются полированным камнем, алебастром, золоченой бронзой.Особого расцвета в Римской империи достигли ювелирное искусство, фресковая живопись и мозаика. Во II в. до н.э. сложилось своеобразное искусство скульптурного портрета. Подчеркну-тый интерес к личности, а также право должностных лиц воздвигать свои статуи на форуме — главной площади «вечного города» — способствовали его развитию. Римские портреты — это свое-образная летопись эпохи, история Рима, рассказанная в лицах. Конкретность и выразительность составляли отличительную черту всей римской портретной скульптуры. Общей особенностью римской архитектуры и искусства был культ и даже пафос полезности во имя государства. В рамках такой политизированной культуры, кстати, сложились основы классического права.

Эпоха Октавиана Августа (конец I в. до н.э. — начало I в.н.э.) называется в истории римской культуры «золотым веком». Победив соперников в борьбе за власть, Август и его окружение стремились использовать выдающихся художников для укрепления своего морального авторитета. Выполнял эту миссию Гай Цильний Меценат. Его дом в Риме сделался центром литературной жизни римского общества. Меценат собирал, поддерживал и опекал всех талантливых поэтов своей эпохи: Вергилия, Горация, Секста Проперция и других. Наиболее известными писателями Древнего Рима, мастерами прозаического слова были Марк Теренций Варрон и Марк Туллий Цицерон. Первому за его заслуги в развитии римской культуры еще при жизни поставили памятник. Второй был государственным деятелем, оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В его произведениях латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую выразительность и пластичность.Отличительной чертой римской культуры была ее сугубая практичность. Признавая необхо-димость образования, римляне больше интересовались практическим приложением науки, а не ее теорией. Как заметил Цицерон, греки изучали геометрию для того, чтобы познавать мир, римляне же — для того, чтобы измерять земельные участки. Это был народ действия. Мечтатель-ность, мистицизм были чужды римлянам и вызывали подозрение. Спокойствие, порядок и пра-вильность — вот, что они предпочитали, избегая всего, что волнует душу.И хотя религия занимала исключительное место в жизни древних римлян, набожность их но-сила особый характер. Римские боги были настолько многочисленны, что казалось, будто коли-чеством они превосходят население. Римлянин был очень мнительным и суеверным человеком. Однако его вера во многом сводилась к обрядности: почти каждый момент обыденной жизни был связан с обрядом. На внутреннее содержание верований мало обращалось внимания. Рели-гиозная обрядность вменяла в обязанности молчание во время священных церемоний, запреща-ла даже думать. Формализм и опять-таки трезвая практичность — вот основные признаки этой религиозности: от бога ждали помощи в конкретных делах по принципу «я отдаю, чтобы ты вознаградил».

Обобщая, выделим главные особенности римской культуры:

1. В основах своих эта культура — синтетическая. Избирательно заимствовались достижения культуры древних греков, этрусков и других народов.

2. Характер культуры — политико-идеологический. В ней сформировалась особая система ценностей, в центре которой находилось понятие патриотизма (отсюда идеи богоизбранности Рима, долга гражданина служить ему всеми силами).

3. Образ человека наделяется индивидуальными чертами, появляется психологизм в искусст-ве.

История культуры позднего Рима проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. 476 год — год низложения последнего римского императора — считается концом Древнего мира, началом средневековья.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней