Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография. Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис Музыкальный материал урока

Тема урока: «ХУДОЖНИК, ПОЭТ, КОМПОЗИТОР»

Дата проведения: 30.01.12

Класс: 1 «Б»

Учитель музыки:

Тип урока: Комбинированный

Здоровьесберегающий компонент образовательного процесса:

Дыхательная гимнастика

Распевка

Движение по классу под музыку,

Пластическое интонирование

- «Музыкотерапия»

Цель урока: Привести обучающихся к пониманию того, что искусство (музыка, литература, живопись) имеет общую основу – саму жизнь.

ü Образный анализ картины;

ü Интонаци­онно-образный ана­лиз музыки;

ü Пласти­ческий этюд стихо­творения;

ü Хоровое пение.

Музыкальный материал урока:

ü «Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) - Альфред Гарриевич Шнитке;

ü «Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») - Георгий Васильевич Свиридов;

ü «Наигрыш» - Альфред Гарриевич Шнитке;

ü «Добрый день» - сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина;

Дополнительный материал к уроку:

ü Картина Ф. Васильева «Утро»;

ü Стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встаёт»;

ü Презентация «Художник, поэт, композитор»

Оборудование:

ü Компьютер;

ü Проектор;

ü Синтезатор клавишный;

ü Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс . Сост. ;

ü Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» 1 класс;

ü «Дерево знаний» - рефлексия

Раздаточный материал:

ü Индивидуальные карточки «Мажор и минор»;

ü Сборник «Песенка звени»;

ü Сборник «Музыкальная мозаика».

Дидактический материал:

ü Сборник «Музыкальная мозаика»;

Планируемые результаты (предметные):

ü Знать понятия «поэт», «художник», «композитор»;

ü Уметь находить общее в стихотворном, худо­жественном и музы­кальном пейзаже.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Познавательные УУД

Характеристика деятельности

Для учителя: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Для обучаемых:

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров;

Сравнивать речевые и музыкальные интонации;

Разучивать и исполнять песню;

Моделировать музыкальное произведение;

Регулятивные УУД

ü Формировать социальную роль ученика.

ü Формировать положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД

ü Потребность в общении с учителем;

ü Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД

ü Волевая саморегуляция;

ü Контроль в форме сличения способа действия и его результата

с заданным эталоном.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети входят в класс по «пение птиц», занимают свои места.

Исполняют приветствие-распевку.

---дыхательная гимнастика---

Массирование и поглаживание (уши, щёки, нос, лоб, шея).

Пишем цифры языком.

II . РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

---формулирование темы учащимися---

Слайд 1.

УЧИТЕЛЬ: Повстречалась Муза с поэтом, художником и композитором и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы»

Слайд 2. (ответы детей)

Слайд 3. (ответы детей)

Слайд 4. (ответы детей)

Дети сами формулируют тему урока

Слайд 5.

Слайд 6.

УЧИТЕЛЬ: ?Какое время суток изобразил художник на своей картине?

Какие краски он использовал для этого?

Слайд 7.

!!!задание:

o Прочитайте про себя стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встаёт».

o Подумайте, что сделает чтение этого стихотворения вслух более выразительным? Что усилит в нём моменты, изображающие появление солнца?

Темп чтения (быстрый или медленный),

Какие слова нужно выделить.

(дети отвечают на вопросы)

Слайд 8.

(дети выразительно читают стихотворение, слушают «Утро» Э. Грига и смотрят на краски картины «Утро» Ф. Васильева.

---пластический этюд---

(дети движутся по классу под музыку, выражая в движении характер произведения)

ВЫВОД : Сопоставляя звучание «Утра» Э. Грига, цветовой гаммы картины «Утро» художника Ф. Васильева и стихотворения «Вот и солнце встаёт» И. Никитина – звук и цвет одного явления.

---слушание музыкальных пейзажей---

«Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) - Альфред Гарриевич Шнитке;

«Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») - Георгий Васильевич Свиридов.

---цветовое моделирование---

!!!задание:

o Подберите слова подсказки (сборник «Музыкальная мозаика»).

o Смоделируйте цветовую гамму произведений (в тетрадях).

---музыкальный анализ---

!!!задание:

o Определите лад произведений.

o Определите ритм произведений.

o Определите группу инструментов.

---слушание музыкальной зарисовки---

«Наигрыш» - Альфред Гарриевич Шнитке;

!!!задание:

o Какие интонации вы услышали?

o Группа инструментов?

o Гармония звуков – консонанс или диссонанс?

III . РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ «ДОБРЫЙ ДЕНЬ» Я. ДУБРАВИНА

!!!задание: «Если бы я был композитором?»

o Прослушать текст песни Я. Дубравина «добрый день».

o Поберите название к этому стихотворению.

o Какое у этой песни было бы настроение?

o Как она должна звучать?

Слайд 9-10

«Добрый день» - Я. Дубравин

Какими звуками нарисовал композитор пробуждение дня?

Совпадает ли музыка композитора с вашей музыкой?

Созвучна ли эта песня с предыдущими видами искусства, которые нам нарисовали картину природы?

Разучивание песни «Добрый день» - Я. Дубравина

Достижение кантилены,

Ритмическая точность,

Интонационная точность,

Окончание фраз,

Развитие певческого внимания,

Стремление ярко выразить кульминацию в каждом куплете,

Стремление ярко выразить кульминацию в песне (общее crechendo),

Выражение искренних чувств к природе.

IV . РЕФЛЕКСИЯ «Дерево знаний»

V . ВЫВОД:

Слайд 11-40

Мы встретились с поэтом, художником и композитором. Они познакомили нас с тремя видами искусства – музыкой, живописью и литературой. У каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства. С помощью красок, звуков и слова художник, композитор и поэт передали нам красоту природы, а мы сами попробовали написать музыку к стихотворению.

В разное время года и в разное время суток мы каждый день видим красоту природы. Слышим в ней переливы звуков, видим волшебное сочетание красок и можем сказать о ней самые прекрасные слова. Всё это наша жизнь.

«...Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а
если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка...»
(Чюрленис).

Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и
мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не
затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно
жить.

Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы
ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где
же мечта? Мечта где? Фантазия где - я спрашиваю? Почему у нас
Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше
проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных
форм самовыражения в искусстве.

"Соната весны"

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты».
(Чюрленис).

Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя.
Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянской
семьи, работал органистом в церкви. Мать - из немецких переселенцев, она
занималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим.
Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать - немкой, родными
его языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства с
будущей женой он начал изучать литовский язык).

" Соната звёзд"

Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в
городе Варена (сейчас - Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года в
Пустельнике Миньски (ныне - Польша). В этом году - столетие со дня
смерти.

Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (или
случалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто мог
помочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детства
получил возможность заниматься музыкой.

" Соната моря."

Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печать
специфики места рождения. Он учился в двух консерваториях - в Варшавской
и в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве.
Композитор, художник, поэт, даже философ - одно неотделимо от другого.
Чюрленис - автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300
картин - как тут определишь? Невозможно «определить» его и в
стилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма,
модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма и
прочих «-измов» - в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.

В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условиях
нищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимают
и признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст,
Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочь
с выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союза
русских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его к
театрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он
(Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.

" Соната пирамид"

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали
Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за
узкий круг национального искусства», - писал М.В. Добужинский.

Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись.
В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После
прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.

«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными
красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией
какие-то космические симфонии», - писал Вячеслав Иванов и добавлял:
«Чюрлянис несомненно музыкант… по общей музыкальной стихийности, как бы
разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис - прежнее написание
фамилии).

Ритм, пластика, архитектоника - все эти понятия одинаково применимы к
разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и
краски музыкальных гармоний. Форма, композиция - само собой. Даже слова
«тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие
картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты,
картины-прелюды. И наоборот - музыка переходит свои границы:
«Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», -
писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.

" Соната лета"

Вопрос о синтезе искусств - вопрос очень старый. Почему именно на
переломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал перед
многими деятелями - сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветной
слух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Но
достаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского
мистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническими
специалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В
партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию
световой клавиатуры - ее расшифровали. Идею «Мистерии» - действа звуков,
красок, запахов, движений - Скрябин реализовать не успел.

Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности есть
чуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей.
Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с
«музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» - Чюрленис.
Происходило это в одно и то же время - в первом десятилетии 20 века. При
этом - знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Его
творчество - музыка в той же степени, как живопись».

То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать,
расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мы
воспринимаем любые другие образы.

Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятив
ему многие строки: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим
поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но
и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики.
Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи
больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный
континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис…
Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение,
которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в
воздухе».

Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда,
нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве - все это
Чюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке -
это ощущение внутренней чистоты.

Край этот на юге Литвы называется Даукией, а местных литовцев зовут дауками. Но Даукия носит ещё одно старое название: Дайнава. Если знать, что дайнами зовутся у литовцев песни, то становится понятным и происхождение этого красивого наименования: здесь издавна во множестве слагали прекрасные, обычно грустные песни и хорошо умели их петь. Этот край - родина Микалоиса Константинаса Чурлёниса.

Отец Чюрлениса с молодости подолгу пропадал в лесах и не столько охотился, сколько просто бродил, строил лодки, плавал по реке. Но вместе с неодолимой склонностью к вольной жизни он обладал природным трудолюбием и еще одним ценным качеством – любовью к знаниям и учебе. Окончив начальную школу, мальчик затем научился польскому и русскому настолько хорошо, что мог свободно читать и писать на обоих этих языках. Он приходил в волнение от музыки и, поддавшись, зову своей беспокойной натуры, уже далеко не в детском возрасте поступил в ученики к церковному музыканту, что позволило ему в дальнейшем занять место органиста.

Орган дал Чюрленису - отцу не только занятия по душе и заработок, но и нечто большее: он принес ему любовь красивой девушки - Адель. Во время службы эта девушка стала заслушиваться игрой молодого органиста.

Адель была из немецкой семьи евангелистов. С юных лет девушка должна была заботиться о себе сама, так как семья рано осталась без отца и жила бедно.

Адель работала в услужении в одной графской семье, где она имела возможность учиться и читать. Она знала множество песен и любила петь, увлекательно пересказывала услышанную или прочитанную сказку.

Любили её все – и в хозяйской семье, и соседи. Полюбил её и органист Чюрлёнис. Они поженились и стали жить в Варене – городке на юге Литвы. В этом городке 22 сентября 1875 года у них родился сын. Назвали его двойным именем Микалоюс-Константинас.Три года спустя после рождения сына семья перебралась в Друскининкай. Чюрлёнис-отец служит в костеле, мать ведет хозяйство и растит детей, которыми эту семью жизнь щедро одаривала.

Маленькому Костеку только шесть, а он в костеле в день праздника играет на органе на воскресной службе, но вот беда, жалуется отец, мальчик не хочет учить ноты.

Музыкальность маленького Кастукаса, частенько заменявшего своего отца за органом, вызывала в Друскининкае всеобщее восхищение, он же продолжал импровизировать, проводя за инструментом многие часы.

Что же касается его отношения к нотной записи, то в этом уже тогда, в раннем детстве, проявилась характерная черта будущего композитора. Он очень многое просто не хотел записывать… Ноты же он знал довольно хорошо, это видно хотя бы из того случая, когда прелюдию Баха мальчуган разучил очень быстро.

Вообще же Кастукас обладал не только музыкальными способностями. Когда настало время идти в школу, живой ум и любознательность помогли ему без труда справляться с программой начальных классов.

Заметную роль в судьбе Чурлениса сыграл Доктор Юзеф Маркевич, который, бесспорно, был незаурядным человеком. Он закончил медицинский факультет Московского университета, имел постоянную врачебную практику в Варшаве. Доктор очень любил музыку и прекрасно играл на рояле.

В Друскиненкае Маркевича любили. Люди различного положения и достатка - от бедняка до крупного чиновника, приехавшего на лечение из столицы, находили в докторе достойные черты: одни – простоту, добродушие и бескорыстие, другие – образованность и высокую культуру. А музыкальность Маркевича послужила поводом к его знакомству с органистом Чюрлёнисом, когда тот предложил доктору попробовать поиграть на органе. Это знакомство вскоре перешло в дружбу двух семей – семьи образованного врача-поляка и семьи органиста-литовца, выходца из крестьян.

Но вот Кастукасу исполняется десять. Забавам и беспечности детства пора было отойти в прошлое. Его товарищи, сыновья Маркевича, все давно учились в солидных гимназиях – а он? Что ждало его впереди?

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Первым, кто сумел так ясно определить возможности и «заглянуть» в будущее совсем юного Кастукаса, стал доктор Маркевич, который решил воспользоваться знакомством с князьями братьями Огиньскими и попросить их принять участие в судьбе одаренного мальчика. Спустя недолгий срок был получен ответ: князь Михаил Огиньский давал согласие принять мальчика в свою оркестровую школу. Этот Михаил Огиньский доводился автору знаменитого «Полонеза» прямым внуком.

Старший сын Чюрлёнисов впервые выпорхнул из гнезда в четырнадцать лет. Четыре года пробыл он в Плунге, занимаясь в школе и оркестре Огиньского. Довольно скоро Чюрленис перешел из учеников в категорию оркестрантов, и Михаил Огиньский положил ему за работу в оркестре пятирублевое месячное жалованье, которое стало заметным подспорьем для юноши и его семьи. Музыка, исполняемая оркестром, была рассчитана на эффект: марши, польки, вальсы, увертюры, отрывки из опер и оперетт – т.е. легкий и популярный репертуар составлял значительную долю того, что исполнялось.

Когда Константиносу исполнилось восемнадцать, стал вопрос о продолжении музыкального образования. И хотя Огиньскому было жаль терять такого талантливого оркестранта, все же он предлагает Чюрлёнису учиться в Варшавском музыкальном институте и при этом, в случае поступления, гарантирует ему необходимую плату и стипендию.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву, где с начала 1894 года зачисляется в студентом фортепианного класса Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). С этого времени он более чем на двенадцать лет остается тесно связан с Варшавой и все эти годы, конечно же, испытывает серьезное воздействие артистической атмосферы этого города - столицы входившей тогда в Российскую империю Польши.

Варшава – настоящий центр культуры, здесь есть театры, сюда на гастроли едут все европейские знаменитости – пианисты, певцы, дирижеры; симфонический оркестр дает концерты. В Варшаве молодой человек окунается в жизнь, полную новых порывов – к знаниям, к общению с широким кругом людей…

Поступив на отделение по специальности фортепиано, Чюрленис играет Гайдна и Моцарта, Баха и Бетховена, осваивая все более сложные по содержанию и исполнению произведения.

Первую ступень обучения он проходил у профессора Т. Бжезицкого, вторую у А. Сыгетинского - не только известного музыканта, но и литератора. В первые же годы обучения приступает к изучению контрапункта под руководством З. Носковского.

Он начинает сочинять небольшие фортепианные пьесы и исполняет их в компании друзей. Некоторые из этих пьес сохранились в рукописях. Они помечены 1896 годом. Мы можем считать, что как композитор Чюрленис известен нам именно с этого времени, то есть с той поры, когда ему было двадцать лет.

В середине 1899 года Чюрленис заканчивает Варшавский музыкальный институт. В качестве выпускной работы он представляет кантату для большого хора и симфонического оркестра «De profundis» - произведение, оцененное на «Отлично». Вскоре после этого композитор пишет симфоническую поэму «В лесу».

Князь Огиньский был доволен: воспитанник его школы и его стипендиат оправдал надежды. В его музыке зазвучала новая интонация, поначалу непривычная для его современников и кажется непривычной нам, когда мы слушаем эту музыку впервые; она медлительна и печальна, прозрачна и хрупка, сосредоточенна и сдержана…Но сколько в ней простоты, благородства и задушевности! Если вслушаться в эту музыку, то можно почувствовать голос самой жизни: и говор – певучие, мягкие интонации языка, и песни – грусть в них тиха, а веселье не буйно; и природу – где реки не бегут, а протекают, где горы – не выше холмов, где солнце нежарко и небо светит неяркой голубизной... Невероятно, но музыка Чюрлёниса все это рисует, а в живописи его звучит то, что пристало скорее музыке…

Самое популярное его произведение - симфоническая поэма «В лесу». Она до сих пор остается в числе высших достижений литовской музыки, написанная в едином порыве – Чюрлёнис сделал фортепианное изложение всего за одиннадцать дней.

Учась в школе живописи, создавая десятки картин, зарабатывая на жизнь уроками, он сочиняет музыку. С конца 1903 года он пишет небольшие фортепианные пьесы, в основном прелюдии и вариации. Таких пьес (из сохранившихся) свыше полусотни. Удивительные по красоте и лиризму, лишь немногие из них были опубликованы.

Прелюдии и вариации Чурлёниса, написанные в 1904-1906 годах, обладают многими чертами, которые делают их популярными сегодня у исполнителей и слушателей.

Мир Чюрлёниса - это мир прекрасный, чистый и непосредственный, все части которого соразмерны, созвучны друг другу. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты», - писал художник. В гармоническом единстве соединяются у него живопись и музыка, музыка и поэзия, когда он пишет картины-фуги, картины-прелюды, живописные сонаты и симфонии, музыкальные симфонические поэмы. В его творчестве воплотилась давнишняя мечта о синтезе искусств.

И еще одно детище, над которым Чурлёнис трудился до 1907 года, долго пролежало в забвении – большая симфоническая поэма "Море" – гордость, одна из высот литовской симфонической музыки. Но исполнили поэму, лишь когда со дня смерти композитора исполнилась четверть века...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Между первыми сочинениями Чюрлениса-композитора и первой оригинальной по стилю работой Чюрлёниса-художника лежит семь лет.

Чюрлёнис поступает в Школу изящных искусств, пишет: «К живописи у меня еще большая тяга, чем прежде, я должен стать художником. Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими делами. Хватило бы только здоровья, а я бы все шел и шел вперед!»

Осенью 1903 года он пишет маслом картину «Музыка леса». Тема и название её звучит для нас определенным напоминанием симфонической поэмы «В лесу». Картина проста, образы её будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – это музыка; прямые стволы сосен – струны, ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны.

Этой работой Чурлёнис поднял руку на «стены», которые испокон века отделяют живописцев от музыкантов, музыкантов – от поэтов, поэтов – от живописцев. И первым, пусть даже слишком слабым толчком, поколебавшим эти мощные стены, была картина «Музыка леса».

Весной Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Петербургская академия художеств предоставила для выставки свои лучшие залы – Рафаэлевские. Экспозиция огромна, и взгляду легко утомиться, но как с удивлением обнаруживает один из современников Чюрлениса, группки посетителей дольше всего задерживаются у работ Чюрлёниса. Рассматривают, обмениваются репликами, недоумевают, пожимают плечами… "Сон…фантастика…мистическое…рисунок неумел…» Это умозаключения одних. «Любопытно…что-то знаете в этом есть…увлекает…и колорит хорош…но очень уж необычно…» Так отзываются другие.

На следующий день в солидной петербургской газете «Биржевые ведомости» можно было прочитать: «В мире искусства. Выставка Варшавской рисовальной школы…Выставлено около пяти тысяч номеров. Заметно стремление к творчеству… По сравнению с другими школами варшавская идет впереди.

Говоря об учениках варшавской школы, нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чюрлёниса. Его музыкальностью объясняется отчасти мистическое творчество. Сразу видишь перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Все свое творчество он отдал на служение стихийной обожествленной природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей.

Вся статья посвящена только ему, больше не упомянуто ни одного имени, и за всем этим чувствуется, как сильно поражен столичный критик своим открытием нового имени.

Чурлёнис "очеловечивает" природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Он достигает удивительного завораживающего воздействия на нас тем, что придает внешнему миру таинственные черты живых, чувствующих существ, и мы с детской наивностью погружаемся в эти странные пейзажи.

1907 год вызвал к жизни нового Чурлёниса. Он живет дома, под заботливым материнским вниманием. В течение лета у него появилось несколько десятков картин. Тогда же Чурлёнис создает цикл "Знаки зодиака" из двенадцати картин одного размера – раскрывают перед взглядом меняющиеся лики звездных небес, чуть подсвеченных идущим из-за горизонта солнцем.

Об одной из своих знаменитых серий Чюрленис писал: `Я начинаю цикл картин `Сотворение мира`, но не нашего мира по Библии, а какого - фантастического, своего, и собираюсь их написать более 100". Написал он их только 13, зато каких! На них изображены какие-то небесные сферы, синева огромного Земного шара, звезды, фантастическая архитектура, морское дно с водными растениями и невиданными организмами. Все это написано в красивой сине-зелено-серебристой либо оранжево-золотой гамме.

Между первыми сочинениями Чюрлениса-композитора и первой оригинальной по стилю работой Чюрлениса-художника лежит семь лет. Осенью 1903 года он пишет маслом картину "Музыка леса". Тема и название ее звучат для нас определенным напоминанием о симфонической поэме "В лесу", сочиненной двумя-тремя годами раньше. Картина проста, образы ее будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу - это музыка; прямые стволы сосен - струны; ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны. Пейзаж здесь - лишь символическая форма, в которой излагается замысел: для воплощения мыслей и чувств. Порожденные живой природой, автор использует приемы широко распространившегося художественного течения.

В основе работ художника 1905-1906 годов лежит размышление о стремлении людей к счастью. О жажде истины, справедливости, братства. И о жестокости действительности, в которой сгорают искры надежд.

Теплыми отношениями навеяна тема одной из самых романтических и возвышенных по духу работ Чюрлениса "Дружба" (1906), которую он подарил Брониславе Вольман. На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту... Чюрленис назвал свою аллегорию многозначительно "Дружба".

Ей же посвящен целый ряд его музыкальных сочинений, включая и самое значительное из написанного композитором - симфоническую поэму "Море".

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин "Сотворение мира" и "Знаки Зодиака".

Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы... Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность... Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу - надпись по-польски: "Да будет!" Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

К приходу весны 1910 картины Чюрлениса выставляются на выставках, которые следуют одна за другой в Вильнюсе, в Варшаве, в Москве, в Петербурге. Имя его начинают с уважением произносить не только в узком кругу живописцев, знавших его лично, но и в более широкой среде художественной интеллигенции, в кругах любителей живописи. В своих критических статьях Александр Бенуа называет Чюрлениса в числе талантливых мастеров России. Когда в 1910 году возрождается общество "Мир искусства", Чюрлениса признают одним из его членов. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей - в Мюнхене.

Чюрленис разделяет участь многих великих талантов: слава опаздывает. 10 апреля 1911 года - ему не исполнилось и 36 - Чюрленис умирает.

В течение двух-трех лет после его кончины устраиваются большие выставки его работ в Петербурге, Москве, Вильнюсе, его картины выставляются на Второй международной выставке постимпрессионистов в Лондоне, в концертах начинают играть его музыку, о нем пишутся уже серьезные статьи, публикуются первая книга и посвященный Чюрленису монографический сборник.

Творческая биография Чюрлёниса очень коротка: первые уроки рисования он начал брать в 27 лет, в 32 уже выставил свои первые работы. А через три года его не стало.

Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

Однажды с дрейфующей станции «Северный полюс – 18» была получена радиограмма. Радиограмма гласила: «НАЙДИ БИБЛИОТЕКЕ В ЛЕДЯННЫХ ПРОСТОРАХ ПИНЕГИНА СВЕДЕНИЯ ЧЮРЛЁНИСЕ». Радировал знакомый физик, дрейфовавший на полюсе в составе экспедиции СП-18.

Н.В. Пинегин – известный полярник, который был также и художником, учившемся в Петербургской академии. Один из друзей и ближайших сподвижников полярного исследователя Г. В. Седова, Пинегин участвовал в драматическом походе «Св. Фоки» к полюсу. Зимовка путешественников на Земле Франца Иосифа была, как известно, для Седова последней: он погиб при попытке достичь полюса по льду.

В своих записках Пинегин и рассказывает о героической экспедиции русских полярников. Описывая зимовку на Земле Франца Иосифа, Пинегин говорит о полуострове Рубини Рок и добавляет здесь же: «Его двухсотметровые обрывы неприступны… В мглистый день, когда мы увидели те массы, они походили на видения художника-фантаста Чюрлёниса.

Впоследствии, при съемке бухты Тихой, эти мысы были названы «горами Чюрлёниса». Этот нерукотворный памятник, поставленный Чюрлёнису самой природой и героями-путешественниками, появился на полярной карте спустя лишь два года после смерти художника…

В пятидесятых годах советские ученые побывали около Гор Чюрлёниса, и один из участников этой экспедиции, В. Маркин, опубликовал в своей книге фотографию, из которой ясно следует, что седовцы, глядя на бухту Тихую, вспомнили именно «Покой» Чюрлёниса, картину, которую Пинегин, а возможно, и Седов видели на выставке в Петербурге. Такова была сила этой живописи: художник создал поэтический зрительный образ, который продолжал жить в сознании путешественников. вступивших в величественную схватку с полярной природой. Это лучшее доказательство того, что настоящее искусство необходимо людям даже в самые трудные минуты.

В 1918 году Советское правительство Литвы специальным декретом национализировало картины Чюрлениса, причислив к "творениям гениев человеческой мысли". Вскоре был учрежден Государственный художественный музей Чюрлениса в г. Каунасе.

Музей был основан в 1921 г. В 1936 г. скромная галерея была преобразована в большой музей культуры им. Витовта. С 1944 г. музей носит имя Чюрлениса.

Микалоюс Константинас Чюрленис был музыкантом, художником, поэтом. Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гений – тот, кто творит новый, свой собственный мир.

Если бы жизненную и творческую дорогу Чюрлёниса мы захотели обозначить каким-то словом, указывающим на путь, который он прошел, то это было бы слово неудовлетворенность.

Чюрлёнис опередил свое время. Вестник далекой Страны мечты, он явился, чтобы пробудить в сердцах стремление к поиску, жажду крыльев и высокого-высокого полета.

Любимое занятие Чурлёниса – рассматривать созвездия вечернего неба. Рядом с Чюрлёнисом нельзя было быть плохим человеком. В этом человеке было что-то необычайно достойное: никакой позы, всегда спешит советом и помощью, в общении доброжелателен и тонок.

Шевелюра пышных светловатых волос, добрые даже в улыбке нередко печальные глаза, иногда горящие восторгом или юмором, и сама улыбка, которую описать труднее всего, и тихие слова: «Не сердитесь»…

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурлянис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.

Краткая биография Чюрлёниса

Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать - Адель (по национальности немка).

Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.

В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.

Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).

В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.

В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.

Первая выставка работ Чюрлёниса прошла в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.

Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).

Основные произведения Чюрлёниса

В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.

Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).

Предмет: музыка

Класс: 1 класс

Тема раздела: «Музыка и ты»

Тема урока: «Художник, поэт, композитор»

Номер урока в теме: урок №18

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 1 класс».

Дата проведения урока ______________

__________________________________

__________________________________

Цель урока: с помощью практической, слуховой, исполнительской деятельности подвести ребят к осознанию того, что все виды искусства связаны между собой и с жизнью. Показать особенности изображения нового дня в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Задачи урока:

Образовательная :

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

Дать понятие: художник,поэт,композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;

Развивающая :

Создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

Создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

Будут уметь рассказывать, какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.

Личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, опреде-ление основного настроения и характера музыкального произведения

Метапредметные :

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

РегулятивныеУУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Тип урока : усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся : коллективные, групповые (пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования : музыкальный центр, баян. ноутбук, проектор,

Ход урока

1. Организационный этап.

Дети входят в класс под музыку

Музыкальное приветствие.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Муза приглашает нас на новый урок. Она привела к нам на гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор)

Тема урока: «Поэт, художник, композитор».

3.Актуализация знаний.

Муза не просто пригласила поэта, художника, композитора, она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?»

Как вы думаете, что ответил каждый из них. Какие слова на воздушных шариках соответствуют изображениям поэта, художника, композитора? (слова- поэт, звуки- композитор, краски- художник)

1.Чем рисуют художники? (красками)

2.Чем рисуют композиторы? (звуками)

3.Чем рисуют поэты? (словами)

4. Первичное усвоение новых знаний.

А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».

Первым за работу взялся художник

Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками)

Давайте посмотрим, как он рисует свои картины

Беседа по картине «Утро» В. Васильева.

  • Что изображено на картине?
  • Какое время суток нарисовал художник?
  • Какими красками он изобразил этот пейзаж?
  • Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
  • Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?
  • Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?

Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня». красками.

Потом за работу взялся поэт И. Никитин. Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своём отрывке из стихотворения «Утро".

Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

  • Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?
  • Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?
  • Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов?
  • Чтение стихотворение с пластическими движениями.

Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло». .

5.Первичная проверка понимания

Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро» и картины В. Васильева «Утро».

Что общего в изображении утра поэтом и художником? (ответы) Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.

В чем отличия? Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы увидели картину.

А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»?

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями. – Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.

Слушание: Э.Григ «Утро»

Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы)

– Какие краски вы использовали, почему?

Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.

Какие инструменты исполняют это произведение? (оркестр)

Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня» ?

Разминка: А теперь встанем и протянем свои руки к солнышку, а теперь представим, что наши руки лучики, а мы солнце, покажите как всходит солнце.

6. Первичное закрепление.

Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт? (все)

Каждый по – своему увидел и изобразил картину «пробуждение нового дня» , используя свои средства выразительности. Давайте объединим все три вида искусства картину, стихотворение и музыку.

ПРОСМОТР: Видео «Самая счастливая» Автор текста (слов):Ибряев К.Композитор (музыка):Чичков Ю.

Понравилось?

Вокально- хоровая работа. Работа над песнями

1. Наследники победы

2. Мой дедушка герой

7.Информация о домашнем задании.

Вот какая история произошла у нас сегодня на уроке. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами рисуют свои образы «пробуждения нового дня», а художники рисуют свои. Всё творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия.

Д/З: Найдите стихотворения о утре.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Но лучше всех на уроке работали… …………………………………

До свидания, до встречи с музыкой! Выход под музыку




Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней