Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древние цивилизации. Древние Афины

РАННИЕ АФИНЫ

В афинский полис, один из самых крупных в Греции, входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. Расположенная на полуострове, напоминающем по форме рог и глубоко вдающемся в море, на севере Аттика граничила с Беотией, на западе – с областями на перешейке Истм. С востока и юга ее земли омывались водами Эгейского моря. На территории Аттики, кроме ее «столицы» – известного еще с микенской эпохи города Афины, находилось еще несколько небольших городков (Элевсин, Марафон, Браврон и др.), а также множество демов – сельских поселений. Впрочем, афинский полис не всегда был таким большим. Он сложился постепенно, путем синойкизма. Сами афиняне приписывали образование полиса легендарному царю и герою Тесею, жившему, согласно мифам, еще до Троянской войны. Однако в действительности этот процесс занял несколько веков, начавшись в гомеровский период, а завершившись уже в начале архаической эпохи. Когда в начале VII в. до н. э. в состав полиса вошел находившийся на границе с Мегарами Элевсин, важный религиозный центр с прославленным святилищем богини Деметры, объединение областей Аттики вокруг Афин завершилось.

Афинский синойкизм, в отличие от аналогичных процессов в других греческих полисах, не сопровождался переселением всех жителей полиса в главный город. В архаическую эпоху еще более половины граждан Афин жило в сельской местности.

Рельеф Аттики был достаточно разнообразен: невысокие горные хребты (Гиметт, Парнет, Пентеликон) чередовались с каменистыми равнинами. Естественные ресурсы Аттики нельзя назвать ни слишком обильными, ни слишком скудными. Почвы были мало пригодны для выращивания зерновых культур, поэтому афиняне всегда ощущали недостаток в хлебе и были вынуждены импортировать зерно. В то же время для культивирования оливковых деревьев условия были весьма благоприятные. Оливы (маслины) были одним из главных богатств Афин. Не случайно оливковое дерево почиталось как священный символ покровительницы афинского государства – богини Афины. По греческим меркам, Аттика была богата полезными ископаемыми. На юге области, в Лаврии, имелись крупные месторождения серебра. Эти рудники, когда они стали интенсивно разрабатываться, в классическую эпоху превратились в один из главных факторов экономического процветания Афин. В Аттике добывались также мрамор и высококачественная глина, пригодная для производства керамики.

Жители Аттики принадлежали к ионийской субэтнической группе греческого этноса. На ранних этапах истории государства, когда полис находился еще в стадии формирования, гражданское население разделялось по родо-племенному принципу. Важнейшими и наиболее крупными единицами являлись четыре филы (т. е. племени); каждый афинский гражданин входил в какою-либо из фил. Фила делилась на фратрии – объединения культового характера. Фратрию, в свою очередь, составляли роды. Однако членами родов являлись не все жители Аттики, а только аристократы; принадлежность к какому-нибудь роду являлась, таким образом, подтверждением знатного происхождения лица.

Афинский Акрополь. Фотография

В то же время постепенно начинается территориальное деление полиса: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия – на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и эти небольшие округа являлись наименьшими территориальными единицами. Каждая навкрария обязана была на свои средства содержать военный корабль, являвшийся частью афинского флота.

Столица полиса – Афины – располагалась в центральной части Аттики, в нескольких километрах от побережья Саронического залива, в долине небольшой, летом пересыхавшей речки Кефис. Главный афинский холм – Акрополь – был религиозным центром полиса и его цитаделью. На нем размещались храмы, дома правителей, а также городские оборонительные укрепления, так как в эпоху архаики Афины не были окружены стеной. На некоторых из соседних с Акрополем холмах (Ареопаг, Пникс и др.) также находились общественные сооружения и святилища. Неподалеку от подножия Акрополя находилась Агора – главная городская площадь, один из центров политической жизни.

Афины существовали уже во ІІ тысячелетии до н. э., в микенскую эпоху. Возрастанию роли Афин способствовало то обстоятельство, что дорийцы, сокрушившие микенскую цивилизацию, практически обошли Аттику стороной. А потому состав населения области, по сути, не изменился, появились только ахейские беженцы, которые спасались в Аттике от дорийцев. Здесь не было пришлых завоевателей,как в Спарте, и не было людей зависимых, подобных илотам. Относительная бесконфликтность (континуитет) афинской истории между II и I тысячелетиями до н. э., несомненно, сыграла свою роль в дальнейшем, ный для Греции эпохи «темных в меньшей степени. Период X– VIII вв. до н. э. был для Афин даже временем относительного процветания, особенно в экономическом отношении. В частности, аттическая расписная керамика геометрического стиля была, пожалуй, лучшей в Греции. Однако к VII в. до н. э. развитие этого полиса замедляется, и Афины становятся одним из рядовых, хотя и крупных государств греческого мира.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя (V в. до н. э.)

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла аристократия – евпатриды (т. е. сыновья благородных отцов). По удельному весу знати в составе населения афинский полис едва ли не превосходил все остальные греческие государства. Одной из причин этого был приток в Аттику на рубеже ІІ-І тысячелетий до н. э. бежавших от дорийцев аристократов из Пелопоннеса. Этих беженцев радушно принимали в Афинах; один из знатных родов, пришедших в Аттику из Пилоса, основал даже последнюю афинскую царскую династию Медонтидов.

На протяжении всей архаической эпохи аристократы прочно держали в своих руках все рычаги власти в Афинах. Они постепенно добились сокращения полномочий басилеев, а потом и ликвидации их правления. Срок пребывания царя у власти был ограничен десятью годами, а позднее снижен до годичного. Должность царя из наследственной превратилась в выборную и стала доступной представителям не только династии Медонтидов, но и других знатных родов. Чтобы ограничить власть правителя, для управления полисом были введены различные государственные должности.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. В него входили архонты, у которых истек срок их пребывания у власти; они оставались членами ареопага пожизненно. Именно ареопаг, пользовавшийся большим авторитетом, имел право назначить гражданина на должность архонта. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Народное собрание в Афинах вплоть до VI в. до н. э. не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии и, кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII в. до н. э. широкое распространение получила долговая кабала; на крестьянских земельных участках появились горосы (закладные камни), знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

Таким образом, в социально-экономической и политической эволюции афинского полиса на протяжении первых двух столетий эпохи архаики проявлялись тенденции, характерные для греческого мира в целом. При этом темпы развития Афин можно определить как средние – более быстрые, чем, скажем, в полисах Беотии и Фессалии, но более медленные, чем в таких развитых государствах, как Коринф, Мегары, Халкида. В частности, афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо такой большой, по греческим меркам, полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII в. до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону черноморских проливов и основали на малоазийском побережье колонию Сигей.

В 636 г. до н. э. в Афинах впервые была предпринята попытка установить тиранию. Власть попытался захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона, и его мятеж был относительно легко подавлен властями полиса; при этом, правда, не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Неудача заговорщиков показала, что Афины еще не готовы принять тиранический режим. Однако мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

Пресечь междоусобные распри был призван первый греческий свод письменных законов, созданный в 621 г. до н. э. законодателем Драконтом. Важнейшее место в этом своде занимали законы об убийствах. Их соблюдение должно было если не ликвидировать окончательно кровную месть, то, во всяком случае, поставить наказание под контроль государства. Отныне родственники убитого обязаны были передавать дело о наказании на рассмотрение суда ареопага, а не расправляться с убийцей самовольно.

Итак, к рубежу VI-VI вв. до н. э. в жизни афинского полиса наметились два важнейших процесса: постоянная борьба аристократических родов и растущее закабаление демоса. Оба этих процесса серьезно подрывали стабильность государства. Чтобы поправить ситуацию, были проведены реформы, которые, правда, не помогли полностью изменить положение. Но они резко ускорили развитие Афин, превратив этот полис в один из самых значительных в Элладе, что со временем позволило ему стать политическим, экономическим и культурным центром греческого мира.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Древние Афины АкропольОлива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

13.6. Раздробленная статуя Афины Никита Хониат, рассказывая о пленении Царь-Града в 1204 году, сообщает следующую интересную подробность. Ещё до взятия города, когда он был окружён врагами, «пьянейшие из городских пьяниц БРОСИЛИСЬ НА СТАТУЮ АФИНЫ, стоявшую на колонне среди

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

АФИНЫ Именно в эту эпоху вторжений, завоеваний и восстаний началось восхождение Афин к пику своего могущества. Когда же оно стало доминирующим государством своего региона, таким, каким оно знакомо нам по многим страницам мировой истории, его литература и изящные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Степные Афины Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, железо в качестве полезного металла было открыто около 1500 года до н. э. в Азии в регионе между Кавказом и тем, что сейчас называют Малой Азией. К 1300 году до н. э. добыча и обработка руды стали важным занятием у хеттов, живших на

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Афины 1 В дополнение к более крупным по объему книгам общефилософской, общекультурной и общеисторической тематики, которые перечислены ниже в «Рекомендациях для дальнейшего чтения», особый интерес представляют Life Magazine; The Athenian Agora; Athens and Environs.2 Напомню вам, что первый

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э. в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.К 1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавших в теперешней Анатолии. Тогда

автора Ллевеллин Смит Майкл

«Старые Афины» Афиняне любят вспоминать о «старых Афинах». Существует целая категория ностальгических песен: «Встреча в Афинах», «Афины и снова Афины», исполняемых замечательной Софией Вембо, «Афины в ночи», «Афинское танго», «Прекрасные Афины» и знаменитые «Афины» -

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Афины военные Во время хаоса первых двух десятилетий XX века Афины оставались все тем же городом с населением, выросшим с 217 820 человек в 1910 году до 292 991 человека в 1921-м. Премьер-министр Венизелос провел радикальную финансовую реформу, преобразовал силовые структуры,

Из книги Социология невежества автора Штайнзальц Адин

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Почему Афины? Борьбу греков против персов возглавили два самых сильных греческих государства – Спарта и Афины. Причем спартанцы и от войны пострадали меньше, и считались главными победителями: именно их пехота сокрушила персов в решающей битве при Платеях (479 г.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 26. Древние Афины Природные условия АттикиАттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

Афины По утверждению Страбона, Аристотель был величайшим собирателем книг на все времена и «научил египетских царей, как организовать библиотеку». Мы видим, что он это сделал очень опосредованно, поскольку первую Александрину организовал ученик его последователя

На весь мир прославлен этот поистине легендарный греческий город. Столица древней и современной Греции за свою историю пережила величайшие взлеты и не менее эпичные падения. Словно птица Феникс Афины возрождались после разрушительных войн, захватов и природных катастроф. При этом грекам удалось сохранить часть исторического наследия города: сегодня руины Акрополя и останки античных скульптур соседствуют с фешенебельными отелями и современными торговыми центрами. Об особенностях самого важного греческого полиса и пойдет речь в сегодняшнем материале.

История этих славных мест насчитывает почти десять тысячелетий. Точная дата основания города Афины неизвестна, но по распространенной версии поселения здесь появились в 7 тыс. до н.э.. Расположились они в южной части Аттики, где находятся невысокие горы, прикрывающие долину с поселениями с трех сторон.

Основателем Афин считают первого правителя в афинском царстве – царя Кекропа, который был наполовину человек, наполовину змей. По легенде, выбирая покровителя города, он задал богам простую задачу: сделать полезный подарок. Посейдон подарил фонтан, но вода в нем оказалось соленой и непригодной для питья. А богиня Афина одарила новый полис деревцем с необычными плодами – оливами. Кекроп выбрал подарок богини, в честь которой и назвали город Афины (Athens).

Апогея славы Афины достигли в 5 веке до нашей эры. Собственно с 500 до 300 г. до н.э. золотого века развития достигла вся Древняя Греция, а ее столица и вовсе стала колыбелью культуры, экономики и политики. Впрочем, политический строй греческой страны был таков, что Афины были не столько столицей Греции, сколько выступали в роли независимого государства. Полис оставался важнейшим центром античных времен вплоть до расцвета Римской Империи.

В третьем веке нашей эры Афины утрачивают былое величие и становятся провинциальным городком. Затем идут долгие столетия постоянных войн и захватов иноземными войсками, приводящие к разграблениям, разрушениям и даже сожжению Афин. Новый виток истории города начинается только в 19 веке, когда грекам удалось освободиться от диктата Османской Империи.

С 1833 года Афины официальная столица Греции. Добившись независимости, греческое королевство начинает быстро развиваться. Король Оттон Баварский намеревался вернуть стране былое величие и восстановить престиж столицы. Для этого в Афины вызвали архитекторов, спроектировавших в неоклассическом стиле несколько городских улиц и общественных зданий (в т.ч. Афинский университет, Национальный парк, площадь Синтагма и др). Постепенно город приобретал былой облик и в 1896 году на новом стадионе здесь провели первые современные Олимпийские игры.

20 век знаменателен началом археологических раскопок, которые помогают восстанавливать наследие античной Греции. В 1920 годах греки подписывают договор с турками об обмене населением, в результате чего на Афины накатывает волна переселенцев. К этому прибавляются удачные для греков договоры по Балканским войнам, после заключения которых территория и население страны, в т.ч. Афин, увеличивается вдвое.

Во времена Второй мировой город попадает под немецкую оккупацию, но после войны вновь продолжает стремительное развитие. Строительный и промышленный бум середины XX века, в начале XXI века приводит к транспортным и экологическим проблемам. На сегодняшний день часть их успешно удалось решить, чему во многом поспособствовала афинская Олимпиада 2004 года.

Современные Афины – это динамичный город, сочетающий античное наследие с яркой и бурной жизнью Европы XXI века. Здесь есть множество ночных клубов, брендовых магазинов, развлекательных центров и туристических отелей. Но над всем этим по-прежнему возвышаются древний Акрополь, Храм Зевса Олимпийского, Парфенон и останки древних театров.

Географическое расположение

Находятся Афины в материковой Греции, на юге Балканского полуострова. Полис расположился на центральной равнине Аттики, окруженной горами и заливом Сароникс. За годы активной застройки и заселения город вплотную приблизился к этим естественным границам. Так что дальнейшее расширение городской территории практически невозможно.

Греция это юго-восточная Европа, а Афины один из самых южных европейских городов. Но карта стран Европы вам вряд ли понадобится, а вот план города Афины пригодится любому путешественнику. Город очень большой, поэтому передвигаться без схемы улиц довольно затруднительно.

Население

Все знают, какая славная столица у Греции и, как называются основные достопримечательности Афин . Но, мало кому известно, что население города Афины составляет 1/3 всего населения страны! Только вдумайтесь, в одном городе проживает треть жителей государства.

Численность постоянного населения в Афинах на 2017 г. составляет более 3,5 млн. человек, в то время как общее количество жителей Греции на тот же год 10, 9 млн человек. При этом в столичном городе также проживают мигранты и часть местного населения, прописанного в других регионах. Приблизительно их число можно оценить еще в 500 тыс. человек. Вот какая вместительная столица у греков.

Климат

Как и вся страна, Афины находятся под влиянием средиземноморского климата. Он обеспечивает стабильно солнечное жаркое лето и продолжительную осень, по факту плавно переходящую в весну. Зимние заморозки в регионе встречаются редко.

Местность, где расположены Афины, отличается пониженной влажностью, поэтому летний зной переносится комфортно. Летние температуры достигают значения в +30°С и выше. Дождливых дней больше всего осенью, летом же выпадение осадков очень редкий случай.

Как добраться до Афин

До греческой столицы можно добраться самолетом, паромом и наземным транспортом.

Воздушная гавань города носит название Элефтериос Венизелос. Прилетев в аэропорт Афин , очень легко отправиться сразу в центр города. От терминала проложена ветка метро , а также из аэропорта в город отправляются многочисленные автобусы и пригородные поезда.

Порт Пирей – морские ворота в столичные Афины. Сюда причаливают иностранные суда, а также бесконечный поток местных паромов самой разнообразной вместимости. Учтите, что в зимний период, расписание кораблей часто нарушают капризы погоды.

Заехать в Афины на авто или автобусе можно по многочисленным магистралям и трассам. Расстояние, время в пути и комфорт маршрута, естественно, зависит от исходного пункта отправления.

Лучшее время года для посещения Афин определить трудно. Весной и летом самые жаркие температуры и пик сезона, но и стоимость отдыха дороже. Осенью и зимой спрос на отдых ниже, но погодные условия хуже. Впрочем, если хорошо поискать, то можно найти горячее предложение и отправиться на отдых в Греции и Афинах по скидке. Для этого просматривайте календарь низких цен на авиабилеты и онлайн-сервисы по подбору путевок и жилья.

Афины путеводитель

Здесь наш материал про отдых в Афинах подходит к экватору, и от сухих фактов и теории мы начинаем переходить к туристической практике, т.е. прогулкам по городу. Далее мы расскажем про самые интересные места Афин и уникальные достопримечательности Греции, которые сохранились в столичном городе. А также затронем нюансы и тонкости афинского туризма и, конечно же, поговорим про отели в Афинах.

Море и пляжи в Афинах

В пригороде столицы расположено много прибрежных поселков с ухоженными и обустроенными побережьями. Наиболее популярны у туристов следующие местные пляжи:

  • Вула;
  • Астерос;
  • Фалирон;
  • Алимас;
  • Акти Вульягмени.

Лучшее время для пляжного отдыха в греческой столице июль-август. Добраться до побережья можно на общественном транспорте. В большинстве случаев удобнее сесть на трамвай №3, т.к. линии идут вдоль прибрежной зоны. До Вульягмени курсирует автобус №122.

Районы Афин

Столичный греческий полис поделен на семь округов, но туристам рекомендуется селиться только в центре Афин. Это продиктовано как развитой инфраструктурой и близостью достопримечательностей, так и вопросами безопасности.

Плака

Самый исторически значимый район города, расположившийся у подножия Акрополя. Особо атмосферно в Анафиотике, западной части Плаки. Здесь узкие мощеные улочки и традиционные для греческой архитектуры невысокие белые домики создают впечатление действительно Древней Эллады.

В районе очень развита туристическая инфраструктура: много кафе, таверн, магазинов, отелей и развлечений. Богато и историческое наследие местности. Здесь можно познакомиться с античными памятниками, а также достопримечательностями времен византийского и турецкого господства.

Монастираки

Еще один старейший район города, вплотную соседствующий с Акрополем.

Монастираки фактически крупный торгово-исторический центр города. Здесь расположены знаменитые достопримечательности: Башня ветров , мечеть Фетия, библиотека Адриана. А какая прекрасная панорама открывается на Акрополь с местного Керамикса (античное кладбище). Другого такого вида на Древнюю Элладу не найти во всем городе.

Отдельно стоит упомянуть местный рынок и несметное множество магазинов на улице Эрму. Любителям шопинга и распродаж, несомненно, стоит селиться именно здесь.


Тисио

Спокойный и умиротворенный район, фактически парковая зона. Здесь можно отдохнуть от шумной городской суеты и насладиться прохладой местных парков. В то же время, географическое положение района позволяет легко добраться до центра Афин, расположенного на несколько сотен метров к востоку.

В Тисио также есть множество мест для культурного отдыха. В этом районе можно:

  • посмотреть на руины комплекса Агоры;
  • прогуляться по пешеходной улице имени Апостола Павла;
  • отправиться на холм Пникс;
  • посетить Афинскую консерваторию, обсерваторию и театр Дора Страту.

И не забывайте про местные магазинчики, лавки, кафе и таверны.

Синтагма

Название району дала историческая площадь, которую называют не иначе как сердце Афин . Именно отсюда берут свое начало экскурсии в исторические Плаку и Монастираки, а также просто прогулки по городу.

Возле Синтагмы находится Национальный исторический музей, который является бывшим зданием парламента. А на самой площади расположился уже современный парламент, являющийся своеобразной достопримечательностью этих мест. Туристы могут осмотреть фасад и некоторые помещения здания, а также проследить за торжественным ритуалом смены караула.

Еще Синтагма славится Национальным парком, где можно насладиться тишиной и видами природы.

Безопасность в Афинах

Мы уже ответили на вопросы когда лучше поехать в Афины и где лучше жить в столице. Теперь поговорим о том, как себя вести в этом огромном греческом полисе.

Общие правила

Столица Греции многолюдна, и это обстоятельство порой играет на руку мошенникам и грабителям. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, старайтесь всегда следить за своими вещами и выполнять эти небольшие советы:

  1. Держите сумки спереди, а не сзади или сбоку;
  2. Не кладите ценные предметы в задние карманы;
  3. Не гуляйте по городу с рюкзаками (со спины легче совершить кражу);
  4. Не вклинивайтесь в толпы митингующих и демонстрантов, чтобы вас не задержала полиция.
  5. В общественном транспорте будьте собраны и держите сумку у себя на виду.

В какие районы лучше не ходить

Как и любой крупный мегаполис, Афины таят в себе опасные кварталы и их неблагонадежных обитателей. На дальних улочках города много попрошаек, бездомных и воришек. В частности, дурно славит Афины район площади Омония, особенно улица Софеклос. В ночное время для туристов опасны портовые улочки Пирея, окрестности ж/д вокзала Ларисса и площадь Карассаки.

Окрестности Афин

Помимо осмотра самой столицы также можно отправиться в путешествие по пригороду. Столичные окрестности отличаются как природными жемчужинами, так и собственными историческими достопримечательностями. Так, здесь можно увидеть плавучий музей Авероф, покорить гору Парнита, посетить зоологический парк или совершить морской круиз на остров Эгина или Гидра.

А если вас не пугает расстояние в 70 км, то стоит отправиться на мыс Сунион и осмотреть храм Посейдона . Даже руины строения производят сильное впечатление, а то, что здесь было в античности сравнимо разве что с Парфеноном.

Как передвигаться по городу

Нужно сказать, что система транспорта Афин отлично развита, но не всегда спасает от изнурительных пробок.

На автобус, троллейбус, трамвай, метро и поезд в пределах городской черты действует единый билет. За 1,4 евро вы можете совершить 90-минутную поездку с пересадками на любые виды транспорта. Также в продаже имеются суточные билеты за 4, 5€, а сразу на 5 суток билет стоит 9€.

Трамваи

Общая протяженность трамвайных линий Афин составляет 27 км. Длинная линия пролегает вдоль побережья, а по центру ее идет ответвление к району Синтагма. В городе курсируют 3 маршрута:

  • №3 Нео-Фалира – Вула;
  • №4 Синтагма – Нео-Фалира;
  • №5 Синтагма – Вула.

Рельсы проложены по обособленным улицам, так что афинским трамваям не страшны общегородские пробки.

Автобусы

На автобусах можно путешествовать не только по греческой столице, но и по ее пригородам. Автобусный парк насчитывает 1800 машин, а число маршрутов достигает цифры 300.

Из важных замечаний отметим, что в Греции все остановки производят только по требованию. Надо внимательно следить за дорогой, чтобы успеть нажать кнопку «стоп» и выйти на своей остановке. Если же вы ждете автобус на улице, то чтобы водитель остановился, следует махнуть рукой.

Метро

Еще один вид транспорта, с которым вы не рискуете попасть в пробки. Метро объединяет все основные транспортные узлы: порт, ж/д вокзал и аэропорт. Всего в городе работают 3 ветки:

  • №1 Пирей – Кифиссия (зеленая);
  • №2 Антуполи – Эллинико (красная);
  • №3 Агиа Марина – Аэропорт (голубая).

Отметим, что в греческом метро нет турникетов. Но билет обязательно надо прокомпостировать и сохранять всю поездку, т.к. на маршрутах работают контролеры.

Такси

Официальное такси – это желтые машины с шашечками и знаком Ταξί. Автомобили могут быть разных марок, но все они оборудованы счетчиками, по которым и происходит оплата за поездку. Основные тарифы таковы:

  • По городу 0,7€ за км;
  • Пригород 1, 2€ за км;
  • Посадка + 1,2 € к сумме поездки;
  • Вызов по телефону + 2 € к сумме поездки.

В ночное время расценки повышаются вдвое. При поездках будьте внимательные, т.к. нередко встречаются водители, желающие «подзаработать» на туристах, увеличив счет за дорогу.

Аренда авто

В городе множество прокатных бюро, но арендовать автомобиль мы бы рекомендовали только для загородных поездок. В Афинах интенсивное движение, частые пробки и проблема с парковками, так что арендованная машина может стать только лишней обузой. За городом же личный автомобиль, наоборот, имеет преимущество перед сбивчивым расписанием общественного транспорта.

Достопримечательности Афин

Греческая столица невероятно богата уникальными памятниками и объектами культурного отдыха.

Музеи

Выставок с различными экспонатами в городе можно насчитать более 250. Но наиболее интересные музеи это:

  • Акрополь;
  • Агора;
  • Археологический музей;
  • Корабль «Авероф»;
  • Музей Кикладского искусства.

В разгар сезона музейные экспозиции открыты для посещения ежедневно.

Туристические улицы

Церкви и храмы

Религиозных сооружений в городе тоже не счесть. До наших дней сохранилась античная культура: Акрополь и его многочисленные храмы. Также в Афинах много православных храмов: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Монастырь Дафни, Храм Св. Георгия. Встречаются в городе и мусульманские памятники. Яркий пример – мечеть Цисдараки.

Экскурсии

Из Афин можно отправиться с экскурсией в любой уголок Греции. Если вы не хотите покидать столицу надолго, то отличным вариантом станет морская прогулка до соседних островов.

Отдых и развлечения

В Афинах есть чем заняться и помимо культурного отдыха.

Шопинг, магазины, сувениры

На улице Эрму расположено несколько десятков магазинов, в т.ч. брендовые бутики H&M, Zara, Benetton и многое другое. Здесь можно приобрести качественные вещи от европейских производителей.

Сувениры и подарки лучше закупать в небольших лавочках и на местных рынках. Оригинальным презентом станут изделия ручной работы из керамики или текстиля. Цены в Афинах высокие, но не забывайте, что греки всегда не прочь поторговаться.

Кухня и рестораны

Столичные рестораны предлагают туристам блюда местной кухни и популярные кушанья других стран мира. Кафе и таверн в городе чрезвычайно много, но если вам нужна только лучшая кухня с изысканными блюдами, то рекомендуем посетить Petrino, Lalloudes, Garbi и To Kofenio.

Клубы и ночная жизнь

В ночное время в столице жизнь не перестает бить ключом. Для завсегдатаев танцполов и зажигательных вечеринок работают лучшие ночные клубы города:

  • Villa Mercedes;
  • Baraonda;
  • Venue;

Большинство заведений поддерживает дресс-код (вечерние наряды). Вход на вечеринки платный, и в среднем составляет порядка 10 евро на человека.

Юным туристам в Афинах будет не менее интересно, чем взрослым. Тем более, если семья поселится в отеле с игровой комнатой, аниматорами и детским меню.

В городе детишек развлечет посещение аквапарка, планетария, зоопарка и различных аттракционов. Также ребятне нравится исследовать развалины древних сооружений. Но тут за чадом надо внимательно следить, чтобы ребенок не навредил ни руинам, ни себе.

Популярные отели Афин

В греческой столице более 2 000 отелей, гостиниц и апартаментов различного класса. Выделить из этого списка лучшее жилье вряд ли возможно. Можем только отметить те отели, которым туристы высказывают больше доверия и теплого отношения. Это такие заведения, как:

Отдых в Афинах разнообразен и увлекателен, здесь не придется скучать ни одному туристу. Нельзя умолчать и недостатки мегаполиса: многолюдность, экологические проблемы, дорожные заторы и уличное хулиганство. Но если учесть перечисленные в материале рекомендации и тщательно спланировать отдых, путешествие оставит в памяти только приятные впечатления. Удачных поездок и незабываемых приключений!

Одноклассники

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» - властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла.
Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Примечательно время правления Драконта. От его имени пришло в современность понятие «Драконовские законы». Этот жестокий правитель установил весьма опасные порядки. Согласно им, жителей наказывали смертной казнью даже за самые незначительные провинности. К примеру, лишить жизни могли за кражу луковицы.
В Древние времена в Афинах царило имущественное неравенство. Но в 6 веке до н.э. этому был положен конец. Всему виной нарастающие стычки между знатью и простыми жителями-бедняками. Кровопролитные волнения подавили избранием архонта, который в итоге, благодаря своей сообразительности, навел всеобщий порядок. Солон отменил драконовские порядки и начал строить прекрасное общество, проводя реформы в основных сферах жизни афинян.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.


Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

  • 1. Фивы.
  • 2. Магар.
  • 3. Коринфа.
  • 4. Афины.

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.


Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Римское господство продолжалось до 3 столетия. При этом Афины не теряли своего высокого положения в Греции, пока не пришли германские воины-герулы и не уничтожили все практически до основания. Сохранились лишь культурные ценности, некоторые учреждения, например, школы. Кстати, это время дало миру известнейшего римского императора Юлиана, который как раз обучался в одной из афинских школ. Впрочем, он же закрыл эти учебные заведения.
Центр эллинизма «ушел» в Македонию, Афины быстро приходили в упадок. Негода богатый город стал больше похож на периферию, маленькую деревеньку. Численность населения в 500-гг. новой эры составляла всего лишь 20 тысяч человек.
Дальнейшая история Афин далеко не радужна, а скорее печальна. Город много раз осаждали, грабили. Акрополь, который был непревзойденным дворцом, потерял свое величие. В середине 15 века в Афины вошли Турки. А им, в свою очередь, пришлось отстаивать город от набега венецианцев. В тот период сильно пострадал значимый памятник архитектуры Парфенон. Он практически пал под обстрелами венецианских орудий.
Возрождение столицы
Афины стали столицей государства в начале 19 столетия. Тогда город был больше похож на провинциальную деревню, но свободную от османского ига. Правивший в те годы король Оттон приказал возродить некогда прекрасный город. Началось интенсивное строительство. За основу был взят проект архитектора Лео фон Клензе.
Еще больше кварталов появилось в начале века 20. В город съехались беженцы из территорий Малой Азии. Вторая мировая принесла Афинам новые беды. Город заняли гитлеровцы. Но с победой над фашистами, в Афины пришло процветание и новое возрождение.
Сейчас Афины – крупнейший мегаполис Греции – столица Олимпийских игр. Они здесь проводятся вновь с конца 19 в. Тысячелетняя слава этого города не забыта и ныне. Даже в 20 веке город еще сотрясали политические перевороты, но культурная деятельность при этом не останавливалась. В 1981 году Греция вступила в Евросоюз, что дало стране и, конечно, ее столице, огромные привилегии в качестве инвестиций.
Итак, Афины по сей день остается заветной мечтой тех туристов, которым пока не довелось побывать в столице Греции. Величественная архитектура, культур, традиции, прекрасная история. Все это сохранено в многочисленных музеях древности.

    Государственное образование в Греции

    В 338 г. до н.э. разразилась война Македонии с Грецией, которая была объявлена Священной, поскольку поводом к ее началу послужило осквернение жителями Амфисса земель, принадлежавших Дельфийскому святилищу. В августе царь Филипп во главе всего македонского войска вступил в Элладу.

    Крит. Фортетза - венецианский замок в Ретимно

    Отправляясь в поездку на остров Крит, непременно посетите венецианский замок Фортетза в городе Ретимно. Крепость высится на холме Палеокастро (Старый Замок), который находится в центре древнего поселения. Вы можете увидеть замок почти с каждой точки города.

    Афины. Город великих поэтов и философов.

    Город Афины - столица Греции, сердце культуры, сохранившее множество памятников древних цивилизаций. Нам не известен другой город в мире, который имел бы историю и прежде всего славу города Афины. Благословлённый не только природой, но и богами, город Афины является тем городом, где в течении классического периода были созданы высокие идеалы, величество, красота и правдивость, являющиеся единственным правдивым лучом света человеческой мудрости и вдохновения.

    Монастырский комплекс Метеоры Греция

    Метеоры в Греции– это один из самых крупных комплексов монастырей. Наряду с Афоном, здесь действует собственное управление, подчиняется монашеское государство митрополии Стаги и Метеор. Особенность комплекса заключается в его труднодоступности – все монастыри расположены на верхушках отвесных скал, которые словно огромные столбы возвышаются над поверхностью горного массива Пинд.

Древние Афины был полисом древней Греции и одним из важных городов древнего мира в целом. Границы Древних Афин включали большую часть сегодняшней Аттики.

Расцвет западной цивилизации начался более чем 2500 лет назад в Аттике, в маленьком греческом государстве и в частности, в древних Афинах.

В начале V века до н.э. Афины практически были разрушены.

Акрополь, один из самых известных исторических памятников в мире в древние времена был религиозным и политическим центром города. Но 480 до н.э. здания Акрополя были сожжены дотла 300-тысячной армией персов, которые вторглись в город, под руководством грозного и прославленного царя Ксеркса.

Афиняне покинули город и персы заняли Афины. Казалось, что это был конец для Древних Афин, но в ближайшие 50 лет, город становится культурной столицей всего греческого мира и колыбелью современной западной науки и философии. С блеском перестраивается Акрополь и к 430 году до н.э. его украсили самые красивые памятники в мире, с самым важным Парфеноном, храмом Афины Девы.

Как возродился из пепла древний город Афины и стал одним из крупнейших городов в древние времена?

Кто были лидеры, архитекторы и художники, которые сделали уникальную историю древних Афин?

Золотой век Афин


После блестящей победы над персами и отступлением их из Афин, к власти в Древних Афинах приходит лидер, который сделал свой город культурной и военной силой в греческом мире. Звали выдающегося государственного деятеля Перикл, он не только провёл демократические реформы, но и укрепил армию, построил некоторые из самых замечательных памятников всех времен. 30 лет был у власти Перикл, он внёс больший вклад в развитие афинской демократии , Цитадель, которая была полностью уничтожен персами, была восстановлена. Основным зданием был Парфенон , но были построены и другие храмы, которые стали шедеврами мирового искусства.

Перикл ввёл город в «золотой век» и сделал имя Афин бессмертным. Это был век больших художников таких, как скульптор Фидий , великих философов таких, как Сократ и Платон , знаменитых театралов таких, как Софокл и Еврипид, заложившие основы трагедии, комедии и драмы.

Перикл умер в 429 до н.э. после чумы, которая стоила жизни многим жителям Афин. Но его достижения остаются непревзойдёнными. Афины того времени были венцом динамического общества, а время его правления, принято называть «золотым веком Перикла».

Греция - это страна с великолепными пейзажами. Древние греки верили, что в лесах, на горах и в воде жили боги, богини, другие сверхъестественные существа. Они верили в абсолютную власть богов , которые могли бы им помочь, или навредить. Религиозные праздники проходили в течение всего года, в ходе которых люди приносили жертвы богам.

Первые люди появились на территории Греции в начале бронзового века, которые мигрировали из огромной территории Евразии. Первые греки были воинственные племена, они постоянно воевали друг с другом, чтобы занять более богатые и плодородные места. Первые поселения были в основном примитивными сельскими общинами. Между 1500 и 1200 гг. до н.э. произошёл популяционный взрыв, который привел к высоким культурным и технологическим достижениям. Дворцы и храмы поднимались ввысь повсюду, некоторые остатки которых мы можем видеть еще и сегодня.

Это создало подходящий фон для легенд и мифов : поэмы Гомера , мифы про «аргонавтов» и «подвиги Геракла». Некоторые долго считались легендами, как троянская война, отписанная Гомером. Однако, в 1870 году, немецкий археолог Шлиман, обнаружил руины Трои. Город действительно был разрушен войной, которая велась длительное время.

В районах Аттики было обнаружено интенсивное присутствие человека в эпоху неолита. Древнюю Аттику заселяли ионийцы - одно из основных древнегреческих племен, обосновавшихся в южной Греции в начале 2 тысячелетия до н.э. В Аттике постепенно сложился особый ионический диалект, который стал языком литературы и искусства в древности. С приходом дорийцев, в конце 2-го тысячелетия (около 1100 года до н.э.), ионийцы отстояли свои границы, Аттика была одной из немногих мест Греции, которую не удалось захватить дорийцам.

Современные Афины


Город Афины живет и процветает и поныне. Современный город сосредоточен вокруг Цитадели, он включает различные руины древних лет, доказывая, что это место, когда-то достигло вершины своего развития, повлияв на всю европейскую культуру.

Город с населением около 5 миллионов человек, живёт воспоминаниями о мире, который потерялся. Во многих местах мы наблюдаем различные исторические периоды Афин , некоторые постройки и здания, всё ещё хранят тайны древних эллинов.

До сих пор, как и в древности, над городом гордо возвышается великолепный Акрополь с прекрасными храмами.

«Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией. Отчасти, это заслуженно, потому что многие достижения эллинской цивилизации появились в Афинах. Город подарил Греции десятки философов, поэтов, драматургов, ораторов, историков, политиков. Афины властно тянули к себе лучших людей Греции. Дань уважения городу отдавали даже завоеватели-римляне, которые щадили мятежные Афины ради славы их предков.»

Микенская и Гомеровская Греция

Территория Афин была заселена с неолитической эпохи. К XV веку до н. э. относят появление на этом месте ахейского города. На Акрополе стояли цитадель и дворец. Но Афины Бронзового века никогда не были крупным политическим центром, как Микены, Тиринф или Пилос.

Неясно, пострадал ли город от дорийцев. Сами афиняне всегда гордились тем, что были автохтонным населением этой земли, а не переселенцами как другие эллины. Тем не менее, начало Гомеровской Греции было периодом спада экономического развития Афин. В XI веке до н. э. началась ионийская миграция, многие афиняне отправились за море и основали новые города на побережье Малой Азии.

Примерно с 900 года до нашей эры Афины стали крупным центром торговли. В период «темных веков» и эпохи Архаики Афины развивались, как и другие греческие государства. Согласно традиции, государством долго правили цари. Отмену царской власти историческая традиция относит к 752 году до н. э., когда наследственного басилея сменили три должностных лица – басилей, полемарх и архонт. Первый отвечал за религиозную сферу, второй был командующим армией, а третий занимался внутренними делами государства.

Аристотель писал, что сначала ввели должности трех архонтов, а позже их число было доведено до девяти. Бывшие архонты пополняли совет Ареопаг, который пользовался влиянием в Архаических Афинах. Членство в этом совете было пожизненным. Монархию в полисе сменили аристократическая республика. В IX-VIII веках население Аттики росло. Погребения того времени становятся богаче, в них находят предметы роскоши. Но в конце VIII века что-то случилось, и полис стал приходить в упадок. Высказывались теории об эпидемии или засухе в это время. К тем же годам относят рост числа находок в культовых местах. Стихийные бедствия могли быть причиной рост религиозности жителей Аттики. Торговля пришла в упадок, и афиняне стали больше заниматься сельским хозяйством.

Синойкизм и присоединение Элевсина

Важным процессом, который позволил Афинам стать могущественным полисом был синойкизм. Этим словом называли объединение нескольких общин в одну. Афиняне сумели создать единое государство, территория которого была сопоставима с территорией соседней Беотии, где было несколько отдельных городов-государств. Древние приписывали синойкизм легендарному царю Тесею. Согласно им, герой объединил Аттику, которая состояла из двенадцати независимых государств. Синойкизм не предполагал переселения жителей Аттики в город у подножия Акрополя. Он заключался в ликвидации всех локальных органов власти, место которых теперь занимал один общий совет в Афинах.

На западе Аттики располагался полис Элевсин . Он существовал с Микенским времен. В VIII-VII веках до н. э. Афины воевали с Элевсином, и борьба закончилась включением этого полиса в состав Афинского государства. Близкие по времени к событиям источники очень скупо сообщают о войне. Предания греков рассказывали о войне, где афинянами командовал легендарный царь Эрехтей, а элевсинцами царь Эвмолп. По другой версии Элевсин подчинил внук Эрехтея Ион. Во время раскопок в Аттике нашли остатки старой пограничной стены между территориями двух полисов. Вероятно, конфликт не решился одной битвой, а тянулся на протяжении многих лет. В VII веке до н. э. город стал частью Афинского полиса. После подчинения Элевсин сохранил свои органы управления, которые занимались внутренними делами. Знать города, которая была связана с культом мистерий, сохранила высокое положение в афинском государстве. В Афинах был построен храм Элевсиний, и празднество мистерий отныне начиналось там. Но сами мистериальные таинства остались под контролем элевсинских родов.

VII-VI века до н. э.: законодатели и тираны

К концу VII века до н. э. Афины были аристократической республикой. Жители подразделялись на четыре филы: Гелеонты, Эгикореи, Аргады и Гоплеты. Их эпонимами были сыновья легендарного Иона. Каждая фила состояла из трех триттий. Во главе фил стояли филобасилеи, которых избирали из знатнейших граждан. Сословно население делилось на три категории – знатные эвпатриды, земледельцы геоморы и ремесленники демиурги.

В эпоху Архаики во многих греческих полисах честолюбивые люди захватывали власть и становились тиранами. В Афинах попытался стать тираном аристократ Килон . Он был юношей из знатного рода, зятем тирана Мегар Феагена. В 640 году до н. э. Килон одержал победу на Олимпийских играх. В ту эпоху победа в Олимпии давала ее обладателю статус, близкий к сакральному. Дельфийский оракул дал юноше прорицание, чтобы он захватил Акрополь в день величайшего праздника в честь Зевса. Килон посчитал, что Олимпийские игры и есть этот праздник, и с группой сторонников захватил Акрополь. Афиняне не приняли тирана и под предводительством архонтов осадили Килона и его соратников. После долгой осады несостоявшийся тиран и его брат бежали, а их соратники сдались.

В 621 году до н. э. в Афинах были приняты знаменитые законы Драконта. Об этом человеке почти ничего не известно. Он не занимал должность архонта, когда были записаны его законы. От свода Драконта сохранился только раздел об убийстве. Законодатель делал различия между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Свод законов давал возможность помириться убийце и родственникам убитого.

Об остальной части законов Драконта есть только упоминания, которые говорят о необычайной суровости законов. Законы Драконта об убийстве действовали еще в IV веке до н. э., но предполагают, что остальную часть свода отменили. Законодательство Драконта было не реформой, а записью обычного права афинян, которое действовало и до него.

Законодательство Драконта не решило противоречий в полисе, и в первом десятилетии VI века до н. э. на сцену вышел новый законодатель – Солон. Этот человек происходил, как и все лидеры того времени, из знатного рода. В древности он имел репутацию мудреца. Сохранились стихи Солона, где он говорит о своей деятельности. Среди его законодательных мер было разделение афинян на четыре группы на основе имущественных ценза. Выходцы из разных имущественных групп имели неодинаковые политические права. На должность архонта избирали представителей первых двух групп. Беднейшие граждане, феты, вообще имели право только на доступ в народное собрание и суды. Также законодатель предпринял меры для освобождения афинян, попавших в долговую кабалу.

После реформ Солона жизнь полиса шла своим чередом – за власть соперничали политики, происходившие из знатных семей. Одному из них суждено было стать правителем Афин.

Писистрат родился около 600 года до н. э. в знатной семье, которая возводила свое происхождение к царю Пилоса Нестору. В 560-е годы до н. э. будущий тиран прославился как полководец: во время войны с Мегарами он захватил их укрепление Нисею. После своей победы Писистрат стал одним из трех самых влиятельных политиков Афин. В 560 году до н. э. он получил от народа отряд телохранителей и с их помощью захватил власть. Вскоре он был отстранен от власти. Затем Писистрат, заключив союз с Мегаклом из рода Алкмеонидов, вернулся. Вскоре он вновь вынужден был покинуть Афины.

Через десять лет Писистрат решился силой вернуть власть. В 546 году до н. э. он высадился около Марафона с войском наемников и добровольцев из нескольких городов Греции – Фив, Эретрии, Аргоса, Наксоса. Жители той части Аттики, где он высадился, поддержали тирана и усилили его войско. После этого в одной битве Писистрат легко разбил афинское ополчение. Его воины напали на афинян внезапно и обратили их в бегство. При этом сторонники Писистрата старались не проливать кровь сограждан.

Тиран занял Афины. Алкмеониды вынуждены были покинуть город. Писистрат спокойно правил полисом почти двадцать лет. Античные писатели говорили о нем, как о гуманном и справедливом правителе, который заботился и о знати, и о простом народе.

Писистрат расширил афинские владения во Фракии, отвоевал у Митилены Сигей, захватил Делос. В Афинах начали широко праздноваться Великие Дионисии. В конце своей жизни тиран решил воздвигнуть в городе величественный храм, посвященный верховному богу. На окраине Афин начались работы по строительству храма Зевса Олимпийского. Но создание этого храма завершилось не при Писистрате или его сыновьях, а только через семь веков, когда Греция уже был римской провинцией. По приказу афинского тирана была создана комиссия, которая записала тексты поэм Гомера.

В 527 году до н. э. тиран умер от старости, и власть в Афинах получили его сыновья. Гиппий и Гиппарх правили в Аттике, другой сын Гегесистрат при жизни отца правил Сигеем, зависимым от Афин. Первое время Писистратиды правили в духе своего отца. Аристократам-изгнанникам позволили вернуться в полис. Клисфен из рода Алкмеонидов даже занимал должность архонта. При дворе Писистрата и его сыновей жили видные поэты Греции – Анакреонт и Симонид Кеосский, поэт-орфик Ономакрит. В 514 году до н. э. Гиппарх погиб от рук заговорщиков Гармодия и Аристогитона. Убийцы действовали из личных мотивов, но идеология демократических Афин сделала их борцами с тиранией. Позже бронзовые статуи Гармодия и Аристогитона стояли в городе на почетном месте.

Сторонников заговорщиков казнили, и Гиппий стал править жестче. Аристократы вновь вынуждены были покинуть Афины. Вскоре после этого Алкмеониды попытались свергнуть тиранию. Они заняли крепость Липсидрий в Аттике. Но войскам Гиппия удалось выбить оттуда Алкмеонидов и их сторонников. Аристотель цитирует застольные стихи афинских аристократов, в которых прославляется храбрость эвпатридов, погибших при защите крепости.

В годы изгнания Алкмеониды жили в Дельфах. На свои средства они перестроили храм Аполлона. Жречество этого города убеждало спартанцев помочь изгнанникам. Наконец, войско Лакедемона под командованием царя Клеомена вступило в Аттику и разбило сторонников Гиппия. Тиран сдался, получив возможность безопасно покинуть Афины.

После падения тирании в городе боролись за власть политики-аристократы Исагор и Клисфен. Последний сумел привлечь на свою сторону народ Афин, обещав реформы. Победив в политической борьбе, Клисфен провел серию преобразований.

Целью реформ Клисфена была борьба с прежними родовыми порядками. Он создал десять фил вместо прежних четырех. Пятьдесят представителей каждой филы создавали совет пятисот. Сто демов Аттики реформатор разделил на триттии. Кажая триттия включала по дему города, прибрежной и центральной части. Три триттии включались в филу. Главной территориальной единицей стал дем. Клисфен создал коллегию десяти стратегов, в руках которых было военное руководство полиса. В V-IV веках до н. э. должность стратега стала самой важной в Афинах.

V век до н. э.: взлет и падение

В 507 году до н. э. афинское посольство побывало в Персии. У греков и раньше были контакты с правителями малоазийских монархий, поэтому в нем не было ничего необычного. Но, не зная персидских обычаев, афиняне предоставили персам «землю и воду», что означало формальное подчинение империи. Во время Ионийского восстания 500-494 годов до н. э. афиняне послали небольшой отряд кораблей на помощь сородичам. Афинские корабли не поучаствовали в сражениях и вскоре вернулись обратно. Но оба этих события давали персам повод к войне.

В 490 году до н. э. персидская армия высадилась в Аттике. Афинянам удалось победить благодаря военному гению их полководца Мильтиада. Сразу после победы при Марафоне полководец предложил покарать греков-островитян, поддержавших персов. Мильтиад возглавил экспедицию против Пароса, но потерпел поражение. В 480-е годы до н. э. ведущая роль в Афинах принадлежала человеку по имени Фемистокл. Он был выходцем из аристократического рода Ликомидов, который уступал в знатности и богатстве семьям, представители которых задавали тон в политике того времени – Алкмеонидам, Филаидам, Керикам.

Впервые Фемистокл был архонтом в 493 году до н. э.. На этой должности он начал работы по созданию гавани Афин в деме Пирей. Вернувшийся в город Мильтиад оттеснил Фемистокла на второй план, но в 480-е годы до н. э. он вернул себе прежнее влияние. По предложению Фемистокла серебро от открытой в 487 году до н. э. жилы было направлено не на раздачи народу, как обычно, а на строительство флота. Афинянам удалось снарядить двести боевых триер, и это был самый многочисленный флот в Греции. Во время персидского нашествия 480-478 годов до н. э. Фемистокл стоял во главе афинского контингента в составе общегреческого флота. Он был вторым человеком во флоте. Но именно благодаря решениям Фемистокла была выиграна битва при Саламине.

В ходе войны афиняне эвакуировали население своего города. Часть мирных жителей они направили в Трезен на Пелопоннесе, часть – на остров Саламин. Пустые Афины были заняты персидской армией и разрушены. После возвращения в город по инициативе Фемистокла афиняне возвели вокруг города и Пирея Длинные стены, которые сделали Афины неприступными.

После побед при Саламине и Платеях афиняне продолжили борьбу против Персии. Война велась за пределами Греции: во Фракии, Малой Азии, на Кипре, в Египте. Окончательно мир между Афинами и империей Ахеменидов был заключен в 449 году до н. э..

В ходе греко-персидских войн Афины основали Делосскую симмахию. Позднее она была преобразована в Афинский морской союз . Он объединял более 200 греческих полисов Балкан, островов, Малой Азии. Союзники должны были платить Афинам налог, именуемый форос.

Во главе Афин после изгнания Фемистокла около 476 года до н. э. стояла несколько выдающихся политиков. Большую роль в организации союза сыграл Аристид, соперник Фемистокла. Морскими походами против персов вплоть до своей смерти в 450 году до н. э. руководил Кимон сын Мильтиада.

Два десятилетия после 449 года до н. э. были временем, когда во главе Афин стоял политик Перикл . При нем были проведены работы по перестройке Акрополя: холм над городом украсили величественные храмы Парфенон и Эрехтейон. К этому времени в городе сложилась демократическая форма правления, но Перикл мудро умел направлять волю народу в нужное ему русло.

В 457-446 году до н. э. Афины и Спарта воевали. Тогда удалось заключить мир на приемлемых условиях. Но в 431 году до н. э. война вспыхнула снова. Новый конфликт, вошедший в историю как Пелопоннесская война , продолжался до 404 года до н. э.. Он закончился полным поражением Афин и роспуском Афинского морского союза. Во время совещания спартанцев и их союзников представители Фив открыто требовали разрушения города и продажи его жителей в рабство.

Школа Эллады: особенности культурной жизни Афин

В Классическую эпоху были созданы важнейшие достижения художественной культуры Афин. На Великих Дионисиях, Ленеях и Анфестериях ставились трагедии и комедии.

Философ Платон ставил театр в один ряд с судами и народным собранием среди институтов, обеспечивающих демократическую форму правления. В городе существовал особый фонд «Теорикон», из которого беднейшим афинянам выдавали деньги для покупки билетов. Оратор Демад назвал эти деньги цементом демократии.

Предполагают, что начало раздаче «театральных денег» положил Перикл. Достоверно известно, что они существовали во времена Демосфена . Упоминаний о теориконе после подчинения Афин Македонии в 322 году до н. э. нет. Скорее всего, он был упразднен.

Для управления теориконом избирали должностное лицо. В 350-е годы до н. э. политик Эвбул, занимавший этот пост, провел закон, по которому все денежные излишки пополняли теорикон. Этот закон устанавливал смертную казнь за предложение употребить деньги зрелищного фонда для других целей. После долгой борьбы незадолго до битвы при Херонее Демосфен смог добиться отмены этого закона.

В 380-е годы до н. э. бывший ученик Сократа Платон создал собственную философскую школу. Местом для нее стала роща недалеко от Афин, посвященная герою Академу. В честь него школа Платона получила свое название – Академия. Занятие в ней включали лекции наставников и беседы. Неизвестно, сколько времени занимало обучение в Академии – предположительно один-два года. Но Аристотель был слушателем Платона около двадцати лет.

Ученики стекались к Платону со всего греческого мира. Около 370 года до н. э. туда из захолустной Стагиры приехал Аристотель. После двадцати лет жизни в Афинах он какое-то время путешествовал, а в 335 году до н. э. основал собственную школу. Она называлась Ликей по тому месту, где была основана.

Летом в городе праздновались Панафинеи. Первоначально их отмечали один день, потом торжества продлили до трех. Самые ранние упоминания о Панафинеях относятся к VII веку до н. э.. Афиняне называли основателями праздника легендарного царя Кекропа или героя Тесея. Допускали также, что Тесей сделал Панафинеи праздником, общим для всей Аттики .

Первоначально торжество состояло из поднесения богине нового пеплоса. В 566 году до н. э. Панафинеи начали сопровождаться спортивными состязаниями. С этого времени ежегодно стали праздноваться Панафинеи, а раз в четыре года – Великие Панафинеи, сопровождавшиеся поднесением пеплоса и состязаниями. Для организации праздника в Народном собрании избирали десять афлофетов, по одному от каждой филы. Они занимали эту должность четыре года. При Писистрате Великие Панафинеи стали включать состязания рапсодов в исполнении поэм Гомера. Позже к ним добавились состязания музыкантов.

Спортивные состязания включали бег, пятиборье, кулачный бой, панкратион. Было три возрастных категории участников – мальчики, юноши, взрослые мужчины. Победителям вручали амфоры с оливковым маслом. Музыкантов награждали золотым венком и денежной суммой.

За городом проходили состязания колесниц. Командным состязанием было исполнение танца в полном вооружении. Во время Великих Панафиней проходила гонка триер. Каждая фила выставляла по одному кораблю с командой, и они состязались в скорости между гаванями Пирей и Мунихий.

Поднесение пеплоса было торжественной процессией, которая выходила с рассветом из района Керамик и шла к Акрополю. Одеяние для Афины везли на повозке. Сам пеплос за девять месяцев до Панафинеи ткали девушки из знатных семей полиса. Для руководства работой архонт-басилей выбирал двух девочек 7-11 лет из знатных семей. На одеянии вышивали узор, изображавший подвиги богини в сражении с гигантами.

Во главе процессии на Панафинеях шли девушки, ткавшие пеплос. За ними – девушки с сосудами и курильницами для ритуалов и воины афинского ополчения. В процессии шло много афинян, метеков и граждан союзных полисов. Отдельной категорией были девушки-канефоры («корзиноносицы»), несшие в корзинах инвентарь для жертвоприношения. Чтобы стать канефорой девушка должна была происходить из хорошей семьи, быть красивой и иметь незапятнанную репутацию. Отцы канефор получали от государства почести и вознаграждение. Девушек, которые неоднократно исполняли эту обязанность (не только на Панафинеях) удостаивали почетных декретов и даже статуй.

Трудности IV столетия

Год после Пелопоннесской войны стал для Афин временем новой тирании. После заключения мира во главе города стала комиссия из 30 афинских граждан. Декларировалось, что они должны составить новые законы для Афин. Современники называли их Тридцать, но позже греки и римляне дали этому правительству более броское название – «тридцать тиранов».

Во главе Тридцати встал афинянин Критий сын Каллесхра. Он происходил из знатного рода Кодридов. Его отец был одним участников переворота Четырехсот, которые пытались свергнуть демократию. Сам Критий в молодости был учеником Сократа, дружил с Алкивиадом, сохранилась даже его эпиграмма, в которой он утверждает, что выступил с предложением вернуть опального полководца из изгнания. Позже он сам был изгнан, жил в Фессалии , где участвовал в каких-то смутах.

Критий не скрывал своего презрения к основной массе народа и метекам. Правительство Тридцати при нем установило в полисе режим настоящего террора: метеков арестовывали и казнили без суда, а их имущество присваивали. Полноправными гражданами считались только три тысячи афинян. Критий слыл поклонником спартанских порядков, и в его действиях видят попытку перестроить Афины в подобие Спарты. Три тысячи – аналог спартанских гомеев, остальное население Афин – неполноправные периэки.

Ферамен, другой незаурядный член правительства, выступил с критикой действий главы Тридцати. Но Критий во время заседания собрания трех тысяч принудил своего коллегу к самоубийству. Ферамен мужественно взял кубок с ядом, плеснул часть его содержимого на землю, как при игре в коттаб, и остатки выпил.

Фрасибул, еще один друг Алкивиада, нашел убежище в Фивах. Оттуда он вышел с 70 соратниками и занял крепость Филу. Она стала центром, куда стали стекаться афиняне, готовые сражаться с тиранами. Защитники Филы отбили нападение воинов Тридцати, а затем дали им бой, в котором Критий погиб. Три тысячи прогнали уцелевших членов правительство и организовали новое, желая продолжать борьбу с Фрасибулом. После переговоров обе стороны сумели помириться. В 403 году до н. э. в Афинах восстановили демократическое правление. Народное собрание постановило, что никто не имеет права спрашивать с другого за его действия во время правления Тридцати и гражданской войны. Исключение делалось для уцелевших членов правительства, но даже они могли оправдаться, дав отчет о своих действиях. Отдельные судебные процессы проходили, и жертвой стал философ Сократ.

В 395 году до н. э. Афины, Фивы, Аргос и Коринф начали войну против Спарты. Когда в 399 году до н. э. началась война Спарты с Персией, афинский стратег Конон, живший при дворе правителя Кипра Евагора, предложил персам свои услуги. В 394 году до н. э. Конон и сатрап Фарнабаз разбили спартанцев на море около острова Книд. После этого афинянин вернулся на родину с персидским золотом, на которое они восстановили флот и Длинные стены Пирея.

В конце войны Персия стала поддерживать Спарту, и в 386 году до н. э. при ее участии в Сузах греки заключили мирный договор. Он запрещал межполисные объединения, но передавал под власть Афин острова Лемнос, Имброс и Скирос.

Следующие тридцать лет были для Афин временем лавирования между Персией, Спартой и Фивами. В 378 году до н. э. Афины и Фивы начали войну со Спартой. В этом году был создан Второй Афинский морской союз . В декрете о его создании декларировалось невмешательство афинян во внутренние дела членов союза. В 377-376 году до н. э. афинские наемники под командованием прославленного стратега Хабрия обороняли от спартанцев Беотию. В 371 году до н. э. фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, и эта победа сделала Беотийский союз сильнейшим государством в Греции.

Одновременно Афины взялись за старое в отношении союзников. Появились случаи вмешательства во внутренние дела городов. В 357 году до н. э. началась Союзническая война. Против города Паллады выступили бывшие члены союза – Византий, Родос, Хиос, которых поддерживал карийский правитель Мавсол. Эту войну Афины проиграли, но Второй Афинский морской союз просуществовал в усеченном виде еще два десятилетия.

Союзническая война совпала с первым конфликтом между Афинами и царем Македонии Филиппом II. Борьба велась за контроль над городами полуострова Халкидика. Противостояние между Афинами и Македонией закончилось битвой при Херонее в 338 году до н. э..

Афиняне проиграли битву, но сохранили независимость. В годы правления Александра Великого во главе Афин стоял политик Ликург. Благодаря его финансовому гению полис, не получая доходов от фороса, смог в несколько раз увеличить свои доходы. Афиняне копили силы – строились новые корабли (афинский флот никогда не был таким большим, как в эти годы).

После смерти Александра Афины и некоторые другие полисы решили дать бой Македонии. Так началась Ламийская война 323-322 годов до н. э.. Под командованием талантливых стратегов Леосфена и Антифила афиняне добились определенных успехов, но в итоге потерпели поражение в битве при Кранноне. Одновременно македоняне трижды разбили афинский флот, который больше не возродился как серьезная военная сила.

Городу была навязано олигархическое правление, которое вскоре было свергнуто. В 317 году до н. э. один из полководцев Александра Кассандр навязал Афинам своего ставленника – Деметрия Фалерского, который правил городом десять лет.

В 307 году до н. э. Афины были освобождены царевичем Деметрием, сыном Антигона, а Деметрий Фалерский бежал. Афиняне восстановили демократическую конституцию, уничтожили статую свергнутого правителя и отменили часть его законов.

Впервые в истории полиса они удостоили царей божественных почестей, и это положило начало традиции в истории эллинистических Афин. В городе учредили культ богов-спасителей Антигона и Деметрия, в честь них проводили игры. За культ новых богов отвечал жрец. К десяти филам добавили еще две – Антигониду и Деметриаду, которые получили первое место в списке фил. Подиум, где стояли статуи героев-эпонимов фил, расширили и поставили на нем статуи царей. Другие их статуи воздвигли рядом с памятником Гармодию и Аристогитону.

Последующие годы афиняне отступали от Полиоркета и вновь присягали ему на верность. В 287 году до н. э. Афины восстали и выбили гарнизон царя из города. Но Пирей и некоторые крепости Аттики остались под контролем Македонии. Следующие 25 лет полис был независимым. В 267 году до н. э. Афины рискнули в союзе со Спартой и Египтом бросить вызов Македонии. Война оказалась неудачной, и Афины вновь стали зависимыми от Македонии. Но в 229 году до н. э. афинянам удалось мирно при помощи денежной суммы заставить иноземные гарнизоны оставить Афины, Пирей и другие крепости в Аттике.

После восстановления независимости афиняне установили государственный культ Демоса. Его наследственными жрецами были потомки Микиона и Эвриклида, чьими усилиями в 229 году до н. э. была достигнута свобода. В сооруженный Демосу храм стали посвящать статуи граждан, отличившихся перед Афинами.

В 224 году до н. э. божественных почестей удостоили царя Египта Птолемея III. Ему был учрежден государственный культ и введена должность жреца. Была учреждена тринадцатая фила Птолемаида. Число членов буле увеличилось до 650. К филе приписали по одному дему от других фил, а также учредили дем Береникида в честь жены Птолемея. Статуя царя заняла место среди статуй героев-эпонимов афинских фил. Был учрежден государственный праздник Птолемеи.

Накануне войны с Македонией в 200 году до н. э. в Афины прибыл царь Пергама Аттал. Жители города приняли его с почетом. Афиняне учредили в честь царя новую филу Атталиду, а в ее составе дем Аполлонию по имени жены Аттала.

В конце III века до н. э. на Балканах появилась новая сила – Рим. В течение II столетия до н. э. Афины были союзником Римской республики, которая увеличивало свое влияние на полуострове. В 88 году до н. э. Афины рискнули поддержать царя Понта Митридата VI в его войне с Римом. Сначала во главе анти-римского движения в городе стал философ-перипатетик Афинион. Позже его сменил другой уроженец Афин – Аристион, последователь философии Эпикура. Он был прислан в город Митридатом.

Понтийский полководец Архелай сделал Пирей своей штаб-квартирой. В 87 году до н. э. Аттика стала полем боя. Римский полководец Сулла осадил Афины и Пирей. Архелай был способным полководцем, и осада порта шла тяжело. По приказу римлянина рощи Академии и Ликея вырубили и из деревьев сделали осадные машины. В марте 86 года до н. э. ночной атакой легионеры захватили город. В Афинах началась резня, но Сулла по просьбам изгнанников и сенаторов из своего штаба остановил ее, заявив, что щадит живых ради усопших. Аристион с верными людьми какое-то время оборонял Акрополь, но голод вынудил его сдаться. Философа, воинов его охраны, магистратов Афин того года казнили. Архелай со своей армией по морю ускользнул из Пирея.

Закончив войну, Сулла вернулся в Афины. Там его ждали почести афинян: его славили как освободителя от тирании Аристиона, провели в честь него праздник Силлеи, установили статую полководца.

Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем полем боя стала Греция, а ее полисы поддерживали Помпея . Несколько афинских кораблей усилили его флот, а афинские гоплиты вошли в его армию и сражались при Фарсале. После победы Цезаря афинское посольство прибыло просить его о пощаде. Юлий Цезарь простил город ради славы предков афинян. Афиняне привычно воздвигли римлянину статую, на постаменте которой прославляли его как спасителя и благодетеля. Через несколько лет афинян снова втянули в гражданские войны римлян. После убийства Цезаря Афины поддержали его убийц. В октябре 44 года до н. э. Брут и Кассий приплыли в Грецию. В ее городах в честь убийц Цезаря принимали почетные декреты, а афиняне установили их бронзовые статуи рядом со статуями Гармодия и Аристогитона.

Брут некоторое время жил в Афинах . Он ходил на лекции философов Академии и Ликея. Одновременно он вел работу по сбору сил, привлекал на свою сторону влиятельных римлян, занимавших посты на Балканах.

После поражения Брута и Кассия в Афинах какое-то время жил Марк Антоний. Он старался расположить к себе жителей древнего города и получал удовольствие, когда его называли «друг афинян». В 39-37 году до н. э. Марк Антоний жил в Афинах со своей женой Октавией, которую очень любили горожане.

В 32 году до н. э., когда началась война с Октавианом, Антоний с царицей Клеопатрой посетил Афины. Помня о популярности Октавии, правительница Египта пыталась подарками расположить граждан полиса. После битвы при Акции в 31 году до н. э. Август без боя занял город. На этом закончился период самостоятельности Афин, которым предстояло стать частью провинции Римской империи Ахайя .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней