Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лесны Иван. О недугах сильных мира сего (Властелины мира глазами невролога)

Нет иллюзий - нет и разочарований.

Японская пословица

Разочарованность как качество личности – склонность переживать по поводу несбывшихся ожиданий, надежд, мечтаний и крушения веры в кого-нибудь или во что-нибудь.

Разочарование – это горький вкус от растаявших идеализаций. Жизнь глупца – коллекция разочарований. Казалось бы, на жизненном карнавале неисчислимое количество лиц и красок, но алгоритм разочарованности в жизни банально прост. Человек ставит перед собой неверную главную цель или что-то сильно идеализирует. Жертвуя и пренебрегая многим, он идет к не своей цели или жгуче, страстно желает обладать объектом идеализации, надеется на него, ожидает от него чего-то доброго и светлого, верит в него. В первом случае мы наблюдаем бессмысленную трату времени, энергии и душевных сил на движение к тому, что не составит его счастья. Во втором то, что крайне не любят законы мироздания – нарушение равновесного состояния. Всякие отклонения, перегибы и перекосы возбуждают равновесные силы, и они наказывают человека за сидящие в его уме идеализации.

Разочарование – это изыски фантазийного, идеализированного ума. Простота не разочаровывает. Если человек придает избыточную значимость еде, сексу, деньгам, материальным благам, равновесные силы стремятся вернуть его к равновесному состоянию. Идеализировал дружбу – получите предательство друзей, идеализировал секс – поживите импотентом, идеализировал машину, квартиру, деньги – нет проблем, обладайте, но только без здоровья и в одиночестве. Человеком овладевает разочарованность. В молодые годы неразумный человек следует по цепочке разочарований. Набил шишек, залечил душевную травму и пошел искать те же грабли. Игорь Губерман точно подметил: «За радости любовных ощущений однажды острой болью заплатив, мы так боимся новых увлечений, что носим на душе презерватив». В зрелые годы, когда изменить ситуацию не представляется возможным, разочарованность становится проявленным качеством личности.

Поход не к своей цели чреват жестоким разочарованием. Нет бы, поставить перед собой духовную цель – воспитать в себе и в детях доброту и заботливость мужчина главной целью жизни считает, к примеру, строительство и обустройство дома. Вкалывает многие годы, как раб на галерах, и, наконец, достраивает дом. Дальше живет, чтобы его обустроить, потом обставить мебелью. Строя дом, он стремился доказать себе и окружающим свою важность и значимость. Чужая цель приходит извне — под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния окружающих. Дом есть, а ощущения счастья не было и не будет. Люди строят грандиозные планы, мечтают, формируют в своем уме идеализации, а потом, достигнув «желанной» цели понимают, что получили подделку, суррогат того, о чем грезили. Они начинают прозревать, что затраченные усилия не стоили потраченного времени и энергии. Угробив жизнь на этот постоянно требующий ремонта и забот дом, человек в конце жизни будет испытывать разочарование. Старый, немощный, никому ненужный он будет доживать свой век в этом доме, если дети, не испытывающие к нему добрых чувств, не отправят его еще ранее в дом престарелых. Счастье духовно, в подвалах материального дома его не отыщешь.

Наибольшую глубину разочарований человек получает от того, к чему он чрезмерно привязан. Молодая семья знакомит меня со своим пятилетним сыном, и мама говорит: «Как только сынуля родился, наша жизнь кончилась. Теперь мы живем только ради него». Ребенок слышит это, и у него в сознании занозой застревает мысль: «Я главный в семье. Моя жизнь – самая большая ценность». По мере взросления он утверждается во мнении, что он Центр Вселенной, что и солнце бы утром не вставало, когда бы, не было меня. Растет махровый эгоист, не привыкший думать и заботиться о ком-то. Наступает время, когда он создает свою семью. Мать, посвятившая ему жизнь, считает, что раз она жила ради сына, то будет справедливым, если он будет жить ради нее или, хотя бы, будет заботиться о ней. Но у сына нет даже намека на такие вздорные мысли. В лучшем случае поздравит с днем рождения и с праздником 8 марта. Мама испытывает страшное разочарование, впадает в депрессию. Теперь разочарованность становится визитной карточкой ее личности. Таких разочаровавшихся женщин в возрасте после сорока лет – миллионы.

Зачастую они понимают причину своей разочарованности жизнью, но исправить уже ничего нельзя. Жизнь пишется набело, годы ушли, старую б голову да на молодые плечи. А в чем была причина разочарования? Что ж, получается, ребенка не нужно любить? Нужно, еще как нужно. Но в контексте воспитания детей нужно главной целью ставить не материальные, а духовные цели. Счастье духовно. Найти духовное в материальном, все равно, что есть землю в надежде получить для организма железо. Материальная цель относительно ребенка – здоровье, образование, материальное благополучие и хороший супруг. Женщина согласно своей природе склонна жить для детей, заботиться о них. Но воспитание – это не просто накормить, напоить и спать уложить. Воспитание – это развитие в ребенке достоинств, то есть положительных качеств личности, это искусство дать как можно больше духовного вкуса счастья. Сын должен понять вкус счастья от признательной улыбки близкого человека за проявленную к нему заботливость.

Вместо заявлений о том, что он пуп Земли, нужно научить мальчика ответственности и заботливости о других. К примеру, мама говорит пятилетнему малышу: «Я всегда забываю после прогулки мыть руки. Сможешь мне напоминать, когда мы будем возвращаться домой, что нам нужно помыть ручки?» Для ребенка это игра и, в то же время, воспитание ответственности и заботливости – двух несомненных достоинств личности. Постепенно воспитывая у сына уважение к ее интересам, заботам и тревогам, мама выпустит в жизнь не закоренелого, корыстного эгоиста, а ответственного, уверенного в себе, заботливого мужчину, который никогда не бросит своей матери.

За несколько часов до смерти с олигархом В. Березовским встретился журналист. Перед ним сидел глубоко несчастный, разочарованный человек, которому миллиарды долларов так и не принесли счастья. Вот выдержки интервью: – Вы скучаете по России? – Вернуться в Россию… Ничего я больше так не хочу, как вернуться Россию. Когда даже завели уголовное дело, я хотел вернуться в Россию. Даже кода завели уголовное дело! Только по совету Елены Боннер остался. Главное, что я недооценил, – что мне настолько дорога Россия, что я не могу быть эмигрантом. Я изменил многие свои оценки. В том числе самого себя. Что касается того, что есть такое Россия и что есть Запад. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построение демократической России. И идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Недооценил инертность России и сильно переоценил Запад. И это происходило постепенно. Поменял свое представление о пути России… Я не должен был уезжать из России… – Если бы вы остались в России вы бы сейчас сидели в тюрьме. Вы этого хотите? – Сейчас, оглядываясь на то, как я прожил эти годы в Лондоне… Березовский медленно посмотрел перед собой, потом прижал руку к груди – она у него тряслась. Он повернулся ко мне и долго смотрел в глаза. Наконец сказал : «У мне нет сейчас ответа на этот вопрос… Ходорковский… сохранил себя». Тут Березовский посмотрел под ноги, потом быстро кинул взгляд на меня и стал говорить быстро, как будто оправдываясь : «Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. Ходорковский все же меньше. Я… потерял смысл». – Жизни? – Смысл жизни. Я не хочу сейчас заниматься политикой. – А что же делать? – Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать».

Петр Ковалев 2013 год

ФОТО Getty Images

Почему одни люди добиваются успеха, несмотря на все трудности и неблагоприятные обстоятельства, а другие только мечтают об этом, но удача каждый раз словно обходит их стороной? Сегодня многие психологи считают, что наша судьба зависит от ментальных установок, которые становятся привычками и управляют нашей жизнью. Некоторые установки становятся тормозом на пути нашего развития и заставляют нас разочароваться в жизни даже тогда, когда у нас есть все причины быть счастливыми.

1. Не прощать других

Многие люди ставят знак равенства между «прощать» и «забывать». Но это неверно. Если мы пытаемся сделать вид, что ничего не произошло, мы лишь проглатываем свои переживания, загоняем их вглубь себя. По-настоящему простить означает освободиться от чувства обиды. Принять то, что случилось, но разрешить себе двигаться дальше. Сказать себе: «Да, мне было больно, но я не позволю чувству мести и желанию что-то доказать обидчику управлять мной». Прощение вовсе не отменяет тот факт, что кто-то поступил с вами несправедливо. Это лишь позволяет вам больше не страдать из-за этого.

2. Не прощать себя

Еще важнее – не застревать на ошибках, которые вы делаете. Сожаления, чувство унижения, стыда и вины из-за одной ошибки может преследовать нас годами. И последующие негативные мысли, стресс и пессимистические установки могут сформировать у вас негативный взгляд на мир – и все из-за чувства, что вы недостойны хорошего отношения к себе. На самом деле умение прощать себя помогает даже тем, кто находится в состоянии депрессии. Если вас преследуют мысли о прошлых ошибках, начните замечать и анализировать их: когда они проявляются сильнее? какие чувства они приносят с собой? что заставляет их уйти? Если вы тратите время на бесконечную войну со своими мыслями, постарайтесь проложить путь наружу с помощью разума. Задача в том, чтобы научиться принимать эти мысли без того, чтобы соглашаться с ними: «Снова эта мысль о том, что я была жестока по отношению к своим родителям. Привет, мысль. Да, я знаю, что ты здесь. Но ты не можешь достать меня сейчас, у меня есть дела поважнее – решить, что я буду есть на обед».

3. Мыслить по принципу «все или ничего»

Удивительно, сколько нездоровых психологических состояний происходят от мышления в стиле «пан или пропал». От панического расстройства до заниженной самооценки, от перфекционизма до чувства безысходности. Черно-белое мышление по определению делает ваш взгляд на мир более однобоким. Он усиливает негативные черты, заставляя их выглядеть более значительными, чем они есть. Он заставляет вас концентрироваться на ваших ошибках, видеть в других людях и обстоятельствах только плохое. Понаблюдайте за собой: проявляется ли эта привычка в вашей повседневной жизни? Способность четко отделять черное от белого может быть полезна, когда вы отбираете одежду для стирки, но для жизни в целом она менее применима.

4. Судить других слишком строго

Если вы постоянно разочарованы и раздосадованы из-за поведения окружающих людей, это может значить, что у вас полоса невезения и вы не получаете того отношения к себе, которого вы достойны. Это также может означать, что вы выбираете не тех людей. Или, скорее всего, у вас очень жесткие стандарты, по которым вы оцениваете поведение других людей. Возможно, вы столь же требовательны и к себе. Но иногда мы критикуем других именно потому, что видим в них черты, присущие и нам, – черты, которые мы не хотим признавать. Обратите внимание, что действительно происходит, когда вы злитесь на кого-то, будь то незнакомый человек, который не пропустил вас на дороге, или ваш неряшливый сосед. Подумайте о том, насколько целостную картину вы видите? Что, если вместо того, чтобы купаться в своем раздражении, вы задумаетесь, когда в последний раз вы сами совершали похожую ошибку? И какой отклик она могла вызвать у других? Сопереживание, даже когда вы меньше всего на это настроены, может быть мощным способом побороть гнев.

5. Думать, что ничто не изменится к лучшему

Но даже умеренная вера в то, что в вашей жизни ничего не изменится к лучшему, может приносить существенный вред. Например: «мой сын никогда не сможет добиться в жизни чего-то значительного», «я никогда не смогу вылезти из долгов», «мир – ужасное место, и становится только хуже». Эти убеждения могут настолько завладеть нашим разумом, что сделают нас глухими и слепыми к тем знакам, которые свидетельствуют об обратном. Но жизнь состоит из взлетов и падений. Спад, каким бы катастрофическим он ни казался, всегда сменяется подъемом. Если мы верим, что жизнь движется только по нисходящей, мы лишаем себя радости жизни и пропускаем те дни, когда счастье стучится к нам в дверь. Представьте, насколько умиротворенно вы будете чувствовать себя, если просто поверите в то, что сегодняшние трудности – это не навсегда.

6. Верить в то, что ваша жизнь вам неподвластна

Выученная беспомощность, которую впервые описал психолог Мартин Селигман (Martin Seligman), включает убеждение, что мы не можем контролировать то, что происходит в нашей жизни, даже если на самом деле это не так. Это мировоззрение имеет прямую связь с вероятностью депрессии. Оно формируется в детстве, когда мы на самом деле не были хозяевами своей жизни и нас убеждали в нашей несамостоятельности и неспособности что-то сделать. Такой сценарий приводит к тому, что мы теряем интерес к своей жизни и не решаемся ничего в ней изменить. И чем дольше мы бездействуем, тем сильнее нас засасывает чувство безнадежности. Напротив, когда мы решаемся действовать, мы начинаем видеть возможности и плоды своих трудов.

7. Верить, что все образуется само собой

Иногда вера в то, что все «утрясется», «перемелется», «устаканится», может быть почти такой же разрушительной, как и представление о том, что этого никогда не случится. Скажем, если ваш партнер злоупотребляет алкоголем и ведет себя вызывающе, вряд ли эта ситуация изменится сама собой. Но многие люди верят в то, что в мире существует высшая справедливость и за наши страдания мы рано или поздно получим воздаяние. Надежда на то, что Мироздание пошлет нам счастье, не только грозит нам разочарованием (если этого не случится). Она ставит нас в то же беспомощное положение, когда мы не готовы слушать себя и поступать в соответствии со своими глубинными желаниями и интересами.

8. Делать слишком широкие обобщеня

Это одно из «когнитивных искажений», описанных психотерапевтом Аароном Беком (Aaron Beck). Часто оно выражается в следующем заключении: «Мне не везет в чем-то одном – значит, я неудачник». Склонность делать неоправданно широкие выводы наблюдается у тех людей, чей взгляд на мир проникнут пессимизмом. Иногда такой тип мышления даже выглядит как паранойя: «дай им палец, они руку откусят» или «стоит дать слабину, и тебя растопчут». Конечно, не каждый встреченный нам человек – образец добродетели. Но это не значит, что нас окружают одни мошенники и бессовестные манипуляторы. И если сосед отказался придержать вам дверь в подъезд, это не повод следовать его примеру. В конце концов, помогая другим, мы сами начинаем чувствовать себя лучше.

9. Не быть благодарным

Речь не только о том, чтобы благодарить людей, которые заботятся о вас или просто проявляют свое расположение. Благодарить – и благословлять – жизнь за те счастливые моменты, которые она нам дарит, – значит обеднять себя. Что лучше – устроить скандал из-за того, что в ресторане вас заставляют долго ждать своего заказа, или подумать о том, какая чудесная сегодня погода и как прекрасно ваша спутница выглядит в этом платье? Некоторые считают это сентиментальным. Ну и пусть – если это дарит нам чувство душевного равновесия и спокойствия. В конце концов, цинизм и желчность еще никого не сделали счастливым.

Андреа Бониор (Andrea Bonior) - клинический психолог, блогер и писатель, автор книги «Отлаженная дружба: полный путеводитель по выбору друзей, расставанию с друзьями и сохранению контакта с друзьями» (The Friendship Fix: The Complete Guide to Choosing, Losing and Keeping Up with Your Friends, St. Martin"s Griffin, 2011). Ее сайт drandreabonior.com.

«Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, ещё обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счёт, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел её печатать.

Зато её взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.

Жанр и направление

Молодой Шиллер - идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество. В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо (одно из качеств отрицательного героя Франца Моора – безбожие). Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.

Жанр произведения «Разбойники» - драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идёт сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы. Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.

Тематика и проблематика

Тематика драмы – вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.

Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»

В предисловии Шиллер признаётся, что его цель как драматурга – «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме - человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.

Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов (история Косинского, чья возлюбленная стала любовницей князя, а тот отнял земли Косинского и отдал их министру). Один из эпиграфов драмы – «На тиранов».

Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия (невеста Косинского) выбирает любовь (при этом теряя своего возлюбленного). А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.

Сюжет и композиция

Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времён Шиллера.

Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мёртвым и запер в фамильном склепе.

Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, всё ещё любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком. Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть её, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдаётся в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.

Герои и образы

Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращённое на Карла. Именно отказ отца принять сына в своём замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом. Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.

Франц Моор , младший сын, коварен и лжив. Его цель – завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах. Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишён совести.

Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде. Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.

Старший брат Карл Моор – благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом – месть.

Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.

Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.

Карл – естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель. В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.

При этом Карл – разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своём воспитании.

У Карла обострённое чувство справедливости. Сам он восстаёт против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущён тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась... Сын убил своего отца».

С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И всё-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.

Даниэль , семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни. Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.

Образы разбойников

Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.

Амалия

Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается её силой.

Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнаёт, что её жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.

Конфликт

Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца - строить козни против отца и брата. В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.

Внутренний конфликт Карла – противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.

Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога. Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.

Художественное своеобразие

Для молодого Шиллера главное в драме – донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен. Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.

Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.

Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поёт о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.

Сочинение


Великий Гете сказал, что со смертью Шиллера он потерял половину самого себя. Эти оба писателя-просветителя всегда рядом - даже и после смерти: их памятники стоят перед театром в Веймаре, да и похоронены они недалеко один от другого. Гете и Шиллер возродили балладу и соревновались друг с другом в этом жанре. Баллады Шиллера преисполнены таинственности, опасности, неотвратимости судьбы, иногда жестокости. Стержневым моментом сюжета являются испытания героя, проверка его рыцарского мужества. У Шиллера, как и у Гете, сквозным мотивом является тема свободы человека, идея равенства прав для всех народов мира, утверждение права на государственную самостоятельность и справедливые законы. В драмах Шиллера «Мария Стюарт» (1880), «Орлеанская девственница» (1801), «Вильгельм Телль» (1804) идея равенства и свободы занимает центральное место.

Шиллер поздравлял Великую французскую революцию, увидев в ней освобождение от насилия, но жестокость революционных действий оттолкнула его от «свободной» республики, он вырабатывает собственную программу усовершенствования человека, где проповедует идею мира и согласия вместо революционных потрясений. Писателей нередко называют душевными пастырями человечества. Именно этот посыл пришел мне на упоминание, когда я раздумывал над содержанием баллады «Перчатка». Составлялось такое впечатление, будто автор ведет беседу именно с тобой, будто предлагает «примерить» события литературного рассказа на читателя. В основе баллады лежит историческая легенда о событиях, которые будто бы произошли в XIV столетии в Франции, во времена правления короля Франциска. Но история седой давности есть интересной, актуальной и для нас, современников. Когда читаешь балладу, то составляется впечатление, будто ты сам являешься зрителем спектакля, мысленно переносишься в те далекие времена, занимаешь кресло на арене королевского зверинца и наблюдаешь за событиями, за людьми…

Всюду слышать негромкий разговор, дамы обмахиваются веерами, возле них стоят достойные рыцари, готовые выполнить любой приказ своей дамы сердца. Вот красавица Кунигунд - гордая, недосягаемая. Возле нее взволнованный Делорж. С первой точки зрения видно, что он влюблен в Кунигунд. И если присмотреться внимательнее, то увидим, что она с презрением относится к юноше. И, к сожалению, любовь всегда слепа…

Аж вот начинается спектакль. Властный жест короля - и на арену выходит лев, снова жест - появляется тигр, потом два леопарда. Король развлекается, ожидая кровавой развязки. С нетерпением ждут смерти придворные. Мне становится не по себе… Звери - это звери, они живут по зверским законам, но люди, которые наслаждаются смертью… Жутко! А на арене тем временем завязывается бой между леопардами. Публика оживает. Но грозный рык царя зверей - льва - и животных успокаиваются. Казалось, спектакль закончился. Зрители разочарованы. И вдруг из руки прекрасной Кунигунд падает перчатка, попадая прямо в клетку с грозными животными. Все взгляды обращаются на даму. В какой-то момент мне показалось, будто я увидел, как гордо поднялся подбородок дамы, она ощутила себя королевой.
Спектакль продолжается. Как король в начале спектакля, теперь Кунигунд делает властный жест, посылая Делоржа поднять перчатку. Нил с напряжением, с ужасом наблюдает за действием. Мне до боли хочется, чтобы король прекратил это, как сделал царь зверей - одним жестом! Нет! Он только наблюдает. А тем временем Делорж заходит в клетку, поднимает перчатку. Он идет к Кунигунд, все восторженно поздравляют, хвалят его, гордая красавица также обещает рыцарю свою любовь. А он бросает перчатку ей в лицо, говорит: «Благодарности не надо». Зал замирает, и Делорж уходит от дамы. Конец спектакля.

Мне хочется догнать отважного юношу, который сумел защитить свое человеческое достоинство, который доказал свою смелость. Он победил мир зла, жестокости и сумел понять настоящую суть той, без которой еще вчера не воображал жизни. Человек начинается с поступка. Свой поступок сделала Кунигунд. Поступок Делоржа вызывает восторг. Не сделал поступка король. Как бы поступил я, если бы поступили так со мной?

Один из ярчайший периодов в истории немецкого Просвещения имеет название «Бури и натиска». Лирика, драма и проза 70-х лет XVIII столетия отмечаются высоким эмоциональным напряжением, бунтарскими мотивами. Носителем этого бунтарства чаще всего есть герой-одиночка, который провозглашает войну обществу. Проводником этого направления был молодой Гете, творец образа Прометея, гордого и непокорного, который бросил вызов самому Зевсу.

Шиллер присоединяется к движению «Бури и натиска» на начала 80-х лет. В духе идей и художественной манеры этого движения молодой писатель создает свою известную драму «Разбойники». Главный герой произведения излагает мысли Шиллера по поводу Просвещения. «Поставьте меня командовать войском таких молодцов, как я, - и Германия станет республикой, перед которой Рим и Спарта будут казаться женскими монастырями!» - провозглашает Карл Моор. Он является родовитым дворянином, тем не менее пренебрегает одинаково и знатную верхушку, и тех, кто ползает перед ней. К родительскому дому Карла привязывает не родительное имение, не графские привилегии, а любовь к престарелому отцу и к Амалии, воспитанницы в их доме.

Образ Карла довольно сложный, в отличие от его брата Франца. Франц изображен Шиллером жестоким, коварным, готовым ради собственной цели пойти на преступление. Сведя клевету на Карла перед отцом, тем самым он закрыл ему путь домой. Тогда Карл принимает предложение разбойников стать их атаманом. Состав банды Моора довольно интересный. Много кто знает латынь, французскую бранное слово и давнюю и новейшую истории. Эти мужчины - студенты, которые не доучились. Негодяев Карл Моор выгоняет со своего общества.

Банда Карла грабит не ради обогащения, а ради мести. «Мое ремесло - наказание», - говорит он. Свою частицу денег Карл Моор всегда отдает сиротам и помогает способным юношам получить образование. Но если надо быть жестоким по отношению к богатеям, или проучить лодыря, который толкует правосудие в свою сторону, Карл не имеет сожаления. Результат этого бунта можно было предусмотреть. Карл Моор, как умный человек, также сознавал его бесперспективность. Тем более, что борьба за справедливость, которую он вел, сопровождалась жестокостью и новыми преступлениями. Карл Моор оставляет банду, поняв никчемность своей деятельности. Он признает, что весь этот замысел был лишь юношеским чудачеством и химерическими идеями. Шиллер, как и его герой Карл Моор, также отказывается от бунта. И этим Сочинением он выражает надежду на мирные пути улучшения человечества, образования, просвещения. Мысли Шиллера актуальные и сейчас, ведь каждый желает улучшить свою жизнь. Так было, есть и будет во все времена.

Карл Моор — типичный штюрмерский герой, «бурный гений», одиночка, решившийся на бунт против всего общества. С гневом клеймит он свой постыдный век: «Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов, спо­собный только пережевывать подвиги былых времен». Карл Моор оклеветан с помощью подложных писем своим собственным братом Францем. Доведен­ный до отчаяния, Карл становится атаманом разбойников и начинает борьбу против ненавистного ему порядка, пытается в одиночку восстановить справедливость. Его идеал — республиканские Греция и Рим, исполненные гражданской доблести герои Плутарха.

Однако натура Карла Моора полна контрастов, внутренних противоречий. Эмоциональное берет в нем верх над рациональным: на открытый протест его толкает про­клятие отца. С крахом семейной гармонии для него рушится гармония всего мира, он готов обратить свою ненависть против всего рода человеческого: «О, я хо­тел бы отравить океан, чтобы из всех источников лю­ди выпивали смерть!» Шиллер показывает, как посте­пенно нарастает конфликт Карла с самим собой и с ос­тальными разбойниками. Карл не грабит, он мстит. Но постепенно герой с ужасом осознает, что жертвами его мести (пусть лишь от рук его подопечных) невольно становятся и невиновные: «Но детоубийство? Убийст­во женщин? Убийство больных? О, как тяжко гнетут меня эти злодеяния!» Став невольной причиной смер­ти отца, в отчаянии убив возлюбленную Амалию фон Эдельрейх, Карл в финале решает добровольно сдаться властям. Герой отрекается не от самой идеи справедливости, а от избранного им пути. Шиллер развенчивает индивидуалистический бунт, показывает его бесперспективность.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней