Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хараппская цивилизация. Индоарии

«Хараппская цивилизация – одна из величайших загадок мировой истории. По-настоящему, ее открыли только в XX веке. Сначала исследователи воспринимали ее как нечто чуждое всей остальной истории Индии. Только исследования последних десятилетий показали, что Хараппская цивилизация – закономерный этап развития культур Северной Индии и Пакистана.»

До сих пор эта цивилизация может предоставлять сюрпризы. Не все ее поселения раскопаны полностью. Лингвистам не удалось расшифровать язык, на котором говорили жители Хараппы и Мохенджо-Даро . Знания о религии и политической власти в долине Инда тоже остаются на уровне догадок. Было ли это единое государство, несколько государств или множество независимых городов?

Начало Хараппской цивилизации

Первые следы древнейшей цивилизации Индостана были обнаружены англичанами еще в первой половине XIX века. Впервые, небольшие раскопки в Хараппе были проведены в 1875 году английским археологом Л. Каннингхэмом. Он нашел круглую печать, один из символов Хараппской цивилизации, и обратил внимание на древность этого города. Но регулярные работы на этом месте начались только через полвека.

В 1921 году индийский археолог Д. Р. Сахни начал вести систематические раскопки в Хараппе. Через год другой индиец, Р. Д. Банерджи открыл Мохенджо-Даро. После этого в долине Инда начались систематические археологические исследования, которые проводились учеными и археологами из Англии и других европейских стран.

До сих пор нет четкого ответа на вопрос о происхождении Хараппской цивилизации . Исследователи середины XX века считали, что цивилизация на Инде была основана переселенцами из Месопотамии. Их оппоненты отстаивали противоположное мнение – Хараппская цивилизация породила Шумерскую. Другие ученые связывали появление Хараппы и других городов с индо-европейскими миграциями.

Исследования 1970-1980-х годов показали, что Хараппская цивилизация была закономерным этапом развития земледельческих культур этого региона. В Синде, Белуджистане и долине Инда уже в VII и VI тысячелетиях до н.э. существовала неолитическая земледельческая культура. В V тысячелетии население этих земель освоило медь и расписную керамику. Носители этой культуры строили прямоугольные дома с комнатами.

К концу V тысячелетия до н.э. предки строителей Хараппы освоили гончарный круг. Еще через тысячу лет жители Белуджистана установили регулярные контакты с Иранским плато и югом Средней Азии.

На юге Белуджистана и Синда наибольшего развития добились культуры Кулли и Амри-Наль. Носители этих культур искали новые земли для поселения и освоили долину Инда . Они распространили все лучшее, что было у земледельческих культур Синда и Белуджистана: обработка металла, планировка поселений.

Период 3200-2600 гг. до н.э. называют Ранней Хараппой. В этот период складывались первые городские поселения, носители этой культуры одомашнивали зерновые культуры. В конце периода Ранней Хараппы поселения начинали превращаться в крупные города. По данным исследователей, сельское население переселялось в новые урбанистические центры.

Период Зрелой Хараппы

Период расцвета цивилизации индских городов занимает около 700 лет – XXVI-XIX вв. до н.э. Хараппская цивилизация занимала территорию долин рек Инда и Сарасвати, достигала Гуджарата на юге, Мекрана – на западе и предгорий Гималаев на северо-востоке. Внутренние районы Белуджистана испытали на себе влияние Хараппской культуры, но не стали ее частью.

В период зрелой Хараппы происходит расцвет городов этой цивилизации. Крупнейшие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро. У всех городов есть общие черты и отличия. Для всех них характерна одинаковая структура, схожие артефакты и архитектура зданий.

Великая баня в Мохенджо-Даро была уникальной, но во многих городах существовали бассейны с водой. Вероятно, омовение играло важную роль в жизни древних индийцев. В некоторые городах находят огненные жертвенники и места для жертвоприношения животных. Иногда они располагались в общественных местах, иногда – в домах, где, вероятно, служили семейными святилищами. Предполагают, что Хараппская цивилизация состояла из общин с общей идеологией, имевших разные традиции и, вероятно, этническое происхождение.

Большинство людей Хараппской цивилизации были земледельцами и скотоводами. Они имели возможность приобретать ремесленные изделия, которые делали горожане. Земледельцы жили в деревнях и выращивали ячмень, пшеницу, бобы. Скотоводы основывали временные поселения в местах, куда они пригоняли на выпас своих животных.

Индийцы путешествовали между городами в воловьих упряжках. Товары перевозили на спинах вьючных животных или по воде. Часть минералов добывалась на территориях, принадлежащих Хараппским городам. Другие поступали от жителей соседних регионов. Медь и оловянную руду поставляли жившие в холмах Аравалли носители культуры Джодпура-Ганешвар, мед и слоновую кость – охотники-собиратели из земель к югу от Инда и Сарасвати.

Города

Для городов этого народа характерно разделение поселения на нижний город и укрепленную цитадель. В городах действовала эффективная система дренажа. Часто, города окружали промышленные районы. Крупнейшие центры, как Хараппа и Мохенджо-Даро, специализировались на производстве разных ремесленных изделий. Маленькие города сосредотачивались на чем-то одном. Например, жители города Нагешвар в Гуджарате создавали ремесленные изделия из морских раковин и ловили рыбу в заливе Кач.

С городами долины Инда связаны две загадки. Хотя в них есть разделение на нижний город и цитадель, в городах не удается найти монументальные храмы и дворцы, которые характерны для монархий Древнего Востока. Нет и монументальных гробниц или надписей, в которых правители прославляли бы свои деяния. Это вызывает вопрос: какой была политическая организация городов Инда?

Вторая загадка – отсутствие (судя по данных археологии) каких-либо военных конфликтов между городами Хараппской цивилизации или соседними культурами. Хотя города окружали высокие и прочные стены, нет следов их осад. Похоже, что укрепления возводили против наводнений и для управления потоками людей и товаров, входящих в город.

Больше всего поселений существовало на территории современной пустыни Чолистан в нижней части долины Сарасвати . Поселения региона были разного размера – от 2 до 100 гектаров. Здесь соседствовали деревни и небольшие города. В долине Сарасвати был один действительно крупный городской центр – Ганверивала . Он занимал территорию 80 гектаров и по размеру приближался к Мохенджо-Даро.

Земли к востоку от Ганверивалы у истоков Сарасвати тоже были плотно заселены. Города этого региона занимали территории около 10-30 гектаров. В месте слияния рек Сарасвати и Дришадвати был построен крупный город Калибанган .

Самым южным регионом, которого достигли хараппские поселенцы, был Гуджарат. Во внутренних районах этой провинции находят многочисленные сельские поселения выходцев из долины Инда. Прибрежные Хараппские города специализировались на морской торговле. Крупнейший город Дхолавира занимал территорию 60 гектаров. Важнейшим портовым городом был Лотхал, в котором процветала торговля, и который привлекал морских торговцев наличием защищенной бухты, а также присутствием рисовых и хлопковых посадок. Здесь, помимо керамических и медных изделий, археологи нашли бусы и предметы из полудрагоценных камней. В Пенджабе, напротив, было мало городов. Предположительно, отсутствие городов связано с большим значением для этого региона скотоводства. Единственным крупным городом Пенджаба была сама Хараппа. К северо-востоку в предгорьях Гималаев было основано еще несколько городов. Крупнейшим городом на территории провинции Синд был Мохенджо-Даро.

Для большинства городов характерны благоустроенные дома из кирпича, система канализации, прямые улицы. Города окружались стенами, за пределами которыми к поселению жались пригороды. Были и региональные особенности. Камень при строительстве городов использовали, в основном в Гуджарате. В Мохенджо-Даро шире, чем в других городах, при строительстве использовали обожженный кирпич.

Торговля

Торговые пути между Ираном и Индией пролегали через территории современных Сеистана и Афганистана. В III тысячелетии до н.э. действовала торговая сеть, созданная Эламом . В городах долины Инда обнаруживают чаши из хлорита. Такие чаши делали в эламском городе Тепе-Яхма, и их находят в Месопотамии, на Иранском плато, на побережье Персидского залива и в городах Инда.

К концу III тысячелетия структура внешней торговли изменилась. Прежде государства Месопотамии были основным покупателем сырья, которое шло с Иранского плато и дальше – из долины Инда. Теперь Месопотамия переключилась на торговлю в Персидском заливе. Одновременно угасли контакты между Хараппскими городами и Сеистаном. Торговый путь между Северной Индией и Междуречьем пришел в упадок. Малое число индийских вещей, относящихся к этому периоду, находят на территории Иранского плато: в Сузах, Тепе-Яхма и других городах.

С середины III тысячелетия до н.э. Месопотамия и города долины Инда продолжили контакты. Но теперь торговля шла по морю. Это позволило обеим сторонам не зависеть от посредников. Города Хараппской цивилизации получили доступ к ресурсам и рынкам побережья Персидского залива.

В это время на побережье Аравийского моря в регионе Мекран появились новые поселения хараппцев, что отражает развитие торговли с заморскими землями. Города выходцев из долины Инда в Мекране имели сильные укрепления, потому что располагались на чужой территории. Поселения возводились на побережье в устьях сезонных рек, который обеспечивали доступ во внутренние районы страны.

Индское поселение Суткаган-Дор – самый западный город Хараппской цивилизации. Площадь Суткаган-Дора – четыре с половиной гектара. Город имел обычную для Индских поселений структуру – цитадель и нижний город. У Суткаган-Дора были крепкие каменные стены толщиной 8 метров, снабженные башнями. Не все хараппские города Мекрана были торговыми портами. Поселение Сонмиами, похоже, было просто рыбацким поселком, жители которого не участвовали в международной торговле. Города Аллахдино на реке Малир не был портом, но служил центром перераспределения товаров.

К XXIV веку до н.э. хараппцы начали плавать непосредственно в Междуречье. Доказательств, что шумеры и аккадцы заплывали на восток дальше Магана нет. В текстах месопотамских городов упоминаются три страны, с которыми велась торговля: Дильмун, Маган и Мелухха. Предполагают, что под именем «Мелухха» шумерам и аккадцам была известна Индская цивилизация. В текстах Междуречья писали, что из этой страны привозили дерево, сердолик и слоновую кость.

Правитель Лагаша Гудеа приказал построить в подвластном ему городе Гирсу большой храм. Материалом для него послужил сердолик из Мелуххи. Выходцы из долины Инда жили в Междуречье, как постоянные торговые представители.

Основным товаром, который индийцы поставляли соседям, была медь и медные изделия. На территории современного Афганистана недалеко от копей ляпис-лазури индийцы основали город Шортугай, откуда на запад отправлялись караваны с лазуритом.

Религия, погребения

Умерших клали в овальную или прямоугольную яму. Ее дно делали из глиняных кирпичей или тело человека клали в деревянный гроб. Умерший лежал на спине головой на север. Иногда тело заворачивали в саван из ткани или тростника. Умершему оставляли украшения, которые он носил при жизни. Иногда рядом с женщинами клали медные зеркала. Возможно, их воспринимали как объекты, с помощью которых можно было заглянуть в иной мир. Иногда над могилами сооружалась земляная или каменная насыпь.

В Хараппе и Лотхале могилы располагали бессистемно. Более поздние погребения часто занимали место прежних. Инвентарь старых могил ломали, а кости выбрасывали.

В Лотхале нашли несколько могил, где было погребено два человека. Высказывали предположение, что останки принадлежали вдовам, которые решили последовать за мужьями. Но, по крайне мере, в одной могиле оба скелета мужские.

Допускают, что жители Индских городов могли использовать другие способы погребения, например, кремацию. На кладбище в Калибангане нашли участки обугленной земли, а в Хараппе обнаружили урны с керамическими изделиями, пеплом и костями.

Предполагают, что уже в эпоху Хараппы у ее жителей были разные религиозные взгляды. Жители городов древней цивилизации могли иметь разное этническое происхождение, и они контактировали с различными соседними культурами, которые влияли на их религию.

Судя по обилию водных объектов в городах долины Инда, самое грандиозное из которых «Большая баня» в Мохенджо-Даро , вода играла ключевую роль в религиозных практиках древних индийцев. Предполагают, что религиозные обряды сопровождались омовениями. На основании иконографии исследователи делают вывод, что жители древних городов воспринимали небеса, как воду, в которой плавают Солнце, Луна и звезды.

Изображения на печатях должны были быть связаны с религиозными верованиями индийцев. Здесь видят изображения мужских и женских божеств в виде растений и животных. Изображенные на некоторых печатях единороги не принадлежали к земному миру, но могли быть частью мира богов из верований жителей Индских городов. Предположительно, были и местные культы, которые отражали прошлое разных групп, входивших в Хараппскую цивилизацию. В долине Инда обнаружено много терракотовых женских статуэток, в которых сейчас видят изображение богини-матери. Они напоминают статуэтки, которые раньше делали жители Индо-Иранского пограничья. В Гуджарате и долине реки Сарасвати жители приносили в жертву животных через сожжение.

Упадок Хараппской цивилизации

После семи столетий процветания города Инда около 1900 года до н.э. начали приходить в упадок. В начале II тысячелетия до н.э. Хараппская цивилизация перестала существовать как единое целое. После ее упадка река Инд перестала быть центром цивилизации Индии, уступив эту роль Гангу.

Горожане перестали следить за дренажными системами, дома начали строиться хуже, общественные учреждения прекращали работать. Некоторые города были покинуты. Жители городов переселялись из прежних центров долины Инда на окраины цивилизации, в частности, в Гуджарат. Причину упадка долины Инда видят в эпидемиях, в частности – малярии. Другая причина упадка городов – высыхание реки Сарасвати. Это приводило к оставлению городов и переселению их жителей дальше на восток.

Морская торговля тоже пришла в упадок. В качестве одной из причин считают проблемы в Месопотамии. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые города южного Междуречья были оставлены из-за засоления почв, и внимание властей обратилось к Северной Вавилонии. Это привело к сокращению морской торговли в Персидском заливе.

В период Поздней Хараппы продолжалось развитие сельского хозяйства. В предшествовавшую эпоху индийцы выращивали ячмень, пшеницу и бобовые, что было характерно для многих земель от Западной Европы до Иранского плато. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. индийские земледельцы начали выращивать рис и просо, которые лучше подходили для этого региона.

На севере Хараппской цивилизации в 1900-1300 гг. до н.э. существовала «Культура кладбища H», названная так по кладбищу в Хараппе. Для ее носителей характерна кремация покойных. В зоне этой культуры погребения в деревянных гробах соседствуют с урнами для кремированных останков.

В восточной части ареала Хараппской культуры в этот период идет ее распространение на юг в междуречье Ганга и Джамны. Некоторые из городов этого междуречья существовали со времен Зрелой Хараппы (Митатхал), другие были основаны переселенцами, как Бара. Переселение было связано с высыханием Сарасвати и выращиванием риса, для которого больше подходили земли междуречья Ганга и Джамны. К 1300 году до н.э. старые города Хараппской цивилизации были покинуты.

Хараппа – город, давший название цивилизации

Первое поселение на месте Хараппы появилось в IV тысячелетии до н.э. В период Ранней Хараппы поселение развилось в крупный город, занимавший территорию 25 гектаров. Уже в эту эпоху он был центром многих ремесел. Тогда же город приобрел структуру, характерную для поселений цивилизации долины Инда – нижний город и цитадель. Постройки цитадели Хараппы были разграблены строителями во время работ по прокладке в этих местах железной дороги в XIX веке.

В период расцвета Индской цивилизации Хараппа занимала территорию около 150 гектаров, а ее население оценивают в 23 тысячи человек.

Город был ориентирован с севера на юг. Как и Мохенджо-Даро, который изучен существенно лучше, Хараппа имела прямые широкие улицы. От общественных уборных вдоль улиц пролегали стоки, которые были связаны с более крупными.

Дома в Хараппе были одно- и двухэтажными. Окна выходили на боковые улицы. Средняя толщина стен была 70 сантиметров, высота потолком – 3 метра. У окон были ставни и решетки, встроенные в само здание.

Основным материалом для строительства домов служил обожженный кирпич. Двери и оконные рамы делались из дерева. При строительстве также использовали глиняную и гипсовую штукатурку.

В первой половине II тысячелетия до н.э. в Хараппе заметны следы упадка, хотя они не выражены также ярко, как в Мохенджо-Даро. Водостоки Хараппы больше не содержались надлежащим образом. При строительстве использовали кирпич разрушенных зданий. Трупы животных оставляли лежать на улицах, а умерших людей относили в заброшенные дома вместо достойного погребения. Тем не менее, город продолжал жить и просуществовал примерно до 1300 года до н.э.

К этому периоду относится новый способ погребения – кремация и собирание костей умерших в урны. Анализ костей кремированных показал, что эти люди отличались от предыдущих жителей Хараппы. Керамика этого периода сохраняет традиционные черты и приобретает новые. На керамике изображают звезды, пунктирные круги, людей с длинными волосами. Похожий стиль был характерен для поселений Северного Афганистана.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

цивилизация долины Инда, - 1) высокоразвитая гор. цивилизация, существовавшая примерно с сер. 3-го тыс. до н. э. до 17-16 вв. до н. э. на С.-З. Индостана. Совр. исследования, однако, показали, что эта цивилизация распространялась далеко за пределами долины Инда: от Суткаган-Дор в Юж. Белуджистане (Пакистан) на З. до Аламгирпура в шт. Уттар-Прадеш (Индия) на В. и от Рупара в Пенджабе (Индия) на С. до Бхагтрава в Гуджарате (Индия) на Ю. Территория X. ц. была гораздо большей, чем территория цивилизаций долин Нила, Евфрата и Тигра, вместе взятых. Открытие (в 1921) и первые систематич. исследования памятников X. ц. связаны с именами инд. ученых Р. Сахни, Р. Банерджи, англ. ученых - М. С. Ватса, Д. Маршалла, Э. Маккея, М. Уилера и др. В наст. время памятники X. ц. исследуются учеными археол. службы Индии и Департамента археологии Пакистана в содружестве с учеными других стран. Из открытых археологами поселений X. ц. особенно значительны Хараппа. Мохенджо-Даро и Чанху-Даро в Пакистане и в Индии - Лотхал, Калибанган и Рупар. В результате исследований вырисовывается картина жизни высококультурного и организованного народа, к-рый жил в хорошо распланированных городах и деревнях, занимался земледелием, скотоводством и ремеслами создал прекрасные образцы иск-ва, имел собственную письменность.

Самой характерной чертой планировки городов X. ц. были прямые (имевшие направление с С. на Ю. и с В. на З.) пересекающиеся улицы. Дома обычно строили из обожженного кирпича; в деревнях и маленьких поселениях употребляли также кирпич-сырец В Мохенджо-Даро, где производились обширные раскопки, выяснилось, что рядовые дома обычно состояли из центр. двора, вокруг к-рого располагались от 4 до о жилых комнат, а также кухни и комнаты для омовения. Сохранившиеся в нек-рых домах пролеты лестниц позволяют предположить, что существовали двухэтажные дома. Многие дома имели собственные колодцы. Для отвода сточных вод через улицы были проложены сточно-канализац. трубы из обожженного кирпича. Гл центры X. ц. (напр., Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган) имели цитадели. В Хараппе цитадель была окружена стеной из сырцового кирпича ширина к-рои у основания равнялась примерно 14 м. Эта стена с уклоном 13-20° от вертикали как с внешней, так и с внутр. стороны даже и теперь достигает высоты св. 15 м. С внеш. стороны стена была облицована обожженным кирпичом и укреплена в узловых пунктах прямоугольными башнями. Внутр. часть цитадели Хараппы изучена еще недостаточно, но есть основания полагать, что постройки там стояли на платформе из сырцового кирпича (или каждая из них на своей собственной платформе). Под защитой цитадели к С. от нее последовательно располагались ряды жилищ ремесленников, круглые помосты-мукомольни и большое зернохранилище с площадью пола более 800 м2. В Мохенджо-Даро внутри цитадели расположено несколько зданий из обожженного кирпича. Одно из них было обществ. бассейном для омовений (т. н. "Большой бассейн"), к-рый был окружен верандой с колоннами и комнатами для раздевания. Рядом находилось другое здание, размером 81 на 23 м, к-рое состояло из центр. двора, нескольких комнат и двух лестниц. Предполагают, что это резиденция "верховного жреца". Построек, специально предназначенных для религ. целей, в Мохенджо-Даро не обнаружено. Внутри цитадели Мохенджо-Даро находилось также зернохранилище, несколько большее по размеру, чем в Хараппе, и многоколонный зал, по-видимому, предназначенный для собраний. В Калибангане внутри цитадели найден ряд облицованных глиной очагов, причем внутри каждого из них находился столбик из обожженной глины. Поблизости от очагов располагался колодец и неск. помостов для омовения. По-видимому, весь комплекс имел ритуальное назначение.

Основой экономики населения X. ц., как и большинства совр. ей мировых цивилизаций, было с. х-во. Обилие рек в сочетании с мягким климатом, к-рый в те времена был более благоприятным, чем теперь, позволяло населению собирать высокие урожаи пшеницы, ячменя, гороха, дынь, бананов и др. Развито было скотоводство (буйволы, овцы, свиньи). Есть основание утверждать, что были приручены собаки, кошки и, возможно, слоны. Относительно приручения верблюдов и лошадей твердых доказательств нет. Установлено, что население изготовляло ткани из хлопка. Можно предполагать, что мужчины в то время носили дхоти, а верхним одеянием им служила шаль, являющаяся непременным атрибутом и совр. сельских жителей Индии и Пакистана. Женщины широко пользовались различными украшениями (ожерелья, серьги, браслеты, кольца, пояса, ножные браслеты и т. д.).

Для X. ц. характерно значит. развитие различных ремесел и прикладного искусства. Изготовлялись разнообразные медные и бронз. изделия (лезвия ножей, серпы, долота, рыболовные крючки, резцы, пилы, бритвы и др. предметы хоз. и бытового назначения, наконечники стрел, короткие мечи, копья и др. оружие). Разнообразным и красочным было гончарное произ-во. Высокого развития достигло иск-во скульптуры и вырезывания печатей. На последние наносились надписи, напоминающие пиктографию. Надписи еще не расшифрованы, но установлено, что писали во время X. ц. справа налево. По находкам надписей на бытовых гончарных изделиях можно судить о том, что грамотность, возможно, не была достоянием только избранных. Находки большого числа гирь и измерительных реек (из слоновой кости) свидетельствуют о значит. развитии торговли. Найденные на поселениях предметы, характерные для стран Зап. Азии, говорят о том, что имели место междунар. торг. связи, осуществлявшиеся караванными путями, а возможно, и морскими. Ок. Лотхала были обнаружены остатки дока (215 на 36 м), выложенного обожженным кирпичом. Там же была найдена печать, характерная для поселений этого же времени на берегах Персидского зал. Изображения корабликов на одной печати и на черепке из Мохенджо-Даро делает предположение о существовании морской торговли еще более правдоподобным.

Антропологич. состав населения, особенно в городах, был весьма смешанным. Здесь были представлены различные расовые типы: средиземноморский, альпийский, негро- австралоидный. Существовали различные религ. культы. Кроме ритуала, о к-ром свидетельствуют огненные алтари, поклонялись, по-видимому, божеству - прототипу Шивы. Имело место почитание Богини-Матери, а также поклонение деревьям, потокам, животным и т. д.

До недавнего времени упомянутые выше печати, найденные в древних поселениях Месопотамии (Ур, Киш, Тель-Асмара), служили единственным источником для датировки X. ц. Они показали, что существовали усиливавшиеся с течением времени связи между X. ц. и Месопотамией начиная с эпохи Саргонидов (ок. 24-23 вв. до н. э.). Правильность этой датировки была подтверждена совр. методом датирования с помощью радиоактивного углерода, к-рый установил общий период X. ц. с 2400 по 1700 до н. э.

Совр. уровень наших знаний не дает ответа на вопрос, почему погибла X. ц. Найденные на жилой части Мо-хенджо-Даро в странных позах скелеты часто приводят как доказательство резни, учиненной вторгшимися в город ариями. Но это предположение бездоказательно, ибо не все скелеты принадлежат последним жителям Мохенджо-Даро и не удалось отыскать никаких остатков культуры, к-рая непосредственно сменила бы побежденную цивилизацию. Вероятнее предположить, что X. ц. пала вследствие ряда причин: истощение почвы, наступившее в результате непрерывной эксплуатации, разрушительные наводнения, эпидемии и др. X. ц. не исчезла бесследно. Об этом свидетельствуют находки из Лотхала и Рангпура. Ее влияние можно проследить, изучая историю формирования культуры совр. народов Индии и Пакистана,

Б. Б. Лал. Дели.

2) X. ц. наряду с древними культурами Египта, Шумера, Элама и иньского Китая является одной из древнейших гор. цивилизаций Старого Света, рисующих закономерный характер ист. процесса. Она, по-видимому, возникла в результате освоения долины Инда земледельческими общинами, но культура этих общин еще мало изучена. Дохараппские слои Кот Дижи и Калибангана в нек-рых отношениях обнаруживают связи с X. ц. (использование металла, гончарного круга), но в других заметно от нее отличаются.

Отсутствие письменных источников затрудняет определение экономич., социального и политич. строя X. ц. Однако, исходя из того, что общество Хараппы имело много общих черт с обществом Шумера (найдены ценные хоз. архивы), можно допустить, что X. ц. являлась раннеклассовым обществом с рабовладельческим укладом. Эксплуатации, по-видимому, подвергалось прежде всего осн. производящее население страны, объединенное в общины. Это было обусловлено необходимостью коллективного труда при освоении территории, при сооружении ирригац. сети, что и создавало предпосылки для зависимого положения осн. массы производящего населения и для образования обширного гос. х-ва.

В основе экономич. структур раннеклассовых обществ (к к-рым относится и X. ц.), возникших в долинах великих рек, лежало высокопродуктивное земледелие и скотоводство, опиравшееся на искусств. орошение. Открытие в Лотхале (Гуджарат, Индия) искусств. канала длиной в 2,5 км позволяет предположить существование ирригац. системы. Население X. ц. снимало два урожая в год. Но и при одном весеннем урожае, напр., жители Мохенджо-Даро (население к-рого составляло, по мнению ученых, несколько десятков тыс. чел.) получали, вероятно, значит. излишки зерна. Специализированное ремесло (металлургия, гончарное произ-во, деревообделочные промыслы), иск-во (объемная скульптура, коропластика), архитектура, внутригородской и международный торговый обмен - все это свидетельствует о наличии в обществе X. ц. имущественного и социального неравенства, подобно тому как это было в городах-государствах древнего Шумера.

Политич. организация X. ц., по-видимому, была аналогична деспотическим режимам в других странах Др. Востока.

А. Я. Щетенко. Ленинград.

Лит.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969; Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964; Проблемы социально-экономической истории древнего мира, М.-Л., 1963; Алексеев В. П., Антропологический состав населения древней Индии, в сб.: Индия в древности, М., 1964; Щетенко А. Я., Древнейшие земледельческие культуры Декана, Л., 1968; Маккей Э., Древнейшая культура долины Инда, пер. с англ., М., 1951; Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Дикшит С. К., Введение в археологию, пер. с англ., М., 1960; Mohenjo-daro and the Indus civilization, ed. J. Marshall, v. 1-3, L., 1931; Vats M. S., Excavations at Harappa, v. 1-2, Delhi, 1940; Mackay E., Further excavations at Mohenjo-daro, v. 1-2, Delhi, 1937-38; Riggott S., Prehistorie India to 1000 b. с, Harmondsworth, 1950; Mode H., Das frühe Indien, Weimar, 1960; Wheeler M.. The Indus civilization, 3 ed., L.- Camb., 1968; Ghatterjee В. К. and Kumar G. D., Comparative study and racial analysis of the human remains of Indus Valley civilization with particular reference to Harappa, Calcutta, 1963; Casal J. M., La civilisation de l"Inde et ses éniemes, P., 1969; Fairservis W. A., The roots of Ancjent India, N. Y., 1971.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Археологическая культура бронзового века (сер. 3 го 1 я пол. 2 го тыс. до н. э) в Индии и Пакистане. Название по находкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов и др. Хозяйство: эемледелие, скотоводство, ремесла … Большой Энциклопедический словарь

    ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, археологическая культура бронзового века (сер. 3 го 1 я пол. 2 го тыс. до н. э) в Индии и Пакистане. Название по находкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов и др. Хозяйство: эемледелие, скотоводство,… … Энциклопедический словарь

    Хараппская цивилизация - ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, археологическая культура бронзового века (середина 3 го 1 я половина 2 го тысячелетия до нашей эры в долине Инда в Индии и Пакистане. Руины городов (Хараппа, Мохенджо Даро и др.), крепостей, морских портов и др. Хозяйство … Иллюстрированный энциклопедический словарь Хараппская культура

    Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

    Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря - на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра - Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда Хараппской). Затем были открыты менее значительные городища - Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал - важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. Об этом свидетельствуют раскопки верфи, связанной каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив.

Но цивилизация сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Рис. 50. Мохенджо-Даро. Раскопки . III-II тыс. до н. э. Пакистан

Благодаря археологическим исследованиям последних десятилетий Индская цивилизация уже не кажется единой и совершенно неизменной, удается как установить последовательность периодов ее развития, так и выделить отдельные культурные зоны. От собственно долины Инда, составляющей центральную зону, отличаются области, расположенные к западу от Инда, северные области (Рупар, Калибанган, Аламгирпур) и южные (в основном п-ов Катхиявар).

Хронологически Хараппская культура определяется в границах 2300-1700 гг. до н.э., но для разных зон и отдельных центров датировки могут совпадать не полностью.

Ученые до сих пор бьются над загадкой самых ранних очагов урабанистической культуры и первых протогосударств в Северной Индии, возникших в III тысячелетии до н.э. Это происходит потому, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро пока не расшифрована. Скудные данные археологии и религиозные тексты более поздней, ведической эпохи не позволяют представить себе жизнь хараппского общества III тыс. д.н.э. в полном объеме. В распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике. Имеющиеся сведения позволяют сделать следующие выводы.

Территория, занимаемая обществом Хараппы, значительно больше территорий одновременных Египетской и Месопотамской цивилизаций. Считается, что эта цивилизация была известна шумерам под названием Мелухха.

Расцвет Хараппского общества относится к рубежу III-II тыс. до н.э. О его высоком уровне развития говорят строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Наиболее полную и разнообразную информацию о цивилизации дают поселения, число которых достигает почти 1000.

Некоторые города отличались большими размерами, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, площадь которых составляла 2-2.5 кв. км, а число жителей по различным оценкам определялось от 35 до 100 тысяч. Были и городки площадью от 5 до 12 га и мелкие поселки до 1 га.

Как правило, города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами.

В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок.

Зажиточные горожане жили обычно в 2-3 этажных домах из обожжённого кирпича, которые, как правило, состояли из нескольких помещений, сгруппированных вокруг дворика, где находились очаги, готовилась пища, и играли дети. Плоские крыши домов покрывались утрамбованной землей и, возможно, в душные летние ночи они служили местом для сна.

Дома не украшались и не имели окон, но были довольно благоустроены. Обычно в каждом доме имелась кухня и туалетная комната. Для доступа в помещение свежего воздуха в верхней части стен делались прорези. Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и совершенная, по масштабам того времени, система канализации. Часть населения, в основном беднота, селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Хараппского общества занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжути и горчицу. Значительное внимание уделялось рисосеянию и садоводству. Выращивали также хлопок, первое знакомство, с которым восходило к раннеземледельческой эпохе.

Нет данных о существовании в этот период крупных оросительных сооружений, но известно об использовании водочерпательного колеса. Вероятнее всего поля орошались естественными разливами рек. Хараппцы широко использовали паводковые воды, производя обваловку полей для их удержания. В это время уже применялась система двух урожаев весеннего и летнего, которая сохранилась в аграрной традиции Индии и в наше время.

Земледелие отличалось значительным техническим оснащением деревянный плуг, каменные лемехи, двух- и четырехколёсная повозка.

Развивалось у хараппцев и скотоводство, и уже были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Роль охоты и рыболовства сводилась к минимуму.

Ремесло, как важнейший компонент Хараппской цивилизации, в полной мере отражало эпоху бронзового века с его нарастающим прогрессом металлургии и металлообработки. Ремесленники того времени умели получать различные сплавы, в том числе меди с мышьяком, свинцом и оловом. Из них изготовляли инструменты, предметы вооружения и украшения. Обработке подвергались также золото, в меньшем масштабе свинец и серебро. Железа в городах Хараппской цивилизации не обнаружено.

В изящных изделиях хараппских ювелиров золото сочеталось с полудрагоценными камнями, а изготовление бус превратилось в налаженное производство. Особенно популярными были сердоликовые бусы с травленым орнаментом.

Особым промыслом, в котором мастерство ремесленника сочеталось с взыскательным вкусом художника, было изготовление печатей-амулетов. Они вытачивались из стеатита, и на амулете обычно изображалось какое-либо животное (например, бык перед особого рода кормушкой – наиболее распространенный сюжет) и несколько пиктографических знаков. В отличие от шумерских цилиндрических печатей, индские были плоскими. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости.

Рис. 51. Печати из Мохенджо-Даро . III-II тыс. до н. э. Стеатит. Размеры: 1) 2,4 x 2,4 х 0,53 см; 2) 4,06 x 3,95 х 0,8 см; Национальный музей, Исламабад

1) На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных - быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.

2) На печати изображено божество с рогатым головным убором и браслетами на обеих руках. Божество стоит на священном фиговом дереве и смотрит на коленопреклоненного почитателя. На небольшом стуле покоится человеческая голова. Сцену довершает гигантский баран и процессия из семи человек. Эти последние носят головные уборы с одним пером, длинные юбки и браслеты на руках. У верхнего края печати имеется несколько символов, один символ помещен под священным деревом. Эта картинка, возможно, изображает ритуал жертвоприношения божеству с процессией из семи фигур.

В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

Рис. 52. Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро . III-II тыс. до н. э. Бронза. Национальный музей, Дели

Важную роль играло прядение и ткачество. Выделывались различные ткани, в том числе из хлопка.

Крупные поселения-города хараппцев это не только центры ремесла, но и торговли, как внешней, так и внутренней. Морская и сухопутная торговля развивала контакты Индской цивилизации с Месопотамией. Одним из перевалочных пунктов, где совершались торговые сделки, были Бахрейнские острова.

О значительной роли торговли свидетельствует большое количество кубической формы каменных гирь со стандартным весом. Исходной единицей служил вес 0,85 г. с последующим удвоением и удесятерением. Появились также линейки из кости, раковин и бронзы.

О широких внешних связях (по морю и по суше) городов Индской цивилизации говорят находки изделий Хараппской культуры (в основном печатей) на городищах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе). Некоторые изображения на предметах, найденных в Месопотамии (печати из Телль-Асмара, ваза из Телль-Аграба), считают типично индийскими. Промежуточным звеном между Индией и Месопотамией могли служить острова Персидского залива. Подтверждением этого являются сходство печатей Бахрейнских островов с индийскими и находки предметов, изготовленных на Бахрейнских островах, в городах Индской цивилизации.

Хараппское общество создало оригинальную систему письменности. Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами. К настоящему времени до нас дошло 2,5 тысяч надписей на керамике, металлических изделиях и печатях-амулетах. Ученые выделили более 400 рисуночных знаков, но расшифровать их пока не удается. Удалось лишь установить, что хараппцы писали справа налево и что их письменность принадлежит к протодравидскому языку.

В сфере религиозных верований население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества. Оно изображалось сидящим на невысоком троне, в рогатом головном уборе, иногда трехликим, в окружении разного рода животных, напоминая позднейшего бога Шиву. Для хараппской цивилизации весьма значительны и традиции анимизма. Обожествлялись некоторые виды животных (слоны, обезьяны, собаки, быки, птицы), считающиеся священными и в настоящее время.

Подводя итоги, можно отметить, что в Хараппском обществе четко прослеживаются черты городского образа жизни. Хараппцы находились на первой стадии урбанизации, когда значительный человеческий потенциал и соответствующий ему образ жизни сконцентрировался в единичных крупных центрах. Внутреннее убранство домов отличалось скромностью, ограничиваясь лежанками и сиденьями, резные ножки которых иногда имели форму ног крупного рогатого скота. Уже уделялось внимание и кулинарии. Хозяйки широко пользовались в приготовлении теста каменными и глиняными ступками. Свой повседневный быт женщины украшали, используя престижные вещи, к которым относились личные украшения и прежде всего браслеты. Это были браслеты из золота, серебра, меди, раковин и терракоты, из нитей золотых бус. Их носили не только на руках, но и на ногах.

С 1800 г. до н.э. Хараппская цивилизация стала медленно угасать. До сих пор неизвестно, что привело Хараппскую культуру к упадку. Возможно, изменение климата, чрезмерные разливы рек, тектонические толчки, быть может, эпидемии. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы.

Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение шести столетий, приходили в упадок некогда цветущие города. Постепенно утрачивались навыки градостроительства, ремесленного мастерства, художественного вкуса, все меньше появлялось привозных вещей. Вероятно, оказалась забытой и письменность. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры.

В периферийных областях на севере и на юге - на п-ове Катхиявар, - позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты Хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели Хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными.

Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть, прежде всего, связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

После гибели Хараппской культуры на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н.э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Начиная рассмотрение данной темы, необходимо отметить, что слово древний , применительно к Индии, часто носит условный характер. Ряд обрядов, норм, с которыми сталкивались люди, жившие до нашей эры в Индии, сопровождают и повседневную культурную жизнь современной Индии. Важно также учитывать то, что географически Древняя Индия занимает территории не только собственно Индии, но и современного Пакистана.

Истоки зарождения древнеиндийской культуры и индуизма раскрыть достаточно сложно. Одной из первых культур Индии является хараппская культура, зачастую именуемая протоиндийской культурой. Неотъемлемой частью её жизни являлась религия. Много сведений о хараппской культуре сохранилось на клинописных дощечках Междуречья на шумерском и аккадском языках. Шумеры называли эту культуру Меллуха . В самой Индии всех неарийцев называли словом млеччха варвар .

Следует подчеркнуть, что хараппская культура отнюдь не самая древняя в Индии; пакистанские археологи открыли и дохараппские поселения, существовавшие в V-IV тыс. до н.э. Однако хараппская культура, в отличие от своих предшественниц, стала цивилизацией, поскольку в ней люди жили оседло, строили настоящие города, использовали письменность. Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг – более 1100 км и с запада на восток – более 1600 км. Причём хараппанцы очень активно расширяли сферы своего влияния на юг и восток. Поэтому уместно говорить о том, что в рамках хараппской цивилизации сосуществовало множество культур. Этнический состав хараппской культуры был очень разнообразным.

Хараппская цивилизация была весьма развитой. Самыми крупными городами этой культуры являются Хараппа, Мохенджо-Даро. Были и другие города, например, Калибанган, Долавир, Лотхал, Мергар, Чанху-Даро. В них проживало от 35 тыс. до 100 тыс. человек. Города отличались строгой планировкой, ориентированной на представления о сакральном мире. В данных городах функционировала система водоснабжения, города имели разные кварталы для жрецов, чиновников, торговцев и ремесленников. Почти все крупные города хараппской цивилизации делились на две части: цитадель, возвышающаяся над городом, и «нижний город». В цитадели находились городские власти, доступ к которым с «нижнего города» был ограничен. В цитадели располагались зернохранилище, водоём. Общая площадь цитадели в Мохенджо-Даро составляла 230 на 170 метров. Улицы хараппских городов были достаточно широкими – примерно 10 метров по ширине. В городах была развитая система канализации, работали бани.

Письменность хараппской культуры до сих пор вызывает много споров, а работы по дешифровке ещё не завершены. Знаки протоиндийской письменности могут быть сопоставлены с такой системой письма, как деванагари, письменностью древнеиндийской цивилизации, а также с брахми (древнейшей разновидностью индийского слогового письма). Обычно в хараппских поселениях текст наносили на керамические или металлические изделия. Очень много образцов хараппского письма (более 1 тыс.) найдено на различных печатях. В системе хараппского письма насчитывается более 400 знаков, которые писались справа налево Язык хараппской цивилизации являлся протодравийским.

Для хараппской культуры характерной особенностью было почитание животных, растений, рек. Многие индусские боги переняты из хараппской культуры. Так, на одной из найденных печатей изображено трёхликое божество, сидящее на низкой подставке, к которой как бы примыкают фигурки антилоп. На голове божества своеобразный головной убор в виде рогов. С обеих сторон от божества расположены какие-то дикие животные. Вполне возможно, что это божество является прототипом бога Шивы. В ранних индуистских текстах о Шиве говорится как о главе йогов, как о боге, носящем прическу в виде рога. Также при раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

За несколько веков до появления в долине реки Ганг арийцев хараппская цивилизация переживала серьёзный кризис, сопровождавшийся различными болезнями среди населения. Особенно была распространена малярия. Факт массового заболевания людей малярией подтверждается анализом костных останков жителей хараппских поселений. Возможно, значительную роль в упадке культуры сыграли и климатические изменения (вероятно, их причины связаны с изменением русла Ганга, частыми наводнениями, землетрясениями). Процесс гибели городов хараппской цивилизации занял несколько столетий. Причины упадка этой цивилизации по-прежнему вызывают множество споров. Известно, что города хараппской культуры постепенно беднели, приходили в упадок и разрушались. Первоначально в них практически исчезли власть и порядок. На запрещённых для строительства местах возводились небольшие хижины, прямо посреди улицы сооружались гончарные печи, улицы застраивались мелкими лавочками и прилавками, как бы мы сейчас сказали, торговыми точками или ларьками. Что же касается международных связей, то они оказались прерванными; цивилизация оказалась в стагнации и стала распадаться на локальные культуры.

Генезис древнеиндийской культуры.

Язык культуры и ведическая литература

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Индии проникли кочевые племена ариев. Само слово арий является производным от санскритского корня рь, или ри, находящийся в движении пастух или хозяин стада . Первоначально арии жили в небольших укреплённых поселениях, которые невозможно назвать городами. Однако в последующем арийцы утвердились в данном регионе и основали настоящие города. Именно арийцы привнесли в Индию религию, называемую сейчас индуизмом. Индуизм зародился в районе междуречья рек Ганг и Джамна. По сути эта религия вобрала в себя религиозные представления как хараппской, так и арийской культур.

Примерно в V в. до н. э. индуизм в стране стал государственной религией. Сейчас почти 84% граждан Индии исповедуют индуизм. Очевидно то, что индийская культура развивалась под воздействием ряда факторов, среди которых первостепенную роль играет религиозный. Дать какую-либо исчерпывающую дефиницию понятию индуизм весьма сложно. Известный индийский мыслитель XX века Шри Ауробинто Гхош полагал, что индуизм – это «поддержание гармонии между духом, умом и телом». Однако другой авторитетный исследователь и мыслитель Арвинд Шарма после тщетных попыток найти правильное определение индуизма, ответил весьма лаконично и ясно: «Индуизм – это религия, которую исповедуют индусы».

Основные доктринальные положения индуизма заложены в священных книгах Ведах. Само слово Веды буквально означает ведение , знание и связывается с понятием священного знания. Вопрос об этимологии самого слова Веды вызывает много споров. Существует точка зрения, согласно которой слово веды взаимосвязано с русским словом ведать, или знать . В Ведах основной акцент делался на ритуальной стороне религии и на связи ритуала с душой, её состояниями и возможностями. Несмотря на то, что Веды часто называют Писанием, они по сути, как считают индийцы, являются воспринятыми на слух. Данное убеждение призвано подчеркнуть божественное происхождение Вед, содержание которых было услышано людьми и записано в книгах. Люди, которые смогли услышать божественные откровения, назывались риши . Авторитет Вед незыблем по сей день. Так, в 1995 году Верховный Суд Индии, характеризуя правовое определение индуизма, назвал Веды «единственным фундаментом индусской философии».

Писались Веды с XVI по VI вв. до н. э. на санскрите. Язык этот принесён в Индию племенами ариев. Само слово санскрит буквально означает «обработанный», «грамматически правильный», «литературный». Древнейший трактат по санскриту – Нирукта – приписывается Яске, жившему примерно в VI веке до н. э. В IV веке до н. э. появилась грамматика Панини, называемая «Восьмикнижие». В обозримой истории человечества «Восьмикнижие» является первым учебником по грамматике. В этом трактате содержится более 4 тыс. грамматических правил, изложенных в форме кратких афоризмов, а поэтому очень трудных для понимания без комментариев. Грамматика ориентирована не на ведический санскрит, а на язык брахманов (классический санскрит) Северо-Западной Индии. С этого момента санскрит принял свою классическую форму. В разные исторические периоды для записи санскрита применялись различные алфавиты, однако наиболее часто применяемым алфавитом был и остаётся деванагари (deva бог , nagari городская ) . Слово деванагари означает письменность , используемую в «городах полубогов». Алфавит деванагари состоит из сорока восьми букв: тринадцати гласных и тридцати пяти согласных. Однако количество букв в деванагари может быть и несколько другим. Деванагари является основой для записи текстов не только на санскрите, но и на хинди. Текст на языке хинди, записанный на основе деванагари, выглядит так (фрагмент из индийской сказки «Клевер маленькой птички»):

चतुर चिड़िया – клевер маленькой птички

एक चिड़िया थी | उसका नाम चींची था | एक दिन की बात है | चीची चिड़िया गाय के पास बैठी थी | वह दाने चुग-चुग कर खा रही थी | गाय ने गोबर किया | चिड़िया गोबर में दब गई | वह उड़ न सकी

Способ обучения санскриту составляет часть культуры и является весьма сложным, представляя собой средство для вживания в саму культуру. Один из основных элементов этого обучения заключается в выучивании наизусть словаря санскритских синонимов. Такое обучение начинается с детского возраста, когда память, еще ничем не обременённая, особенно свежа. Это выучивание, являясь известным педагогическим приемом, раскрывает перед учеником тысячи слов-терминов, большую часть того непростого и богатого культурного мира, к которому он приобщается; он как бы сразу получает некоторое энциклопедическое образование. Благодаря такому обучению память человека развивается особенно интенсивно, и индиец, прошедший этот этап обучения, знает целые книги наизусть, причем знает их так, что может начать их цитирование с любого места. После овладения грамматикой и словарем начинается чтение самих книг с подробными толкованиями учителя. Все это является, однако, лишь общей подготовкой, теми элементами общего образования, с которыми индиец вступает в культурную жизнь; через известное время начинается специализация, выбирается та или другая дисциплина или несколько дисциплин, смотря по способностям и усидчивости слушателя.

Надо отметить, что у индуистов нет канонического списка священных текстов, поэтому Веды лишь формально пользуются наибольшим авторитетом. Однако неизменно важнейшее место отводится наидревнейшей Веде – «Ригведе», в которую включены гимны, молитвенные песнопения многим божествам индоарийского пантеона. «Ригведа» создавалась в период с XVI по X вв. до н.э. Достаточно широко известны ещё две Веды – это «Самаведа» (Веда мелодий) и «Яджурведа» (Веда ритуала). Часто в Веды включаются не только тексты брахман, но и комментирующие их сутры, а также упанишады. К Ведам относят часто и эпические произведения, такие как «Махабхарата» и «Рамаяна», однако данные произведения носят более литературно-исторический характер. Жанр, в котором написаны эти тексты, называется итихаса , то есть так и было . Такой жанр подчёркивает то, что события, описываемые с его помощью, повествуют о правдивых событиях глубокой старины.

Выделим основные черты Вед :

1. Видение в человеке божественного потенциала.

2. Благожелательное отношение богов к человеку.

3. Либеральное отношение к иным воззрениям и учениям о мире.

4. Нет развитого понятия личности .

Считается, что незнание Вед приводит к состоянию авидьи (с санскритского и однокоренного слова языка пали – незнание, неведение ). Авидья рассматривается как незнание собственной экзистенциальной природы и цели своей жизни. В брахманизме авидья связывается с самоотождествлением человека с тем, что ему по природе чужеродно. Человек в состоянии авидьи лишён возможности целостно видеть системы, функционирующие в мире; мировоззрение индивида в этом случае разорвано, фрагментарно.

Особенно важным понятием в индуизме является религиозно-философское понятие Брахман (в индоевропейском языке и в санскрите является существительным среднего рода и буквально с индоевропейского языка обозначает то, что расширяется, или вздувается ) – это Высшая Реальность, сила, организующая и упорядочивающая устройство мира. Слово Брахман связано с авестийским словом барзсман и санскритским баршис , употребляемые в значении связка травы , подстилка для жертвоприношений . Такая этимология слова указывает на связь понятия Брахмана с идеей опоры . Также понятие Брахман включает в себя rita – идею правильного хода небесных тел, противостоящая хаосу. По существу сущность Брахмана выразить в словах невозможно, но если попытаться дать ему условное определение, то можно сказать так: это всеобщая душа (мировой дух) обитает во всём и всем руководит изнутри. Что же касается понятия атман (дословно означает дыхание ), то считается, что атман (символ индивидуального бытия, субъективного начала сознания) – это самостоятельная субстанция, совершенно отличная от ума и тела, приобщающая атрибуты сознания в ходе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Атман потенциально неразрывен с Брахманом и по сущности однороден с ним. Эта идея наиболее полно представлена в той части Вед, которые получили название Упанишад, что буквально означает сидеть около , то есть рядом с учителем или богом, получая от него тайное знание. По форме Упанишады представляют собой диалог учителя или бога с учеником. В Упанишадах идея тождества субъекта и объекта, атмана и Брахмана выражена в таком изречении: «Ты есть то», или «Ты – одно с тем» (на санскрите тат твам аси ). Единство природы Брахмана и атмана часто обозначается словом сатиям истина или словом джалан всё это .

Говоря о богах индуизма, следует заметить, что по индусской традиции существует 33 млн. богов. Точное же число не знает никто. Наиболее важные среди богов такие: Брахма, Вишну и Шива. Часто указывается на то, что Брахма является творцом, лучше сказать, организатором мира; Вишну – его хранителем. Шива разрушает мир, демонстрируя божественное могущество. Таким образом, все эти три бога считаются проявлением единой божественной сути, но с различными сферами деятельности. Брахма выражает идею мудрости, Вишну – идею любви, а Шива символизирует силу. Тем не менее индуизм не однороден, что предопределяет разные роли богов этой триады. Так, в вишнуизме трансцендентным творцом (организатором) мира является Вишну, а Брахма и Шива лишь исполняют его волю. Соответственно, в шиваизме всё обстоит с точностью наоборот: Шива всесильный, вездесущий Бог, а Вишну и Брахме отводятся вторые роли. Монотеистическое почитание Брахмы в индуизме отсутствует.

Богатая интерпретация ролей индусских богов часто объясняется этническими особенностями каких-либо социальных групп, историческими условиями укоренения того или иного культа. Например, центральный бог брахманизма – Брахма – проистекает от бога Праджапати (господин творения), который был одним из богов, стоящих у истоков организации мира. Однако постепенно он начал восприниматься как жрец богов, поэтому он стал именоваться Брахмой. Другой бог, Вишну, в древности не пользовался большим почитанием и рассматривался как помощник Индру. Тем не менее со временем он стал осмысливаться как помощник и всесильный покровитель «царя богов». Бог Шива изначально, как положительный персонаж, был чужд брахманизму. Однако он вжился в индуизм и стал его неотъемлемой частью. Поклонение Шиве включало приношение жертв как в смысле слова жертвования своей душой, своей радостью, счастьем во время оргиастических обрядов, так и в смысле слова жертвования своей жизнью во время кровавых обрядов. В демонических культах, описанных в некоторых Ведах, подчёркнуто явное преклонение перед Рудрой – прообразом Шивы.

В целом, согласно «Ригведе» боги делятся на дэвов – разрушающих, подчас аморальных демонов, и асуров – божеств, которые борются с дэвами. Понятие «асура» происходит от санскритского «асу» – дыхание, жизнь. Например, к асурам относятся, например, Варуна (бог Мирового океана) и Митра (бог договора и справедливости), культы которых известны и в иных религиозных традициях. В «Ригведе» эти боги относятся к асурам. Однако со временем культ Варуны исчезает, а Митра начинает пониматься как злобный дэв. Такая распространённая смена ролей и ассоциаций порождает множество различных интерпретаций моральных или аморальных сторон тех или иных божеств; в таком смешении сущности богов сложно выработать чёткие нравственные ориентиры, а доброе легко уничижается, дискредитируется или подменяется злым. Если в первых книгах «Ригведы» асуры олицетворяют божественное, небесное начало то в последней книге «Ригведы» появляется противопоставление богов-дэвов и демонов-асуров. Это даёт осно­вание толковать этимологию слова «асуры» как «не­боги» («а» – это отрицательная приставка в санскрите).

В VI-V веках до н. э. складываются школы, оппозиционные брахманизму, в результате чего оформляются два течения в философской мысли древней Индии: ортодоксальные школы, то есть поддерживающие авторитет Вед, и неортодоксальные школы, то есть опровергающие авторитет Вед. Ортодоксальные школы, в отличие от неортодоксальных, как правило, признавали идею бога-творца. Возможно, исключение составляет санкхъя. К ортодоксальным школам относятся: ньяя, вайшешика, санкхъя, йога, миманса, веданта. Неортодоксальными школами являются чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Все эти школы обращены к идее освобождения из сансары индивидуального атмана и его слияния с Брахманом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней